Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На чем основывается теория человеческого капитала

Понятие, виды и теории человеческого капитала

Содержание:

Понятие человеческого капитала

Появление теории человеческого капитала обусловлено необходимостью более детального понимания функционирования факторов производства, в частности, необычайно высокой доли изменений совокупного производства, не обусловленной количественным приростом задействованных факторов производства – капитала и труда, а также необходимостью выдвинуть универсальное определение феномена неравенства доходов.

Экономический подход к поведению человека получил свое распространение благодаря – Т. Шульцу и Г. Беккеру, двум нобелевским лауреатам. Понятие «человеческий капитал» было введено в научный оборот как совокупность навыков, качеств, знаний и способностей человека, которые используются им в потребительских либо производственных (для получения дохода) целях. Данный капитал называется человеческим, так как воплощен в личности человека; он выступает капиталом, так как служит источником либо будущих доходов, либо будущего потребления, или и того, и другого одновременно.

Так же, как и физический капитал, человеческий капитал является благом длительного использования, но он может устаревать морально, изнашиваться физически, причем устаревать морально он может еще до того момента, как произойдет его физический износ, ценность человеческого капитала может падать и расти в зависимости от изменений в предложении взаимодополняющих (комплементарных) факторов производства и в уровне спроса на их совместную продукцию.

Отличие физического капитала от человеческого капитала заключается в неотделимости от носителя. Носитель человеческого капитала самостоятельно не может выступать предметом купли-продажи, по крайней мере, в современное время. Человеческий капитал можно лишь арендовать, то есть привлечь по договору трудового найма к работе.

Виды человеческого капитала

Выделяют следующие виды человеческого капитала:

  • Общий человеческий капитал – это навыки и знания без отношения к тому, где они были приобретены, они могут быть применены и на иных рабочих местах.
  • Специфический человеческий капитал – это навыки и знания, которые имеют ценность там, где они были приобретены.

Производство всей совокупности человеческого капитала обеспечивается системой формального образования, в том числе специальное и общее образование, которое улучшает качество, повышает запас и уровень знаний человека. Специфический человеческий капитал формируется посредством расходов на образование для подготовки специалистов на рабочих местах непосредственно.

Человеческий капитал может быть отрицательным и положительным:

  • Отрицательный человеческий капитал – это часть накопленного капитала, которая не дает какой-то полезной отдачи от затраченных инвестиций.
  • Положительный человеческий капитал — это накопленный человеческий капитал, который обеспечивает полезную отдачу от затраченных инвестиций.

Накопление человеческого капитала находится в зависимости от уровня человеческого потенциала в данном обществе. Для его оценки применяется широко используемый в настоящее время индекс — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), характеризующий различные стороны развития общества. Индекс развития человеческого потенциала государства или региона характеризует три наиболее значимых фактора жизни:

Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала основывается на достижениях неокейнсианства, неоклассической теории, институциональной теории и ряде иных экономических теорий, которые признают то обстоятельство, что люди для общества представляют такой же капитал, как и машины, оборудование. Теория человеческого капитала отмечает тот факт, что там, где выше количество и качество человеческого капитала, концентрируются соответственно физический и финансовый капиталы. А там, где за столетия сформировался человеческий капитал невысокого качества, не поможет даже и его большое количество.

Важная роль в развитии теории человеческого капитала принадлежит лауреату Нобелевской премии, американскому ученому, Г. Беккеру, вклад которого заключается в усилении ее теоретического обоснования с точки зрения микроэкономического анализа и значительном увеличении возможностей ее практического использования.

Гэри Беккер родился в 1930 г. в штате Пенсильвания, Потстауне. После окончания Принстонского университета в 1951 г. работал в Колумбийском, Принстонском университетах. В Чикаго в 1955 г. получил степень доктора. После 1969 г. являлся профессором Чикагского университета, сотрудником Гуверовского института революции, войны и мира при Стэнфордском университете. В 1992 гг., занимая должность профессора экономики и социологии Чикагского университета, Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение».

Г. Беккер выступил основателем целого спектра новых разделов экономической теории – теории человеческого капитала, экономики дискриминации, экономики домашнего хозяйства, экономики преступности и т.д. Исследования Беккера в сфере экономического анализа семьи стали называть «новой теорией потребления».

Г. Беккер представил микроэкономический базис теории человеческого капитала в своей фундаментальной работе «Human Capital», 1962 г. Сформулированная в ней модель выступила основой для последующих разработок в данной области. В представлении Беккера каждый работник может рассматриваться в качестве комбинации одной единицы простого труда и некоторого количества, заложенного в нем «человеческого капитала», соответственно его доход (заработная плата) – как комбинация рыночной цены простого труда и дохода от инвестиций, вложенных в человека.

Сумма прямых денежных затрат на доход и образование, недополученных за время, которое было затрачено на обучение, составляют сумму инвестиций в человеческий капитал. Беккер раскрыл возможность определения прибыльности такого рода инвестиций как с позиций отдельного человека, так и общества в совокупности, рассматривая данный процесс аналогично нормам прибыли на капитал.

Для оценки уровня экономической эффективности полученного образования для самого работника дополнительный доход от полученного высшего образования вычисляется следующим образом: из доходов тех, кто закончил колледж, отнимались доходы сотрудников со средним общим образованием. Образование является прибыльным для работника лишь в том случае, если разность между реальной стоимостью затрат и дополнительным доходом составляет величину положительную.

Поэтому, нормы отдачи являются регулятором распределения инвестиций между различными уровнями и типами образования. Низкие нормы отдачи говорят о переинвестировании, высокие – о недоинвестировании.

Т. Шульц, лауреат Нобелевской премии, Американский ученый, при исследовании проблем восстановления экономики после войны, пришел к выводу, что скорость восстановления в различных странах связана была с образованием и здоровьем населения. Т.Шульц доказал тот факт, что человеческий капитал имеет необходимые признаки производительного характера, может воспроизводиться и накапливаться. Образование делает сотрудников более производительными, а хороший уровень здравоохранения сохраняет инвестиции в образование и предоставляет возможность производить.

Г. Беккеру и Т. Шульцу принадлежат заслуги популяризации идеи человеческого капитала, их разработки дали толчок большому количеству исследований и стали толчком активной деятельности по мотивации инвестиций в техническое и профессиональное образование со стороны международных финансовых институтов.

Человеческий капитал: развитие, основные принципы, теория и проблемы

Человеческий капитал (ЧК) представляет собой совокупность знаний и навыков, которые применяются для удовлетворения потребностей человека и общества. Этот термин используется с 1961 года благодаря американскому экономисту Теодору Шульцу. Его последователи развили данную тему, описав факторы, методы и прочие особенности развития человеческого капитала.

История развития вопроса

В научной литературе информация о развитии человеческого капитала начала активно появляться во второй половине ХХ века. Данный термин и основы теории ввели в обращение экономисты Теодор Шульц и Гэрри Беккер, за что впоследствии получили Нобелевскую премию. Появление теории человеческого капитала стало своего рода ответом частным экономическим теориям на потребность в реальной экономике. Была не до конца раскрыта роль человека и его потенциала в обществе. Посредством глубокого анализа экономических процессов человеческий капитал был определен как основной фактор развития общества.

На протяжении длительного периода времени понимание человеческого капитала ограничивалось знаниями и навыками человека, а также считалось исключительно социальной категорией. Любые инвестиции в человека (например, в образование) считались непроизводительными. К концу ХХ века отношение к данной категории изменилось. По утверждению Фишера, человеческий капитал воплощает в себе способность человека приносить доход.

Изучив опыт передовых стран, Саймон Кузнец пришел к выводу, что накопленный человеческий капитал является главным условием развития экономики. А экономист Эдвард Денисон акцентировал внимание не только на количестве, но и на качестве человеческих ресурсов (а именно, на важности образования). Со временем было описано значение здоровья, эмоционального состояния, материального благополучия работников и прочих факторов.

Современная теория человеческого капитала

На основании многолетних исследований сложилась определенная теория человеческого капитала. Ее можно кратко описать такими положениями:

  • в течение жизни приобретает и накапливает знания, умения и навыки, применяя их в различных областях;
  • рост материального благосостояния влияет на заинтересованность в дальнейшем развитии человеческого капитала;
  • с целью повышения производительности труда и роста экономической эффективности целесообразно применение человеческих знаний, умений и навыков;
  • отказ от текущих потребностей в пользу формирования трудового потенциала ведет к повышению уровня благосостояния в будущем;
  • мотивация и стимулирование — это необходимые условия приобретения и накопления знаний, умений и навыков.

Как формируется человеческий капитал

Если рассмотреть формирование человеческого капитала на примере отдельно взятого человека, можно сделать вывод, что в среднем данный процесс занимает 15-25 лет. Как правило, он начинается в 3-4 года. К этому моменту у ребенка уже достаточно информации для старта развития талантов и приобретения знаний. Конечно же, не стоит списывать со счетов врожденный потенциал. От того, насколько успешным будет обучение в детском возрасте, зависит дальнейшее самоопределение и самореализация.

Читать еще:  Под технологической структурой капитальных вложений понимается

Наиболее значимым в плане личного развития считается период с 13-ти до 23-х лет (приблизительно). В это время происходит наиболее активное общее, творческое и профессиональное обучение. Чем выше уровень накопленных знаний, тем значимее возможности в плане повышения собственного благосостояния и улучшения жизни общества в целом.

Виды человеческого капитала

Выделяют несколько видов человеческого капитала. А именно:

  • Общий — все знания и навыки, независимо от источников получения и путей применения.
  • Специфический — специальные знания и навыки, имеющие практическую ценность.
  • Положительный — накопленный человеческий капитал, обеспечивающий положительную отдачу от инвестиций.
  • Отрицательный (или пассивный) — человеческий капитал, не дающий положительной отдачи.

Структура ЧК

Развитие человеческого капитала происходит по нескольким направлениям. Его структура приведена в таблице:

Факторы развития ЧК

Исследователи выделяют несколько групп факторов развития человеческого капитала. Они описаны в таблице.

— численность занятых и безработных с детализацией по регионам;

— деление занятого населения по секторам экономики с детализацией по регионам;

— продолжительность трудоспособного периода.

— преобладающие в обществе ценности и нормы поведения;

— направленность на саморазвитие.

— спрос на рабочую силу;

— темп прироста населения;

— государственная политика в области социального развития;

— права и возможности разных слоев населения.

— общая экологическая обстановка;

— качество питьевой воды;

— качество продуктов питания;

— природные факторы и климат;

— санитарно-гигиеническое обеспечение труда;

— уровень образования и профессиональной подготовки населения;

— система стимулирования и мотивации;

— социальная инфраструктура предприятий;

— уровень технико-экономического развития предприятий;

— доступность товаров и услуг;

Принципы управления человеческим капиталом

Управление человеческим капиталом производится на основании некоторых основополагающих принципов. А именно:

  • Рассмотрение человеческого капитала как актива, требующего инвестиций, а не как пассива, требующего затрат.
  • Совпадение бизнес-модели предприятия со стратегией развития человеческого капитала.
  • Применение новых методов, подходов и технологий в вопросах управления человеческим капиталом.
  • Сбалансированный подход к мотивированию и стимулированию трудовых ресурсов.
  • Адресность инвестиций в формирование человеческого капитала.
  • Регулярность количественной и качественной оценки человеческого капитала.
  • Научная обоснованность мероприятий.

Индекс развития человеческого капитала

В разных странах ситуация в сфере развития человеческих ресурсов неодинакова. Провести сравнительный анализ помогает такой показатель, как индекс человеческого капитала. Его ежегодно рассчитывает и публикует аналитический отдел Всемирного экономического форума совместно со специалистами Гарвардского университета и авторитетной консалтинговой компанией.

Чтобы оценить, как происходит развитие человеческого капитала в той или иной стране (всего анализируется 122 экономики), выставляются оценки от 0 до 100. Балл выставляется в результате оценки нескольких параметров, а именно:

  • доход (выраженный в валовом внутреннем продукте на душу населения);
  • образование (рассчитывается исходя из уровня грамотности среди населения, доли учащихся детей и молодежи);
  • долголетие.

Состоянием на 2017 год лидерами по индексу развития человеческого капитала стали Финляндия и Норвегия. В хвосте рейтинга Сенегал, Мавритания и Йемен. Россия в этом списке находится на 51-м месте.

Меры по развитию ЧК

Уровень развития человеческого капитала в той или иной стране во многом зависит от усилий правительства. Вот наиболее популярные меры, распространенные в мире:

  • обеспечение доступности жилья (как правило, речь идет о благоприятных условиях ипотечного кредитования, а также создании условий для развития рынка недвижимости);
  • обеспечение доступности образования (как начального, так и среднего и высшего);
  • повышение уровня благосостояния граждан (в частности, путем создания достаточного количества рабочих мест);
  • обеспечение ощущения личной защищенности путем развития доступных программ страхования;
  • обеспечение долголетия населения путем развития медицинской системы и обеспечения безопасности труда;
  • развитие новых форм пенсионного страхования.

Инновационный подход к развитию

Время диктует свои условия, а потому возникает потребность в новых путях развития человеческого капитала. Инновационные подход подразумевает такие меры:

  • установление связей между учебными заведениями и предпринимательской средой;
  • разработка новых образовательных услуг и соответствующего методического обеспечения;
  • внедрение в образовательный процесс современных технологий и ПО;
  • межгосударственный обмен инновационными методиками;
  • развитие консультационной базы.

Особенности инвестиций в ЧК

Изучая проблему развития человеческого капитала, стоит уделить внимание инвестициям. Речь идет о финансовых вливаниях в образование здравоохранение, науку, социальные вопросы и так далее. Инвестиции в ЧК обладают такими ключевыми особенностями:

  • Эффективность напрямую связана с продолжительностью жизни. Чем раньше начнутся финансовые вливания, и чем дольше будет длиться трудоспособный возраст человека, тем больше будет отдача.
  • Приумножаются и накапливаются, несмотря на склонность к моральному и физическому износу.
  • Как только человек теряет трудоспособность (независимо от причины), эффективность инвестиций резко снижается.
  • Если вложения в человеческое благосостояние связаны с противозаконной деятельностью, их нельзя считать инвестициями в человеческий капитал.
  • Отдача от инвестирования наступает не сразу, она может быть заметна спустя 10-20 лет.

Особенности человеческого капитала в России

Россия — огромная страна, которая характеризуется некоторой неоднородностью в вопросах возможностей для населения. Так, развитие человеческого капитала на Дальнем Востоке, в Сибири или в южных регионах (и так далее) будет несколько отличаться. Тем не менее если подвести обобщенные расчеты, средние по стране показатели будут следующими:

  • Ожидаемая продолжительность жизни (на основании оценки здоровья и фактического долголетия) составляет 70,3 лет. Стоит отметить, что это не самый лучший показатель и находится на уровне стран, которые характеризуются средним развитием человеческого капитала.
  • Уровень грамотности населения (исходя из количества лет, которые люди тратят на обучение) — 15 лет. Ожидаемая продолжительность обучения для будущих поколений имеет тенденцию к снижению и составляет 12 лет. Несмотря на негативную динамику, эти показатели достаточно хорошие, характерны для стран с высоким уровнем человеческого капитала.
  • Уровень жизни (оценивается валовым доходом на душу населения по паритету покупательной способности) составляет 23 286 долларов (1 577 000 рублей). Такой показатель характерен для стран, развитие человеческого капитала в которых находится на среднем уровне.

Проблемы человеческого капитала на отечественном пространстве

Существуют ли проблемы развития человеческого капитала в России? Безусловно, к тому же их немало. Вот какие проявления кризиса ЧК выделяют отечественные исследователи:

  • критическое положение относительно финансирования науки и образование, что оказывает непосредственное негативное влияние на качество научных исследований и обучения;
  • обесценивание человеческого капитала в некоторых сферах экономики, что приводит к интеллектуальной безработице;
  • формирование профицита высококвалифицированных кадров в некоторых отраслях, что связано с сокращением финансирования;
  • тенденция к снижению уровня доходов лиц, имеющих высшее образование, что становится причиной поиска побочных заработков или смены профессии на низкоквалифицированную;
  • утечка умов за границу;
  • недостаточность или отсутствие рыночно-ориентированных знаний у политической и хозяйственной элиты;
  • несоответствие квалификации чиновников новым экономическим и социальным условиям;
  • дефицит качественных преподавательских кадров;
  • социально-психологическая напряженность, вызванная экономической и политической нестабильностью, а также сменой привычной поведенческой модели.

Теория человеческого капитала

Зарождение и развитие теории человеческого капитала

Современное научное и бизнес-сообщество придерживается концепции прямой взаимосвязи экономической эффективности организации в частности и государства в целом и объема затраченных на человеческие ресурсы средств. Например, результаты отдельных оценок инвестирования в человеческие ресурсы в США демонстрируют, что размер такого инвестирования достигает 15 процентов валового внутреннего продукта. Таким образом, затраты в США на человеческие ресурсы превышают инвестиции в орудия труда, технические сооружения и здания.

В самом общем виде теорию человеческого капитала можно охарактеризовать как науку, исследующую процесс качественного совершенствования человеческих ресурсов для обеспечения благосостояния индивида, эффективности деятельности организации и экономики в целом.

Теории человеческого капитала предшествовала многовековая история исследования роли индивида в жизни общества и государства. Так, еще мыслители Древней Греции, в частности Платон и Аристотель, пытались определить место индивида в социальной, экономической и политической сферах общественной жизни, значимость процесса обучения и воспитания младшего поколения. Однако этические аспекты мировоззренческих установок долгое время не позволяли человеку взглянуть на самого себя как на капитал, как на объект инвестиции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Первые вопросы относительно «стоимости» способностей индивида начинают подниматься в XVI веке. Так, в частности, Томас Гоббс, анализируя категорию ценности индивида, полагал ее величиной относительной, определяющейся исходя из оценки другими стоимости использования способностей индивида, их нужды в таком использовании.

С развитием капитализма «стоимостной» аспект деятельности индивида получил более широкую разработку. Так, Уильям Петти, рассматривая индивида с позиции полезности его свойств, стремился к количественной оценке человеческого капитала. Национальное богатство он трактовал как совокупность территории, капитала и население, непосредственное создающее такое богатство. Ученый активно выступал за распространение образования, государственное содействие обучению одаренных детей.

Адам Смит, исследуя вопрос номинальной и реальной цены товара, пришел к выводу, что изначально цена представляла собой ни что иное, как стоимость труда, вложенного в его производство. Он указывал на зависимость цены товара от степени трудоемкости производства и мастерства производителя, потому как совершенствование навыков работника и орудий труда всегда влечет и повышение производительности труда. Основной капитал как источник дохода объединяет, по Адаму Смиту, орудия труда, сооружения, землю и полезные свойства индивидов.

Читать еще:  Правовое регулирование капитального строительства

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Давид Рикардо, исследуя благосостояние разных народов, связывает его уровень с уровнем образования во всех слоях общества. Он указывал на наличие естественной и рыночной цены труда, где первую он трактовал как необходимый для существования и продолжения рода работника размер средств, а вторую – как реальную цену, уплачиваемую работнику за его труд. Реальная цена отражает соотношение цены и спроса на конкретный вид труда.

Карл Маркс, отмечая, что, как и всякий товар, рабочая сила имеет свою цену, указывал на следующей алгоритм ее определения: цена работника есть стоимость поддержания его жизнеспособности. Рост производительности он связывал с интеллектуальными способностями.

Альфред Маршалл в конце XIX – начале XX веков указывал на необходимость оценки человеческого ресурса. Средства, вложенные в человеческий капитал, он рассматривал в качестве наилучшего вложения. Он отстаивал необходимость инвестирования в образование, отмечая, что такие инвестиции, в конечном итоге, могут окупиться одним значительным открытием в производственной сфере.

Современная теория человеческого капитала

Современная теория человеческого капитала сформировалась во второй половине XX века. Непосредственно ее возникновение обычно связывают с именем Теодора Шульца, издавшим впоследствии первый учебник в рассматриваемой сфере научного знания, и выпуском в 1960-х годов номера Журнала политической экономики с заголовком «Инвестиции в людей».

Теодор Шульц обнаружил возможность накопления и воспроизводства человеческого капитала. Так, определяющими итогами инвестирования в человеческие ресурсы он видел накопление способностей индивидов к трудовой деятельности, их социальную полезность и другое.

Развитие теории человеческого капитала в среде западных ученых было обусловлено объективными причинами: научно-техническая революция изменила экономику и общество в целом, назрела необходимость определения значения научных открытий, уровня образования индивида в повышении эффективности его трудовой деятельности и производительности организации и общества в целом.

Гэри Беккер наряду с другими учеными, стал применять экономические инструменты исследования для изучения:

  • социальных процессов
  • дискриминации,
  • образования,
  • преступности и т. п.

Так, в частности, Гэри Беккер, пришел к выводы, что родители, инвестируя в образование детей, оценивают предполагаемую отдачу от таких инвестиций посредством соотнесения с возможными доходами от иных вариантов размещения своих средств – размещением средств во вклад в банке, приобретением ценных бумаг и другое.

Гэри Беккер продолжил исследование экономической целесообразности инвестиций в образование с позиции индивида: он рассмотрел отношение доходов от профессиональной деятельности после получения образования к издержкам, понесенным на оплату образования, и тем, что связаны с невозможностью работать в период обучения, и определил, что прибыль составляет свыше 10 процентов годовых.

Подобные подходы стали активно разрабатываться и применяться в бизнес-сфере для обеспечения эффективности вложений в человеческий капитал.

Иными словами, теория человеческого капитала позволила осмыслить и обосновать необходимость вложения финансовых и иных ресурсов в развитие человеческих ресурсов, напрямую увязала инвестиции в образование, оплату труда, медицинские услуги и прочее с ростом экономической эффективности отдельного работодателя и государства в целом.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

На чем основывается теория человеческого капитала

Научный руководитель: Зборина И.М., кандидат экономических наук, доцент

Формирование человеческого капитала начинается с рождения человека и продолжается в течение всей жизни.

Человеческий капитал— это совокупность знаний, умений, навыков, находящихся в распоряжении каждого человека и использующихся им для удовлетворения многообразных потребностей, как самой личности, так и общества в целом.

Человеческий капитал – единственный фактор производства, который в процессе использования одновременно и потребляется, и развивается. Таким образом, он приобретает мультипликативную ценность.

Основные сущностные характеристики человеческого капитала:

1. человеческий капитал — это такой запас навыков, знаний, способностей, который люди целесообразно используют в той или иной сфере, что приводит к ее раз­витию и росту производительности труда.

2. целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводи­тельной деятельности закономерно приводит к росту доходов человека.

3. благодаря увеличению доходов работник может позволить себе направить их часть на лечение, продолжение образования, в результате чего он увеличит свой потенциал и в дальнейшем еще эффектив­нее применит его.

Человеческий капитал как производительный фактор по степени эффективности можно разделить на отрицательный и положительный.

Отрицательный человеческий капитал — это часть накопленного человеческого капитала, не дающая какой–либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности. Положительный человеческий капитал определяются как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития и роста.

Большое значение имеет деление человеческого капитала на следующие виды:

  • общий человеческий капитал, который может быть использован практически в любой специальности и на любом рабочем месте;
  • специальный человеческий капитал, который может быть использован лишь в ограниченном пространстве;

Можно выделить следующие основные элементы индивидуального человеческого капитала:

а) знания, представляющие собой целесообразную форму информации, используемую в экономической деятельности, что позволяет повысить ее эффективность;

б) способности – умение успешно выполнять какую-либо деятельность;

г) культура – принципы и стереотипы поведения в рамках существующих в обществе знаний, правил, традиций, морали;

д) мотивация – направленность деятельности, ее интенсивность, удовлетворенность процессом и результатами.

Характеристиками человеческого капитала являются:

  • уровень образования;
  • профессиональный опыт;
  • стаж работы и др.

Основная классификация видов человеческого капитала выглядит следующим образом:

  • капитал здоровья — физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, увеличение периода активной трудовой деятельности необходимы каждому человеку, в любой сфере профессиональной деятельности;
  • трудовой капитал — знания, профессиональные способности человека выполнять конкретную работу; чем сложнее труд, тем выше требования к квалификации, знаниям и опыту работника;
  • интеллектуальный капитал — продукты творческой деятельности, изобретения, полезные модели, используемые в течение длительного времени, могут служить источником получения дохода;
  • организационно-предпринимательский капитал — способность к выработке плодотворных бизнес-идей, новаторство, организаторские способности и высокая ответственность, чувство бережливости и экономии, умение разумно рисковать, энергия и сила воли предприимчивость, решительность, организаторский талант, владение коммерческими секретами;
  • культурно-нравственный капитал — совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности.

Создание человеческого капитала — это процесс развития производительных спо­собностей человека посредством инвестиций в специфические процессы деятельности индивидуума.

Инвестирование — это важнейшая предпосылка производства человеческого капита­ла, но еще не само его производство, которое осуществляется в процессе деятельности, когда владелец этого капитала выступает либо объектом, либо субъектом, либо резуль­татом воздействия.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

  • расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

Эффективность инвестиций в трудовой ресурс зависит от окупаемости их в будущем и от приобретения работниками тех качеств, которые необходимы предприятию в условиях постиндустриальной экономики.

В заключении можно отметить следующее:

1. «человеческий капитал» определяется в современной науке как совокупность хозяйственных отношений по вложениям в формирование высококвалифицированной рабочей силы, а также производственных отношений по реализации способностей, навыков, знаний и других качеств работника в трудовом процессе.

2. формирование человеческого капитала необходимо рассматривать как двухсторонний процесс взаимодействия индивида и общества. Уровень экономического развития стран в современном мире определяется накоплением и развитием человеческого капитала, что отражает новое качество экономического роста.

3. ценность человеческого капитала, с экономической точки зрения, понимается как рентабельность инвестиций в него.

4. существует несколько видов инвестиций в человеческий капитал, наиболее важными из которых являются инвестиции в здоровье и в образование, так как благодаря этим факторам повышается эффективность труда человека и увеличивается его трудоспособность, то есть инвестиции в эти сферы жизни человека с большой вероятностью в дальнейшем окупятся и принесут доход.

Благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал, как на уровне отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.

1. Российский экономический журнал/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.re-j.ru/ http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/ Дата доступа – 05.05.2014.

2. Маврина Н. А. Сущность человеческого капитала и особенности инвестиций в него/ Научный журнал Вестник ЧелГУ.- 2008.- №29 (130).-С.10-15.

3. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. – СПб.: СПбУЭФ, 2004. – 469 с.

4. Иванова Н.А., Жулина Е.Г. Экономика и социология труда. — М.: Ай Пи Эр Медиа. — 2009. — 48с.

Читать еще:  Складочный капитал формируется при создании

5. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 284с.

6. Микроэкономика: учебное пособие/ Под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинский – Мн.: Акад. Упр. При Президенте Республики Беларусь, 2006.

7. Ореховский П.А. Общая экономическая теория. Ч.1. – Обнинск: МАСЗ, 2000. – 181с.

История понятия «человеческий капитал» и современные подходы к определению его структуры

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.03.2018 2018-03-27

Статья просмотрена: 1042 раза

Библиографическое описание:

Ищук, А. С. История понятия «человеческий капитал» и современные подходы к определению его структуры / А. С. Ищук. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48943/ (дата обращения: 10.04.2020).

В статье рассмотрены история теории человеческого капитала, трактовки понятия человеческого капитала зарубежных и российских авторов, современные подходы к определению структуры человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, теория человеческого капитала, эффективность человеческого капитала, структура человеческого капитала

The article deals with the history of the theory of human capital, the interpretation of the concept of human capital of foreign and Russian authors, modern approaches to determining the structure of human capital.

Keywords: human capital, the theory of human capital, the effectiveness of human capital, the structure of human capital

Понятие «человеческий капитал» соответствует стандартному предлагаемому экономической теорией определению капитала. Капитал принято трактовать как запас благ, который, накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям. Однако неотделимость от личности своего обладателя — это характеристика, отличающая человеческий капитал. Индивидуальный человеческий капитал относится к накопленному запасу профессиональных навыков индивидуума, делая его отличным от других [1].

Появление теории человеческого капитала (ЧК) связано с научными трудами У. Петти, А. Смита и А. Маршалла. В трудах этих ученых можно найти доказательство важности изучаемого вопроса для экономики. Но конечное формирование теории человеческого капитала произошло только в середине 20-го века и связано с трудом американского экономиста Т.Шульца, который предложил макроэкономический подход к оценке и управлению развитием человеческого капитала. Он первым ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора и впервые предложил рассматривать расходы на образование, повышение квалификации, здоровье не только как потребительские расходы, но и как инвестиции в будущее человека. По его мнению, это обеспечит субъекту широкие перспективы выбора места работы, более высокий доход и другие блага [2]. Он утверждал, что благодаря знаниям улучшается благосостояние бедных людей, и оно не зависит от их усилий, земли или техники. Шульц дал следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [2].

В 1964 г. Г. Беккер обосновал эффективность человеческого капитала и сформулировал микроэкономический подход к его управлению. Он пишет: «Расходы на образование, обучение, медицинское обслуживание и так далее — инвестиции в человеческий капитал. Их называют «человеческий капитал», потому что люди не могут быть отделены от их знаний, навыков, здоровья и значения так, как они могут быть отделены от своих финансовых и физических активов» [2]. Г. Беккер перенес понятие человеческого капитала на микроуровень, определил его как совокупность навыков, знаний и умений человека. Беккер отмечал способность человеческого капитала не только накапливаться в процессе инвестирования, но и изнашиваться, причем как материально, так и морально, а следовательно, необходимость дополнительных инвестиций (в повышение квалификации) [2].

В 1976 г. Дж. Кендрик предложил затратный метод расчета стоимости человеческого капитала, базирующийся на статистических данных о накопленных инвестициях семьи и государства в восстановление человеческого капитала. Позднее, в 1990-х гг, в работе Дж. Минсера (1994 г.) выполнена оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в человеческий капитал. К. Б. Маллиган и Х. С. Мартин (1995 г.) предложили методику оценки запаса совокупного человеческого капитала с помощью системы индексов [3].

Новый всплеск научных разработок по данной теме произошел в начале 2000-х гг., когда стала активно развиваться концепция интеллектуального капитала как основы фундаментальной стоимости компании. В 2001 г. Э. Брукинг исследовала воздействие человеческого капитала на другие структурные составляющие интеллектуального капитала — организационный и клиентский капитал. В 2004 г. М. Кирнен позиционировал человеческий капитал как важный фактор оценки стратегической конкурентоспособности компании. Позднее разработкой проблем оценки эффективности человеческого капитала в разное время занимались: Т Стюарт, Л. Эдвинссон, К. Свейби, Д. Тобин, Б. Лев, Й. Руус и др. [3].

Вышеперечисленными авторами на высоком теоретическом уровне рассмотрены вопросы структуризации человеческого капитала, механизма его формирования и развития, предложены разнообразные методы оценки стоимости человеческого капитала на микро- и макроуровнях, сформулированы принципы управления человеческим капиталом.

На современном этапе эволюции теории человеческого капитала среди исследователей распространенной является более широкая трактовка — как источника конкурентного преимущества хозяйствующего субъекта или национальной экономики в целом. Кроме того, сугубо финансовые аспекты оценки человеческого капитала дополнены нематериальной составляющей.

В частности, Дорнбуш Р., Шманлези К. и Фишер С. определяют человеческий капитал не только как совокупность знаний, умений и способности к труду, но и физические, психологические, мировоззренческие, культурные свойства человека — физическую силу, внешнюю привлекательность, коммуникабельность, умение принимать решения, брать на себя ответственность, организаторские способности, утверждая, что наличие образования является лишь предпосылкой, а не гарантией жизненного успеха [3].

Среди современных отечественных исследователей проблем человеческого капитала можно отметить С. А. Дятлова, Р. И. Капелюшникова, М. М. Критского, С. А. Курганского и других. Капелюшников Р. И. дает следующее определение этому понятию: «В экономической теории под человеческим капиталом принято понимать запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им либо в производственных, либо в потребительских целях» [4].

Традиционным является следующее толкование А. И. Добрынина: «Человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка» [5].

Широкое определение, предложенное экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), охватывает различные аспекты инвестирования в человеческий капитал — как рыночные, так и нерыночные. Согласно определению, данному ОЭСР, человеческий капитал являет собой «умения, навыки, знания, способности, которые воплощены в людях, позволяя создавать им как личное, так и социальное, экономическое благосостояние» [1].

Анализ представлений о человеческом капитале позволяет выделить основные подходы к определению его сущности как капитала: человеческий капитал как инвестиции, запас, активы и фактор производств [2].

Современный человеческий капитал — это интенсивный производительный и социальный фактор развития и жизнедеятельности субъекта, неразрывно связанный с человеком, с его интеллектом и менталитетом. Он формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство.

Важнейшим вопросом содержательной идентификации человеческого капитала выступает его структура. В этом плане интересен подход А. А. Хоконова [6]: человеческий капитал — сложный синтетический фактор, который агрегирует комплекс социально-экономических, психологических и иных параметров человеческих ресурсов. Структура человеческого капитала представлена на рисунке 1.

А. А. Хоконов отмечает, что качественные системы образования и здравоохранения способствуют генерации качественного человеческого капитала, способного в свою очередь осуществлять высококвалифицированный труд большей сложности, а высокий уровень здравоохранения способствует сохранению высоких темпов производства. Он выделяет высококачественный человеческий капитал.

Рис. 1. Структурные элементы человеческого капитала [6]

Высококачественный человеческий капитал, реализуя себя в сложном труде, создает большую стоимость за единицу времени, а реализуя себя в простом труде, он производит большее количество прибавочного продукта. Созданные стоимость и прибавочный продукт участвуют в образовании национального дохода — источник финансирования воспроизводства рабочей силы (рисунок 2).

Рис. 2. Воспроизводство высококачественного человеческого капитала [6]

Интересен подход Ю. А. Корчагина к классификации человеческого капитала: человеческий капитал по степени готовности к инновациям, созидательности и эффективности можно разделить на пассивный — не участвующий в инновационных процессах, положительный — созидательный, инновационный человеческий капитал, и отрицательный человеческий капитал [7]. Отрицательный национальный человеческий капитал — это деструктивный фактор, выступающий ингибитором позитивных изменений, способствующий неприятию инноваций, т. е. препятствующий общественному прогрессу [7].

Таким образом, под человеческим капиталом следует понимать сформированный в результате осуществления инвестиций и накопленный индивидами запас знаний, умений и иных качеств, генерирующий в результате производительного использования отдачу как в денежной, так и в неденежной формах (в виде будущих заработков или неденежных выгод). Человеческий капитал обладает специфическими особенностями, отличающими его от физического капитала, основными из которых является носитель-человек, неденежная форма отдачи, высокое влияние на формирование способностей человека к высококачественному труду.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector