Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок капитала в республике беларусь

Рынок капитала Республики Беларусь

Капи­тал как фактор производства — это созданные человеком ресур­сы, используемые для производства товаров и услуг, или сред­ства производства, инвестиционные товары, которые не участвуют непосредственно в удовлетворении потребностей человека (оборудование, здания и сооружения). С этих позиций рынок капитала представляет собой рынок финансового капитала(прежде всего кредитный рынок), т.е. финансовых средств, предназначенных для приобретения оборудования, зданий и сооружений.

Потоки капитала, в том числе международные, классифи­цируются по формам. По функциональному назначению разли­чают движения ссудногокапитала (в виде кредита) и предпри­нимательского капитала (в виде инвестиций); по принадлеж­ности выделяют частный и государственный капитал, по целе­вому назначению — частные и государственные, прямые и портфельные инвестиции; по срокам движения — кратко-, средне- и долгосрочныйкапитал.

Рынок краткосрочного ссудного капитала, или денежный рынок, — это рынок сделок по краткосрочным ценным бумагам с низким уровнем риска. Основными ценными бумагами денежного рынка являются казначейские векселя, коммерческие бумаги, банковские ак­цепты и свободно обращающиеся депозитные сертификаты.

Собственно рынок капитала функционально подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала.

Рынок ссудного капитала — это рынок среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосредую­щий соединение предложения денеж­ных накоплений нефинансового сектора и спроса на ссуды, необходимые для финансирования (инвес­тиций). Часто его называют рынком капитала. Он охватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (обли­гаций, векселей и др.).

Рынок ценных бумаг — часть рынка капитала, где осущест­вляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них. Ценные бумаги — платежные документы (чеки, векселя, ак­кредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в национальной и иностранной валютах.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выполняет две функции. Первая заключается в обеспечении гибкого меж­отраслевого перераспределения капиталов и мобилизации де­нег населения. Вторая предполагает мобилизацию временно свободных денежных средств для удовлетворения нужд госу­дарства и других организаций.

Таким образом, рынок капитала — это долгосрочный сегмент рынка ссудных капиталов,включающий прежде всего выпуск облигаций и акций и их вторичные рынки. На нем аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обяза­тельства. В условиях рыночной экономики он является основным видом финансового рынка, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности.

Становление рынка капитала в стране началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Бела­русь» и шло по таким направлениям, как формирование нацио­нальной финансово-кредитной системы, межбанковского, ва­лютного и фондового рынков. В 1994 г. была учреждена Межбанковская валютная биржа (МВБ), в 1999 г. — Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ).

Важнейшей проблемой современного этапа развития рынка капитала является отставание его потенциала, объема и динамики от темпов роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор. Это сдерживает создание в Беларуси эффективной ин­вестиционно-инновационной модели развития.

Рынок капитала в Республике Беларусь

На данном этапе развития экономических отношений в Беларуси одной из основных проблем является непонимание потребности в развитом рынке капитала, и, как следствие, недостаточное использование его инструментов и возможностей. Несмотря на наличие законодательных основ его формирования и работу валютно-фондовой биржи, никто не воспринимает рынок капитала как инструмент, позволяющий влиять на ситуацию в реальном секторе экономики. Реальный бизнес в масштабах государства дает не только продукцию, но и экономические показатели, такие как добавочная стоимость, стоимость оборотного капитала и т.д., которые можно и нужно использовать для обеспечения работы рынка капитала. Также следует отметить, что сегодня белорусские банки являются только расчетно-кассовыми центрами. Их операции – это выдача кредитов, принятие и выплата денег, хранение средств вкладчиков, а функции настоящего банка – капитализация денежных потоков и размещение фондовых инструментов.

Капитал является таким же производственным фактором любого предприятия как сырье или основные фонды. Для достижения своей основной цели – увеличения богатства владельцев – ему постоянно приходится искать новые способы доходного вложения своих активов. Помимо этого, принимаемые предприятием инвестиционные проекты нередко требуют привлечения дополнительного капитала. В случае недостаточности внутренних ресурсов (чистой прибыли и амортизации) предприятие должно иметь возможность приобрести недостающий капитал на рынке капитала. В случае, когда у него имеется избыточный собственный оборотный капитал и нет вариантов инвестирования с приемлемой ставкой доходности, предприятие может осуществить финансовые вложения – приобрести ценные бумаги или разместить свободные средства на банковском депозите. Тем самым можно частично возместить альтернативные издержки владения денежными средствами. Покупая ценные бумаги других эмитентов, предприятие продает им свой временно свободный капитал.

Привлечение собственного капитала осуществляется предприятием путем эмиссии обыкновенных и привилегированных акций на так называемых первичных фондовых рынках. Деньги от реализации акций формируют уставный капитал предприятия. Однако в развитых странах наибольший объем сделок с ценными бумагами производится на вторичном рынке, где осуществляется свободная торговля ими. Там также имеет распространение эмиссия краткосрочных корпоративных облигаций. Но к такому способу приобретения краткосрочного капитала обычно прибегают только наиболее крупные компании, для которых издержки эмиссии имеют незначительный удельный вес в сравнении с объемом привлекаемых ресурсов. Наличие вторичного спекулятивного рынка является абсолютной необходимостью для нормального функционирования первичного рынка акций. По закону инвестор не может вернуть предприятию-эмитенту купленные у него ранее акции и потребовать назад уплаченные за них деньги. Для него единственной возможностью избавиться от ставших ненужными бумаг является их перепродажа на вторичном рынке. Если таковой отсутствует или осуществление сделок на нем затруднено, то инвестор просто не станет покупать соответствующие акции в процессе их IPO.

Рынок капитала не является самостоятельной системой взаимоотношений – это инфраструктура, обслуживающая рынок товаров и услуг и обеспечивающая капитализацию средств, размещенных в ценных бумагах, депозитах и других видах вкладов. Отсутствие нормального первичного рынка капитала и ценных бумаг отрицательно сказывается на уровне экономической активности белорусских предприятий, в то же время, получение дополнительного дохода от эксплуатации денег как инструмента может дать колоссальный толчок для притока денег в экономику Беларуси. Грамотное использование рыночных и финансовых инструментов может помочь предприятиям даже при привлечении кредита не только потратить полученные деньги, но и получить прирост, создать необходимые резервы, сформировать бюджет, финансовый план дальнейшего развития на основе долгосрочных инструментов и обязательств. Помимо этого, нормально работающий рынок капитала способствует расширению корпоративной формы предпринимательства, для которой характерно разделение функций владения и управления собственностью.

Читать еще:  Организация ориентированная на рынок

В настоящее время в Республике Беларусь наиболее развитым и ликвидным является рынок государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций с купонным доходом. Он обеспечивает полную прозрачность проведения операций с облигациями и высокую защиту прав инвесторов. Рынок корпоративных облигаций представлен в основном облигациями банков, так как доходы от операций с ними были освобождены от налогообложения. Нельзя не отметить наличия ряда проблем, основной из которых является ограниченная номенклатура выпускаемых ценных бумаг. Поэтому следует проводить работу по созданию условий для роста количественных показателей выпуска и обращения ценных бумаг банков, расширению спектра операций, осуществляемых банками на рынке ценных бумаг, и совершенствованию соответствующей инфраструктуры. Дальнейшее развитие финансового рынка видится, в первую очередь, в расширении круга инвесторов как за счет первичных инвесторов, не являющихся банками, так и физических лиц.

Большую пользу реальному сектору Беларуси принесет выход отечественных предприятий на международный рынок капитала. Это может быть продажа предприятия (обычно – контрольного пакета) стратегическому инвестору или привлечение финансирования на внешних рынках капитала во всех остальных формах (кредиты иностранных банков, облигации, иные долговые ценные бумаги, IPO). Причем второй путь позволяет сохранить контроль над предприятием существующих собственников. Основная часть белорусских предприятий находится на начальной стадии выхода на международные рынки капитала (иностранные кредиты, выпуск облигаций на иностранных площадках). Это связано, во-первых, с низким уровнем прозрачности, так как немногие компании ведут отчетность по МСФО. Во-вторых, с низким уровнем компетенции менеджмента в области международных рынков капитала. Так же существуют различные технические ограничители, например, налогообложение, регулирование процедур выпуска корпоративных ценных бумаг, отсутствие связей с депозитариями других стран и трансграничных сделок, законодательные ограничения.

На сегодняшний день уже принимаются меры для развития внутреннего финансового рынка и создания условий выхода на международные рынки:

– получен первый суверенный кредитный рейтинг Беларуси;

– принята государственная программа развития внутреннего финансового рынка;

– отмена «золотой акции»;

– отмена моратория на движение акций;

– снижение налогов на операции с ценными бумагами;

– создание условий для активизации работы белорусской фондовой биржи.

Сегодня крупнейшие государственные банки имеют возможности для получения синдицированных кредитов, выпуска кредитных нот и еврооблигаций, IPO (выпуск глобальных депозитарных расписок на акции). Успешные частные белорусские компании могут привлекать средства частных инвестиционных фондов в объемах не менее 5 млн. евро на один проект, проводить размещение по закрытой подписке либо выпускать акции по упрощенной процедуре на Варшавской фондовой бирже (площадка на NewConnect).

Крупные государственные предприятия с хорошим уровнем корпоративного управления могут позволить себе IPO (выпуск GDR) и синдицированные кредиты.

Вместе с тем остается целый ряд законодательных барьеров, которые создают в основном технические проблемы для желающих активно участвовать в торговле ценными бумагами. Среди них можно отметить, например, требование о проведении открытой подписки и порядок оплаты финансовых инструментов (проведение оплаты до регистрации акций); требования к документам при совершении сделок; налогообложение сделок с производными инструментами. Законодательством не установлены четкие критерии необходимости обращения в антимонопольный орган. Поэтому фактически любая сделка купли-продажи акций или долей любого предприятия, независимо от его размеров, должна получать согласие антимонопольного комитета. Это противоречит всем международным стандартам, и создает серьезные препятствия для привлечения инвесторов на техническом уровне.

Таким образом, главная задача на сегодняшний день – создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка капиталов в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок, для привлечения инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. У Беларуси есть перспективы и пути для развития в данном направлении.

1. Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Макроэкономика: учеб. пособие/А.В. Бондарь, В.А. Воробьев.- Минск: БГЭУ, 2007. – 445 с.
3. Без рынка капитала деньги в реальный сектор не потекут. // Рынок ценных бумаг. – №12. – 2007.
4. М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2002.

Рынок капитала в республике беларусь

Экономические науки/3. Финансовые отношения

Битель А.А., Ничипорчик В.И., Германович Н.Е.

Полесский государственный университет

Перспективы развития рынка капитала в Республике Беларусь

Рынок капиталов — рынок, на котором обращаются денежные средства со сроком обращения более года, и происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в доходные финансовые активы. В современных условиях рынки капиталов играют значительную роль в экономике многих стран: объединяют разрозненные денежные сбережения и создает большие денежные фонды, преобразуют денежные средства в ссудный капитал, который обеспечивает внешние источники финансирования материального производства.

Актуальность выбора данной темы обусловлена огромным значением рынка капиталов в национальной экономике, так как его состояние во многом отражается на конъюнктуре экономики страны в целом. Данное исследование значимо еще и потому, что в Республике Беларусь сегодня ведётся активное обсуждение способов создания эффективно работающих рынков капитала, которые бы благоприятно воздействовали на экономику нашей страны.

На данном этапе развития экономических отношений в Беларуси одной из основных проблем является непонимание потребности в финансовом рынке, и, как следствие, недостаточное использование его инструментов и возможностей.

Дело в том, что реальный бизнес в масштабах государства дает не только продукцию, но и экономические показатели, такие как добавочная стоимость, стоимость оборотного капитала и т.д., которые можно и нужно использовать для обеспечения работы фондового рынка. Также следует отметить, что сегодня белорусские банки являются только расчетно-кассовыми центрами. Их операции – это выдача кредитов, принятие и выплата денег, хранение средств вкладчиков, а функции настоящего банка – капитализация денежных потоков и размещение фондовых инструментов.

Капитал является таким же производственным фактором любого предприятия как сырье или основные фонды. Для достижения своей основной цели – увеличения богатства владельцев – ему постоянно приходится искать новые способы доходного вложения своих активов. Помимо этого, принимаемые предприятием инвестиционные проекты нередко требуют привлечения дополнительного капитала. В случае недостаточности внутренних ресурсов (чистой прибыли и амортизации) предприятие должно иметь возможность приобрести недостающий капитал на финансовом рынке. В случае, когда у него имеется избыточный собственный оборотный капитал и нет вариантов инвестирования с приемлемой ставкой доходности, предприятие может осуществить финансовые вложения – приобрести ценные бумаги или разместить свободные средства на банковском депозите. Тем самым можно частично возместить альтернативные издержки владения денежными средствами. Покупая ценные бумаги других эмитентов, предприятие продает им свой временно свободный капитал.

Читать еще:  Рынок благ это

На сегодняшний день уже принимаются меры для развития внутреннего финансового рынка и создания условий выхода на международные рынки:

– получен первый суверенный кредитный рейтинг Беларуси;

– принята государственная программа развития внутреннего финансового рынка;

– отмена «золотой акции»;

– отмена моратория на движение акций;

– снижение налогов на операции с ценными бумагами;

– создание условий для активизации работы белорусской фондовой биржи.

Таким образом, главная задача на сегодняшний день – создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок, для привлечения инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики.

У Беларуси есть перспективы и пути для развития. Достаточно осознать, что экономические модели и механизмы не должны зависеть от мнения и желания людей постоянно – это необходимо лишь на начальном этапе, чтобы осознать необходимость построения системы, а дальше она будет работать самостоятельно на основе экономически обоснованных постулатов экономической эффективности, целесообразности, значимости, применяемости и востребованности.

Таким образом, Республика Беларусь имеет большие возможности и перспективы успешного осуществления развития рынка капиталов. Для этого необходимо изучить зарубежный опыт и разработать предложения по развитию национальной системы рынка капитала и ее интеграции в международную систему, исходя, прежде всего из потребностей реального сектора экономики страны.

1. Саушина, А. Ипотечные ценные бумаги: развитие рынка [Электронный ресурс]/Анна Саушина//Режим доступа: #»justify»>.Лукашов, А.В. Привлечение капитала иностранными компаниями на рынках капитала США [Текст] / А.В. Лукашов // Управление корпоративными финансами.- 2008. — №5.

2. Рынок капитала//Самые последние новости бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>2.Рынок ссудных капиталов [Электронный ресурс] // Режим Доступа: #»justify»>.Маманович П. Новые возможности операций с ценными бумагами [Текст] / Петр Маманович // Банкаўскі веснік. — 2007.

Рынок капитала и его структура. Дисконтированная стоимость и ставка процента. Особенности функционирования рынка капитала в Республике Беларусь.

Капитал-ценность приносящая поток дохода или ресурс длительного пользования,создаваемый для пр-ва большего кол-ва бляг и услуг.Объектами купли-продажи на рынках капитала являются активы(капитальные блага)-все,что может быть использовано для получения дохода. Рынок капитала имеет сложную структуру,т.к. капитал- в постоянном кругообороте. В зависимости от формы и назначения капитала выделяют:1)рынок физического капитала:а)рынок основного капитала:1.активов основного капитала и 2. услуг основного капитала(аренда);б)рынок оборотного капитала

2)рынок финансового капитала:а)рынок денежного капитала:1.краткосрочных ссуд и 2.среднесрочных ссуд;

б)рынок инвестиционного капитала:1.долгосрочных ссуд и 2.ценных бумаг.Общая черта всех форм капитала-компромисс между использованием ресурса в настоящем или будущем времени(чтобы накопить капитал в будущем уже сегодня надо отказаться от немедленного использования ресурсов).Сопряженное пр-во-поцесс трансфрмации ткущих затрат в выпуск продукции(рост дохода) в будущем.Чистая производительность капитала-разница между благами произведенными с пом капитала и благами,которыми пришлось пожертвовать.

Особенность: в условиях командно-административной системы он отсутствовал(имело место распределение капитальных благ).

Сейчас в РБ слабо развит рынок капиталла, где спрос превышает предложение. Меньше всего развит рынок ценных бумаг, а вторичный рынок, где можно их перепродать отсутствует.

42. Рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, на котором осуществляется первичное размещение бумаг и операции по их обрашению.

Эмитентами ц.б. могут выступать гос-во, нац. банк, коммерческие банки, юр.лица. Покупаиелями – выше перечисленные, а также население и нерезиденты РБ.

Различают первичный и вторичный рынок ц.б.

На первичном рынке ц.б. осуществляется первичное размещение эмитированных ц.б. и их реализация самим эмитентом или же через банк, или через другие финансовые учреждения (брокеров, дилеров). Вторичный рынок в РБ практически не развит, т.к. у нас все еще имеется недоверие к нашим банкам, предприятиям, правительству.

Выделяют 3 основные вида ц.б:

— акции – ценная бумага, свидетельствующая о доле ее владельца в капитале АО и дающая ему право на получение дохода в виде дивиденда и участия в управлении делами этого общества. Акции бывают простые и привилегированные.

— облигации – это вид ценной бумаги на предъявителя, представляющей собой долговое обязательство заемщика, которое гарантирует держателю облигации возврат через обусловленное в облигации время нарицательной стоимости облигации и регулярное получение дохода в виде процента по твердо зафиксированной или меняющейся ставке.

— производные – векселя, фьючерсы, опционы.

Рассмотрим акции. Они имеют номинальную цену – цена указанная в акции при ее выпуске, и реальную (рыночную) цену – курс акции – цена, по которой данные акции покупаются и продаются.

Доход от акции наз. Дивиденд.

Курс акции =(дивиденд × номинальная цена)/норма процента

Чем больше дивиденд, тем больше курс акции, а чем больше норма процента, тем меньше курс акции и наоборот.

Наиболее доходными явл гос облигации, т.к. они более стабильны

Рынок ц.б. начал формироваться в РБ с 1991г. В 1994 появляется рынок Приватизационных чеков.

25% — акции, 8% — векселя, депозитные сертификаты, 25% — гос.облигации.

3.контроль за эффективностью акционерных предприятий

4.Регулирование денежного обращения страны

5.страхование ценовых и финансовых рисков

Об эффективности деятельности компании свидетельствует курс акции. При уменьшении дивидендов, процента – падает курс акции и они могут сменить своего владельца.

С помощью РЦБ происходит регулирование денежного обращения путем увеличения или уменьшения выпуска ценных бумаг, которые препятствуют инфляции наличных денег.

43. Рынок земли. Земельная рента как цена за использование земли.

Объектом купли-продажи на рынке земли может быть сама земля или ее услуги. При продаже услуг земли земля сдается в аренду (за плату во временное пользование). Земля обладает не только относительной ограниченностью, но и абсолютной. Относ огр-ть с точки зрения возможности использовать ресурсы.

Особенности ценообразования на рынке услуг земли объясняет концепция экономической ренты. Суть этой концепции в том, что ресурсы, предложение кот абсолютно ограниченоприносят доход, называемый экономической рентой(ЭР). ЭР получает собственник земли, если он сдает землю в аренду, то получает ренту в форме арендной платы.

Читать еще:  Рынок это совокупность всех отношений

Если на земле нет никаких сооружениий, то арендная плата за землю совпадает с экономической рентой. Источником рентного дохода, получаемого собственником земли, явл часть дохода, кот получит арендатор от своей хоз. дея-ти на этом земельном участке.

Процесс формирования земельной ренты концепция ЭР объясняет соответствием спроса и предложения на рынке услуг земли.

Модель рынка услуг земли

Цены на услуги земли определяются исключительно спросом.

Данная модель дает возможность определить величину ЭР.

Предложение абсолютно неэластично по цене. Спрос на землю зависит от спроса на ту с/х продукцию, кот производится на земле. Т.к. спрос на продукты питания малоэластичен по цене, то в урожайные годы это может привести к падения спроса на с/х продукцию.

Цена земли при продаже зависит от

1. Величины ренты, кот можно получить при сдаче сдаче в аренду

2. Ставки ссудного процента

Цена земли , где

R – земельная рента

r – норма ссудного процента

Гражданам разрешается иметь в собственность до 1 га земли + можно взять в аренду 3 га для ведения с/х деятельности.

44. общее равновесие и общественное благосостояние. ящик эджуорта.

45. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования. Установление правительством потолка цены.

Рынок далеко не во всех ситуациях наилучшим образом решает проблемы общества. В некоторых случаях рынок терпит фиаско: Распределение доходов через рынок приводит к социальному неравенству в обществе. Рынок не даёт средств к существованию нетрудоспособным людям (пенсионерам, инвалидам и т.д.), тем, у кого нет земли и капитала. Рынок не обеспечивает полной занятости, а значит, в условиях рыночной экономики существует безработица. Рыночный механизм часто не может справиться с экономическими кризисами и инфляцией. Кроме того, если нужны серьёзные структурные преобразования, рыночный механизм не справляется. Он не может заставить производителя заботиться об экологии, а наоборот поощряет хищническое отношение к природе. Рыночный механизм не даёт средств для развития фундаментальной науки, строительства и содержания музеев, библиотек. Охрана правопорядка не является одним из приоритетов рыночной экономики. Часто на рынках реализуются товары удовлетворяющие неразумным потребностям человека.
Рыночный механизм в процессе своего развития обладает склонностью к вырождению: на смену совершенной конкуренции приходит несовершенная конкуренция, на рынке появляются субъекты хозяйствования, способные повлиять на других

Вышеперечисленные недостатки делают необходимым вмешательство государства. Органы гос.управления могут ослабить или предотвратить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Государство может, например, уравнять доходы людей путём перераспределения доходов(налоги), может перераспределить ресурсы между отраслями, ввести субсидии или взять на себя финансирование отдельных сфер, взять на себя заботу о малоимущих и нетрудоспособных гражданах. Государство может осуществлять контроль над различными монополистическими структурами и крупными рыночными предприятиями. Выделяют пять экономических функций государства: создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики ; защита конкуренции ;перераспределение дохода и богатства ; корректирование распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики.

Формы госрегулирования ( методы и инструменты): законодательная (конституция, законодательные акты). Административная ( административно- экономические: нац.программа экономического развития, гос.цены; организационно-административные: приказы, запреты, разрешения, указания, инструкции). Социально-экономическая ( бюджетно-налоговые: госбюджет, налоги, госрасходы; денежно-кредитные: норма процента, учётная ставка; валютные: валютный курс ; внешнеторговые :таможенные тарифы)

46. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования. Установление правительством нижней границы цены.

Фиаско (провалы) рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Наличие фиаско рынка чаще всего объясняется следующими причинами:

1. Наличие рыночной власти у производителя или продавца ресурсов (чаще всего в форме монополии). Это приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, других – с недостатком. Производители применяют цены, отличающиеся от цен покупателей. Государство стремится осуществлять в данном случае антимонопольную политику, поощрять конкуренцию и либерализацию рынков.

2. Наличие неполной (ассиметричной) информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. Не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки при принятии экономических решений. На одних рынках может сформироваться избыток товаров при одновременном дефиците на других рынках.

3. Наличие внешних эффектов. Они образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но при этом косвенное воздействие не отражается в рыночных ценах производимых благ. Государство должно ограничивать производство товаров с отрицательным внешним эффектом.

4. Рынки не способны предложить общественные блага, полезные многим потребителям, несмотря на большую значимость этих благ для общества (например, освещение улиц). Государство берет на себя производство общественных благ.

47. Теория внешних эффектов. Особенности государственного регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь.

Внешними эффектами (англ. externalities) называют прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, в этом случае их называют положительными внешними эффектами (внешними выгодами), и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами (внешними затратами).

Внешние эффекты могут возникать между потребителями, между производителями, а также между теми и другими. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и (или) для рыбной ловли и купания. Примером положительного внешнего эффекта может служить отделка здания, благоприятно сказывающаяся на полезности, извлекаемой из окружающей среды окрестными жителями и прохожими.

Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками для третьих лиц (рис. 70). Они возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки у других.

Выделяют следующие виды издержек:

1. Предельные частные издержки (MPC) – это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют.

2. Предельные внешние издержки (МЕС) – это дополнительные издержки, связанные c производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителем, а перекладываются на третьих лиц.

3. Предельные общественные издержки (MSC) – это сумма предельных частных и предельных внешних издержек:

4. Совокупные внешние издержки (ТЕС) – это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector