Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современная концепция человеческого капитала

Человеческий капитал в современной экономике

Концепция человеческого капитала

Причина разработки концепции человеческого капитала стала результатом снижения доли материального продукта в валовом внутреннем продукте. Эта тенденция коснулась не только развитых стран, но и стран среднего уровня развития. Высокотехнологичные интеллектуальные производства предъявили новые требование к человеческому ресурсу, выдвинув на первое место образование.

В целом концепция человеческого капитала, возникновение которой относится ко второй половине ХХ века, все еще остается современной концепцией и в ближайшее время вряд ли утратит свою актуальность.

Информатизация экономики привела к тому, что на первый план как основной ресурс выдвинулся сам человек, инвестиции в обучение которого являются важнейшим средством развития общества в целом.

Высокий уровень образования практически наверняка становится гарантией получения высоких личных доходов. Данный факт способствовал изучению навыков и способностей индивида как новой формы капитала, вложения в развитие которого многократно окупаются, как для индивида, так и для общества в целом.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понимание человеческого капитала рассматривается в:

  • узком смысле: человеческий капитал – это образование, позволяющее в будущем рассчитывать на получение заработной платы или иного дохода, направляемого на удовлетворение потребностей;
  • широком смысле: человеческий капитал – это вложения средств, направленные на подготовку рабочей силы, охрану ее здоровья, поддержание квалификации и миграции.

Современные тенденции развития человеческого капитала

Большинством зарубежных и российских экономистов признается тот факт, что инвестиционные вложения в образование являются важнейшим видом вложения капитала и источника наращение национального богатства. В.П. Щетинин отмечает, что ценность российского человеческого капитала существенно выше ценности изношенного и устаревшего основного капитала.

Данные выводы подтверждаются динамикой доли человеческого капитала в общей структуре капитала, увеличившейся с 10 процентов в XVII-XVIII веках до 33 процентов в начале ХХ века. В настоящее время этот показатель продолжает активно расти, особенности в связи с информатизацией экономики, и достигается в некоторых странах 70 процентов. Изначально вложения в человеческий капитал были настолько мизерны, что говорить о полноценных инвестициях в данный вид ресурсов было нерационально. Однако развитие информационных технологий и построение постиндустриального общества способствовали изменению подхода к человеческому капиталу, начиная с середины ХХ века. Значимыми положениями концепции человеческого капитала стало понимание выгоды вложений родителей в образование их детей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Специалисты отметили наличие прямой зависимости между величиной валового внутреннего продукта и уровнем образованности населения. Чем выше коэффициент образования, чем бочаге страна.

Следовательно, расходы государства на образование населения позволяют рассчитывать на увеличение валового внутреннего продукта в будущем.

Формирование новых знаний обеспечивает разработку новых технологий, результатом которых являются инновационные и коммерчески успешные продукты. Данный факт позволяет считать инвестиции в образование образовательным капиталом.

Рост степени интеллектуализации материального производства увеличивает потребность экономики в рабочей силе высокой квалификации, поскольку ее влияние на результаты производственной деятельности максимально. Концепция современного управления эффективностью производства направлено на изменение роли персонала с наемных работников на партнеров. Проявлением такого изменения является привлечение работников к оперативному управлению, премирование работников акциями организации, участие персонала в совершенствовании процесса производства и управления.

Тенденция усиления значимости образования проявляется в готовности организаций финансировать подготовку необходимых кадров за свой счет.

Для развитых стран все более становится очевидна тенденция роста образовательного ценза, свидетельствующая о том, что большая часть валового внутреннего продукта формируется за счет более образованной части человеческого капитала. Так, по данным американских исследователей треть валового внутреннего продукта формируется человеческим капиталом со средним образовательным цензом в 14 лет. В России данный показатель еще выше, его уровень превышает 50 процентов валового внутреннего продукта.

Таким образом, очевидным путем развития экономик развитых стран является накопление невещественного богатства, обеспечиваемого ростом вложений в образование населения.

Теория человеческого капитала в определенной мере является аналитическим инструментом, направленным на выявление уровня экономической эффективности образовательного процесса. Экономическим показателем отдачи от вложений в образование индивида является приращение его доходов, которое в свою очередь является отражением приращения производительности труда. причем получаемые доходы сопоставляются не только с прямыми расходами на обучение, но и с упущенным доходом в период обучения, причем последний, как правило, превышает первый.

В российской практике отмечается зависимость уровня заработной платы от уровня образованности работника. Статистика свидетельствует, что лица мужского пола, имеющие высшее образование получают заработную плату, превышающую заработную плату работников со средним специальным и общим образованием на 33 и 81 процент соответственно, для лиц женского пола эти же показатели составляют 34 и 67 процентов.

Именно концепция человеческого капитала привела к тому, что большинство стран стало рассматривать людей в качестве решающего фактора экономического роста, средства устранения экономического неравенства и борьбы с безработицей.

Читать еще:  Капитальное уравнение бухгалтерского учета

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

ассистент, соискатель БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород

В современной социологической науке сложилось несколько концепций исследования человеческих ресурсов – концепция человеческого фактора, человеческого потенциала, человеческого капитала, социального капитала и человеческих ресурсов.

Одной из наиболее распространенных концепций в социальном управлении является концепция человеческого капитала, которая сформировалась на рубеже 50-60 годов ХХ века, благодаря американскому экономисту нобелевскому лауреату Т. Шульцу, а базовую её часть разработал Г. Беккер (так же нобелевский лауреат) в своем труде «Человеческий капитал» [4, с. 15].

Человеческий капитал — это мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Она охватывает все качественные характеристики человека — интеллектуальные, физические, психологические, моральные, личностные, как врожденные, так и приобретенные, отражающиеся на его доходах. К важным компонентам человеческого капитала относятся потенциал трудовой мобильности человека, его репутация, запас мотиваций, а также уровень потребностей, неразвитость которых снижает ресурсы личности [1]. В современном обществе одну из главных ролей играет специфический ресурс — информация и знания. Расширенное понятие человеческого капитала – это не только качества индивидов, способности получать доходы, но также психологические, мировоззренческие и морально-этические качества. В узком смысле под человеческим капиталом, как правило, понимают запас качеств, среди которых на первый план выходят знания и способности [3, с. 9-10].

Выделяется ряд активов человеческого капитала:

  1. Капитал здоровья
  2. Трудовой капитал, под которым понимаются профессиональные знания, способности, навыки, опыт, уровень квалификации.
  3. Интеллектуальный капитал.
  4. Организационно-предпринимательский капитал – потенциал инновационно-творческой деятельности
  5. Культурно-нравственный капитал.

Главное в теории человеческого капитала – это инвестиции в человеческий потенциал, развитие способностей, повышение культурных и профессиональных компетенций. Этот вид капитала является символическим, поэтому переходит в экономический, если является востребованным. Например, получение престижного диплома – это символ качественного образования [4, с. 15], соответственно, в будущем — это возможность устроиться на высокооплачиваемую работу и повысить свой социальный статус.

Человеческий капитал – это понятие, касающееся микроуровня, но он также существует на национальном уровне или уровне организации – это сумма нематериальных активов, где важнейшим является качественное взаимодействие людей [2].

Человеческий капитал является уникальным, так как принадлежит конкретной личности и не может передаваться другому носителю, именно поэтому он может обесцениваться, например, в связи с большим количеством индивидов с аналогичным образованием, или ухудшаться из-за плохого физического состояния носителя капитала или деградацией личности – нежеланием развивать способности, улучшать профессиональную квалификацию. Таким образом, нам следует рассказать об инвестициях в человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал — это не только затраты (на образование, улучшение здоровья, развитие способностей и т.п.), но и расходы, связанные с миграцией и поиском работы, которые способствуют реализации человеческого капитала на рынке труда (тем самым повышая доходы) [1]. Таким образом, индивид, инвестируя в свой человеческий капитал, надеется рано или поздно получить от него ренту. Так как капитал принадлежит самому индивиду, то и доход от него получает он сам.

Инвестиции в человеческий капитал могут вносить близкие – например, родители в образование или физическое развитие ребенка, потом, став взрослым, индивид благодаря вложенному в него, может рассчитывать на более престижную и высокооплачиваемую работу, то есть может получить более высокую ренту за свой капитал. Или же, благодаря этому, имеет определенные мотивации, жизненные установки, которые также являются составляющим его человеческого капитала.

Человеческий капитал, кроме индивидуальных способностей, включает в себя движущие силы, креативность и стремление к инновациям, является расширенным понятием интеллектуального капитала. Важнейшим фактором являются инвестиции в форме внедрения новых технологий, то есть инновационный путь развития человеческого капитала, вкладывание экономических средств в улучшение здравоохранения, социальное обеспечение, образование, повышение квалификации и культурного уровня работников [5]. Таким образом, инвестировать в своего работника может организация – повышая его уровень, тем самым, повышая и свой. Хотя человеческий капитал – это собственность сотрудника, но сумма таких капиталов работников – это уже человеческий капитал организации [1].

Поэтому человек должен повышать свою квалификацию, свое образование на протяжении всей жизни, за повышением ряда составляющих человеческого капитала должна следить организация, в чем имеется определенный риск для работодателя, так как после прохождения специализированных курсов сотрудник может покинуть предприятие. В связи с этим заключаются договоры на определенный срок отработки, хотя не редкостью является их расторжение.

Таким образом, рост производительности труда, измеряемый как в натуральном эквиваленте, так и в денежном, должен, в первую очередь, приносить доход владельцу человеческого капитала, что является основой мотивации, и приводить к росту благосостояния и повышения уровня жизни индивида. По нашему мнению человеческий капитал представляет собой не только приобретение новых знаний, а также структурирование ранее полученных, и инвестиции, которые в процессе трудовой деятельности имеют непосредственное влияние на уровень доходов индивида. Мы можем говорить, что, чем выше человеческий капитал, а также желание и возможность его повышать, тем выше должен быть социальный статус человека.

Читать еще:  Россия в третьем эшелоне развития капитализма

Для этого организация должна проводить ряд программ по стимулированию профессионального совершенствования работников, улучшению условий труда, мотивационному стимулированию, диагностике способностей и интересов, так как интерес воздействует на мотивы деятельности как единство потребностей и стимулов, что влияет на более качественное выполнение работы, организации соревновательных мероприятий, в которых работники могут не только показать себя, сравнить свою работу и поделиться опытом, но и научиться чему-то новому.

Не смотря на то, что инвестиции в человеческий капитал для организации заключаются в повышении уровня профессиональной подготовки кадров и их здоровья, решающим фактором сохранения ценного сотрудника для предприятия являются социальные гарантии, например, предоставления жилья, что в наше время может послужить важнейшей причиной перехода на другую работу или, наоборот, причиной ее не менять, что формирует очень важную составляющую человеческого капитала – мотивацию. Важность мотивации в данном аспекте очевидна, так как запас каких-либо знаний, умений, способностей человека – это потенциальная возможность, которая может быть приведена в действие только по средствам мотивации. О. Нордхог трактует человеческий капитал как единство способностей и желания. Важнейшей проблемой является выбор руководителем инструментов мотивации работников. Поэтому инвестиции для организации и индивида должны быть средством достижения конкретного результата, запланированного в прошлом.

Таким образом, мы можем говорить о том, что чем выше капитал организации, способности и квалификация сотрудников, богаче опыт, сильней мотивация к работе и лучше здоровье – тем больше конкурентоспособность данного предприятия.

Глава 12 Инвестиции в человеческий капитал (ресурс)

121. Теоретические основы современной концепции человеческого капитала

124. Концепция — анализ человеческих ресурсов

1262. Оценка выгодности инвестиций в образование

1263. Методика оценки эффективности инвестиций. Джека. Филпипса

1264. Управление инвестициями в персонал на примере метода, который использует корпорация *. Апджон»

В современных условиях проблема использования человеческого капитала становится все более актуальной. Решающая роль в развитии экономики страны отдается человеку как носителю богатства, что приводит максимальное использован. Ання человеческих ресурсов. Например, в. США норма отдачи вложений на получение среднего образования составляет от 10 до 13%, а вложений в получении высшего образования от 8 до 10%. Человеческий капитал является очень важной фо рмою инвестиций в развитых рыночных экономиках. По оценкам. Всемирного банка человеческий капитал превышает 80% всех производительных богатств в. Японии и 60% в. США. В. Австралии и. Канаде, обладает огромным мы природными ресурсами и сравнительно небольшим, но высокообразованным населением, доля человеческого капитала составляет около 20% производительных богатств этих краекраїн.

Последние годы на Украине можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким ростом темпов ее изменения и ужесточением конкуренции. Все это привело к поиску скрытых резе ервив и новых путей повышенияя

эффективности. Из всех организационных ресурсов именно»человеческий ресурс»или»человеческий потенциал»становится ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации ее»Человеческий фактор»стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, пожалуй, и важнее, чем заводы, оборудование, технологии и т. п.

Если проанализировать структуру долгосрочных инвестиций в экономически развитых странах, то можно сделать вывод о повороте инвестиционной политики с преимущественных вложений в новое оборудование и технолог гии на инвестиции в подготовку и развитие научного, технологического и управленческого персонала. Например, в. Японии на новые технологии и оборудование тратится 8%. ВНП, а на образование и переподготовку пе рсоналу — 16%, в. США эта доля еще выше — 20%. ВНП. Доказано, что вложения в персонал являются наиболее выгодными в долгосрочном планені.

121 Теоретические основы современной концепции человеческого капитала

С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов-классиков к проблемам воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на пробл леммах создания качественно новой рабочей силы, тогда как ранее основными были проблемы использования налично-данной рабочей силы. Структурные изменения в экономике послужили той объективной основой, на которой возникла а современная концепция человеческого капиталалу.

Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в. США. На правах особого раздела она вошла в всех западных учебников по экономике. У, истоков ее стояли е идоми американские экономисты, представители так называемой»Чикагской школы»- лауреаты. Нобелевской премии. Теодор. Шульц и. Гэри. Беккер,. Бартон. Вейсброд,. Джордж. Минцер,. Ли. Хансен. Позднее большой вклад в ее р озробку внесли. Марк. Блауг,. С. Боулс,. Йорам. Бен-Порет,. Ричард. Лейард,. Дж. Псахаропулос,. Ф. Уэлч,. Б. Чизвик да ик та ін.

Читать еще:  Основной капитал и производственная мощность предприятия

Классическим произведением, во многом определил дальнейшее направление исследований в этой области, считается книга. Гэри. Беккера»Человеческий капитал»

Эта концепция лежит в русле неоклассического направления, но набор аналитических инструментов неоклассической школы используется ею для изучения тех социальных институтов (образование, здравоохранение и т д), я которые оставались раньше пределами экономического анализзу.

Центральная методологическая установка»Чикагской школы»человеческого капитала — объяснять экономические процессы на основе принципа максимизируя поведения индивидуумов — перенесена на самые различные сферы внерыночных вой деятельности человек.

При этом акцент делается на количественном анализе. Концепция»Чикагской школы», предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности проводятся на рациональной основ е — ради получения больших прибылей в будущем. Эти инвестиции в человеческий капитал являются исключительно важными для семьи и для всего общества. К ожидаемой отдачи от инвестиций в человеческий капитал от носятся высокий уровень заработков, большее удовлетворение от выбранной работы в течение жизни, а также высокая оценка нерыночных видов деятельностисті.

В целом неоклассическая теория рынка труда содержит: 1) теорию спроса на труд, включая теорию предельной производительности и связанный с ней аппарат производственных функций, 2) теорию предложения труда, которая, с целом, состоит из моделей выбора между работой и досугом и моделей инвестирования в человеческий ка.

Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые способствуют росту его производительной силы. Человеческий капитал, как определяют его большинство экономистов, состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. Он является формой капитала, потому что есть источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человекини.

Продуктивные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала на том основании, что их развитие требует значительных затрат времени и материальных ресурсов и что они, подобно физичног го капитала, обеспечивают своему владельцу высокий. Дохе.

Рентабельность человеческого капитала исчисляется отнесением доходов от него к его стоимости. Показатель этот получил название»норма отдачи»Норма отдачи, по мнению экономистов-неоклассиков, выполняет те же ф функции, относительно физического капитала выполняет норма прибыли, а именно — измеряет степень эффективности человеческих инвестиций и реализует их распреіл.

Важнейшими формами инвестиций в человека западные экономисты считают образование, подготовку на производстве (on — the job training), медицинское обслуживание, миграцию, поиск информации о ценах и доходах» рождение детей и уход за ними. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, т.е. увеличивают объем человеческого капитала. Здравоохранение, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы человека, а также увеличивает интенсивность его использования. Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. ту ди, где цена за услуги человеческого капитала высшище.

Рождение детей и уход за ними является формой воспроизводства человеческого капитала в следующем поколении

Образование и здравоохранение это факторы долговременного действия. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способный к труду большей сложности. Здравоохранение делает народ дину способной к интенсивной и продолжительной работы. В отличие от них миграция и поиск информации выступают как факторы кратковременного действия. Если образование и здравоохранение связаны с действительным. Ростом ва ртости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания цены рабочей силы вокруг стоимости. Миграция и поиск информации — это процессы распределительного порядка, тогда как образование и охрана с доров с отдельными моментами в производстве рабочей силы. Западные экономисты признают, что создание человеческого капитала требует активных трудовых усилий от инвесторестора.

Человеческий капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться только в труде своего обладателя. Наоборот, рост стоимости капитала не требует от владельца каких-либо издержках ат труда с его стороны. Формирование физического капитала и формирование человеческого капитала (рабочей силы) имеют определенную технико-экономическую сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб п окруженный потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба вида вложений дают длительный по своему характеру производительный эфкт.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector