Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет подакцизных товаров

Порядок исчисления и зачета акциза на примерах

Пример 1

Завод занимается производством водки, крепость водки — 40 градусов.
Для ее производства в мае 2000 года предприятие закупило у поставщика спирт этиловый из пищевого сырья в количестве 3000 л по цене 62,4 руб. за 1 литр (в т.ч. акциз 12 руб., НДС 10,4 руб.) на общую сумму 187200 руб., в том числе акциз — 36000 руб., НДС — 31200 руб.
Стоимость спирта оплачена поставщику полностью.

На производство было списано 2000 л спирта, который был переработан в водочную продукцию. В мае месяце было произведено 10000 бутылок водки емкостью 0,5 л и 15 мая вся партия была отгружена на экспорт самим предприятием-изготовителем. Допустим, что прочие затраты на производство водки (зарплата, начисления на зарплату, транспортные расходы и пр.) составили 50000 руб.

Предположим, что цена реализации одной бутылки водки без акциза составляет 20 руб. Тогда стоимость всей партии составит: 10000 бут. х 20 руб. = 200000 руб.

Ставка акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% составляет 84 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, т.е. в водке (ст.4 Закона N 1993-1 в ред. Закона от 02.01.2000 N 2-ФЗ).

Чтобы определить сумму акциза с отгруженной водки необходимо определить сколько чистого спирта содержится в выпущенной партии:
1) находим объем выпущенной водки в натуральном выражении:
10000 бут. * 0,5 л = 5000 л
2) количество чистого спирта, содержащегося в 5000 л водки составит:
5000 л * 40% / 100% = 2000 л
Теперь определяем сумму акциза, подлежащую начислению в бюджет с отгруженной продукции:
2000 л * 84 руб./л = 168000 руб.
Поскольку водка отгружена на экспорт 15.05.2000, то уплата акциза в бюджет быть должна произведена не позднее 30.06.2000. В связи с тем, что акциз по приобретенному спирту оплачен поставщику в мае месяце, т.е. до срока уплаты акциза в бюджет, то предприятие имеет право из суммы акциза, начисленного с выручки от реализации вычесть акциз, уплаченный поставщику, но только в той сумме, которая приходится на сырье фактически использованное при производстве подакцизной продукции, т.е. в сумме 24000 руб. (2000 л * 36000 руб. / 3000 л или 2000 л * 12 руб.).
Таким образом, акциз, подлежащий взносу в бюджет за май месяц составит: 168000 руб. — 24000 руб. = 144000 руб.
Для упрощения примера допустим, что выручка для целей налогообложения определяется по отгрузке, остатков нереализованной продукции и спирта на начало месяца не было.
В связи с тем, что продукция поставляется на экспорт, НДС не будет включаться в цену водки (контрактную цену), так как экспортируемая продукция освобождена от обложения НДС на основании подп.»а» п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 «О НДС». Акциз также не будет включаться в контрактную цену, так как Законом «Об акцизах» предусмотрено возмещение уплаченного в бюджет акциза после подтверждения факта экспорта водки. Таким образом на счете 46 будет отражаться выручка от реализации водки без НДС и акциза, а начисление акциза с выручки в данном случае по нашему мнению можно отражать на счетах расчетов, например на счете 76 субсчет «Акциз».

В бухгалтерском учете следует сделать следующие проводки:
в мае месяце
1) Дт.10 — Кт.60 — 120000 руб. — оприходован поступивший спирт согласно счета-фактуры поставщика;
2) Дт.19/субсчет»Акцизы» — Кт.60 — 36000 руб. — отражен акциз по оприходованному спирту (п.16 Письма Минфина РФ от 12.11.96 N 96 «О порядке отражения в бухгалтерском учете некоторых операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами»);
3) Дт.19/субсчет»НДС» — Кт.60 — 31200 руб. — отражен НДС по оприходованному спирту (п.1 Письма Минфина РФ N 96);
4) Дт.60 — Кт.51 — 187200 руб. — произведена оплата поставщику за приобретенный спирт;
5) Дт.20 — Кт.10 — 80000 руб. (120000 руб. * 2000 л / 3000 л или 2000 л * 40 руб.) — произведено списание спирта на производство продукции (водки);
6) Дт.20 — Кт.70, 69, 76 и др. — 50000 руб.- отражены затраты по производству продукции;
7) Дт.40 — Кт.20 — 130000 руб. — оприходована готовая продукция (водка) на склад предприятия по стоимости изготовления (себестоимости);
8) Дт.62 — Кт.46 — 200000 руб. — отражена реализация продукции (водки) на экспорт;
9) Дт.76/субсчет «Акцизы» — Кт.68/субсчет «Акцизы» — 168000 руб. — начислен акциз в момент отгрузки водки на экспорт;
10) Дт.46 — Кт.40 — 130000 руб. — списана себестоимость реализованной на экспорт продукции;
11) Дт.68/»Акцизы» — Кт.19 «Акцизы» — 24000 руб. — отражен акциз по спирту, использованному на производство водки, и уплаченный поставщику до срока уплаты акциза в бюджет (до 30.06.2000).

в июне месяце
12) Дт.68/»Акцизы» — Кт.51 — 144000 руб. (168000 руб. — 24000 руб.) — 30.06.2000 перечислен акциз в бюджет;
Когда от инофирмы поступят деньги за реализованную водку в учете делаются проводки:
13) Дт.52 — Кт.62 — 200000 руб.- получены денежные средства от иностранного покупателя за реализованную водку;
14) Дт.76/субсчет «Акцизы» — Кт.68/субсчет «Акцизы» — 168000 руб. (проводка красным) — сторнирован акциз, начисленный в момент отгрузки водки на экспорт. Проводка делается в том отчетном периоде когда в налоговую инспекцию представлены все документы, подтверждающие экспорт водки (перечень документов см.ниже);
15) Дт.51 — Кт.68 — 168000 руб. — сумма акциза возвращена на расчетный счет предприятия: 144000 руб. — в соответствии с п.6.2 Инструкции N 47, 24000 руб. — в соответствии с п.6.4 Инструкции N 47.
Конец примера.

Как уже говорилось если факт экспорта подакцизных товаров подтвержден до наступления срока уплаты акцизов по отгруженным товарам, то в этом случае сумма акциза, начисленная в момент отгрузки этих товаров, вычитается из начисленной суммы в том отчетном периоде, когда в налоговые органы были предоставлены документы, подтверждающие реальный экспорт (п.6.1 Инструкции N 47).

Подакцизная продукция: особенности учета и налогообложения

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2005, N 11

В настоящее время перечень товаров, признанных подакцизными, предусмотрен п. 1 ст. 181 НК РФ и включает в себя:

  • спирт этиловый (за исключением спирта коньячного);
  • спиртосодержащую продукцию;
  • алкогольную продукцию;
  • пиво;
  • табачную продукцию;
  • автомобили легковые и мотоциклы;
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин.

В данной статье указано, как правильно исчислить акциз; как отразить хозяйственные операции, связанные с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, в бухгалтерском учете; рассмотрены особенности осуществления деятельности по производству и (или) реализации подакцизного товара.

Акцизы по этиловому спирту и спиртосодержащей продукции

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 181 НК РФ спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного) является подакцизным товаром. Кроме того, к подакцизным товарам относится и спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9% (пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Исключение сделано для следующих видов спиртосодержащей продукции:

  • лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, для признания вышеуказанной спиртосодержащей продукции неподакцизным товаром она должна пройти государственную регистрацию в Минздраве России, а в случае изготовления лекарственных и лечебно-профилактических средств (включая гомеопатические препараты) аптечными организациями индивидуальные рецепты и требования лечебных организаций должны быть заверены в установленном порядке;

  • препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл.
Читать еще:  Виды первичных учетных документов

Следовательно, для освобождения от обложения акцизами данная продукция должна быть зарегистрирована в Минсельхозе России и внесена в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории РФ. Она не рассматривается как подакцизный товар в случае, если разлита в емкости не более 100 мл;

  • парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл.

На основании п. 4 Постановления Правительства РФ N 967 государственную регистрацию спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств), вырабатываемой с применением этилового спирта из всех видов сырья, с 1 октября 1999 г. производит Министерство здравоохранения РФ. Значит, налогоплательщик для получения льгот по уплате акцизов по спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции должен представить в налоговые органы по месту уплаты налогов регистрационное удостоверение, выданное Минздравом России, в котором указано, что данная продукция относится к спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции;

  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 27.08.1999 N 967 «О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)».

Условием освобождения от обложения акцизами спиртосодержащих отходов является наличие государственного регистрационного удостоверения. Государственную регистрацию спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 874 осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ за счет средств заявителя по ценам, регулируемым этим министерством по согласованию с Министерством экономики РФ в установленном порядке.

Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 «О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции».

При этом поставка спиртосодержащих отходов осуществляется в соответствии с выданным Департаментом пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхоза России Специальным разрешением на поставку, в примечании к которому указываются направления (или цели) использования отходов (на переработку, на технические цели или пр.). Образец данного разрешения представлен в Письме МНС России от 03.04.2001 N ВГ-6-03/264 «О специальном разрешении на поставку спиртосодержащих отходов на переработку или использование на технические цели».

Следовательно, спиртосодержащие отходы, не прошедшие государственную регистрацию в Минсельхозпроде России и реализованные без вышеуказанного специального разрешения с отметкой, соответствующей условиям предоставления льготы, подлежат налогообложению акцизами в общеустановленном порядке;

  • товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.

Обратите внимание: фармакопейные спирты облагаются акцизами, так как в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (код 93 9899 8) они считаются этиловыми спиртами, а не спиртосодержащими растворами. Аналогичная точка зрения содержится и в Письме МНС России от 03.09.2003 N 03-4-11/2581/43-АД824 «Об акцизах на спирты фармакопейные и спиртосодержащие лекарственные средства». Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами признается реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров. Следовательно, если, например, аптека только перепродает этиловый фармакопейный спирт в той же упаковке, в которой он был получен от поставщика, не изменяя ни концентрации, ни объема, то платить акцизы ей не нужно. В случае, когда аптека разливает приобретенный этиловый спирт в другую тару (то есть осуществляет розлив, являющийся частью производственного процесса), изменяет концентрацию этилового спирта, у нее возникает обязанность по уплате акциза, так как аптека считается уже изготовителем лекарственных средств (п. 3 ст. 182 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 199 НК РФ суммы акциза, предъявленные покупателю при приобретении подакцизного товара, суммы акциза, подлежащие уплате при ввозе на таможенную территорию РФ или предъявленные собственнику давальческого сырья (материалов) при передаче подакцизного товара, используемого в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, подлежат вычету.

Однако если аптека приобретает этиловый спирт на складе (или у другой аптеки) в таре предприятия-производителя, то она не сможет принять к вычету акциз, уплаченный продавцу, так как в п. 1 ст. 198 НК РФ обязанность предъявления к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья (материалов)) соответствующей суммы акциза возложена на налогоплательщиков, осуществляющих операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами.

Рассмотрим порядок отражения операций с этиловым спиртом в бухгалтерском учете.

Пример 1. Аптека «Здоровье для всех» приобрела у ООО «Фантазия» 200 флаконов емкостью по 50 мл спирта этилового фармакопейного концентрацией 80% на общую сумму 2200 руб. (в том числе акциз — 195 руб., НДС по ставке 10% — 200 руб.).

Весь спирт в той же упаковке без изменения концентрации и объема был реализован больнице за 2500 руб. (в том числе НДС по ставке 10% — 250 руб.).

Аптека «Здоровье для всех» вышеуказанные хозяйственные операции должна отразить в бухгалтерскому учете следующим образом:

Акцизы: организуйте раздельный учет

Источник: Учет в аптеке

Довольно распространенным товаром в аптеке является спирт, а также спиртосодержащие медикаменты. В некоторых случаях фирма, совершающая операции с данными препаратами, признается плательщиком акцизов. Но ведь помимо этого аптеки реализуют еще и неподакцизные товары, а значит, возникает необходимость ведения раздельного учета. Об особенностях учета подакцизных и неподакцизных товаров и пойдет речь в нашей статье.

Какие товары – подакцизные

Перечень подакцизных товаров приведен в пункте 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ. Применительно к аптеке это:
– спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
– спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

Но при этом есть исключения.

Какие товары акцизом не облагаются

Следует помнить, что не рассматриваются как подакцизные следующие спиртосодержащие товары.

1. Лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, которые прошли государственную регистрацию и внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

2. Лекарственные, лечебно-профилактические средства, изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей). При этом следует отметить, что аптеки, осуществляющие разлив спиртов фармакопейных, не признаются плательщиками акцизов при их реализации населению или лечебно-профилактическим учреждениям. Так, статьей 4 Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ установлено: фармакопейная статья – это государственный стандарт лекарственного средства, содержащий перечень показателей и методов контроля качества лекарственного средства. В соответствии с фармакопейными статьями ФС 42-3071-00 и ФС 42-3072-00 изготавливаются:
– спирт этиловый 90-, 70- и 40-процентный, который применяется для приготовления растворов, экстрактов, настоев лекарственных трав, бальзамов, а также для централизованного обеспечения аптек и лечебных учреждений;
– спирт этиловый 95-процентный, который применяется в медицинских целях.

Кроме того, следует иметь в виду, что для признания указанной продукции неподакцизным товаром рецепты и требования лечебных организаций должны:
– содержать данные о дозировке лекарственного средства;
– быть заверенными в установленном порядке.

Помните, что в том случае, если лекарственное средство изготовлено по индивидуальному рецепту, оно должно быть разлито в емкость, предусмотренную рецептом врача.

3. Препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию и включенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов.

4. Парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости более 100 мл, с объемной долей этилового спирта свыше 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта свыше 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости более 100 мл.

Таким образом, не соответствующая указанным критериям продукция будет признана подакцизной.

Раздельный учет товаров, облагаемых по разным ставкам

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. Об этом сказано в пункте 1 статьи 190 Налогового кодекса РФ.

Читать еще:  Учет перемещения оборудования

Если аптека не ведет раздельного учета подакцизных товаров, то определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров. При этом все налоговые базы включаются в единую. Такие правила оговорены в пункте 2 статьи 190 Налогового кодекса РФ. В этом случае сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной ставки (из применяемых организацией) от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

Аптека реализует подакцизные и неподакцизные товары

В этом случае аптека может уменьшить облагаемую базу по налогу на добавленную стоимость. Но только при соблюдении определенных условий.

Кто может не платить налог на добавленную стоимость

Обратимся к пункту 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что на освобождение от налога на добавленную стоимость не могут претендовать те организации и индивидуальные предприниматели, которые реализуют подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Однако необходимо учесть и мнение Конституционного суда РФ по этому поводу, изложенное в определении от 10 ноября 2002 г. № 313-О. Судьи отмечают, что запрет на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС распространяется только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемыми тем же лицом.

Делаем вывод: при наличии раздельного учета реализации подакцизных и неподакцизных товаров плательщик имеет право получить освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ в части реализации неподакцизных товаров.

Аналогичную позицию подтверждают и арбитражные судьи (см. постановление ФАС Уральского округа от 28 июня 2006 г. № Ф09-5519/06-С2), и налоговики:
– письмо МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15@;
– письмо УМНС России по г. Москве от 25 февраля 2004 г. № 24-14/11745.

Организуйте раздельный учет

Следует отметить, что конкретной методики ведения раздельного учета подакцизных и неподакцизных товаров в Налоговом кодексе РФ нет.

Поэтому фирма может разработать ее самостоятельно. Главное, чтобы она позволяла разграничить выручку, облагаемую и не облагаемую акцизами.

К примеру, учет выручки от реализации подакцизных и прочих товаров (продукции) организация может вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации.

Например, к счету 90 «Продажи» для ведения раздельного учета открывают следующие субсчета:
– «Выручка от продажи подакцизных товаров»;
– «Выручка от продажи неподакцизных товаров».

Также можно использовать данные аналитического учета (специальные ведомости, таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.

Отразите методику раздельного учета в учетной политике

В главе 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ не содержится прямых указаний на то, что следует в учетной политике организации закрепить методику ведения раздельного учета подакцизных (с различными ставками акцизов) и неподакцизных товаров. Допустим, что раздельный учет подакцизных и неподакцизных товаров фактически ведется, но методика его ведения не зафиксирована в учетной политике.

Даже это может послужить основанием для претензий налоговиков.

Подтверждением тому может стать постановление ФАС Московского округа от 20 октября 2006 г. № КА-А40/10203-06. В рассматриваемом деле налоговики отказали в возмещении акцизов именно потому, что в учетной политике организации своевременно не была зафиксирована методика ведения раздельного учета.

Суд отклонил доводы налоговиков после того, как налогоплательщик представил доказательства фактического ведения раздельного учета подакцизных товаров.

Чтобы избежать подобных разбирательств, автор рекомендует ввести в учетную политику аптечной организации соответствующий раздел «Акцизы». В нем следует отразить способы ведения раздельного учета операций с подакцизными и неподакцизными товарами, а также определить лицо, которое будет ответственно за подготовку и предоставление в налоговые органы необходимых документов.

Что такое акциз

Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Облагаемые и необлагаемые операции

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Читать еще:  Благотворительная помощь учет и налогообложение

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4.2 Акцизы

Акцизы являются федеральным косвенным налогом, включаемым в стоимость подакцизных товаров и оплачиваемым покупателя ­ ми подакцизных товаров, регулируются НК РФ (главой 22 «Акцизы») и обязательны к применению на всей территории Российской Феде ­ рации.

В соответствии с главой 22 НК РФ налогоплательщиками акциза являются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, перемещающие товары через таможенную границу Россий ­ ской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодек ­ сом РФ.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.

Налоговый кодекс РФ дает исчерпывающий перечень подакциз ­ ных товаров:

  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • спиртосодержащая продукция с объемами долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция;
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • прямогонный бензин;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

Объектом налогообложения признаются следующие операции по обороту подакцизных товаров:

  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении от ­ ступного или инновации. Передача прав собственности на подакциз ­ ные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвоз ­ мездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
  • лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государ ­ ственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакциз ­ ных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению. В государствен ­ ную и (или) муниципальную собственность.
  • на территории Российской Федерации лицами произведенных
    ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
  • в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключе ­ нием передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейше ­ го производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатури ­ рованного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регис ­ трации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал орга ­ низаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятель ­ ности);
  • на территории Российской Федерации организацией (хозяйст ­ венным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также пере ­ дача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора просто ­ го товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выде ­ ле его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
  • произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.

3.Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Россий ­ ской Федерации.

  • денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. По ­ лучением денатурированного этилового спирта признается приобре ­ тение денатурированного спирта в собственность;
  • прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собствен ­ ность.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подак ­ цизного товара.

Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налого ­ плательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector