Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет штрафа трудовой инспекции

Выпуск от 15 мая 2015 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации административный штраф за неиндексацию заработной платы работников?

В организации отсутствует положение об индексации заработной платы, нет соответствующих положений ни в коллективном, ни в трудовых договорах. Время от времени директор избирательно повышает заработную плату отдельным работникам, издавая соответствующий приказ. В результате при плановой проверке трудовой инспекцией установлен факт невыполнения требования трудового законодательства по индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. На организацию наложен административный штраф в размере 50 000 руб. Руководителем дано распоряжение бухгалтерии уплатить штраф в полном объеме. В целях налогообложения прибыли доходы и расходы определяются методом начисления.

Корреспонденция счетов:

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса РФ). Обязанность работодателя по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы установлена ст. 134 ТК РФ и включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок индексации может быть установлен коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом организациям предоставлена свобода выбора величины, в зависимости от динамики роста которой индексируется заработная плата (например, организацией в качестве объективного показателя удорожания товаров и услуг может быть выбран индекс потребительских цен, определяемый и публикуемый Росстатом).

Несмотря на отсутствие единого законодательно установленного критерия оценки уровня реального содержания заработной платы, положения ТК РФ не позволяют работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишать работников предусмотренной законом гарантии и уклоняться от установления индексации (Письмо Роструда от 19.04.2010 N 1073-6-1, Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 N 1707-О).

Как указал Конституционный Суд РФ, в силу предписаний ст. ст. 2, 130 и 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (Определение от 17.06.2010 N 913-О-О).

Таким образом, выборочное и нерегулярное повышение заработной платы отдельным работникам не является индексацией заработной платы, входящей в систему государственных гарантий по оплате труда в том смысле, которое вкладывает в это понятие ТК РФ.

Как следует из изложенного, работодателем в данном случае нарушается обязанность по индексации заработной платы, что является нарушением законодательства о труде. За нарушение законодательства о труде Кодексом РФ об административных правонарушениях для организации предусмотрен штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

В данном случае на организацию наложен штраф в размере 50 000 руб.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматриваются Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ, п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

Налог на прибыль организаций

Расходы в виде штрафов, перечисляемых в бюджет, не учитываются в целях налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Сумма штрафа, подлежащего уплате в бюджет на основании постановления по делу об административном правонарушении, удовлетворяет определению расхода, так как представляет собой возникновение у организации обязательства, приводящего к уменьшению капитала организации (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Данный расход не связан с производством продукции (работ, услуг), приобретением и продажей товаров, в связи с чем он признается прочим расходом, что следует из совокупности норм п. п. 4, 11 ПБУ 10/99. Указанный расход признается на дату вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении (п. 16 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по признанию в учете расхода в виде административного штрафа и перечислению суммы штрафа в бюджет производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Применение ПБУ 18/02

Так как сумма административного штрафа за нарушение трудового законодательства в бухгалтерском учете учитывается в составе прочих расходов, а при исчислении налога на прибыль не учитывается, у организации возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

После проверки трудовой инспекцией был наложен административный штраф в сумме 50 000 руб. на организацию как на юридическое лицо и 3000 руб. на директора по ст. 5.27 КоАП РФ. Сумма 50 000 руб. была оплачена с расчетного счета организации. Директор принял решение добровольно из своей зарплаты возместить штраф, наложенный на организацию в сумме 50 000 руб. Как организации учесть суммы уплаченного и возмещенного штрафа в размере 50 000 руб. в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если директор организации принял решение добровольно возместить сумму административного штрафа, наложенного на организацию, то организации следует на дату принятия такого решения отразить в бухгалтерском учете прочий доход, а в налоговом учете признать внереализационный доход.

Обоснование вывода:
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ).
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

Бухгалтерский учет

Положениями по бухгалтерскому учету не определено, к каким расходам относить расходы на уплату штрафов по административным правонарушениям. Очевидно, что они не отвечают критериям расходов по обычным видам деятельности (п.п. 4, 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Следовательно, данные расходы целесообразно учитывать в составе прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99.
На основании п. 14.2 ПБУ 10/99 штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.
Заметим, в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), перечень расходов, отражаемых на счете 99 «Прибыли и убытки», является закрытым. Из перечня, приведенного в Инструкции, на счет 99 относятся только суммы налоговых санкций.
При этом Инструкция для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предусматривает счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Учитывая изложенное, полагаем, что операции, связанные с начислением и уплатой организацией административного штрафа, отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты по административным штрафам»
— 50 000 руб. — начислен административный штраф;
Дебет 76, субсчет «Расчеты по административным штрафам» Кредит 51
— 50 000 руб. — административный штраф перечислен в бюджет.
Если директор организации принял решение добровольно возместить сумму административного штрафа, наложенного на организацию, то организации следует сумму возмещения отнести к прочим доходам. Данное возмещение не связано с выручкой от продажи продукции (товаров, работ, услуг) (п.п. 2, 4, 5, 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).
Согласно п. 10.2 ПБУ 9/99 штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником. При этом в соответствии с п. 16 ПБУ 9/99 такие поступления признаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником.
Таким образом, если директор принял решение добровольно возместить сумму ущерба (штрафа), то прочий доход в виде суммы возмещения признается на дату ее признания (принятия такого решения).
Инструкция предусматривает, что на субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» бухгалтерского счета 73 учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.
Таким образом, полагаем, что в рассматриваемом случае в учете организации необходимо сделать следующие записи:
Дебет 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 91 «Прочие доходы»
— отражена задолженность директора по возмещению административного штрафа на основании решения;
Дебет 70 Кредит 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»
— суммы удержаны из заработной платы директора.

Читать еще:  План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета

Налоговый учет

На основании п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются, в частности, расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.
Следовательно, расходы на уплату административных штрафов по акту проверки трудовой инспекции при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в составе расходов в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/127, УФНС по г. Москве от 22.12.2005 N 20-12/95332).
Что касается возмещения директором суммы уплаченного административного штрафа, то хотим обратить внимание, что на основании п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Датой получения такого вида дохода при применении метода начисления признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Таким образом, если директор организации примет решение добровольно возместить сумму административного штрафа, то организация должна будет признать внереализационный доход на дату принятия такого решения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учет штрафа трудовой инспекции

Штрафы трудовой инспекции для ИП и юридических лиц

За нарушения ТК работодатель может получить штраф до 800 тысяч. Ошибки могут повлечь за собой и уголовную ответственность. Рассказываем, за что штрафуют ИП и ООО.

  • Главная
  • Статьи
  • Штрафы трудовой инспекции для ИП и юридических лиц

Нарушения в сфере трудового законодательства могут повлечь дисциплинарную, административную, уголовную ответственность. Она касается предпринимателей и юрлиц. Штрафы ГИТ накладывают на руководителей, бухгалтеров, начальников отдела кадров и лиц, назначенных на предприятии отвечать за охрану труда. Размер санкций — от 50 до 800 тысяч рублей в зависимости от правонарушения. При повторном нарушении наказание могут заменить на дисквалификацию должностных лиц на 1–3 года.

Штрафы ГИТ в сфере охраны труда

По статистике, больше всего нарушений трудовая инспекция находит именно в сфере предоставления работникам нормальных условий труда. Ошибки могут выявить в рамках плановой или внеплановой проверки — когда на организацию поступает жалоба от работников.

Халатное отношение руководства к условиям труда влечет за собой административную и даже уголовную ответственность. Нарушения выделены в отдельную статью 5.27.1 КоАП.

Чаще всего работодателей штрафуют за неправильное проведение оценки специальных условий труда, допуск сотрудников к работе, отсутствие необходимых документов.

Штрафы трудовой инспекции для ИП и юрлиц:

В организации не назначен ответственный за охрану труда, не проведена спецоценка условий труда, инструктаж для работников — от 50 до 80 тысяч рублей для юрлиц, от 5 до 10 тысяч для ИП и должностных лиц.

Нет документов о проведении инструктажа по технике безопасности на предприятии — от 110 до 130 тысяч рублей для юрлиц, от 15 до 25 тысяч рублей для ИП и должностных лиц.

Сотрудники не прошли плановый медосмотр, если это предусмотрено ТК — 110–130 тысяч рублей для юрлиц, 15–25 для ИП и должностных лиц.

Сотрудники не обеспечены средствами индивидуальной защиты, если это предусмотрено в ТК — от 20 до 30 тысяч рублей для юрлиц, ИП и должностных лиц.

Повторное нарушение того же закона карается строже: от 100 до 200 тысяч рублей или приостановка деятельности на 90 суток для юрлиц, от 30 до 40 тысяч и приостановка деятельности на 90 суток для ИП и 130–150 тысяч рублей или дисквалификация до 3 лет для должностных лиц.

Но есть смягчающие обстоятельства при первичном нарушении ТК: для малых предприятий предусмотрена замена штрафа на предупреждение, если нет имущественного ущерба, не нанесен вред здоровью и нет угрозы ЧС. Юрлицам тоже дают поблажки при незначительных нарушениях — инспектор может на первый раз ограничиться предупреждением и дать время на исправление ситуации.

Штрафы ГИТ за нарушение прав работников

Если работодатель умышленно или случайно нарушил ТК и нанес материальный ущерб сотруднику, то он обязан заплатить административный штраф и возместить ущерб сотруднику. Чаще всего нарушения касаются оплаты труда и оформления трудового договора. Штрафуют за безосновательные увольнения, невыплату зарплаты, уклонение от оформления трудового договора. Нарушения указаны в ст. 5.27 КоАП РФ.

Штрафы трудовой инспекции:

Отсутствие трудового договора, неправильное оформление, работа по договору ГПХ вместо трудового — от 50 до 100 тысяч для юрлиц, от 5 до 10 для ИП, от 10 до 20 для должностных лиц; повторное нарушение — 100–200 тысяч рублей для юрлиц, 30-40 тысяч для ИП, дисквалификация до 3 лет для должностных лиц.

Читать еще:  Учет кассовых операций в 2020

Невыплата или неполная выплата зарплаты сотрудникам в установленный срок — от 30 до 50 тысяч для юрлиц, от 1 до 5 тысяч для ИП, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц.

Зарплата установлена в меньшем объеме, чем требуется по закону — от 30 до 50 тысяч для юрлиц, от 1 до 5 тысяч для ИП, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц.

Повторное нарушение законодательства об оплате труда — 50–100 тысяч для юрлиц, 10–30 для ИП, 20–30 тысяч или дисквалификация до 3 лет для должностных лиц.

Чаще всего к ответственности по оплате труда привлекают руководителя. Споры с работниками решаются в судебном порядке. Если суд признает работодателя виновным, то он обязан будет выплатить штраф, возместить моральный ущерб сотруднику.

Общие нарушения трудового законодательства

Во время проверок трудовая инспекция может найти другие правонарушения, которые связаны с неправильно оформленными документами.

За что можно получить штраф:

в трудовом договоре не указано, что сотрудник получил свой экземпляр на руки;

в личной карточке работника нет учета отпусков, нет подписей о приеме на работу, переводе или увольнении;

сотрудники получили расчет позже дня их увольнения.

Подобные нарушения ТК влекут ответственность: 30-50 тысяч рублей для юрлиц, 1-5 тысяч рублей для ИП, 1-5 тысяч или предупреждение для должностных лиц.

Чтобы избежать штрафов трудовой инспекции, работодателям нужно внимательно следить за изменениями в законодательстве и выполнять все требования ТК. Нужно тщательно следить за правильностью оформления документов, соблюдением условий труда и прав сотрудников. Следите, чтобы ваши работники были довольны зарплатой, рабочим местом: тогда они не будут писать жалобы в трудовую инспекцию и уберегут вас от внеплановых проверок.

Учет штрафа трудовой инспекции

Штрафы трудовой инспекции для ИП и юридических лиц

За нарушения ТК работодатель может получить штраф до 800 тысяч. Ошибки могут повлечь за собой и уголовную ответственность. Рассказываем, за что штрафуют ИП и ООО.

  • Главная
  • Статьи
  • Штрафы трудовой инспекции для ИП и юридических лиц

Нарушения в сфере трудового законодательства могут повлечь дисциплинарную, административную, уголовную ответственность. Она касается предпринимателей и юрлиц. Штрафы ГИТ накладывают на руководителей, бухгалтеров, начальников отдела кадров и лиц, назначенных на предприятии отвечать за охрану труда. Размер санкций — от 50 до 800 тысяч рублей в зависимости от правонарушения. При повторном нарушении наказание могут заменить на дисквалификацию должностных лиц на 1–3 года.

Штрафы ГИТ в сфере охраны труда

По статистике, больше всего нарушений трудовая инспекция находит именно в сфере предоставления работникам нормальных условий труда. Ошибки могут выявить в рамках плановой или внеплановой проверки — когда на организацию поступает жалоба от работников.

Халатное отношение руководства к условиям труда влечет за собой административную и даже уголовную ответственность. Нарушения выделены в отдельную статью 5.27.1 КоАП.

Чаще всего работодателей штрафуют за неправильное проведение оценки специальных условий труда, допуск сотрудников к работе, отсутствие необходимых документов.

Штрафы трудовой инспекции для ИП и юрлиц:

В организации не назначен ответственный за охрану труда, не проведена спецоценка условий труда, инструктаж для работников — от 50 до 80 тысяч рублей для юрлиц, от 5 до 10 тысяч для ИП и должностных лиц.

Нет документов о проведении инструктажа по технике безопасности на предприятии — от 110 до 130 тысяч рублей для юрлиц, от 15 до 25 тысяч рублей для ИП и должностных лиц.

Сотрудники не прошли плановый медосмотр, если это предусмотрено ТК — 110–130 тысяч рублей для юрлиц, 15–25 для ИП и должностных лиц.

Сотрудники не обеспечены средствами индивидуальной защиты, если это предусмотрено в ТК — от 20 до 30 тысяч рублей для юрлиц, ИП и должностных лиц.

Повторное нарушение того же закона карается строже: от 100 до 200 тысяч рублей или приостановка деятельности на 90 суток для юрлиц, от 30 до 40 тысяч и приостановка деятельности на 90 суток для ИП и 130–150 тысяч рублей или дисквалификация до 3 лет для должностных лиц.

Но есть смягчающие обстоятельства при первичном нарушении ТК: для малых предприятий предусмотрена замена штрафа на предупреждение, если нет имущественного ущерба, не нанесен вред здоровью и нет угрозы ЧС. Юрлицам тоже дают поблажки при незначительных нарушениях — инспектор может на первый раз ограничиться предупреждением и дать время на исправление ситуации.

Штрафы ГИТ за нарушение прав работников

Если работодатель умышленно или случайно нарушил ТК и нанес материальный ущерб сотруднику, то он обязан заплатить административный штраф и возместить ущерб сотруднику. Чаще всего нарушения касаются оплаты труда и оформления трудового договора. Штрафуют за безосновательные увольнения, невыплату зарплаты, уклонение от оформления трудового договора. Нарушения указаны в ст. 5.27 КоАП РФ.

Штрафы трудовой инспекции:

Отсутствие трудового договора, неправильное оформление, работа по договору ГПХ вместо трудового — от 50 до 100 тысяч для юрлиц, от 5 до 10 для ИП, от 10 до 20 для должностных лиц; повторное нарушение — 100–200 тысяч рублей для юрлиц, 30-40 тысяч для ИП, дисквалификация до 3 лет для должностных лиц.

Невыплата или неполная выплата зарплаты сотрудникам в установленный срок — от 30 до 50 тысяч для юрлиц, от 1 до 5 тысяч для ИП, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц.

Зарплата установлена в меньшем объеме, чем требуется по закону — от 30 до 50 тысяч для юрлиц, от 1 до 5 тысяч для ИП, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц.

Повторное нарушение законодательства об оплате труда — 50–100 тысяч для юрлиц, 10–30 для ИП, 20–30 тысяч или дисквалификация до 3 лет для должностных лиц.

Чаще всего к ответственности по оплате труда привлекают руководителя. Споры с работниками решаются в судебном порядке. Если суд признает работодателя виновным, то он обязан будет выплатить штраф, возместить моральный ущерб сотруднику.

Общие нарушения трудового законодательства

Во время проверок трудовая инспекция может найти другие правонарушения, которые связаны с неправильно оформленными документами.

За что можно получить штраф:

в трудовом договоре не указано, что сотрудник получил свой экземпляр на руки;

в личной карточке работника нет учета отпусков, нет подписей о приеме на работу, переводе или увольнении;

сотрудники получили расчет позже дня их увольнения.

Подобные нарушения ТК влекут ответственность: 30-50 тысяч рублей для юрлиц, 1-5 тысяч рублей для ИП, 1-5 тысяч или предупреждение для должностных лиц.

Чтобы избежать штрафов трудовой инспекции, работодателям нужно внимательно следить за изменениями в законодательстве и выполнять все требования ТК. Нужно тщательно следить за правильностью оформления документов, соблюдением условий труда и прав сотрудников. Следите, чтобы ваши работники были довольны зарплатой, рабочим местом: тогда они не будут писать жалобы в трудовую инспекцию и уберегут вас от внеплановых проверок.

Читать еще:  Журналы по бухгалтерскому учету список

Принудительное взыскание долгов по зарплате: как будут действовать трудовые инспекции с 2020 года

Проверки трудовой инспекции: как будут проходить в 2020 году

Новый Административный регламент по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160, вступил в силу 22.10.2019.

Надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется Рострудом путем проведения, в частности, плановых и внеплановых проверок работодателей. В рамках таких проверок сотрудники трудовой инспекции проверяют полноту и своевременность выплаты заработной платы, корректность расчетов при увольнении и выплате отпускных, соблюдение требований охраны труда и т. д. (п. 5 Регламента).

Новый Регламент приведен в соответствие с требованиями трудового законодательства и других НПА (с учетом внесенных в них в последнее время изменений), регулирующих осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Как инспектор проверит индексацию зарплаты

Новый регламент закрепил исчерпывающий перечень документов и (или) информации, которые может затребовать трудовой инспектор в ходе проверки.

В частности, в ГИТ могут запросить и проверить документы о проведении работодателем индексации заработных плат работников (п. 13 Регламента).

Помимо этого, у работодателя могут потребовать предоставить документы, подтверждающие выполнение обязательных требований в сфере защиты персональных данных работников, расчетные листки и приказы об утверждении их формы, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований охраны труда и обеспечения безопасных условий труда.

От чего зависит срок проведения проверки трудовой инспекции

Согласно новому регламенту, проверка работодателя не может превышать 20 рабочих дней.

Плановая выездная проверка субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов, а в отношении микропредприятия — 15 часов в течение года, если иное не установлено законом.

Если работодатель осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, общий срок проведения проверки в его отношении не может превышать 60 дней (п. 24 Регламента).

Основания для прекращения трудовой проверки

В новом регламенте расширен перечень оснований, при которых проверка не может быть начата, а уже начатая проверка должна быть прекращена. Такими основаниями являются (п. 27 Регламента):

  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • несоответствие предмета проверки полномочиям Роструда и его территориальных органов;
  • грубые нарушения при организации и проведении проверки, предусмотренные законодательством о государственном контроле (надзоре);
  • ситуация, когда проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ;
  • выявление после начала соответствующей проверки анонимности обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установление заведомо недостоверных сведений, содержащихся в обращении или заявлении.

Применение риск-ориентированного подхода при проверках

По примеру проверок, проводящихся в других сферах (например, при проверках соблюдения требований пожарной безопасности), при проверке работодателей государственные инспекторы будут применять риск-ориентированный подход.

Это означает, что каждый работодатель (юрлицо и ИП) будет отнесен к отдельной категории риска, от которой зависит частота и тщательность проверки — см. таблицу.

№ п/п

Категория риска, к которой отнесен работодатель

Проведение проверки

Один раз в 2 года

Один раз в 3 года

Один раз в 5 лет

Один раз в 6 лет

Категории риска присваиваются Рострудом с учетом ведомственных отчетов о травматизме и задолженности по зарплате у конкретного работодателя, а также посредством системы межведомственного взаимодействия с ФНС России.

Если информация об отнесении работодателя к категории риска отсутствует, считается, что он отнесен к категории низкого риска и плановые проверки в его отношении не проводятся. При этом сохраняется возможность проведения внеплановых проверок.

Проверки должны проводиться по проверочным листам

В распоряжении или приказе о проведении плановой проверки будут указывать реквизиты проверочного листа, который будет использован при проверке. Предмет проверки будет ограничен перечнем вопросов, включенным в такой проверочный лист (п. 51 Регламента). Форма проверочного листа утверждена приказом Роструда от 10.11.2017 № 655. Составляется такой лист инспектором перед началом проверки.

Взыскание задолженности по зарплате трудовыми инспекторами

У трудовых инспекторов появились новые полномочия.

Теперь они могут взыскивать с работодателя начисленную, но не выплаченную в срок работникам зарплату и другие выплаты в рамках трудовых отношений.

Соответствующие изменения внесены Федеральными законами от 02.12.2019 № 393-ФЗ и № 402-ФЗ в Трудовой кодекс РФ (новая ст. 360.1) и в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (новая ст. 72.2). С 13.12.2019 взыскание задолженности происходит следующим образом.

Выдача работодателю предписания об устранении задолженности

Выявив задолженность работодателя перед работниками по зарплате и другим выплатам в рамках трудовых отношений, трудовой инспектор выносит предписание об устранении этого нарушения в определенный срок.

Решение о принудительной выплате задолженности по зарплате

Если в указанный в предписании срок работодатель не погасил задолженность перед работниками, трудовой инспектор принимает решение о принудительном исполнении обязанности по выплате задолженности работнику (ч. 1 ст. 360.1 ТК РФ). Это решение может быть принято не позднее 1 месяца после:

  • истечения срока, указанного в неисполненном предписании;
  • вступления в силу решения суда о признании предписания недействительным, если оно обжаловано в суде.

В решении о принудительном исполнении должны содержаться реквизиты банковского счета взыскателя (работника) и проставляться отметка о вручении решения работодателю.

Решение о принудительном исполнении направляется работодателю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок направления — в течение 3 рабочих дней после дня принятия данного решения государственным инспектором труда.

Если работодатель не согласен с решением о принудительном исполнении, он вправе обжаловать его в суде в течение 10 календарных дней со дня его получения.

Направление решения о принудительной выплате задолженности по зарплате судебным приставам

Если работодатель не исполнил решение трудовой инспекции и истек 10-дневный срок его обжалования, копия такого решения направляется инспектором в службу судебных приставов. Поскольку решение о принудительном исполнении по своей юридической силе приравнено к исполнительному листу, на его основании пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство (ст. 72.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). В его рамках он запрашивает у банков сведения о видах и номерах банковских счетов должника, количестве и движении денег на этих счетах, а также направляет в банк требование о взыскании денежных средств с этих счетов.

Исполнительное производство заканчивается после перечисления денег взыскателю (работнику) в полном объеме. Если на счету работодателя-должника нет денег, то в течение 2 месяцев с момента возбуждения исполнительного производства. Постановление о прекращении исполнительного производства направляется в трудовую инспекцию в форме электронного документа.

Новые правила действуют с 13.12.2019 и применяются к задолженности работодателя, даже если она возникла до этой даты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector