Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой товарный рынок является естественной монополией

Что такое монополия. Естественная монополия и рынок монополии

Что такое монополия. Рынок монополии и монопольная цена

Монополия — это тип рынка, при котором вся отрасль состоит из одной фирмы. Существует только один продавец-монополист, у него нет конкурентов, а его товара нет заменителей.

Монополией также называют компанию, которая полностью контролирует предложение определенных товаров или услуг на определенном рынке. В этом случае монополия — синоним понятия монополист .

Монополист контролирует производство и сбыт определенных товаров или услуг, конкуренция отсутствует. В результате фирма может завышать цены и не стремиться к качеству — из-за отсутствия альтернатив покупателям придется с этим мириться.

Цена, устанавливаемая монополистом, называется монопольной ценой .

Монополией в обиходе также называют исключительное право или возможность производства, продажи, использования чего-либо. Например: «Государство обладает монополией на выпуск наличных денег».

Если на рынке конкурируют от двух до пяти крупных фирм, это называется олигополией. А полная противоположность монопольному рынку — это рынок свободной конкуренции, где множество производителей предлагает одинаковые товары и услуги. Если множество производителей предлагают уникальные, но взаимозаменяемые товары — это рынок монополистической конкуренции.

О других типах рынка читайте в статье: Что такое конкуренция. Типы рынка

Признаки рынка чистой монополии

Единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги.

Не существует близких товаров-заменителей.

Отсутствие свободы входа на рынок.

Все решения принимаются в условиях определенности — монополист обладает полной информацией о рынке.

Чем плохи монополии

Существование монополий невыгодно потребителям. Стремясь максимизировать прибыль, монополист поднимает цены до наивысшего возможного уровня.

При этом производится меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке — монополисту важно получить прибыль, а не удовлетворить нужды покупателей. Таким образом, монополия одновременно провоцирует дефицит — нехватку товаров или услуг.

Монополисту нет необходимость постоянно повышать качество, как это делают фирмы в условиях конкуренции. Также монополии не приходится столь активно снижать производственные издержки, рационально использовать ресурсы, внедрять новые технологии.

В то же время монополии тратят ресурсы на поддержание своего исключительного положения в отрасли, недопуск конкурентов на рынок. Монополия не дает конкурентам появиться, получить прибыль и предложить потребителю более качественные и дешевые товары и услуги.

Откуда берутся монополии

Первые в истории монополии создавались сверху, когда государство давало одной фирме привилегированное право торговли тем или иным товаром (например, табаком). В настоящее время государства также иногда применяют протекционистские меры — защищают своих производителей от иностранной конкуренции, и это может вести к возникновению монополий.

Монополии могут образовываться и без помощи государства: когда успешная фирма выдавливает конкурентов с рынка либо поглощает их.

В некоторых отраслях монополизации способствуют высокие издержки или законодательные барьеры, которые мешают новым фирмам войти на рынок.

Другими причинами появления монополии могут быть: технологическое лидерство; контроль над источниками сырья; эффект масштаба — снижение средних издержек с увеличением фирмы; эффект цепной реакции — распространение определенного товара усложняет пользование товарами конкурентов.

Чаще всего к возникновению монополии ведут сразу несколько причин.

Что такое закрытая и открытая монополия, двусторонняя монополия

Закрытая или государственная монополия — это монополия, созданная властями с помощью законодательных ограничений.
Пример: государственная винная монополия, введенная в Российской империи в конце XIX века.

Открытая монополия — это временная монополия, возникающая после появления новой технологии или продукта. Она исчезает, когда конкуренты осваивают данную технологию и начинают производить аналогичную продукцию.
Пример: после того, как Александр Белл изобрел телефон, его компания AT&T стала монополистом на рынке телефонной связи. Однако затем у фирмы появились конкуренты, также освоившие производство телефонных аппаратов.

Монополия двухстороннего типа — это ситуация, в которой монополист-продавец имеет единственного покупателя. Обе стороны имеют определенную рыночную власть, но им приходится договариваться о ценах и условиях, поскольку альтернатив нет.
Пример: в городе одним градообразующим предприятием существует сильный профсоюз работников. Предприятие — единственный покупатель на рынке труда, а профсоюз — единственный продавец рабочей силы.

Что такое естественные монополии

Естественная монополия — это предприятие, объединенное единой сбытовой организацией, на рынке, где конкуренция невозможна в силу технологических особенностей. Долгосрочные издержки достигают минимума, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком, поэтому возникновение монополии в данной отрасли отчасти обосновано.

К естественным монополиям принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение.

Другой пример естественной монополии в России — Российские железные дороги. Создать альтернативную систему железных дорог в стране невозможно, так что РЖД остается монополистом на рынке железнодорожных перевозок.

При этом существуют аналоги: в некоторых случаях можно пользоваться не поездом, а самолетом или автомобилем. Таким образом, компания РЖД — не монополия на рынке транспортных услуг, но монополист на рынке железнодорожных перевозок.

Читать еще:  Олигополистический рынок это

Российская Федеральная антимонопольная служба ведет реестр естественных монополий (по состоянию на 1 января 2019 года).

Виды монополий: концерн, картель, конгломерат

Противоположность естественной монополии — монополия искусственного типа . Это ситуация, при которой несколько предприятий объединяются, чтобы контролировать рынок.

Существуют различные уровни монополистических объединений:

Картель — формальная или неформальная договоренность между отдельными производствами о единой сбытовой политике (о ценах, объемах производства, рынках сбыта, дележе прибыли). Картельный сговор — договоренность о ценах и сбыте между несколькими крупными производителями. При этом организация производства остается на усмотрение отдельных фирм.

Синдикат — более высокая форма объединения, он предполагает централизованное снабжение, сбыт продукции и распределение заказов.

Трест означает, что отдельные фирмы теряют производственную самостоятельность. Прибыль распределяется в зависимости от вложенного капитала.

Концерн или конгломерат — высшая форма монополистического объединения. В концерны объединяются предприятия, связанные технологической цепочкой по производству конечного продукта. Это могут быть предприятия разных отраслей — производства. торговли, транспорта, услуг, финансовые учреждения. Отдельными предприятиями управляет руководство концерна или конгломерата.

Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данных видов товаров и услуг, причем данный товар не имеет заменителей.

Антимонопольное законодательство

Одна из задач государства в условиях рыночной экономики — защита конкуренции. Практически во всех странах существует антимонопольное законодательство и органы для регулирования монополий. Хуже всего поддаются регулированию естественные монополии.

В России поддержанием конкуренции занимается Федеральная антимонопольная служба. Основа российского антимонопольного законодательства — федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Наличие монополии определяется по доле компании в общих продажах на рынке. Компаниям запрещается, в частности:

1. Установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (демпинг).

2. Изъятие товара из обращения, если результатом стало повышение цены.

3. Навязывание контрагенту невыгодных условий договора.

4. Экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос.

5. Необоснованный отказ или уклонение от заключения договора с отдельными покупателями.

6. Создание дискриминационных условий. Необоснованное установление различных цен на один и тот же товар для разных покупателей.

7. Препятствование доступу других компаний на рынок или выходу с рынка.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

§ 3. Естественная и государственная монополии

При этом в законе предусмотрены две формы контроля: предварительный и последующий.
Предварительный контроль осуществляется за:
1) любыми сделками по приобретению права собственности (права пользования) на основные средства, не предназначенные для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если их балансовая стоимость превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
2) инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях и которые составляют более 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
3) продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности (владения, пользования) частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 % стоимости собст-венного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
Для совершения названных действий субъект естественной монополии- обязан представить в соответствующий орган регулирования естественных монополий ходатайство о даче согласия на совершение таких действий (п. 3 ст. 7 Закона естественных монополиях).
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 54
Последующий контроль выражается в уведомлении органа регулирования естественной монополии о совершении определенных сделок. В соответствии с п.4 ст. 7 Закона о естественных монополиях лицо (группа лиц), которое в результате приобретения акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (поручения, доверительного управления, залога) приобретает более чем 10 % общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный капитал субъекта естественной монополии, обязано уведомить об этом соответствующий орган естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения. Такую же обязанность несет субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10 % общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли).
Характер полномочий органов регулирования естественных монополий сходен с характером полномочий антимонопольных органов вообще. Они вправе принимать предусмотренные Законом о естественных монополиях обязательные для субъектов естественных монополий решения и направлять им обязательные для исполнения предписания (ст. 11). Закон определяет также порядок принятия решений (предписаний) органами регулирования естественных монополий, порядок их исполнения и обжалования, ответственность за нарушения Закона о естественных монополиях.
Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа[4].
В отличие от естественных монополий, существование которых определяется объективными причинами (невозможность конкуренции), государственные монополии вводятся государством в целях обеспечения публичных интересов. Введение государственной монополии носит исключительный характер и представляет собой по существу установленное законом ограничение принципа свободы экономической деятельности.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 55
В настоящее время существует несколько государственных монополий. Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»»[5] ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.
Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров предусмотрена ст. 17 Федерального закона РФ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[6]. При этом отмечается, что перечни отдельных видов товаров, на экспорт или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Государственная монополия в таких случаях осуществляется на основе лицензирования соответствующей деятельности. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются МВЭС РФ исключительно государственным унитарным предприятиям. Сделки по экспорту или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.

Читать еще:  Недвижимость рынок экономический

[1] СЗ РФ. 1995. № 49. ст. 4770.
[2] Там же. 1996. № 10. ст. 878; 1997. № 39. ст. 4540.
[3] Там же. № 47. ст. 5336.
[4] Государственная программа демонополизации экономики и развития кон-куренции на рынках Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. № 191 // СЗ РФ. 1994. № 14. ст. 1052.
[5] СЗ РФ. 1995. № 18. ст. 1593.
[6] Там же. № 42. ст. 3923.

Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий

Ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет, что естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Признаки естественной монополии:
    1. действие в строго определенных сферах хозяйствования, которые определяют границы правового режима регулирования деятельности естественных монополий;
    2. удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции (поскольку издержки производства на единицу товара существенно понижаются по мере увеличения объёмов производства);
    3. товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
    4. спрос на данном товарном рынке является неэластичным (он стабилен даже при росте цены).
Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии
    • Субъекты естественной монополии — это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом — это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий.
    • Потребители — это любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Понятие «потребитель» здесь используется в широком смысле слова, оно не совпадает с трактовкой, данной в Законе РФ «О защите прав потребителей».
    • Федеральные органы государственной власти по регулированию естественных монополий .
Сферы деятельности субъектов естественных монополий

Ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» устанавливает, что регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

    1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
    2. транспортировка газа по трубопроводам;
    3. железнодорожные перевозки;
    4. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
    5. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
    6. услуги по передаче электрической энергии;
    7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
    8. услуги по передаче тепловой энергии;
    9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
    10. захоронение радиоактивных отходов;
    11. водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
    12. ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
Читать еще:  Что такое рынок факторов производства

В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

§ 10. Понятие естественной монополии

«Естественная монополия» означает особое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса потребителей эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Из этого определения видно, что естественная монополия представляет собой в бульшей степени экономическую, нежели юридическую категорию. Естественной монополии присущ «эффект масштаба», который выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства. Нецелесообразно, скажем, иметь сеть параллельных газопроводов, принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам, поскольку затраты на их строительство и дальнейшую эксплуатацию настолько велики, что в условиях конкурентной борьбы будут расти издержки и, соответственно, цены на услуги по транспортировке газа. Такая ситуация не отвечает интересам и хозяйствующих субъектов, и потребителей оказываемых ими услуг.

«Естественная монополия» характеризуется также неэластичным спросом. В обычных экономических отношениях при существенном возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей резко снижается. В условиях же естественной монополии спрос «неэластичен», т.е. практически не зависит от увеличения цены. «Неэластичный» спрос можно проиллюстрировать на следующем примере. При существенном росте цены на сливочное масло потребители могут использовать заменители этого товара — маргарин, масло растительное, что приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители не могут резко уменьшить объем ее потребления, потому что электроэнергия является, по сути, безальтернативным источником энергии.

Для некоторых сфер естественных монополий характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополизирована не вся соответствующая отрасль экономики, а лишь ее передающие «сети». Например, в газовой отрасли естественной монополией является только транспортировка газа по трубопроводам, но не добыча, переработка, хранение или реализация. В электроэнергетике естественной монополией также считается не производство и продажа электроэнергии, а лишь ее передача по сетям и оперативно-диспетчерское управление.

Субъектами естественной монополии (или естественными монополистами) являются юридические лица, занятые производством или реализацией товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главным критерием для признания организации естественным монополистом считается именно осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником «сетей» (линий электропередач, трубопроводов и т.п.). Законодательство не содержит и специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» в качестве субъектов государственного регулирования называются коммерческие и некоммерческие организации. Следовательно, можно сделать вывод, что естественными монополистами могут быть любые юридические лица.

В законодательстве о естественных монополиях широко используется термин «потребители». К ним относятся любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Нужно учесть, что понятие «потребитель» здесь используется в широком смысле; оно не совпадает с трактовкой, установленной в гражданском законодательстве, в частности в Законе о защите прав потребителей.

Деятельность естественных монополистов контролируется одновременно несколькими органами власти. Так, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает порядок ценообразования на товары и услуги монополистов, Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение монополистами законодательства на предмет злоупотреблений. Принятие нормативных актов отнесено к компетенции Министерства экономического развития и торговли РФ. Государственный контроль в этой сфере направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечение доступности реализуемых ими товаров для потребителей и эффективное функционирование самих монополистов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector