Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основателями концепции человеческого капитала являются

Основоположники теории человеческого капитала

Разработали теорию человеческого капитала сторонники свободной конкуренции и ценообразования в западной политической экономии американские экономисты Теодор Шульц и Гари Беккер. За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. К числу исследователей, внесших наибольший вклад в развитие теории человеческого капитала, относятся также М. Блауг, М. Гроссман, Дж. Минцер, М. Перлмен, Л. Туроу, Ф. Уэлч, Б. Чизуик, Дж. Кендрик, Р. Солоу, Р. Лукас, Ц. Грилихес, С. Фабрикант, И.Фишер, Э. Денисон и др. экономисты, социологи и историки. Вложил существенный вклад в создание теории и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г. Среди современных отечественных исследователей проблем человеческого капитала можно отметить С.А.Дятлова, Р.И.Капелюшникова, М.М.Критского, С.А.Курганского и других.

Концепция «человеческого капитала» базируется на двух самостоятельных теориях:

1) Теория «инвестиций в человека» была первой из представлений западных экономистов о воспроизводстве производительных способностей человека. Ее авторы – Ф.Махлуп (Принстонский университет), Б.Вейсброд (Висконсинский университет), Р.Уикстра (Колорадский университет), С.Боулс (Гарвардский университет), М.Блауг (Лондонский университет), Б.Флейшер (университет штата Огайо), Р.Кэмпбэлл и Б.Сиджел (Орегонский университет) и др. Экономисты этого течения исходят из кейнсианского постулата о всемогуществе инвестиций. Предметом исследования рассматриваемой концепции являются как внутренняя структура самого «человеческого капитала», так и специфические процессы его формирования и развития.

М.Блауг полагал, что человеческий капитал есть приведенная стоимость прошлых инвестиций в навыки людей, а не ценность людей самих по себе.
С точки зрения У.Боуэна — человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческий существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. Ф.Махлуп писал о том, что неусовершенствованный труд может отличаться от усовершенствованного, ставшего более производительным, благодоря вложениям, которую увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования и составляют человеческий капитал.

2)Авторами теории «производства человеческого капитала» являются Теодор Шульц и Йорем Бен-Порет (Чикагский университет), Гари Беккер и Джекоб Минцер (Колумбийский университет), Л.Туроу (Массачусетский технологический институт), Ричард Пэлмэн (Висконсинский университет), Цви Грилихес (Гарвардский университет) и др. Эту теорию считают основополагающей для западной экономической мысли.

Шульц (Schultz) Теодор-Уильям (1902-1998) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1979). Родился недалеко от г. Арлингтона (штат Южная Дакота, США). Учился в колледже, аспирантуре Висконсинского университета, где в 1930 г. получил ученую степень доктора наук по специальности «экономика сельского хозяйства». Преподавательскую деятельность начал в колледже штата Айова. Через четыре года возглавил кафедру экономической социологии. С 1943 г. и на протяжении почти сорока лет он — профессор экономики Чикагского университета. Деятельность преподавателя соединял с активной научно-исследовательской работой. В 1945 г. подготовил сборник с материалами конференции «Продовольствие для мира», в котором особенное внимание уделено факторам поставки продуктов питания, вопросам структуры и миграции сельскохозяйственной рабочей силы, профессиональной квалификации фермеров, технологии сельскохозяйственного производства и направлению инвестиций в фермерское хозяйство. В работе «Сельское хозяйство в нестабильной экономике» (1945) он выступил против неграмотного использования земли, поскольку это приводит к эрозии грунтов и другим негативным последствиям для аграрной экономики.

В 1949-1967 гг. Т.-В. Шульц — член совета директоров Национального бюро экономических исследований США, затем — экономический консультант Международного банка реконструкции и развития, Продовольственной и сельскохозяйственной организаций ООН (ФАО), нескольких государственных ведомств и организаций.

Среди его наиболее известных работ — «Производство и благополучие сельского хозяйства», «Преобразование традиционного сельского хозяйства» (1964), «Инвестиции в людей: экономика качества населения» (1981) и др.

Американская экономическая ассоциация наградила Т.-В. Шульца медалью имени Ф. Волкера. Он — почетный профессор Чикагского университета; ему присвоены почетные ученые степени Иллинойским, Висконсинским, Дижонским, Мичиганским, Северо-Каролинским университетами и Чилийским католическим университетом.

Согласно теории человеческого капитала в производстве взаимодействуют два фактора — физический капитал (средства производства) и человеческий капитал (приобретенные знания, навыки, энергия, которые могут быть использованы в производстве товаров и услуг). Люди затрачивают средства не только на мимолетные удовольствия, но и на денежные и неденежные доходы в будущем. В человеческий капитал направляются инвестиции. Это издержки на поддержание здоровья, на получение образования, издержки, связанные с поиском работы, получением необходимой информации, миграцией, профессиональной подготовкой на производстве. Величина человеческого капитала оценивается потенциальным доходом, который он способен дать.

Т.-В. Шульц утверждал, что человеческий капитал — это форма капитала, поскольку служит источником будущих заработков или будущих удовлетворений, или то и другое вместе взятое. А человеческим он становится потому, что он — составляющая часть человека.

По мнению ученого, человеческие ресурсы подобны, с одной стороны, природным ресурсам, а с другой — вещественному капиталу. Сразу после рождения человек, как и природные ресурсы, не приносит эффекта. Только после соответствующей «обработки» человек приобретает качества капитала. То есть с ростом издержек на улучшение качественного состояния рабочей силы труд как первичный фактор постепенно преобразуется в человеческий капитал. Т.-В. Шульц убежден, что с учетом вклада труда в выпуск продукции производственные возможности человека выше всех других форм богатства вместе взятых. Особенность этого капитала, по мнениию ученого, заключается в том, что независимо от источников формирования (собственных, государственных или частных) его использование контролируется самими собственниками.

Микроэкономический фундамент теории человеческого капитала был заложен Г.-С. Беккером.

Беккер (Becker) Гарри-Стэнли (род 1930) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1992). Родился в г. Потсвил (Пенсильвания, США). В 1948 учился в Высшей школе Дж. Мэдисона в Нью-Йорке. В 1951 г. окончил Принстонский университет. Его научная карьера связана с Колумбийским (1957-1969) и Чикагским университетами. В 1957 г. защитил докторскую диссертацию и стал профессором.

С 1970 г. Г.-С. Беккер работал заведующим кафедрой общественных наук и социологии в Чикагском университете. Преподавал в Гуверовском институте Стэнфордского университета. Сотрудничал с еженедельником «Business Week».

Он — активный сторонник рыночной экономики. В его наследии немало трудов: «Экономическая теория дискриминации» (1957), «Трактат о семье» (1985), «Теория рациональных ожиданий» (1988), «Человеческий капитал» (1990), «Рациональные ожидания и эффект цены потребления» (1991), «Фертильность и экономика» (1992), «Обучение, труд, качество рабочей силы и экономика» (1992) и др.

Сквозная идея трудов ученого заключается в том, что, принимая решения в своей повседневной жизни, человек руководствуется экономическими рассуждениями, хотя не всегда это осознает. Он утверждает, что рынок идей и мотивов функционирует по тем же закономерностям, что и рынок товаров: спрос и предложение, конкуренция. Это относится и к таким вопросам, как венчание, создание семьи, обучение, выбор профессии. Экономической оценке и измерению, по его мнению, поддаются и многие психологические явления, как, например, удовлетворенность-неудовлетворенность материальным положением, проявление зависти, альтруизма, эгоизма и др.

Оппоненты Г.-С. Беккера утверждают, что, акцентируя внимание на экономических расчетах, он приуменьшает значение моральных факторов. Однако на это у ученого есть ответ: моральные ценности у разных людей разные, и пройдет немало времени, пока они станут одинаковыми, если такое когда-либо будет возможным. Личную же экономическую выгоду стремится получить человек с любой моралью и интеллектуальным уровнем.

В 1987 г. Г.-С. Беккер был избран президентом Американской экономической ассоциации. Он — член Американской академии наук и искусств, Национальной академии наук США, Национальной академии образования США, национальных и международных обществ, редактор экономических журналов, а также почетный доктор Стэнфордского, Чикагского, Иллинойского, Еврейского университетов.

Отправным пунктом для Г.-С. Беккера было представление, что при вложении средств в профподготовку и образование ученики и их родители действуют рационально, учитывая все выгоды и издержки. Подобно «обычным» предпринимателям, они сравнивают ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами на банковских вкладах, дивидендами от ценных бумаг). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, они принимают решение: продолжать образование или прекратить его. Нормы отдачи являются регулятором распределения инвестиций между разными типами и уровнями обучения, а также между системой образования и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие — о переинвестировании.

Г.-С. Беккер осуществил практический расчет экономической эффективности образования. Например, доход от высшего образования определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто закончил колледж, и теми, кто не пошел дальше средней школы. Среди издержек на обучение главным элементом были признаны «утраченные заработки», то есть заработки, недополученные студентами за годы обучения. (По сути, утраченные заработки измеряют ценность времени студентов, затраченного на формирование ими своего человеческого капитала). Сопоставление выгод и издержек на образование дало возможность определить рентабельность вложений в человека.

Читать еще:  В полном товариществе образуется складочный капитал

Г.-С. Беккер считал, что низкоквалифицированный работник становится капиталистом не вследствие диффузии (распыления) собственности на акции корпораций (хотя такая точка зрения популярна). Происходит это путем приобретения знаний и квалификации, которые имеют экономическую ценность. Ученый был убежден, что необразованность — самый серьезный фактор, который сдерживает экономический рост.

Ученый настаивает на отличии между специальными и общими инвестициями в человека (и шире — между общими и специфическими ресурсами вообще). Специальная подготовка дает работнику знания и навыки, которые повышают будущую производительность ее получателя только в фирме, его обучающей (разные формы ротационных программ, ознакомление новичков со структурой и внутренним распорядком предприятия). В процессе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые повышают производительность ее получателя независимо от фирмы, на которой он работает (обучение работе на персональном компьютере).

По мнению Г.-С. Беккера, вложения в образование граждан, в медицинское обслуживание, в частности в детское, в социальные программы, направленные на сохранение, поддержку, пополнение кадров, равнозначны инвестированию в создание или приобретение новой техники или технологий, что в будущем возвращается такими же прибылями. Значит, согласно его теории, поддержка предпринимателями школ и вузов — не благотворительность, а забота о будущем государства

Как утверждает Г.-С. Беккер, общая подготовка определенным образом оплачивается самими работниками. Стремясь повысить свою квалификацию, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату, а позже имеют доход от общей подготовки. Ведь если бы обучение финансировали фирмы, то каждый раз при увольнении таких работников они избавлялись бы от своих вложений в них. И наоборот, специальная подготовка оплачивается фирмами, и они же получают доход от нее. При увольнении по инициативе фирмы издержки несли бы работники. В итоге общий человеческий капитал, как правило, вырабатывают особенные «фирмы» (школы, колледжи), а специальный — формируется непосредственно на рабочих местах.

Термин «специальный человеческий капитал» помог понять, почему работники с большим стажем работы на одном месте реже меняют место работы, и почему заполнение вакансий происходит в фирмах преимущественно путем внутренних передвижений по службе, а не путем найма на внешнем рынке.

Исследовав проблемы человеческого капитала, Г.-С. Беккер стал одним из основателей новых разделов экономической теории — экономики дискриминации, экономики внешнего хозяйствования, экономики преступления и др. Он перекинул «мостик» от экономики к социологии, демографии, криминалистике; первым внедрил принцип рационального и оптимального поведения в тех отраслях, где, как считали раньше исследователи, господствовали привычки и иррациональность.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 6952 ;

Обучение

Learning

Образование

Education

Исследования

Research

Комментарии

Commentaries

Статьи, книги, аналитика

Макроэкономика

Юрий Корчагин Как дышим в России Остались мы без футбола, без свободы перемещения, ограниченной опасениями коронавируса, с небольшими ожиданиями американских подвохов (больше никто такими подлостями не занимается, людям жизнь не отравляет. .

Экономика регионов

Кризис, санкции, а у Воронежской области за три квартала 2018 года 5,5% роста промышленного производства. Неплохо. Область в целом сравнительно успешно проходит период полисистемного кризиса в стране и международных санкций. Причем, тенденция стабильного роста ВРП, пусть и .

Человеческий капитал

Известно, что национальный человеческий капитал — главный драйвер и фактор процессов развития и роста экономики, общества и государства. Однако в последние десятилетия инвестиции в человеческий капитал снижались в долях ВВП. К тому же, они были в 2-3 раза и более ниже по .

Инвестиции и инновации

Под интеллектуальной собственностью в этом рейтинге понимаются изобретения (патенты), полезные модели и промышленные образцы. Их использование отражает в определенной степени научно-техническую креативность субъекта РФ, корпорации, фирмы, конкретного производства. В .

Кризисные явления в экономике

В условиях международных санкций каких-то особых тревожных опасений, ожиданий или даже разговоров насчет неких врагов в народе нет. Как жили, так и живем. Люди работают в обычном режиме, ежемесячно получают зарплату и пенсии. Магазины заполнены продовольствием и .

Региональные и муниципальные финансы

Долги регионов РФ велики. Они составляли на 1.01.2017г. по бюджетным кредитам 1,1 триллиона рублей, а всего — 2,2 трл руб. Долги весьма неравномерны и считать их необходимо на душу населения, тогда картина с долгами будет более ясной. Кто из губернаторов норовил жить в долг, а кто .

Бюджеты и межбюджетные отношения

Бюджетный упадок городов продолжается в 2016-2017 годах В рейтинге по бюджетной обеспеченности городов — миллионников за 2017 год лидеры — Ростов-на-Дону, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь. Самые бедные — Омск и Воронеж (см. рейтинг). В городах с низкой бюджетной обеспеченностью продолжают в первую очередь деградировать образование, культура, экология и инфраструктура, включая дороги. А бюджетно сильные города развиваются, хотя в связи с кризисом и у них проблем .

Инфляция

В годовом исчислении инфляция в стране составила в сентябре 2017г. Всего лишь 3% после 3,3% в августе, 3,9% в июле и 4,4% в июне. В целом годовая инфляция в РФ пока держится ниже целевого ориентира (таргета) Центробанка в 4% (к концу года). Высокая инфляция, а в пресловутых 90-х .

Информационные технологии и процессы в экономике и обществе

http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=183 В российской информационной системе, статистике, в средствах массовой информации наступили крутые перемены. И большинство из них со знаком минус. Словно ускоренно возвращаемся в советские времена по всем информационным .

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1. Финансовый рынок и место в нем рынка ценных бумаг Финансовый рынок — это рынок обращения финансовых активов. Действует он в форме совокупности кредитного рынка, рынка ценных бумаг (РЦБ), страхового рынка и других частных рынков, через которые происходит .

Информационно-инновационная экономика (экономика знаний)

Концепции, стратегии и программы развития России

Многие российские проблемы связаны с замедлением темпов роста ВВП. Всемирный банк прогнозирует рост ВВП РФ в 2018 году 1,7% ВВП. Standart & Poor’s Global .

Теория и практика государственного регулирования экономики

Мое поколение родилось и выросло в послевоенное время. Это было время восстановления страны, время быстрого роста экономики и одновременно время прекращения сталинских репрессий, освобождения людей от тотального страха перед ними, время хрущевской оттепели. Это .

Кризисы, финансы, экономика, развитие. Статьи ведущих экономистов РФ и наши комментарии.

Юрий Корчагин Когда надо было сохранять СССР? О прошлом, о распаде СССР возникают такие мысли и вопросы. Можно ли было сохранить СССР? И что для этого надо было сделать. Наиболее стабильным и растущим в части экономики СССР был в 1970-е годы. У СССР были союзники, и сам он .

Государственное регулирование экономики (учебное пособие). Логунов В.Н., Корчагин Ю.А.

ЛОГУНОВ В.Н., КОРЧАГИН Ю.А. Учебное пособие ББК 65.010.3 УДК ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики. — Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- 210с. .

Портреты вождей, злодеев и лидеров России ХХ века

20-02-2013 00:55:00 Маршал Жуков — о генералиссимусе Сталине «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» В мае 1956 года министр обороны СССР маршал Жуков подготовил текст доклада, с которым ему предстояло выступить на .

Разное

Юрий Корчагин Внутренние проблемы для россиян более важны, нежели мировые В международной политике пока затишье. И это хорошо во всех отношениях. В Сирии Асад руководит страной по пословице пан или пропал. Хватит у него сил удержаться прочно во власти, то останется .

Корчагин Ю.А. Экономика регионов и региональное развитие

Согласно публичному заявлению губернатора Алексея Гордеева, в стране сложилась «дефективная система госуправления», которая «не способна противостоять коррупционным явлениям». Критика его коснулась в основном Правительства РФ. В то время как система управления страной полностью зависит от высшей власти — от Президента РФ. В частности, премьера подбирает Президент РФ, утверждает основных министров также он. Президент и ответственен за эффективность системы управления в .

Деньги, кредит, банки. Корчагин Ю.А. Учебное пособие.

УДК 336.7(075.8) ББК 65.262(2Рос)я73 К 72 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор И. П. Богомолова; доктор экономических наук, профессор А.Н. Полозова. К 72 Корчагин Ю. А. Деньги Кредит Банки: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. — .

Учебные пособия, конспекты лекций, методические указания

7.1. Общие сведения Динамические методы инвестиционного анализа учитывают динамику поступлений (доходов) и выплат (инвестиций) во времени. Делается это с помощью метода сложных процентов и дисконтирования платежей к одному и тому же моменту времени. Однако и эти методы ограниченны. Так самые первые поступления не совсем правильно приравнивать к самым последним. Первые поступления можно уже как-то использовать, в т.ч. в качестве инвестиций. А последние так использовать невозможно. .

Читать еще:  Капитальные и операционные затраты

Основателями концепции человеческого капитала являются

Основные этапы развития теории капитала в работах известных экономистов (формирование концепции человеческого капитала) [c.552]

Глава 8 Концепция человеческого капитала [c.108]

В настоящее время все большее распространение в управлении персоналом получает концепция человеческого капитала. Основоположниками этой концепции считаются два экономиста Чикагской школы, получившие мировое признание, лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гари Беккер. Они рассматривали инвестиции в развитие и обучение персонала как наиболее эффективное помещение капитала, которое приносит достаточно высокую прибыль. [c.9]

В чем суть концепции человеческого капитала [c.19]

Становление и развитие общественного производства человеческих сил и способностей начинают во вое большей степени опосредоваться денежными отношениями. Отныне развитие человеческой личности сопряжено со значительными денежными затратами. Человеческая личность начинает рассматриваться как сфера приложения капитала. Не случайно экономисты, начиная с У. Петти, рассматривают навыки и знания рабочего как важный элемент национального богатства. Но особенно большое развитие концепция человеческого капитала получает в XX в., в эпоху становления я развития научно-технической революции, когда корпорации и государство уже прямо и непосредственно начинают участвовать в воспроизводстве человеческих сил и способностей. [c.22]

Для менеджмента личность человека как объект и субъект управления важна с точки зрения поведения его на работе, общения с сотрудниками, отношения к делу, способностей, опыта, порядочности, честности и других черт характера. Не случайно в менеджменте разработаны концепции человеческого капитала, человеческих отношений и поведенческая. [c.22]

Данным проблемам посвящены труды многих отечественных авторов, хотя в дореформенный период работы, посвященные концепции человеческого капитала, в большинстве случаев подвергались критике. Однако в данных трудах широко проанализирована категория человеческий капитал и предопределена вероятность (возможность) развития множества направлений науки, которые рассматривают далеко не последнее место человека в экономической системе. [c.666]

Подмастерьям обычно платят мало. Используя концепцию человеческого капитала, объясните это явление. [c.319]

Концепция человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал, их типы. Виды затрат, связанных с инвестициями в человеческие ресурсы. Инвестирование в образование. [c.135]

Данная глава рассматривает оба вышеозначенных подхода к концепции человеческого капитала. Социологические воззрения на роль образования в обществе будут представлены в первом параграфе настоящей главы, далее же мы рассмотрим экономическую интерпретацию концепции человеческого капитала. Завершит главу общий анализ теоретических (экономических и социологических) подходов к изучению воспроизводства человеческого капитала. [c.44]

Главным действующим лицом в концепции человеческого капитала, как и в других теориях классического экономического анализа, является рациональный индивид, пытающийся максимизировать свои чистые (нетто-) доходы за весь период жизненного цикла, а центральными понятиями, соответственно, становятся «ценность» и «время». [c.50]

Следует отметить несколько спорных моментов, вызвавших критику концепции человеческого капитала [18 201] [c.51]

В данной работе была представлена попытка разобраться в причинах воспроизводства неравенства через систему образования. Для этого мы обратились к концепции человеческого капитала, предложенной экономистами. [c.82]

Сторонники концепции человеческого капитала стремятся объяснять различия в заработках такими традиционно-экономическими причинами, как уровень образования, качество обучения, возраст, объем производственного опыта, продолжительность рабочего времени и т.п. В основном это факторы, находящиеся под контролем самого индивидуума. Он сам может решать, каким будет его образование, сколько и с какой интенсивностью трудиться в течение года, стоит ли повышать квалификацию и т.д. Уровень заработной платы работника оказывается в зависимости от его собственных усилий и от величины накопленных им знаний, навыков и способностей. Приверженцы теории человеческого капитала делают упор на рациональности поведения индивида, подчеркивая момент свободы выбора при определении им величины своего будущего дохода. [c.47]

Капелюшников Р.И. Концепция человеческого капитала критика современной буржуазной политической экономии. М., 1977. [c.13]

Теория человеческого капитала — концепция, рассматривающая человеческую составляющую организации в терминах стоимости и цены. Технология — способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации. [c.549]

Растущие социальные обязательства, а также зависимость экономического и социального прогресса от научного знания, накопления человеческого капитала, уровня развития инфраструктурных отраслей приводили к постоянному увеличению расходов государства на широкий круг услуг, прежде всего науку, образование, здравоохранение, социальное обслуживание и вспомоществование. В 60—70 годы воздействие государства на услуги многократно возросло в связи с усилением его экономических функций и увеличением бюджетных расходов на образование, здравоохранение и другие социальные цели в контексте концепции и программ государства благосостояния . В США, например, с 1955 по 1970 г. доля образования и здравоохранения в общих бюджетных расходах увеличилась с 14,5 до 20,8%. [c.162]

Понятие человеческий капитал стало употребляться тогда, когда менеджеры осознали важный факт основным богатством, способным что-либо произвести, являются люди. Самые современные концепции менеджмента уделяют основное внимание вложению капиталовложений в человеческие ресурсы как наиболее выгодному по [c.44]

В Концепции отмечается, что в современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран/При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Понятие, виды и теории человеческого капитала

Содержание:

Понятие человеческого капитала

Появление теории человеческого капитала обусловлено необходимостью более детального понимания функционирования факторов производства, в частности, необычайно высокой доли изменений совокупного производства, не обусловленной количественным приростом задействованных факторов производства – капитала и труда, а также необходимостью выдвинуть универсальное определение феномена неравенства доходов.

Экономический подход к поведению человека получил свое распространение благодаря – Т. Шульцу и Г. Беккеру, двум нобелевским лауреатам. Понятие «человеческий капитал» было введено в научный оборот как совокупность навыков, качеств, знаний и способностей человека, которые используются им в потребительских либо производственных (для получения дохода) целях. Данный капитал называется человеческим, так как воплощен в личности человека; он выступает капиталом, так как служит источником либо будущих доходов, либо будущего потребления, или и того, и другого одновременно.

Так же, как и физический капитал, человеческий капитал является благом длительного использования, но он может устаревать морально, изнашиваться физически, причем устаревать морально он может еще до того момента, как произойдет его физический износ, ценность человеческого капитала может падать и расти в зависимости от изменений в предложении взаимодополняющих (комплементарных) факторов производства и в уровне спроса на их совместную продукцию.

Отличие физического капитала от человеческого капитала заключается в неотделимости от носителя. Носитель человеческого капитала самостоятельно не может выступать предметом купли-продажи, по крайней мере, в современное время. Человеческий капитал можно лишь арендовать, то есть привлечь по договору трудового найма к работе.

Виды человеческого капитала

Выделяют следующие виды человеческого капитала:

  • Общий человеческий капитал – это навыки и знания без отношения к тому, где они были приобретены, они могут быть применены и на иных рабочих местах.
  • Специфический человеческий капитал – это навыки и знания, которые имеют ценность там, где они были приобретены.

Производство всей совокупности человеческого капитала обеспечивается системой формального образования, в том числе специальное и общее образование, которое улучшает качество, повышает запас и уровень знаний человека. Специфический человеческий капитал формируется посредством расходов на образование для подготовки специалистов на рабочих местах непосредственно.

Человеческий капитал может быть отрицательным и положительным:

  • Отрицательный человеческий капитал – это часть накопленного капитала, которая не дает какой-то полезной отдачи от затраченных инвестиций.
  • Положительный человеческий капитал — это накопленный человеческий капитал, который обеспечивает полезную отдачу от затраченных инвестиций.

Накопление человеческого капитала находится в зависимости от уровня человеческого потенциала в данном обществе. Для его оценки применяется широко используемый в настоящее время индекс — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), характеризующий различные стороны развития общества. Индекс развития человеческого потенциала государства или региона характеризует три наиболее значимых фактора жизни:

Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала основывается на достижениях неокейнсианства, неоклассической теории, институциональной теории и ряде иных экономических теорий, которые признают то обстоятельство, что люди для общества представляют такой же капитал, как и машины, оборудование. Теория человеческого капитала отмечает тот факт, что там, где выше количество и качество человеческого капитала, концентрируются соответственно физический и финансовый капиталы. А там, где за столетия сформировался человеческий капитал невысокого качества, не поможет даже и его большое количество.

Читать еще:  Роль государства в чистом капитализме

Важная роль в развитии теории человеческого капитала принадлежит лауреату Нобелевской премии, американскому ученому, Г. Беккеру, вклад которого заключается в усилении ее теоретического обоснования с точки зрения микроэкономического анализа и значительном увеличении возможностей ее практического использования.

Гэри Беккер родился в 1930 г. в штате Пенсильвания, Потстауне. После окончания Принстонского университета в 1951 г. работал в Колумбийском, Принстонском университетах. В Чикаго в 1955 г. получил степень доктора. После 1969 г. являлся профессором Чикагского университета, сотрудником Гуверовского института революции, войны и мира при Стэнфордском университете. В 1992 гг., занимая должность профессора экономики и социологии Чикагского университета, Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение».

Г. Беккер выступил основателем целого спектра новых разделов экономической теории – теории человеческого капитала, экономики дискриминации, экономики домашнего хозяйства, экономики преступности и т.д. Исследования Беккера в сфере экономического анализа семьи стали называть «новой теорией потребления».

Г. Беккер представил микроэкономический базис теории человеческого капитала в своей фундаментальной работе «Human Capital», 1962 г. Сформулированная в ней модель выступила основой для последующих разработок в данной области. В представлении Беккера каждый работник может рассматриваться в качестве комбинации одной единицы простого труда и некоторого количества, заложенного в нем «человеческого капитала», соответственно его доход (заработная плата) – как комбинация рыночной цены простого труда и дохода от инвестиций, вложенных в человека.

Сумма прямых денежных затрат на доход и образование, недополученных за время, которое было затрачено на обучение, составляют сумму инвестиций в человеческий капитал. Беккер раскрыл возможность определения прибыльности такого рода инвестиций как с позиций отдельного человека, так и общества в совокупности, рассматривая данный процесс аналогично нормам прибыли на капитал.

Для оценки уровня экономической эффективности полученного образования для самого работника дополнительный доход от полученного высшего образования вычисляется следующим образом: из доходов тех, кто закончил колледж, отнимались доходы сотрудников со средним общим образованием. Образование является прибыльным для работника лишь в том случае, если разность между реальной стоимостью затрат и дополнительным доходом составляет величину положительную.

Поэтому, нормы отдачи являются регулятором распределения инвестиций между различными уровнями и типами образования. Низкие нормы отдачи говорят о переинвестировании, высокие – о недоинвестировании.

Т. Шульц, лауреат Нобелевской премии, Американский ученый, при исследовании проблем восстановления экономики после войны, пришел к выводу, что скорость восстановления в различных странах связана была с образованием и здоровьем населения. Т.Шульц доказал тот факт, что человеческий капитал имеет необходимые признаки производительного характера, может воспроизводиться и накапливаться. Образование делает сотрудников более производительными, а хороший уровень здравоохранения сохраняет инвестиции в образование и предоставляет возможность производить.

Г. Беккеру и Т. Шульцу принадлежат заслуги популяризации идеи человеческого капитала, их разработки дали толчок большому количеству исследований и стали толчком активной деятельности по мотивации инвестиций в техническое и профессиональное образование со стороны международных финансовых институтов.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Теория — человеческий капитал

Теория человеческого капитала — предполагает, что затраты на образование, подготовку и переподготовку рабочей силы следует рассматривать не в качестве издержек производства, а в качестве производительных инвестиций. [1]

Теория человеческого капитала ( theory of human capital) — концепция, согласно которой различия в заработной плате являются следствием различий в инвестициях в человеческий капитал, а доходы низкооплачиваемых рабочих повышаются в результате увеличения объема таких инвестиций. [2]

Теория человеческого капитала — предполагает, что затраты на образование, подготовку и переподготовку рабочей силы следует рассматривать не в качестве издержек производства, а в качестве производительных инвестиций. [3]

Теория человеческого капитала — концепция, рассматривающая человеческую составляющую организации в терминах стоимости и цены. Технология — способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации. [4]

Автор теории человеческого капитала , а также ряда других концепций, распространивших принципы теоретического экономического анализа на такие аспекты человеческого поведения, которыми занимаются социология, демография, криминалистика. Закончил Принстонский ( 1951), затем Чикагский ( 1953) университеты, докторская степень — 1955 г. Почетный доктор Еврейского университета в Иерусалиме. [5]

В основу теории человеческого капитала положен экономический подход к человеческому поведению, который базируется на гипотезе рациональных ожиданий. Согласно этой гипотезе, человек при принятии решений исходит из принципа экономической целесообразности. Суть теории человеческого капитала в том, что люди способны воспринимать значительные объемы информации, однако сами по себе новые знания, навыки и способности еще не являются человеческим капиталом. Чтобы стать капиталом, они должны приносить доход. На уровне индивида в форме такого дохода выступает заработная плата, а на уровне предприятия — прибыль от результатов деятельности. [6]

Таким образом, теория человеческого капитала объясняет различия не только в структуре оплаты труда, но и в интенсивности трудовой мобильности. [7]

И хотя сегодня теория человеческого капитала подвергается критике, тем не менее, каждая развитая страна рассматривает образование как основное средство поддержания или восстановления экономического роста и конкурентоспособности. [8]

Принятая современной экономической наукой теория человеческого капитала рассматривает квалифицированного работника как капитал, а вложение в его образование — как средство накопления этого капитала. [9]

Несмотря на шумный успех теории человеческого капитала в западном научном сообществе, нужно отметить, что многие связи, с помощью которых она объясняет распределение работников по рабочим местам, могут быть поставлены под сомнение. Инвестирование в образование вызвано не только заботой о материальном благосостоянии, оно в сильной степени свидетельствует о стремлении к повышению социального статуса, вхождению в состав определенных групп. Связь между вложением в сигналы ( дипломы, лицензии) и уровнем производительности далеко не прямолинейна. Производительность, в свою очередь, не всегда способна повлиять на оплату, которая все чаще фиксируется, привязывается к данным рабочим местам. Да и степень дифференцирующего воздействия образования на получаемые доходы в принципе не так уж ясна. Обстоятельное исследование этого вопроса, проведенное в 60 — х годах американской группой К. Нелегко также сопоставлять результирующее воздействие разных видов обучения. [10]

Главным содержанием, зерном теории человеческого капитала является обоснование и признание человека как объекта капитальных вложений, как объекта экономической деятельности. Дело в том, что капитальные вложения в человека столь же прибыльны ( если не больше), как и инвестиции в любой другой фактор производства. [11]

Состояние здоровья также трактуется R теории человеческого капитала как некий капитальный запас — частью унаследованный, частью благоприобретенный. В течение жизни человека происходит износ этого капитала, ускоряющийся с возрастом. Смерть понимается как полный износ фонда здоровья. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлять этот процесс. Поэтому продолжительность жизни человека оказывается в значительной мере результатом его собственного выбора. В рамках теории человеческого капитала большинство смертей предстают как самоубийства — в том смысле, что они могли бы быть отсрочены, если бы больше ресурсов вкладывалось в продление жизни. [12]

Одна из наиболее интересных и известных попыток использования теории человеческого капитала на корпоративном уровне — концепция Анализ человеческих ресурсов — АЧР ( Human Resources Accounting), предложенная Эриком Флэмхольцем еще в начале 60 — х годов. [13]

Один из вариантов оценки эффективности может быть основан на теории человеческого капитала , в соответствии с которой знания и квалификация наемных работников рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков — инвестиции в него. [14]

В качестве своеобразного варианта вымысла о демократизации капитала выступает и теория человеческого капитала , которая в настоящее время признается большинством буржуазных экономистов. Под человеческим капиталом подразумеваются знания, навыки и способности человека, которые ведут к росту производительности труда и являются источником будущих заработков. Объединив под одной рубрикой физический и человеческий капитал, буржуазные экономисты пытаются замаскировать антагонистические противоречия между трудом и капиталом, изобразить капиталистическое производство как гармоничное взаимодействие двух видов капитала, а капиталистическое общество — как состоящее из одних капиталистов. [15]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector