Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
178 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль государства в чистом капитализме

Экономическая система общества. Типы экономических систем

Различные школы экономической мысли по-разному класси­фицировали социально-экономические системы. Сегодня веду­щими критериями являются форма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельно­сти. Отношения собственности оказывают решающее влияние на устройство любой экономической системы. Экономическая система — совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем орга­низационных форм собственности. Со времени появления чело­веческого общества существовали самые различные экономиче­ские системы. Однако их можно разделить на две группы: рыноч­ные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешан­ная экономика) и нерыночные экономические системы (тради­ционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.

В развивающихся странах действует традиционная экономиче­ская система, в ряде государств сохранились ее некоторые эле­менты. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика — первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятель­ность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:

• социально-экономические отношения в обществе опреде­ляются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;

• экономические роли индивидуумов определяются наслед­ственностью и кастовой принадлежностью. Социум разви­вающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, рели­гиозные, кастовые и др.);

• технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся тради­циям и обычаям общественного устройства;

• устойчивое превышение темпов роста населения над тем­пами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся стра­нах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;

• многоукладность экономики, когда сосуществуют различ­ные формы производства — от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;

• активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство на­правляет средства на развитие экономики, оказание соци­альной поддержки беднейшим слоям населениям Значи­тельную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохра­нение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соот­ношение часто достигает 1 : 20.

Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Командная экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивно­го роста, т. е. возможности использования дополнительных ре­сурсов. Характерные черты административно-командной экономики:

• государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или госу­дарственной собственностью и никому конкретно не при­надлежат;

• отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью госу­дарства и осуществляют производство на основе государ­ственных планов. План предусматривает производство ко­личества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается мо­нополизм производителя;

• коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного эко­номического планирования, являющегося основой хозяй­ственного механизма. Оно охватывает все уровни этого ме­ханизма — от домашнего хозяйства до государственного;

• государственный аппарат руководит хозяйственной деятель­ностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнитель­ного материального стимула и базируются на силе государ­ственной власти. Административные средства регулирова­ния подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.

Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободное конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Счита­ется, что эта экономическая система способствует эффективно­му использованию ресурсов, стабильности производства и заня­тости, экономическому росту. Основные черты чистого капита­лизма:

• частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Матери­альные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:

• рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической эконо­мики служит рынок, или рыночная система ценообразова­ния. Система рынков и цен играет роль основной органи­зующей силы. Посредством рыночного механизма общест­во выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;

• личный интерес как стимул экономического развития. Ка­ждая экономическая единица стремится делать то, что вы­годнее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы эконо­мических ресурсов в целях личного интереса стремятся по­лучить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся при­обрести их по самой низкой цене:

• свобода предпринимательства и свобода выбора. Владель­цы материальных ресурсов и денежного капитала, как про­изводитель, так и потребитель, могут использовать эти ре­сурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;

• наличие множества самостоятельно действующих покупа­телей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рын­ком, так как экономическая власть широко рассеяна;

• ограниченная роль государства. Считается, что капитали­стическая экономика — саморегулирующаяся система, по­этому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установ­лением правовой структуры, облегчающей функционирова­ние свободных рынков.

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регули­рования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраня­ются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешан­ными, хотя одни больше тяготеют к административно-команд­ным, а другие — к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление опреде­ленной модели смешанной экономики определяется рядом фак­торов: менталитетом нации, ходом исторического развития, гео­политическим положением, уровнем развития и характером ма­териально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной эконо­мики:

• низкая доля государственной собственности и незначи­тельное прямое вмешательство государства в процесс про­изводства. Сегодня в государственный бюджет США посту­пает около 19 % национального продукта;

• всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики явля­ются поддержка свободы экономической деятельности, по­ощрение предпринимательской активности, защита конку­ренции, ограничение монополий;

• высокий уровень социальной дифференциации. Амери­канские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспе­ченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

• активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государст­венный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального про­дукта;

• защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего биз­неса;

• сильная система социального обеспечения. В Западной Ев­ропе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федераль­ных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии — даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения — эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

• координация деятельности правительства и частного секто­ра. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения националь­ных целей;

Читать еще:  Стратегия роста капитала

• особая роль государства в экономике. Япония — страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельно­сти. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

• особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставлен­ным обучением на рабочих местах, широким распростране­нием работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей чис­ленности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная — от ад­министративно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальней­шем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные чер­ты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

• на многообразие форм собственности. Особенностью рос­сийского менталитета, с одной стороны, является тяга к ин­дивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С дру­гой стороны — соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собст­венность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

• многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многооб­разие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и госу­дарственного предпринимательства;

• смешанный экономический механизм регулирования эко­номики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни обще­ства. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из сис­темного кризиса и обеспечение устойчивого экономиче­ского роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

• многообразие форм распределения национального про­дукта.

В основе системы распределения должны лежать два прин­ципиально различных, но во многом сходных механизма распре­деления. Один из них основан на рыночных методах, второй — на принципе распределения по труду. Распределительный меха­низм — это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость поло­жения человека. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Чистый капитализм, командная и смешанная экономика;

Формы собственности

Формы собственности:частная и общественная.Формы частной собственности:индивидуальная и коллективная.Формы общественноймуниципальная и федеральная. Существуют смешанные формы собственности.

Качествоменеджмента (управления) зависит от организационно-правовой формы предприятия и культуры предпринимателя (менеджера).

Менеджмент – тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики.
Управление производством и обществом может быть очень разнообразным. Это разнообразие определяется следующими факторами:
– уровнем развития объекта управления;
– спецификой объекта управления (транспорт, здравоохранение, торговля имеют различные системы управления);
– размерами объекта управления (системы управления малым и крупным бизнесом различны);
– социально-экономической средой, в которой функционирует объект управления (рыночная, административно-командная),
– человеческим фактором, его ролью в управлении, степенью профессионализма.
Менеджмент – тип управления свободного предпринимательства. Его антипод – командно-административное, технократическое, планово-директивное, авторитарное управление.
Менеджмент для России означает реформирование экономики, использование экономических рычагов управления, изменение системы управления с учетом перехода к рыночным отношениям.
Основные признаки менеджмента как типа управления:
1. Исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки.
2. В подходах, принципах и методах управления отдается приоритет экономическим средствам и методам управления.
3. Менеджменту присущ профессионализм управления, выступающий как одно из главных требований к менеджеру и персоналу.
4.В организационном отношении для менеджмента характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями, то есть отзывчивая к нововведениям.
Менеджмент предъявляет комплекс требований к личным качествам менеджера. Главными среди них являются предприимчивость, коммуникабельность, уверенность. Эти качества играют важную роль в проявлении искусства управления. Нередко менеджмент вообще отождествляют с искусством управления.

Фундаментальной проблемой для экономической теории и практики был и остается способ согласования действий участников общественного производства. От выбора того или иного способа зависят в конечном счете суть и особенности функционирования различных социально-экономических систем.

ð что из товаров и услуг нужно производить?

ð как эти товары и услуги будут производиться?

ð кто получит доходы от реализации товаров и услуг?

Любая из моделей экономических систем отличается по двум основных признакам: 1) по форме собственности на средства производства и 2) по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
В связи с этим рассмотрим основные модели экономических систем: чистый капитализм, командную и смешанную экономику.
Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется частной собственностью на средства производства и использования системы рынков и цен для координации экономической деятельности. В системе свободного предпринимательства экономическое поведение каждого его участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решения. Производителя выпускает только те, что нужны покупателям, и продавать их по возможно более низкой цене, чтобы победить конкурентов. Обеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества по более низкой цене. А. Смит требует предоставить человеку возможность свободно преследовать в экономической деятельности свою выгоду, и это будет наилучшим образом способствовать общественному благу посредством роста богатства каждого.
Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения предаются гласности и координируются. Конкуренция — существование множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Экономическая власть широко рассеяна. Реакция потребителей может привести как к процветанию хозяйствующего субъекта, так и к его ликвидации, т.е. на анонимный диктат рынка жаловаться некому.
Такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, экономическому росту. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установлением правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков. Преобладающий тип личности — энергичной, инициативной, способной к творчеству и оправданному риску. Вместе с тем субъекты рыночных отношений далеко не идеальны, в частности, им свойственен эгоизм, преувеличение роли материального над духовным, безразличие к социальным проблемам.
Развитие идет стихийно, но чрезвычайно бурно, сопровождается резкими социальными сдвигами и периодическими кризисами перепроизводства, банкротством предприятий и целых отраслей. Высокая эффективность производства, насыщенность рынка товарами не сочетается с принципами социальной справедливости.
Командная экономика. Основное содержание составляет государственная собственность на средства производства и централизованное планирование. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Все крупные решения, касающиеся объема производства, используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. План конкретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждой отрасли и предприятию. Планом устанавливаются пропорции в производстве средств производства и предметов потребления. По плану осуществляется и распределение потребительских товаров. Именно такая система долгие десятилетия функционировала в бывшем СССР и других странах «реального социализма».
Командная экономика доказала свою способность давать позитивные результаты в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивного роста, это позволяло обеспечивать полную занятость, относительно стабильные цены. Однако как система порождает в массах работников апатию, безынициативность, иждивенчество. Как следствие — низкая эффективность производства, а значит, дефицит всего и вся. Эта экономика не способна решать задачи, связанные с эффективным использованием ресурсов, гибкой перестройкой производства, ускорением технического прогресса.
Смешанная система— ни одна из форм собственности не охватывает все национальное хозяйство и к тому же ни одна социальная группа не стала монополистом — единственным обладателем всей собственности. В западных странах одновременно сосуществуют все три известных нам типа собственности с их различными формами. Сочетает преимущества рынка с использованием ограниченного государственного регулирования экономики. Экономическая активность государства ограничивается производством общественных благ, которое не может осуществляться на основе частного интереса и конкуренции.
Модель смешанной экономической системы имеет характер «социальной рыночной экономики», поскольку государство не допускает экономического поведения, которое определяется стремлением к неограниченному получению прибыли, что провоцирует социальные конфликты, подрывает общественную безопасность. Государство упорядочивает и регулирует предпринимательскую и трудовую деятельность, сохраняя социальный компромисс.

Читать еще:  Наиболее ликвидная часть оборотного капитала это

Роль государства в чистом капитализме

► Почему в разных странах складываются национальные системы и модели капитализма, имеющие свои особенности?
► Какие типы или модели капитализма существуют в настоящее время?
► Незавершённость российской модели капитализма, её основные характеристики.

§ 20. Альтернативные экономические системы*

Экономические системы в XIX–XX вв. В XIX в. свободное предпринимательство существовало в относительно чистом виде, а «невидимая рука» (по Адаму Смиту – конкуренция) всесильного рынка приводила в движение экономику в большей мере, чем воля государств. В конце XIX – начале ХХ в. начали формироваться монополии (олигополии), которые представляли естественную угрозу свободному предпринимательству, конкурентным механизмам рынка. Государство медленно, но методично стало вторгаться в экономическую сферу, в том числе через принятие антитрестовского (антимонопольного) законодательства, регулирование денежных потоков, условий торговли на внутренних рынках и т.д. Таким образом, это был естественный процесс, обусловленный усложнением производства.

Первая мировая война ведущих капиталистических стран за экономический передел мира обнажила его глубокий внутренний кризис как мировой системы, в том числе и как системы либеральной (свободной, нерегулируемой) экономики. Суть кризиса состояла в неспособности капиталистической системы адаптироваться к новым условиям и в неэффективности существовавших методов воздействия на экономику. Поэтому закономерно, что война, помимо колоссальных человеческих, культурных и материально-технических потерь, привела к усилению экономических функций государства, его регулирующей роли. Эта тенденция получила развитие в течение всего ХХ в. Едва экономики стран оправились от ударов мирового кризиса 1929–1933 гг., как разразилась Вторая мировая война, потребности которой вновь усилили функции государства как организатора военной экономики.

Другой особенностью ХХ в. стало появление (и гибель) мировой социалистической системы. Возникшая вначале в России (СССР), а затем в восточноевропейских странах и Китае, эта система трансформировалась в полноценную альтернативную мировую экономическую систему. Экономический рост социалистических стран на протяжении десятилетий проходил достаточно устойчиво, в то время как в основных капиталистических странах росли настроения пессимизма и ожидания скорой гибели капитализма (40–70-е гг. XX в.).

«Чистый» капитализм, свойственный для эпохи свободной конкуренции, который развивался на протяжении нескольких веков (его расцвет пришёлся на XIX в.), характеризуется почти абсолютной собственностью на ресурсы, безраздельным действием системы рынка и цен, складывающихся в ходе конкурентной борьбы. Эта система базируется на предположении, что поведение каждого её участника мотивируется его личными эгоистичными интересами, направленными на получение максимальной прибыли путём принятия индивидуальных решений. Рыночная система является естественным механизмом, который трансформирует решения индивидов, обеспечивая успех (доход, прибыль) или неудачи (потери). Производство товаров и услуг в условиях полной (чистой) конкуренции, так же как и их предложение, означает, что на рынке действует огромное число самостоятельных продавцов и покупателей товара с суверенным волеизъявлением. Таким образом, экономическая власть имеет «рассеянный» характер.

Социализм, в свою очередь, был основан на государственной собственности и директивно-плановом распределении финансовых ресурсов, рабочей силы, сырья и т.д. Никаких самостоятельных агентов рынка не существовало, поскольку не было частной собственности.

Позиции сторонников «чистого» капитализма были очень схожи с позициями сторонников «чистого» социализма, которые не признавали принцип частной собственности и идеи рыночного социализма, что привело к краху социалистической экономической системы. Но если при социализме абсолютизировалась роль государства как главного регулятора экономики, то сторонники «чистого» капитализма абсолютизировали роль частных агентов, отрицая любую форму государственного вмешательства в экономику. Это была другая крайность, основанная на устаревших догматических позициях.

Если бы «чистый» капитализм был органически эффективен, то мировая экономическая система не понесла бы таких огромных потерь в ходе кризиса 1929–1933 гг.

После Второй мировой войны капиталистические правительства стали на путь энергичного огосударствления экономики и использования возможностей государства для нейтрализации гибельного пути. И наконец, в 2008–2010 гг. правительства многих стран мира использовали исключительно государственные возможности для преодоления мирового кризиса. Таким образом, при появлении серьёзной опасности для экономической системы капитализма немедленно мобилизуется и используется государственная машина. Когда такая опасность исчезает, усиливаются нападки на государство, которое «социализирует» капитализм и «вводит планирование».

После окончания Второй мировой войны мир разделился на два гигантских блока: СССР с его сателлитами в Восточной Европе, которые находились за «железным занавесом», и остальной мир. При этом страны вне «железного занавеса» были далеко не однородны. Великобританией управляли лейбористы, социалисты занимали главенствующее положение во Франции, Италии, Австрии, Новой Зеландии и всей Скандинавии. Одновременно различные формы диктатур удерживали свои позиции в Испании, Португалии и Латинской Америке. Сторонники «чистого» капитализма терпели крах и не видели путей выхода из кризиса. Все жили в тревожном ожидании «прихода социализма».

Спасение пришло оттуда, откуда его меньше всего ожидали теоретики либерального капитализма, – от активизации роли государства в экономике. Выдающийся британский экономист Дж. Кейнс выдвинул развёрнутую теорию макроэкономического регулирования на основе усиления регулирующей роли государства. Она на долгие десятилетия стали теоретической базой экономической политики развитых стран. В результате экономика западных стран вновь стала расти, повысилась конкурентоспособность, возрос уровень жизни населения благодаря грамотной социальной политике государств. Приспособление «чистого» капитализма к новым реалиям, адаптация капитализма к огосударствлению, учёт опыта социализма буквально спасли капитализм от краха.

Читать еще:  Уставной капитал полного хозяйственного товарищества

В мире сложились две основные альтернативные экономические системы – капиталистическая и социалистическая. Возникли некие промежуточные системы на «периферии» развитых капиталистических и социалистических стран – в регионах развивающегося мира («третий мир»). И уже этот обновлённый капитализм выиграл главное соревнование с социализмом. В 1989– 1991 гг. мировая социалистическая система исчезла. В результате практически все страны стали на путь капиталистического развития, даже Китай, который официально называл себя социалистической страной.

Общее и особенное в развитии национальных типов (моделей) капитализма. Все капиталистические государства имеют общую экономическую базу и методологические принципы. Во-первых, это принцип частной собственности, который охраняется законом. Во-вторых, отсутствие директивной системы управления экономикой. Вместо неё действуют конкурентные механизмы, основанные на законах спроса и предложения. Имеющиеся отличия определяются историей каждого государства и народа, населяющего это государство, природно-климатическими и географическими условиями, традициями и обычаями народа и др. Многое при этом зависит от условий формирования капитализма: развивался он на собственной базе (Западная Европа) или был привнесён извне (США, Канада, Австралия, Россия).

Развитым странам присущи высокий уровень дохода на душу населения, высокий уровень жизни большинства населения, большой запас произведённого капитала. Население развитых стран, как правило, занято высокоспециализированными видами деятельности. В развитых странах проживает около 15% населения мира – около 1 млрд человек. Развитые страны – главный производитель промышленной и сельскохозяйственной продукции и услуг, несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению их доли в мировом производстве за счёт «новых индустриальных стран».

Одна из главных особенностей развитых стран – относительно равномерное распределение доходов и хозяйственное освоение территорий. Им присущи следующие основные черты:

• социальная ориентированность государства и экономики, в частности поддержка малообеспеченных слоёв населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.);

• большие капиталовложения в науку (2–4% ВВП) и внедрение её достижений в производство, высокий интеллектуальный уровень труда;

• высокая доля расходов на медицину, образование, культуру;

• большие расходы на охрану окружающей среды (3–4% ВВП);

• сокращение доли добывающих отраслей промышленности при повышении доли высокотехнологичных и наукоёмких отраслей;

• перенос «тяжёлых», загрязняющих производств на периферию развитых центров капитализма; передача производств, требующих низкой квалификации труда, в развивающиеся страны.

Роль государства в чистом капитализме

Это универсальная отговорка, которую используют леваки, когда им указывают на то, что их замечательные идеи уже многократно были использованы «на практике» и везде дали отрицательный результат, причем даже не в терминах «роста ВВП», а в сотнях миллионов человеческих жизней. Социалисты, когда им приводят очередной исторический пример их провальной политики легко и изящно (как им кажется) парируют: «это был неправильный социализм».

Интересно, что «капиталисты» тоже часто оказываются в той же самой ловушке. Когда им, например, указывают на регулярные «кризисы перепроизводства», которые народная молва относит к порокам капитализма, они вынуждены рассказывать что «это был неправильный капитализм».

Складывается впечатление (тем более прочное, чем дольше вы пытаетесь размышлять на эту тему), что «правильного» социализма и капитализма не существует и не существовало никогда. Если их не существовало и, вероятно, не может существовать, то что мы тогда обсуждаем? Что означают термины «капитализм» и «социализм» и стоит ли нам их вообще использовать?

Попробуем ответить на эти вопросы. Для начала сделаем несколько замечаний общего характера, которые помогут нам лучше понять ситуацию.

1. Существует, как минимум два понимания терминов «капитализм» и «социализм». Первое, претендующее на точность, определяет капитализм, как общество, основанное на частной собственности на средства производства, а социализм — как общество, основанное на «общественной» (государственной) собственности на средства производства. В этом случае, капитализм и социализм не имеют исторических границ. Например, известный экономический историк Ростовцев называет экономику древнего Рима «капиталистической», термины «капитал» и даже «капитализм» можно встретить в работах, посвященных исторически отдаленным эпохам (особенно этим грешат социологи).

Во втором случае имеется в виду как раз специфический «способ производства» в исторический период 18-20 веков и здесь к вопросу собственности добавляется массовое машинное производство, фондовая биржа, банковская система, Госплан, колхозы и тому подобное. Это историческое понимание позволяет существовать разной интеллектуальной чепухе вроде «посткапитализма».

2. Капитализм и социализм не симметричны. Даже учитывая тот факт, что в марксистской теории капитализм предшествует социализму, в общественном мнении, причем и среди подготовленной публики, и тот и другой являются «общественно-экономическими формациями». Мы, якобы, можем «построить» любую из этих формаций и легко переходить от одной к другой. На самом деле, это не так. «Капитализм» никто никогда не строил. Это естественное состояние общества. Социализм, наоборот, является сугубо теоретической «выдуманной из головы» конструкцией, которую можно «построить» только силой, используя государственное принуждение. Это обстоятельство необходимо помнить, как и то, что социализм не может существовать без капитализма. Предельная форма социализма — коммунизм — будучи полностью и последовательно реализованным, означает пустыню, лишенную какой-либо жизни.

Итак, мы видим, что относительно точным критерием, отделяющим капитализм от социализма является отсылка к «форме собственности». Но внимательный взгляд обнаружит здесь проблемы. Во-первых, «средства производства» не есть некая сферическая в вакууме ценность. Они, как верно указывает их название, являются лишь средством для производства некоего продукта, который затем будет обменен на то, что является ценным для самого производителя. «Общественная» собственность на средства производства означает, что «общество» в лице государства присваивает весь продукт и произвольно распределяет его. Однако, и при «частной» собственности государство может изымать у формально частного собственника большую часть его продукта. Государство может так зарегулировать деятельность «частного» собственника, что он мало чем будет отличаться от управляющего при «общественной» собственности на средства производства.

Вторая проблема в этом подходе связана с тем, что не существует никакой «общественной» собственности, поскольку «общество» является произвольной группой людей, которая не принимает и не может принимать никаких значимых решений по управлению якобы «своей» собственностью. То, что можно назвать собственностью, как я уже многократно писал в этой колонке, всегда «частное», то есть, она всегда используется в интересах конкретных людей.

В итоге, оказывается, что наши определения ничего не определяют. Грань между «капитализмом» и «социализмом» получается слишком размытой для того, чтобы продуктивно использовать эти термины.

Тем не менее, мы все ощущаем потребность в неком маркере, который бы свидетельствовал об определенных особенностях того или иного общества. Таким маркером может быть размер государства или степень государственного вмешательства. «Чистый капитализм» означает отсутствие государства, «чистый социализм» означает отсутствие общества, то есть, невозможность свободных добровольных обменов, то есть, смерть. Все остальное существует между этими предельными состояниями.

И не забывайте подписываться на мой телеграм-канал и YouTube-канал

Если находите статью интересной, ставьте плюсики и добавляйте в избранное.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×