Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы государственного воздействия на рынок

Государственное воздействие на рынок

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Государственные расходы. Считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д.). Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги — основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары Одна из основных проблем — справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности 0налогообложения — отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

— пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

— регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

— прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).

Задача государства — собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала(инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ.

Государственное предпринимательство . Осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т. д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным наукам и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики — строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Государственные расходы влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.) . Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления.

Налогообложение. Налоги — основной источник бюджетных средств. Подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Задача государства — собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

Современная ситуация:

Составлен список приоритетных предприятий,которые могут рассчитывать на поддержку гос-ва (среди них ММК). Т.к. безработица растет и будет расти, то хотят увеличить размер пособий, гос-во будет помогать семьям переезжать в другие места, где еще есть работа. Сильно пострадала металлургическая и нефтяная отрасли.

№10. Инфляция и система антиинфляционных мер.

Инфляция(от латинского – вздутие денежной массы) — кризисное состояние (заболевание) денежной системы. Это обесценивание денег, снижение покупательской способности, проявляющаяся в устойчивом росте общего уровня цен.

Инфляция спроса. В результате дисбаланса между денежной и товарной массой совокупный спрос увеличивает совокупное предложение, а следов-но рост общего уровня цен. Это м.б. вызвано: 1) ростом денежной массы у населения. 2) ростом гос-ых расходов. 3) милитаризация эк-ки. 4) кредитно-денежная экспансия. 5) денежной эмиссией.

Инфляция спроса представляет монитористский подход, по которому считается, что цена определяется количеством денег в обращении: P = f(M), где Р- цена, f-функция, М-деньги. В этом случае для снижения инфляции требуется уменьшить кол-во денег в обращении. В этом случае проводится следующая политика: повышается ставка %, ограничивается кредитная экспансия, сокращаются гос. расходы.

Инфляция предложения (издержек). Рост цен в эк-ке обусловлен ростом издержек произ-ва. Это м.б. вызвано: 1) ростом цен на ресурсы. 2) ростом з/п. 3) налогооблажением. 4) монополизацией рынка. 5) снижение производительности труда, сокращение предложения товаров и услуг в отсутствие стимулов; появление новых потребностей человека. Согласно Кейнсу цена представляет соотношение прироста з/п и производительности труда: P = (K*W)/A, где Р- цена, W- з/п, К- доля з/п в издержках производства, А-производительность труда. Если (K*W)>А, то инфляция.

Данные статистики свидетельствуют о том, что между инфляцией и занятостью существует обратная связь. Эту зависимость в 1958 г. определил английский экономист А. Филлипс. В соответствии с его концепцией, инфляция в определенный промежуток времени снижает безработицу (короткий период).

Рис. 25.2. Кривая А.Филлипса

Так, например, если правительство рассматривает уровень безработицы как очень высокий, то с целью увеличения занятости проводит политику, стимулирующую AD. Необходимость удовлетворения возросшего спроса ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест, безработица снижается до уровня U2 (рис. 25.2).

При этом цена возрастает до Р2, т.е. увеличивается инфляция. Если правительство проводит антиинфляционную политику цены снижаются до Р3, а безработица – до U3. Если инфляция продолжается более длительное время (свыше 5 лет), она может расти, несмотря на высокий уровень безработицы.

Читать еще:  Рынок денежных средств это

Виды инфляции (с точки зрения проявления): открытую инфляцию – имеет место в рыночной эк-ке и развивается по спирали «доходы и цены»; подавленная– скрытая форма инфляции, проявляющаяся в снижении качества продукции, изменение структуры ассортимента, увеличения дефицита в экономике, рост очередей, харак-на для административной эк-кт, проявляется в виде товарного дефицита.

типы инфляции: 1) Ползучая (умеренная), когда цены растут менее, чем на 10% в год, 2) Галопирующая инфляция (от 10 до 200% в год) — Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. 3) гиперинфляция (более 200% в год) — ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой выражает четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции состоит в том, что она становится практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и рычаги управления не действуют.

Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен, который измеряет соотношение между ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (потребительской корзиной) в текущем и базовом периодах .

Индекс цен в данном периоде = цена потребительской корзины в данном периоде / цена корзины в базовом. (*100%)

Темп инфляции: (индекс цен потреб. корзины отчетного года – индекс цен потр. корзины базисного года)/ индекс потреб. корзины базисного года * 100 %

Правило «семьдесят» показывает, через сколько лет уровень инфляции увеличится в 2 раза.

= 70 / Индекс инфляции, где — кол-во лет, необходимых для удвоения существующего уровня инфляции.

Последствияинфляции:

Невысокие темпы инфляции способствуют оживлению эк-ки, росту прибыли, будет способствовать бллагоприятной рыночной коньюктуре.

Высокая инф-ция приводит: — к обесцениванию сбережений населения, — усилению социальной напряженности, — к утрате стимулов к накоплению, — усилению диспропорций в развитии эк-ки, — замедлению обновления произ-ва, — искажению структуры потребительского спроса, — падению курса национальной валюты, — увеличение стабильности иностранной валюты.

Методы государственного воздействия на рынок

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Государственные расходы . считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Другим важным инструментом государственной политики является _ налогообложение. Налоги — основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг).

Одна из основных проблем — справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

-пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

-регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

-прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).

Задача государства — собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает 3честное 0предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.

11. Базовые положения классической концепции рыночного равновесия. *Взгляд Дж. Сороса на классическую концепцию равновесия

Представители классического направления рассматривали модель общеэкономического равновесия только в краткосрочном периоде для условий совершенной конкуренции. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя, или закон Сэя, французского экономиста. Сущность закона рынков сводится к следующему утверждению: предложение товаров создает свой собственный спрос, или, другими словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный ценности всех созданных товаров, а следовательно, достаточен для ее полной реализации. Это означает, что, во-первых, целью владельца дохода является не получение денег как таковых, а приобретение различных материальных благ, т. е. получаемый доход расходуется целиком. Деньги при таком подходе играют чисто техническую функцию, упрощающую процесс обмена товарами. Во-вторых, расходуются только собственные денежные средства экономических агентов. Однако тут возникает вопрос, а если не весь доход будет потрачен, а часть его пойдет на сбережения, что, в свою очередь, вызовет соответствующее сокращение в объеме совокупного спроса, росте нереализованной продукции и, в конечном счете, приведет к сокращению занятости. Такое предположение сразу же ставит под удар справедливость закона Сэя, так как изъятие части средств из кругооборота «доходы-расходы» неминуемо приведет к недопотреблению, а следовательно, к нарушению существующего равновесия между спросом и предложением.

Понимая справедливость высказанного выше предположения, представители классического направления пошли дальше и разработали достаточно стройную теорию общеэкономического равновесия, объясняющую автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости, которая не вступает в противоречие с действием закона Сэя. Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий, как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные, которые в представлении классиков являются гибкимивеличинами, обеспечивают равновесие на рынке товаров, рынке труда и денежном рынке. Ставка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда, так что сколько-нибудь продолжительное существование вынужденной безработицы просто невозможно; гибкие цены обеспечивают «расчищение» рынка, так что длительное перепроизводство (или недопроизводство) также оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины (номинальный ВВП, номинальная заработная плата, абсолютный уровень цен в стране).

Таким образом, рыночный механизм в теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики, и вмешательство государства оказывается ненужным. А раз так, то может показаться, что невозможно рассматривать классическую теорию как аналитическую базу макроэкономической политики правительства, если главным в этой политике провозглашается принцип «laissez-faire», т. е. принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь.

*Взгляд Дж. Сороса на классическую концепцию равновесия

Вот, что писал Дж.Сорос в своей книге «Алхимия финансов»[13]. «…концепция общего равновесия не имеет отношения к реальности (иными словами, классическая экономика является пустым по содержанию упражнением)».

Это очень серьезное заявление. В нем помимо явного утверждения о некорректности концепции рыночного равновесия скрыто еще одно утверждение о том, что равновесие — это основа всей классической экономики. Дж.Сороса фактически приходит к выводу об отсутствии равновесия на рынке в большинстве, или в половине случаев. Он формулирует претензии к корректности классической схемы равновесия, начиная с рассмотрения постулата о полноте знаний участников рынка. Он говорит, что сторонники теории, под давлением критиков, заменили требование абсолютной полноты знаний на «полноту информации»[14]. Т.е. был изменен один из признаков совершенного конкурентного рынка, а именно третий пункт «Покупатели хорошо информированы о ценах продавцов».

Читать еще:  Эффективный рынок это

Дж. Сорос утверждает: «К сожалению, для сохранения стройности теории такой формулировки не достаточно. Чтобы скрыть этот изъян, современные экономисты используют просто гениальный прием: они выдвинули утверждение, что кривые спроса и предложения должны считаться данными. …Спрос может быть подходящим предметом исследований для психологов, предложение может входить в компетенцию инженеров или ученых — специалистов по менеджменту; но обе эти категории находятся за пределами экономики»[15].

Здесь начинаются погрешности в утверждениях самого Дж.Сороса. Кривая спроса рассматривается в экономической теории и, хотя она и базируется на психологии потребителя, ее основа, как представляется, очень серьезна. Это корысть. По-другому, максимизация полезности.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Бурлакова М.В. Способы воздействия государства на рынок / М.В. Бурлакова, М.Н. Гигаури // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — №12. — С. 11-13.

СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОК

М.В. Бурлакова , студент

М.Н. Гигаури , студент

Дальневосточный федеральный университет

(Россия, г . Владивосток)

Аннотация. Государства могут быть самыми влиятельными фигурами в финансовом мире. Также государство оказывает огромное влияние на рынок с помощью таких немал о важных инструментов регулирования, как процентная ставка и денежная политика. Рег у лируя процентные ставки, государство может сделать деньги для капитальных вложений или кредитов более или менее доступными. Этот контроль также оказывает косвенное влияние на инфляцию и безработицу.

Ключевые слова: государство, политика, инфляция, процентная ставка, п равовое рег у лирование .

Денежн ая политика

Из всех видов эффективных способов воздействия в арсенале государства самым мощным на сегодняшний день является д е нежная политика . К сожалению, данный способ также самый спорный. Государст во , исходя из политики налогообложения м о жет вести некоторы й контроль ( например , взыскательного характера) для перемещ е ния капитала между инвестициями путем предоставления преференциального режима или льготного и благоприятного налогового статуса . М униципальные государственные облигации от этого только в выи грыше . В целом, многие государства склонны идти на большие, радикальные перемены путем и з менения ландшафта денежного рынка.

Государства являются единственными органами, которые могут легально созд а вать свои соответствующие валюты. Им это во многом может сходить с рук, и даже в том, что государства могут « раздува ть » свою валюту. Э то отражается в виде кра т косрочного экономичес кого импульс а. Так, компании берут более высокую плату за свою продукцию . Т акже этот импульс сп о собствует снижению стоимости государс т венных облигаций, выпущенных в « разд у той » валюте и находящихся в собственн о сти инвесторов.

Завышенные деньги дают многим почу в ствовать себя хорошо на некоторое время, особенно инвесторам, которые видят в этом корпоративные прибыли и взлет цен на а к ции, но при долгосрочном воздействии да н ное явление способствует лишь падению стоимости по всем направлениям. Сбереж е ния теряют в себестоимости, что несет н е поправимые потери для вкладчиков и пок у пателей облигаций. Для должников, наоб о рот, это хорошая новость, так как им прих о дится меньше платить, чтобы погасить до л ги – опять же, это вредит тем людям, кот о рые купили ценные бумаги банков, дела ю щих упор на взимание долгов. Это делает заимствования более заманчивыми, но пр о центные ставки в ближайшее время могут взлететь так , что лишат займы всякой пр и влекательности.

П роцентн ая ставк а

Процентные ставки являются еще одним популярным «оружием», несмотря на то, что они часто используются для против о действия инфляции. Все потому, что пр о центные ставки могут стимулировать эк о номику отдельно от инфляции. Снижение процентной ставки через Центральный банк, в п ротивоположность её повышению, стимулирует компании и частные лица все больше осуществлять займы и, следов а тельно, совершать больше покупок. К сож а лению, это приводит к надуванию эконом и ческого пузыря, где, в отличие от постепе н ного снижения стоимости вследствие и н фляции, огромные суммы капитала подве р жены разрушению, из-за чего государство решает поступить нижеприведённым обр а зом.

«Спасательный круг» или о казание финансовой помощи

США является хорошим примером стр а ны, которая активно оказывает финансовую помощь . Не секрет, что после финансового кризиса в 2008-2010 годах правительство США активно оказывало финансовую п о мощь по спасению многих отраслей экон о мики, которые оказались в сложной ситу а ции. По правде говоря, этот факт был изве с тен еще до вышеупомянутого кризиса. Кр е дитный кризис 1989 года и обесценивание вкладов были пугающе похожи на сценарий спасения банков 2008 года. Помимо этого, в истории США бывали случаи, когда прав и тельство способствовало сохранени ю неф и нансовых компаний, таких как «Chrysler» (1980), «Penn Central Railroad» (1970) и «Lockheed» (1971). В отличие от прямых инвестиций в рамках программы « Troubled Asset Relief » (TARP), эти «выкупы» пришли в виде кредитных гарантий.

Финансовая помощь государства может искажать рынок изменив правила, чтобы помочь плохо управляемым компаниям в ы жить в условиях кризис а . Часто случается так , что оказание финансовой помощи м о жет навредить акционерам «спасаемой» компании, в том числе и ее кредиторам. При нормальных рыночных условиях данные фирмы предпочли бы выйти из бизнеса, а свои активы могли бы продать более эффе к тивным компаниям, чтобы расплатиться по счетам с кредиторами, и если возможно, то и с держателями акций. К счастью госуда р ство использует свою мощь, чтобы защ и тить наиболее системно значимые отрасли, к примеру, банки, страховые компании, авиакомпании и производителей автомоб и лей.

Правовое регулирование и налогоо б ложение

Деловой мир редко жалуется на предо с тавление «спасательных кругов» и преф е ренциального режима для определенных отраслей промышленности, возможно, п о тому, что многие компании полны надежды заполучить их сами. Когда же речь заходят о законе и налогах, многие предпринимат е ли начинают выражать недовольство, и это не с проста. Потому что никакие субсидии и таможенные тарифы не смогут возместить то, что будет «отнято» за счет правового и налогового у регулирования.

Ли Якокка был генеральным директором «Chrysler» когда получал от государства свой первый «спасательный круг». В своей книге « Якокка : Автобиография», Якокка упоминает о высоких затрат ах, связанных с постоянно увеличивающимся количеством новых закон ов о безопасности. Данный факт послужил в качестве одной из главных причин «Chrysler» о необходимости пол у чения государственной финансовой пом о щи. Данную тенденцию можно увидеть во многих отраслях промышленности. Из-за увеличения контроля в плане правового урегулирования со стороны государства м а лые поставщики вытесняются с рынка крупными компаниями, для которых треб о вания не столь ощутимы, в силу их ма с штабности.

Высокие налоги на прибыль от доходов корпораций также имеют не самый благ о приятный эффект, например, что они могут являться серьезным препятствием для ра з вития многих зарубежных компаний и, сл е довательно, делать экономику конкретной страны малопривлекательной . Благодаря этому, многие государства с менее требов а тельной налоговой системой могут перем а нивать компании и предприятия (это отн о ситься к более мобильным сферам прои з водства) у своих стран-соседей.

С помощью правового регулирования, установления таможенных тарифов или же «печатного станка» государства могут н а правлять «ударную волну» по всему миру, разорять компании и даже целые отрасли. По этой причине многие инвесторы счит а ют , что законодательная система какой-либо страны представляет собой риск , как один из самых важных фактор ов при оценке рынка этой страны . В зависимости от того, как государство примет во внимание вопр о сы о регулировании рынка на деле покажет эффективность данной страны , и при н е удачной стратегии есть риск потерять гр о мадные ин вестиции.

Читать еще:  Рынок несовершенной конкуренции в россии 2020

1. Нассим Таллеб « Одураченные случайностью. Скрытая роль шанса на рынках и в жи з ни».

2. Джесси Ливермор «Торговля Акциями. Классическая формула тайминга , управления капиталом и эмоциями».

3. Владимир Твардовский , Сергей Парши ков «Секреты биржевой торговли» .

4. Дидье Сорнетте «Как предсказывать крахи финансовых рынков. Критические события в сложных финансовых системах».

WAYS OF STATE INFLUENCE ON THE MARKET

M.V. Burlakova , student

M.N. Gigauri , student

Far Eastern federal university

Abstract. Governments can be the most influential figures in the financial world. Also, the state has a huge impact on the market with the help of such important regulatory tools such as interest rate and monetary policy. By adjusting the interest rates, the government can make money for cap i tal investments or loans more or less accessible. This control also has an indirect impact on infl a tion and unemployment.

Keywords: government, policy, inflation, interest rates, l egal regulation.

Занятие 4. Методы государственного воздействия на рынок и его последствия

Государственное регулирование конкурентных рынков. Государственное ценообразование: дефицит и излишки. Влияние потоварных налогов и субсидий на равновесие конкурентного рынка. Издержки мертвого груза от налогов и субсидий

Правительство по социальным и политическим причинам может вмешиваться в действие совершенно конкурентных рынков товаров, устанавливая верхний и нижний пределы цены, устанавливая квоты, вводя потоварный налог, потоварную субсидию и др.

Установление верхнего предела цены и его последствия

Установление верхнего предела ценыили «цены потолка» (Рmax) используется правительством при регулировании цен на социально значимые товары. Рассмотрим последствия такого вмешательства (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Последствия установления верхнего предела цены

Допустим, до вмешательства правительства рынок находился в равновесии в точке Е, товар продавался по цене P* и в объёме Q*. Если, по мнению правительства, рыночная цена слишком высока для потребителей, оно может установить Pmax ниже равновесной цены. Но по этой цене производители готовы поставлять на рынок товар в количестве QS, несмотря на то, что покупатели готовы купить по этой цене товар в количестве QD. При Pmax на рынке образуется дефицит и будет продан товар в объеме QS.

Еще одним последствием установление цены потолка будет снижение эффективности работы рынка: из-за сокращения производства потребители и производители потеряют часть излишков (площадь с). Производители потеряют часть излишка (площадь PmaxP*EL), потребительский излишек увеличится за счет присвоения части этого излишка производителей (площадь b), возникнут чистые потери производителей (площадь LZЕ). Покупатели также безвозвратно потеряют часть прежнего излишка (площадь ZNЕ) – это чистые потери потребителей. В сумме чистые потери потребителей и производителей составляют чистые потери общества – «издержки мертвого груза» (DWL).

Установление нижнего предела цены и его последствия

Установление нижнего предела цены или «цена потолка (Pmin) используется при регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию в интересах производителей. Рассмотрим последствия такого вмешательства в деятельность рынка по сравнению с ситуацией невмешательства (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Последствия установления нижнего предела цены

Если правительство в интересах производителей установит минимальный уровень цены Pmin, тона рынке возникнет избыток, объем продаж снизится с Q* до QD. Выручка продавцов составит теперь площадь 0PminАQD. Чистые потери покупателей (площадь a) и чистые потери продавцов (площадь b) составят в сумме чистые потери общества (DWL): DWL = a + b. При этом часть излишка потребителей (площадь с) присвоят производители.

Логичным было бы правительству выкупить избыток товара, для этого ему нужно потратить сумму денег, равную площади QDАВQS.

Последствия введения потоварного налога.

Потоварный налог может быть установлен в размере фиксированной суммы с каждой единицы товара. Рассмотрим последствия введения такого налога на производителей (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Последствия введения потоварного налога на производителей

Если производители должны за каждую единицу товара платить налог в сумме Тх, то они включат этот налог в цену товара и предложение уменьшится, произойдет сдвиг из графика S в S1. Новое равновесие на рынке установится в точке Е1: теперь будет продаваться товар в количестве Q*1 по цене Р1*.

Сумма налога, которую уплатят продавцы в бюджет, будет равна площади NР11L. Излишки покупателей уменьшатся на сумму, равную площадь трапеции P*Р11 E, часть, равную площади a, присвоит государство, а площадь ZЕ1E составит чистые потери потребителей. Продавцы тоже потеряют излишек в сумме, равной площади трапеции NP*EL, часть которой (площадь NP*ZL) присвоит государство, а чистые потери производителей составят площадь ZEL. Таким образом, издержки мертвого груза составят площадь с. Налоговое бремя будет поделено между покупателями и продавцами. На покупателей будет переложена его часть в размере площади a, а на продавцов придется сумма, равная площади b.

Последствия введения потоварной субсидии

Потоварная субсидия может быть установлена в размере фиксированной суммы на каждую единицу товара. Рассмотрим последствия введения такой субсидии производителям (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Последствия введения потоварной субсидии производителям

Если производителям будут выплачивать за каждую единицу товара субсидию в сумме М, то их затраты на производство снизятся, предложение увеличится, произойдет сдвиг из графика S в S1. Новое равновесие на рынке установится в точке Е1: теперь будет продаваться товар в количестве Q1* по цене Р1* Сумма субсидии, выплаченная из бюджета, равна сумме, равной площади P*NLE1. При этом выигрыш продавцов вырастет на площадь трапеции Р1*NLЕ, выигрыш потребителей – на площадь трапеции P*Р1*Е E1, возникнут чистые потери общества (площадь с).

Вопросы для самопроверки

1. К каким последствиям приведет установление минимального уровня цены товара?

2. Вырастет ли объём продаж в случае установления максимального уровня цены?

3. Правда ли, что от введения потоварного налога на производителей потери понесут только производители товара?

4. Существуют ли чистые потери общества в случае выплаты субсидии?

5. Влияет ли государственное регулирование рынка на эффективность его работы?

Тесты для самопроверки

1. Правительство решило понизить акцизный налог на табачные изделия. При прочих равных условиях, на рынке табачных изделий произойдёт:

а) рост как равновесной цены, так и равновесного объёма продаж;

б) рост равновесной цены и снижение равновесного объёма продаж;

в) снижение равновесной цены и рост равновесного объёма продаж;

г) снижение как равновесной цены, так и равновесного объёма продаж;

д) нет верного ответа.

2. Рыночная цена товара равна 15 руб. Правительство установило минимально возможную цену товара на уровне 17 руб. При прочих равных условиях на рынке товара произойдёт:

а) рост объёма продаж;

б) снижение объёма продаж;

в) объём продаж не изменится;

г) превышение величины спроса над величиной предложения;

д) нет верного ответа.

3. Правительство решило выплачивать субсидии отечественным производителям мебели. Субсидия вводится на каждую единицу произведенной продукции. При прочих равных условиях на рынке мебели произойдёт:

а) снижение равновесной цены и рост равновесного объёма продаж;

б) рост равновесной цены и снижение равновесного объёма продаж;

в) рост как равновесной цены, так и равновесного объёма продаж;

г) снижение как равновесной цены, так и равновесного объёма продаж;

д) нет верного ответа.

4. Правительство, защищая интересы потребителей, установило на рынке совершенной конкуренции цену ниже цены равновесия. При прочих равных условиях, по сравнению с ситуацией невмешательства государства в экономику, объём продаж:

а) должен увеличиться;

б) должен уменьшиться;

г) может как увеличиться, так и уменьшиться;

д) нет верного ответа.

5. Если правительство установит акцизный налог в размере фиксированной суммы с каждой единицы товара, то последствием будет:

а) увеличение выигрыша покупателей;

б) уменьшение выигрыша покупателей при неизменности выигрыша производителей;

в) уменьшение и выигрыша покупателей и выигрыша производителей;

г) может как увеличиться, так и уменьшиться выигрыш производителей;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector