Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджетный кредит относится к

Что такое бюджетный кредит

Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.

Определение из Бюджетного кодекса

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.

СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.

Цели и задачи бюджетного кредитования

Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:

  • фискальной (контролирование уплаты налогов);
  • регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
  • управляющей.

Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:

  • восполнять дефицит бюджета;
  • стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
  • регулировать экономическую стабильность в регионах;
  • содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.

Кто может брать бюджетный кредит

Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:

  • бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
  • государственные и муниципальные унитарные организации;
  • юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
  • исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
  • отдельные категории граждан РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.

Формы бюджетных кредитов

По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:

  • государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
  • государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.

Условия предоставления

Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:

  1. Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
    • условия выдачи;
    • периоды возврата;
    • процентная ставка и др.
  2. Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
  3. Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.

Возможные цели бюджетного кредитования

Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:

  • частичного перекрытия дефицита бюджета;
  • корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
  • ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.

Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.

Как получают бюджетный кредит

Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:

  • учредительные документы;
  • финансовую отчетность за последний год;
  • доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).

ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.

Сроки кредитования и процентная ставка

В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.

Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.

Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:

  • основания предоставления;
  • порядок выдачи;
  • цели использования;
  • процедура возврата.

Непогашенный бюджетный кредит

Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:

  • формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
  • реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.

Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:

  • за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
  • за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.

ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.

Учет бюджетного кредитования

Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:

  • регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
  • учет основной денежной суммы и процентов по договору;
  • учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
  • составление ориентировочного графика погашения;
  • расчеты начислений за будущие периоды;
  • при необходимости – проведение пролонгации;
  • код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.

Особенности бюджетных кредитов в 2018 году

Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.

Читать еще:  Специалист по кредитованию это

Правительство одобрило проект бюджета на 2018-2020 годы, в котором не предусмотрена статья расходов на бюджетные кредиты, потому что уже выданные составляют значительную часть государственного долга. Недопустимо рассчитывать на займы как на постоянный доход, получаемый регионами из бюджета, чтобы не допустить дефолта.

СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.

Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок – от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное – пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.

В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:

  • короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • дотации на сбалансированность.

Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.

Бюджетные кредиты

Бюджетные кредит в соответствии с Бюджетным кодексом это — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Бюджетные кредиты предоставляются на возвратной основе и могут быть использованы не только в рамках бюджетного сектора и межбюджетных отношений, но и для финансирования негосудар­ственных коммерческих предприятий. Кроме прямых бюджетных кре­дитов, государство осуществляет кредитование через свои финансо­вые организации. Однако эти кредиты не учитываются в составе бюджетных, хотя бюджетные средства могут использоваться при фор­мировании уставных капиталов этих финансовых институтов.

Бюджетные кредиты по форме являются долговыми операциями, однако по существу представляют специфическую форму бюджетных расходов. Дело в том, что отличительной особенностью бюджетного кре­дитования является его льготный характер. Это объясняется, во-первых, тем, что государство в сфере коммерческого кредитования не должно быть конкурентом частных банков — банки эту функцию выполнят го­раздо лучше, поскольку рискуют своими собственными средствами, а не бюджетными. Во-вторых, выдавая кредиты, государство ориентирует­ся не только и даже не столько на коммерческий результат, сколько на социально-экономические и политические результаты.

В бюджетах утверждаются суммы предоставления и погашения кредитов. Разница между ними характеризует объем нетто-кредитования. Именно его величина, как правило, учитывается в бюджетных расходах. Однако такой учет скрывает реальные объемы расходов, свя­занные с бюджетным кредитованием. Как уже отмечалось, бюджетные кредиты являются льготными, т.е. включают определенную величину дотации. Кредитная дотация содержит не только разницу между ры­ночной ставкой и пониженным процентом за бюджетный кредит, что является явной формой расходов, но и неявные их формы, к которым относится, например, допущение повышенных издержек управления инвестиционным проектом, большего риска неплатежей по кредитно­му договору. Все элементы явных и неявных кредитных льгот составля­ют дополнительные расходы (упущенные доходы) бюджета, поэтому не только валовую величину кредита, но и величины сопутствующих яв­ных и неявных льгот нужно сопоставлять с ожидаемым полезным эф­фектом.

Бюджетный кредит может быть предоставлен РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений БК РФ.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъектам, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

При неспособности заемщика (юридического лица, муниципального образования) обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), способами, предусмотренными настоящим пунктом, бюджетный кредит не предоставляется.

В случаях, установленных бюджетным законодательством РФ, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением).

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица.

Уполномоченный орган обеспечивает соблюдение требований к условиям предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление указанных бюджетных кредитов, и договорами о предоставлении бюджетных кредитов.

Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.

При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных заключенным с ним договором уполномоченное лицо принимают меры по принудительному взысканию с заемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога.

Бюджетные кредиты: кому предоставляются, условия

Государственный кредит – разного рода отношения в рамках договора. В первую очередь это контракты, когда государство выступает заемщиком, привлекая деньги кредиторов. Также это договоры, по которым государство кредитует различных заемщиков, предоставляя ресурсы на основе возвратности. Это кредиты из бюджета, кредиты по налогам, выделение средств другим странам, предоставление инвестиций юридическим лицам, крупным международным концернам.

Читать еще:  Порядок предоставления и погашения кредита

Сущность кредита

Сначала рассмотрим понятие кредита. Это отношения кредитора и заемщика, складывающиеся в отношении выдачи свободных средств на условиях возвратности, платности, срочности.

В их роли выступают физические дееспособные лица, коммерческие организации, которые имеют право и возможность нести ответственность по своим сделкам и поступкам.

Функции кредита

Понятие кредита подразумевает выполнение двух главных функций:

  1. Перераспределительной. Он помогает перемещать временно свободные средства от одних субъектов к другим во временное пользование на вышеперечисленных условиях. Эти средства могут быть как в товарном, так и в денежном виде.
  2. За счет кредитных операций заменить наличные деньги. Это свойство помогает снижать издержки обращения, так как он на своей основе создает платежные средства. Эта функция появилась из-за специфики денежного обращения в коммерческой компании, где преобладают безналичные методы расчетов.

Бюджетные кредиты: смысл

Бюджетное законодательство указывает: это выделение средств из одного бюджета и выдача их другому в рамках бюджетной системы РФ. Средства могут пойти коммерческой организации, другой стране, в областное или муниципальное учреждение или бюджет.

Государственный кредит выдается путем оформления и подписания договора, который заключается с учетом гражданского законодательства РФ, принимая во внимание особенности, прописанные в бюджетном законодательстве РФ, прочих нормативных документах. То есть рассматриваемый кредит получают субъекты Федерации, коммерческие структуры, муниципальные и областные учреждения и образования.

Формы бюджетного кредита:

  • займы коммерческим структурам, не являющимся государственными, унитарными организациями;
  • займы, предоставляемые муниципальным правительственным учреждениям; здесь могут предоставляться как беспроцентные, так и процентные кредиты.

На каких условиях выделяются средства?

Рассмотрим ниже условия предоставления бюджетного кредита.

Коммерческая организация, муниципальное учреждение имеют возможность получить ассигнования из бюджета, если у них нет просроченных платежей по долгам перед различными бюджетами. К тому же коммерческая организация должна погасить все обязательные платежи, которая она платит бюджетной системе, исключая моменты реструктуризации долгов.

Иностранные компании получат бюджетные кредиты лишь при условиях целевых валютных займов.

Общие условия выдачи:

Кредит предоставляется с использованием таких принципов:

  1. Подобного рода кредиты являются целевыми, так как при формировании бюджета прописываются и утверждаются цели, которые потребуют выделения средств из бюджета. Также устанавливаются условия выдачи, порядок, время погашения. Формируются и условия, по которым заемщик может получить займ.
  2. Заемщик должен возвратить кредит и выплатить все начисленные проценты, сроки и правила этих выплат фиксируются в контракте.
  3. Займ выдается лишь при подтверждении просящим своей платежеспособности. За исключением тех случаев, когда бюджетные кредиты выдаются государственным образованиям РФ.
  4. Заемщик подтверждает свою платежеспособность несколькими методами: предоставляет банковскую гарантию, находит поручителей, предоставляет в залог все свое имущество. При этом все гарантии должны быть высоколиквидны.

Полная проверка заемщика

Бюджетные кредиты юридическим лицам выдаются лишь после полной проверки их отчетности, а также, если необходимо, гаранта и того, кто выступит поручителем.

Когда займ оформлен, коммерческая компания все же проходит иногда проверку в рамках целевых трат займа. Проводят проверку государственные органы, у которых есть все соответствующие полномочия. Проверке подвергаются также гаранты и поручители.

Если проверка выявит, что у заемщика или тех, кто выступает поручителями, значительно ухудшилось финансовое положение, либо же появился недостаток в имеющемся обеспечении обязательств, заемщика обяжут предоставить дополнительное подтверждение его платежеспособности. В случае отсутствия такового либо при нецелевой трате средств займ необходимо будет возвратить в досрочном порядке.

Как выдаются кредиты юридическим лицам?

Бюджетные кредиты выдаются после оформления договора. Условия предоставления:

  • платность;
  • возмездность;
  • обеспеченность;
  • возвратность.

Основное условие – отсутствие разного рода задолженности перед бюджетом.

Период, на который можно получить кредит, — пять лет. Это максимальный срок.

Выделяются средства на:

  • разработку, приобретение инновационных технологий;
  • реконструкцию, модернизацию, увеличение производства;
  • организацию нового предприятия, имеющего высокую социальную и экономическую значимость для муниципального образования или страны в целом.
  • оформить заявку установленным способом с указанием того, как будет обеспечиваться возвратность займа;
  • предоставить копии учредительных и финансовых документов за последний год;
  • указать назначение использования кредита.

Для получения кредита также необходимо предоставить гарантии возврата кредита: банковские, государственные. Возможно и предоставление залога, покрывающего на 100% бюджетный кредит.

Плата за пользование кредитом

За пользование государственными ресурсами надо платить. Это относится и к бюджетным кредитам. Величина платы равна как минимум ¼ ставки рефинансирования, установленной на момент подписания кредитного контракта. Каждый муниципальный субъект самостоятельно устанавливает величину платы.

Учет бюджетных кредитов ведется в бюджете того образования, который выдал займ, либо в федеральном бюджете, в их доходной части.

Выдача кредита бюджетным учреждениям

Они могут получить средства на следующие цели:

  • Покрыть кассовые разрывы, которые временно возникают в процессе выполнения муниципальных или областных бюджетов. Срок выдачи средств – в рамках одного бюджетного года.
  • Покрыть дефицит бюджетов, возникший при погашении обязательств по уже оформленным займам от кредитных учреждений. Срок предоставления – не более трех лет.

Временный кассовый разрыв – это временная недостаточность финансов на счету субъекта, которая не позволяет выполнить его обязательства по расходам. Как правило, она прогнозируется в рамках бюджета на один финансовый год.

Бюджетный кредит оформляется субъектам Федерации, в отличие от коммерческих структур, без обязательного подтверждения обязательств по его возврату. Но также выдаются при выполнении обязательных условий:

Условия оплаты за то, что учреждение пользовалось деньгами бюджета, и ее величина устанавливаются областным (в случае предоставления займа муниципальным властям) или федеральным правительством (при выделении средств области).

Погашение займа и процентов проводится в сроки, которые устанавливаются в графике платежей при подписании договора. Средства перечисляются на счет бюджета, из которого был выдан кредит.

Если кредит не был погашен в оговоренные договором сроки, остаток по нему, а также сумма начисленных процентов и пени гасятся с учетом требований Бюджетного кодекса и порядка взыскания задолженности того образования, что выдало кредит.

Что в итоге?

Закон предопределяет, что рассматриваемый вид кредитов регулируется гражданским законодательством. Деньги перечисляют со счета на счет, а характер их применения прописывается в заключаемом при этом договоре.

Кредиты выдаются за счет средств, находящихся на счетах субъектов. То есть они должны быть заложены при формировании и утверждении бюджета, в противном случае выдавать будет не из чего.

Читать еще:  Отрицательная кредитная ставка

БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .

Смотреть что такое «БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ» в других словарях:

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Синонимы: Бюджетная ссуда См. также: Бюджетные кредиты Государственные кредиты… … Финансовый словарь

Бюджетный кредит — (англ. budget credit) в бюджетном законодательстве РФ форма финансирования расходов бюджета, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или др. бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ*). Б.к. может быть… … Энциклопедия права

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на… … Официальная терминология

БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах … Юридический словарь

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах; средства, предоставляемые по утвержденному бюджету на финансирование определенных… … Юридическая энциклопедия

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые из бюджета бюджетной системы РФ для зачисления в бюджет другого публичного территориального образования на возвратной и возмездной основах. В этом случае (при предоставлении бюджетного кредита из одного бюджета… … Большой юридический словарь

бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. * * * (англ. budget credit) в бюджетном законодательстве РФ форма финансирования расходов бюджета,… … Большой юридический словарь

БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ — средства, предоставляемые по утвержденному бюджету на финансирование определенных видов расходов; имеют строго целевое назначение … Энциклопедический словарь экономики и права

Бюджетный кредит — Форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.ст. 6 БК РФ … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Discovered

О финансах и не только…

Бюджетные кредиты

Бюджетные кредиты (Budget Loans) — бюджетные средства, размещенные банком в виде кредитов на основании договора с распорядителем этих средств, по которым банк не несет кредитного риска.

Бюджетные кредиты — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть его (погасить отсроченные платежи) в установленный срок и уплатить проценты за пользование им.

Порядок получения и пользования бюджетного кредита зависит от того, является ли хозяйствующий субъект государственным и муниципальным унитарным предприятием или не является им. Государственные и муниципальные унитарные предприятия получают процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.

Предоставление и пользование бюджетными кредитами контролируется органами, исполняющими бюджет, контрольными органами власти, которым получатели бюджетных кредитов обязаны предоставить информацию и отчет об использовании бюджетного кредита. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по их получателям.

Юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями, могут получить бюджетный кредит на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и Бюджетным кодексом, только при условии представления документов, подтверждающих платежеспособность заемщика и его готовность исполнить обязательство по возврату кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества (в т.ч. в виде акций, иных ценных бумаг, паев), в размере не менее 100% предоставляемого бюджетного кредита при условии высокой степени их ликвидности.

При предоставлении бюджетных кредитов финансовый орган или по его поручению уполномоченный орган обязательно проводит предварительную проверку финансового состояния получателя бюджетного кредита. Кроме того, учитывается выполнение заемщиком требований бюджетной дисциплины: кредит может быть предоставлен только юридическим лицам, не имеющим просроченной задолженности по бюджетным средствам, ранее предоставленным им на возвратной основе.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Дальнейшие операции и платежи за счет средств бюджетного кредита заемщик осуществляет самостоятельно в соответствии с целями бюджетного кредита и в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом и гражданским законодательством. При этом финансовый орган или по его поручению уполномоченный орган имеет право проводить проверку финансового состояния заемщика во время всего срока действия бюджетного кредита, а также проводить проверку его целевого использования.

Возврат предоставленных юридическими лицам бюджетных средств, плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Планирование бюджетных кредитов осуществляется в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год. При рассмотрении проекта бюджета в законодательном (представительном) органе власти анализируются параметры проекта программы предоставления бюджетных средств на возвратной основе по каждому виду расходов.

При утверждении бюджета обязательно указываются:

  • цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты;
  • условия и порядок их предоставления;
  • лимиты выделения бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года;
  • ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

По истечении бюджетного года составляется отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (прилагается к отчету об исполнении бюджета). Финансовые органы несут ответственность за соблюдение установленного порядка предоставления заемщикам бюджетных кредитов. Отклонение от этого порядка, допущенное финансовым органом, принятие в обеспечение бюджетного кредита низколиквидного имущества рассматриваются как нарушение бюджетного законодательства и служат основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетного кредита с нарушением установленного порядка.

Как новая форма централизованного перераспределения финансовых ресурсов, бюджетные кредиты появились после 2-й мировой войны и быстро превратились в активный инструмент государства по структурной перестройке экономики.

Наибольшее распространение бюджетные кредиты получили в Великобритании, где они выдаются из Национального фонда займов государственным корпорациям и местным органам самоуправления сроком на 5, 10, 15 и 25 лет под очень высокие проценты (13–14% годовых). Во Франции бюджетные кредиты поступают заемщикам через Фонд экономического и социального развития, формирование которого в значительной мере осуществляется за счет бюджетных средств. Фонд выдает долгосрочные займы сроком от 7 до 20 лет, причем не только государственным корпорациям, но и частным монополиям; особенно крупные займы предоставляются производителям сельско-хозяйственной продукции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector