Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инновационный рынок становление и развитие

Инновационный рынок становление и развитие

Инновационный рынок (рынок инноваций) — это совокупность рыночных отношений, возникающих в процессе создания, освоения, передачи и использования технологий, товаров и услуг. На инновационном рынке представлены не только готовые продукты, но и незавершённые интеллектуальные продукты.
Общим для различных типов инноваций является то, что все они включают стадию успешного использования нового продукта для потребителя с выгодой для производителя. Все типы нововведений могут быть реализованы на рынке. Объектом обмена в сфере инновационной деятельности могут быть результаты любой стадии реализации инновационного процесса: фундаментальных исследований, прикладных исследований, освоения, разработки. В структуре современной сферы инновационной деятельности рассматриваются следующие уровни (рис. 2.2.):
1. Инновация I уровня — результат фундаментальных исследований; новая общенаучная идея, «ноу-уот».
2. Инновация II уровня — результат прикладных исследований; новая научно-прикладная идея, «ноу-хау».
3. Инновация III уровня — результат ОКР; технология создания нового продукта, организационно-технологическая подготовка производства.
4. Инновация IV уровня — результат освоения производства; модификации инноваций.
5. Инновация V уровня — инновационные услуги, инновационные бренды.
Состояние инновационного рынка определяется совокупностью факторов, которые включают:
1) Мировой порог знаний. Он служит границей между достижениями и пробелами в общих и специальных знаниях. Он дает научному обществу ориентир для дальнейших фундаментальных и прикладных исследований, а инженерному и управленческому корпусу — базу для целевых прикладных разработок.
2) Инновационные ресурсы. Определяются наличием и доступностью необходимых для инновационной деятельности ресурсов. Наличие и доступность в свою очередь зависят от географического положения, социально- правовой и экономической среды, уровня взаимодействия между субъектами инновационного рынка.
3) Инновационные предприниматели (инновационный потенциал) . Это специфический тип бизнесмена с развитым инновационным потенциалом, выступающего связующим звеном между новаторами — авторами оригинального научно-прикладного продукта — и обществом, в частности, сферами производства и потребления.
4) Поле инновационной активности. Оно очерчивается границами концентрации потенциальных объектов приложения знаний и навыков на соответствующих иерархических уровнях, территориях, в определенных видах деятельности. Потенциальные инновационные объекты — это «узкие» места в различных открытых системах, функционирующих в рамках «общество — среда обитания — техника».
5) Инновационный климат. Это своеобразная «питательная среда», которая обеспечивает благоприятный фон для взаимодействия всех факторов. Она включает систему необходимых социальных, юридических, экономических, информационных и других институтов, поддерживающих как инновационную деятельность, так и самих новаторов. К ней можно отнести виртуальные корпорации, технополисы, бизнес-инкубаторы.

Рисунок 2.2. Структура инновационного рынка

Объекты инновационного рынка имеют общие признаки потребительской стоимости (новизна, пригодность, рискованность), что позволяет их пользователям получать дополнительную прибыль. Поступающие в сферу обмена инновационные продукты отвечают всем признакам товара, а их коммерческий обмен осуществляется путём заключения сделок. Специфика же инновационного рынка заключается в следующем:
— здесь велика интеллектуальная составляющая в продукте (знания, информация, опыт)
— товар на рынке инноваций может многократно использоваться, так же часто реализуются не отдельные нововведения, а комплекс технологий единого научно-технического уровня.
— цена на инновации определяется не столько затратами на их создание, сколько потребительской стоимостью и спросом на инновации;
— рынок инноваций имеет большую неопределённость, на него оказывают воздействие циклические факторы с одной стороны, а также состояние научно-технического потенциала и промышленной сферы, торгово- политические условия, реализация инноваций с другой стороны.
— одновременно несколько субъектов участвуют в технологическом обмене, при этом предполагается участие большинства предприятий в технологическом обмене (трансфере технологий) как внутри страны, так и на мировом рынке.
Инновационный рынок является организационным, т. е. здесь в качестве и поставщиков, и покупателей выступают преимущественно предприятия и различные учреждения. Экономические субъекты в сфере инновационной деятельности могут выступать потребителями одних инноваций (более низкого уровня) и поставщиками инноваций более высоких уровней. При этом качество конечных инновационных продуктов и услуг, определяется качеством инноваций по всей инновационной цепочке. В связи с чем важным является характер отношений, складывающихся в процессе создания и распространения инноваций.
Участниками сферы инновационного рынка являются хозяйствующие субъекты:
— создатели и обладатели научно-технических достижений и ноу-хау, небольшие самостоятельные фирмы, основная сфера деятельности которых посредничество или распространение инноваций;
— пользователи инноваций, а так же кредитно-финансовые, патентно- лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические и прочие государственные и частные структуры.
Для эффективного распространения инноваций необходимо присутствие инноватора предложения (продавца) и инноватора спроса (покупателя). Новаторы открывают новые возможности, но дальнейшее их распространение определяется выбором имитаторов, которые руководствуются критериями эффективности при отборе инноваций. В значительной мере принятию и распространению инноваций способствуют инноваторы — люди (организации) с широким концептуальным репертуаром.
Покупателей и поставщиков на рынке инноваций можно разделить на определенные группы, в зависимости от их участия в инновационном процессе.(табл.2.2.)

Таблица 2.2. Типы покупателей и поставщиков инновационного рынка

Для признания нового изделия (технологии) рынком и, следовательно, обеспечения спроса на него большое значение имеет выбор новатора — наиболее авторитетного покупателя, создающего «авторитетное мнение» о данной продукции. Причем первые покупатели пользуются льготными условиями приобретения товара, способствуя своим авторитетом повышению спроса на него, в отличие от тех, которые приобретают его не в числе пионеров.
Выбор рыночного сегмента способствует не только целенаправленному формированию спроса на новую научно-техническую продукцию, но и учету производителем ее конструктивной специфики, присущей конкретному потребителю (предприятию, отрасли и т.д.), оформлению, уровню цен, а в конечном счете — повышению спроса.
Огромную важность для распространения новой научно- технической продукции имеют коммуникационные факторы. Высокий уровень информационного обмена, тесные коммуникации способствуют быстрой диффузии инноваций. Активное участие в научно-технических семинарах, симпозиумах, выставках обеспечивают знакомство потребителя с новой продукцией еще до выведения ее на рынок, формируя тем самым инновационный спрос. При отсутствии предварительной информации о новом товаре ее появление на рынке может быть встречено потребителем настороженно и процесс формирования спроса будет слишком длителен, что в свою очередь отразится на затратах и финансовых результатах фирмы- производителя.
Мировой инновационный рынок давно приобрел глобальный характер. Этот рынок в целом высокотехнологичен, здесь основным объектом выступают новые знания, интеллектуальные ресурсы.
В настоящее время можно выделить следующие проблемы, тормозящие развитие отечественного инновационного рынка:
— ученые и разработчики, как правило, не знают рынка и вряд ли даже отдаленно представляют, как полученные ими научные результаты могут быть трансформированы в рыночный продукт;
— экономические агенты рынка (менеджеры компаний) практически не знакомы с характером современной науки, структурой и важнейшими направлениями ее деятельности, прорывными достижениями. Они не всегда могут судить о достоверности научных результатов, предлагаемых для реализации, и их технологической эффективности;
— государство (в лице политиков и технических экспертов), призванное устанавливать правила трансфера технологий, слабо представляет себе реальную атмосферу жизни научных лабораторий, условия проведения исследований и разработки технологий, возможные последствия внедрения принимаемых законодательных положений для производства научного знания и его коммерциализации.
Теоретически существуют два подхода к определению дальнейшего развития отечественного инновационного рынка:
1) Приобретение лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний.
Плюсы такого подхода — отработанные на практике технологии, отвечающий мировым стандартам контроль качества, большие маркетинговые преимущества, возможности для создания совместных предприятий по принципу стратегических технологических альянсов, перспективы получения дополнительных кредитов на технологическое переоснащение. Основной минус — дешевый рубль, что делает проблематичным использование импортных материалов и комплектующих, а также возврат кредитов зарубежным партнерам.
2) Использование собственного научно-технического потенциала, в значительной мере не востребованного сегодня отечественной промышленностью.
Дальнейшее его успешное развитие возможно при обеспечении государственной поддержки инновационной деятельности, с одной стороны, и использования современных методов управления субъектами данной сферы, с другой.

Формирование рынка инноваций

Рынок инноваций как экономическая категория тесно связан с обменом, обращени­ем, торговлей новшествами и нововведениями, торговыми услугами по инжинирингу, консалтингу, лизингу, страхованию в отношении инноваций. Обмен новшествами можно рассмат­ривать с двух сторон: как процесс движения новых товаров и как создание определенных рыночных отношений, в которые вступают инноваторы при этом обмене.

Обмен новшествами представляет собой экономические связи между инноваторами как производителями и потребите­лями новшеств и нововведений по поводу движения результа­тов НИОКР, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения новых общественных потреб­ностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйствен­но обособленные участники инновационной деятельности вступают в деловые контакты.

Товарное обращение инноваций – это более развитая форма товарного обмена, осуществляемого при посредстве денег на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимно­го соглашения участников данного процесса, где инновации становятся не только товаром, но и капиталом. Товарное об­ращение предполагает организацию торговли инновациями как деятельности посредников по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи новшеств. Торговые сделки с инновациями требуют единства актов купли и продажи для заключения и выполнения таких сделок, что составляет суть торговой деятельности.

Читать еще:  Вторичный рынок цб

Сложность реализации инноваций требует особых основ­ных и дополнительных торговых услуг. К основным торговым услугам относятся такие торговые операции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяй­ственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров, прием, выдача и хранение де­нег, связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие. К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), что обусловлено полным обособлением производства новшеств от сферы обращения. При этом в сфере обращения инноваций очень важны услуги финансовой и кредитной систем (страхо­вание инновационных рисков, лизинг нового оборудования, венчурное финансирование инноваций, кредитование инно­вационных проектов и т.д.).

В товарно-денежном обращении новшеств и нововведений возникает инновационный капитал, который может представ­лять собой интеллектуальный, человеческий, торговый, промышленный или финансовый капитал. Интеллектуальный капитал формируется на базе капитализации стоимости интел­лектуальной собственности на основе патентов и лицензий. Че­ловеческий капитал основывается на капитализации трудового опыта создания, распространения, внедрения и потребления новшеств, опыта управления и организации инновационного процесса. Торговый капитал базируется на новых торговых услугах по продвижению новшеств и нововведений до их ко­нечных потребителей. Промышленный капитал формируется на основе внедрения и производственного использования новой техники и технологии. Финансовый капитал возникает на основе интеграции промышленного, акционерного и бан­ковского капиталов внутри инновационных консорциумов, финансово-промышленных групп.

Инновационный капитал может представлять собой ре­альный капитал или фиктивный капитал сферы обращения. Если инновациями одновременно создается и увеличивается стоимость активов предприятия, то они представляют реаль­ный капитал. Если же с их помощью только увеличивают стоимость без ее создания, то они представляют фиктивный капитал. Таким образом, рынок инноваций – это не только конкретная форма проявления товарного обмена новшествами и нововведениями, это еще и система функционирования ин­новационного капитала в формах интеллектуального, челове­ческого, торгового, промышленного, финансового, реального или фиктивного капиталов.

Рынок инноваций как экономическая категория есть со­вокупность экономических отношений и связей между поку­пателями и продавцами новшеств и нововведений, а также торговыми посредниками по поводу движения новых товаров и обращения инновационного капитала в различных его фор­мах. Все определения рынка инноваций выражают его единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения новых товаров. Различие заключается в том, что каждое определение находится в определенной субординации, в определенном приближении или отдалении от сущности данной категории (обмен – сущность первого порядка; обращение – второго и т.д.).

Суть рыночных отношений в инновационной сфере сводит­ся к возмещению затрат продавцов (производителей и торгов­цев новшеств) и получению ими инновационной сверхприбы­ли, а также удовлетворению нового платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет сущностные черты рынка инноваций.

Материальной основой рыночных отношений служит движение новых товаров и инновационного капитала. Однако поскольку рынок инноваций функционирует в определенной социально-экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений в инновационной системе, различная организация инновационной деятельности, различные фор­мы, методы и размеры регулирования рынка инноваций и т.д.). Наличие специфических черт рынка инноваций (ассор­тимент новых товаров, организация рынка, традиции и т.д.) позволяет говорить о российском, американском, японском и других рынках.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА НОВОВВЕДЕНИЙ

Макроинновационные стратегии разрабатываются и проводятся в жизнь в условиях функционирования рынка нововведений. Про­блема формирования эффективного рынка нововведений в на­стоящее время достаточно актуальна. В зависимости от действия ряда факторов возможны различные модели этого рынка.

Модель рынка нововведений — это совокупность основных свойств и механизмов, регулирующих процессы разработки, вне­дрения и диффузии нововведений. В качестве общих факторов, формирующих рынок нововведений, можно выделить:

• степень государственного участия в управлении инновацион­ными процессами;

• уровень изъятия первичных доходов государством;

• уровень развития рыночной инфраструктуры; степень интеграции науки и производства;

• уровень конкурентоспособности технологий на мировых рынках;

• уровень экономического развития страны.

Рассмотрим особенности воздействия этих факторов на форми­рование рынка нововведений.

Государственное участие в управлении инновационными процессами. Характер государственного вмешательства в управ­ление инновационными процессами связан в основном с необходимостью обеспечения инновационной безопасности и вытекаю­щих из нее государственных научно-технических приоритетов и создания условий предпринимательства.

Макроинновационная безопасность может быть рассмотрена с различных сторон, прежде всего как состояние, как процесс и как система.

Макроинновационная безопасность как состояние — это нали­чие экономических, производственных, организационных и техно­логических условий, которые позволяют экономике страны осуще­ствлять нововведения на основе собственных ресурсов.

Макроинновационная безопасность как процесс — это сово­купность действий и механизмов по созданию и упрочению усло­вий, обеспечивающих устойчивое научно-техническое развитие экономики в настоящем и будущем на основе собственных ре­сурсов. Под устойчивым научно-техническим развитием понима­ется такое протекание инновационных процессов, которое харак­теризуется:

• оптимальными темпами роста количества запатентованных изобретений, разработанных внутри страны;

• отношением затрат на НИОКР к валовому внутреннему про­дукту на уровне, не меньшем, чем средний уровень по целе­вой группе стран;

• долей расходов на военные НИОКР в общем объеме НИОКР, достаточной для обеспечения требуемого научно-технического уровня военной техники;

• возрастанием или стабилизацией на высоком уровне доли страны на мировом рынке высокотехнологичных товаров.

Системный аспект проблемы предполагает выделение основ­ных сфер и направлений, обеспечивающих макроинновационную безопасность нации. Их можно разделить на четыре основные группы: поддержка сферы фундаментальных и стратегических исследований; обеспечение взаимосвязи науки и производства (создание условий развития фирменной науки); развитие систе­мы технологического трансферта, в том числе из сферы оборон­ных НИОКР в гражданскую экономику; уровень развития сис­темы информационного и патентно-лицензионного обеспечения НИОКР.

Каждый из перечисленных факторов может быть развернут в широкую систему составляющих.

В значительной степени макроинновационная безопасность под­держивается посредством разработки и реализации государствен­ных научно-технических приоритетов.

Механизм формирования государственных научно-технических приоритетов в различных странах имеет существенные особенно­сти, связанные прежде всего с их экономическим и политическим положением в мире, спецификой социально-экономического раз­вития и целей, поставленных на данном временном этапе, сло­жившимися внутренними традициями регулирования экономиче­ских и инновационных процессов.

Уровень изъятия первичных доходов. Степень централизации произведенного национального дохода характеризуется долей его изъятия через налоговую систему и различного рода платежи в федеральный бюджет. Высокая степень централизации является основой существования государственного рынка научно-техниче­ской продукции, низкая ее степень — предпосылкой создания не­государственного рынка этой продукции.

Высокая степень централизации означает изъятие в бюджет значительной доли первичных доходов, что приводит к уменьше­нию в целом накоплений предприятий, а также их части, направ­ленной на обновление продукции и технологических процессов, проведение НИОКР. Такая система тормозит развитие негосударст­венного рынка научно-технической продукции. Конкретная вели­чина изъятия первичных доходов зависит от принятой концепции развития государства. Если предполагается осуществление крупных народнохозяйственных проектов с использованием централизован­ных капиталовложений, то это, естественно, потребует значитель­ного изъятия доходов. В этом случае рынок научно-технической продукции будет в значительной степени рынком государственных заказов. Если же предполагается ориентироваться в большей степени на частную инициативу, то, напротив, норма изъятия дохода должна быть низкой, чтобы расширить возможности негосударственного сектора в части спроса на научно-техническую продукцию.

Рыночная инфраструктура. Состояние рыночной институ­циональной инфраструктуры (денежно-кредитного рынка, фондо­вого рынка, страховых, пенсионных и инвестиционных фондов) может тормозить или, напротив, ускорять развитие рынка научно-технической продукции и нововведений. Не секрет, что материа­лизация идей и изобретений требует вложения значительных средств. Основными рычагами их формирования являются долго­срочные кредиты, а также механизм рынка ценных бумаг.

Дорогой кредит — один из факторов стагнации рынка научно-технической продукции. Более или менее серьезный научно-иссле­довательский проект требует 2—3-летней научно-исследовательской разработки (НИР), плюс столько же времени на опытно-конструк­торские работы (ОКР), плюс время на подготовку производства. По­скольку до коммерческой реализации проект будет требовать вло­жений, то его кто-то должен финансировать. В странах с развитой рыночной инфраструктурой для этой цели используется, в частно­сти, механизм венчурного финансирования. Активное использова­ние этого механизма способствует развитию особого сегмента рынка научно-технической продукции — рынка рисковых инновацион­ных проектов.

Читать еще:  Рынок земли википедия

Законодательство. Развитие законодательной базы наклады­вает отпечаток на характер рынка научно-технической продукции. Речь идет прежде всего о патентно-лицензионном законодательст­ве. Собственно рынок лицензий — это одна из основных форм су­ществования рынка научно-технической продукции. Если в эко­номической системе нет патентов и лицензий, то развитого рынка научно-технической продукции также нет, поскольку отсутствуют основные правовые формы рыночной передачи интеллектуального продукта. Зачем потребителю покупать этот продукт, когда его можно взять просто так?

В принципе отсутствие патентно-лицензионной системы ока­зывает двоякое воздействие на инновационные процессы. С одной стороны, прямой доступ производителя к новшествам снимает на их пути барьеры внедрения, связанные с нежеланием разработчика продавать интеллектуальный продукт. Новшество становится как бы всеобщим достоянием. Такое положение существует в усло­виях господства государственной собственности как в научно-тех­нической системе, так и в производстве. С другой стороны, в таких условиях разработчик мало заинтересован в создании оригиналь­ных, высокоэффективных, интеллектуальных продуктов, так как его вознаграждение несопоставимо мало по сравнению с эффек­том, получаемым в сфере потребления этих продуктов.

Интеграция науки и производства. Важным фактором, влия­ющим на характер рынка научно-технической продукции, является преобладающая форма организации НИОКР, связанная с уровнем интеграции науки и производства. Крайностями здесь могут быть две формы осуществления научной деятельности — в составе про­изводственных единиц и вне таковых.

Если преобладающей является первая форма, то на рынок вы­водится интеллектуальный продукт, имеющий технологически за­вершенную форму, зачастую уже апробированный в производстве. Но такой продукт, как правило, обладает меньшей новизной и прогрессивностью. Дело в том, что предприятию невыгодно вы­пускать на сторону эффективную технологию, так как это, во-пер­вых, создает ему конкуренцию, а во-вторых, не позволяет «снять сливки» в виде добавочной прибыли, которая образуется на но­вых рынках. Если научно-техническая продукция реализуется на рынке самостоятельной научной организацией, то в этом слу­чае выше прогрессивность и новизна продукции, а возможно, и более низка ее стоимость. Последнее связано с тем, что потреби­тель в данном случае приобретает научный продукт, перспективы рыночных и производственных возможностей которого недоста­точно ясны.

Нередко сами разработчики не знают истинной стоимости реа­лизуемой научной продукции. Кроме того, такой продукт может быть «доведен до ума» уже в исследовательских подразделениях произ­водственного потребителя, в результате чего можно получить уже собственную научно-техническую продукцию и запатентовать ее.

Конкурентоспособность технологий. Конкурентоспособность научно-технической продукции на мировых рынках определяет внутреннюю или внешнюю направленность ее рынка. Недостаточ­ная конкурентоспособность интеллектуального продукта на миро­вом рынке предопределяет ряд мер воздействия на рынок научно-технической продукции с целью его расширения и улучшения качественных характеристик, а именно:

• искусственное расширение государственного рынка НИОКР с целью стимулирования разработки высокотехнологичных проектов НИОКР;

• расширение нерыночного сектора интеллектуального продукта, увеличение государственных расходов на науку и образование;

• увеличение объема импорта передовых технологий с целью их адаптации в отечественном производстве;

• расширение импорта научно-технических идей с целью их дальнейшего доведения до стадии технологической завершен­ности на основе собственных разработок.

В том случае, если недостаточная конкурентоспособность на­учно-технической продукции связана со слабой ее технологиче­ской завершенностью, необходимо стимулировать привлечение инвестиций в сферу производственной реализации изобретений, развивать наиболее эффективные формы соединения науки и про­изводства, предоставлять льготные кредиты науке на цели созда­ния опытных и производственных подразделений.

Уровень экономического развития. Фактор экономического развития страны оказывает очевидное воздействие на развитие рынка в следующих направлениях:

• тенденции платежеспособного спроса. Падение уровня раз­вития производственной сферы приводит к снижению спроса на нововведения (при возрастании физической потребности в них). Рынок научно-технической продукции стагнирует или сужается;

• возможности финансирования науки. Падение уровня эконо­мического развития ведет к снижению доходов государства, а следовательно, и его расходов на науку;

• снижение расходов на науку ведет к сужению государствен­ного рынка научно-технической продукции;

• падение объемов производства и дефицит госбюджета ведут к инфляции, удорожанию кредитов, что отрицательно ска­зывается на рынке долгосрочных проектов НИОКР, являю­щихся, как правило, высокотехнологичными и наиболее пер­спективными.

дипломы Ижевск, курсовые Ижевск, о.

Введение
1. Теоретические основы понятия рынка инноваций
1.1. Сущность рынка инноваций
1.2. Правовое регулирование рынка инноваций
2. Анализ становления и развития рынка инноваций в России
2.1. Показатели становления и развития рынка инноваций в России
2.2. Современное состояние рынка инноваций в России
3. Проблемы и перспективы развития рынка инноваций в России
3.1. Проблемы развития рынка инноваций в России
3.2. Перспективы развития рынка инноваций в России
Заключение
Список литературы

Развитие рынка инноваций требует принятия решений, так или иначе влияющих на институциональную среду. Принятие таких решений невозможно без информации о текущем уровне инновационной активности, которая поступает от статистических служб в виде определенного набора показателей. Но ответить на вопрос о том, какой этот уровень, недостаточно. Необходимо ответить на вопрос, почему он именно такой. Только ответ на этот вопрос позволит строить возможные сценарии развития социально-экономической сис¬темы в зависимости от изменения тех или иных ее параметров. Ведь принятие того или ино¬го макроэкономического решения есть ни что иное как внешнее для системы изменение ка¬ких-либо ее параметров.
Принятие правильных решений невозможно без наличия показателей, которые давали бы возможность с тем или иным уровнем приближения прогнозировать состояние системы на несколько периодов вперед. Построение таких показателей требует создания методоло¬гии, способной связать состояние системы на микроуровне (на уровне конкретного предпри-ятия) с процессами, которые происходят на макроуровне – на уровне всего рынка инноваций.
Чтобы применять те или иные методы стимулирования инновационной активности, необходимо понимать, какова текущая ситуация с количеством создаваемых нововведений, какие нововведения создаются, почему создаются именно такие нововведения и хотят ли вообще экономические агенты производить нововведения. Если хотят, то, что их побужда¬ет это делать, если не хотят, то, что им мешает. Необходимо понять, какие именно ново¬введения хотят делать экономические агенты — разрабатывать новые промышленные тех¬нологии или разрабатывать новые финансовые технологии перекачки денег и налоговой оптимизации.
Необходимо развивать и поддерживать рынок инноваций, так как в современной высоко конкурентной мировой экономике техническая и технологическая отсталость страны автоматически означает её выбытие из ряда экономически развитых стран, поскольку снижаются как показатели экономической мощи страны, так и показатели благосостояния её граждан.
Предмет работы – рынок инноваций.
Объект работы – показатели становления и развития рынка инноваций в России. Цель работы – анализ показателей становления и развития рынка инноваций в России.
Задачи работы:
• Исследование сущности рынка инноваций.
• Исследование правового регулирования рынка инноваций.
• Анализ показателей становления и развития рынка инноваций в России.
• Анализ современного состояния рынка инноваций в России.
• Исследование проблем развития рынка инноваций в России.
• Исследование перспектив развития рынка инноваций в России.

Рынок инноваций представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по ценам, срокам и масштабам такого обмена.
Инновации будучи, несмотря на свою уникальность, все-таки товарной продукцией создаются и продаются в рыночных условиях. Вот почему к основным участникам инновационного процесса можно отнести следующие группы:
• Участники, предъявляющие спрос на инновации;
• Участники, формирующие предложение на инновации;
• Посредники инновационного процесса.
Необходимость регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инноваций меняется структура экономики. Ведь инновации выступают непосредственной причиной возникновения новых производств, отраслей и постепенного отмирания уже существующих.
В России значительная часть нововведений являются имитационными, а по уровню и инновационного развития наша страна продолжает отставать не только от развитых, но и развивающихся стран, закрепляясь в статусе мировой периферии.
Относительный объем вложений России в НИОКР в 5 раз меньше, чем в развитых странах, заявил президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин на бизнес-форуме в Ростове-на-Дону. В пересчете на душу населения Россия тратит на НИОКР менее 100 долл. в год, тогда как развитые страны – до 500 долл.
У бизнеса в России на это нет достаточного количества свободных денег, зато пока есть более простые модели получения прибыли. Поэтому у нас до сих пор практически нет рынка инноваций, а бизнес предпочитает покупать давно известные технологии за рубежом под видом новейших инновационных разработок.
Действительно, по данным Минэкономразвития, несмотря на значительные затраты по «Стратегии развития науки и инноваций в РФ до 2015г.», многие плановые показатели достигнуты не были. Например, хотя доля инновационной продукции в производстве выросла с 5,4% в 2006г. до 6,1% в 2013г., доля технологически инновационной продукции в экспорте сферы производства сократилась 12,5% в 2003г. до 4,9% в 2013г.
По данным некоторых исследований, общая доля стран СНГ на мировом рынке наукоемкой продукции уменьшилась с 8% в 1990г. до 0,3-0,4% в последние годы. Доля машин и оборудования в экспорте РФ в страны дальнего зарубежья сократилась с 18,3% в 1990г. до 3,6% в 2013г., в то время как доля энергоносителей составляет более 67%.
Расходы России на НИОКР составили в 2013г. всего 1,68% ВВП, причем вклад государства составил 0,56%, а бизнеса — 1,12%, следует из данных Росстата. В 2003г. государство вкладывало 0,31% ВВП, а частный сектор – 1,29% ВВП. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, сократилась к 2013г. на 18,1% по сравнению с 2000г., а по сравнению с 1992г. – в 2 раза.
Если в СССР доля предприятий, осуществляющих новаторскую деятельность, составляла около 50%, то сегодня в России технологическими инновациями занимаются не более 8,9%. В Восточной Европе этот показатель находится на уровне 25-30%, в Западной Европе – более 40-50%, следует из данных исследования ВШЭ и Росстата. Доля новых для рынка инновационных товаров, работ и услуг в России в 2013г. составила 0,8%, тогда как в Польше – 4,5%, в Германии – 3,3%, Португалии – 8,6%.
Доля принципиально новых производственных технологий среди созданных колеблется в 1997-2013гг. на уровне всего 10%. Россия ежегодно вынуждена выплачивать технологическую ренту за импорт разработок. Поступления от экспорта технологий в 2013г. составили 688,5 млн. долл., в то же время выплаты за импорт – 2,043 млрд. долл. Отрицательное сальдо оборота технологий, таким образом, составило -1,354 млрд. долл.
Ключевой особенностью организации инновационного процесса в России является тот факт, что, несмотря на развитость научной сферы, весьма незначительная часть научно-исследовательской продукции готова к продаже на рынке. Инфраструктура инновационного процесса в России неразвита. Появление посредников инноваций (технопарков, бизнес-инкубаторов, бирж технологий) происходит медленно, а работа их не всегда эффективна.
Важным недостатком существующей инновационной системы в РФ является отсутствие платежеспособного спроса на инновационную продукцию со стороны промышленных предприятий: во-первых, это связано с падением промышленного производства как такого; во-вторых, отсутствием необходимых средств для инициирования инновационных проектов.
Какие рекомендации можно дать в такой ситуации:
• Очевидно, что в развитии инноваций в России ведущую роль играет государство. От его эффективных решений зависит развитость инфраструктуры инноваций и даже повышение интереса к инновационной продукции со стороны промышленности.
• В связи с низким уровнем оплаты трудна в последние годы происходила «утечка мозгов» из ведущих научных отраслей. Возвращение российских специалистов, а также привлечение к работе в России ведущих зарубежных учёных также можно считать приоритетной задачей.
• Развитие конкурентоспособной инновационной среды. Конкуренция — является движущей силой в экономике инноваций. Именно из-за конкуренции компании «приходится» выдумывать, изобретать, чтобы задержаться на рынке. Это основное условие ее выживания. Создание центров коммерциализации инноваций, где среда будет именно инновационной, конкурентной, творческой — также один из методов развития инноваций в России.
• Ужесточение авторского права — как основного способа защиты от недобросовестной конкуренции, воровства технологий и т. п.
• Поощрение развития малых форм предприятий в инновационной сфере, в т.ч. посредством введения льготных налоговых режимов.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
В Стратегии определены цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Читать еще:  Вторичный рынок акций

Инновационный рынок становление и развитие

Раньше роль государства в инновационном процессе заключалась в создании инновационной среды и спонсировании фундаментальной науки и новых разработок. В современном мире скорость изменений растет, и роль государства становится еще более значимой. Оно может ускорить темп развития отдельных отраслей, стимулировать межотраслевое сотрудничество и помочь устранить препятствия для инноваций (законодательные и инфраструктурные).

Авторы исследования «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста» агентства McKinsey выделяют пять факторов успеха инноваций в стране, и в каждом из них государство играет сегодня существенную роль.

1. Государство как заказчик инноваций

Первый фактор успеха инноваций — это спрос на новые технологии и продукты. Государственный заказ на инновации — это стимул для инновационной деятельности университетов, исследовательских институтов и компаний.

Например, такие неотъемлемые элементы смартфонов, как GPS, сенсорные экраны и доступ в интернет изначально разрабатывались по заказу Минобороны США, а солнечные батареи и технологии аккумуляторов Tesla — при грантовой поддержке Минэнерго США.

Пример подобной инновации в России — система навигации ГЛОНАСС, которая была создана в военных целях по государственному заказу, а в 1995 году стала доступна для гражданского применения и в настоящее время используется в навигационных устройствах, радарах-детекторах и других системах.

2. Государство как создатель инфраструктуры

В России при господдержке была создана инфраструктура для развития инноваций, но качественного скачка в их развитии и в деловой активности пока не произошло.

В России успешно функционируют четыре типа институтов развития инноваций:

  • финансирование фундаментальных или прикладных исследований — Российский научный фонд (РНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
  • технопарки, инкубаторы и прочие институты по предоставлению услуг инновационным компаниям — «Сколково», технопарк «Мосгормаш» и прочие;
  • прямое финансирование инновационных компаний — например, Фонд содействия инновациям, «ВЭБ Инновации»;
  • финансирование отдельных приоритетных направлений — например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).

В меньшей степени в России развиты институты, развивающие сотрудничество между наукой и производством. Сейчас эти функции, пишут аналитики McKinsey, берут на себя технологические площадки, но в них не так часто участвуют компании-лидеры отраслей, что необходимо для эффективного диалога.

3. Государство как источник финансирования

Государство выборочно спонсирует фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным для него направлениям или исследования, обладающие потенциалом. То есть речь идет не только о вопросах национальной безопасности и оборонного комплекса, но и об исследованиях за пределами этих тем.

В России государство сыграло большую роль в формировании системы финансирования инноваций, в том числе рынка венчурного финансирования.

В дальнейшем потребуется изменить отношение к инвестициям в инновации, повысить толерантность к риску, потому что лишь малая часть инновационных проектов заканчивается грандиозным успехом. Упростить процесс привлечения финансирования для развития инноваций может снижение уровня бюрократии при выдаче грантов.

4. Государство и создание новых компетенций

По прогнозам McKinsey, к 2030 году по всему миру может быть автоматизировано от 10 млн до 800 млн рабочих мест. Поэтому важнейшей задачей в самое ближайшее время станет создание системы профессиональной переподготовки и предоставление работникам возможностей для приобретения новых навыков, востребованных на рынке на всем протяжении карьеры. Бизнес может организовать обучение сотрудников без отрыва от работы и предоставить им возможности повышения квалификации. Но ключевая роль в данном процессе останется у государства.

Глобализация, размывание границ между работой и учебой создают новые возможности для развития образования и поддержки инноваций в России. Государство стимулирует развитие НИОКР и компетенций в частном секторе, занимается трансфертом зарубежных технологий и привлекает иностранные компании с передовыми технологиями на национальный рынок. Следующими шагами для России могут стать развитие в стране новых компетенций (управление инновационными процессами и углубленная аналитика) и запуск программы обучения и стажировок для специалистов инновационных профессий в передовых компаниях.

5. Государство и культура инноваций

Государство играет важную роль в развитии культуры предпринимательства и инноваций, реализуя образовательные программы, поддерживая систему наставничества, создавая и помогая агентствам и институтам развития. Кроме того, оно поощряет национальное инновационное предпринимательство.

Россия прошла большой путь в развитии предпринимательской культуры. Но с учетом сравнительно короткой истории рыночной экономики в стране необходимо продолжать курс на популяризацию предпринимательства и инновационной деятельности. Например, надо увеличить количество инкубаторов, подобных Skolkovo Startup Village и Startup Tour.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector