Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция человеческого капитала

Концепция человеческого капитала

Основные этапы развития теории капитала в работах известных экономистов (формирование концепции человеческого капитала) [c.552]

Глава 8 Концепция человеческого капитала [c.108]

В настоящее время все большее распространение в управлении персоналом получает концепция человеческого капитала. Основоположниками этой концепции считаются два экономиста Чикагской школы, получившие мировое признание, лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гари Беккер. Они рассматривали инвестиции в развитие и обучение персонала как наиболее эффективное помещение капитала, которое приносит достаточно высокую прибыль. [c.9]

В чем суть концепции человеческого капитала [c.19]

Становление и развитие общественного производства человеческих сил и способностей начинают во вое большей степени опосредоваться денежными отношениями. Отныне развитие человеческой личности сопряжено со значительными денежными затратами. Человеческая личность начинает рассматриваться как сфера приложения капитала. Не случайно экономисты, начиная с У. Петти, рассматривают навыки и знания рабочего как важный элемент национального богатства. Но особенно большое развитие концепция человеческого капитала получает в XX в., в эпоху становления я развития научно-технической революции, когда корпорации и государство уже прямо и непосредственно начинают участвовать в воспроизводстве человеческих сил и способностей. [c.22]

Для менеджмента личность человека как объект и субъект управления важна с точки зрения поведения его на работе, общения с сотрудниками, отношения к делу, способностей, опыта, порядочности, честности и других черт характера. Не случайно в менеджменте разработаны концепции человеческого капитала, человеческих отношений и поведенческая. [c.22]

Данным проблемам посвящены труды многих отечественных авторов, хотя в дореформенный период работы, посвященные концепции человеческого капитала, в большинстве случаев подвергались критике. Однако в данных трудах широко проанализирована категория человеческий капитал и предопределена вероятность (возможность) развития множества направлений науки, которые рассматривают далеко не последнее место человека в экономической системе. [c.666]

Подмастерьям обычно платят мало. Используя концепцию человеческого капитала, объясните это явление. [c.319]

Концепция человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал, их типы. Виды затрат, связанных с инвестициями в человеческие ресурсы. Инвестирование в образование. [c.135]

Данная глава рассматривает оба вышеозначенных подхода к концепции человеческого капитала. Социологические воззрения на роль образования в обществе будут представлены в первом параграфе настоящей главы, далее же мы рассмотрим экономическую интерпретацию концепции человеческого капитала. Завершит главу общий анализ теоретических (экономических и социологических) подходов к изучению воспроизводства человеческого капитала. [c.44]

Главным действующим лицом в концепции человеческого капитала, как и в других теориях классического экономического анализа, является рациональный индивид, пытающийся максимизировать свои чистые (нетто-) доходы за весь период жизненного цикла, а центральными понятиями, соответственно, становятся «ценность» и «время». [c.50]

Следует отметить несколько спорных моментов, вызвавших критику концепции человеческого капитала [18 201] [c.51]

В данной работе была представлена попытка разобраться в причинах воспроизводства неравенства через систему образования. Для этого мы обратились к концепции человеческого капитала, предложенной экономистами. [c.82]

Сторонники концепции человеческого капитала стремятся объяснять различия в заработках такими традиционно-экономическими причинами, как уровень образования, качество обучения, возраст, объем производственного опыта, продолжительность рабочего времени и т.п. В основном это факторы, находящиеся под контролем самого индивидуума. Он сам может решать, каким будет его образование, сколько и с какой интенсивностью трудиться в течение года, стоит ли повышать квалификацию и т.д. Уровень заработной платы работника оказывается в зависимости от его собственных усилий и от величины накопленных им знаний, навыков и способностей. Приверженцы теории человеческого капитала делают упор на рациональности поведения индивида, подчеркивая момент свободы выбора при определении им величины своего будущего дохода. [c.47]

Капелюшников Р.И. Концепция человеческого капитала критика современной буржуазной политической экономии. М., 1977. [c.13]

Теория человеческого капитала — концепция, рассматривающая человеческую составляющую организации в терминах стоимости и цены. Технология — способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации. [c.549]

Растущие социальные обязательства, а также зависимость экономического и социального прогресса от научного знания, накопления человеческого капитала, уровня развития инфраструктурных отраслей приводили к постоянному увеличению расходов государства на широкий круг услуг, прежде всего науку, образование, здравоохранение, социальное обслуживание и вспомоществование. В 60—70 годы воздействие государства на услуги многократно возросло в связи с усилением его экономических функций и увеличением бюджетных расходов на образование, здравоохранение и другие социальные цели в контексте концепции и программ государства благосостояния . В США, например, с 1955 по 1970 г. доля образования и здравоохранения в общих бюджетных расходах увеличилась с 14,5 до 20,8%. [c.162]

Понятие человеческий капитал стало употребляться тогда, когда менеджеры осознали важный факт основным богатством, способным что-либо произвести, являются люди. Самые современные концепции менеджмента уделяют основное внимание вложению капиталовложений в человеческие ресурсы как наиболее выгодному по [c.44]

В Концепции отмечается, что в современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран/При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

ассистент, соискатель БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород

В современной социологической науке сложилось несколько концепций исследования человеческих ресурсов – концепция человеческого фактора, человеческого потенциала, человеческого капитала, социального капитала и человеческих ресурсов.

Одной из наиболее распространенных концепций в социальном управлении является концепция человеческого капитала, которая сформировалась на рубеже 50-60 годов ХХ века, благодаря американскому экономисту нобелевскому лауреату Т. Шульцу, а базовую её часть разработал Г. Беккер (так же нобелевский лауреат) в своем труде «Человеческий капитал» [4, с. 15].

Читать еще:  Величина основного капитала предприятия определяется как

Человеческий капитал — это мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Она охватывает все качественные характеристики человека — интеллектуальные, физические, психологические, моральные, личностные, как врожденные, так и приобретенные, отражающиеся на его доходах. К важным компонентам человеческого капитала относятся потенциал трудовой мобильности человека, его репутация, запас мотиваций, а также уровень потребностей, неразвитость которых снижает ресурсы личности [1]. В современном обществе одну из главных ролей играет специфический ресурс — информация и знания. Расширенное понятие человеческого капитала – это не только качества индивидов, способности получать доходы, но также психологические, мировоззренческие и морально-этические качества. В узком смысле под человеческим капиталом, как правило, понимают запас качеств, среди которых на первый план выходят знания и способности [3, с. 9-10].

Выделяется ряд активов человеческого капитала:

  1. Капитал здоровья
  2. Трудовой капитал, под которым понимаются профессиональные знания, способности, навыки, опыт, уровень квалификации.
  3. Интеллектуальный капитал.
  4. Организационно-предпринимательский капитал – потенциал инновационно-творческой деятельности
  5. Культурно-нравственный капитал.

Главное в теории человеческого капитала – это инвестиции в человеческий потенциал, развитие способностей, повышение культурных и профессиональных компетенций. Этот вид капитала является символическим, поэтому переходит в экономический, если является востребованным. Например, получение престижного диплома – это символ качественного образования [4, с. 15], соответственно, в будущем — это возможность устроиться на высокооплачиваемую работу и повысить свой социальный статус.

Человеческий капитал – это понятие, касающееся микроуровня, но он также существует на национальном уровне или уровне организации – это сумма нематериальных активов, где важнейшим является качественное взаимодействие людей [2].

Человеческий капитал является уникальным, так как принадлежит конкретной личности и не может передаваться другому носителю, именно поэтому он может обесцениваться, например, в связи с большим количеством индивидов с аналогичным образованием, или ухудшаться из-за плохого физического состояния носителя капитала или деградацией личности – нежеланием развивать способности, улучшать профессиональную квалификацию. Таким образом, нам следует рассказать об инвестициях в человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал — это не только затраты (на образование, улучшение здоровья, развитие способностей и т.п.), но и расходы, связанные с миграцией и поиском работы, которые способствуют реализации человеческого капитала на рынке труда (тем самым повышая доходы) [1]. Таким образом, индивид, инвестируя в свой человеческий капитал, надеется рано или поздно получить от него ренту. Так как капитал принадлежит самому индивиду, то и доход от него получает он сам.

Инвестиции в человеческий капитал могут вносить близкие – например, родители в образование или физическое развитие ребенка, потом, став взрослым, индивид благодаря вложенному в него, может рассчитывать на более престижную и высокооплачиваемую работу, то есть может получить более высокую ренту за свой капитал. Или же, благодаря этому, имеет определенные мотивации, жизненные установки, которые также являются составляющим его человеческого капитала.

Человеческий капитал, кроме индивидуальных способностей, включает в себя движущие силы, креативность и стремление к инновациям, является расширенным понятием интеллектуального капитала. Важнейшим фактором являются инвестиции в форме внедрения новых технологий, то есть инновационный путь развития человеческого капитала, вкладывание экономических средств в улучшение здравоохранения, социальное обеспечение, образование, повышение квалификации и культурного уровня работников [5]. Таким образом, инвестировать в своего работника может организация – повышая его уровень, тем самым, повышая и свой. Хотя человеческий капитал – это собственность сотрудника, но сумма таких капиталов работников – это уже человеческий капитал организации [1].

Поэтому человек должен повышать свою квалификацию, свое образование на протяжении всей жизни, за повышением ряда составляющих человеческого капитала должна следить организация, в чем имеется определенный риск для работодателя, так как после прохождения специализированных курсов сотрудник может покинуть предприятие. В связи с этим заключаются договоры на определенный срок отработки, хотя не редкостью является их расторжение.

Таким образом, рост производительности труда, измеряемый как в натуральном эквиваленте, так и в денежном, должен, в первую очередь, приносить доход владельцу человеческого капитала, что является основой мотивации, и приводить к росту благосостояния и повышения уровня жизни индивида. По нашему мнению человеческий капитал представляет собой не только приобретение новых знаний, а также структурирование ранее полученных, и инвестиции, которые в процессе трудовой деятельности имеют непосредственное влияние на уровень доходов индивида. Мы можем говорить, что, чем выше человеческий капитал, а также желание и возможность его повышать, тем выше должен быть социальный статус человека.

Для этого организация должна проводить ряд программ по стимулированию профессионального совершенствования работников, улучшению условий труда, мотивационному стимулированию, диагностике способностей и интересов, так как интерес воздействует на мотивы деятельности как единство потребностей и стимулов, что влияет на более качественное выполнение работы, организации соревновательных мероприятий, в которых работники могут не только показать себя, сравнить свою работу и поделиться опытом, но и научиться чему-то новому.

Не смотря на то, что инвестиции в человеческий капитал для организации заключаются в повышении уровня профессиональной подготовки кадров и их здоровья, решающим фактором сохранения ценного сотрудника для предприятия являются социальные гарантии, например, предоставления жилья, что в наше время может послужить важнейшей причиной перехода на другую работу или, наоборот, причиной ее не менять, что формирует очень важную составляющую человеческого капитала – мотивацию. Важность мотивации в данном аспекте очевидна, так как запас каких-либо знаний, умений, способностей человека – это потенциальная возможность, которая может быть приведена в действие только по средствам мотивации. О. Нордхог трактует человеческий капитал как единство способностей и желания. Важнейшей проблемой является выбор руководителем инструментов мотивации работников. Поэтому инвестиции для организации и индивида должны быть средством достижения конкретного результата, запланированного в прошлом.

Читать еще:  Наиболее ликвидная часть оборотного капитала это

Таким образом, мы можем говорить о том, что чем выше капитал организации, способности и квалификация сотрудников, богаче опыт, сильней мотивация к работе и лучше здоровье – тем больше конкурентоспособность данного предприятия.

Понятие, виды и теории человеческого капитала

Содержание:

Понятие человеческого капитала

Появление теории человеческого капитала обусловлено необходимостью более детального понимания функционирования факторов производства, в частности, необычайно высокой доли изменений совокупного производства, не обусловленной количественным приростом задействованных факторов производства – капитала и труда, а также необходимостью выдвинуть универсальное определение феномена неравенства доходов.

Экономический подход к поведению человека получил свое распространение благодаря – Т. Шульцу и Г. Беккеру, двум нобелевским лауреатам. Понятие «человеческий капитал» было введено в научный оборот как совокупность навыков, качеств, знаний и способностей человека, которые используются им в потребительских либо производственных (для получения дохода) целях. Данный капитал называется человеческим, так как воплощен в личности человека; он выступает капиталом, так как служит источником либо будущих доходов, либо будущего потребления, или и того, и другого одновременно.

Так же, как и физический капитал, человеческий капитал является благом длительного использования, но он может устаревать морально, изнашиваться физически, причем устаревать морально он может еще до того момента, как произойдет его физический износ, ценность человеческого капитала может падать и расти в зависимости от изменений в предложении взаимодополняющих (комплементарных) факторов производства и в уровне спроса на их совместную продукцию.

Отличие физического капитала от человеческого капитала заключается в неотделимости от носителя. Носитель человеческого капитала самостоятельно не может выступать предметом купли-продажи, по крайней мере, в современное время. Человеческий капитал можно лишь арендовать, то есть привлечь по договору трудового найма к работе.

Виды человеческого капитала

Выделяют следующие виды человеческого капитала:

  • Общий человеческий капитал – это навыки и знания без отношения к тому, где они были приобретены, они могут быть применены и на иных рабочих местах.
  • Специфический человеческий капитал – это навыки и знания, которые имеют ценность там, где они были приобретены.

Производство всей совокупности человеческого капитала обеспечивается системой формального образования, в том числе специальное и общее образование, которое улучшает качество, повышает запас и уровень знаний человека. Специфический человеческий капитал формируется посредством расходов на образование для подготовки специалистов на рабочих местах непосредственно.

Человеческий капитал может быть отрицательным и положительным:

  • Отрицательный человеческий капитал – это часть накопленного капитала, которая не дает какой-то полезной отдачи от затраченных инвестиций.
  • Положительный человеческий капитал — это накопленный человеческий капитал, который обеспечивает полезную отдачу от затраченных инвестиций.

Накопление человеческого капитала находится в зависимости от уровня человеческого потенциала в данном обществе. Для его оценки применяется широко используемый в настоящее время индекс — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), характеризующий различные стороны развития общества. Индекс развития человеческого потенциала государства или региона характеризует три наиболее значимых фактора жизни:

Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала основывается на достижениях неокейнсианства, неоклассической теории, институциональной теории и ряде иных экономических теорий, которые признают то обстоятельство, что люди для общества представляют такой же капитал, как и машины, оборудование. Теория человеческого капитала отмечает тот факт, что там, где выше количество и качество человеческого капитала, концентрируются соответственно физический и финансовый капиталы. А там, где за столетия сформировался человеческий капитал невысокого качества, не поможет даже и его большое количество.

Важная роль в развитии теории человеческого капитала принадлежит лауреату Нобелевской премии, американскому ученому, Г. Беккеру, вклад которого заключается в усилении ее теоретического обоснования с точки зрения микроэкономического анализа и значительном увеличении возможностей ее практического использования.

Гэри Беккер родился в 1930 г. в штате Пенсильвания, Потстауне. После окончания Принстонского университета в 1951 г. работал в Колумбийском, Принстонском университетах. В Чикаго в 1955 г. получил степень доктора. После 1969 г. являлся профессором Чикагского университета, сотрудником Гуверовского института революции, войны и мира при Стэнфордском университете. В 1992 гг., занимая должность профессора экономики и социологии Чикагского университета, Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение».

Г. Беккер выступил основателем целого спектра новых разделов экономической теории – теории человеческого капитала, экономики дискриминации, экономики домашнего хозяйства, экономики преступности и т.д. Исследования Беккера в сфере экономического анализа семьи стали называть «новой теорией потребления».

Г. Беккер представил микроэкономический базис теории человеческого капитала в своей фундаментальной работе «Human Capital», 1962 г. Сформулированная в ней модель выступила основой для последующих разработок в данной области. В представлении Беккера каждый работник может рассматриваться в качестве комбинации одной единицы простого труда и некоторого количества, заложенного в нем «человеческого капитала», соответственно его доход (заработная плата) – как комбинация рыночной цены простого труда и дохода от инвестиций, вложенных в человека.

Сумма прямых денежных затрат на доход и образование, недополученных за время, которое было затрачено на обучение, составляют сумму инвестиций в человеческий капитал. Беккер раскрыл возможность определения прибыльности такого рода инвестиций как с позиций отдельного человека, так и общества в совокупности, рассматривая данный процесс аналогично нормам прибыли на капитал.

Для оценки уровня экономической эффективности полученного образования для самого работника дополнительный доход от полученного высшего образования вычисляется следующим образом: из доходов тех, кто закончил колледж, отнимались доходы сотрудников со средним общим образованием. Образование является прибыльным для работника лишь в том случае, если разность между реальной стоимостью затрат и дополнительным доходом составляет величину положительную.

Читать еще:  Отношение между трудом и капиталом

Поэтому, нормы отдачи являются регулятором распределения инвестиций между различными уровнями и типами образования. Низкие нормы отдачи говорят о переинвестировании, высокие – о недоинвестировании.

Т. Шульц, лауреат Нобелевской премии, Американский ученый, при исследовании проблем восстановления экономики после войны, пришел к выводу, что скорость восстановления в различных странах связана была с образованием и здоровьем населения. Т.Шульц доказал тот факт, что человеческий капитал имеет необходимые признаки производительного характера, может воспроизводиться и накапливаться. Образование делает сотрудников более производительными, а хороший уровень здравоохранения сохраняет инвестиции в образование и предоставляет возможность производить.

Г. Беккеру и Т. Шульцу принадлежат заслуги популяризации идеи человеческого капитала, их разработки дали толчок большому количеству исследований и стали толчком активной деятельности по мотивации инвестиций в техническое и профессиональное образование со стороны международных финансовых институтов.

Человеческий капитал в современной экономике

Концепция человеческого капитала

Причина разработки концепции человеческого капитала стала результатом снижения доли материального продукта в валовом внутреннем продукте. Эта тенденция коснулась не только развитых стран, но и стран среднего уровня развития. Высокотехнологичные интеллектуальные производства предъявили новые требование к человеческому ресурсу, выдвинув на первое место образование.

В целом концепция человеческого капитала, возникновение которой относится ко второй половине ХХ века, все еще остается современной концепцией и в ближайшее время вряд ли утратит свою актуальность.

Информатизация экономики привела к тому, что на первый план как основной ресурс выдвинулся сам человек, инвестиции в обучение которого являются важнейшим средством развития общества в целом.

Высокий уровень образования практически наверняка становится гарантией получения высоких личных доходов. Данный факт способствовал изучению навыков и способностей индивида как новой формы капитала, вложения в развитие которого многократно окупаются, как для индивида, так и для общества в целом.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понимание человеческого капитала рассматривается в:

  • узком смысле: человеческий капитал – это образование, позволяющее в будущем рассчитывать на получение заработной платы или иного дохода, направляемого на удовлетворение потребностей;
  • широком смысле: человеческий капитал – это вложения средств, направленные на подготовку рабочей силы, охрану ее здоровья, поддержание квалификации и миграции.

Современные тенденции развития человеческого капитала

Большинством зарубежных и российских экономистов признается тот факт, что инвестиционные вложения в образование являются важнейшим видом вложения капитала и источника наращение национального богатства. В.П. Щетинин отмечает, что ценность российского человеческого капитала существенно выше ценности изношенного и устаревшего основного капитала.

Данные выводы подтверждаются динамикой доли человеческого капитала в общей структуре капитала, увеличившейся с 10 процентов в XVII-XVIII веках до 33 процентов в начале ХХ века. В настоящее время этот показатель продолжает активно расти, особенности в связи с информатизацией экономики, и достигается в некоторых странах 70 процентов. Изначально вложения в человеческий капитал были настолько мизерны, что говорить о полноценных инвестициях в данный вид ресурсов было нерационально. Однако развитие информационных технологий и построение постиндустриального общества способствовали изменению подхода к человеческому капиталу, начиная с середины ХХ века. Значимыми положениями концепции человеческого капитала стало понимание выгоды вложений родителей в образование их детей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Специалисты отметили наличие прямой зависимости между величиной валового внутреннего продукта и уровнем образованности населения. Чем выше коэффициент образования, чем бочаге страна.

Следовательно, расходы государства на образование населения позволяют рассчитывать на увеличение валового внутреннего продукта в будущем.

Формирование новых знаний обеспечивает разработку новых технологий, результатом которых являются инновационные и коммерчески успешные продукты. Данный факт позволяет считать инвестиции в образование образовательным капиталом.

Рост степени интеллектуализации материального производства увеличивает потребность экономики в рабочей силе высокой квалификации, поскольку ее влияние на результаты производственной деятельности максимально. Концепция современного управления эффективностью производства направлено на изменение роли персонала с наемных работников на партнеров. Проявлением такого изменения является привлечение работников к оперативному управлению, премирование работников акциями организации, участие персонала в совершенствовании процесса производства и управления.

Тенденция усиления значимости образования проявляется в готовности организаций финансировать подготовку необходимых кадров за свой счет.

Для развитых стран все более становится очевидна тенденция роста образовательного ценза, свидетельствующая о том, что большая часть валового внутреннего продукта формируется за счет более образованной части человеческого капитала. Так, по данным американских исследователей треть валового внутреннего продукта формируется человеческим капиталом со средним образовательным цензом в 14 лет. В России данный показатель еще выше, его уровень превышает 50 процентов валового внутреннего продукта.

Таким образом, очевидным путем развития экономик развитых стран является накопление невещественного богатства, обеспечиваемого ростом вложений в образование населения.

Теория человеческого капитала в определенной мере является аналитическим инструментом, направленным на выявление уровня экономической эффективности образовательного процесса. Экономическим показателем отдачи от вложений в образование индивида является приращение его доходов, которое в свою очередь является отражением приращения производительности труда. причем получаемые доходы сопоставляются не только с прямыми расходами на обучение, но и с упущенным доходом в период обучения, причем последний, как правило, превышает первый.

В российской практике отмечается зависимость уровня заработной платы от уровня образованности работника. Статистика свидетельствует, что лица мужского пола, имеющие высшее образование получают заработную плату, превышающую заработную плату работников со средним специальным и общим образованием на 33 и 81 процент соответственно, для лиц женского пола эти же показатели составляют 34 и 67 процентов.

Именно концепция человеческого капитала привела к тому, что большинство стран стало рассматривать людей в качестве решающего фактора экономического роста, средства устранения экономического неравенства и борьбы с безработицей.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector