Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика расчета платных услуг в культуре

Калькуляция платных услуг в учреждениях культуры

«Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 6

Бюджетные учреждения культуры и искусства помимо уставной осуществляют также и иную деятельность, приносящую доход. Самые распространенные услуги, оказываемые населению, — это проведение платных спектаклей, концертов, показ кинофильмов. В небольших сельских клубах и домах культуры это, как правило, проведение вечеров отдыха, дискотек, различных концертных программ и т.п. Покупая входные билеты, население оплачивает данные мероприятия. Для расчета цены билета специалисты бухгалтерских служб составляют калькуляцию каждой услуги в отдельности, учитывая специфику расходов. В данную цену должны входить все собранные затраты, чтобы у учреждения оставалась прибыль. При этом не следует завышать тариф, так как есть вероятность уменьшения спроса населения на услуги данного вида. В представленной статье будет освещен порядок составления калькуляции платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, и приведен пример распределения косвенных затрат между разными видами таких услуг.

Общие положения организации платных услуг в учреждениях культуры

Платные услуги учреждениями культуры оказываются в соответствии с потребностями населения на основании приказа руководителя учреждения. Он координирует деятельность всех служб, которые обеспечивают и производят платные услуги, а также решает вопросы, выходящие за рамки компетенции отдельно взятого подразделения. Утверждение перечня платных услуг, как правило, также производится руководителем и согласуется с органами местных властей.

Руководитель учреждения отвечает за:

  • подбор специалистов;
  • распределение времени предоставления платных услуг;
  • осуществление контроля качества предоставляемых услуг;
  • разрешение конфликтных ситуаций с лицами, оплатившими услугу.

Специалисты, непосредственно оказывающие платную услугу, несут персональную ответственность за полноту и качество ее выполнения.

Предоставление платных услуг производится только по видам, предусмотренным в уставе учреждения.

Учреждение обязано обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией:

  • о режиме работы учреждения;
  • о видах услуг, оказываемых бесплатно;
  • об условиях предоставления и получения бесплатных услуг;
  • о видах платных услуг с указанием их стоимости;
  • о контролирующих организациях.

При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы учреждения, не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться их качество.

Предоставление платных услуг осуществляется в рамках договоров, которые бывают устными и письменными.

Устная форма договора в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК РФ предусмотрена в случаях предоставления услуг немедленно. Наиболее распространенной из таких услуг является реализация входных билетов.

Однако существуют и услуги, для которых письменное закрепление договора является обязательным условием. Эта форма договора ст. 161 ГК РФ установлена в случаях, когда предоставление услуг носит длительный по времени характер (прокат музыкального оборудования, аренда помещений, организация концертных программ). При этом в договоре указываются условия и сроки получения платных услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 (далее — Закон N 3612-1), определено, что при организации платных мероприятий учреждения культуры вправе устанавливать льготы для отдельных категорий граждан (пенсионеров, студентов, детей, инвалидов и т.д.). Порядок установления таких льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, определяется Правительством РФ (Постановление N 712 ), для учреждений культуры, находящихся в ведении субъектов РФ, — органами государственной власти субъектов РФ, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, — органами местного самоуправления.

Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 712 «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры».

Согласно статистике, процесс ценообразования платных услуг в учреждениях культуры происходит по-разному в зависимости от направления деятельности этих учреждений (Постановление N 132 ). Например, для расчета цены одного билета по услугам, предоставляемым кинотеатрами, берется либо цена за одну серию (показ фильмов), либо стоимость суток проката видеокассеты (прокат видеокассет). Цена билета на спектакль напрямую зависит от расположения посадочного места в зале (проведение концертов, спектаклей). В случае если услуги предоставляются музеями и выставками, стоимость билета будет определяться в зависимости от времени посещения данных заведений посетителями. Как правило, цена указывается с учетом экскурсионного обслуживания.

Читать еще:  Расчет декретных в 2020 году онлайн

Постановление Госкомстата России от 30.10.1996 N 132 «Об утверждении Методических указаний о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению».

Порядок составления калькуляции

Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не входят в Перечень, утверждаемый Постановлением Правительства РФ N 239 , и поэтому не подлежат государственному регулированию.

Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Порядок формирования цен на данные услуги предусмотрен Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Письмом Минэкономики России от 06.12.1995 N СИ-484/7-982. Согласно их п. 4.1 свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг.

Указанные Методические рекомендации дают лишь общее представление о формировании цен. Более конкретно, детально тарифы на платные услуги, предоставляемые населению, рассчитываются специалистами бухгалтерских и экономических служб учреждений культуры самостоятельно на основании калькуляции на каждый вид услуги (ст. 52 Закона N 3612-1).

Примечание. Калькуляция — это определение себестоимости единицы отдельных видов продукции или услуг. Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы продукции или услуги дает возможность отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг).

Процесс калькуляции представляет собой группировку всех затрат, образующих себестоимость услуги, по определенным видам, так называемым статьям калькуляции.

Расчет стоимости платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, производится за единицу оказанных услуг по калькуляционным статьям расходов, которые определяются в соответствии с бюджетной классификацией РФ, утвержденной Приказом Минфина России N 74н . При этом расходы по созданию услуги могут быть как прямыми, так и косвенными.

Приказ Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Примечание. Прямые — это затраты, которые можно отнести к конкретному виду услуги. Отнесение же косвенных расходов на создание определенной услуги не представляется возможным.

Как уже было сказано выше, учреждения культуры самостоятельно разрабатывают методы расчета калькуляции и согласовывают с исполнительными органами власти на местах. Например, Правительство г. Санкт-Петербурга предлагает при составлении калькуляции платных услуг выделять следующие статьи (Распоряжение N 52-р (далее — Методические указания)).

Распоряжение Правительства г. Санкт-Петербурга от 01.08.2005 N 52-р «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов (цен) на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями Санкт-Петербурга».

Статьи затрат, включаемых в калькуляцию

Если в силу специфики технологического процесса услуги невозможно или нецелесообразно учесть отдельно прямые затраты учреждения, то они должны быть распределены косвенным методом.

Согласно п. 3.9 Методических указаний общая схема косвенного распределения затрат учреждения такова:

  • устанавливается объект, на который распределяются затраты учреждения (услуга, продукт, место возникновения затрат);
  • устанавливается база распределения затрат — показатель, с использованием которого производится распределение затрат учреждения;
  • рассчитывается ставка распределения путем деления величины распределяемых косвенных затрат учреждения на величину выбранной базы распределения;
  • рассчитывается величина приходящейся на каждый объект величины косвенных затрат учреждения путем умножения рассчитанной ставки на соответствующую данному объекту величину базы распределения.

Примечание. Как показывает практика, не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы услуги со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на услугу, как бы хорошо оно ни было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает точность калькулирования.

Пример. Экономисты Государственного Дворца культуры составляют калькуляцию следующих видов услуг:

  • выступление танцевальных коллективов;
  • хоровой концерт.

Данные мероприятия являются платными и производятся в рамках приносящей доход деятельности.

Читать еще:  Расчет длительности отпуска

В состав затрат, включаемых в себестоимость данных услуг, входят:

Представленные в таблице затраты рассчитаны на год, при этом выступления производятся один раз в год.

Танцевальные коллективы и хор выступают в одном и том же концертном зале, вмещающем 200 посадочных зрительских мест, причем стоимость билета не зависит от расположения посадочного места.

Необходимо распределить коммунальные платежи и амортизационные отчисления между данными видами услуг, а также рассчитать себестоимость одного билета.

Базой для распределения затрат является показатель «Основная заработная плата».

  1. Рассчитаем коэффициент распределения косвенных затрат:
  • для выступления танцевальных коллективов он будет равен 0,45 (50 000 руб. / (50 000 + 60 000) руб.);
  • для хорового концерта — 0,55 (60 000 руб. / (50 000 + 60 000) руб.).
  1. Распределим коммунальные платежи с использованием рассчитанного коэффициента:
  • выступление танцевальных коллективов — 45 000 руб. (0,45 x 100 000 руб.);
  • хоровой концерт — 55 000 руб. (0,55 x 100 000 руб.).
  1. Распределим амортизационные отчисления:
  • выступление танцевальных коллективов — 22 500 руб. (0,45 x 50 000 руб.);
  • хоровой концерт — 27 500 руб. (0,55 x 50 000 руб.).
  1. Итого сумма общих затрат составляет:
  • выступление танцевальных коллективов — (157 500 руб. (50 000 + 10 000 + 30 000 + 45 000 + 22 500));
  • хоровой концерт — (197 500 руб. (60 000 + 15 000 + 40 000 + 55 000 + 27 500)).
  1. Определим стоимость одного входного билета:
  • выступление танцевальных коллективов — 787,50 руб. (157 500 руб. / 200 мест);
  • хоровой концерт — 987,50 руб. (197 500 руб. / 200 мест).

Оценка качества государственных услуг и расчет нормативов в учреждениях культуры: основные подходы

Бюджетные учреждения сферы культуры наряду с медицинскими и образова­тельными в наибольшей степени подвергаются реформированию с вступлени­ем в силу с 1 января 2011 года Закона № 83-ФЗ, поскольку большую часть своих услуг они оказывают за плату. Их деятельность как нельзя лучше вписывается в систему бюджетного планирования на основе государственного задания.

Одна­ко на данном этапе много трудностей возникает при определении сущности ока­зываемых услуг, показателей их объема и качества, при расчете нормативов за­трат на единицу услуги. В данной статье приведены основные подходы, которыми нужно руководствоваться учреждениям культуры в ходе проведения этой рабо­ты, в конечном итоге от ее результатов будет зависеть размер финансового обес­печения для выполнения государственного (муниципального) задания.

Базовый перечень государственных услуг (работ)

Базовый перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, утвержден приказом Минкультуры России от 25.10.2010 № 659 (далее — Базовый перечень услуг).

Для театров, концертных организаций, филармоний, цирковых ор­ганизаций, организаций в сфере народного творчества выделяются два вида госуслуг:

· создание и показ спектаклей, концертных, цирковых и иных зре­лищных программ;

· проведение тематических фестивалей, выставок, конкурсов и т. п. Деятельность библиотек подразделяется на следующие виды:

· работа по формированию и учету фондов библиотек;

· работа по библиографической обработке документов;

· работа по организации каталогов;

· работа по обеспечению физического сохранения и безопасности фонда библиотеки;

· услуга по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей.

Деятельность музеев предлагается разделять на работу по хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов Музейного фонда Рос­сийской Федерации и публичный показ музейных коллекций и предметов.

В деятельности государственных архивов предлагается выделять:

§ работу по обеспечению сохранности и учету архивных документов;

§ работу по комплектованию архивными документами;

§ работу по созданию справочно-поисковых систем к архивным до­кументам;

§ государственную услугу по предоставлению архивных документов.

Показатели объема и качества государственных услуг

Основные требования к процедурам оказания государственных услуг, а также методы оценки их качества в учреждениях культуры со­держатся в следующих нормативных правовых актах:

Читать еще:  Расчет платных услуг в образовании

· Основы законодательства Российской Федерации о культуре

· от 09.10.1992 № 3612-1;

· Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;

· Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде

· Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культур­ного наследия (памятниках истории и культуры) народов Россий­ской Федерации»;

· Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Кроме того, на уровне субъектов РФ* разработаны стандарты каче­ства оказаниях государственных услуг в области культуры. Все указанные нормативные правовые акты содержат определенные подходы к оценке деятельности государственных учреждений культуры в ча­сти оказания госуслуг. Обобщив эти подходы, можно выделить опти­мальные показатели объема и качества оказания госуслуг, которые ре­комендуется использовать в проектах государственных заданий.

Рекомендуемые показатели объема и качества государственных услуг в области культуры

Показатели оказания государственных услуг

изменение численности посетите­лей по сравнению с предыдущим годом

Кроме того, для определенных видов учреждений культуры можно выделить специфические требования и показатели качества оказания госуслуг:

· для библиотек — отношение объема электронного каталога к обще­му количеству книжного фонда (%), книгообеспеченность (сред­нее количество книг, приходящихся на одного пользователя, ед.), доля специализированных изданий для слепых в общем фонде (%);

· для музеев — процент ежегодно экспонируемых музейных предме­тов и музейных коллекций; процент музейных предметов, внесен­ных в электронный каталог; доля музейных предметов, требующих реставрации;

· для театров — средняя посещаемость мероприятий во время гастро­лей (чел.), интенсивность обновления репертуара (новые поста­новки, ед.); наполняемость основного зала на стационаре в сред­нем на 1 спектакль (%);

· для госархивов — средний срок исполнения заказа на выдачу доку­мента, рассчитываемый ежемесячно по данным бланков (дн.).

Расчет нормативов затрат на оказание государственных услуг (работ)

При решении вопроса об отнесении госучреждения культуры к тому или иному типу — бюджетному, автономному или казенному — используются следующие критерии:

· доходы от уставной и предпринимательской деятельности, тыс. руб.;

· среднее число посетителей на одном платном мероприятии, чел.;

· удельный вес бюджетного финансового обеспечения деятельности учреждения культуры за год, %;

· средняя зарплата работника культурно-досугового учреждения (руб. в месяц) и ее уровень по сравнению со среднемесячной зара­ботной платой в отрасли, %.

Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания может быть изменен в течение срока его выполнения в случае изменения объема затрат, связанных с оказанием услуг, количества их потребителей или расходов на со­держание особо ценного движимого имущества государственного учреждения.

Суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения зада­ния, не использованные госучреждением в текущем финансовом году в связи с недовыполнением государственного задания, связанным в т. ч. с намеренным завышением количества потребителей госуслуг, подлежат возврату в бюджет в соответствии с действующим законода­тельством.

Большинство услуг в сфере культуры оказывается за плату через входные билеты (музеи, театры, выставочные центры, зоопарки, цир­ки и т. д.). Общая методология расчета затрат на оказание таких услуг предложена в приказе Минфина России от 30.08.2010 № 423 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (вы­полнение работ), относящихся к основным видам деятельности госу­дарственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Мини­стерства финансов Российской Федерации, для граждан и юридиче­ских лиц».

Особенности расчетов нормативов затрат на оказание государ­ственных (муниципальных) услуг в учреждениях культуры связаны с необходимостью использования положений ряда отраслевых актов.

· Нормативные затраты на комплектование библиотечных фондов.

· Затраты на приобретение и изготовление декораций, оборудования, по­шив костюмов, репетиционно-постановочные услуги.

· Нормативные затраты на организацию и проведение культурно-про­светительных мероприятий в государственных музеях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×