Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы оценки финансовой безопасности государства

Методики оценки финансовой безопасности региона

В научной литературе не существует единого мнения к оценке финансовой безопасности региона.

Так, В. К. Сенчагов предлагает оценивать региональные кризисные ситуации в сфере финансовой устойчивости.

Данная оценка отражает воздействие факторов дестабилизации на бюджетную обеспеченность регионов, степень их зависимости от централизованных дотаций (трансфертов), совокупные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, а также степень обеспеченности региона ресурсами используемого на его территории ВРП.

Комплексный анализ региональных кризисных ситуаций по рассматриваемому фактору дестабилизации осуществляется на основе следующей системы оценочных показателей:

— собственные доходы территориального бюджета (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

— доля федеральных дотаций территориальному бюджету в общей величине его доходов, включая дотации;

— расходы территориального бюджета на душу населения, в том числе по направлениям: на социально-культурные мероприятия; развитие народного хозяйства; прочие цели;

— общий объем прибыли предприятий по всем отраслям экономики;

— темпы роста прибыли предприятий по всем отраслям экономики;

— общий объем убытков предприятий по всем отраслям экономики;

— доля убыточных предприятий по всем отраслям экономики;

— разность между общими объемами прибыли и убытков на одного занятого в народном хозяйстве;

— средняя рентабельность промышленных, сельскохозяйственных, строительных и транспортных предприятий (отношение прибыли к суммарной стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств);

— доля просроченной кредиторской задолженности в общей величине кредиторской задолженности;

— доля просроченной дебиторской задолженности в общей величине дебиторской задолженности;

— отношение общих объемов кредиторской к объемам дебиторской задолженности;

— просроченная задолженность по выдаче средств на потребление предприятиям и организациям промышленности, строительства и сельского хозяйства.

Критериальная характеристика степени остроты кризисной ситуации в области финансовой устойчивости региона – среднедушевой уровень его бюджетной обеспеченности за счет собственных источников доходов, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности населения. При этом величина порогового значения указанного показателя составляет 60 % среднего по всем регионам уровня для кризисных ситуаций и 75 % – для предкризисных. Это, в частности, означает, что в число кризисных по данному фактору дестабилизации попадают те субъекты Федерации, где уровень бюджетной обеспеченности составляет менее 60 % среднего по всем регионам уровня.

Обобщающая оценка региональной кризисной ситуации в сфере финансовой устойчивости региона, наряду с указанной критериальной характеристикой, учитывает данные о совокупных финансовых результатах хозяйственной деятельности предприятий, а также о степени обеспеченности рассматриваемой территории ресурсами ВРП и осуществляется на базе следующего интегрального показателя:

Sф = hf , (4.1)

где Sф интегральный показатель оценки степени остроты региональной кризисной ситуации в сфере финансовой устойчивости;

Д, Д1 – соответственно фактическое и пороговое (критическое) значения сравнительного со среднероссийским среднедушевого собственного дохода территориального бюджета (с учетом паритета покупательной способности);

h – отношение общего объема убытков к объему прибыли в регионе;

f – отношение использованного к произведенному ВРП в данном регионе.

Чем выше значение вышеуказанного интегрального показателя 5 5 %, т. е. региону необходимо не менее 5 % от суммарного объема трансферта по всем регионам, чтобы среднедушевой доход территориального бюджета стал равен среднероссийскому.

При оценке возможных путей нормализации финансового положения кризисных регионов следует учитывать необходимость улучшения финансового состояния предприятий, преодоление кризиса неплатежей, последовательного сокращения доли убыточных предприятий на основе их санации через механизм банкротств, а также урегулирования бюджетных взаимоотношений между регионами и федеральным центром, повышения стабильности поступлений в территориальные бюджеты за счет увеличения доли закрепленных источников доходов и сокращения доли регулирующих доходов[121].

О. Б. Шевелева, Е. А. Калашникова предлагают оценивать благополучие в финансовой сфере с помощью следующих показателей:

1. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в расчете на душу населения.

2. Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в расчете на душу населения.

Читать еще:  Лучшие бизнес идеи без вложений

3. Число действующих кредитных организаций в расчете на душу населения.

4. Число действующих филиалов кредитных организаций в расчете на душу населения.

5. Сумма вкладов (депозитов) юридических и физических лиц в кредитных организациях и банковских филиалах.

6. Средний размер вклада (депозита) физических лиц в кредитных организациях и банковских филиалах субъекта.

7. Задолженность по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам.

8. Задолженность по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями физическим лицам.

9. Сальдированный финансовый результат деятельности организаций.

10. Удельный вес убыточных организаций.

11. Просроченная кредиторская задолженность организаций.

12. Просроченная дебиторская задолженность организаций.

Показатели 1 и 2 призваны помочь в оценке благополучия бюджета региона. Индикаторы 3–8 описывают ситуацию, сложившуюся в банковском секторе территории. При этом пункты 6 и 8 также можно отнести к разряду показателей, характеризующих уровень финансового благополучия населения субъекта; а пункт 7 в совокупности с индикаторами 9–12 может использоваться при анализе финансового здоровья функционирующих на территории региона организаций[122].

О. Б. Шевелева и Е. В. Слесаренко в своей работе «Оценка финансовой безопасности Кемеровской области»[123] предлагают произвести полноценную и всестороннюю оценку финансовой безопасности региона используя системный подход. С этой позиции финансовая безопасность рассматривается в контексте ряда подсистем (ключевых сфер), таких как: I. бюджетно-налоговая безопасность, II. инвестиционно-инновационная безопасность, III. безопасность кредитно-банковской сферы, IV. финансово-экономическая безопасность хозяйствующих субъектов.

Каждая подсистема включает систему показателей (индикаторов), характеризующих наличие или отсутствие угроз.

ИНДИКАТОРЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

студент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Indicators of financial security of the state

Viktoriya Agamalyan

Student, Moscow state University named after M. V. Lomonosov

АННОТАЦИЯ

В рамках настоящей статьи автором акцентируется внимание на существование целой системы индикаторов, которые оказывают влияние на финансовую безопасность государства. Проанализированы отдельные разновидности индикаторов, которые объединяются в целую систему. Автор статьи указывает на важность установления таких индикаторов и их роль в финансовой безопасности.

ABSTRACT

In the framework of this article, the author focuses on the existence of a whole system of indicators that affect the financial security of the state. Some types of indicators that are combined into a whole system are analyzed. The author of the article points to the importance of establishing such indicators and their role in financial security.

Ключевые слова: финансовая безопасность государства, индикаторы финансовой безопасности, система индикаторов, экономическая безопасность, финансовая безопасность.

Keywords: financial security of the state, financial security indicators, system of indicators, economic security, financial security.

Нестабильность финансовых рынков, наличие внешних угроз в последние годы приводят к возникновению проблем финансовой безопасности государства. В связи с чем, в современное время требуется выработка отдельных подходов к обеспечению безопасности. Об угрозах и рисках возникновения финансовых угроз могут сигнализировать индикаторы финансовой безопасности. Снижение уровня финансовых угроз немыслимо без соответствующих индикаторов. Система индикаторов позволяет не только осуществлять постоянный мониторинг за состоянием финансовой безопасности страны, ликвидировать негативные последствия в случае их выявления, а также возможность дальнейшего прогноза развития событий.

Впервые идея оценки уровня безопасности с помощью индикаторов была предложена профессором В.В. Локосовым, который предлагал использовать около 20 индикаторов для определения финансовой безопасности государства. Автор оценки уровня безопасности объединял все индикаторы в целую систему. В 1996 году система показателей экономической безопасности была разработана и утверждена, ее основателем выступает С.Ю. Глазьев. Профессор С.Ю. Глазьев предлагал использовать систему индикаторов, состоящую из 22 показателей.

С годами утвержденные учеными системы устарели и потеряли свою актуальность. Система показателей, каждое десятилетие реформируется, путем добавления новых показателей. Так, например, в 2000 – х годах были разработаны около 300 показателей, которые позволяют определить финансовую безопасность страны. При этом к использованию, среди таких показателей, были предложены только около 150.

Читать еще:  Малый бизнес без вложений идеи

В целом, большинство исследователей, придерживаются позиции о том, что финансовую безопасность государства необходимо определять по 31 индикатору.

Стоит согласиться, с позицией В.Г. Сенчагова, который указывал на то, что целесообразно выделять 41 индикатор финансовой безопасности, которые в свою очередь стоит разделить на 7 групп.

Существует достаточно большое количество индикаторов, выявление которых, может способствовать финансовой безопасности государства. Для большинства индикаторов характерны такие свойства, как деятельность правительства в сфере экономики, угрозы финансовой безопасности, зависимость от макроэкономической ситуации. Пороговые значения системы индикаторов позволяют определить уровень финансовой безопасности. Игнорирование таких пороговых значений может привести к снижению уровня нормального развития социальной сферы и экономики в целом.

Пороговые значения таких индикаторов играют наибольшее значение. На сегодняшний день выделяют три группы пороговых значений, среди которых стоит отметить следующие:

-ВВП на душу населения в производственной сфере;

-уровень безработицы, продолжительность жизни, доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, соотношение прожиточного минимума и среднего дохода на душу населения в социальной сфере;

-внешний и внутренний долг, дефицит бюджета в финансовой сфере.

Фактически система индикаторов признается в качестве основного инструмента для диагностики финансовой безопасности нашего государства.

Особое внимание заслуживают отдельные индикаторы финансовой безопасности, в частности, отношение дефицита бюджета к ВВП, прирост денежной массы, отношение государственного долга к ВВП, уровень инфляции, которые можно объединить в определенную систему.

Первым индикатором, который свидетельствует об угрозе финансовой безопасности, является отношение дефицита бюджета к ВВП. Пороговое значение данного индикатора – 3%. В период с 2010 по 2016 год пороговое значение было превышено в 2010, в 2015 и 2016 годах, что, вероятно, в первом случае было связано с преодолением последствий мирового финансово — экономического кризиса, а в 2015-2016 гг – с санкциями США и ЕС, введенными против России. Значение показателя в 2013-2014 годах находилось в зоне стабильности – пороговое значение больше реального почти в 3 раза. Таким образом, в этот период угрозы финансовой безопасности в этой области не наблюдалось. Но вот в 2015 году дефицит бюджета составил 2,048 трлн. руб. – это 2,6% ВВП. Начиная с 2015 года индикатор вышел из зоны стабильности, что сигнализирует об угрозе финансовой безопасности государства. Увеличение дефицита бюджета вызвано не только введением санкций, но и падением цен на нефть и газ, поскольку доходы от их экспорта являются важнейшей статьей доходов бюджета. По подсчетам Минфина, дефицит бюджета России в 2017 году составил 2,745 трлн. рублей. В 2018 году он составил 1,99 трлн. рублей, а в 2019 году — 1,14 трлн. Рублей. В 2019 году индикатор дефицита бюджета находится в значениях нормы, в сравнении с ранее анализируемыми периодами.

Не менее важным индикатором, позволяющим определить уровень финансовой безопасности государства, стоит признавать отношение государственного долга к ВВП. Пороговое значение внутреннего и внешнего долга составляет 60%. Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2020 года составит 11,612 трлн. рублей. По итогам 2020 года внутренний госдолг не превысит 13,5 трлн. рублей, 2021 года — 15,176 трлн. рублей. На сегодняшний день государственный долг остается одним из самых низких в мире, но, несмотря на это, есть определенного рода тенденции к его увеличению и тем самым возникает риск угроз финансовой безопасности.

Не менее важным индикатором финансовой безопасности является уровень инфляции. С помощью уровня инфляции можно оценить происходит ли развитие экономики страны или нет. Пороговому значению уровня инфляции отводится 25%. На наш взгляд, такой процент инфляции несколько завышен. При наличии такого порогового значения уровень инфляции всегда будет стабильным. Однако на сегодняшний день нельзя сказать о стабильности инфляции в России, так как в настоящее время наблюдается рост цен на услуги ЖКХ, повышение потребительских цен, транспортных услуг. Поэтому наиболее актуальным стоит признавать 6% порог данного показателя. В 2015 году уровень инфляции был, при таком процентном показателе, выше в 2 раза. При таком показателе можно говорить о наличии угрозы финансовой безопасности. С 2017 года уровень инфляции стал замедляться, и составил в августе 2017 – 3,3%. Тем не менее, уровень инфляции в 2019 значительно увеличился. Произошло увеличение НДС с 18% до 20%, в связи с чем, произошло увеличение стоимости всех продовольственных и не продовольственных товаров.

Читать еще:  Заработок в играх без вложений

Наличие западных санкций, а также снижение позиций на международной арене оказали негативное воздействие на такой показатель финансовой безопасности, как инфляция. При этом Минфин России указывал, что в первом квартале 2019 года уровень инфляции будет выше, и отмечается на пороге 5,5-6%, в свою очередь к окончанию года данный уровень выровняется, и будет составлять 4,3%. Решение проблемы инфляции требует достаточных усилий. Основная цель должна заключаться в достижении состояния хозяйственного комплекса государства в такой мере, при которой будет обеспечиваться удовлетворение должным образом всех экономических потребностей, как общества, так и государства, которая гарантирует экономическую независимость, а также дальнейшее развитие и защищенность от угроз – как действующих, так и потенциальных.

В настоящее время нет единой системы индикаторов уровня финансовой безопасности, что негативно отражается на выявлении тех или иных угроз в экономике. Наличие определенной системы индикаторов способствовало бы:

-осуществлению мониторинга финансового состояния различных объектов;

-своевременному выявлению негативных процессов и возможной их ликвидации.

Исключение основных индикаторов, позволит предотвратить возникновение угроз финансовой безопасности. Это возможно достичь в результате принятия следующих мер:

-целесообразно установить лимит участия иностранных организаций в капитале отечественных организаций;

-необходимо ограничить инвестиционные потоки иностранных организаций в различных отраслях. Особенно это касается тех отраслей, которые играют ключевую роль в социально-экономическом развитии государства.

— усилить контроль за компаниями, которые ухудшают условия конкуренции;

-разработать систему контроля, привлечения и использования средств иностранных заимствований.

Кроме того, целесообразно снизить недофинансирование отдельных отраслей экономики и секторов. В связи с чем, предлагается создание определенного гибкого механизма, который способствовал бы эффективному функционированию всей финансовой системы государства. Разработанный гибкий механизм выступал бы в качестве средства защиты от всех возможных угроз, возникающих в государстве.

Отдельными исследователями в данной сфере предлагалось отказаться от самооздоровления экономики и необходимости принятия мер по ее оздоровлению. Целесообразность включения денежных потоков в реальный сектор экономики.

Повышению финансовой безопасности в стране и снижению различного рода угроз может способствовать снижение уровня оттока капитала из страны. Изменение ситуации с оттоком капитала из страны возможно только в результате усовершенствования правового регулирования.

Достигнуть выполнения запланированных мероприятий, возможно в результате повышения роли экономических и финансовых ведомств. Применения цифровых финансовых технологий, совершенствование отраслевых правил и стандартов, разработка новых методов и форм взаимодействия, мониторинг за состоянием информационных систем финансовых организаций будет всячески способствовать этому.

Все предложенные мероприятий повысят инвестиционную привлекательность и будут способствовать дополнительным налоговым поступлениям в бюджет. Указанные мероприятий позволят установить стабильность в государстве, макроэкономическую сбалансировать, профицит бюджета государства, сведение к минимуму государственного долга.

Целесообразно на уровне правового регулирования выделить основные и дополнительные индикаторы в единую систему, что позволит оценивать возможные риски, угрозы финансовой безопасности страны. На наш взгляд, в единой системе индикаторов в обязательном порядке должны найти отражение такие индикаторы, как инфляция, сбалансированность бюджетной системы, инвестиции в основной капитал.

Конкретизация индикаторов будет способствовать более детальным образом органам государственной власти подойти к формированию проекта бюджета на соответствующий год.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector