Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теория человеческого капитала возникла

Теория человеческого капитала возникла

Библиографическая ссылка на статью:
Аперьян В.Е., Белогруд И.Н. Становление теории человеческого капитала // История и археология. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/01/1416 (дата обращения: 07.02.2019).

Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории человеческой мысли. Одно из первых упоминаний о человеческом капитале содержится в «Политической арифметике» Уильяма Петти (1623 – 1687г.г.) – известного английского ученого.

Большое внимание разработке понятия «Человеческий капитал» уделял Адам Смит. Ему принадлежит мысль о том, что расходы на такие статьи, как образование и здравоохранение, можно представить в виде инвестиций в будущие способности индивидуумов приносить доход.

В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» А.Смитт писал: «Когда сооружается какая-нибудь дорогая машина, обыкновенно рассчитывают, что количество работы, которое она выполнит, пока не износится, возместит капитал, затраченный на нее по меньшей мере с обычной прибылью. Человек, изучивший с затратой большого труда и продолжительного времени какую – либо из тех профессий, которые требуют чрезвычайной ловкости и искусства, может быть сравнен с такою дорогою машиною. Следует ожидать, что труд, которому он обучается, возместит ему сверх обычной заработной платы за простой труд все расходы, затраченные на обучение, с обычной, по меньшей мере, прибылью на капитал, равный этой сумме расходов. И это должно быть осуществлено в не слишком продолжительный промежуток времени, поскольку человеческая жизнь имеет весьма неопределенную продолжительность, как это рассчитывается применительно к более определенному сроку работы машины.

На этом основано различие между заработной платой квалифицированного труда и труда обычного».[1]

В приведенном суждении по существу содержится основное представление о теории человеческого капитала.

Однако, как самостоятельный раздел экономического анализа, теория человеческого капитала возникла на рубеже 50 – 60 –х годов двадцатого века, в работах известного американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Т.Шульца, а базовая теоретическая модель была разработана в книге другого американского экономиста, социолога, демографа, так же лауреата Нобелевской премии Г.Беккера «Человеческий капитал: теоретический и имперический анализ».

Г. Беккер показал, что крупные затраты на образование и подготовку будущих специалистов, на медицинское обслуживание, на разного рода социальные программы, направленные на сохранение и воспроизводство кадров, равноценны инвестициям в создание и приобретение новых машин, оборудования и технологий, обеспечивая в будущем такие же, если не большие, прибыли как частному бизнесу, так и всему обществу. Непосредственно с работами по теории человеческого капитала связаны исследования Г.Беккера в области семьи, которые заложили основы так называемой «новой теории потребления». Ее основная идея состоит в подходе к семейной экономике как к, своего рода, «малой фабрике», производящей основные потребительские товары – питание, образование и т.д. – за счет использования рыночных товаров и времени ее членов и таким образом воспроизводящей кадры работников и обеспечивающей первичное разделение труда.

Большой вклад в развитие экономики внесла центральная методологическая установка «Чикагской школы» человеческого капитала, представителями которой являются Т.Шульц и Г.Беккер. Ее концепция исходит из того, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производится на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем. И значение этих инвестиций в современных условиях возрастает.

В условиях глобализации, когда технологический разрыв между узкой группой стран – лидеров и другими странами нарастает, когда закрепляясь в социальных, организационных и производственно-технологических структурах этот разрыв приобретает труднопреодолимый характер, когда возникают «технологические барьеры развития», именно человеческий капитал приобретает все большее значение.

Это связано, прежде всего, с тем, что трудности преодоления технологических барьеров развития во многом определяются недостаточным уровнем развития человеческого капитала, что в свою очередь связано с качеством образования и других институтов социальной инфраструктуры, а также всей системы механизмов, определяющих статус образования и его востребованность в обществе. Типичной является так называемая «ловушка бедности», когда недостаток образования связан с низкими доходами, а рост доходов блокируется низкой квалификацией рабочей силы.

Так, неудача Бразилии и ряда других стран Латинской Америки в переходе от классической модели развития индустриальной экономики к освоению наукоемких производств и в конечном итоге «срыв» в десятилетие кризиса (1980-е годы) во многом объясняются отсутствием массового образования.

Как мировой опыт, так и опыт нашей страны (в советский период) однозначно показывает, что темпы развития общего и специального образования, опережающие общий экономический рост, есть обязательное условие успешной как индустриальной, так особенно постиндустриальной модернизации.[2]

В современной экономике функции накопления человеческого капитала – это не только поддержка качества рабочей силы, но и обеспечение распространения технологий (мобильность рабочей силы) и закрепления специализации страны на рынке наукоемкой продукции.

Развитие «человеческого капитала» есть фактор возникновения и функционирования современного этапа общества – информационной стадии его экономического и социального развития, главным свойством которой является превращение информационных продуктов и услуг в основной объект производства и потребления.

В современных условиях в качестве критерия общественного прогресса все больше начинает выступать не увеличение валового национального продукта, а повышение качества жизни населения.

Развивающий теорию постиндустриализма американский социолог и экономист Дэниел Белл назвал новое общество, идущее на смену индустриальному, «постиндустриальным или информационным», которое, по его мнению, отличается рядом специфических черт. В своей работе «Начало постиндустриального общества» (1973г.) Д. Белл связывал развитие общества с изменением в трех сферах: технико – экономической, политической и культурной.

Суть методологического подхода Д. Белла, состоит в том, что он смотрит на общество через призму технологий и знаний. Фундаментальными чертами постиндустриального общества являются, по его мнению, высокий профессиональный уровень занятых, высокий уровень образования в целом, что имеет решающее значение, поскольку среди занятых в народном хозяйстве преобладают высококвалифицированные специалисты и техники.

Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, уже оказали серьезное воздействие на экономическую и социальную политику многих стран.

Прежде всего, благодаря этой теории, изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них видят инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект.

Итак, смена структуры национального богатства и форм накопления сопряжена с изменениями системы интересов и мотиваций деятельности, социальной структуры общества и его общественного уклада, пересмотром всей системы общественных отношений. При этом формируются принципиально новые условия развития социальной сферы, пересматриваются национальные стратегии социально – экономического развития.[3]

Фундаментальным условием общественного развития в двадцать первом веке становится развитие человеческого капитала.

В то же время, говоря о росте значения человеческого капитала в развитии общества, необходимо четко разграничивать понятия «человеческий капитал» и «труд».

Библиографический список

  1. Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов»//-М. –Эксмо, 2007,с.149.
  2. В.Р. Красильщиков и др. Модернизация: зарубежный опыт и Россия//-М,1994.
  3. Васьбиева Д.Г., Борисова О.В., Литвинов А.Н. и др./Экономическое развитие: теория, методология и практика.//Коллективная монография /-г.Орел, 2014

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2019. Электронный научно-практический журнал «История и археология».

Теория человеческого капитала

Зарождение и развитие теории человеческого капитала

Современное научное и бизнес-сообщество придерживается концепции прямой взаимосвязи экономической эффективности организации в частности и государства в целом и объема затраченных на человеческие ресурсы средств. Например, результаты отдельных оценок инвестирования в человеческие ресурсы в США демонстрируют, что размер такого инвестирования достигает 15 процентов валового внутреннего продукта. Таким образом, затраты в США на человеческие ресурсы превышают инвестиции в орудия труда, технические сооружения и здания.

В самом общем виде теорию человеческого капитала можно охарактеризовать как науку, исследующую процесс качественного совершенствования человеческих ресурсов для обеспечения благосостояния индивида, эффективности деятельности организации и экономики в целом.

Читать еще:  Источники формирования капитала полного товарищества

Теории человеческого капитала предшествовала многовековая история исследования роли индивида в жизни общества и государства. Так, еще мыслители Древней Греции, в частности Платон и Аристотель, пытались определить место индивида в социальной, экономической и политической сферах общественной жизни, значимость процесса обучения и воспитания младшего поколения. Однако этические аспекты мировоззренческих установок долгое время не позволяли человеку взглянуть на самого себя как на капитал, как на объект инвестиции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Первые вопросы относительно «стоимости» способностей индивида начинают подниматься в XVI веке. Так, в частности, Томас Гоббс, анализируя категорию ценности индивида, полагал ее величиной относительной, определяющейся исходя из оценки другими стоимости использования способностей индивида, их нужды в таком использовании.

С развитием капитализма «стоимостной» аспект деятельности индивида получил более широкую разработку. Так, Уильям Петти, рассматривая индивида с позиции полезности его свойств, стремился к количественной оценке человеческого капитала. Национальное богатство он трактовал как совокупность территории, капитала и население, непосредственное создающее такое богатство. Ученый активно выступал за распространение образования, государственное содействие обучению одаренных детей.

Адам Смит, исследуя вопрос номинальной и реальной цены товара, пришел к выводу, что изначально цена представляла собой ни что иное, как стоимость труда, вложенного в его производство. Он указывал на зависимость цены товара от степени трудоемкости производства и мастерства производителя, потому как совершенствование навыков работника и орудий труда всегда влечет и повышение производительности труда. Основной капитал как источник дохода объединяет, по Адаму Смиту, орудия труда, сооружения, землю и полезные свойства индивидов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Давид Рикардо, исследуя благосостояние разных народов, связывает его уровень с уровнем образования во всех слоях общества. Он указывал на наличие естественной и рыночной цены труда, где первую он трактовал как необходимый для существования и продолжения рода работника размер средств, а вторую – как реальную цену, уплачиваемую работнику за его труд. Реальная цена отражает соотношение цены и спроса на конкретный вид труда.

Карл Маркс, отмечая, что, как и всякий товар, рабочая сила имеет свою цену, указывал на следующей алгоритм ее определения: цена работника есть стоимость поддержания его жизнеспособности. Рост производительности он связывал с интеллектуальными способностями.

Альфред Маршалл в конце XIX – начале XX веков указывал на необходимость оценки человеческого ресурса. Средства, вложенные в человеческий капитал, он рассматривал в качестве наилучшего вложения. Он отстаивал необходимость инвестирования в образование, отмечая, что такие инвестиции, в конечном итоге, могут окупиться одним значительным открытием в производственной сфере.

Современная теория человеческого капитала

Современная теория человеческого капитала сформировалась во второй половине XX века. Непосредственно ее возникновение обычно связывают с именем Теодора Шульца, издавшим впоследствии первый учебник в рассматриваемой сфере научного знания, и выпуском в 1960-х годов номера Журнала политической экономики с заголовком «Инвестиции в людей».

Теодор Шульц обнаружил возможность накопления и воспроизводства человеческого капитала. Так, определяющими итогами инвестирования в человеческие ресурсы он видел накопление способностей индивидов к трудовой деятельности, их социальную полезность и другое.

Развитие теории человеческого капитала в среде западных ученых было обусловлено объективными причинами: научно-техническая революция изменила экономику и общество в целом, назрела необходимость определения значения научных открытий, уровня образования индивида в повышении эффективности его трудовой деятельности и производительности организации и общества в целом.

Гэри Беккер наряду с другими учеными, стал применять экономические инструменты исследования для изучения:

  • социальных процессов
  • дискриминации,
  • образования,
  • преступности и т. п.

Так, в частности, Гэри Беккер, пришел к выводы, что родители, инвестируя в образование детей, оценивают предполагаемую отдачу от таких инвестиций посредством соотнесения с возможными доходами от иных вариантов размещения своих средств – размещением средств во вклад в банке, приобретением ценных бумаг и другое.

Гэри Беккер продолжил исследование экономической целесообразности инвестиций в образование с позиции индивида: он рассмотрел отношение доходов от профессиональной деятельности после получения образования к издержкам, понесенным на оплату образования, и тем, что связаны с невозможностью работать в период обучения, и определил, что прибыль составляет свыше 10 процентов годовых.

Подобные подходы стали активно разрабатываться и применяться в бизнес-сфере для обеспечения эффективности вложений в человеческий капитал.

Иными словами, теория человеческого капитала позволила осмыслить и обосновать необходимость вложения финансовых и иных ресурсов в развитие человеческих ресурсов, напрямую увязала инвестиции в образование, оплату труда, медицинские услуги и прочее с ростом экономической эффективности отдельного работодателя и государства в целом.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Теория человеческого капитала возникла

Научный руководитель: Зборина И.М., кандидат экономических наук, доцент

Формирование человеческого капитала начинается с рождения человека и продолжается в течение всей жизни.

Человеческий капитал— это совокупность знаний, умений, навыков, находящихся в распоряжении каждого человека и использующихся им для удовлетворения многообразных потребностей, как самой личности, так и общества в целом.

Человеческий капитал – единственный фактор производства, который в процессе использования одновременно и потребляется, и развивается. Таким образом, он приобретает мультипликативную ценность.

Основные сущностные характеристики человеческого капитала:

1. человеческий капитал — это такой запас навыков, знаний, способностей, который люди целесообразно используют в той или иной сфере, что приводит к ее раз­витию и росту производительности труда.

2. целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводи­тельной деятельности закономерно приводит к росту доходов человека.

3. благодаря увеличению доходов работник может позволить себе направить их часть на лечение, продолжение образования, в результате чего он увеличит свой потенциал и в дальнейшем еще эффектив­нее применит его.

Человеческий капитал как производительный фактор по степени эффективности можно разделить на отрицательный и положительный.

Отрицательный человеческий капитал — это часть накопленного человеческого капитала, не дающая какой–либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности. Положительный человеческий капитал определяются как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития и роста.

Большое значение имеет деление человеческого капитала на следующие виды:

  • общий человеческий капитал, который может быть использован практически в любой специальности и на любом рабочем месте;
  • специальный человеческий капитал, который может быть использован лишь в ограниченном пространстве;

Можно выделить следующие основные элементы индивидуального человеческого капитала:

а) знания, представляющие собой целесообразную форму информации, используемую в экономической деятельности, что позволяет повысить ее эффективность;

б) способности – умение успешно выполнять какую-либо деятельность;

г) культура – принципы и стереотипы поведения в рамках существующих в обществе знаний, правил, традиций, морали;

д) мотивация – направленность деятельности, ее интенсивность, удовлетворенность процессом и результатами.

Характеристиками человеческого капитала являются:

  • уровень образования;
  • профессиональный опыт;
  • стаж работы и др.

Основная классификация видов человеческого капитала выглядит следующим образом:

  • капитал здоровья — физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, увеличение периода активной трудовой деятельности необходимы каждому человеку, в любой сфере профессиональной деятельности;
  • трудовой капитал — знания, профессиональные способности человека выполнять конкретную работу; чем сложнее труд, тем выше требования к квалификации, знаниям и опыту работника;
  • интеллектуальный капитал — продукты творческой деятельности, изобретения, полезные модели, используемые в течение длительного времени, могут служить источником получения дохода;
  • организационно-предпринимательский капитал — способность к выработке плодотворных бизнес-идей, новаторство, организаторские способности и высокая ответственность, чувство бережливости и экономии, умение разумно рисковать, энергия и сила воли предприимчивость, решительность, организаторский талант, владение коммерческими секретами;
  • культурно-нравственный капитал — совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности.
Читать еще:  Уставной капитал полного хозяйственного товарищества

Создание человеческого капитала — это процесс развития производительных спо­собностей человека посредством инвестиций в специфические процессы деятельности индивидуума.

Инвестирование — это важнейшая предпосылка производства человеческого капита­ла, но еще не само его производство, которое осуществляется в процессе деятельности, когда владелец этого капитала выступает либо объектом, либо субъектом, либо резуль­татом воздействия.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

  • расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

Эффективность инвестиций в трудовой ресурс зависит от окупаемости их в будущем и от приобретения работниками тех качеств, которые необходимы предприятию в условиях постиндустриальной экономики.

В заключении можно отметить следующее:

1. «человеческий капитал» определяется в современной науке как совокупность хозяйственных отношений по вложениям в формирование высококвалифицированной рабочей силы, а также производственных отношений по реализации способностей, навыков, знаний и других качеств работника в трудовом процессе.

2. формирование человеческого капитала необходимо рассматривать как двухсторонний процесс взаимодействия индивида и общества. Уровень экономического развития стран в современном мире определяется накоплением и развитием человеческого капитала, что отражает новое качество экономического роста.

3. ценность человеческого капитала, с экономической точки зрения, понимается как рентабельность инвестиций в него.

4. существует несколько видов инвестиций в человеческий капитал, наиболее важными из которых являются инвестиции в здоровье и в образование, так как благодаря этим факторам повышается эффективность труда человека и увеличивается его трудоспособность, то есть инвестиции в эти сферы жизни человека с большой вероятностью в дальнейшем окупятся и принесут доход.

Благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал, как на уровне отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.

1. Российский экономический журнал/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.re-j.ru/ http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/ Дата доступа – 05.05.2014.

2. Маврина Н. А. Сущность человеческого капитала и особенности инвестиций в него/ Научный журнал Вестник ЧелГУ.- 2008.- №29 (130).-С.10-15.

3. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. – СПб.: СПбУЭФ, 2004. – 469 с.

4. Иванова Н.А., Жулина Е.Г. Экономика и социология труда. — М.: Ай Пи Эр Медиа. — 2009. — 48с.

5. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 284с.

6. Микроэкономика: учебное пособие/ Под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинский – Мн.: Акад. Упр. При Президенте Республики Беларусь, 2006.

7. Ореховский П.А. Общая экономическая теория. Ч.1. – Обнинск: МАСЗ, 2000. – 181с.

Обучение

Learning

Образование

Education

Исследования

Research

Комментарии

Commentaries

Статьи, книги, аналитика

Макроэкономика

Юрий Корчагин Как дышим в России Остались мы без футбола, без свободы перемещения, ограниченной опасениями коронавируса, с небольшими ожиданиями американских подвохов (больше никто такими подлостями не занимается, людям жизнь не отравляет. .

Экономика регионов

Кризис, санкции, а у Воронежской области за три квартала 2018 года 5,5% роста промышленного производства. Неплохо. Область в целом сравнительно успешно проходит период полисистемного кризиса в стране и международных санкций. Причем, тенденция стабильного роста ВРП, пусть и .

Человеческий капитал

Известно, что национальный человеческий капитал — главный драйвер и фактор процессов развития и роста экономики, общества и государства. Однако в последние десятилетия инвестиции в человеческий капитал снижались в долях ВВП. К тому же, они были в 2-3 раза и более ниже по .

Инвестиции и инновации

Под интеллектуальной собственностью в этом рейтинге понимаются изобретения (патенты), полезные модели и промышленные образцы. Их использование отражает в определенной степени научно-техническую креативность субъекта РФ, корпорации, фирмы, конкретного производства. В .

Кризисные явления в экономике

В условиях международных санкций каких-то особых тревожных опасений, ожиданий или даже разговоров насчет неких врагов в народе нет. Как жили, так и живем. Люди работают в обычном режиме, ежемесячно получают зарплату и пенсии. Магазины заполнены продовольствием и .

Региональные и муниципальные финансы

Долги регионов РФ велики. Они составляли на 1.01.2017г. по бюджетным кредитам 1,1 триллиона рублей, а всего — 2,2 трл руб. Долги весьма неравномерны и считать их необходимо на душу населения, тогда картина с долгами будет более ясной. Кто из губернаторов норовил жить в долг, а кто .

Бюджеты и межбюджетные отношения

Бюджетный упадок городов продолжается в 2016-2017 годах В рейтинге по бюджетной обеспеченности городов — миллионников за 2017 год лидеры — Ростов-на-Дону, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь. Самые бедные — Омск и Воронеж (см. рейтинг). В городах с низкой бюджетной обеспеченностью продолжают в первую очередь деградировать образование, культура, экология и инфраструктура, включая дороги. А бюджетно сильные города развиваются, хотя в связи с кризисом и у них проблем .

Инфляция

В годовом исчислении инфляция в стране составила в сентябре 2017г. Всего лишь 3% после 3,3% в августе, 3,9% в июле и 4,4% в июне. В целом годовая инфляция в РФ пока держится ниже целевого ориентира (таргета) Центробанка в 4% (к концу года). Высокая инфляция, а в пресловутых 90-х .

Информационные технологии и процессы в экономике и обществе

http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=183 В российской информационной системе, статистике, в средствах массовой информации наступили крутые перемены. И большинство из них со знаком минус. Словно ускоренно возвращаемся в советские времена по всем информационным .

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1. Финансовый рынок и место в нем рынка ценных бумаг Финансовый рынок — это рынок обращения финансовых активов. Действует он в форме совокупности кредитного рынка, рынка ценных бумаг (РЦБ), страхового рынка и других частных рынков, через которые происходит .

Информационно-инновационная экономика (экономика знаний)

Концепции, стратегии и программы развития России

Многие российские проблемы связаны с замедлением темпов роста ВВП. Всемирный банк прогнозирует рост ВВП РФ в 2018 году 1,7% ВВП. Standart & Poor’s Global .

Теория и практика государственного регулирования экономики

Мое поколение родилось и выросло в послевоенное время. Это было время восстановления страны, время быстрого роста экономики и одновременно время прекращения сталинских репрессий, освобождения людей от тотального страха перед ними, время хрущевской оттепели. Это .

Кризисы, финансы, экономика, развитие. Статьи ведущих экономистов РФ и наши комментарии.

Юрий Корчагин Когда надо было сохранять СССР? О прошлом, о распаде СССР возникают такие мысли и вопросы. Можно ли было сохранить СССР? И что для этого надо было сделать. Наиболее стабильным и растущим в части экономики СССР был в 1970-е годы. У СССР были союзники, и сам он .

Государственное регулирование экономики (учебное пособие). Логунов В.Н., Корчагин Ю.А.

ЛОГУНОВ В.Н., КОРЧАГИН Ю.А. Учебное пособие ББК 65.010.3 УДК ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики. — Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- 210с. .

Портреты вождей, злодеев и лидеров России ХХ века

20-02-2013 00:55:00 Маршал Жуков — о генералиссимусе Сталине «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» В мае 1956 года министр обороны СССР маршал Жуков подготовил текст доклада, с которым ему предстояло выступить на .

Разное

Юрий Корчагин Внутренние проблемы для россиян более важны, нежели мировые В международной политике пока затишье. И это хорошо во всех отношениях. В Сирии Асад руководит страной по пословице пан или пропал. Хватит у него сил удержаться прочно во власти, то останется .

Читать еще:  Метод капитализации по расчетным моделям

Корчагин Ю.А. Экономика регионов и региональное развитие

Согласно публичному заявлению губернатора Алексея Гордеева, в стране сложилась «дефективная система госуправления», которая «не способна противостоять коррупционным явлениям». Критика его коснулась в основном Правительства РФ. В то время как система управления страной полностью зависит от высшей власти — от Президента РФ. В частности, премьера подбирает Президент РФ, утверждает основных министров также он. Президент и ответственен за эффективность системы управления в .

Деньги, кредит, банки. Корчагин Ю.А. Учебное пособие.

УДК 336.7(075.8) ББК 65.262(2Рос)я73 К 72 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор И. П. Богомолова; доктор экономических наук, профессор А.Н. Полозова. К 72 Корчагин Ю. А. Деньги Кредит Банки: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. — .

Учебные пособия, конспекты лекций, методические указания

7.1. Общие сведения Динамические методы инвестиционного анализа учитывают динамику поступлений (доходов) и выплат (инвестиций) во времени. Делается это с помощью метода сложных процентов и дисконтирования платежей к одному и тому же моменту времени. Однако и эти методы ограниченны. Так самые первые поступления не совсем правильно приравнивать к самым последним. Первые поступления можно уже как-то использовать, в т.ч. в качестве инвестиций. А последние так использовать невозможно. .

Понятие, виды и теории человеческого капитала

Содержание:

Понятие человеческого капитала

Появление теории человеческого капитала обусловлено необходимостью более детального понимания функционирования факторов производства, в частности, необычайно высокой доли изменений совокупного производства, не обусловленной количественным приростом задействованных факторов производства – капитала и труда, а также необходимостью выдвинуть универсальное определение феномена неравенства доходов.

Экономический подход к поведению человека получил свое распространение благодаря – Т. Шульцу и Г. Беккеру, двум нобелевским лауреатам. Понятие «человеческий капитал» было введено в научный оборот как совокупность навыков, качеств, знаний и способностей человека, которые используются им в потребительских либо производственных (для получения дохода) целях. Данный капитал называется человеческим, так как воплощен в личности человека; он выступает капиталом, так как служит источником либо будущих доходов, либо будущего потребления, или и того, и другого одновременно.

Так же, как и физический капитал, человеческий капитал является благом длительного использования, но он может устаревать морально, изнашиваться физически, причем устаревать морально он может еще до того момента, как произойдет его физический износ, ценность человеческого капитала может падать и расти в зависимости от изменений в предложении взаимодополняющих (комплементарных) факторов производства и в уровне спроса на их совместную продукцию.

Отличие физического капитала от человеческого капитала заключается в неотделимости от носителя. Носитель человеческого капитала самостоятельно не может выступать предметом купли-продажи, по крайней мере, в современное время. Человеческий капитал можно лишь арендовать, то есть привлечь по договору трудового найма к работе.

Виды человеческого капитала

Выделяют следующие виды человеческого капитала:

  • Общий человеческий капитал – это навыки и знания без отношения к тому, где они были приобретены, они могут быть применены и на иных рабочих местах.
  • Специфический человеческий капитал – это навыки и знания, которые имеют ценность там, где они были приобретены.

Производство всей совокупности человеческого капитала обеспечивается системой формального образования, в том числе специальное и общее образование, которое улучшает качество, повышает запас и уровень знаний человека. Специфический человеческий капитал формируется посредством расходов на образование для подготовки специалистов на рабочих местах непосредственно.

Человеческий капитал может быть отрицательным и положительным:

  • Отрицательный человеческий капитал – это часть накопленного капитала, которая не дает какой-то полезной отдачи от затраченных инвестиций.
  • Положительный человеческий капитал — это накопленный человеческий капитал, который обеспечивает полезную отдачу от затраченных инвестиций.

Накопление человеческого капитала находится в зависимости от уровня человеческого потенциала в данном обществе. Для его оценки применяется широко используемый в настоящее время индекс — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), характеризующий различные стороны развития общества. Индекс развития человеческого потенциала государства или региона характеризует три наиболее значимых фактора жизни:

Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала основывается на достижениях неокейнсианства, неоклассической теории, институциональной теории и ряде иных экономических теорий, которые признают то обстоятельство, что люди для общества представляют такой же капитал, как и машины, оборудование. Теория человеческого капитала отмечает тот факт, что там, где выше количество и качество человеческого капитала, концентрируются соответственно физический и финансовый капиталы. А там, где за столетия сформировался человеческий капитал невысокого качества, не поможет даже и его большое количество.

Важная роль в развитии теории человеческого капитала принадлежит лауреату Нобелевской премии, американскому ученому, Г. Беккеру, вклад которого заключается в усилении ее теоретического обоснования с точки зрения микроэкономического анализа и значительном увеличении возможностей ее практического использования.

Гэри Беккер родился в 1930 г. в штате Пенсильвания, Потстауне. После окончания Принстонского университета в 1951 г. работал в Колумбийском, Принстонском университетах. В Чикаго в 1955 г. получил степень доктора. После 1969 г. являлся профессором Чикагского университета, сотрудником Гуверовского института революции, войны и мира при Стэнфордском университете. В 1992 гг., занимая должность профессора экономики и социологии Чикагского университета, Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение».

Г. Беккер выступил основателем целого спектра новых разделов экономической теории – теории человеческого капитала, экономики дискриминации, экономики домашнего хозяйства, экономики преступности и т.д. Исследования Беккера в сфере экономического анализа семьи стали называть «новой теорией потребления».

Г. Беккер представил микроэкономический базис теории человеческого капитала в своей фундаментальной работе «Human Capital», 1962 г. Сформулированная в ней модель выступила основой для последующих разработок в данной области. В представлении Беккера каждый работник может рассматриваться в качестве комбинации одной единицы простого труда и некоторого количества, заложенного в нем «человеческого капитала», соответственно его доход (заработная плата) – как комбинация рыночной цены простого труда и дохода от инвестиций, вложенных в человека.

Сумма прямых денежных затрат на доход и образование, недополученных за время, которое было затрачено на обучение, составляют сумму инвестиций в человеческий капитал. Беккер раскрыл возможность определения прибыльности такого рода инвестиций как с позиций отдельного человека, так и общества в совокупности, рассматривая данный процесс аналогично нормам прибыли на капитал.

Для оценки уровня экономической эффективности полученного образования для самого работника дополнительный доход от полученного высшего образования вычисляется следующим образом: из доходов тех, кто закончил колледж, отнимались доходы сотрудников со средним общим образованием. Образование является прибыльным для работника лишь в том случае, если разность между реальной стоимостью затрат и дополнительным доходом составляет величину положительную.

Поэтому, нормы отдачи являются регулятором распределения инвестиций между различными уровнями и типами образования. Низкие нормы отдачи говорят о переинвестировании, высокие – о недоинвестировании.

Т. Шульц, лауреат Нобелевской премии, Американский ученый, при исследовании проблем восстановления экономики после войны, пришел к выводу, что скорость восстановления в различных странах связана была с образованием и здоровьем населения. Т.Шульц доказал тот факт, что человеческий капитал имеет необходимые признаки производительного характера, может воспроизводиться и накапливаться. Образование делает сотрудников более производительными, а хороший уровень здравоохранения сохраняет инвестиции в образование и предоставляет возможность производить.

Г. Беккеру и Т. Шульцу принадлежат заслуги популяризации идеи человеческого капитала, их разработки дали толчок большому количеству исследований и стали толчком активной деятельности по мотивации инвестиций в техническое и профессиональное образование со стороны международных финансовых институтов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector