Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вид профиля риска

Профили рисков

1.3 Профили рисков

Под профилем риска следует понимать не только абстрактную совокупность сведений.

Очевидно, что в случае выявления потенциальных рисков в результате анализа документов, сведений и иной информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов различных уровней, ФТС России издает правой акт, которым утверждается профиль риска, являющийся основанием для применения определенных форм таможенного контроля в отношении тех или иных товаров или лиц. Далее профиль риска доводится до сведения должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, и служит для них непосредственным указанием для применения тех или иных форм таможенного контроля[6].

Примерная структура профиля риска:

I. Общие сведения:

Срок действия и пр.

II. Сведения об области риска.

Индикаторы риска (вес, стоимость, количество и пр.);

Таможенный орган, совершающий таможенные операции с товарами;

Вид транспорта и пр.

III. Меры по минимизации риска.

Указание о применении мер;

Тип таможенного досмотра.

IV. Контактная информации

Лицо, подписавшее проект профиля.

Таможенные органы используют следующую технологию создания профиля риска:

1. На основе анализа таможня, РТУ или ФТС формирует проект профиля риска.

2. Направление проекта профиля риска происходит по следующей цепочке: Таможня — РТУ — координирующее подразделение ГУОТК ФТС России. РТУ — координирующее подразделение ГУОТК ФТС России. ФТС — координирующее подразделение ГУОТК ФТС России. Регистрация профиля риска осуществляется ФТС России.

По имеющимся материалам проводится рабочее совещание, на котором принимается решение о целесообразности издания профиля риска, происходит подготовка профиля риска в электронном виде.

ГНИВЦ ФТС России осуществляет ведение справочника профилей рисков. Кроме того, ГНИВЦ обеспечивает доведение профиля риска до соответствующих таможенных органов[7].

Следует различать понятия профиля риска и ориентировки. Ориентирование таможенных органов осуществляется с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеэкономической деятельности.

Содержание ориентировки обязательно включает в себя следующие основные сведения:

срок действия ориентировки;

территориальная сфера действия ориентировки;

описание области риска;

показатели индикаторов риска.

Ориентировка не может содержать указания о применении форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков. Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков. Проект ориентировки разрабатывается структурным подразделением ФТС России, РТУ, таможни по своему направлению деятельности самостоятельно.

Проекты ориентировок разрабатываются на основе результатов анализа электронных баз данных, а также иных источников информации. Проект ориентировки РТУ (таможни) направляется письмом и по оперативным каналам связи (факс, электронная почта) в структурное подразделение ФТС России, по направлению деятельности которого разработан проект ориентировки по решению начальника соответствующей службы РТУ (заместителя начальника таможни, курирующего соответствующее структурное подразделение таможни).

К проекту ориентировки должна быть приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости издания ориентировки ФТС России в соответствии с направляемым проектом.

Проект ориентировки, поступивший из РТУ, рассматривается в соответствующем структурном подразделении ФТС России. В случае принятия решения о целесообразности издания ориентировки ФТС России проект ориентировки визируется начальником структурного подразделения ФТС России.

Индикаторы профиля риска:

Товары, наиболее подверженные контрафакции и пиратству (класса люкс, дизайнерские, известные торговые марки).

Недостоверное декларирование (неточно декларируемые или декларируемые как упаковка пластиковые или металлические части, образцы, товары для дома, запасные части к чему-либо).

Страна происхождения или отправления товара (Китай, Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Пакистан, Чехия, Турция, Польша, Канада, Мексика, Парагвай и Бразилия).

Качество исполнения документов.

Страна изготовления товаров (если указанная в декларации страна происхождения является одной из тех, где не организовано производство товаров правообладателя, например, подлинные часы «Ролекс» производятся только в Швейцарии).

Перемещение товаров и средства транспортировки (отправляются вне обычных каналов распространения продукции правообладателя).

Стоимость товаров (задекларирована слишком высокая или низкая стоимость товаров или они застрахованы по ненормально низкой стоимости).

Размер партии (товары транспортируются в ненормально высоких или низких количествах в зависимости от типа товаров).

Внешний вид упаковки.

Этикетки и маркировка товаров[8].

ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ПРОЦЕССЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Перед российской таможенной службой поставлена «триединая задача», состоящая из следующих компонентов:

всемерное содействие торговле;

обеспечение эффективного таможенного контроля.

безусловное наполнение доходной части бюджета.

Составляющие «триединой задачи» противоречивы между собой, с точки зрения предыдущей практики организации таможенного контроля[9].

И необходимо найти ту золотую середину, когда можно работать без ущерба для интересов торговли и выполняя задачи государственного контроля.

Это возможно лишь при реализации следующих задач:

Совершенствование и единообразие применения таможенных процедур.

Внедрение и дальнейшее совершенствование Системы управления рисками.

Расширение практики применения информационных технологий в процессе таможенного оформления.

Дальнейшее совершенствование системы таможенного контроля, реализация положений Таможенного кодекса, требует от таможенной службы Российской Федерации перехода к новым принципам осуществления таможенного контроля, их максимального приближения к международной практике.

Читать еще:  Риск случайной гибели имущества это

Администрирование любого бизнес-процесса строится на системе анализа и управления рисками, т.е. определение приоритетных и ключевых направлениях деятельности и соответствующего распределения имеющихся ресурсов.

Киотская Конвенция говорит, что «Управление рисками в таможенной службе — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля».

Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников ВЭД от излишнего бюрократического контроля.

Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров сравнительно свободно проходить через таможню»[10].

Без применения принципа выборочности невозможно достичь целей, которые ставит руководство ФТС России. Так, например, по результатам реализации кредита Международного банка объем досматриваемых партий товаров должен составить к 2008 году при импорте – не более 10 %, а при экспорте – не более 8 %. Общие ключевые показатели результатов данного проекта приведены в (Приложении 2).

Для достижения указанных целей потребуется разработать единую комплексную систему управления рисками в таможенной службе. До настоящего же времени деятельность по выявлению и минимизации рисков строилась эпизодически, путем разработки отдельных, несвязанных друг с другом и противоречивых технологий.

Фактически начало разработки СУР в таможенных органах РФ было положено с принятием приказа ГТК России № 465 «О критериях отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска», в котором подготовлена и утверждена Концепция СУР в таможенной службе Российской Федерации. Также с учетом мирового опыта был разработан понятийный аппарат, свод принципов создания СУР и механизмы ее функционирования, такие как профиль риска, анкеты субъектов ВЭД и др.

Нормативными актами дается следующее определения системы управления рисками:

СУР — система таможенного администрирования, обеспечивающая осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанная на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Для разработки и внедрения такой системы необходимо соответствующее обеспечение:

Организационно-структурное и кадровое.

Информационное и материально – техническое.

В рамках решения по ведению централизованного информационного ресурса системы управления рисками, создается автоматизированная информационная система ведения Центрального реестра субъектов ВЭД.

Этот реестр содержит информацию о регистрационных и уставных данных юридических лиц, их учредителях, имеющихся лицензиях и иных разрешительных документах, а также истории их участия во внешнеторговых сделках и ранее совершенных административных правонарушениях. В целях создания агрегированной базы данных о стоимостных характеристиках товаров, зависящих от условий внешнеторговой сделки, предусматривается взаимодействие СУР с автоматизированной системой «Контроль таможенной стоимости».

Для решения задачи информационного обеспечения применения СУР необходимо максимально полно использовать существующий потенциал Единой автоматизированной информационной системы (EAИC) таможенных органов. Уже сегодня центральная база данных ЕАИС ФТС России представляет собой уникальный информационный ресурс. Требуется создать инструменты эффективного использования этих сведений в целях таможенного контроля. Для этого разрабатываются и внедряются в практику информационные системы «Транспорт», «Доход» «Правоохрана», «Контроль таможенного транзита», «Валютный контроль» и другие.

Кроме того, в СУР должна использоваться информация от таможенных служб иностранных государств. Сегодня ведется информационный обмен с Украиной, Казахстаном, Финляндией, Швецией, готовится соглашение с Бельгией, подписан меморандум о начале работ по информационному обмену с Китаем. Важной информационной составляющей СУР являются сведения, получаемые от участников ВЭД и международных организаций, таких, например, как Фонд развития российско-американского экономического сотрудничества, Международный союз автомобильного транспорта, Международное бюро по борьбе с мошенничеством и других.

В настоящее время в соответствии с планами развития СУР закончена разработка программных средств для формирования на уровне ФТС России профилей рисков в электронном виде, их хранения, доведения до таможенных органов, проверки электронной копии ГТД на соответствие профилям риска в электронном виде в ходе таможенного оформления и контроля. Эти программные средства уже разосланы в таможенные органы. Организована доработка систем таможенного оформления и контроля для проверки электронной копии ГТД на соответствие профилям риска.

Создание и внедрение в практику работы таможенных органов автоматизированной информационной системы управления рисками (СУР) является приоритетным направлением развития информационно-технической составляющей ФТС России в настоящее время и на ближайшие годы. Опыт создания и внедрения аналогичных систем в таможенных службах других стран показывает, что разработка СУР — это комплексная задача, объединяющая в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты. Обобщенная модель функционирования СУР включает в себя:

выявление и оценку рисков;

анализ выявленных рисков и расстановку их приоритетов;

разработку и реализацию мер по минимизации рисков;

измерение результатов эффективности применения мер минимизации риска.

При этом информационно-техническая компонента системы управления рисками должна обеспечивать возможность корректировки приоритетов при выявлении рисков, исходя из тех задач, которые ставит перед таможенной службой Правительство РФ.

Читать еще:  Анализ производственно экономической деятельности предприятия

Шесть инвестиционных риск-профилей: узнайте себя

Существует ли подходящий момент для инвестиций? Как всегда, простого ответа на этот вопрос нет, есть ряд рекомендаций, которыми стоит пользоваться, и ряд подводных камней, которых стоит избегать. После того как вы выбрали подходящий лично вам инвестиционный продукт, стоит сосредоточиться на формировании инвестиционного портфеля и создании собственной стратегии.

Главная специфика данного вопроса в точном определении своего риск-профиля. Условно профиль можно разделить на 6 категорий:

  • Консервативный
  • Умеренно-консервативный
  • Рациональный
  • Умеренно-агрессивный
  • Агрессивный
  • Спекулятивный

Чаще всего начинающие инвесторы любят завышать свой риск профиль, то есть если вам кажется, что вы готовы мириться с потерями в 20%, то, скорее всего, это на самом деле будут 10%, а то и 5-7%. Лучшим решением будет пройти риск-профилирование у специалистов компании, занимающейся инвестициями. После того как вы выбрали подходящий вам профиль, старайтесь не поддаваться эмоциям в случаях его кратковременного преодоления. Железные нервы – одно из лучших качеств инвестора.

«Консервативный» инвестор (Колебания портфеля капитала – 0%)

Для консервативных инвесторов все достаточно просто: можно выбрать срочный вклад в банке, рассчитать итоговую доходность в соответствии с условиями вклада (капитализация, помесячное начисление процентов, пополнение и т.д.), отнять от получившейся суммы инфляцию за выбранный период, и получим итоговый капитал. Официальная инфляция последнего времени в России – 7-9%, рублевый депозит в крупных банках дает примерно такой же результат, выраженный в годовых. Итог: если вы положили деньги в банк на год под средний процент, скорее всего, по факту вы ничего не заработаете. Кстати, в развитых странах ставки по банковским депозитам обычно равны инфляции или меньше. Получается, что банк как инвестиционный институт выполняет лишь функцию защиты капитала от обесценивания и не более. Горизонт инвестирования: от 3 месяцев до 1 года.

«Умеренно-консервативный» инвестор (Максимально возможное снижение инвестированного капитала – до 5%)

Данный тип инвестора готов принять минимальный уровень инвестиционного риска, выраженный в возможности незначительной потери капитала, в обмен на потенциальную возможность получить более высокую доходность, чем от размещения депозитов (в среднем 12-15% годовых в рублях и/или 8-10% в долларах США), и защитить свои средства от инфляции. Что касается инвестиционных инструментов это: облигации, структурные продукты с полной защитой и паевые инвестиционные Фонды (ПИФ) на надежные инструменты. Обычно срок инвестирования в этих инструментах – от 1 года до 3 лет.

«Рациональный» (Максимально возможное снижение инвестированного капитала – до 10%)

Рациональные инвесторы готовы принять разумный уровень инвестиционного риска в обмен на потенциальную возможность получить доход на уровне 15-18% годовых в рублях и/или 10-13% в долларах США. При этом стоимость капитала может колебаться, а также упасть ниже суммы первоначальных инвестиций в краткосрочной перспективе. Это переходный этап между консервативным и агрессивным риск-профилями. Как правило, формируется смешанный инвестиционный портфель из разных инструментов – рискованных и консервативных – с усредненным соотношением. Горизонт инвестирования – от 3 лет.

«Умеренно-агрессивный» (Максимально возможное снижение инвестированного капитала – до 15%)

Эти инвесторы готовы принять высокий уровень инвестиционного риска и колебаний стоимости в кратко- и среднесрочной перспективе в обмен на потенциальную возможность получить доход в среднем 18-21% годовых в рублях и/или 13-15% в долларах США. Стоимость капитала может колебаться, а также упасть ниже суммы первоначальных инвестиций в течение некоторого периода времени. Как и в предыдущем примере, формируется смешанный инвестиционный портфель, но уже с уклонном в рискованные активы. Подходящие инвестиционные продукты – это акции, товары и их производные. Горизонт инвестирования – от 3 лет.

«Агрессивный» (Максимально возможное снижение инвестированного капитала – до 25%)

Это, возможно, самый популяризируемый тип инвестора – про них снимают кино, пишут книги и публикуют статьи. Готовы принять высокий уровень инвестиционного риска и колебаний стоимости в кратко- и среднесрочной перспективе в обмен на потенциальную возможность получить доход на уровне 21-25% годовых в рублях и/или 15-17% годовых в долларах США. Стоимость капитала может колебаться, а также упасть значительно ниже суммы первоначальных инвестиций в течение некоторого периода времени. Подходящие инвестиционные продукты – акции, товары, валюта и их производные. Горизонт инвестирования – минимум 3 года.

«Спекулятивный» (Максимально возможное снижение инвестированного капитала – НЕ ОГРАНИЧЕНО)

Инвестор готовы приять максимальный уровень инвестиционного риска и колебаний стоимости в обмен на возможность получить высокий уровень доходности. Обычно спекулянт обладает самостоятельными навыками принятия грамотных решений об управлении активами и совершении сделок. Он может самостоятельно определять и контролировать уровень инвестиционного риска и вероятной доходности, но в случае ряда неудачных решений (сделок), возможно, с использованием «плеча» и производных финансовых инструментов, потери спекулянта могут составлять более половины суммы его первоначальных инвестиций.

Разбираемся в системе управления рисками

Система управления рисками (СУР) — это комплекс мер, с помощью которых государство с одной стороны осуществляет эффективный таможенный контроль, защищает экономическую безопасность страны, жизнь и здоровье людей, а с другой — оптимизирует и ускоряет таможенное оформление грузов. Целью системы является баланс между созданием благоприятных условий для работы участников ВЭД и противодействием нарушениям таможенного законодательства.

Читать еще:  Условия рисковой ситуации

Основным инструментом системы является профиль риска. Профиль риска — это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков (ст. 376 ТК ЕАЭС). Рассмотрим подробнее составляющие этого определения, чтобы сделать его более понятным.

Таможенные органы постоянно осуществляют сбор и обработку информации, получаемой при перемещении товаров через границу при проведении таможенного контроля. Количество оцениваемых параметров, источников данных и их объемы огромны — это и сведения из транспортных и коммерческих документов, сведения об условиях сделок на международном уровне, информация о деятельности участников ВЭД на рынке, собираемая другими государственными службами. Анализ полученного массива позволяет таможне спрогнозировать, при каких условиях и с какой вероятностью участниками ВЭД может быть нарушено законодательство. Это может быть неполная уплата пошлин и налогов, ввоз контрафактной или опасной для потребителей продукции. В результате возникает так называемая область риска .

Главным объектом ВЭД является товар, в связи с чем таможня выделяет товары риска , импорт или экспорт которых потенциально может проходить с нарушениями. В качестве примера можно рассмотреть продукты питания, которые согласно постановлению Правительства №778 от 07.08.2014 запрещено ввозить на территорию РФ. Недобросовестные импортеры пытаются обойти запрет разными способами — подделывают сертификаты происхождения, меняют маркировку, указывают в декларации таможенные коды товаров прикрытия (товары, которые не попадают под установленные законодательством запреты и ограничения, но очень близки по характеристикам с запрещенными).

Любой товар характеризует определенный перечень параметров, значения которых, согласно статистике, меняются незначительно в определенных пределах. Каждый такой критерий и его предельно допустимые значения формируют индикатор риска . Проще всего объяснить это понятие на примере одежды или обуви. Если рассматривать в качестве оцениваемого параметра этих товаров вес единицы изделия, очевидно, что женское шерстяное пальто не может весить 200 гр, а легкие летние босоножки — 1 кг. Такие значения веса — сигнал для инспектора о возможном недостоверном декларировании. Индикаторы риска не всегда выражаются в цифровых значениях. Например, согласно статистическим данным, товар с определенным кодом ТН ВЭД может быть произведен только в нескольких странах, и появление в документах иного производителя закономерно вызовет вопросы (например, какао-бобы, выращенные в Китае).

Далее таможенные органы определяют меры по минимизации рисков — действия, которые необходимо осуществить, чтобы проверить спорные данные. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить нарушения законодательства, а с другой стороны, создать для добросовестных участников ВЭД такие условия оформления, при которых не будут нарушаться их интересы. Здесь применяются различные формы таможенного контроля; в первую очередь, проверка информации в предоставленных документах, осмотр и досмотр грузов, а также меры, обеспечивающие проведение контроля — назначение экспертизы, привлечение экспертов или назначение определенного маршрута доставки товаров.

В итоге определяются значения всех компонентов, входящих в структуру профиля риска. К ним можно отнести, в том числе, срок его действия, регион применения (общероссийский, региональный), способ применения (в автоматическом режиме специальными программами, непосредственно сотрудником таможни). Сформированный проект профиля риска утверждается и регистрируется ФТС России.

Следует отметить, что информация, содержащаяся в профилях риска, является закрытой и предназначена для использования исключительно государственными структурами.

Учитывая активное развитие внешнеторговых отношений и информационных систем, такой инструмент таможенного контроля, как профиль риска, должен систематически актуализироваться в соответствии с текущей обстановкой. Таможенные органы постоянно оценивают эффективность его применения, вносят уточнения и правки. В последнее время для более эффективного применения СУР разрабатываются новые программные продукты, которые позволяют исключить влияние субъективных факторов и использовать систему на автоматическом уровне в процессе электронного декларирования.

Также таможенные органы осуществляют категорирование участников ВЭД — предприниматели распределяются по группам в зависимости от степени их благонадежности. Для этого анализируются сведения о финансовом состоянии компании, как давно она работает на рынке, насколько достоверно осуществляет декларирование. Импортеры из группы низкого уровня риска могут рассчитывать, например, на быстрый выпуск товаров или на снижение количества дополнительных проверок при оформлении грузов.

Участникам ВЭД, только начинающим свою деятельность, необходимо набраться терпения, поскольку для них СУР будет срабатывать значительно чаще. Не стоит забывать и о генераторе случайных чисел, который не позволяет расслабиться всем импортерам. В любом случае, срабатывание системы управления рисками — не повод для паники. Наличие полного пакета документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения, позволит разрешить все возникшие вопросы с минимальными потерями и повысить свою репутацию для таможенных органов. Специалисты нашей компании заранее подскажут, на какие моменты стоит обратить внимание, какие документы стоит дополнительно оформить для ускорения процесса таможенного оформления товаров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×