Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мероприятия по рисков

Пример мероприятий по управлению рисками

Перечень мероприятий.

Перечень мероприятий вместе с расчетом остаточного риска приведен в таблице.

Наименование риска

Текущее значение вероятности, %

Текущее значение ущерба, млн. руб.

Варианты возможных мероприятий

Ожидаемое значение вероятности, %

Ожидаемое значение ущерба, млн. руб.

Выход на рынок иностранного конкурента

Разработка и продвижение более сложной продукции (брундуляторов пятого и шестого поколений).

Повышение качества продукции.

Негативные последствия от вступления России в ВТО

Лоббирование на уровне органов исполнительной власти дополнительных требований к брундуляторам, которым не будут соответствовать зарубежные образцы.

Усиление российских конкурентов

Разработка и продвижение более сложной продукции (брундуляторов пятого и шестого поколений).

Повышение качества продукции.

Отсутствие новой продукции

Разработка и продвижение более сложной продукции (брундуляторов пятого и шестого поколений).

Необходимость переноса производства

Глубокая проработка плана переноса производства.

Переговоры с властью о получении каких-либо преференций при выносе производства за черту города.

Постановка системы управления инвестициями, в частности, введение должности директора по инвестициям и разработка инвестиционного регламента.

Создание технического совета.

Разрушение системы НИОКР

Открытие кафедры в профильном университете.

Разработка и реализации целевой программы по удержанию молодежи.

Невозможность найма квалифицированных рабочих

Инвестиционная программа, позволяющая заменить значительную долю непроизводительного труда.

Заключение договоров с колледжем о целевой подготовке студентов.

Активная работа по формированию «карманного» профсоюза.

Незаинтересованность менеджеров в реализации стратегии

Разработка мотивации менеджеров на основании BSC.

Перевод контрактов в рубли.

Взятка руководителю ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Увеличение стоимости ведущегося строительства

Аутсорсинг функции технического надзора.

Недостоверность управленческой отчетности

Постановка учетной системы.

Заключение невыполнимых договоров

Разработка и внедрения положения о заключении договоров.

Недополучение выручки от продаж

Разработка и внедрение положения о заключении договоров.

Рост расходов на устранение производственного брака

Заключение договоров с колледжем о целевой подготовке студентов.

Отказ от глубокой модернизации брундулятора четвертого поколения.

Разработка более сложной продукции (брундуляторов пятого и шестого поколений).

Разработка и внедрение положения о закупках, содержащего оптимальные партии и порядок реализации неликвидов.

Невозможность сокращения избыточного персонала

Заключение долгосрочных трудовых договоров.

Разработка мотивации менеджеров на основании BSC.

Война с миноритариями

Выкуп пакета акций по немного завышенной цене.

Формирование плана действий в кризисных ситуациях.

Формирование плана действий в кризисных ситуациях.

Постановка системы внутреннего контроля.

Потери интеллектуальной собственности

Постановка системы управления интеллектуальной собственностью.

Ведение электронного архива.

Постановка системы видеонаблюдения в цехах предприятия.

Изменение юридической структуры и схемы финансово-хозяйственной деятельности.

Формирование плана действий в кризисных ситуациях.

Несколько комментариев к таблице.

Во-первых, данная таблица не учитывает стоимость рисков. Возможно, что, с учетом стоимости рисков, многие мероприятия будет нецелесообразно даже предлагать к реализации. Пример такого риска – выкуп акций у миноритариев. Нужно ли сейчас тратить 1,2 млрд. руб. исходя из «справедливой» оценки или же достаточно добрать до пакета 75%+1 акция – вопрос. В таблице всего 4 удерживаемых риска, в реальных проектах их число может достигать половины от общей суммы. При этом нужно отметить, стоимость мероприятий (за исключением риска №8 с инвестиционной программой и риска №25 с выкупом акций) вряд ли будет значительной. То есть достаточно простыми управленческими действиями вкупе с минимальным финансированием устойчивость бизнеса вполне можно повысить.

Во-вторых, это сводная таблица, поэтому в программу включены только названия мероприятий. Для принятия управленческих решений приведенные мероприятия должны быть описаны примерно с такой же точностью, как и сами риски. Чем точнее описаны мероприятия, тем проще их реализовать. Скажем, план действий в кризисных ситуациях должен занять не одну страницу. В представленной таблице необходимо три явных плана (пожар, отключение электроэнергии, действия при защите от поглощения) и один неявный план (подготовка к переносу производства), который по очевидным причинам может оказаться планом действия в кризисных ситуациях. Исходя из разнообразности целей этих планов, очень разным может быть и состав мероприятий. В случае пожара ключевыми пунктами будет спасение людей, спасение активов, получение страховой выплаты, восстановление производства и т.д. Экстренная защита от поглощения может предусматривать действия от срочной продажи до реструктуризации бизнеса. А подготовка к переносу производства должна включать в себя как минимум наличие готовой производственной площадки, в которую физически можно вывезти оборудование и запустить его в течение, например, квартала. Таким образом, каждый пункт в столбце «Возможные мероприятия» может представлять из себя достаточно обширную программу действий.

В-третьих, детальная программа мероприятий требует явного указания сроков. К мероприятиям, которые явно требуют указания сроков, необходимо отнести разработку новой продукции, разработку плана переноса производства, разработку программ и реализацию мероприятий кадровой политики, разработку учетной системы, системы мотивации, постановку СВК и т.д. Без указания сроков программа рискует остаться на бумаге: словосочетание в исполнение менеджеров «работа запущена» не всегда означает, что работа проводится и приближается к завершению.

Также можно отметить, что самым значимым мероприятием является «Разработка и продвижение более сложной продукции (брундуляторов пятого и шестого поколений)». Достаточно традиционный результат: необходимо делать интеллектуальный рывок.

Визуализация результатов.

Для демонстрации эффективности мероприятий можно использовать потенциальное изменение конкретных рисков, которые лежат выше линии толерантности, а также потенциальную карту рисков.

Изменение рисков по результатам исполнения программы мероприятий:

Возможная карта рисков:

Анализ результатов.

Первый ключевой результат – это то, что практически не осталось рисков, находящихся выше линии толерантности. Это типовой результат. При этом оба оставшихся выше линии толерантности риска связаны с коммерческой деятельностью, а конкуренция может разрушить даже самый успешный бизнес. Так что не все так плохо, потому что обострение конкуренции стоимость нашего бизнеса, конечно, изменит, но не катастрофически.

Второй ключевой результат – это то, что большая часть рисков оказалась в левом нижнем углу. Это тоже часто встречаемое явление. Если проанализировать сами риски, то многие из них действительно не должны отражаться на текущей деятельности, что и демонстрирует карта потенциальных рисков. То, что они столь значимы сейчас, скорее всего свидетельствует о том, что совет директоров и менеджмент просто не уделяет им внимания. Соответственно, управление с учетом сформированной карты будет способствовать цели постановке риск-менеджмента, то есть приданию максимальной устойчивости всем видам деятельности организации.

Третий наиболее важный результат, на который я обращу внимание – это общее снижение математического ожидания. Если посчитать сумму математических ожиданий текущих значений рисков, получится 11,1 млрд. руб. Это почти в два раза превышает стоимость бизнеса, то есть с учетом рисков бизнес не стоит ничего. Сумма математических ожиданий остаточных рисков составляет 1,8 млрд. руб. Во-первых, она снижена больше, чем в 6 раз (иногда бывает и на целый порядок), а во-вторых, не превышает 2 показателя EBITDA. Таким образом, устойчивость бизнеса в числовом выражении означает, что при реализации всех рисков два года EBITDA будет нулевой, что, в целом, абсолютно нормально в кризис. Единственная сложность – «пощупать» и «потрогать» эти миллиарды рублей в реальной жизни, как уже говорилось выше, вряд ли получится, особенно в части возможного падения капитализации. Дело в том, что по-разному оцененные риски дадут разное снижение математического ожидания. А оценка бывает разной (особенно экспертными методами), потому что она, если честно, фактически просто отражает обеспокоенность менеджмента на текущий момент. Тем не менее, минимум рисков приведет к устойчивости бизнеса и исполнению реальных планов. Финансовый директор может и не почувствовать, но квалифицированный совет директоров работу должен оценить.

Также прикрепляю файл, в котором работаю при расчете рисков, в формате Microsoft Excel. Простенький, но лучше, чтобы Вы расчеты видели.

Оценка профессиональных рисков: что, зачем и как?

Что такое оценка профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков работников — это оценка вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении обязанностей по трудовому договору. Проводить её — одна из обязанностей работодателя. Для краткости ниже будем называть эту процедуру оценкой рисков или ОПР. Кроме этого нужно снижать и выявлять риски, а также информировать работников об опасностях при выполнении должностных обязанностей на предприятии. Но обо всем по порядку.

Обратите внимание, нужно учесть и оценить опасности не только для работников предприятия, но и для подрядчиков, участвующих в производственном процессе.

В Трудовом кодексе косвенно указано, что каждый работодатель обязан оценивать риски и управлять ими. Более точно это указывается в проверочных листах ГИТ (государственной инспекции труда) и в типовом положении о СУОТ (системе охраны труда на предприятии) .

При проведении оценки профессиональных рисков оценивают не только вредные и опасные факторы, но и другие возможные риски, которые присутствуют на рабочих местах. Как правило, при исследовании рассматривают результаты специальной оценки условий труда, производственного контроля , заключений санитарно-эпидемиологического контроля, предписаний государственных органов (ГИТ, МЧС, Роспотребнадзора и т.д.). Чем больше элементов (документов, результатов, внешних и внутренних факторов) будет отражено в отчете, тем более качественным и полноценным он будет. Еще можно учитывать внешние факторы: экологическую обстановку, угрозу взрыва, ЧС, техногенных катастроф и аварий. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Читать еще:  Существенность и аудиторский риск

Оценивать профессиональные риски нужно в любом бизнесе и в любом учреждении. ОПР подлежат все рабочие места: в офисе, в детском саду, в ресторане, в обувном цехе или на литейном производстве.

Опять душат бизнес проверками?

Оценка профессиональных рисков — это новая головная боль, как для руководителей, так и для специалистов, потому что необходимо учесть много тонкостей и формальностей, плюс есть ряд неопределенностей. ГИТ уже издала предписания на этот счёт.

У процедуры есть и положительные стороны: ОПР помогает проверить условия труда сотрудников, состояние помещений, зданий, оборудования, порядок в документах. При систематическом подходе, который и подразумевает процедура управления профессиональными рисками, реальные риски должны сводиться из года в год к допустимому минимуму, обеспечивая большую безопасность при выполнении рабочих обязанностей.

Самостоятельно или организация на стороне. Новые поборы?

В отличие от специальной оценки условий труда оценку рисков можно проводить самостоятельно или с привлечением экспертной компании.

Привлеку компанию. Сотрудник экспертной организации включается в комиссию по ОПР, идентифицирует опасности, проводит аудит документации и производства, затем на основании собранных данных подготавливает отчет.

На текущий момент нет специальных требований к организациям о наличии лицензии или специального разрешения на право выполнять ОПР. Поэтому при выборе лучше ориентироваться на общий опыт работы в охране труда и ценовую политику.

Почему лучше обратиться в экспертную компанию:

  • ее специалисты регулярно занимаются и четко следуют методике проведения оценки профессиональных рисков;
  • в работе они точно следуют нормативным документам (Приказ №77 Роструда и приказ №438Н Минтруда);
  • имеется гарантия в виде договора между юридическими лицами.

При выборе компании уточните:

  • что вам выдадут по результатам оценки;
  • компетенцию и наличие обучения у экспертов;
  • есть ли гарантия на работы;
  • какова цена услуги (она не должна быть слишком низкой и высокой);
  • каковы сроки выполнения работы;
  • есть ли опыт выполнения оценки (объем работ по этому направлению).
  • гарантия;
  • сроки выполнения работ (от одного дня в зависимости от объема).
  • различия в ценах на услугу;
  • сложность с выбором компании.

Сделаю сам. Требований к квалификации специалистов, участвующих в оценке рисков, на данный момент нет. Есть учебные курсы, которые помогают разобраться в вопросе. Но чтобы получить недостающие знания, нужна начальная база, время, а иногда и деньги. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого подхода.

  • относительно низкая стоимость;
  • возможность получить дополнительный опыт;
  • вовлеченность работников.
  • вероятность получить штраф в результате проверки ГИТ;
  • срок исполнения может растянуться на несколько месяцев;
  • отсутствие утвержденных форм отчетных документов и методики проведения и необходимость их самостоятельной разработки.

Если в организации нет штатного специалиста по охране труда или на предприятии каждые 2-3 месяца не появляются новые рабочие места, то целесообразнее и дешевле заказать отчёт на стороне.

Существует еще третий вариант: провести самостоятельно с помощью ПО. Программа выполнит все расчеты автоматически и выдаст показатели уровней рисков. Проблемы с затратами на погружение в вопрос остаются, сокращается лишь механическая часть работы по оценке — ввод данных. Это хорошее решение для организации со штатом от 100 человек.

У меня нет рисков меня это тоже коснется? Кто не должен проводить оценку рисков?

Риски — это не только там, где опасно. Риски есть везде. Поэтому оценивать их обязаны именно организаторы производства. Стоит отметить, что не только работодатель должен оценивать риски, но и организатор производства.

Под организатором производства понимаются работодатель, наниматель, предприниматель, страхователь, подрядодатель, рискодержатель, эксплуатирующая организация, заказчик или исполнитель и т.п. Именно организатор производства занят непосредственной защитой своего предприятия и работающих на нем людей от опасностей, что обусловлено нежеланием терпеть ущерб, а также, как правило, давлением обязательных требований национального законодательства.

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — директор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Даже в такой ситуации оценка рисков нужна, но вероятность что она когда-нибудь понадобится, как и вероятность проверок ГИТ организации с одним сотрудником, крайне мала.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать также ничего не нужно.

Компании без рабочих мест. Не нужно оценивать вакантные места. Нет сотрудников — нет оценки.

Когда нужно провести оценку рисков?

Четкой трактовки нет, но по закону нужно своевременно выявлять риски, как только появляется возможность травмирования не только работников, но и других участников производственного процесса.

Работаете без оценки рисков — возможно наложение штрафа до 80 000 рублей

Для тех, кто делать оценку рисков не хочет, предусмотрены штрафы (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) . При первом нарушении:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 рублей;
  • юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.

Как соблюсти требования закона: как выполнить оценку

Сначала нужно определиться: проводить оценку самостоятельно или с привлечением экспертной компании. При выборе подрядной организации всё просто: в договоре указываются сроки, условия и цена работ. Дальше необходим только контроль за ходом выполнения задачи. Результатом работ по договору должен быть отчет или карты оценки рисков с приложениями.

Отчет утверждается работодателем, эксперт лишь ставит свою подпись. В отчете указываются методы оценки, классификатор опасностей, индивидуальные карты с указанием величин рисков по каждому рабочему месту, а также мероприятия по снижению опасностей. Подавать отчет после составления и утверждения в трудовую инспекцию не нужно. Этот документ остается у вас до момента проверки.

В случае самостоятельного выполнения порядок действий до подготовки будет следующий:

1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками.

  • Подготовка специфического для рода деятельности организации классификатора опасностей.
  • Утверждение состава комиссии по оценке рисков.
  • Определение методов оценки уровня профессиональных рисков.

2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных.

  • Составление перечня всех источников опасностей: видов выполняемых работ, мест выполнения работ, оборудования, сырья и материалов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, зданий и сооружений.
  • Выявление опасностей в отношении каждого из перечисленных источников.

3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков.

  • Оценка уровня профессионального риска с учетом вероятности и тяжести возможного ущерба.
  • Ранжирование реестра рисков.
  • Оценка приемлемости рисков.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков.

  • Разработка мер по исключению и снижению рисков.
  • Информирование работников об уровне рисков на их рабочих местах.

Документы для оценки рисков

Все результаты оценки рисков могут быть представлены в виде отчета, либо в виде отдельных документов. Сейчас требований по их оформлению нет. Главное, чтобы они были утверждены работодателем.

  • Приказ о создании комиссии, договор со специализированной организацией.
  • Методика оценки.
  • Перечень мест для оценки.
  • Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты).
  • Классификатор опасностей.
  • План мероприятий по управлению рисками.
  • Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах).

Управление Профессиональными Рисками в Системе Управления Охраной Труда!

Приветствую, друзья! Сегодня мы рассмотрим тему, которая вызывает у специалистов по охране труда наибольшее количество вопросов – управление профессиональными рисками в системе управления охраной труда. Будем обращаться к действующим нормативным актам и различным методикам управления профессиональными рисками. Поехали …

Начнём с Конституции Российской Федерации, которая статьёй 37 устанавливает право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и Трудовому Кодексу (далее — ТК), который статьёй 219 предоставляет работникам право на:

  • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности.

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору (статья 219 Трудового Кодекса).

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (статья 209 ТК РФ).

При реализации полномочий, предусмотренных статьёй 212 ТК, Минтруд обязывает работодателей руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н (далее – Типовое положение), с учётом специфики своей деятельности. В связи с чем, Типовое положение содержит указание на возможную вариативность отдельных его норм при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда (письмо Минтруда России от 31.10.2016 г. № 15-1/10/В-8028).

Читать еще:  Сущность и причины неопределенности и риска

Обратившись к пунктам 33-35 Типового положения, мы видим, что они предписывают работодателю с целью организации процедуры управления профессиональными рисками исходя из специфики своей деятельности устанавливать (определять) порядок реализации следующих мероприятий:

  • выявление опасностей;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • снижение уровней профессиональных рисков.

Таким образом, управление профессиональными рисками положено в основу системы управления охраной труда (далее — СУОТ). Кроме этого, необходимость управления профессиональными рисками установлена статьёй 209 ТК, которой определено, что порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Как ни странно, на сегодняшний день Минтруд такого порядка не установил (хотя в обзоре проекта нового ТК говорится, что рекомендации по выбору метода оценки уровня профессионального риска и его снижению должны быть подготовлены Минтрудом России), но в пп.»б» п.33 Типового положения прописал, что порядок реализации оценки уровней профессиональных рисков устанавливается работодателем. И тут вспоминается текст лозунга, который был вывешен в зале клуба «Картонажник» города Васюки, где Остап Бендер давал местным любителям шахмат сеанс одновременной игры на 160 досках. В оригинале: дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих. Иносказательно: решать свои проблемы каждый должен сам или вместе с товарищами по несчастью. Поэтому попробуем во всём разобраться.

Не секрет, что целью профессиональной деятельности специалиста по охране труда в соответствии с приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года № 524н является снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков, а поэтому игнорировать эту тему не представляется возможным. Вздохнём и продолжим разбираться с обязательными требованиями.

Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда установлены разделом V Типового положения. Так, пункт 37 Типового положения обязывает работодателя определять методы оценки уровня профессиональных рисков с учётом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций и допускает использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций. При этом согласно пункту 38 работодателем учитывается следующее:

  • управление профессиональными рисками осуществляется с учётом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;
  • тяжесть возможного ущерба растёт пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
  • процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
  • эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

Пункт 39 устанавливает способы исключения или снижения уровней профессиональных рисков:

  • исключение опасной работы (процедуры);
  • замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
  • реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
  • реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
  • использование средств индивидуальной защиты;
  • страхование профессионального риска.

Всё хорошо, но где взять методику? Обратимся к международному опыту. На сегодняшний день Федеральным законом от 4 октября 2010 г. № 265-ФЗ ратифицирована Конвенция МОТ об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция № 187). В соответствии со статьёй 3 данной Конвенции каждое государство — член содействует основополагающим принципам, таким как:

  • оценка профессиональных рисков или опасностей;
  • борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения;
  • развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.

В пункте 6 Рекомендации Конвенции установлено, что государства-члены МОТ должны содействовать применению системного подхода к управлению вопросами охраны труда, изложенному в Руководстве по системам управления охраной труда ILO-OSH 2001. Действующий межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» позволяет использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса и Конвенции МОТ № 187 о применении документа ILO-OSH 2001.

На сегодняшний день в нашем распоряжении имеются ряд национальных стандартов ССБТ, содержащих рекомендации по оценке и управлению рисками, а именно:

ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков», определяющий порядок оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности, и может быть использован на различных уровнях — национальном, в отрасли экономики и промышленности, в организации и на отдельном рабочем месте;

ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство», описывающий систематический и логический процесс управления риском посредством его идентификации, его анализа и последующего оценивания и определения того, будет ли риск изменен воздействием, чтобы соответствовать установленным критериям;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска», разработанный в дополнение к указанному выше ИСО 31000 и содержащий рекомендации по выбору и применению методов оценки риска.

ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», устанавливающий общие требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ), а именно к процедуре и методологии идентификации опасностей и оценки рисков, а также приоритетность мер по снижению рисков, реализуемую при определении мер управления рисками или рассмотрении вопроса об изменении существующих мер.

Обращаем внимание, перечисленные национальные стандарты применяются работодателем на добровольной основе. Если работодатель в локальных нормативных актах не заявил об их соблюдении, то за это его не накажет ни один надзорный орган.

На этом можно выдохнуть, но применение указанных выше стандартов крайне трудоёмко и в условиях оптимизации становится практически невыполнимым.

Существует сложившая практика управления рисками путём неукоснительного исполнения государственных нормативных требований и надлежащей эксплуатации применяемого оборудования, машин, механизмов, инструментов. Так, почти во всех правилах охраны труда уже содержат перечень факторов риска и способы их ликвидации или снижения.

Наиболее адекватной основой для разработки мер по управлению уровнем профессионального риска в компании является проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ).

СОУТ — единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (статья 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, определяется перечень мероприятий по снижению рисков. Результаты СОУТ согласно статье 7 применяются, в том числе для оценки уровней профессиональных рисков. Очевидно, что уровень профессионального риска находится в тесной связи с понятием условий труда. В частности, такая взаимосвязь устанавливается основным документом, использующимся в настоящее время в нашей стране для оценки степени воздействия уровня профессионального риска на здоровье сотрудников. Речь идёт о Руководстве Р 2.2.1766-03. 2.2 «Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки». Указанный нормативно-правовой акт содержит исчерпывающее описание наличия корреляции между тяжестью фактических условий труда и влиянием их на здоровье сотрудников.

Классы условий труда, категории профессионального риска и срочность мер профилактики

Руководство Р 2.2.1766-03. 2.2 содержит исчерпывающее описание взаимосвязи условий труда и уровня профессиональных рисков, однако, отмечают эксперты, практически полностью упускает из виду ещё одну важную составляющую общего объёма профессионального риска на предприятии — производственный травматизм.

Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО) разработала Концепцию «Нулевого травматизма», или «Vision Zero«. В сентябре 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда в Сингапуре была запущена глобальная международная кампания по продвижению и реализации этой концепции. А в январе нынешнего года к ней присоединился ФСС России — МАСО вручила Фонду сертификат официального партнёра программы по продвижению Концепции «нулевого травматизма».

Как поясняют в ФСС РФ, для продвижения и реализации Концепции «Нулевого травматизма» Фонд планирует работать со страхователями, то есть работодателями, привлекать к участию в глобальной компании и разработке передовых программ охраны труда крупные предприятия и организации. В том числе будут учитываться ценные наработки, которые уже успешно применяются работодателями в разных регионах России. О них мы обязательно расскажем в наших будущих публикациях.

Читать еще:  Методы выявления предпринимательских рисков

В рамках обмена опытом было бы интересно узнать, как вы управляете профессиональными рисками, какую методику для этого используете. Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Заметку подготовила моя помощница по развитию официальной группы Блог—Инженера ☆ Охрана труда Светлана Подберезина.

На этом всё. Рейтинговые звёздочки по информации об управлении профессиональными рисками ждут вас ниже 😉 Спасибо за поддержку и участие!

Оценка профессиональных рисков: что, зачем и как?

Что такое оценка профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков работников — это оценка вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении обязанностей по трудовому договору. Проводить её — одна из обязанностей работодателя. Для краткости ниже будем называть эту процедуру оценкой рисков или ОПР. Кроме этого нужно снижать и выявлять риски, а также информировать работников об опасностях при выполнении должностных обязанностей на предприятии. Но обо всем по порядку.

Обратите внимание, нужно учесть и оценить опасности не только для работников предприятия, но и для подрядчиков, участвующих в производственном процессе.

В Трудовом кодексе косвенно указано, что каждый работодатель обязан оценивать риски и управлять ими. Более точно это указывается в проверочных листах ГИТ (государственной инспекции труда) и в типовом положении о СУОТ (системе охраны труда на предприятии) .

При проведении оценки профессиональных рисков оценивают не только вредные и опасные факторы, но и другие возможные риски, которые присутствуют на рабочих местах. Как правило, при исследовании рассматривают результаты специальной оценки условий труда, производственного контроля , заключений санитарно-эпидемиологического контроля, предписаний государственных органов (ГИТ, МЧС, Роспотребнадзора и т.д.). Чем больше элементов (документов, результатов, внешних и внутренних факторов) будет отражено в отчете, тем более качественным и полноценным он будет. Еще можно учитывать внешние факторы: экологическую обстановку, угрозу взрыва, ЧС, техногенных катастроф и аварий. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Оценивать профессиональные риски нужно в любом бизнесе и в любом учреждении. ОПР подлежат все рабочие места: в офисе, в детском саду, в ресторане, в обувном цехе или на литейном производстве.

Опять душат бизнес проверками?

Оценка профессиональных рисков — это новая головная боль, как для руководителей, так и для специалистов, потому что необходимо учесть много тонкостей и формальностей, плюс есть ряд неопределенностей. ГИТ уже издала предписания на этот счёт.

У процедуры есть и положительные стороны: ОПР помогает проверить условия труда сотрудников, состояние помещений, зданий, оборудования, порядок в документах. При систематическом подходе, который и подразумевает процедура управления профессиональными рисками, реальные риски должны сводиться из года в год к допустимому минимуму, обеспечивая большую безопасность при выполнении рабочих обязанностей.

Самостоятельно или организация на стороне. Новые поборы?

В отличие от специальной оценки условий труда оценку рисков можно проводить самостоятельно или с привлечением экспертной компании.

Привлеку компанию. Сотрудник экспертной организации включается в комиссию по ОПР, идентифицирует опасности, проводит аудит документации и производства, затем на основании собранных данных подготавливает отчет.

На текущий момент нет специальных требований к организациям о наличии лицензии или специального разрешения на право выполнять ОПР. Поэтому при выборе лучше ориентироваться на общий опыт работы в охране труда и ценовую политику.

Почему лучше обратиться в экспертную компанию:

  • ее специалисты регулярно занимаются и четко следуют методике проведения оценки профессиональных рисков;
  • в работе они точно следуют нормативным документам (Приказ №77 Роструда и приказ №438Н Минтруда);
  • имеется гарантия в виде договора между юридическими лицами.

При выборе компании уточните:

  • что вам выдадут по результатам оценки;
  • компетенцию и наличие обучения у экспертов;
  • есть ли гарантия на работы;
  • какова цена услуги (она не должна быть слишком низкой и высокой);
  • каковы сроки выполнения работы;
  • есть ли опыт выполнения оценки (объем работ по этому направлению).
  • гарантия;
  • сроки выполнения работ (от одного дня в зависимости от объема).
  • различия в ценах на услугу;
  • сложность с выбором компании.

Сделаю сам. Требований к квалификации специалистов, участвующих в оценке рисков, на данный момент нет. Есть учебные курсы, которые помогают разобраться в вопросе. Но чтобы получить недостающие знания, нужна начальная база, время, а иногда и деньги. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого подхода.

  • относительно низкая стоимость;
  • возможность получить дополнительный опыт;
  • вовлеченность работников.
  • вероятность получить штраф в результате проверки ГИТ;
  • срок исполнения может растянуться на несколько месяцев;
  • отсутствие утвержденных форм отчетных документов и методики проведения и необходимость их самостоятельной разработки.

Если в организации нет штатного специалиста по охране труда или на предприятии каждые 2-3 месяца не появляются новые рабочие места, то целесообразнее и дешевле заказать отчёт на стороне.

Существует еще третий вариант: провести самостоятельно с помощью ПО. Программа выполнит все расчеты автоматически и выдаст показатели уровней рисков. Проблемы с затратами на погружение в вопрос остаются, сокращается лишь механическая часть работы по оценке — ввод данных. Это хорошее решение для организации со штатом от 100 человек.

У меня нет рисков меня это тоже коснется? Кто не должен проводить оценку рисков?

Риски — это не только там, где опасно. Риски есть везде. Поэтому оценивать их обязаны именно организаторы производства. Стоит отметить, что не только работодатель должен оценивать риски, но и организатор производства.

Под организатором производства понимаются работодатель, наниматель, предприниматель, страхователь, подрядодатель, рискодержатель, эксплуатирующая организация, заказчик или исполнитель и т.п. Именно организатор производства занят непосредственной защитой своего предприятия и работающих на нем людей от опасностей, что обусловлено нежеланием терпеть ущерб, а также, как правило, давлением обязательных требований национального законодательства.

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — директор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Даже в такой ситуации оценка рисков нужна, но вероятность что она когда-нибудь понадобится, как и вероятность проверок ГИТ организации с одним сотрудником, крайне мала.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать также ничего не нужно.

Компании без рабочих мест. Не нужно оценивать вакантные места. Нет сотрудников — нет оценки.

Когда нужно провести оценку рисков?

Четкой трактовки нет, но по закону нужно своевременно выявлять риски, как только появляется возможность травмирования не только работников, но и других участников производственного процесса.

Работаете без оценки рисков — возможно наложение штрафа до 80 000 рублей

Для тех, кто делать оценку рисков не хочет, предусмотрены штрафы (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) . При первом нарушении:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 рублей;
  • юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.

Как соблюсти требования закона: как выполнить оценку

Сначала нужно определиться: проводить оценку самостоятельно или с привлечением экспертной компании. При выборе подрядной организации всё просто: в договоре указываются сроки, условия и цена работ. Дальше необходим только контроль за ходом выполнения задачи. Результатом работ по договору должен быть отчет или карты оценки рисков с приложениями.

Отчет утверждается работодателем, эксперт лишь ставит свою подпись. В отчете указываются методы оценки, классификатор опасностей, индивидуальные карты с указанием величин рисков по каждому рабочему месту, а также мероприятия по снижению опасностей. Подавать отчет после составления и утверждения в трудовую инспекцию не нужно. Этот документ остается у вас до момента проверки.

В случае самостоятельного выполнения порядок действий до подготовки будет следующий:

1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками.

  • Подготовка специфического для рода деятельности организации классификатора опасностей.
  • Утверждение состава комиссии по оценке рисков.
  • Определение методов оценки уровня профессиональных рисков.

2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных.

  • Составление перечня всех источников опасностей: видов выполняемых работ, мест выполнения работ, оборудования, сырья и материалов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, зданий и сооружений.
  • Выявление опасностей в отношении каждого из перечисленных источников.

3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков.

  • Оценка уровня профессионального риска с учетом вероятности и тяжести возможного ущерба.
  • Ранжирование реестра рисков.
  • Оценка приемлемости рисков.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков.

  • Разработка мер по исключению и снижению рисков.
  • Информирование работников об уровне рисков на их рабочих местах.

Документы для оценки рисков

Все результаты оценки рисков могут быть представлены в виде отчета, либо в виде отдельных документов. Сейчас требований по их оформлению нет. Главное, чтобы они были утверждены работодателем.

  • Приказ о создании комиссии, договор со специализированной организацией.
  • Методика оценки.
  • Перечень мест для оценки.
  • Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты).
  • Классификатор опасностей.
  • План мероприятий по управлению рисками.
  • Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector