Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Без права передачи третьим лицам

Может ли банк передать долг третьему лицу без согласия должника

Процесс передачи долга третьему лицу без согласия должника (правильное название — уступка права требования (цессия)) на практике используется большей частью банков и не банковских кредитных организаций. Суть предельно проста — долг передаётся третьему лицу или организации, которые занимаются его взысканием.

Но законно ли такая переуступка, если должник не знал о её фактической передаче? Возможна ли цессия без его согласия?

Понятие и основы «передачи долга»

Гражданский кодекс определяет понятие цессии, как передачу кредитором третьему лицу своих прав относительно обязательств должника.

Особенностью такой передачи является тот факт, лицо, которому было передано право требования (цессионарий) не обязан быть банком или кредитной организацией. Выкупить задолженности может даже физическое лицо, а сумма такой передачи зачастую достаточно низкая.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов с долгами, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам +7 (499) 450-27-46 . Это быстро и бесплатно !

Обычно банки продают неликвидные задолженности сразу большим объёмом, а стоимость составляет, порой, до 1-2 процентов от суммы требований. Цессионарию будет достаточно полностью взыскать средства по нескольким процентов договоров, чтобы остаться в плюсе.

Передача права требования долга третьему лицу без согласия должника

382 статья ГК РФ устанавливает, что уступка права требования задолженности передаётся в соответствии с договором цессии и не требует обязательного согласия должника, если иное не установлено законом или договором. Получается, что по общему правилу согласие должника в принципе не нужно.

Закон устанавливает ряд договоров, по которым получение согласия должника необходимо. К ним относят, например, договор подряда. В отношении договоров займа или кредита стоит руководствоваться законом «О персональных данных», а также «О потребительском кредите (займе)».

Если же стороны заключили договор до вступления в законную силу ФЗ «О персональных данных», права кредитора резко ограничены, ему потребуется согласие должника. Кроме того, практика высших судов, а именно Постановление Пленума ВС от 28.06.2012 №17 устанавливает, что банк не вправе переуступать задолженность лицам, не имеющим соответствующей лицензии.

Вывод прост — если договор был заключен до 01.07.2014, то такая передача незаконна без согласия должника.

Положение должника несколько меняется после указанной даты. ФЗ «О потребительском кредите (займе)». После вступления данного закона в силу, кредитор получает возможность заключить договор цессии, не имея прямого согласия должника.

Возможность передачи долга теперь полностью зависит от того, что установлено в договоре. Большая часть договоров содержит такое согласие.

Процесс перекупки долга

Несмотря на то, что обязательное согласие должника на передачу его задолженности третьим лицам не требуется, кредитор всё же должен соблюсти ряд требований для исключения возможности оспаривания договора цессии.

Со стороны кредитора процесс передачи долга выглядит следующим образом:

  1. Выбор пакета неликвидных договоров.
  2. Поиск цессионария.
  3. Заключение договора цессии.
  4. Уведомление должника о переуступке прав требований.

Несмотря на то, что согласие должника не требуется он, тем не менее, должен быть уведомлен. Но должник должен понимать, что уведомление будет производиться по указанному в договоре адресу.

Если место проживания было сменено, а должник не уведомил об этом кредитора, он будет считаться уведомленным после направления ему такого уведомления по известному кредитору адресу.

Далее передача прав требования будет считаться действительной, однако, если по данному договору ранее был получен исполнительный лист, что для замены стороны в исполнительном производстве цессионарию необходимо будет обратиться в суд, выдавший соответствующий исполнительный лист для получения определения о замене стороны.

В качестве третьих лиц цессионарий должен будет указать цедента и должника, при этом он будет обязан предоставить суду доказательство уведомления должника о переуступке права, то есть факт получения им уведомления.

Последствия передачи долга без согласия должника

Некоторые договора могут не содержать условия о праве кредитора передачи прав требований третьим лицам. Несомненно, это оплошность кредитора, за которую он поплатится возможностью безоговорочной передачи неликвидных договоров.

Если договор не содержит условия о возможности передачи прав требований третьим лицам, то без согласия должника такая передача будет считаться недействительной.

В остальных случаях отсутствие согласие не будет иметь никаких последствий. Кредитору будет необходимо направить должнику лишь уведомление. Он даже не обязан отправлять экземпляр договора перекупки долга, а также выяснять новый адрес должника, если он сменил место проживания и не уведомил об этом кредитора.

В случае, если должник фактически проживает не по месту регистрации, то он также обязан самостоятельно следить за корреспонденцией, поэтому доводы о том, что он проживает по иному адресу судом восприняты не будут.

На данный момент ограничений о передаче долга у кредитора практически нет. С последними изменениями в законодательстве кредитору достаточно иметь в договоре условие о возможности переуступки прав требования для совершения такой передачи.

При этом кредитор должен соблюсти некоторые условия и уведомить должника о процессе такой передачи. Оспорить цессию со стороны должника — процесс сложный и почти не осуществимый, однако, необходим чёткий анализ договора и всех обстоятельств дела.

Стоит помнить, что должник вовсе не лишён прав относительно нового кредитора. Должник имеет те же требования, которые имелись к старому кредитору на момент его уведомления о цессии. Этот момент необходимо понимать для построения чёткой защиты от действий нового кредитора в будущем.

Подробнее о продаже долгов банками, вы можете посмотреть в данном видео:

В договоре поставки предусмотрен один пункт: «Ни одна из Сторон не вправе передавать

свои права и обязательства по настоящему Договору третьим лицам без письменного согласия другой Стороны». Хотела протокол разногласий сделать, и в связи с этим возникает вопрос, мы же имеем права передавать свои права и обязательства третьим лицам без письменного согласия другой Стороны? И какая статья в ГК регулирует данный вопрос?

Переход прав и обязанностей к другим лицам регулируется главой 24 ГК РФ (Перемена лиц в обязательстве).

1. Право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

2. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Если договором был предусмотрен запрет уступки, сделка по уступке может быть признана недействительной по иску должника только в случае, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об указанном запрете.

Предусмотренный договором запрет перехода прав кредитора к другому лицу не препятствует продаже таких прав в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве и законодательством о несостоятельности (банкротстве).

3. Если должник не был уведомлен в письменной форме о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных для него последствий. Обязательство должника прекращается его исполнением первоначальному кредитору, произведенным до получения уведомления о переходе права к другому лицу.

Читать еще:  Как правильно дивиденды

4. Первоначальный кредитор и новый кредитор солидарно обязаны возместить должнику — физическому лицу необходимые расходы, вызванные переходом права, в случае, если уступка, которая повлекла такие расходы, была совершена без согласия должника. Иные правила возмещения расходов могут быть предусмотрены в соответствии с законами о ценных бумагах.

Статья 387. Переход прав кредитора к другому лицу на основании закона

1. Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств:

1) в результате универсального правопреемства в правах кредитора;

2) по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, если возможность такого перевода предусмотрена законом;

3) вследствие исполнения обязательства поручителем должника или не являющимся должником по этому обязательству залогодателем;

4) при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая;

5) в других случаях, предусмотренных законом.

2. К отношениям, связанным с переходом прав на основании закона, применяются правила настоящего Кодекса об уступке требования (статьи 388 — 390), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или не вытекает из существа отношений.

3. Уступка требования (цессия)

Статья 388. Условия уступки требования

1. Уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.

2. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

3. Соглашение между должником и кредитором об ограничении или о запрете уступки требования по денежному обязательству не лишает силы такую уступку и не может служить основанием для расторжения договора, из которого возникло это требование, но кредитор (цедент) не освобождается от ответственности перед должником за данное нарушение соглашения.

4. Право на получение неденежного исполнения может быть уступлено без согласия должника, если уступка не делает исполнение его обязательства значительно более обременительным для него.

Соглашением между должником и цедентом может быть запрещена или ограничена уступка права на получение неденежного исполнения.

5. Солидарный кредитор вправе уступить требование третьему лицу с согласия других кредиторов, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Что такое согласие на передачу персональных данных третьим лицам?

При взаимодействии с разными организациями граждане подписывают согласие на обработку своих персональных данных. Одним из пунктов такого документа является согласие на передачу своих персональных данных оператором третьим лицам (третьей стороне).

Зачем передавать персональные данные третьим лицам?

Третьими лицами могут быть организации или сотрудники оператора обработки персональных данных, которые участвуют в правоотношениях гражданина (субъекта данных) и оказывающей услуги организации.

Третьи лица могут выполнять непосредственные обязанности по договору (например, по трудовому договору), а также оказывать дополнительные услуги, сопутствующие или дополнительно возникающие при реализации условий договора.

Простой пример трудовых отношений: если запретить передачу персональных данных третьим лицам в информационных процессах, возникающих по трудовому договору, то у сотрудник будет обязан самостоятельно предоставлять свои персональные данные (например, контактную информацию) каждый раз по запросу внутренних отделов организации, должен будет самостоятельно предоставлять свои персональные данные в разные фонды, службы, участвующие в налогообложении и социальных учётах.

Многие организации гордятся своими дополнительными трудовыми условиями под названием «социальный пакет». В социальный пакет может входить дополнительное медицинское обслуживание, спортивный отдых, обеспечение досуга сотрудников и многое другое, что является дополнительным и может обеспечиваться сторонними организациями, которым потребуются персональные данные сотрудников. Организация, в которой сотрудники работают, может передать их персональные данные на основании разрешения о передаче этих данных третьим лицам.

Третьим лицам не нужно получать разрешение на обработку персональных данных у сотрудника организации, передавшей его данные в связи с какой-нибудь целью.

Особенности оформления согласия на передачу персональных данных третьим лицам

О чем не нужно волноваться?

Иногда субъект персональных данных опасается того, что выдавая разрешение на передачу персональных данных третьим лицам организация сразу начнёт их распространять, вплоть до продажи разным организациям — это ошибочное мнение.

В Федеральном законе » О персональных данных » закреплён принцип целевой обработки данных — это означает, что при получении согласия на обработку персональных данных оператором должны быть обозначены цели, в соответствии с которыми возможна обработка.

2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. статья 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ.

Оператор обработки персональных данных не может передавать персональные данные граждан любым третьим лицам по любому запросу , а может осуществлять только передачу данных для целевых обработок, обозначенных при заключении договора и получении согласия субъекта на обработку персональных данных.

Условия передачи персональных данных третьим лицам должны быть указаны конкретно и полно в тексте письменного согласия. В таком согласии должно быть указано каким организациям и в каких целях будет передаваться персональная информация. Любая передача данных, являющаяся дополнительной для осуществления правоотношений (трудовых, гражданских), должна быть сформулирована в тексте согласия.

Если в тексте согласия указано просто «передача данных третьим лицам», то это можно считать неполной формулировкой условия, которая может подразумевать передачу персональных данных только для выполнения существенных условий договора (трудового или гражданского).

Существенными условиями являются такие условия, без которых невозможна реализация правоотношений по заключённому договору.

Для получения организацией данных о сотруднике или клиенте у других организаций или передаче персональных данных по запросу другим организациям нужно письменное согласие субъекта персональных данных, позволяющее установить факт информированности субъекта о целях и объеме передачи его персональных данных.

Дополнительные материалы по теме этой статьи:

5 марта 2020 года.

Автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.

Участвуйте в обсуждении , пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).

Как наказать компанию, если она передала персональные данные третьим лицам?

В обязанности государства входит обеспечение защиты данных, которые принято считать персональными. Правовые нормы запрещают разглашать сведения такого характера третьим лицам. В этом случае, наказание может быть очень строгим и существенным. Это требование вполне объективно, поскольку передача персональных данных третьим лицам может привести к причинению вреда гражданам. Особенно, стараются получить сведения лица и целые организации, занимающиеся противозаконной деятельностью.

Моя подруга столкнулась с такой ситуацией, когда банк «слил» ее адрес, номера телефонов и прочие сведения, коллекторам. Оснований для этого не было никаких, поскольку моя подруга исправно вносила кредит, но в результате банковской ошибки, попала в список «жертв» коллекторов. Обратившись в прокуратуру, она смогла отстоять свои права, а вот многие россияне так и не добиваются наказания для подобных нарушителей. Вот об этом и давайте поговорим в очередной статье.

Какие данные считаются персональными, и почему они подпадают под защиту государства?

Чтобы выяснить, какие данные и почему называются персональными, следует обратиться к федеральному закону «О персональных данных». В этом документе представлено определение того, какие сведения стоит рассматривать, как персональные.

Читать еще:  261 постановление правительства

Фактически, речь идет о данных любого рода, но относящихся к личным сведениям о том или ином гражданине. В статье седьмой указанного ФЗ, более подобно описано, почему персональные данные следует защищать. Главная задача – обеспечить безопасность личности и здоровья россиян.

Дело в том, что по закону, защита личных сведений заключается в том, что лицо, которому был передан доступ к этим сведениями, не имеет права передавать информацию третьим лицам, без согласия гражданина.

Какие сведения разглашать нельзя?

Более точную информацию о том, какие именно данные разглашать нельзя, можно найти в вышеуказанном ФЗ. Там указаны следующие персональные данные граждан:

  • ФИО;
  • дата рождения и паспортные данные;
  • семейное и имущественное положение;
  • доходы и статус работника или лица, без трудоустройства.

Именно за распространение информации, без разрешения владельца, назначается наказание, а виновное лицо привлекается к ответственности. Единственными случаем, когда можно это сделать, является наличие согласия от правообладателя, оформленное в письменном виде. К примеру, организация, где работает или куда обратился человек, обязана сделать гражданину запрос о возможности обработки персональных данных.

Общие признаки разглашения персональных сведений

По нормам российского законодательства, разглашение может иметь ряд субъективных признаков. Именно эти характеристики позволяют людям составить предварительное мнение о том, что разглашение случилось, и обратиться в суд. Речь идет о следующих «симптомах»:

  • личная информация на гражданина была передана хотя бы одному лицу;
  • сведения были опубликованы в интернете или в СМИ;
  • персональные данные конкретного лица появились в газете;
  • передача сведений была осуществлена для последующего использования.

Признаки могут быть и другими, но перечисленные являются основными. Здесь следует учитывать, что ответственность может наступить не просто за разглашение и за прочие неправомерные действия с информацией. К примеру, здесь можно указать сбор данных. Под сбором понимается получение персональных сведений человека, без его разрешения и без подписания соответствующего согласия. В дальнейшем, использование информации, полученной таким путем, может повлечь более тяжелую ответственность – уже по уголовной статье.

Особое внимание уделяется распространению специфических персональных сведений, например, тайны усыновления. Эта информации не подлежит распространению, ни при каких обстоятельствах. Наказание предусматривает привлечение виновного лица к ответственности по уголовной статье.

Куда обращаться и какие меры ответственности предусмотрены?

Нарушение закона в сфере распространения персональных данных, предусматривает административную или уголовную ответственность. Основная задача – это своевременное пресечение распространения информации без согласия правообладателя.

Административная ответственность предполагает уплату штрафа в размер до 3000 рублей для физических лиц и до 75000 рублей — для компаний. Должностные лица обязаны будут заплатить штраф в размере до 10000 рублей. Такие наказания предусмотрены за передачу данных третьим лицам, к примеру, для банков, когда информацию передают коллекторам.

Уголовная ответственность предусматривается за более тяжкие наказания и выражается в штрафе до 200 000 рублей. Обычно, такое наказание назначается, если распространение персональных данных привело к другим противоправным последствиям – к нарушению неприкосновенности личности или жилища гражданина.

Заключение

Завершить представленный материал можно выводами:

  1. Персональными считаются личные данные гражданина, которые нельзя распространять без письменного согласия владельца.
  2. Чтобы жизнь и личность правообладателя была защищена, за передачу информации личного характера третьим лицам предусмотрено наказание.
  3. Ответственность за разглашение личных сведений может быть административной или уголовной, в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Статья ТКРФ 88. Передача персональных данных работника

Комментарий к статье 88

1. По общему правилу персональные данные работника не могут быть переданы третьей стороне. Исключением из данного правила являются: 1) выдача работником письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне; 2) передача персональных данных работника в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью самого работника; 3) случаи, установленные федеральным законом.

2. При определении допустимости выдачи работником работодателю письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне следует руководствоваться установленным Конституцией РФ и п. 9 ст. 86 ТК запретом на отказ со стороны работника от своего права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. О содержании такого согласия см. п. 3 комментария к ст. 86.

3. Получателями персональных данных работника на законном основании являются:

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Федеральная инспекция труда;

Иные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

Органы исполнительной власти, профессиональные союзы, участвующие в расследовании несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 7 ст. 17 данного Закона обязывает работодателя собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан предоставить в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору. Эти сведения могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Вопрос о возможности предоставления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом РФ совместно с конкретными работодателями (ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Выступая в качестве налогового агента работников, исчисляющего, удерживающего из средств, выплачиваемых работникам, и перечисляющего в бюджет соответствующие налоги, работодатель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников.

Информация о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом должна быть направлена работодателем в организации, поименованные в ст. 228.1 ТК.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

Читать еще:  Что такое убытки в гражданском праве

4. В современных условиях работодатель зачастую предоставляет своим потенциальным или действительным контрагентам информацию о занятых у него работниках с целью заключения нового или продления действия уже заключенного договора. Комментируемая статья допускает передачу персональных данных работника в коммерческих интересах работодателя, но ограничивает такую передачу исключительно теми случаями, когда работник дает письменное согласие на сообщение персональных данных конкретному третьему лицу в письменной форме. Выдача согласия на передачу персональных данных работника неопределенному кругу третьих лиц или без ограничения сроков такой передачи не порождает правовых последствий и не может служить основанием для передачи персональных данных работника.

5. Поскольку персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, любые лица, обладающие данной информацией, обязаны соблюдать специальный режим использования и защиты персональных данных работников. Так, лица, получившие персональные данные работника на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию. Исключения из данного правила определяются только федеральными законами. Необходимость дальнейшей передачи персональных данных работников может, в частности, вытекать из законодательства об административных правонарушениях, уголовного процессуального законодательства. Например, протокол об административном правонарушении, в котором могут содержаться персональные данные работника, в том случае, когда лицо, его составившее, не имеет права рассматривать дело об административном правонарушении, передается соответствующему лицу, в течение суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ).

Работодатель, передающий персональные данные работника третьим лицам, вправе потребовать от этих лиц строго целевого использования этих данных и представления доказательств соблюдения данного правила. Форма такого требования определяется работодателем самостоятельно, а форма представления доказательств исполнения третьим лицом своей обязанности по сохранению конфиденциальности персональных данных — по соглашению сторон.

6. В деятельности любого работодателя неизбежно возникает необходимость периодической передачи персональных данных работника от одного структурного подразделения (работника) к другому. Так, информация о новом работнике или об изменении персональных данных передается кадровой службой в бухгалтерию или в службу безопасности. Такая передача осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом. Установление обязанности ознакомить работника с таким актом под роспись способствует прозрачности работы по обработке персональных данных и способствует более полной реализации права человека на охрану неприкосновенности его личной жизни.

О локальных нормативных актах см. подробнее ст. 8 ТК и комментарий к ней.

7. Доступ к персональным данным работников в процессе их обработки ограничивается кругом лиц, для которых обработка соответствующих данных является одной из должностных обязанностей (сотрудники кадровых, бухгалтерских и иных служб). Право доступа к персональным данным работников предоставлено также лицам, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, а также лицам, контролирующим правильность исполнения работодателем обязанностей как налогового агента работника или страхователя в системе обязательного государственного страхования. Подробнее о лицах, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, см. ст. ст. 357, 366 — 369 ТК и комментарий к ним.

Следует отметить, что установленное комментируемой статьей правило о получении данными лицами только тех персональных данных, которые им необходимы для выполнения конкретных функций, трудно реализуемы на практике. Персональные данные работника собираются в его личном деле, не подлежат дроблению и в принципе доступны для ознакомления лицом, осуществляющим надзорно-контрольные функции в полном объеме. Исполнить требования закона возможно при четкой работе с лицами, осуществляющими функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, теми работниками, занятыми у конкретного работодателя, трудовой функцией которых является работа с персональными данными.

При передаче персональных данных внутри организации в соответствующее структурное подразделение (работнику) должна передаваться часть персональных данных, необходимая конкретному структурному подразделению (работнику) для исполнения своих функций.

8. Информация о состоянии здоровья гражданина составляет врачебную тайну. В соответствии со ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. передача сведений, составляющих врачебную тайну, работодателю допускается с согласия гражданина или его законного представителя. Исключение составляют случаи, когда информация о состоянии здоровья работника передается работодателю при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений или при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Информация о состоянии психического здоровья гражданина может передаваться работодателю лишь в случаях, установленных федеральными законами (ст. 8 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Комментируемая статья ограничивает право работодателя на получение информации о состоянии здоровья работника теми данными, на основании которых решается вопрос о возможности выполнения работником конкретной трудовой функции. Хотя комментируемая статья позволяет работодателю получать информацию о состоянии здоровья работника (т. е. лица, уже вступившего в трудовые отношения с работодателем), необходимо отметить, что информация о состоянии здоровья гражданина необходима работодателю уже на стадии принятия решения о заключении трудового договора. Такая информация получается работодателем в результате медицинского освидетельствования при заключении трудового договора. Об этом подробнее см. ст. 69 ТК и комментарий к ней.

При реализации работодателем права на привлечение работников к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни работодатель должен обладать информацией о допустимости привлечения к ним по медицинским показаниям инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (ст. ст. 99, 113 ТК). В целях определения пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний работодатель обязан обладать информацией о состоянии здоровья работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта. В целях охраны здоровья населения работодатель должен иметь информацию о состоянии здоровья работников, занятых в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждениях. Подробнее об этом см. ст. ст. 65, 69, 213 ТК и комментарий к ним.

9. Представители работников применительно к получению персональных данных работника являются третьими лицами. Передача данной информации представителям работников осуществляется в соответствии с ограничениями и правилами, установленными комментируемой статьей. Представители работников обязаны соблюдать режим секретности полученных ими персональных данных работника.

О представителях работников см. ст. ст. 29 — 31 ТК и комментарий к ним.

Круг информации о работнике, передаваемой представителям работников, определяется функциями данных представителей. Универсальной функцией любого представителя работников в сфере трудовых отношений является функция участия в коллективных переговорах по заключению коллективного договора, соглашения. Универсальной информацией, которая должна быть передана представителям работников, выступает информация, необходимая для ведения коллективных переговоров.

Профсоюз как представитель работников может исполнять и особые социальные функции, определяемые его уставом. Для исполнения этих функций профсоюз должен обладать, в частности, информацией о круге иждивенцев работника, о необходимости специализированного лечения работника и т. п. Поскольку предоставление такой информации, в отличие от информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, не обусловлено конкретным федеральным законом, она представляется с письменного согласия работника.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector