Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Операции связанные с движением капитала

Валютные операции, связанные с движением капитала

Капитал– это деньги, пущенные в оборот и приносящие доход от этого оборота. Движение валютного капитала означает вложение инвестором валюты в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

К валютным операциям, связанным с движением капитала относятся:

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Капитальные операции осуществляются в порядке, установленном Банком России. В настоящее время установлено три режима осуществления капитальных операций:

— Лицензируемый – для осуществления лицензионных операций резидент должен получить разрешение (лицензию) Банка России на осуществление данной операции;

— Смешанный – в зависимости от конкретных условий сделки резидент обязан либо уведомить Банк России о ее совершении, либо получить разрешение на ее осуществление;

— Нелицензируемый – такие операции осуществляются без получения разрешения Банка России.

К капитальным операциям по экспорту и импорту работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, как правило, применяется лицензируемый режим.

Исключение составляют операции, указанные в положении Банка России об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций от 24.04.1996 № 39, согласно которому без разрешения (лицензии) Банка России осуществляются следующие операции:

— Перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работы, оказанных импортируемых услуг в случае после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа;

— Зачисление резидентом на свой валютный счет, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, сумм в оплату экспортируемых им товаров (работ, услуг) до таможенного оформления этих товаров на экспорт, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг независимо от срока с даты получения резидентом платежа до таможенного оформления товаров, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг.

Для определения характера совершаемых сделок (определения факта экспорта и импорта) принципиальное значение имеет установление места их совершения. В отличие от экспорта и импорта товаров в отношении услуг и работ, как правило, невозможно зафиксировать факт перемещения в пространстве. Соответственно возникают сложности с таможенным оформлением, фиксирующим на границе импорт или экспорт и, как следствие, – проблемы с квалификацией сделки как экспортной или импортной.

Одной из наиболее значимых областей валютного законодательства является регулирование инвестиционной деятельности. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» относит прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием, к валютным операциям, связанным с движением капитала (капитальные операции).

Согласно закону к капитальным операциям относятся не только инвестиции в уставные капиталы организаций-нерезидентов, но и российских юридических лиц. При этом понятие «вложения в уставный капитал» законом не раскрывается, поэтому возможны различные толкования данной нормы. Во-первых, существует «широкое» толкование, в соответствии с которым любое получение прав на участие в управлении юридическим лицом является капитальной операцией. В соответствии с «узким» толкованием данной нормы капитальной операцией является только перевод средств в иностранной валюте в оплату уставного капитала юридического лица с целью извлечения дохода и одновременно получения прав на участие в управлении данным юридическим лицом.

Электронная библиотека

К текущим валютным операциям закон «О валютном регулировании и валютном контроле» относит следующие операции:

1) переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

2) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

3) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

4) переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включающие:

— выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных

случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

— оплату расходов, связанных с командированием работников за рубеж;

— платежи в связи с принятием наследства;

— платежи, связанные с погребением умершего;

— выплаты денежных компенсаций жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам;

— оплату приобретения и строительства за пределами территории РФ зданий для нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств РФ при международных межгосударственных (межправительственных) организациях;

— средства на содержание дипломатических и других официальных представительств государства за рубежом;

— платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями, платежи, связанные с судебными и арбитражными издержками, платежи по возмещению расходов арбитражным и административным органам, а также суммы государственной пошлины, уплаченные в связи с произведением указанных действий и рассмотрением дел в судах;

— плату за оказание адвокатом юридической помощи, включающую выплату вознаграждения и компенсацию расходов, связанных с исполнением поручения;

— выплаты денежных средств на основании приговоров, решений и определений судебных, следственных и других правоохранительных органов;

— платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в других международных встречах, выставках и ярмарках, за исключением затрат на капиталовложения и других материальных затрат;

— плату за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан одного государства в лечебно-профилактических учреждениях другого государства;

— выплату авторских вознаграждений;

— взносы в международные общественные объединения;

— расходы, связанные с гастролями артистов;

— иные валютные операции, устанавливаемые Правительством РФ.

Один из основных принципов закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» состоит в том, что расчеты по внешнеторговым операциям между резидентами и нерезидентами могут проводиться в иностранной валюте и в рублях без ограничений.

В перечень операций движения капитала включены следую­щие виды расчетов и переводов:

1) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсроч­ки платежа на срок более трех лет при экспорте следующих то­варов:

— машин, оборудования и механизмов; электротехнического оборудования; их частей; звукозаписывающей и звуковоспроиз­водящей аппаратуры, аппаратуры для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, и их частей и принадлеж­ностей (раздел XVI Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности);

— средств наземного транспорта, летательных аппаратов, пла­вучих средств и относящихся к транспорту устройств и оборудо­вания (раздел Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности);

— оружия и боеприпасов, их частей и принадлежностей (раз­дел XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности);

2) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсроч­ки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы. А также за поставляемые товары, необходи­мые для выполнения этих работ;

3) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсроч­ки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осущест­влением внешнеторговой деятельности;

4) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных

дней в виде предварительной оплаты и связи с осуществлением внешнеторговой деятельности.

5) расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII, и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (приложение А).

Операции, связанные с движением капитала

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 50, 2001

Согласно Закону Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 31.05.2001 N 72-ФЗ) все валютные операции делятся на две группы: текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала (капитальные операции). К текущим валютным операциям отнесены такие, которые содержатся в закрытом перечне (п.9 ст.1 Закона); перечень же операций, связанных с движением капитала, является открытым — к этому разряду валютных операций относятся иные операции, не входящие в перечень текущих.

Четкое разграничение текущих и капитальных валютных операций имеет практическое значение для бухгалтеров и финансовых работников, так как режим осуществления этих операций разный. В соответствии с указанным Законом текущие валютные операции могут осуществляться предприятиями и организациями в свободном режиме (т.е. без ограничений), но в рамках действующего валютного законодательства Российской Федерации, а порядок совершения капитальных операций устанавливается Банком России.

Рассмотрим порядок проведения операций, связанных с движением капитала, определяемый Банком России.

До принятия Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» на территории Российской Федерации действовало Письмо Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР». В отношении операций, связанных с движением капитала, этим документом устанавливался разрешительный порядок: для их проведения необходимо было предварительно получить лицензию Госбанка СССР или центральных банков республик на каждую конкретную операцию.

Читать еще:  Роль государства в чистом капитализме

После принятия Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России подтвердил действие упомянутого Письма Госбанка СССР на территории Российской Федерации в части, не противоречащей этому Закону, а также иным законодательным актам и изданным во исполнение их указаниям Банка России. Поскольку данный Закон не устанавливает конкретный порядок совершения капитальных операций, а иных законодательных актов по этому вопросу и указаний Банка России на тот момент не имелось, то подтверждение Банком России действия на территории Российской Федерации Письма Госбанка СССР N 352 означало и подтверждение установленного этим Письмом порядка осуществления в Российской Федерации операций, связанных с движением капитала.

При решении вопроса о выдаче разрешения на проведение конкретной валютной операции учитывается комплекс факторов: характер сделки, целесообразность ее проведения, финансовое положение организации, соблюдение ею валютного законодательства при осуществлении валютных операций, выполнение обязательств по расчетам с бюджетом и др.

В случае принятия положительного решения о выдаче разрешения Банк России устанавливает определенные условия, которые в обязательном порядке должны быть соблюдены организацией — резидентом при осуществлении операции. Например, может быть указан конкретный банк, через который должны быть произведены расчеты по данной операции, порядок платежей. В качестве условий могут быть указаны требования о получении гарантии от возможных потерь, об обязательной продаже полученных сумм иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и др.

Исключительно разрешительный порядок проведения капитальных операций действовал до принятия Банком России Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций от 24.04.1996 N 39, которое отменило разрешительный порядок на совершение ряда капитальных операций. Все перечисленные в этом документе операции, связанные с движением капитала, могли совершаться без специального разрешения Банка России.

В редакции Письма Банка России от 03.02.1997 N 403 (признано утратившим силу Приказом Банка России от 24.10.1997 N 02-469) данное Положение определяло порядок проведения указанных в нем капитальных операций, пока в него не были внесены изменения и дополнения Положением Банка России от 17.09.2001 N 152-П. Название документа имеет теперь следующую редакцию: «О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций». С учетом внесенных в документ изменений и дополнений в настоящее время операции, связанные с движением капитала, имеют следующие особенности.

  1. Расширен круг осуществляемых в свободном режиме валютных операций, связанных с приобретением и арендой движимого и недвижимого имущества. Так, резиденты могут переводить из Российской Федерации иностранную валюту в порядке авансовых платежей и предоплаты — по импорту воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов при условии, что в течение срока, не превышающего один год со дня перевода валютных средств, указанные объекты будут переданы резиденту.

При аренде резидентами у нерезидентов и нерезидентами у резидентов воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов и объектов космической инфраструктуры, а также любого движимого непотребляемого имущества (за исключением ценных бумаг) иностранная валюта может свободно переводиться из Российской Федерации и в Российскую Федерацию при условии, что не позднее 180 дней соответственно со дня перевода иностранной валюты из России или ее поступления перечисленные объекты будут переданы арендатору (соответственно резиденту или нерезиденту). При этом срок аренды не имеет значения.

Аналогичным образом в свободном режиме могут осуществляться переводы иностранной валюты в пользу юридических лиц — резидентов в оплату находящегося на территории Российской Федерации недвижимого имущества, признаваемого таковым по законодательству Российской Федерации, которое передается в собственность нерезидентам по договору купли — продажи или иным сделкам об отчуждении этого имущества.

Если недвижимое имущество (кроме воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов и объектов космической инфраструктуры), признаваемое таковым по законодательству Российской Федерации и находящееся на территории Российской Федерации, передается нерезидентам в аренду, то переводы иностранной валюты нерезидентами в пользу юридических лиц — резидентов в качестве арендной платы за арендованное имущество также осуществляются в свободном порядке.

Без разрешения Банка России производится возврат резидентам и нерезидентам перечисленных ими авансов и предоплаты, задатков по неисполненным договорам, ошибочно перечисленных сумм.

  1. К числу операций, осуществление которых не требует разрешения Банка России, отнесены и операции, связанные с получением резидентами и нерезидентами кредитов в иностранной валюте от уполномоченных банков на срок, превышающий 180 дней, на основании заключенных с уполномоченными банками кредитных договоров, а также операции по возврату уполномоченным банкам полученных от них резидентами и нерезидентами кредитов в иностранной валюте, включая проценты по ним и неустойку за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитным договорам.

Если в обеспечение исполнения своих обязательств по кредитному договору должник заключил договор поручительства с резидентом, то резидент — поручитель без разрешения Банка России может перевести иностранную валюту во исполнение своих обязательств по договору поручительства. Переводы резидентами иностранной валюты в пользу нерезидентов в порядке исполнения своих обязательств по договору поручительства в том случае, если должник — резидент не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по кредитному договору с нерезидентом, также осуществляются в свободном режиме.

Если в качестве обеспечения по кредитному договору должник — резидент передает уполномоченному банку в залог ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, и на них обращается взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации, то на продажу и покупку этих ценных бумаг не требуется разрешения Банка России.

  1. Резиденты могут покупать за иностранную валюту у уполномоченных банков векселя, выписанные этими банками в иностранной валюте, предъявлять их к оплате и получать платеж в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации.

Отчуждение резидентами векселей уполномоченным банкам, как выписавшим эти векселя, так и другим уполномоченным банкам, за иностранную валюту и за валюту Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном вексельным законодательством.

Резиденты могут приобретать и отчуждать через уполномоченные банки на организованном рынке ценных бумаг за иностранную валюту выпущенные резидентами эмиссионные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. Хранить указанные ценные бумаги и вести учет прав на них могут только резиденты — профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление депозитарной деятельности.

  1. Свободный режим осуществления валютных операций распространен и на расчеты по договорам морского агентирования.

Юридические лица — резиденты, являющиеся морскими агентами на основании договоров морского агентирования, заключенных с судовладельцами — нерезидентами, оказывают им услуги в морских портах Российской Федерации, в оплату за которые судовладельцы — нерезиденты переводят морским агентам иностранную валюту. В то же время морские агенты на основании посреднических договоров, заключенных ими с морскими администрациями портов, переводят им иностранную валюту в качестве портовых сборов за пребывание в российских портах иностранных судов.

  1. Расчеты, связанные с выплатами в иностранной валюте по страхованию и перестрахованию как в пользу резидентов в Российскую Федерацию, так и в пользу нерезидентов из Российской Федерации, осуществляются в свободном режиме только при условии, что срок действия договора не превышает пяти лет с даты его подписания.
  2. Физические лица — резиденты могут переводить за рубеж, в том числе на свои счета, открытые за пределами Российской Федерации в порядке, установленном Банком России, иностранную валюту на сумму, не превышающую 75 тыс. долл. в течение календарного года, для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.

В случае реализации физическим лицом — резидентом прав на ценные бумаги полученная иностранная валюта может переводиться в Российскую Федерацию. Физическое лицо — резидент может передать ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, по договору дарения. Кроме того, физические лица — резиденты могут переводить иностранную валюту из Российской Федерации на их счета, открытые в иностранных банках в порядке, установленном Банком России, а также с их счетов в иностранных банках в Российскую Федерацию.

Не требуют разрешения переводы физических лиц в иностранной валюте из Российской Федерации в пользу нерезидентов, деятельность которых связана с реализацией за рубежом физическим лицам товаров в розничной торговле, выполнением работ, оказанием услуг, в оплату за приобретаемые у этих нерезидентов товары, работы, услуги.

Физические лица — резиденты и нерезиденты могут покупать через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации иностранную валюту за счет средств на своих рублевых счетах в кредитных учреждениях, а также продавать иностранную валюту с банковских счетов в иностранной валюте, открытых на свое имя в уполномоченных банках.

  1. Как резиденты, так и нерезиденты могут покупать и продавать через уполномоченные банки иностранную валюту одного вида за иностранную валюту другого вида, курс которых к рублю котируется Банком России.
  2. Без разрешения Банка России могут осуществляться переводы из Российской Федерации иностранной валюты в оплату вступительных и членских взносов в международные неправительственные организации, а федеральными органами исполнительной власти — в оплату вступительных и членских взносов Российской Федерации в международные организации, членом которых она является; переводы нерезидентами иностранной валюты в качестве дара, пожертвований в пользу резидентов, причем в случае пожертвований, дара в пользу юридических лиц — резидентов им может быть передан чек, номинированный в иностранной валюте.

Из Российской Федерации резиденты могут переводить иностранную валюту в пользу нерезидентов в качестве оплаты за подписку на иностранные и иные периодические издания.

  1. Переводы неторгового характера, расширенный перечень которых дается в Положении Банка России N 152-П, также осуществляются в свободном режиме.

Следует иметь в виду, что все валютные операции осуществляются в безналичном порядке, должны иметь документальное подтверждение (перечень подтверждающих документов дается в Положении), подлежат учету в уполномоченных банках.

При осуществлении физическими лицами некоторых из перечисленных операций (в п.8.6 Положения), а также операций, сумма каждой из которых превышает в эквиваленте 10 000 долл. США, физические лица должны представлять свидетельство о постановке на налоговый учет.

Читать еще:  Основные направления в управлении капиталом

Операции связанные с движением капитала

Если оформленная сделка предусматривает превышение установленного срока поступления выручки для проведения текущих операций (90 дней) от даты таможенного оформления товаров на экспорт, экспортер до подписания контракта и паспорта сделки обращается в Банк России за получением лицензии на осуществление валютной операции, связанной с движением капитала. [c.749]

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся (1) прямые и портфельные инвестиции (2) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость (3) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) (4) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней (5) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. [c.601]

На протяжении всего периода деятельности Банка России этот порядок постоянно видоизменялся. С выходом Закона О валютном регулировании и валютном контроле Банк России подтвердил принятые ранее Госбанком СССР нормы о валютных операциях, связанных с движением капитала. Все расчеты в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами — юридическими лицами, не относящиеся к текущим валютным операциям, допускаются только с разрешения Банка России. Для некоторых видов расчетов между юридическими лицами-резидентами устанавливается свободный порядок их проведения. Эти случаи связаны с посредническими операциями во внешнеэкономической деятельности, представляют собой оплату услуг транспортных, страховых, экспедиторских организаций, предоставляемых при экспорте и импорте товаров, а также расчеты при получении и погашении коммерческого или банковского кредита. В иных ситуациях требуется разрешение Банка России. [c.602]

Так, изначально Банком России был установлен наиболее жесткий режим проведения валютных операций, связанных с движением капитала. За рядом исключений на каждую операцию резиденту необходимо было иметь разрешение Банка России. [c.602]

Во второй половине 90-х годов Банк России значительно либерализовал порядок проведения внешних расчетов и усовершенствовал процедуры выдачи разрешений на отдельные валютные операции, связанные с движением капитала. [c.603]

Затем на свободный режим переводится целый блок валютных операций, связанных с движением капитала (1) оплата вступительных и членских взносов в международных организациях, участником которых является Российская Федерация, и в международных неправительственных организациях (2) оплата участия в международных культурных мероприятиях, проводимых на территории иностранных государств (3) получение платежей от нерезидентов за их участие в культурных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации (4) получение некоммерческими организациями добровольных и безвозмездных пожертвований (5) расчеты по договорам страхования между резидентами и страховщиками-нерезидентами (6) оплата подписок на иностранные периодические издания (7) оплата нерезидентам обучения и лечения физических лиц (8) оплата расходов административных органов иностранных государств (9) получение резидентами—административными органами платежей от нерезидентов [c.603]

Таможенные органы принимают экспортируемые товары к оформлению только в случае предъявления паспорта сделки. Кроме этого, в рамках процедуры валютного контроля в ГТК рассматривают внешнеторговый контракт, оригинал грузовой таможенной декларации (ГТД) и лицензию Банка России (в случае осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, а также зачисления валютных средств на счета в иностранных банках). [c.613]

В чем различия между текущими валютными операциями и валютными операциями, связанными с движением капитала [c.621]

Функция регулирования валютных операций клиентов возложена на ЦБ РФ. Так, текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, а валютные операции, связанные с движением капитала, — в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ. [c.500]

Чем отличаются текущие валютные операции от валютных операций, связанных с движением капитала [c.504]

Ранее отмечалось, что валютные операции с иностранной валютой подразделяются на текущие и валютные операции, связанные с движением капитала. Регулирование деятельности банков по выполнению ими названных операций осуществляется не только внутренним российским законодательством, но и нормами международно-правовых обычаев, разработанных Международной торговой палатой. [c.391]

Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, установленном Центральным банком РФ. Так, Банк России выдает разрешения на вывоз капитала в целях участия в капитале банков и иных кредитно-финансовых учреждений за границей, как правило, уполномоченным российским банкам, имеющим генеральную лицензию. [c.391]

В соответствии с данным законом расчеты между резидентами по сделкам с ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. Операции же с ценными бумагами в иностранной валюте отнесены законом к «валютным операциям, связанным с движением капитала». Это означает, что резидент, который решил продать (приобрести) ценные бумаги в иностранной валюте, должен иметь специальное разрешение (лицензию) ЦБ РФ (Письмо Государственного банка СССР от 24.05.91 352). [c.205]

Какие операции с ценными бумагами отнесены к валютным операциям, связанным с движением капитала [c.207]

Министерство финансов РФ при подготовке и размещении таких займов должно исходить из приоритета заимствований Федерации, а орган исполнительной власти субъекта РФ обязан получить разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала. [c.217]

В рамках реализации валютной политики Центрального банка Национальный банк осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Контроль за соответствием проводимых в регионе резидентами и нерезидентами валютных операций действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России осуществляется путем проведения регулярных проверок. В пределах полномочий, предоставленных Банком России, Национальный банк выдает разрешения на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, которые могут быть им же аннулированы в случае необходимости. Ходатайства кредитных организаций на получение ими лицензий на осуществление валютных операций также рассматривает Национальный банк, дает по ним заключения и представляет в Банк России. В случае нарушения валютного законодательства Российской Федерации Национальный банк применяет к нарушителям штрафные санкции, а также иные меры, предусмотренные законодательством. [c.449]

Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ России. [c.208]

Разрешения на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала, выдаются ЦБ России в соответствии с положениями Банка «О выдаче территориальными учреждениями Центрального Банка Российской Федерации разрешений юридическим лицам-резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала» от 21 декабря 2000 г. № 129-П (в ред. указания ЦБ РФ от 10 сентября 2001 г. № 1030-У) и «О порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала» от 20 июля 1999 г. № 82-П. [c.209]

Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. При этом без ограничений осуществляются следующие валютные операции [c.398]

Раздел «Разрешение на предварительную оплату» заполняется в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотренная Контрактом предварительная оплата товаров требует получения разрешения на осуществление валютной операции, связанной с движением капитала. [c.432]

С конца 1950-х гг. большинство про-мышленно развитых стран начало смягчать и отменять валютные ограничения. Основные западноевропейские страны сняли валютные ограничения по текущим операциям платёжного баланса. Снятие ограничений на валютные операции, связанные с движением капитала, шло более медленно. [c.36]

Валютные операции, связанные с движением капитала, включают операции между резидентами и нерезидентами [c.654]

Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. [c.316]

С 1999 г. в Закон РФ О валютном регулировании и валютном контроле внесены изменения, касающиеся определения сроков осуществления текущих валютных операций при экспортно-импортных операциях. Согласно этим изменениям, платежи сроком свыше 90 дней отнесены к валютным операциям, связанным с движением капитала, требующим специального разрешения ЦБ РФ, [c.340]

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России. При этом такой вид операций, как предоставление и получе- [c.601]

Валютные операции подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. К текущим относятся переводы иностранной валюты в Россию и обратно для осуществления расчетов по внешней торговле, предоставление и получение кредитов на срок не более 180 дней, неторговые расчеты и др. С движением капитала связаны прямые инвестиции, портфельные инвестиции, предоставление и получение кредитов на срок свыше 180 дней и др. Текущие валютные операции осуществляются резидентами1 без ограничений, а валютные операции, связанные с движением капитала — в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. [c.348]

Текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала, порядок их проведения

Текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:

• осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг;

• осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг);

• перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям;
• операции неторгового характера.

К операциям неторгового характера относятся:

— перевод и получение денежных средств для выплаты заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также денежных средств по возмещению вреда;

— переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за пределами Республики Беларусь;

— перевод и получение денежных средств, входящих в состав наследства, и денежных средств, полученных от реализации наследственного имущества;

— перевод и получение денежных средств, связанные со смертью граждан, включая пособия и материальную помощь на погребение, транспортные и иные расходы;

— получение денежных компенсаций жертвами репрессий, членами их семей и наследниками;

Читать еще:  Валовое накопление капитала это

— переводы денежных средств, связанные с оплатой содержания дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь;

— получение денежных средств судами, международным арбитражным (третейским) судом, правоохранительными органами, государственными нотариальными конторами, нотариальными бюро, связанное с осуществлением их деятельности, а также государственными органами или иными организациями при совершении их должностными лицами нотариальных действий;

— перевод и получение денежных средств на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;

— переводы, связанные с уплатой регистрационных, вступительных, членских взносов в общественные, религиозные, международные организации, а также осуществление иных обязательных платежей в связи с участием в международных организациях;

— перевод и получение белорусских рублей, иностранной валюты, передача и получение иных валютных ценностей по договорам дарения (в том числе в виде пожертвований), договорам предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

— получение резидентами от нерезидентов валютных ценностей на хранение;

— переводы, связанные с уплатой налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей, установленных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств, а также их возврат;

—переводы, связанные с уплатой в патентные ведомства пошлин и иных платежей;

— перевод и получение денежных средств, связанные с участием в конференциях, семинарах, спортивных мероприятиях, выставках, ярмарках;

— переводы, связанные с возвратом ошибочно и (или) излишне перечисленных денежных средств;

— иные операции, перечень которых определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.

Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений, и для их проведения разрешений (лицензий) Национального банка не требуется.

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим.

Банк, получивший право на совершение операций в иностранной валюте (лицензию), выполняет функции агента валютного контроля за валютными операциями своих клиентов. Основой валютного законодательства Республики Беларусь является закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Органами валютного регулирования являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк. Органами валютного контроля определены Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

В соответствии с «Правилами проведения валютных операций» устанавливается следующий порядок их проведения:

• по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Национальным банком.

Регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), в день представления экспортером (импортером) (его уполномоченным представителем) документа (документов), посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора, путем проставления на таком документе (таких документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте — указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).

Для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых в соответствии с законодательством не производится, по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров за отчетный месяц в рамках одного внешнеторгового договора, экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем оформляется статистическая декларация, которая регистрируется должностными лицами таможенных органов и является документом валютного контроля внешнеторговых операций.

Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:

— при экспорте — не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии — не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

— при импорте — не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа. Резиденты обязаны в сроки, указанные в настоящем подпункте, обеспечить при импорте товаров их поступление на территорию Республики Беларусь.

Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь, осуществляются на основании разрешений Национального банка.

Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные сроки завершения внешнеторговых операций, то применяются правила таких международных договоров Республики Беларусь.

• субъекты валютных операций — резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Национального банка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие:

• приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

• приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

• приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

• расчеты по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему получение субъектом валютных операций — резидентом (кроме банка) объекта финансовой аренды (лизинга) в срок, превышающий 180 дней с даты осуществления первоначальной оплаты;

• размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передачу денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления;

• расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций — резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;

• получение кредитов и (или) займов при наличии хотя бы одного из следующих условий:

— процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает следующие уровни: при проведении операций в долларах США, евро — 14 процентов годовых; при проведении операций в иных иностранных валютах, белорусских рублях — увеличенный на 5 процентных пунктов размер ставки рефинансирования соответствующего центрального (национального) банка, действующей на дату получения кредита и (или) займа субъектом валютной операции — резидентом;

— процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и -(или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа) и размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают 0,01 процента за каждый день просрочки (3,65 процента годовых). Для расчета данного уровня в случае, если в договоре размер неустойки (штрафа, пени) выражен фиксированной суммой, осуществляется ее пересчет в процентное выражение;

—в договоре между субъектом валютных операций — резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));

— сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке;

— исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;

— кредитодатель или заимодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны);

• расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций — резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора перевода долга или уступки требования.

Банки осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

• на основании лицензий, выдаваемых Национальным банком, — валютные операции, являющиеся банковскими;

• на основании разрешений Национального банка следующие валютные операции:

— приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;

— переводы в пользу нерезидентов по обязательствам о приобретении резидентом в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу.

• без разрешений Национального банка — валютные операции:

— на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами — резидентами, непрерывно проживающими (находящимися) за пределами Республики Беларусь более одного года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь.

— на проведение юридическими лицами — резидентами и индивидуальными предпринимателями — резидентами следующих валютных операций, связанных с движением капитала:

• осуществление платежей нерезидентам по обязательствам, предусматривающим передачу резиденту имущества, находящегося на территории Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;

• продажа нерезиденту доли в уставном фонде или пая в имуществе резидента;

• осуществление операций с ценными бумагами, выпущенными резидентами;

• формирование уставного фонда юридического лица — резидента за счет вкладов нерезидентов в иностранной валюте, белорусских рублях либо в ценных бумагах в иностранной валюте, в ценных бумагах в белорусских рублях в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

• привлечение средств для покрытия дефицита республиканского бюджета и возврат этих средств в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

• привлечение средств под гарантии Правительства Республики Беларусь и возврат этих средств;

• привлечение средств в рамках межправительственных соглашений и возврат этих средств;

• осуществление иных платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга Республики Беларусь;

• осуществление операций, для которых Национальным банком установлен уведомительный и (или) регистрационный порядок их проведения;

• осуществление переводов денежных средств, связанных с приобретением конкурсных (тендерных) документов и участием в торгах (конкурсах, тендерах, аукционах);

• получение кредитов и (или) займов банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector