Правовое регулирование капитального строительства
Налоги и Право
повышение юридических знаний
Правовое регулирование строительства
Строительная деятельность может быть определена как деятельность по созданию новых зданий, сооружений, иных объектов строительства, а также расширению и реконструкции существующих предприятий, зданий и сооружений.
В строительной деятельности в широком смысле, в строительном процессе участвуют не только собственно строители, но и заказчики, проектировщики, инвесторы.
Строительная деятельность в узком смысле – это деятельность только строительных организаций по возведению различных объектов и разнообразные связанные с этим виды строительных работ.
- Строительное законодательство. Для строительного законодательства характерен большой объем нормативного материала. При этом собственно правовые нормы тесно переплетены с нормами технического характера. Они нередко включаются в единые нормативные документы. Наиболее характерный пример такого рода – СНиП (Строительные нормы и правила). Это свод общих норм и требований к организации строительного производства, проектированию объектов и ведению строительных работ. В СНиПах есть и правовые и технические нормы. Важно учесть, что соблюдение СНиПов всеми участниками строительного процесса является их юридической обязанностью.
- территориального планирования,
- градостроительного зонирования,
- планировки территории,
- инженерных изысканий,
- архитектурно-строительного проектирования,
- строительства объектов капитального строительства,
- реконструкции объектов капитального строительства,
- капитального ремонта, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Подряд
Цена в договоре — это размер денежных средств, подлежащих уплате инвестором для строительства (создания) объекта. Она может быть определена как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта и денежных средств на оплату услуг заказчика.
Если инвестор является застройщиком, то инвестиционный контракт на строительство объекта недвижимости может заключаться инвестором-застройщиком с местными органами власти. Такой контракт содержит, как правило, два основных условия его реализации:
обязанность инвестора инвестировать строительство;
право инвестора (после произведенных инвестиций) оформить в собственность построенный объект.
Эскроу — депонирование одним лицом денежных средств или иных активов у третьего лица для выплаты или передачи определенному лицу при выполнении определенных условий.
Если говорить простыми словами, то договор условного депонирования представляет собой комплексный сервис, в рамках которого эскроу-агент (специальное агентство или адвокат с соответствующей лицензией) не только проводит расчёты между сторонами сделки (например, по покупке недвижимости), но и обеспечивает её чистоту, страхование и т.п. – в общем, делает жизнь сторон комфортнее и спокойнее.
К существенным условиям договора (эскроу) необходимо отнести объекты, к ним относятся: движимые вещи, такие как: наличные деньги, документарные ценные бумаги и документы, безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги.
Стоит отметить, что в отличие от договора счёта эскроу, заключаемого между банком и владельцем счёта, в договоре условного депонирования изначально три стороны: «договор эскроу заключается между депонентом, бенефициаром и эскроу-агентом». Отсюда, в частности, специфика процедуры отказа от договора (ст.926.8 ГК РФ), это также является существенной стороной договора.
Залог
Вопрос применения залога в настоящее время урегулирован в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ.
Если до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства имущество, было передано в залог в качестве обеспечения обязательств застройщика по целевому кредиту на строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входят объекты долевого строительства, привлечение застройщиком денежных средств участников долевого строительства
1) залогодержателем имущества, является банк;
2) получено согласие на удовлетворение своих требований за счет заложенного имущества, а также согласие на прекращение права залога на объекты долевого строительства;
3) целевой кредит на строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с условиями договора, заключенного между застройщиком и банком, может быть использован только установленные законом цели.
При возникновении судебных споров фактически возникает вопрос о прекращении предмета залога. В качестве примера можно назвать Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 24.12.2014 по делу N 33-7605/2014.
При государственной регистрации права собственности застройщика на объект незавершенного строительства такой объект незавершенного строительства считается находящимся в залоге у участников долевого строительства с момента государственной регистрации права собственности застройщика на такой объект (ч. 2 ст. 13 Федерального закона).
Правовое регулирование строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства.
Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, а также объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек [1] .
Органы строительного контроля и надзора. Правовое регулирование их деятельности.
Государственный строительный надзор устанавливается Градостроительным кодексом (статья 54) и осуществляется на основе Положения, утверждённого Правительством РФ [1] .
В зависимости от вида объекта строительства надзор подразделяется на федеральный и региональный. Федеральный надзор уполномочены выполнять Ростехнадзор, МО РФ, ФСБ, ФСО, «Росатом»; региональный — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Понятие, предмет, метод, источники и система административного права.
Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
методы:
1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;
2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;
3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях,
Предметом административного права являются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.
К числу правовых источников административного права относятся:
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы; федеральные законы;
- постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
- правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
- нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:
- законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
- правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.
Административное наказание и его виды
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Структура нормативной базы в области управленческой и предпринимательской деятельности в строительстве
Категории земель и их значение.
Распределение земель по категориям в Российской Федерации видно из следующих полученных данных из государственной статистической отчетности земельного фонда Российской Федерации и составляет 1709,8 млн. Га без учета внутренних морских вод и территориального моря:
— земли лесного фонда – 64,8% (1108,5 млн.Га);
— земли сельскохозяйственного назначения – 23,4% (400,0 млн.Га);
— земли запаса – 6% (102,3 млн.Га);
— земли особо охраняемых природных территорий – 2,0% (34,8 млн.Га);
— земли водного фонда – 1,6% (28,0 млн.Га);
— земли населенных пунктов – 1,2% (19,5 млн.Га);
— земли промышленного и иного специального назначения – 1,0% (16,7 млн.Га
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 594 ;
Особенности правового регулирования вопросов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов
Регулирование и особенности проведения капитального ремонта МКД
Нормативно-правовое регулирование капитального ремонта
Порядок организации реконструкции и капитального ремонта объектов недвижимости различного функционального назначения главным образом регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-Ф и Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, а также разными нормативными актами. В частности, Правительство Российской Федерации приняло ряд целевых программ, которые направлены на повышение качества объектов недвижимости различного функционального назначения:
— на объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов: — «Адресная инвестиционная программа» на 2017-2020 годы
— на объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения): — Программа «Жилище» на 2018-2020 годы
— на линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и т.д.).
Понятие капитального ремонта
Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов являются частным случаем капитального ремонта зданий – объектов капитального строительства. Возникающие в процессе капитального ремонта отношения отнесены к градостроительным и регулируются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, под капитальным ремонтом объектов капитального строительства, понимается – «замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов».
Поддержание в работоспособном состоянии объектов капитального строительства и сооружений коммунальной инфраструктуры является актуальной задачей для любого региона нашей страны. Для этой цели государство выделяет значительные бюджетные ассигнования, аккумулирующиеся через различные региональные и федеральные программы на ремонт (или реконструкции) зданий и сооружений, находящихся на балансе бюджетных организаций (школы, больницы, детские сады и т.д.). Как правило, для участия в такой программе муниципальное образование, где расположен объект для финансирования, собирает необходимый пакет документов и направляет его в региональную государственную экспертизу для их проверки.
Какие виды износа зданий существуют в целях осуществления капитального ремонта?
В настоящее время сфера строительства имеет значительный потенциал для развития. Строительная отрасль включает в себя не только возведение новых зданий и сооружений, но также и поддержание существующего жилищного фонда в надлежащем состоянии. Существует два типа износа зданий и сооружений:
Под физическим износом здания понимается ухудшение технического состояния элементов конструкций, а также потеря первоначальных эксплуатационных качеств, и, как следствие снижение стоимости объекта недвижимости. При капитальном ремонте зданий в сменяемых конструкциях физический износ устраняется, а в несменяемых — только уменьшается, так как несменяемые конструкции по физическому износу ремонтироваться не могут, а проводимые в них ремонтные работы носят восстановительный характер.
В основу нормативных документов по определению величины физического износа положены соотношения физического износа и стоимости необходимого на восстановление ремонта. В результате капитального и текущего ремонтов темпы роста физического износа снижаются. Износ зданий происходит наиболее интенсивно впервые 20-30 лет и после 90-100 лет.
Под моральным износом понимается снижение стоимости зданий или сооружений, которые обусловлены внедрением инновационных инженерных и информационных решений.
При определенном проценте физического износа возникает необходимость проведения капитального ремонта здания. Рассмотрим порядок проведения капительного ремонта многоквартирного дома.
Типы капитального ремонта
Существует два типа капитального ремонта:
При комплексном капитальном ремонте производиться замена конструктива здания, инженерных систем (сетей) и их усовершенствование, тем самым понижается процент как физического, так и морального износа.
Виды работ капитального ремонта
При выборочном капительном ремонте могут проводиться отдельные виды работ, такие как:
— усиление чердачных и межэтажных перекрытий;
— ремонт и/или утепление фасада МКД;
— усиление ограждающих несущих конструкций;
— ремонт отдельных частей фундамента здания МКД;
— ремонт внутридомовых инженерных сетей;
— замена лифтового оборудования;
Проведение того или иного типа капитально ремонта – существует определенный порядок подготовки, проведения и приемки-сдачи работ по капитальному ремонту МКД:
— изучение нормативно-правовой базы;
— формирование краткосрочной программы капитального ремонта многоквартирного дома;
— предпроектная подготовка объектов;
— выбор и заключение договора с подрядной организацией для проведения ремонтно-строительных работ.
На чьи средства осуществляется капитальный ремонт многоквартирных домов?
На федеральном уровне установлена возможность предоставления финансовой помощи на проведение капремонта за счет средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Этот фонд действует на основании закона РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Условия предоставления финансовой помощи определены постановлением Правительства РФ от 17.01.2017 № 18. Существует также множество СНИПов, государственных стандартов, в соответствии с которыми выполняются работы.
Регионы могут расширять перечень работ по капитальному ремонту, отличающийся от минимального, установленного Жилищным кодексом и устанавливать правила, влияющие на порядок его организации. В частности на региональном уровне могут нормативно – правовые акты, связанные с осуществлением и оплатой капитального ремонта в регионе, например, в Кемеровской области приняты следующие нормативно – правовые акты на уровне региональных органов власти:
— Постановление Администрации Кемеровской области «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» от «30» декабря 2013г. № 671;
— Постановление Администрации Кемеровской области «Об утверждении Порядка выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме и Порядка использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации от «26» декабря 2013 г. № 612;
— Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.03.2016 № 95 «Об утверждении Порядка и условий освобождения отдельных категорий собственников жилых помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме»;
— Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014-2043 годы и другие.
Таким образом, вопросы нормативного регулирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подведомственно по мимо федеральных, региональным органам власти. Основными же нормативно правовыми актами, регулирующими отношения в области капитального ремонта являются жилищный и градостроительный кодексы РФ.
Государственное регулирование строительной деятельности в РФ
Лицензии — это тоже плохо, потому что они являются административными механизмами.
Государственное регулирование строительной деятельности в РФ − это систематизированная управленческая деятельность уполномоченных государственных органов, занимающихся упорядочиванием экономических отношений в строительстве и защищающих все интересы участников договорных отношений. В этой публикации мы рассмотрим государственное регулирование строительной деятельности в РФ, с учетом Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вначале давайте коротко охарактеризуем государственное регулирование строительной деятельности в РФ. Прежде всего, это:
- Нормативно-правовое регулирование;
- Градостроительное регулирование,
- Техническое регулирование,
- Государственный строительный контроль и надзор.
Причем в каждом регулировании существуют свои разработки правовых норм. К примеру, государственное регулирование строительной деятельности в РФ в области градостроения полностью ориентируется на Градостроительный кодекс РФ, поэтому все градостроительные отношения между участниками проекта привязаны к развитию городских и пригородных территорий, а также к деятельности людей на этих территориях. Отношения эти включают предупреждение ЧС и меры по их ликвидации, даже в случае, если какие-то ситуации не урегулированы еще нашим законодательством. Само градостроительное регулирование включает в себя:
- территориального планирования,
- градостроительного зонирования,
- планировки территории,
- инженерных изысканий,
- архитектурно-строительного проектирования,
- строительства объектов капитального строительства,
- реконструкции объектов капитального строительства,
- капитального ремонта, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Государственное регулирование строительной деятельности в РФ в части градостроения предполагает приобретение строительной компанией статуса СРО и контроль за деятельностью Генерального подрядчика. Порядок осуществления государственного надзора, нами уже рассматривался. Вся информация хранится в «Энциклопедии строительства», которая доступна любому желающему в онлайн режиме.
Техническое регулирование и стандартизация в рамках государственного регулирования строительной деятельности в РФ устанавливаются на основе обязательных технических регламентов и добровольных нормах СРО. Напомним читателю, что технический регламент принимается на основе какого-либо из документов: ратифицированным международным договором РФ, межправительственным соглашением, федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам строительства, в том числе зданиям, строениям и сооружениям Или к связанным с техническими требованиями регламента процессам проектирования, инженерного изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
- Само по себе техническое регулирование — это правовое регулирование отношений всех участников проекта и, одновременно, оценка соответствия проекта исполнению обязательных государственных технических требований. Государственное регулирование строительной деятельности в РФ в части технического регулирования включает в себя перечень необходимой документации, среди которых есть стандарты, своды правил, СНиПы, постановления Минстроя и т.д.
Контроль и надзор за строительной деятельностью осуществляют федеральные органы исполнительной власти. В настоящее время это − Министерство регионального развития РФ, которое уполномочено реализовывать и проверять выработке государственных решений в области строительства с 28.09.2004 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 501 «Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации». Также могут контролировать и инспектировать строительную деятельность:
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,
- Министерство обороны Российской Федерации,
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации,
- Федеральная служба охраны Российской Федерации,
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как видите, строительная деятельность, без соответствующих допусков, выданных саморегулируемой организацией (СРО), не будет являться законной. Это предусматривает государственное регулирование строительной деятельности в РФ, а также градостроительная документация по планировке территории для размещения объектов капитального строительства. Цели саморегулирования направлены на повышение качества выполнения всех строительных и проектных работ, поэтому свидетельство о допуске к таким работам является главным документом, с которым любой заказчик обязан ознакомиться в первую очередь.
По вопросам строительства, проектирования и производства легких металлических конструкций вы можете проконсультироваться у наших специалистов по телефону 209-09-40. Сотрудничая с нами, вы будете застрахованы от всех строительных рисков! Ждем звонков!