Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Локальное правовое регулирование

Локальное нормативное регулирование в трудовом праве

ЛНА регулируют трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, складывающиеся в данной конкретной организации или у данного конкретного индивидуального предпринимателя. Локальные нормы, как правило, регулируют тот же круг правоотношений в сфере труда, что и общие нормы трудового законодательства, но с учетом их особенностей в конкретных условиях того или иного работодателя. Например, продолжительность рабочей недели, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются ст. 91, 115 ТК РФ, а распределение рабочего времени (режим труда) в конкретных условиях данного работодателя с учетом специфики производства и труда может устанавливаться при помощи локальных правовых норм (например, правил внутреннего трудового распорядка, графика работы организации, графика сменности и др.).

· осуществляется непосредственно в сфере труда — у работодателей;

· имеет подзаконный характер, и не может противоречить централизованному регулированию;

· направлено на упорядочение таких общественных отношений, которые являются специфическими для данного работодателя и не урегулированы (или не полностью урегулированы) в централизованном порядке;

· осуществляется во многих случаях с участием самих работников организации или их представительного органа.

Очень важен порядок принятия ЛНА. Акты, принятые с нарушением установленного порядка учета мнения представительного органа работников, считаются недействительными с момента принятия и не подлежат применению.

По сфере действия выделяются ЛНА общего (широкого) и специального (узкого) действия. ЛНА общего (широкого) действия включают нормы, касающиеся регулирования различных сторон трудового отношения. К таким локальным актам следует отнести, например, правила внутреннего трудового распорядка или положение о персонале. ЛНА специального (узкого) действия либо регулируют отдельные стороны трудового отношения, как, например, график отпусков или положение об оплате труда, либо их действие касается лишь определенных категорий работников, например, инструкция по работе с клиентами, положение об аттестации работников.

По сроку действия ЛНА могут быть подразделены на акты неопределенного срока действия и определенного срока действия (график отпусков). Неопределенный срок действия ЛНА (до замены новыми или до отмены) позволяет быстро учитывать изменяющиеся условия труда и в то же время своевременно устанавливать соответствующее нормативное регулирование.

По способу принятия ЛНА: акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и единоличные акты работодателя.

По степени обязательности ЛНА можно подразделить на обязательные (предписанные законодательством), обязательные при определенных условиях (например, при условии проведения аттестации) и факультативные (необязательного характера, принимаемые исключительно по решению работодателя).

12. Действие нормативных актов о труде по кругу лиц, во времени и пространстве

Вопрос 2: Локальное и правовое регулирование труда;

Вопрос 1: Форма и система правового регулирования труда

Тема 2: Источники трудового права

Вопросы лекции:

1. Форма и система правового регулирования труда;

2. Локальное и правовое регулирование труда;

3. Понятие и значение, роль судебной практики в регулировании трудовых отношений.

Регулирование трудовых и связанных с ними отношений осуществляется с использованием четырех форм:

1. Нормативное регулирование – нормативные акты, нормы права и т.д.;

2. Коллективно-договорное регулирование – коллективные договоры организаций;

3. Индивидуально-договорное регулирование труда – трудовой договор;

4. Издание приказов и распоряжений работодателя, которыми устанавливаются соответствующие права и обязанности сторон.

Трудовое право в соответствии с концепцией Трудового кодекса РФ делится на две части:

1. Трудовое законодательство – это теоретическая концепция, закрепленная в трудовом кодексе или в законах субъектов РФ;

2. Международно-правовые акты и правовое регулирование труда (ст. 10 ТК РФ).

Система включает в себя:

1. Трудовой кодекс РФ был принят 30 декабря 2001 года;

2. Федеральные межотраслевые законы (Закон «О статусе судей в РФ», ФЗ «О прокуратуре РФ» и другие);

3. Указы Президента РФ;

4. Постановления Правительства РФ;

5. Нормативные акты функциональных органов государственного управления;

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

7. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ;

8. Акты органов местного самоуправления;

9. Локальные правовые акты работодателей.

1. Сочетание нормативного договорного регулирования;

2. Есть централизованное и локальное регулирование;

3. Общее и специальное законодательство о труде;

4. Участие работников и их представителей при регулировании труда;

5. Разграничение полномочий между РФ и субъектами.

Локальное регулирование труда – это принятие и издание правовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения, действующие в рамках одного данного конкретного работодателя. Сочетание локального и централизованного регулирования труда – одна из наиболее значимых особенностей источников трудового права, одна из особенностей трудового права. При этом в настоящее время работодателям гарантируются огромные возможности в части самостоятельного регулирования труда работников. Соотношение изменилось в пользу локального регулирования. Понятие локальное регулирование традиционно используется в учебной и научной литературе. Однако впервые оно получило легальное закрепление, в нормах Трудового кодекса РФ.

Значение локального регулирования состоит в том, что:

1. Посредствам локальных источников реализуются полномочия работодателей в части самостоятельного регулирования труда, в том числе исключительные полномочия работодателей в сфере труда;

Читать еще:  Передача прав требования по исполнительному листу

2. Позволяет согласовать интересы работодателя и работника в части установления условий труда, регулирования условий труда;

3. Позволяет установить государственные гарантии, либо конкретные правомочия, непредусмотренные и незакрепленные законом, тем самым улучшить положение работника в сравнении с действующим законодательством;

4. Обеспечить участие работников и их представителей в установлении условий труда, правовом регулировании труда;

5. Позволяют конкретизировать нормы действующего трудового законодательства.

Локально-правовое регулирование включает в себя:

1. Принятие нормативных актов;

2. Принятие коллективного договора;

3. Индивидуально-правовое регулирование;

4. Приказы и распоряжения работодателя по кадровым вопросам, по вопросам труда издаются по унифицированным формам, утвержденным Постановлениями Госкомстата РФ.

Локальное регулирование труда также может осуществляться путем издания актов комплексного характера, то есть регулирующих широкий круг вопросов (коллективный договор, правила внутреннего и трудового распорядка). По общему правилу издание локальных актов не является обязательным. Однако существуют и обязательные локальные акты, среди которых:

1. Правила внутреннего и трудового распорядка (ВТР);

2. Положения об оплате труда (обязательны для организаций, финансируемых из бюджета);

3. Положение о защите персональных данных;

4. Положение об аттестации работников (обязательно, если такая аттестация проводится работодателем);

5. Нормативные акты по охране труда и безопасности;

6. Штатное расписание;

7. Перечень лиц, для которых устанавливается ненормированный режим труда, должностей или работ, для которых устанавливается суммированный учет рабочего времени;

8. График отпусков (должностные инструкции обязательными не являются).

Локальные нормативные акты принимаются в соответствии со ст. 8 ТК РФ работодателем, поэтому в каждом конкретном случае следует проверять полномочия соответствующего органа юридического лица на издание соответствующих локальных актов. Бесспорное право издания таких актов предоставлено единоличному исполнительному органу – директору. В случае издания акта иными представителями, то его полномочия должны быть оформлены приказом или доверенностью.

Условия или правила принятия локальных актов:

1. Принимается компетентным органом;

2. Соблюден порядок принятия и разработки локального акта, в том числе правила ст. 372 ТК РФ об учете мнения выборного представительного органа;

3. Локальный акт не может ухудшать положение работника в сравнении с действующим законодательством;

4. Все локальные нормативные акты не могут противоречить в сравнении с коллективным договором, если условия трудового договора улучшают положения работников в сравнении с локальным актом, то применяются нормы трудового договора;

5. В соответствии со ст. 68 ТК РФ работник должен быть ознакомлен под роспись с локальными актами, относящимися к данному работнику, его работе в момент до заключения трудового договора. Также в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить с локальными актами в период трудовых отношений.

В случае осуществления государственного надзора в обязательном порядке или в случае необходимости обязательно истребуются соответствующие локальные акты. Ссылка на соответствующий акт в решении обязательна.

Механизм локально-правового регулирования как объект локально-правовой политики

Дата публикации: 14.06.2017 2017-06-14

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Пестова, Т. П. Механизм локально-правового регулирования как объект локально-правовой политики / Т. П. Пестова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44120/ (дата обращения: 10.04.2020).

Изучение правовой политики было и остается одной из актуальных проблем исследования в области юриспруденции.

Взгляды современных ученых на правовую политику, как государственно-правовую категорию, весьма разнообразны: «совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу» (А. В. Поляков) [2, c. 421]; «научно-обоснованная, последовательная и системная деятельность соответствующих структур по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирования правовой государственности, высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности» (А. В. Малько) [3, c. 54] и т.д.

Классифицировать правовую политику возможно по различным основаниям. Так, в зависимости от уровней своего осуществления, выделяют такие виды правовой политики как федеральная, региональная, муниципальная и локальная.

Относительно локально-правовой политики следует отметить, что по своей сути, локально-правовая политика является видом юридической деятельности по созданию эффективного механизма локального правового регулирования. Что касается механизма локально-правового регулирования, то данная категория представляет собой систему различных юридических средств, организованных последовательным образом в целях упорядочения социально-трудовых, организационно-управленческих, имущественных и иных отношений, возникающих в пределах отдельно взятой организации.

Элементами механизма локально-правового регулирования являются: локально-правовые нормы; юридический факт (фактический состав); социально-трудовые, организационно-управленческие, имущественные или иные отношения, возникающих в пределах отдельно взятой организации; акты реализации прав и обязанностей субъектов данного круга правоотношений; охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

Цель механизма локально-правового регулирования заключается собственно в регулировании социально-трудовых, организационно-управленческих, имущественных или иных отношений, возникающих в пределах отдельно взятой организации, а затем, в процессе регулирования защищаются, охраняются, достигаются те цели и интересы, ради которых, субъекты перечисленных выше правоотношений вступили во взаимосвязь и взаимодействие друг с другом.

Читать еще:  Как проверить правильность снилс

Как уже было отмечено ранее, локально-правовая политика позволяет создать эффективный механизм локально-правового регулирования, что, по сути, позволяет оптимизировать процесс локально-правового регулирования как управленческий процесс, обеспечить действенность правовой формы, создать режим благоприятствования для развития социально-трудовых, организационно-управленческих, имущественных или иных отношений, возникающих в пределах отдельно взятой организации.

Нельзя не согласиться с мнение Н. И. Матузова и А. В. Малько, которые считают, что именно «интересы человека – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности» [1].

Локально-правовая политика любой современной организации должна быть направлена, прежде всего, на совершенствование локального нормотворчества и применения локально-правовых норм.

К основным причинам несовершенства локального нормотворчества можно отнести, в том числе, зачастую смешанный характер локальных нормативных, ретранслирование (передача) законодательных норм, излишняя детализированность, отсутствие декларативных положений и дефиниций, пренебрежение инфраструктурными правилами, наличие коллизий и т.д. [4, C. 113 — 118].

Перечисленный круг проблем в сфере локального правотворчества возможно решать посредством локальной правотворческой политики, которая, как научно обоснованная, последовательная и системная деятельность, должна предусматривать:

 законодательное закрепление порядка подготовки локальных нормативных правовых актов и требований к их структуре;

 более точное определения предмета локального правотворчества;

 использование и соблюдение правил, средств и приемов юридической техники при создании локальных нормативных правовых актов;

 проведение правовой экспертизы;

 систематизацию локальных нормативных правовых актов организации;

 разработку концепции локального правотворчества организации;

 стимулирование к осуществлению эффективной локальной правотворческой деятельности, например, посредством организации и проведения на местном, региональном и федеральном уровне конкурсов «Лучшие работодатели», «Лучший коллективный договор» и т.д. [4, C. 118 — 121].

Совершенствование процесса применения локально-правовых норм опосредуется решением следующих задач:

 разработка стратегии правоприменения;

 определение приоритетов организации в сфере реализации императивных локальных правовых норм;

 осуществление локального правового прогнозирования состояния и тенденций развития процессов реализации права, обеспечение последовательности и планомерности в решении стоящих задач;

 воплощение в жизнь принципа профессионализма «правоприменителей» локальных правовых норм [4, C. 124 — 125].

Локально-правовая политика так же должна способствовать повышению уровня правовой культуры субъектов социально-трудовых, организационно-управленческих, имущественных или иных отношений, возникающих в пределах отдельно взятой организации, что, несомненно, также будет влиять на качество локально-правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка в пределах отдельно взятой организации. В конечно итоге, именно локально-правовая политика и позволит повысить уровень и качество локально-правовой жизни, а также обеспечит защиту и беспрепятственное движение интересов субъектов перечисленных выше отношений.

Понятие и роль локального правового регулирования труда. Органы и правила локального нормотворчества, обязательные локальные нормативные акты о труде

Локальное регулирование труда:

1. Осуществляется непосредственно в организации, у работодателя;

2. Оно направлено на упорядочение, нормирование общественно-трудовых отношений, складывающихся у данного работодателя;

3. Является производным от централизованного правового регулирования и осуществляется путем реализации полномочий на локальное регулирование, установленных законом;

4. Характеризуется бОльшим динамизмом, нежели централизованное;

5. Осуществляется в нормативном (путем принятия локальных НПА) и договорном порядке (осуществляется путем заключения, изменения и дополнения работниками и работодателями коллективных и трудовых договоров (ст.9 ТК РФ));

Локальные нормативные акты устанавливают правовые нормы, правила поведения, обязательные для неопределенного круга работников, работающих в данной организации у данного работодателя, рассчитанное на неоднократное применение, действующее независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

При принятии локальных нормативных актов должны быть соблюдены предусмотренные законом требования процедуры принятия локальных нормативных актов.

Локальные НПА принимают:

1. Работодатели единолично, за исключением работодателей физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями в пределах своей компетенции

2. Работодатели с учетом мнения представительного органа работников – профком, в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими ФЗ, или иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (ч.2 ст.8, ст. 372 ТК РФ). Мнение профкома носит рекомендательный характер и не является обязательным для работодателя.

3. Работодатели по согласованию с представительным органом работников, если это предусмотрено коллективным договором или соглашениями (ч.3 ст.8 ТК РФ).

· Правила внутреннего трудового распорядка (189);

· Графики сменности (103);

· График отпусков (123);

· Положение о порядке обработки (получения, хранения, использования) персональных данных работника (86,87);

· Акты, предусматривающие введение замену и пересмотр норм труда (162);

· Акты, определяющие график работы на вахте (297,301).

Нормы локальных нормативных актов, условия коллективных и трудовых договоров, ухудшающие положение работников, ограничивающие их права или снижающие уровень гарантий по сравнению с установленными трудовым законодательством, иными НПА являются недействительными и применению не подлежат (ч.4 ст.8, ч.2 ст.9 ТК РФ).

Читать еще:  Как правильно оформляется больничный лист

7. Понятие, виды субъектов трудового права и их общая характеристика.

Субъекты трудового права – это физические и юридические лица, которые на основе норм трудового права являются или могут быть участниками правоотношений в сфере труда, а именно: трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, признаются обладателями субъективных трудовых прав и обязанностей.

Каждый субъект трудового права имеет свой правовой статус. Он определяется как трудовым кодексом, так и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В содержание правого статуса включают следующие элементы:

1. Трудовую правосубъектность – это особое свойство, признаваемое трудовым законодательством за субъектами трудового права, означающая, что при наличии определенных условий они способны быть субъектами правоотношений в сфере труда:

· Трудовая правоспособность – обеспеченная государством и установленная трудовым законодательством равная возможность вступать в трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения;

· Трудовая дееспособность –установленная трудовым законодательством способность и юридическая возможность своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности;

· Деликтоспособность – способность субъекта трудового права отвечать за совершенные им трудовые правонарушения.

2. Основные статутные трудовые права и обязанности, установленные законодательством.

3. Юридические гарантии реализации основных трудовых прав и исполнения основных трудовых обязанностей.

4. Ответственность за нарушение (неисполнение или ненадлежащее исполнение) трудовых обязанностей.

Различают два вида статусов:

1. Общий правовой статус устанавливается для каждого вида субъектов трудового права в целом.

2. Специальный правовой статус представляет собой проявление общего правового статуса к внутривидовым особенностям субъектов трудового права.

Виды субъектов трудового права:

· Работодатели (физические и юридические лица);

· Представители работников (профсоюзы, их объединения, иные профсоюзные организации, их органы, иные представители);

· Представители работодателей (руководители организаций, уполномоченные ими лица, объединения работодателей);

· Органы социального партнерства;

· Органы по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров;

· Органы по осуществлению государственного контроля (надзора) и ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права;

· Органы содействия обеспечению занятости населения;

· Органы государственной власти и органы местного самоуправления;

· Уполномоченные по правам человека в РФ и субъектах РФ;

· Иные субъекты правоотношений в сфере труда.

ЛОКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое «ЛОКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ» в других словарях:

Локальное регулирование труда — это правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в рамках организации, у работодателя физического лица. Осуществляется посредством принятия нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, заключения… … Большой юридический словарь

локальное автоматическое регулирование — (подсистема системы локального автоматического управления ядерным реактором) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN local automatic regulationLAR … Справочник технического переводчика

локальное автоматическое управление — (включает локальную автоматическую защиту и локальное автоматическое регулирование) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN local automatic control … Справочник технического переводчика

Правовое регулирование — Не следует путать с Социальным регулированием. Правовое регулирование процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и… … Википедия

Подземное хранение газа — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

элемент — 02.01.14 элемент (знак символа или символ) [element ]: Отдельный штрих или пробел в символе штрихового кода либо одиночная многоугольная или круглая ячейка в матричном символе, формирующие знак символа в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Алюминий — (Aluminum) Сплавы и производство алюминия, общая характеристика Al Физические и химические свойства алюминия, получение и нахождение в природе Al, применение алюминия Содержание Содержание Раздел 1. Название и история открытия . Раздел 2. Общая… … Энциклопедия инвестора

Кризис — (Krisis) Содержание Содержание Финансовый кризис История Мировая история 1929 1933 годы время Великой депрессии Черный понедельник 1987 года. В 1994 1995 годах произошел Мексиканский кризис В 1997 году Азиатский кризис В 1998 году Российский… … Энциклопедия инвестора

ФЕРп 2001: Приложения (редакция 2009 г.). Приложения. Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы — Терминология ФЕРп 2001: Приложения (редакция 2009 г.). Приложения. Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы: Автоматизированная система АС Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ФЕРп 2001: Общие положения (редакция 2014 г.). Общие положения. Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы — Терминология ФЕРп 2001: Общие положения (редакция 2014 г.). Общие положения. Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы: Автоматизированная система АС Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector