Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция человеческого капитала предполагает что

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Теория — человеческий капитал

Теория человеческого капитала — предполагает, что затраты на образование, подготовку и переподготовку рабочей силы следует рассматривать не в качестве издержек производства, а в качестве производительных инвестиций. [1]

Теория человеческого капитала ( theory of human capital) — концепция, согласно которой различия в заработной плате являются следствием различий в инвестициях в человеческий капитал, а доходы низкооплачиваемых рабочих повышаются в результате увеличения объема таких инвестиций. [2]

Теория человеческого капитала — предполагает, что затраты на образование, подготовку и переподготовку рабочей силы следует рассматривать не в качестве издержек производства, а в качестве производительных инвестиций. [3]

Теория человеческого капитала — концепция, рассматривающая человеческую составляющую организации в терминах стоимости и цены. Технология — способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации. [4]

Автор теории человеческого капитала , а также ряда других концепций, распространивших принципы теоретического экономического анализа на такие аспекты человеческого поведения, которыми занимаются социология, демография, криминалистика. Закончил Принстонский ( 1951), затем Чикагский ( 1953) университеты, докторская степень — 1955 г. Почетный доктор Еврейского университета в Иерусалиме. [5]

В основу теории человеческого капитала положен экономический подход к человеческому поведению, который базируется на гипотезе рациональных ожиданий. Согласно этой гипотезе, человек при принятии решений исходит из принципа экономической целесообразности. Суть теории человеческого капитала в том, что люди способны воспринимать значительные объемы информации, однако сами по себе новые знания, навыки и способности еще не являются человеческим капиталом. Чтобы стать капиталом, они должны приносить доход. На уровне индивида в форме такого дохода выступает заработная плата, а на уровне предприятия — прибыль от результатов деятельности. [6]

Таким образом, теория человеческого капитала объясняет различия не только в структуре оплаты труда, но и в интенсивности трудовой мобильности. [7]

И хотя сегодня теория человеческого капитала подвергается критике, тем не менее, каждая развитая страна рассматривает образование как основное средство поддержания или восстановления экономического роста и конкурентоспособности. [8]

Принятая современной экономической наукой теория человеческого капитала рассматривает квалифицированного работника как капитал, а вложение в его образование — как средство накопления этого капитала. [9]

Несмотря на шумный успех теории человеческого капитала в западном научном сообществе, нужно отметить, что многие связи, с помощью которых она объясняет распределение работников по рабочим местам, могут быть поставлены под сомнение. Инвестирование в образование вызвано не только заботой о материальном благосостоянии, оно в сильной степени свидетельствует о стремлении к повышению социального статуса, вхождению в состав определенных групп. Связь между вложением в сигналы ( дипломы, лицензии) и уровнем производительности далеко не прямолинейна. Производительность, в свою очередь, не всегда способна повлиять на оплату, которая все чаще фиксируется, привязывается к данным рабочим местам. Да и степень дифференцирующего воздействия образования на получаемые доходы в принципе не так уж ясна. Обстоятельное исследование этого вопроса, проведенное в 60 — х годах американской группой К. Нелегко также сопоставлять результирующее воздействие разных видов обучения. [10]

Главным содержанием, зерном теории человеческого капитала является обоснование и признание человека как объекта капитальных вложений, как объекта экономической деятельности. Дело в том, что капитальные вложения в человека столь же прибыльны ( если не больше), как и инвестиции в любой другой фактор производства. [11]

Состояние здоровья также трактуется R теории человеческого капитала как некий капитальный запас — частью унаследованный, частью благоприобретенный. В течение жизни человека происходит износ этого капитала, ускоряющийся с возрастом. Смерть понимается как полный износ фонда здоровья. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлять этот процесс. Поэтому продолжительность жизни человека оказывается в значительной мере результатом его собственного выбора. В рамках теории человеческого капитала большинство смертей предстают как самоубийства — в том смысле, что они могли бы быть отсрочены, если бы больше ресурсов вкладывалось в продление жизни. [12]

Одна из наиболее интересных и известных попыток использования теории человеческого капитала на корпоративном уровне — концепция Анализ человеческих ресурсов — АЧР ( Human Resources Accounting), предложенная Эриком Флэмхольцем еще в начале 60 — х годов. [13]

Один из вариантов оценки эффективности может быть основан на теории человеческого капитала , в соответствии с которой знания и квалификация наемных работников рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков — инвестиции в него. [14]

В качестве своеобразного варианта вымысла о демократизации капитала выступает и теория человеческого капитала , которая в настоящее время признается большинством буржуазных экономистов. Под человеческим капиталом подразумеваются знания, навыки и способности человека, которые ведут к росту производительности труда и являются источником будущих заработков. Объединив под одной рубрикой физический и человеческий капитал, буржуазные экономисты пытаются замаскировать антагонистические противоречия между трудом и капиталом, изобразить капиталистическое производство как гармоничное взаимодействие двух видов капитала, а капиталистическое общество — как состоящее из одних капиталистов. [15]

Человеческий капитал в современной экономике

Концепция человеческого капитала

Причина разработки концепции человеческого капитала стала результатом снижения доли материального продукта в валовом внутреннем продукте. Эта тенденция коснулась не только развитых стран, но и стран среднего уровня развития. Высокотехнологичные интеллектуальные производства предъявили новые требование к человеческому ресурсу, выдвинув на первое место образование.

В целом концепция человеческого капитала, возникновение которой относится ко второй половине ХХ века, все еще остается современной концепцией и в ближайшее время вряд ли утратит свою актуальность.

Читать еще:  Основателями концепции человеческого капитала являются

Информатизация экономики привела к тому, что на первый план как основной ресурс выдвинулся сам человек, инвестиции в обучение которого являются важнейшим средством развития общества в целом.

Высокий уровень образования практически наверняка становится гарантией получения высоких личных доходов. Данный факт способствовал изучению навыков и способностей индивида как новой формы капитала, вложения в развитие которого многократно окупаются, как для индивида, так и для общества в целом.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понимание человеческого капитала рассматривается в:

  • узком смысле: человеческий капитал – это образование, позволяющее в будущем рассчитывать на получение заработной платы или иного дохода, направляемого на удовлетворение потребностей;
  • широком смысле: человеческий капитал – это вложения средств, направленные на подготовку рабочей силы, охрану ее здоровья, поддержание квалификации и миграции.

Современные тенденции развития человеческого капитала

Большинством зарубежных и российских экономистов признается тот факт, что инвестиционные вложения в образование являются важнейшим видом вложения капитала и источника наращение национального богатства. В.П. Щетинин отмечает, что ценность российского человеческого капитала существенно выше ценности изношенного и устаревшего основного капитала.

Данные выводы подтверждаются динамикой доли человеческого капитала в общей структуре капитала, увеличившейся с 10 процентов в XVII-XVIII веках до 33 процентов в начале ХХ века. В настоящее время этот показатель продолжает активно расти, особенности в связи с информатизацией экономики, и достигается в некоторых странах 70 процентов. Изначально вложения в человеческий капитал были настолько мизерны, что говорить о полноценных инвестициях в данный вид ресурсов было нерационально. Однако развитие информационных технологий и построение постиндустриального общества способствовали изменению подхода к человеческому капиталу, начиная с середины ХХ века. Значимыми положениями концепции человеческого капитала стало понимание выгоды вложений родителей в образование их детей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Специалисты отметили наличие прямой зависимости между величиной валового внутреннего продукта и уровнем образованности населения. Чем выше коэффициент образования, чем бочаге страна.

Следовательно, расходы государства на образование населения позволяют рассчитывать на увеличение валового внутреннего продукта в будущем.

Формирование новых знаний обеспечивает разработку новых технологий, результатом которых являются инновационные и коммерчески успешные продукты. Данный факт позволяет считать инвестиции в образование образовательным капиталом.

Рост степени интеллектуализации материального производства увеличивает потребность экономики в рабочей силе высокой квалификации, поскольку ее влияние на результаты производственной деятельности максимально. Концепция современного управления эффективностью производства направлено на изменение роли персонала с наемных работников на партнеров. Проявлением такого изменения является привлечение работников к оперативному управлению, премирование работников акциями организации, участие персонала в совершенствовании процесса производства и управления.

Тенденция усиления значимости образования проявляется в готовности организаций финансировать подготовку необходимых кадров за свой счет.

Для развитых стран все более становится очевидна тенденция роста образовательного ценза, свидетельствующая о том, что большая часть валового внутреннего продукта формируется за счет более образованной части человеческого капитала. Так, по данным американских исследователей треть валового внутреннего продукта формируется человеческим капиталом со средним образовательным цензом в 14 лет. В России данный показатель еще выше, его уровень превышает 50 процентов валового внутреннего продукта.

Таким образом, очевидным путем развития экономик развитых стран является накопление невещественного богатства, обеспечиваемого ростом вложений в образование населения.

Теория человеческого капитала в определенной мере является аналитическим инструментом, направленным на выявление уровня экономической эффективности образовательного процесса. Экономическим показателем отдачи от вложений в образование индивида является приращение его доходов, которое в свою очередь является отражением приращения производительности труда. причем получаемые доходы сопоставляются не только с прямыми расходами на обучение, но и с упущенным доходом в период обучения, причем последний, как правило, превышает первый.

В российской практике отмечается зависимость уровня заработной платы от уровня образованности работника. Статистика свидетельствует, что лица мужского пола, имеющие высшее образование получают заработную плату, превышающую заработную плату работников со средним специальным и общим образованием на 33 и 81 процент соответственно, для лиц женского пола эти же показатели составляют 34 и 67 процентов.

Именно концепция человеческого капитала привела к тому, что большинство стран стало рассматривать людей в качестве решающего фактора экономического роста, средства устранения экономического неравенства и борьбы с безработицей.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Понятие, виды и теории человеческого капитала

Содержание:

Понятие человеческого капитала

Появление теории человеческого капитала обусловлено необходимостью более детального понимания функционирования факторов производства, в частности, необычайно высокой доли изменений совокупного производства, не обусловленной количественным приростом задействованных факторов производства – капитала и труда, а также необходимостью выдвинуть универсальное определение феномена неравенства доходов.

Экономический подход к поведению человека получил свое распространение благодаря – Т. Шульцу и Г. Беккеру, двум нобелевским лауреатам. Понятие «человеческий капитал» было введено в научный оборот как совокупность навыков, качеств, знаний и способностей человека, которые используются им в потребительских либо производственных (для получения дохода) целях. Данный капитал называется человеческим, так как воплощен в личности человека; он выступает капиталом, так как служит источником либо будущих доходов, либо будущего потребления, или и того, и другого одновременно.

Так же, как и физический капитал, человеческий капитал является благом длительного использования, но он может устаревать морально, изнашиваться физически, причем устаревать морально он может еще до того момента, как произойдет его физический износ, ценность человеческого капитала может падать и расти в зависимости от изменений в предложении взаимодополняющих (комплементарных) факторов производства и в уровне спроса на их совместную продукцию.

Читать еще:  Расчет капитальных вложений пример

Отличие физического капитала от человеческого капитала заключается в неотделимости от носителя. Носитель человеческого капитала самостоятельно не может выступать предметом купли-продажи, по крайней мере, в современное время. Человеческий капитал можно лишь арендовать, то есть привлечь по договору трудового найма к работе.

Виды человеческого капитала

Выделяют следующие виды человеческого капитала:

  • Общий человеческий капитал – это навыки и знания без отношения к тому, где они были приобретены, они могут быть применены и на иных рабочих местах.
  • Специфический человеческий капитал – это навыки и знания, которые имеют ценность там, где они были приобретены.

Производство всей совокупности человеческого капитала обеспечивается системой формального образования, в том числе специальное и общее образование, которое улучшает качество, повышает запас и уровень знаний человека. Специфический человеческий капитал формируется посредством расходов на образование для подготовки специалистов на рабочих местах непосредственно.

Человеческий капитал может быть отрицательным и положительным:

  • Отрицательный человеческий капитал – это часть накопленного капитала, которая не дает какой-то полезной отдачи от затраченных инвестиций.
  • Положительный человеческий капитал — это накопленный человеческий капитал, который обеспечивает полезную отдачу от затраченных инвестиций.

Накопление человеческого капитала находится в зависимости от уровня человеческого потенциала в данном обществе. Для его оценки применяется широко используемый в настоящее время индекс — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), характеризующий различные стороны развития общества. Индекс развития человеческого потенциала государства или региона характеризует три наиболее значимых фактора жизни:

Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала основывается на достижениях неокейнсианства, неоклассической теории, институциональной теории и ряде иных экономических теорий, которые признают то обстоятельство, что люди для общества представляют такой же капитал, как и машины, оборудование. Теория человеческого капитала отмечает тот факт, что там, где выше количество и качество человеческого капитала, концентрируются соответственно физический и финансовый капиталы. А там, где за столетия сформировался человеческий капитал невысокого качества, не поможет даже и его большое количество.

Важная роль в развитии теории человеческого капитала принадлежит лауреату Нобелевской премии, американскому ученому, Г. Беккеру, вклад которого заключается в усилении ее теоретического обоснования с точки зрения микроэкономического анализа и значительном увеличении возможностей ее практического использования.

Гэри Беккер родился в 1930 г. в штате Пенсильвания, Потстауне. После окончания Принстонского университета в 1951 г. работал в Колумбийском, Принстонском университетах. В Чикаго в 1955 г. получил степень доктора. После 1969 г. являлся профессором Чикагского университета, сотрудником Гуверовского института революции, войны и мира при Стэнфордском университете. В 1992 гг., занимая должность профессора экономики и социологии Чикагского университета, Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение».

Г. Беккер выступил основателем целого спектра новых разделов экономической теории – теории человеческого капитала, экономики дискриминации, экономики домашнего хозяйства, экономики преступности и т.д. Исследования Беккера в сфере экономического анализа семьи стали называть «новой теорией потребления».

Г. Беккер представил микроэкономический базис теории человеческого капитала в своей фундаментальной работе «Human Capital», 1962 г. Сформулированная в ней модель выступила основой для последующих разработок в данной области. В представлении Беккера каждый работник может рассматриваться в качестве комбинации одной единицы простого труда и некоторого количества, заложенного в нем «человеческого капитала», соответственно его доход (заработная плата) – как комбинация рыночной цены простого труда и дохода от инвестиций, вложенных в человека.

Сумма прямых денежных затрат на доход и образование, недополученных за время, которое было затрачено на обучение, составляют сумму инвестиций в человеческий капитал. Беккер раскрыл возможность определения прибыльности такого рода инвестиций как с позиций отдельного человека, так и общества в совокупности, рассматривая данный процесс аналогично нормам прибыли на капитал.

Для оценки уровня экономической эффективности полученного образования для самого работника дополнительный доход от полученного высшего образования вычисляется следующим образом: из доходов тех, кто закончил колледж, отнимались доходы сотрудников со средним общим образованием. Образование является прибыльным для работника лишь в том случае, если разность между реальной стоимостью затрат и дополнительным доходом составляет величину положительную.

Поэтому, нормы отдачи являются регулятором распределения инвестиций между различными уровнями и типами образования. Низкие нормы отдачи говорят о переинвестировании, высокие – о недоинвестировании.

Т. Шульц, лауреат Нобелевской премии, Американский ученый, при исследовании проблем восстановления экономики после войны, пришел к выводу, что скорость восстановления в различных странах связана была с образованием и здоровьем населения. Т.Шульц доказал тот факт, что человеческий капитал имеет необходимые признаки производительного характера, может воспроизводиться и накапливаться. Образование делает сотрудников более производительными, а хороший уровень здравоохранения сохраняет инвестиции в образование и предоставляет возможность производить.

Г. Беккеру и Т. Шульцу принадлежат заслуги популяризации идеи человеческого капитала, их разработки дали толчок большому количеству исследований и стали толчком активной деятельности по мотивации инвестиций в техническое и профессиональное образование со стороны международных финансовых институтов.

Понятие, виды и теории человеческого капитала

Содержание:

Понятие человеческого капитала

Появление теории человеческого капитала обусловлено необходимостью более детального понимания функционирования факторов производства, в частности, необычайно высокой доли изменений совокупного производства, не обусловленной количественным приростом задействованных факторов производства – капитала и труда, а также необходимостью выдвинуть универсальное определение феномена неравенства доходов.

Экономический подход к поведению человека получил свое распространение благодаря – Т. Шульцу и Г. Беккеру, двум нобелевским лауреатам. Понятие «человеческий капитал» было введено в научный оборот как совокупность навыков, качеств, знаний и способностей человека, которые используются им в потребительских либо производственных (для получения дохода) целях. Данный капитал называется человеческим, так как воплощен в личности человека; он выступает капиталом, так как служит источником либо будущих доходов, либо будущего потребления, или и того, и другого одновременно.

Читать еще:  Подряд на капитальное строительство

Так же, как и физический капитал, человеческий капитал является благом длительного использования, но он может устаревать морально, изнашиваться физически, причем устаревать морально он может еще до того момента, как произойдет его физический износ, ценность человеческого капитала может падать и расти в зависимости от изменений в предложении взаимодополняющих (комплементарных) факторов производства и в уровне спроса на их совместную продукцию.

Отличие физического капитала от человеческого капитала заключается в неотделимости от носителя. Носитель человеческого капитала самостоятельно не может выступать предметом купли-продажи, по крайней мере, в современное время. Человеческий капитал можно лишь арендовать, то есть привлечь по договору трудового найма к работе.

Виды человеческого капитала

Выделяют следующие виды человеческого капитала:

  • Общий человеческий капитал – это навыки и знания без отношения к тому, где они были приобретены, они могут быть применены и на иных рабочих местах.
  • Специфический человеческий капитал – это навыки и знания, которые имеют ценность там, где они были приобретены.

Производство всей совокупности человеческого капитала обеспечивается системой формального образования, в том числе специальное и общее образование, которое улучшает качество, повышает запас и уровень знаний человека. Специфический человеческий капитал формируется посредством расходов на образование для подготовки специалистов на рабочих местах непосредственно.

Человеческий капитал может быть отрицательным и положительным:

  • Отрицательный человеческий капитал – это часть накопленного капитала, которая не дает какой-то полезной отдачи от затраченных инвестиций.
  • Положительный человеческий капитал — это накопленный человеческий капитал, который обеспечивает полезную отдачу от затраченных инвестиций.

Накопление человеческого капитала находится в зависимости от уровня человеческого потенциала в данном обществе. Для его оценки применяется широко используемый в настоящее время индекс — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), характеризующий различные стороны развития общества. Индекс развития человеческого потенциала государства или региона характеризует три наиболее значимых фактора жизни:

Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала основывается на достижениях неокейнсианства, неоклассической теории, институциональной теории и ряде иных экономических теорий, которые признают то обстоятельство, что люди для общества представляют такой же капитал, как и машины, оборудование. Теория человеческого капитала отмечает тот факт, что там, где выше количество и качество человеческого капитала, концентрируются соответственно физический и финансовый капиталы. А там, где за столетия сформировался человеческий капитал невысокого качества, не поможет даже и его большое количество.

Важная роль в развитии теории человеческого капитала принадлежит лауреату Нобелевской премии, американскому ученому, Г. Беккеру, вклад которого заключается в усилении ее теоретического обоснования с точки зрения микроэкономического анализа и значительном увеличении возможностей ее практического использования.

Гэри Беккер родился в 1930 г. в штате Пенсильвания, Потстауне. После окончания Принстонского университета в 1951 г. работал в Колумбийском, Принстонском университетах. В Чикаго в 1955 г. получил степень доктора. После 1969 г. являлся профессором Чикагского университета, сотрудником Гуверовского института революции, войны и мира при Стэнфордском университете. В 1992 гг., занимая должность профессора экономики и социологии Чикагского университета, Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение».

Г. Беккер выступил основателем целого спектра новых разделов экономической теории – теории человеческого капитала, экономики дискриминации, экономики домашнего хозяйства, экономики преступности и т.д. Исследования Беккера в сфере экономического анализа семьи стали называть «новой теорией потребления».

Г. Беккер представил микроэкономический базис теории человеческого капитала в своей фундаментальной работе «Human Capital», 1962 г. Сформулированная в ней модель выступила основой для последующих разработок в данной области. В представлении Беккера каждый работник может рассматриваться в качестве комбинации одной единицы простого труда и некоторого количества, заложенного в нем «человеческого капитала», соответственно его доход (заработная плата) – как комбинация рыночной цены простого труда и дохода от инвестиций, вложенных в человека.

Сумма прямых денежных затрат на доход и образование, недополученных за время, которое было затрачено на обучение, составляют сумму инвестиций в человеческий капитал. Беккер раскрыл возможность определения прибыльности такого рода инвестиций как с позиций отдельного человека, так и общества в совокупности, рассматривая данный процесс аналогично нормам прибыли на капитал.

Для оценки уровня экономической эффективности полученного образования для самого работника дополнительный доход от полученного высшего образования вычисляется следующим образом: из доходов тех, кто закончил колледж, отнимались доходы сотрудников со средним общим образованием. Образование является прибыльным для работника лишь в том случае, если разность между реальной стоимостью затрат и дополнительным доходом составляет величину положительную.

Поэтому, нормы отдачи являются регулятором распределения инвестиций между различными уровнями и типами образования. Низкие нормы отдачи говорят о переинвестировании, высокие – о недоинвестировании.

Т. Шульц, лауреат Нобелевской премии, Американский ученый, при исследовании проблем восстановления экономики после войны, пришел к выводу, что скорость восстановления в различных странах связана была с образованием и здоровьем населения. Т.Шульц доказал тот факт, что человеческий капитал имеет необходимые признаки производительного характера, может воспроизводиться и накапливаться. Образование делает сотрудников более производительными, а хороший уровень здравоохранения сохраняет инвестиции в образование и предоставляет возможность производить.

Г. Беккеру и Т. Шульцу принадлежат заслуги популяризации идеи человеческого капитала, их разработки дали толчок большому количеству исследований и стали толчком активной деятельности по мотивации инвестиций в техническое и профессиональное образование со стороны международных финансовых институтов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector