Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок несовершенной конкуренции в россии 2020

ФАС рискует проиграть спор об антимонопольной политике после регуляторной гильотины

Рабочая группа регуляторной гильотины по конкуренции одной из первых приступила к обсуждению не только отмены устаревшего регулирования, но и принципов, по которым будет создаваться новое. Их вариант, представленный ФАС, описывает нынешнее регулирование как прогрессивное — служба хотела бы де-факто сохранить его и расширить свои полномочия за счет контроля «цифровых монополий» и продвижения своей модели тарифной реформы госмонополий. Готовые проекты у ФАС уже есть, но согласовать их не удается ни с рынком, ни с правительством. Эксперты рабочей группы идеи ФАС не поддержали — их вариант развития антимонопольного регулирования, напротив, предусматривает отстранение ФАС от нормотворчества и возможную передачу сейчас подчиненной правительству службы в ведение Минэкономики.

ФАС направила на рассмотрение рабочей группы по регуляторной гильотине свой вариант концепции будущего регулирования конкуренции после отмены избыточных и устаревших требований — документ подписан заместителем главы службы Сергеем Пузыревским. Как следует из материалов ФАС, в службе не готовы отказываться от имеющихся полномочий — концепция предусматривает их дальнейшее расширение, а все риски отрасли оценивает как средние и высокие. Как утверждают авторы документа, национальное антимонопольное законодательство является «относительно новым и постоянно совершенствуется… соответствует всем мировым стандартам» и в значительной корректировке не нуждается.

В частности, авторы предлагают разработать проект для противодействия злоупотреблениям «цифровых монополий» — отдельные инициативы, ужесточающие требования к интернет-сервисам за антимонопольные нарушения, уже вошли в пятый антимонопольный пакет ФАС, в конце января он был внесен в правительство, но не поддержан Минэкономики и рынком (см. “Ъ” от 1 февраля 2019 года). Одновременно служба продолжает настаивать на упразднении закона о естественных монополиях с погружением его норм в закон о защите конкуренции и выделением отдельного закона «Об основах госрегулирования цен (тарифов)» — он должен регламентировать порядок принятия тарифных решений, утверждения инвестпрограмм и взаимодействие федерального и региональных тарифных регуляторов.

При этом на деле инициативы о реформировании регулирования монополий и тарифов также обсуждаются ФАС с 2017 года: первый проект одобрен правительством еще в 2018 году, проект же о тарифах столкнулся с критикой рынка из-за вмешательства в отраслевые регламенты и не был поддержан Минэкономики из-за спора о тарифной надбавке по инвестпрограммам (см. “Ъ” от 27 ноября 2019 года). Сейчас, по данным “Ъ”, в правительстве находится компромиссный вариант проекта с изъятием спорных норм: они вынесены в подзаконные акты — де-факто по ним правительству предлагается принимать решения отдельно,— в реальности это может означать, что уже дважды вносившийся в Белый дом проект может в том или ином виде уйти на новый круг согласований, а упоминание его ФАС в концепции нового регулирования — попытка службы настоять на его рассмотрении в нынешнем виде.

Впрочем, в представленном “Ъ” ФАС окончательном тексте протокола РГ, подписанном ее сопредседателями, формулировки сильно смягчены: по нему замечания и возражения к концепции ФАС члены РГ должны представить на следующем заседании 17 марта.

В качестве основы нового регулирования бизнес и эксперты предлагают принять проект ее участника, главы Института повышения конкурентоспособности Алексея Ульянова — его концепция констатирует, что нынешнее антимонопольное регулирование не соответствует конституционным ценностям и задачам развития конкуренции: в практике службы преобладают дела против небольших компаний, дела без реального ущерба или ограничения конкуренции, а большое количество дел (ФАС является лидером по возбуждению дел среди иностранных антимонопольных органов) ведет к их низкому качеству.

Почему сенаторам не нравятся аппетиты ФАС

Среди предложений господина Ульянова — замена карательно-обвинительного уклона антимонопольной политики на приоритет развития конкуренции: усилия ФАС должны быть переориентированы с пресечения нарушений на «адвокатирование конкуренции», следует из проекта. Одновременно автор предлагает разделить функции ФАС по контролю и нормативному регулированию, передав полномочия по нормотворчеству в области развития конкуренции Минэкономики — для устранения конфликта интересов и повышения согласованности антимонопольной и экономической политики. Рисками для конкурентной среды автор называет и недостаточную компетентность сотрудников ФАС, и несменяемость руководства (Игорь Артемьев возглавляет службу с 2004 года) — и предлагает ввести ротацию руководства антимонопольных органов и оптимизировать их структуру в регионах, ликвидировав малые отделения (в субъектах с населением до 1 млн человек). Спорный вопрос о регулировании тарифов госмонополий предлагается решить, передав его регулирование от ФАС отраслевым регуляторам.

Сравнение двух концепций показывает, что контролеры и поднадзорные по-разному определяют цели нового регулирования. В качестве источников риска ФАС называет деятельность хозяйствующих субъектов (16 из 17 источников, в том числе монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция), в экспертном же проекте к ним причислены «широкие и размытые полномочия ФАС».

Не вижу конкурента

К такому выводу пришел Аналитический центр при правительстве РФ, который провел онлайн-опрос более 1,3 тысячи предпринимателей (в основном малый и микробизнес, возраст — более пяти лет). Доклад «Об оценке состояния конкурентной среды в России» был отправлен в аппарат правительства в начале мая (документ есть в распоряжении «Российской газеты»).

«Некоторое снижение оценки респондентами уровня конкуренции скорее свидетельствует об изменении самоощущений бизнеса. Косвенные же факторы говорят о том, что уровень конкуренции в течение четырех лет существенно не меняется, а некоторые из них указывают на его постепенный рост», — говорится в докладе. Так, одним из наиболее значимых факторов конкурентоспособности российских товаров и услуг остается низкая цена, причем если производитель поднимет ее более чем на 15 процентов, то с высокой долей вероятности потеряет значительную часть оборота за счет ухода клиента. Это подтвердили 60 процентов опрошенных предпринимателей (в прошлом году таковых было 53 процента).

На отечественном рынке все меньше игроков, которые наблюдают сокращение числа конкурентов: в 2016 году об этом говорила почти четверть респондентов, теперь — 22,5 процента. Среди причин сокращения числа конкурентов бизнес называет антиконкурентные действия органов власти, изменения в нормативно-правовой базе и собственно уход игроков с рынка.

Читать еще:  Рынок природных ресурсов и его особенности

Больше половины предпринимателей признались, что их бизнес время от времени испытывает давление со стороны доминирующих участников рынка. Чаще всего на это обращают внимание производители электроэнергии, газа и воды — об этом заявили 3/4 представителей отрасли. На рынке строительных материалов и в финансовой сфере ущемления прав со стороны крупного бизнеса меньше (63-64 процента), схожая ситуация в сфере оптовой и розничной торговли, а также в химической промышленности.

Нередко на нарушениях ловят и представителей естественных монополий, но все же в развитии конкуренции заинтересованы практически все. Лишь четыре процента предпринимателей не прибегают к методам повышения конкурентоспособности своей продукции, что, впрочем, не меняется уже четыре года.

Каждый третий предприниматель верен постулатам экономической теории, согласно которой конкуренция полезна для развития бизнеса. Это касается текстильной и пищевой промышленности, производства строительных материалов и сферы IT. Чуть меньшая доля — 28 процентов — приходится на предпринимателей, которые не отмечают положительное влияние конкуренции, что признали справедливым представители производственной цепочки в сфере неметаллических изделий и ТЭК. Несмотря на это, как ТЭК, так и пищепром наряду с легпромом и металлургами стали увереннее себя чувствовать при сбыте продукции.

Развиваться дальше более серьезными темпами бизнесу не позволяет высокая налоговая нагрузка, считают 40 процентов респондентов. «Вместе с тем представители текстильного и швейного производства, а также производители строительных материалов показали высокую заинтересованность в участии государства в регулировании рынка», — говорится в докладе центра.

Примечательно, что за подобными словами, как правило, кроются разные мнения компаний о том, как именно государство должно регулировать рынок. Например, в сфере торговли моторным топливом существует контроль Федеральной антимонопольной службы (ФАС) как в оптовом звене (за объемами реализации на бирже), так и в розничном (за темпами роста цен на АЗС), но конкретными мерами чаще всего недовольны не зависимые от крупного бизнеса участники рынка.

В попытке сохранить текущий сбыт бизнес все менее активно расширяет сферу деятельности, замечают эксперты Аналитического центра. В 2017 году каждый четвертый не хотел покорять новые страны или расширять продуктовую линейку на горизонте ближайших трех лет. В этом году энтузиастов стало меньше еще на четыре процента. Положение дел вполне устраивает финансистов, причем среди них доля выступающих против расширения сферы деятельности за год выросла почти вдвое — с 35 до 67 процентов. Предприниматели, чей бизнес связан с транспортным машиностроением, металлургией, строительством и IT, наоборот, намерены расширять присутствие и товарную линейку.

Предпринимательская безынициативность чаще всего объясняется нехваткой денег на развитие, высокими издержками и насыщенностью рынков сбыта: например, конкуренция за рубежом порой настолько высока, что вписаться в новые географические рамки нет ни смысла, ни нужды. Отчасти это справедливо для российского ювелирного рынка, который на уровне ассоциаций агитирует за выход отечественных брендов на новые рынки, а на уровне бизнеса, в теории способного вложить средства в развитие подобного направления, этим никто не занимается. В итоге в пассивной борьбе за свой кусок внутреннего рынка компании подстраиваются под сегодняшнего потребителя, не думая о завтрашнем.

Дарья Носова, руководитель практики ФинТех компании O2 Consulting:

— Мы наблюдаем и будем наблюдать радикальное усиление на IT-рынке роли государства: утверждена Программа «Цифровая экономика», создается министерство цифрового развития, на уровне мощных государственных корпораций расширяются IT и финтех-направления.

Что это означает с точки зрения состояния конкуренции? Представляется, что здесь придется встретиться с серьезными вызовами. Основными проблемами могут стать монополизация в определенных IT-направлениях, дискриминация доступа и выдавливание средних и малых, хотя и перспективных игроков с рынка. Здесь, к сожалению, последствием может быть их быстрое перенаправление на зарубежные рынки, ухудшение конкуренции, что в итоге скажется на конечных потребителях. В этом смысле ФАС в ближайшие годы придется довольно тяжело в балансировании должного конкурентного состояния рынка IT.

Еще один интересный новый аспект — трансформация рынка финансовых услуг. За прошедший год все затаив дыхание наблюдали за взлетами и падениями курсов криптовалют, а предложения инвестировать в ICO или торговать на криптобиржах никого уже не удивляют. По сути, формируется довольно большой — и пока еще дикий — рынок, где работают без правил и где государство не выработало позиции, а значит, фактически нет контроля.

Пока наиболее остро, на наш взгляд, стоит вопрос с рекламой и в целом разными формами недобросовестной конкуренции. Это еще один серьезный вызов для регулятора, поскольку требует срочного расширения компетенции в этой новой высокотехнологичной индустрии, чтобы можно было вырабатывать адекватные решения.

Елена Ковалева, начальник Управления по конкурентной политике Аналитического центра при правительстве РФ:

— На состояние конкуренции оказывает влияние высокая доля госсобственности на отдельных рынках. Национальным планом развития конкуренции на 2018-2020 годы предусматривается сокращение доли госсектора в экономике, в том числе ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, что должно способствовать развитию конкуренции.

В то же время практика реализации Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ показывает, что приватизация унитарных предприятий зачастую подменяется их преобразованием в другие организационные формы с сохранением госсобственности. Формальное сокращение числа ГУПов и МУПов в этом случае не оказывает влияния на состояние конкуренции на рынках.

Что такое несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция – экономическое явление, модель рынка, при которой фирмы-производители имеют возможность оказывать реальное влияние на цену товара. С другой стороны, существует понятие совершенной конкуренции. Эта экономическая модель представляет собой систему, характеризующуюся бесконечным числом покупателей и продавцов, однородной и делимой продукцией, большой мобильностью ресурсов производства, равным и полным информационным доступом всех участников к цене продукции, товарам, отсутствием любых препятствий для входа и выхода на рынок. Нарушение хотя бы одного из названных условий теоретически означает несовершенную конкуренцию.

Читать еще:  Страховой рынок основные принципы его функционирования

Понятно, что достижение условий чистой конкуренции практически невозможно, в то время как несовершенная конкуренция – явление, распространенное повсеместно.

Несовершенная конкуренция как экономическое явление

Отталкиваясь от свойств, присущих условной модели совершенной конкуренции, можно определить, какие черты присущи несовершенной конкуренции и как они проявляются в реальных рыночных условиях.

Эта структура характеризуется разного рода барьерами, ограничивающими вход в определенный рыночный сектор и выход из него. Существуют ограничения в информации о цене продукта. Сам продукт либо уникален, либо свойства его дифференцированы по сравнению с другими, что ведет к возможности производителей и продавцов контролировать цены на него: завышать, удерживать на определенном уровне. Целью является максимальное получение прибыли.

Ярким примером несовершенной конкуренции выступают естественные монополии – фирмы, чья деятельность связана со снабжением населения энергоресурсами (электричеством, газом). При малых издержках такие монополисты могут устанавливать в перспективе любую цену на свою продукцию, входные же барьеры на указанный рынок фирм-новичков непреодолимо высоки.

Характерные черты рыночных отношений при несовершенной конкуренции, таким образом, определяются достаточно твердо:

  1. Монополии, малый и средний бизнес присутствуют на рынке одновременно. Они конкурируют между собой, однако монополисты в той или иной степени имеют преимущество, регулируя цены. Это относится как к покупателям, так и продавцам продукта.
  2. Несовершенная конкуренция в перспективе направлена на монополизацию рынка (сбыт, сырьевые ресурсы, рынок рабочей силы и пр.), в отличие от совершенной, для которой характерна основная цель – сбыт товара.
  3. Процесс конкурентной борьбы захватывает не только рынки сбыта (розничный, оптовый), но и производство. Новаторские разработки в производственной сфере превращаются в метод борьбы с конкурентами. Цель их внедрения – снижение производственных затрат.
  4. Методы конкурентной борьбы применяются различные: от использования ценовых рычагов, как самых очевидных, до неценовых, направленных на совершенствование свойств товара, совершенствование маркетинговой, рекламной политики. Применяются и неэкономические методы, которые принято относить к нечестной конкуренции.

Формы борьбы за рынки при несовершенной конкуренции имеют следующие характеристики:

  • ценовая – снижение цен на продукцию, уменьшение объема затрат в процессе производства и сбыта, манипулирование ценообразованием, ценовые маневры, призванные привлечь покупателя;
  • неценовая – упор на качество продукта, привлечение клиентов с помощью различных акций, предложение большего объема товара или услуг за равную цену, нестандартные рекламные компании;
  • неэкономическая – промышленный, экономический шпионаж, подкуп ответственных лиц и пр.

Несовершенная конкуренция во всем ее многообразии рассматривалась в работах Э. Чемберлина, Дж. Хикса, Дж. Робинсона, А. Курно.

Формы несовершенной конкуренции

Олигополия характеризуется достаточно ограниченным числом продавцов товара или услуг (рынок услуг связи). Олигопсония — достаточно ограниченным числом покупателей (рынок труда в малых городах). При монополии на рынке присутствует единственный продавец (газоснабжение). При монопсонии — единственный покупатель (продажа тяжелого вооружения).

При монополистической конкуренции существует большое число производителей и продавцов в секторе рынка, торгующих схожими по свойствам, но неидентичными товарами (чаще всего встречается в розничной торговле, сфере бытовых услуг).

Специалисты проводят сравнительный анализ этих форм в разрезе четырех факторов рынка:

  • количества продавцов (производителей);
  • дифференциации рыночного продукта;
  • возможности влиять на цены;
  • барьеров входа-выхода.

Например, в случае с монополией количественный показатель один, цены контролируются полностью, продукция обладает уникальными качествами, а барьеры для входа на рынок очень высоки и т.д.

Рынок труда

Несовершенная конкуренция на рынке труда – сложное явление, включающее в себя несколько важных факторов. Отметим, что этот рыночный сектор наиболее подвержен регулированию в целях минимизации негативных последствий «несовершенного рынка».

Регулирующие факторы рынка труда:

  1. Государство. Законодательно регулирует уровень заработной платы, не давая ему полностью подпасть под влияние рыночных процессов (индексация доходов, установление минимума оплаты труда и пр.).
  2. Профсоюзные организации. Направляют усилия на повышение уровня оплаты труда работников отрасли, региона, готовят и осуществляют подписание договоренностей между профсоюзами и работодателями – участниками рынка, в указанном направлении.
  3. Крупные фирмы, корпорации. Устанавливают уровень оплаты труда специалистов, который удерживают долгое время. Не заинтересованы в частом пересмотре уровня оплаты труда сотрудников.

Рыночные законы применительно к рынку труда работают особым образом. Продажа рабочей силы, умений и навыков закрепляется, как правило, долгосрочным трудовым договором, дающим гарантии занятости работнику, несмотря на колебания спроса и предложения. Кроме того, индивидуальный трудовой договор или соглашение не может содержать условий, худших тех, что закреплены в колдоговоре или в трудовом законодательстве.

Продавец в этом случае получает гарантии трудоустройства, выводится из рыночных отношений на время действия договора с покупателем.

Наличие ограничений по худшим условиям в сравнении с колдоговором не позволяет работодателю бесконечно ухудшать условия индивидуальных соглашений, выбирая наиболее «сговорчивых» продавцов. Этот фактор наиболее значим, если имеет место отсутствие профсоюзной организации.

Несовершенная конкуренция и государственное регулирование

Несовершенная конкуренция, будучи далекой от идеальных моделей построения экономики, имеет свои отрицательные стороны и последствия: рост цен на продукцию, не оправданный увеличением издержек, увеличение самих производственных издержек, торможение прогрессивных тенденций, отрицательное влияние на конкурентоспособность в масштабе мировых рынков, наконец, торможение развития экономики.

На государственном, правительственном, уровне всегда существуют административные барьеры для участников рынка, например, исключительные права, которыми государство наделяет ту или иную компанию.

На заметку! Регулирующие барьеры могут выражаться не только в государственном регулировании как таковом, но и в обладании права на редкие природные ресурсы, прогрессивные научные, технические разработки, подтвержденные патентом, высоком уровнем стартового капитала, необходимого для входа в сектор рынка.

В то же время государство, осознавая глобальную опасность монополизации рынка, ведет с ней борьбу. Антимонопольные регулирующие меры – пакет антимонопольного законодательства, которое постоянно совершенствуется, учитывает тенденции рынка. На основе его проводится административный антимонопольный контроль рынков уполномоченными государственными антимонопольными структурами. Разрабатывается эффективный механизм воздействия на монополистов.

Читать еще:  Рынок реального капитала

Контроль представлен комплексом финансовых санкций, организационный механизм воздействует не на самих монополистов, уничтожая их как явление рынка, а опосредованно – поддержкой малого и среднего бизнеса, уменьшением таможенных пошлин и пр. Законодательное регулирование зачастую непосредственно запрещает те или иные экономические шаги, способствующие образованию еще более крупных монополий, например, слияние крупных фирм в определенном секторе рынка.

Рынок несовершенной конкуренции в россии 2020

См. Конкуренция несовершенная

КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ

конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ

соперничество участников рынка в условиях существования монополий, монополистической конкуренции, олигополии и олигопсонии.

КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ

рыночная ситуация, при которой малое количество крупных производителей (продавцов) получает возможность влиять на уровень рыночной цены.

КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ

происходит, когда два или более продавца, каждый из которых имеет определенную степень контроля над ценой, конкурируют за продажи на рынке.

КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ

состязательность на рынке между множеством продавцов, каждый из которых старается дифференцировать свой продукт или свою маркетинговую программу, чтобы подсказать потребителю особенности своего предложения.

КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ

конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.

КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.

КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ

конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции; конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность частично или целиком контролировать цены на продукцию, которую они производят, в отличие от совершенной конкуренции, при которой цены формируются рынком как равновесные зависимости от спроса и предложения.

КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ

(imperfect competition) Положение на рынке с ограниченным числом продавцов. Характеризуется также как монополистическая конкуренция (monopolistic competition): каждая фирма понимает, что цена, которую она может установить, является снижающейся функцией проданного количества, поэтому она сталкивается с понижающейся кривой спроса. Несовершенная конкуренция предполагает, что продавцы не пытаются прогнозировать реакцию отдельных конкурентов; она отличается от олигополии (oligopoly), которая предполагает, что фирмы учитывают ожидаемую реакцию отдельных конкурентов.

КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ

господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. Кривой спроса для такой конкуренции будет служить ниспадающая линия, напоминающая гиперболу. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли А.Курно, Э.Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж.Хикс и др. Крайний случай Н.к., где имеется один: единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других, представляет монополия. Другими важными типами Н.к. рынков является монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры вхождения).

КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ

рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции. Вклад в анализ рынка К. н. внесли такие экономисты, как О. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и др.

К. н. подразделяют на три типа: монополистическую конкуренцию с дифференциацией продукта, олигополию, чистую монополию.

1. При монополистической конкуренции с дифференциацией продукта на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей, но у продукта появляются такие свойства, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса, симпатичная продавщица и т. п.

Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта этого вида конкуренции. Термин «дифференциация продукта» ввел в научный оборот Э. Чемберлин. Монопольную власть на рынке он связывал прежде всего с характером и особенностями продаваемых товаров и показал, что рыночные отношения продавца и покупателя в немалой степени зависят от характера продукта.

2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как фирма, наиболее сильная на этом рынке. Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если:

а) на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов;

б) отсутствуют товары-заменители, т. е. нет близких заменителей продукта монополиста; в) блокирован вход, т. е. барьеры входа столь существенны, что вход новых фирм на рынок невозможен. В отличие от совершенного рынка, вход на который свободен, чистая монополия не допускает появления новых производителей. Это значит, что чистый монополист-продавец может изменять цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом. Это значит, что монополист будет получать сверхприбыли как в коротком, так и в длительном периоде.

Однако власть над рыночной ценой может осуществляться не только со стороны продавца, но и со стороны покупателя. Такое явление называется монопсонией («один покупаю»). Проблемы К. н. исследовала профессор Кембриджского университета Джоан Робинсон.

Различия между рыночными структурами представлены в табл. 6.1.

В реальной действительности не существует только совершенной или несовершенной конкуренции. Как отметил П. Самуэльсон, «реальный мир… выступает как своеобразное сочетание элементов конкуренции с несовершенствами, вносимыми монополиями». (П. Самуэльсон. Экономика. – М., 1964. С. 499).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector