Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджетно кредитная политика государства

Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика государства.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (МОНЕТАРНАЯ) ПОЛИТИКА

Монетарная политика означает контроль за денежной мас­сой в экономике. Ее цель — поддержка стабильного развития экономики. Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъ­еме.

Проводи и ком денежно-кредитной политики государства вы­ступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. (Вспомните, какие функции банки выполняют в со­временной экономике.) В экономической практике используют­ся следующие инструменты регулирования денежной массы: установление учетной ставки процента, установление нормы обя­зательных резервов. Рассмотрим различные варианты денежно кредитной политики.

Центральный банк выдает денежные средства коммерче­ским банкам, а последние — своим клиентам плату, называемую «процент за кредит». Учетная ставка процен­та— норма процента, по которой центральный банк дает креди­ты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную став­ку, центральный банк делает кредит более дорогим или дешевым.

Если кредиты становятся более дорогими, то соответствен­но уменьшается количество желающих их брать. Это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции, но усиливает спад производства, так как фирмы ли­шаются возможности получить кредит.

Понижая учетную ставку процента и делая кредит деше­вым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производ­ства. Но увеличение денежной массы в обращении ведет к уси­лению инфляции.

Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимули­руя или ограничивая производство и потребление.

По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществ­лять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Устанавливая норму обязательных резервов, централь­ный банк оказывает влияние па возможность банков предостав­лять кредиты, изменяя тем самым общее количество денег в об­ращении.

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению денег у банков для кредитования, что делает кре­дит «дорогим», сокращает число заемщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении.

Уменьшение нормы резервирования, наоборот, позволяет увеличить объемы кредитования фирм, что ведет к увеличению денежной массы. К каким последствиям в экономике зто при­водит, вы уже знаете.

Таким образом, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обра­щении, помогают экономике развиваться стабильно.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА

Деятельность государства в области налогообложения, ре­гулирования государственных расходов и государственного бю­джета называется фискальной политикой. Она направлена на

обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет — сводный план доходов государ­ства и использование полученных средств на покрытие всех ви­дов государственных расходов. Он утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. Ос­новное место в расходах российского правительства занимают социальное обеспечение, культура, экономическое развитие, обо­рона, здравоохранение. Главные источники доходов государст­ва — налог на прибыль предприятий, налог на добавленную сто­имость, социальный налог.

Через бюджет государство перераспределяет созданные об­ществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социаль­ные процессы. Основные рычаги этого влияния — регулирова­ние налогообложения и государственных расходов.

Основным источником доходов бюджета являются налоги.

Как влияет налоговая политика государства на экономи­ку? Если экономика страдает от высокой инфляции, для сни­жения ее, как вы уже знаете, необходимо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населе­ния.

Если в экономике наблюдается спад производства и потреб­ления, то государство стремится уменьшить налоговое бремя. Это способствует оживлению экономики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребитель­ская активность населения возрастает в результате роста его платежеспособности.

Регулирование государством своих расходов может способ­ствовать преодолению спада и застоя в производстве. Так, в кризисных ситуациях в экономике государство старается увеличить расходы на поддержку особо нуждающихся в помощи предпри­ятий и отраслей хозяйства, расширяет государственную закуп­ку товаров и услуг, стимулируя производителей в развитии про­изводства и сокращая безработицу.

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор на­логов приводит к дефициту бюджета, одному из негативных экономических показателей.

В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использова­ны фирмами, а это сдерживает экономический рост. Государст­во может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение до­полнительные деньги или взяв в долг у фирм и населения. Но возможности кредитования государства национальным банком обычно ограниченны, а выпуск новых денег, не обеспеченных товарами, как вы знаете, ведет к инфляции, т. е. к увеличению количества бумажных денег.

Поэтому большинство правительств предпочитает занять деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных). Сумма задолженности госу­дарства внешним и внутренним кредиторам называется государ­ственным долгом. Различают внешний и внутренний государст­венный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания — про­дажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государств владельцам его цепных бумаг представляет часть го­сударственного долга. Умелое проведение операций с государст­венными ценными бумагами позволяет не только выгодно при­влекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи госу­дарственных ценных бумаг центральный банк может либо вли­вать резервы в кредитную систему государства, либо изымать оттуда. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете, познакомившись с действием основных механизмов денежно-кредитной политики государства.

Дефицит бюджета и величина государственного долга — важнейшие показатели состояния экономики.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные ме­ханизмы воздействия на экономику.

14. Этапы развития мировой экономики и их характеристика. Этапы развития российской экономики

Первый этап становления современной мировой экономики связан с появлением первых элементов мирового хозяйства — мировой торговли, зарождением, становлением и развитием ми­рового товарного рынка. Исторические рамки этого процесса: XVI в. — первая половина XIX в.

Второй этап становления мировой экономики обусловлен развитием капиталистических отношений и переходом капита­лизма к стадии империализма. Этот этап связан с монополиза­цией производства, резким увеличением вывоза капитала за гра­ницу, территориальным и экономическим разделом мира (вто­рая половина XIX в. — первая половина XX в.). Таким образом, расширились формы международного экономического общения, международный обмен товарами стал активно дополняться дру­гими формами экономического взаимодействия между страна­ми — международной миграцией факторов производства. Были заложены основы организации производства отдельных матери­альных благ на предприятиях, расположенных в нескольких странах (добыча и первоначальная обработка сырья в колонии и производство готовой продукции в метрополии). Это этап ста­новления мирового хозяйства.

Третий этап обусловлен рядом факторов. Из-за разбалансирования мирового хозяйства после экономического кризиса 30-х гг. (Великой депрессии) и Второй мировой войны с середи­ны XX в. стало ясно, что мировое хозяйство не может стабильно функционировать без каких-то общих для всех стран механиз­мов координации и управления. На микроуровне фирмы стали активнее создавать вертикальные схемы управления воспроиз­водственными процессами и постепенно переросли в междуна­родные корпорации. На макроуровне возникла система эконо­мических и финансовых организаций, отслеживающих и регули­рующих мировое экономическое развитие (МВФ, Мировой банк, ООН, Мировая торговая организация). В 50-е гг. XX в. разрушилась колониальная система, связывающая экономики колоний и метрополий. На рубеже 90-х гг. произошел крах сис­темы «реального социализма». Переход бывших колоний и со­циалистических стран к рынку сделал экономику этих государств более открытой. Итак, во второй половине XX в. мировая экономика перешла в новое, более высокое, чем мировое хозяй­ство, качество, стала международной.

Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства призваны регулировать макроэкономическую ситуацию в стране. При помощи этих рычагов влияния происходит борьба с инфляцией, регулирование устойчивости банковского сектора, поддержка отдельных секторов производства и т. д.

Виды бюджета

Бюджетно-налоговая политика государства помогает сбалансировать государственный бюджет. Он утверждается парламентом, а исполнительная власть обязана в точности его исполнить. Термин «государственный бюджет» понимается как совокупный план расходов и доходов государства. Существует три его категории в зависимости от экономической ситуации:

  • профицитный (доходы выше расходов);
  • сбалансированный (равны нулю);
  • дефицитный (доходы ниже расходов).
Читать еще:  Сущность кредитной системы рф

Правительство любой страны стремится к тому, чтобы бюджет был сбалансированным. Одним из инструментов для достижения этой задачи и служит бюджетно-налоговая политика государства, а достигается цель через регулирование налогообложения. Более подробно об этом — далее.

Бюджетно-налоговая политика государства: цели и задачи

Данный политический инструмент влияния на экономику призван сглаживать циклы колебания. Отсюда цели можно выделить следующие:

  • стабильное экономическое развитие всей макроэкономики в целом;
  • максимальная занятость трудоспособного населения;
  • баланс в показателях между инфляцией, доходами населения и уровнем цен.

Инструменты бюджетно-налоговой политики

Основными источниками государственного бюджета являются налоги. Они и есть главный инструмент данной политики. Но, кроме налогов, к ним также относятся акцизные сборы, лицензирование, трансферты, государственные закупки и гранды. Следовательно, существует регулятор расходов и доходов. К доходам, естественно, относятся акцизные сборы, лицензирования, налоги. Их снижение стимулирует деловую активность той или иной отрасли, но уменьшает поступления в казну. Это негативно может отразиться на социальных выплатах населению. Это заработные платы бюджетникам (учителя, врачи, армия, полиция), а также пенсии по старости, нетрудоспособности и т. д. Рост же налогов сдерживает производство и, наоборот, наполняет бюджет. Снижение трансфертов и выдача грандов также сохранят казну. Но сохранение или увеличение бюджета за счет завышенных налоговых ставок — негативное явление. Оно лишь приносит плоды на первых налоговых поступлениях. На долгосрочной перспективе это сказывается отрицательно, так как падает производство, растет безработица, а с ней возрастает и нагрузка на бюджет.

Что такое кейнсианство

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, по мнению многих экономистов, является наиболее действующим инструментом влияния на экономику. В отличие, например, от монетарной или кредитно-денежной. Это направление в экономической науке получило название «кейнсианство» от фамилии известного экономиста Дж. М. Кейса. Аргумент их в том, что все инструменты данной политики влияют на экономическую ситуацию.

Пример влияния на экономику

Пример — влияние государственных закупок на поведения игроков рынка. Допустим, государство дополнительно закупило товаров на сумму в миллиард. Напомним, что товаром является не то, что можно физически потрогать. К этой категории можно отнести рост фонда заработной платы работникам бюджетной сферы, что достигается путем увеличения объема их деятельности. Через открытие дополнительных вакансий врачам, например. Далее этот миллиард попадает в экономику, увеличивая на эту же сумму доход продавцов (врачи в этом примере также выступают как продавцы). Этот миллиард подразделяется на потребление и сбережение. Естественно, часть этой суммы останется у рыночных игроков на сохранении, тем самым увеличив общее сбережение. Но психологический эффект, по мнению Кейнса, заключается в том, что люди увеличивают доход по мере роста расхода. Но пропорционально коэффициенты разные. Таким образом, с увеличением, например, дохода на 20 процентов расходы увеличиваются на гораздо меньшую сумму.

Виды бюджетно-налоговой политики государства

В первую очередь они зависят от фазы цикла экономического развития. Их два. При фазе рецессии, или падении, экономических показателей применяют стимулирующую политику. Но не всегда только спад губителен для страны. Иногда быстрый подъем, связанный с резким изменением макроэномической ситуации, может способствовать негативному развитию в будущем. В качестве примера можно привести резкое падение российской валюты в два раза в 2014-2015 гг. Обесценивание рубля негативно сказалось лишь на российских производителях, которые закупали товары в долларах. Это привело к наплыву покупателей из ближнего зарубежья, которые буквально сметали «подешевевшие» для них в два раза товары. Внешне произошел громадный подъем продаж, но все понимали, что это после распродажи всех товаров на складе негативно отразится на экономике. Чтобы предотвратить подобные ситуации, применяют сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая политика

Направление бюджетно-налоговой политики государства при стимулировании ориентировано на увеличение деловой активности и роста продаж. А также на снижение уровня безработицы. Это достигается путем снижение налогов, полной их отмены в определенной отрасли или регионе, а также увеличения государственных закупок некоторых товаров и услуг.

Сдерживающая политика

Бюджетно-налоговая политика государства при сдерживающей модели поведения направлена, наоборот, на удержании развития. Дело в том, что иногда происходит бум в определенной отрасли. Пример с обесцениваем валюты далеко не единственный. Взять хотя бы тот же бум строительного рынка в России в 2000-х. Он привел к сильному дисбалансу в экономике. Это разогнало уровень инфляции. Пострадали работники других сфер. Например, все бюджетники, средняя зарплата которых сильно отстала по стране. Для предотвращения подобных ситуаций и нужны инструменты сдерживания. Увеличение налогов в определенной сфере, сокращение государственных заказов и закупок и являются такими рычагами влияния.

Способы воздействия на экономику

Выделяют также основные направления бюджетно-налоговой политики государства по способу воздействия на экономику:

  • дискреционная фискальная политика;
  • автоматическая фискальная политика.

Первая является сознательным изменением исполнительной власти объема закупок, налогов для стабилизации.

Автоматическая фискальная политика

Уже встроена в систему и работает автономно. К ее инструментам относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, косвенные налоги, пособия по безработице, пенсии.

Интересный факт: в США к автоматической фискальной политике относятся пособия фермерам. В России же это единичные субсидирования, зависящие от воли исполнительных властей, которые при недостатке бюджета урезают помощь сельскому хозяйству.

Бюджетно-налоговая политика государства очень эффективна при прогрессирующей шкале налогообложения. Тогда уменьшаются дисбаланс и перегибы в экономической и социальной сферах. Яркий пример — Швеция, которая до автоматизма довела такую систему. Там предприятия и граждане, имеющие низкий уровень прибыли и дохода, освобождаются от налогов. Кроме того, некоторые из них даже получают поддержку и субсидирование. А те корпорации, которые имеют сверхдоходы, облагаются налогами, которые иногда переходят отметку в 50 процентов. Все это ведет с снижению социальной дифференциации и, следовательно, к сниженной опасности революционных событий и волнений.

Единая налоговая ставка на все отрасли производства, наоборот, увеличивает дисбаланс в экономике, приводит к увеличению дифференциации общества. Это отражается не только на политическом положении, приводя к росту оппозиции, но и снижает покупательскую способность граждан. Так как малая часть предпринимателей, удерживающих большую часть доходов страны, неизбежно выводит свои капиталы из экономики, снижая денежный фонд. Возобновление недостатка ликвидной валюты приводит к неизбежному росту эмиссии денег, что приводит к высокому уровню инфляции. Маховик раскручивается до полного коллапса экономики. Итог – дефолт и полный крах всех сфер общественной жизни.

Что касается пособий по безработице, пенсии, субсидий малообеспеченным гражданам, то они полностью зависят от состояния экономики. От того, насколько эффективно собираются налоги. Поэтому нужно грамотно подходить к этому вопросу. При повышении налогов многие предприятия могут не выдержать нагрузки. Это приводит к их закрытию. Пополняется армия безработных и малообеспеченных граждан, а предприятие перестает уплачивать налоги. Но и их низкий уровень приводит к дефициту бюджета. Тем самым ощущается нехватка денег для социальной защиты нетрудоспособного населения.

В развитых странах экономика лишь на одну треть регулируется за счет встроенных стабилизаторов. Остальное – при помощи дискреционной фискальной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного функционирование всей экономической системы нужна грамотная финансовая политика государства. Бюджетная налоговая является ключевым инструментом для решения этой задачи.

Бюджетная и кредитно-денежная политика

В составе бюджетной политики относительно самостоятельные – налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом, политика бюджетного федерализма.
Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы.
Важным направлением является обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве через регулирование деятельности банковской системы, управление деятельностью финансового рынка.
В кредитно-денежной политике относительно самостоятельна – эмиссионная политика, валютная политика, кредитная политика, процентная политика и инвестиционная политика.
В конце XX века большое значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга.
В настоящее время большое значение приобретает финансовая политика таких международных финансовых организаций, как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие (Лондонский клуб кредиторов, Парижский клуб кредиторов).
Финансовая политика международных организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Читать еще:  Машина в кредит без каско

Финансовая политика в Российской Федерации
«Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». По мнению С.Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она должна быть направлена на все мерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны.
Финансовая политика – часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.
Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий – целенаправленная деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.
Целью финансовой политики предприятия может быть:
выживание в условиях конкуренции;
избежание банкротства;
лидерство в борьбе с конкурентами;
максимизация рыночной стоимости предприятия (залог, продажа);
устойчивые темпы роста экономического потенциала;
рост объемов производства и реализации;
максимизация прибыли;
минимизация расходов;
обеспечение рентабельности.
Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, как часть социально-экономической политики.
Бюджетная политика РФ основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс.
Бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета в распределении расходов между бюджетами всех уровней, в источниках и способах покрытия дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.
Налоговая политика – налоговая система характеризуется разнообразием видов налога и объектов налогообложения.
К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада:
горизонтальное и вертикальное равенство;
нейтральность налогов;
удобство взимания;
минимальный дестимулирующий эффект от введения налога;
трудность уклонения от уплаты.
Мировой практикой доказано:
налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов недоимок, штрафов;
основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество);
высокие налоги приводят к утечке капитала;
косвенные налоги вводить на вредные для здоровья товары, предметы роскоши.
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Необходимо создать условия, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.
Социальная политика – решение задач финансового обеспечения граждан России, установленных в Конституции: пенсионное, миграционную помощь социальным группам населения.

Экономика. 11 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.
Читать еще:  Сущность кредита учебник

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.
  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.

Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Бюджетно кредитная политика государства

Основы современной теории экономики, производство, обмен, деньги, прибыль.

Экономика России
Автор Константин Гусев

Кредитная политика государства

Кредитная политика государства, в том числе и России — это система денежно-кредитных мероприятий, используемых государством для достижения определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов общехозяйственной политики государства.

В странах с рыночной экономикой (а Россия сегодня относится уже к ним) Кредитная политика государства направлена в основном на смягчение экономических спадов и подъемов, присущих вообще капиталистической экономике, основанной на определенной хаотичности развития. Кредитная политика по замыслам должна ослаблять периодически возникающие кризисы перепроизводства, ограничивать инфляцию, обеспечить равновесие платёжного баланса, стимулировать спрос и так далее. Государственные банки, на которые возложено определение курса валюты и практическое проведение в жизнь Кредитной политики государства, стремятся в первую очередь воздействовать на величину и структуру кредитных операций всей банковской системы, участвующей в экономических процессах страны, влияя этим на динамику инвестирования капиталов, цен, занятость населения, внешнюю и внутреннюю торговлю и многое иное. При этом действия центральных банков, как правило, определяются интересами господствующих групп финансовых и производственных монополий и направлены на обеспечение улучшения общих условий функционирования капиталистической экономики в первую очередь в интересах этих групп. Самым распространённым методом Кредитной политики в странах с рыночной экономики является изменение учётной ставки центрального банка, а также уровень операций на открытом рынке (покупка и продажа центральным банком некоторых видов ценных бумаг) и варьирование норм обязательных резервов коммерческих банков страны.

Например, в периоды вялой хозяйственной деятельности предприятий внутри государства, пониженного потребительского спроса и экономических кризисов проводится политика так называемой кредитной экспансии для стимулирования потребительского и инвестиционного спроса в стране. Для этого центральный банк государства увеличивает суммы денежных резервов коммерческих банков с целью расширения общего объёма кредитных операций всей банковской системы. При этом, непременно, значительно снижается учётная ставка процента государственного банка (ставка процента под который центральный банк кредитует коммерческие банки), следом снижаются нормы обязательных минимальных резервов в коммерческих банках. Как дополнение к этим действиям Центральный банк еще переходит и к дополнительной скупке на рынке ценных бумаг. Все эти меры, как правило, побуждают коммерческие банки активизировать свою кредитную деятельность, прежде всего снижением стоимости выдаваемых ссуд как коммерческим предприятиям, так и потребителям. В результате этого на общий рынок поступает больше денег, способствующих активизации общего спроса и производства.

Увы, как показывает нам новая экономическая теория и многолетний опыт такой Кредитной политики в капиталистических странах Запада и США, этот метод несет в себе, с одной стороны ограниченность действия и недостаточную эффективность, особенно как стимуляторов экономического роста. А с другой стороны, как правило, несет за собой последующий (посткредитный) спад как в инвестициях, так и потреблении, поскольку наступает пора возвратов полученных займов, как производством, так и потребителями. Наступление периода возвратности, особенно, если общее кредитование было значительным вызывает, чаще всего, «экономическую ямку» в процессе развития государства. Чем выше был уровень кредитования накануне, тем глубже будет эта ямка, способная вызвать кризис, что собственно и происходило и происходит периодически ныне на Западе и в США. Именно неуемная Кредитная политика и приводит, чаще всего, к кризисам. К сожалению, и Россия сегодня пытается наступать на эти грабли, когда значительно снижает учетную ставку Центрального банка. Уже сегодня, в России наступила большая пора тяжелой возвратности и невозвратности кредитов, которая значительно тормозит развитие экономики России. И чем более и далее Россия будет пытаться стимулировать рост потребления и производства «дешевыми кредитами», тем быстрее наступит и внутренний кризис в экономике России. Уже сегодня идет значительный рост на «вторичном рынке», разумеется в ущерб первичному.

Применение дедовских методов в Кредитной политике государства уже давно не ведет к положительным результатам, тем более долгосрочным. Однако, как и Запад, так и Россия, ни как не хотят отказываться от использования «дешевых кредитных денег», современную заманиху для производителей и потребителей, и очень выгодное дело для банков, но не государства и его экономики. Увы, большинство граждан и предпринимателей далеко не смотрят, и перспективы не обсчитывают, но государство то должно это делать. Кредитные деньги ни когда не должны быть дешевыми, кроме особых случаев (стихийные бедствия, эпидемии, войны и т.д.), они всегда должны стоить в соответствии с рыночными ценами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector