Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон о правилах торговли

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 29, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Об оценке положений настоящего Федерального закона см. заключение Министерства экономического развития РФ от 30 июня 2012 г.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
28 декабря 2009 г.
N 381-ФЗ

Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней — до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, — до 45 календарных дней.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2009 г. N 253, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2010 г. N 1 ст. 2

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 493-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Простыми словами: Закон о торговле

Закон «О торговле» был принят еще в 2009 году, но с тех пор его постоянно пытаются изменить. Недавняя новость о планах повысить допустимую премию торговым сетям до 5% и не ограничивать стоимость логистических услуг вызвала споры вокруг этой инициативы. Между тем, не все знают что такое сам закон «О торговле» и что он регулирует. Milknews рассказывает об этом в рубрике «Простыми словами».

О субсидиях читайте в нашем первом выпуске серии о господдержке молочной отрасли, о капексах можно узнать во второй части.

Оглавление

Что такое закон «О торговле»?
Это документ, который определяет понятия торговли, розницы и оптовых продаж, торговой сети, продовольственных товаров и разделяет торговые помещения на стационарные и нестационарные.

Он был принят в конце декабря 2009 года и с тех пор менялся и дополнялся.

Зачем нужен закон «О торговле»?
Помимо того, что он определяет, что такое собственно говоря сама торговля (бизнес, связанный с покупкой и продажей товаров) и сети (два и более магазина или торговых точки под общим управлением) и многое другое, он регулирует саму отрасль.

Например, он определяет права поставщиков и ритейла, разграничивает полномочия региональных и федеральных властей в контроле над торговлей и взаимоотношения между властью, бизнесом и поставщиков с торговлей.

При этом закон никак не касается внешней торговли, организации торгов и финансовых операций.

Какие термины определяет закон?

Торговля – это деятельность, связанная с покупкой и продажей товаров;

Торговая сеть – это два или более объектов с одним владельцем;

Вознаграждение (в отрасли широко применяется термин ретробонус) — это плата за оборот и продвижение товара. Также может называться ретро-скидкой. Заграницей это называют рибейт (rebate). При этом ретробонус может быть выплачен поставщиком в самом разном качестве. Чаще всего это опцион, поставка каких-то товаров или части партии бесплатно или банально выплата деньгами, что всегда означает возврат части стоимости товара поставщиком торговой сети.

В самом законе определение прописано расплывчато: «Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров»;

Продовольственные товары – это, грубо говоря, вся еда и питье, а также пищевые и биологически активные добавки;

Торговый объект – это место, где лежат товары и есть возможность их приобрести. Это может быть как все здание, так и его часть;

Стационарный торговый объект – это, если упростить, капитальное здание с фундаментом. В законе определяется как «торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения»;

Нестационарный торговый объект – это временное сооружение, не связанное «прочно с земельным участком». Подключение к инженерным сетям роли в определении стационарности не играет.

Что нельзя делать ритейлерам?
Закон ограничивает их максимальную долю в каждом регионе. Так, если у какой-то компании, владеющей торговыми сетями в любом регионе (включая Москву и Санкт-Петербург) больше 25% рынка в денежном выражении, ей нельзя брать в аренду или покупать новые помещения для торговли. Если быть точным, в законе эта граница определяется как «двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации».

Читать еще:  Как правильно выписывать больничный лист

Кроме того, в законе прописан максимальный размер ретробонуса (вознаграждения) торговым сетям – 10% от цены приобретенных товаров в договоре. Ретробонусы запрещены для социально значимых товаров. Их перечень определен в постановлении правительства №530 от 15 июля 2010. Туда входят мясо кур, пастеризованное молоко (но только 2,5-3,2% жирности), хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.

Установлены максимальные сроки оплаты за товар поставщикам. Они зависят от сроков годности. Если он менее 10 дней, то поставщик должен получить свои деньги не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки партии. Если срок годности 10-30 дней, то оплатить товар должны за 30 календарных дней включительно. Если срок годности больше 30 дней, крайний срок оплаты за такие товары – 45 календарных дней со дня приемки.

Если цены на социально значимые товары за 30 календарных дней в любом отдельном регионе вырастут на 30% и более, то правительство по закону «О торговле» имеет право установить предельно допустимые розничные цены.

Наконец, ритейл может оказывать поставщикам услуги по маркетингу, рекламе и прочему продвижению. Но они должны быть включены в договор оказания услуг, а не в договор поставки.

Что закон требует от поставщиков?
Поставщики должны предоставлять торговым сетям доступ к информации об условиях отбора контрагента для поставок. Также торговые сети должны иметь доступ к документам о безопасности поставляемых товаров. Такие данные должны предоставляться поставщиками в течение 14 дней со дня получения запроса от ритейлера.

Цена договора поставки продовольственных товаров должна определяться в соответствии с законом о торговли. То есть если есть государственное регулировании цен на определенные товары, цена на них не должна превышать определенный властями уровень и если за 30 дней цена на любой из социально значимых товаров вырастает более чем на 30%, правительство имеет право установить регулировании цен. Это определено в статье 8 в частях 4 и 5.

Ссылки на документы

Что хотят изменить?
Правительство в конце апреля предложило повысить допустимую премию до 5% и не ограничивать стоимость логистических услуг, которые ретейлеры оказывают поставщикам. Поставщики считают, что это позволит сэкономить 20-25% от стоимости партий, объясняя это затратами на логистику, а торговые сети возражают, что сейчас премии ограничены 10% и для поставщиком ничего не изменится.

Почему это плохо?
Потому что еще в прошлом году максимальный размер вознаграждения хотели снизить с 10 до 3%, а сроки оплаты товаров существенно сократить: для товаров со сроком годности менее 10 дней крайний срок оплаты хотели сократить вдвое — с 10 до 5 дней; при сроке годности до 30 дней – уменьшить отсрочку платежа с 30 до 20 дней, а при сроке годности более 30 дней — с 45 до 35 дней.

Правила торговли в 2019 году

Торговый сектор бизнеса – один из самых мобильных, позволяющих предпринимателю получить быстрый эффект от вложенных средств, а покупателям – не иметь проблем с выбором товаров, соответствующих вкусу и кошельку.

Нормативно-правовая база в сфере торговли достаточно широка: ФЗ «О защите прав потребителей», «О применении ККТ», КоАП – вот далеко не полный список законодательных норм, имеющих отношение к торговле. Законодательство, в свою очередь, тоже постоянно изменяется с учетом рыночных тенденций, преследуя цель сбалансировать интересы всех участников рыночных отношений. Не стал исключением и текущий год.

Молочные продукты: новые правила размещения

Изменение, вступающее в силу с 1.07.2019, вносится в правила продажи товаров, не подлежащих обмену, перечень которых утвержден Постановлением Правительства №55 (Правила продажи отдельных видов товаров). Согласно Постановлению Правительства №50 от 28/01/19 г. правила размещения молочных и аналогичных им товаров изменятся. Выкладка товара должна будет производиться так, чтобы покупатель визуально отделять «настоящие» молочные продукты от иных. При этом выкладка должна сопровождаться надписью, подтверждающей отсутствие заменителей молочного жира.

Скоропортящиеся продукты: возврат невозможен

Длительные правительственные дебаты по вопросу возврата производителям непроданных товаров ограниченным сроком годности подошли к концу. Внесенный в правительство проект Ирины Яровой вызвал множество критических замечаний. Вначале предполагалось ограничить список «невозвратных» товаров исключительно товарами первой необходимости, список которых содержится в правительственном Постановлении №530 от 15/07/10 г., сроком годности не более 10 дней (молоко, хлебобулочные изделия, говядина, картофель и пр.)

В результате был подписан ФЗ-446 от 28/11/18 г., изменяющий сразу два Федеральных Закона: «О развитии сельского хозяйства» и «Об основах госрегулирования торговой деятельности». Согласно ст. 2 указанного ФЗ поставщики и продавцы могут заключать договоры на возврат товара сроком годности только более 30 дней.

Практически это означает, что все скоропортящиеся продукты, нереализованные через торговую сеть, теперь вернуть будет невозможно. Торговля лишается возможности также потребовать замены такого товара или возмещения их стоимости. Закон принят с целью помощи производителю, однако сами бизнесмены сомневаются в однозначности такого эффекта. Торговые точки, дабы уменьшить возможные финансовые потери, будут вынуждены делать более мелкие заказы у представителей малого и среднего бизнеса, а те, в свою очередь, – сокращать производство.

Садоводы и огородники: стать предпринимателем?

Федеральный закон 217-ФЗ от «О ведении гражданами садоводства и огородничества» от 29/07/17 г. породил немало вопросов среди дачников, реализующих излишки собственной продукции. Его положения вступили в силу с 01.01.19 г.

Так, исходя из положений ст. 3, можно сделать вывод, что продукция, выращенная на собственном участке, может употребляться лишь для собственных нужд. Продажа же излишков ведет к необходимости регистрации ИП, с соответствующим оформлением в ИФНС, уплатой фиксированных платежей, сдачей отчетности. Как на практике будет осуществляться реализация спорных положений ФЗ, покажет наступающий дачный сезон.

Развозная торговля: все законно

Правительством одобрен проект поправок к ФЗ-381 «Об основах госрегулирования торговой деятельности». Принятие поправок призвано стандартизировать развозную торговлю, привести правила ее проведения к единообразию.

В частности предполагается:

  • установить общие правила оформления права на такую торговлю;
  • установить заявительный принцип при ее осуществлении;
  • стандартизировать и уточнить термины, описывающие развозную торговлю в различных законодательных актах;
  • установить компенсации таким бизнесменам, если место их торговли заняли государственные или местные власти для соответствующих нужд;
  • минимальный договорной срок на размещение такого объекта торговли принять как пятилетний.

Важно! Региональные власти будут выдавать свидетельства, разрешающие торговлю.

Правовое регулирование предполагается установить в зависимости от числа жителей того или иного населенного пункта: чем выше, тем более жесткие требования предъявляются к торговле.

Контрольная закупка: теперь есть правила

Понятие контрольной закупки известно давно, упоминается в нормативных и законодательных актах. Однако лишь в конце прошлого года Правительство приняло Постановление №1398 , утверждающее правила, по которым она проводится. Главное: контролирующие лица и органы имеют право провести такую проверку, не предупреждая продавцов о ней.

Маркировка товара: обязательный перечень уже утвержден

Правительственное распоряжение №792-р от 28/04/18 г. стало предметом обсуждения еще в прошлом году. В нем говорится о необходимости маркировки некоторых товаров. В официально утвержденном перечне значатся:

  • парфюмерия;
  • табак и изделия из него;
  • шины, покрышки;
  • кожаная одежда и некоторые другие виды одежды;
  • белье всех видов, кроме нательного;
  • обувь;
  • фотокамеры и дополнения к ним.

Каждому виду товаров установлен свой срок, с которого маркировка станет обязательной. Так, для табака он наступит уже 1 марта, обувные товары начнут помечать специальным чипом с июля, а парфюм, одежду и другие виды товаров из списка – лишь с декабря.

По мысли чиновников, это еще один эффективный способ борьбы с контрафактом.

Итоги

Правила торговли в наступившем году претерпели ряд изменений во многих ее областях. Самым ожидаемым и затратным считается введение маркировки некоторых товаров. Проект поправок законодательства о развозной торговле с высокой долей вероятности обретет силу закона. Утверждены правила контрольных закупок. Дачники с нетерпением ждут нового дачного сезона, чтобы на практике уяснить положения нового ФЗ, касающиеся продажи выращенных ими овощей и фруктов. Предприниматели, имеющие торговые точки, обратили внимание на новые правила размещения молока и аналогичных ему натуральных товаров, равно как и на запрет возвращать поставщикам скоропортящиеся продукты. Им необходимо пересмотреть и договоры, заключенные ранее с поставщиками, приведя их в соответствие с законом.

Закон о торговле: новые ограничения

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Сразу отметим, что в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (далее — Закон о торговле) особое внимание сконцентрировано на регулировании торговли продовольственными товарами.

Читать еще:  Принять работника по гражданско правовому договору

Законодатель в числе основных понятий нового закона дает определение таких товаров. К ним относятся продукты, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.

Обратите внимание: в сферу регулирования нового закона не попала товарная группа, которая также широко представлена в розничных торговых сетях, — ее традиционно принято обозначать как промышленные или непродовольственные товары (бытовая химия, средства гигиены, парфюмерия и косметика, бытовая техника и т. п.).

. И ДРУГИЕ ПОНЯТИЯ

Статья 2 Закона о торговле вводит в правовой и, как следствие, повседневный оборот определения целого ряда принципиальных понятий. Речь идет, в частности, о таких терминах, как торговая деятельность, оптовая торговля, розничная торговля, торговый объект.

Также важное значение имеет определение торговой сети, сформулированное в статье 2 нового закона. Под торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Принципиальное значение имеет статья 9 Закона о торговле, которая определяет права и обязанности розничных компаний и поставщиков, связанные с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. В частности, установлена взаимная обязанность торговых сетей и поставщиков обеспечивать открытость доступа к информации об условиях отбора контрагентов для заключения соответствующих договоров. Такая информация должна быть размещена на интернет-сайтах либо бесплатно предоставлена в течение 14 дней со дня получения письменного запроса.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ОБЪЕМ ЗАКУПОК

Новый закон устанавливает, что стороны договора поставки продовольственных товаров могут предусмотреть вознаграждение, которое поставщик выплатит розничной фирме за определенный объем закупок. Однако в отношении данного поощрения введен ряд ограничений.

Во-первых, размер такой премии не может превышать 10 процентов от стоимости купленной продукции.

Во-вторых, сумма данного вознаграждения не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Следуя буквальному толкованию этой нормы, можно сделать вывод о том, что премирование возможно только в денежной форме без каких-либо льготных поставок товаров. Иными словами, вознаграждение не может быть предоставлено, например, в виде скидки, уменьшающей цену товаров.

В-третьих, при покупке отдельных видов социально значимых продовольственных товаров (их перечень утверждает Правительство РФ) устанавливать такое вознаграждение вообще запрещено.

В-четвертых, иные виды вознаграждений (не за объем закупок) договор поставки предусматривать не может. В частности, установлено, что включать в договор поставки условие о плате за продвижение продуктов питания (рекламирование, маркетинг, мерчандайзинг и т. п.), которую оптовый поставщик перечисляет розничной фирме, запрещено.

ПЛАТА ЗА ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ

Правда, это не означает, что розничная сеть вовсе не может оказывать подобные услуги поставщику. Действия по рекламированию продуктов, маркетингу и иные подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут осуществляться в рамках отдельного договора возмездного оказания услуг.

Выходит, получить денежное вознаграждение от поставщика розничная фирма может в двух случаях:
— превысив определенный объем закупок продовольственных товаров (в соответствии с договором поставки);
— оказав поставщику услуги по продвижению товаров (согласно договору возмездного оказания услуг).

Тем самым установлен законодательный запрет на пути существовавших ранее многочисленных бонусов, которые был обязан выплачивать поставщик торговых сетей, например по факту открытия новых магазинов или «за вход» в розничную сеть. Вместе с тем нельзя исключать, что торговые сети будут настойчиво предлагать своим потенциальным поставщикам увязать заключение договора поставки с договором на предоставление соответствующих услуг. При этом законодатель не предъявляет серьезных требований к содержанию такого договора, и в первую очередь к размеру вознаграждения торговой сети за оказанные услуги. На наш взгляд, было бы логичным существование предельного размера вознаграждения за оказанные услуги, привязанного к стоимости поставленных товаров.

СРОКИ ОПЛАТЫ ПРОДУКЦИИ УСТАНОВЛЕНЫ ЗАКОНОМ

Новый закон определяет четкие сроки оплаты продовольственных товаров. Они зависят от сроков годности самих продуктов. А именно:
— товары со сроком годности менее 10 дней подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня их приемки розничной сетью;
— товары, срок годности которых составляет от 10 до 30 дней включительно, должны быть оплачены в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня их приемки магазинами;
— товары со сроком годности свыше 30 дней (а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации) подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня их получения торговой компанией.

Не вызывает сомнения, что установление достаточно жестких сроков, в течение которых розничная фирма должна рассчитаться с продавцом, является выгодным для поставщиков, которые теперь смогут более эффективно планировать собственную деятельность, не «выпрашивая» свои деньги. Вместе с тем соблюдение таких сроков потребует от торговцев, и в первую очередь от розничных сетей, пересмотра своей финансовой политики, которая во многом строилась на получении фактически бесплатного кредитования со стороны поставщиков.

Важно отметить, что указанные сроки не предполагают их корректировки в договоре. Таким образом, условия любого договора поставки продовольственных товаров, в котором предусмотрены сроки, отличные от тех, что определил законодатель, будут считаться ничтожными.

ПОСТАВЩИК ОБЯЗАН ВОВРЕМЯ ПЕРЕДАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Заметьте: обязанность покупателя по оплате товаров в сроки, установленные Законом о торговле, возникает при условии, что поставщик выполнил свои обязательства по передаче документов, относящихся к поставкам продукции. Таковыми могут быть документы, подтверждающие качество поставляемых продовольственных товаров (сертификаты), а также товаросопроводительные бумаги (накладные, счета-фактуры и т. п.).

Закон о торговле содержит специальное положение о том, что в случае, если поставщик не передает или отказывается передать покупателю необходимые документы, сроки оплаты товаров увеличиваются на период предоставления этих бумаг (по запросу торговой фирмы). Иными словами, поставщик, нарушающий установленные Гражданским кодексом РФ обязанности передать документы на товар, не вправе рассчитывать на то, что торговая компания будет пунктуальна в соблюдении сроков оплаты.

КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕЛЬЗЯ НАВЯЗЫВАТЬ

Статьей 13 Закона о торговле установлен широкий перечень запретов, адресованных торговым сетям, а также поставщикам продовольственных товаров в торговые сети. В частности, запрещено выдвигать дискриминационные требования, а также навязывать контрагентам такие условия, как:
— предоставление партнеру сведений о заключаемых договорах с другими контрагентами, ведущими аналогичную деятельность;
— внесение платы за право поставок продовольственных товаров в торговые сети;
— внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
— возврат поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока (за исключением случаев, когда такой возврат допускается или предусмотрен законодательством РФ).

Формулировка, используемая законодателем («навязывать контрагенту условия»), не совсем удачна. Ведь если поставщик в «добровольно-принудительном» порядке соглашается на не очень выгодные для себя условия (например, на возврат товаров), то это отнюдь не означает, что навязывания нет, а есть добровольное заключение договора. По нашему мнению, в контексте статьи 13 Закона о торговле условия договоров, которые запрещается навязывать, являются теми условиями, которые вообще не должны включаться в договор.

В противном случае во многом обесценивается смысл самого Закона о торговле.

ДОГОВОР КОМИССИИ ПОД ЗАПРЕТОМ?

В числе ограничений, установленных статьей 13 Закона о торговле, следует также отметить запрет на продажу продовольственных товаров с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. Формально это означает, что теперь поставщик не может передать магазинам продукты на реализацию в рамках посреднического договора, а должен быть заключен только договор поставки.

Однако представляется, что данный запрет не в полной мере соответствует гражданскому законодательству РФ. Ведь Гражданский кодекс РФ (в частности, глава 51, регулирующая комиссионные сделки) не содержит подобных ограничений. В связи с этим нельзя исключать судебных разбирательств, инициированных заинтересованными сторонами.

КОГДА ВМЕШАЕТСЯ ГОСУДАРСТВО

Немалое значение в новом законе придается методам государственного регулирования торговой деятельности, полномочиям Правительства РФ, региональных и муниципальных властей.

В частности, особо оговорено, что в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории какого-либо субъекта РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров составит 30 и более процентов, Правительство РФ примет соответствующие меры. А именно: оно вправе установить предельно допустимые розничные цены на такие товары в данном регионе на срок не более чем 90 календарных дней (ст. 8 Закона о торговле).

Читать еще:  Деловые линии правила перевозки

КРУПНЫМ СЕТЯМ ЗАПРЕЩЕНО РАСШИРЯТЬСЯ

И в заключение скажем еще об одном ограничении, которое установлено статьей 14 Закона о торговле. Речь в ней идет о розничных сетях, доля товарооборота которых (в денежном выражении) превышает 25 процентов объема всех реализованных в регионе продовольственных товаров за предыдущий финансовый год. Таким организациям запрещено приобретать или арендовать (в границах соответствующего субъекта РФ) дополнительные площади для ведения торговой деятельности.

Сделки, совершенные с нарушением названного положения, ничтожны. Очевидно, что столь суровое для торговых сетей требование направлено на предотвращение монополизации региональных и местных рынков.

Статья напечатана в журнале «Учет в торговле» №3, март 2010 г.

Детально о правилах торговли в 2019 году

Правила осуществления розничной торговли предполагают соблюдение продавцом ряд предписаний, регулируемые Законодательством РФ. При этом правила подразделяются в зависимости от той налоговой системы, которую выбрал продавец при открытии бизнеса (упрощенная, вмененная и т.п.). Каждый из видов налогообложения подчинен своему сборнику правил. В данной статье будут рассмотрены изменения в основных правилах, вступивших в силу в 2019 году и законы, которые регулируют взаимоотношения между продавцом и покупателем.

Получить более подробную информацию или разъяснить нюансы торговли, могут квалифицированные юристы на нашем портале. Консультационный отдел работает в круглосуточном режиме и на бесплатной основе.

Суть правил торговли

Существует шесть основных правил торговли, которые необходимо соблюдать, невзирая на организационно-правовую форму и вид деятельности.

  1. Информирование. Продавец обязан предоставлять данные о наименовании организации, профиль деятельности, режим работы и об адресе, как юридическом, так и физическом. Данная информация должна быть указана на вывеске магазина или на входе в торговый павильон.
  2. Правила организации работы торговой точки. На основании письма от Роскомторга № 1-314/32-9 продавец обязан оснастить указателями или вывесками обозначение отделов. А также каждый сотрудник должен иметь при себе «бейдж» с информацией об ФИО сотрудника и отделе, в котором он работает.
  3. Товар. Данные о товаре указываются на ценнике или на информационном табло и обязаны включать в себя: вес, дату производства, срок годности, ГОСТ, логотип производителя, стандарты и т.д.
  4. Качество. Вся продукция, кроме отдельных видов, должна сопровождаться сертификатами качества и иными товарно-сопроводительными документами.
  5. Режим работы. На основании п.3 Постановления РФ режим работы регламентируется самостоятельно. Однако если деятельность торговой точки по какой-то причине приостановлена, продавец обязан известить потребителей о том, когда будет воспроизведена деятельность.
  6. Права потребителей. Регламентируются законом о защите прав потребителей, которые остались неизменными в 2019 году.

Приведенная выше информация касается всех магазинов, задействованных в розничной торговле. На нашем портале можно бесплатно скачать:

Что такое договор в рознице?

Основным правилом при розничной реализации товаров, является договор между продавцом и покупателем. Данный вид документа представляет собой выдачу кассового и/или товарного чека, а также иного документа, который подтверждает факт сделки. Но вступившие в 2019 году в силу изменения в законе о защите потребителей в РФ, указывают на то, что покупатель может предъявлять претензии даже без наличия чека.

Для того чтобы доказан факт покупки, достаточно свидетелей или данных с видеокамер. Также законом РФ признается факт сделки в устной форме, а именно в момент передачи денежных средств за товар.

Отдельно необходимо рассмотреть момент, при котором товары приобретаются в кредит. Зачастую при покупке продукции в кредит, товарно-кассовый чек не выдается. При этом даты полной выплаты и реальной покупки будут разными. В этом случае, подтверждением покупки считается кредитный договор. С даты, указанной в договоре начинает действовать гарантийный срок.

Товарно-кассовый чек

При розничной реализации изделий допускается оплата, как наличными, так пластиковыми платежными картами. Невзирая на метод оплаты, продавец обязан выдать чек, в котором указаны следующие данные:

  • название юр.лица;
  • ИНН;
  • номер кассового аппарата;
  • номер чека;
  • дата, время, адрес, где приобретался товар;
  • цена изделия;
  • наличие фискального оттиска.

Каждый чек погашается в момент выдачи продукции. Со стороны продавца допускается надрыв чека или скрепление штампом.

Помимо кассового чека существует и товарный чек, который также является подтверждение сделки. Лишь в некоторых исключениях, закон о защите прав потребителей 2019 года допускает их не выписывать.

В том случае, если кассовый чек не имеет данных о продукции (к примеру, артикула, сорта, вида и т.д.), то товарный чек обязан выписываться при реализации следующих товарных групп:

  • текстиль, швейные изделия, мех;
  • продукция, входящая в технически-сложный перечень;
  • изделия из драг.металлов;
  • представители фауны и флоры;
  • стройматериалы.

На основании закона о защите прав потребителей, продавец выдает товарный чек по первому требованию. Данный вид документа может составляться в свободной форме, однако на нем должны быть указаны реквизиты организации. Заверяется печатью и подписью. Бесплатно скачать бланк можно на нашем портале.

В 2019 году изменений в Законодательстве РФ касаемо чеков – нет. Однако по информации, предоставленной газетой «Учет. Налоги. Право», в 2019 году на территории РФ вступит в силу закон, в котором изменены требования к чекам. Прочитать статью, можно по адресу — www.gazeta-unp(точка)ru/news/13367-v-2017-godu-izmenitsya-poryadok-raboty-s-kassovymi-chekami

Отсутствие кассового аппарата

Организации, уплачивающие ЕНВД, а также те ИП, применяющие патентную налоговую систему, закон РФ разрешает осуществлять реализацию товаров в отсутствии кассового оборудования. Аналогом кассового чека в этом случае выступает любой документ, который может подтвердить факт сделки.

Для малого предпринимательства такое послабление в законе о защите потребителей является несомненным плюсом, т.к. нет необходимости тратиться на приобретение аппарата и его обслуживания. Невзирая на это послабление, закон всё же рекомендует выдавать товарные чеки на каждую покупку.

Еще одним послаблением является тот факт, что плательщики ЕНВД могут торговать в розницу, не выдавая потребителям никаких сопроводительных документов, невзирая на систему налогообложения и сферы деятельности. Однако в 2019 году готовятся изменения в данном законе, относительно торговли при отсутствии кассового оборудования.

Оформление ценника

Закон о надлежащем оформлении ценников не претерпел изменений в 2019 году. В том случае, если он (ценник) не соответствует правилам, или в них указана неверная стоимость, то законом о защите потребителей, это расценивается как нарушение. Следовательно, организацию могут привлечь к ответственности и наложить штрафные санкции.

В связи с этим, ценник должен содержать в себе все данные о товаре. К примеру: артикул, наименование, стоимость, срок годности, ГОСТы, производитель и т.д. Ценник в обязательном порядке заверяется печатью компании, датой и подписью материально ответственного лица. Оформляются ценники в едином стиле, а информация на них должна свободно читаться.

В торговых точках ценник является публичной офертой. В связи с этим реализуемый товар должен оплачиваться согласно указанной стоимости на ценнике. Если продавец отказывается выполнить данное требование, то это расценивается, как грубое нарушение. Покупатель может обратиться органы по защите потребителей. А магазин будет привлечен к административному наказанию, даже если в этот момент в павильоне проводилась замена ценового табло.

Ответственность

Невыполнение правил и норм торговли контролируется Рскомпторгом РФ и Роспотребнадзором РФ. Ответственность торговой точки наступает в случае несоблюдения установленных законом правил. Так, к примеру, за неправильное обращение с кассовым оборудованием и не выдачу чека, согласно ст.14 п.5 КоАП РФ, на работника налагается штрафные санкции от 1,5 тыс.руб. до 2 тыс.руб., на ИП – от 3 тыс.руб. до 4 тыс.руб., для юр.лиц штраф в размере до 7 МРОТ.

При обнаружении расхождений цены на кассе и ценовом табло, торговая точка может наказание до 20 тыс.руб., а на сотрудника – от 1 тыс.руб. до 2 тыс.руб. При повторных нарушениях органы контроля могут закрыть торговую точку.

Есть два важных нюанса при расчете с покупателями. В первом случае, если кассир отдает сдачу перед чеком, это может быть поводом для придирок со стороны проверяющего органа. Ситуация, при которой кассир недодал сдачу, может быть рассмотрено, как преднамеренным обманов.

На основании ст14 п.7 КоАП на организацию накладываются штрафные санкции от 20 000 руб. до 50 000 руб., а на сотрудников – от 10 000 руб. до 30 000 руб.

Ознакомиться со всеми административными штрафами можно на нашем портале.

Не хватило 2 листов ламината, попросила у продавца продать мне эти 2 листа той же марки. ОТКАЗАЛИ. Продаем сказали только упаковками, в которой 9 листов. Пришлось взять, срочная работа. Прав ли продавец?

Я сотрудник Роспотребнадзора. Мы НЕ ИМЕЕМ право так проводить проверки.Нас за это уволят. О плановой проверке мы ОБЯЗАНЫ в ПИСЬМЕННО предупредить предпринимателя за месяц, а при внеплановой проверке — за 3 дня.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector