Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государство как кредитор заемщик и гарант

Государственный кредит. Государство как заемщик, гарант, кредитор. (не весь.)

Госуд кредит – это совокупность эконом отношений между гос-вом в лице его органов власти и управления с одной стороны и физич и юрид лицами с другой при которых гос-во выступает преимущественно в кач-ве заемщика, а так же может выступать в кач-ве кредитора и гаранта.

Как финанс категория госуд кредита выполняет 3 функции:

Через распределительную функцию расходы гос-ва капит характера или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени.

Обслуж госуд долга идет за счет налогов и прибыли от функционирования построенного объекта, а так же путем размещения новых госуд займов.

Вступая в кредит отношения гос-во воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке, на пр-во и занятость.

1) По объектам заемных отношений различают:

a. Займы, размещаемые центральными органами управления

b. Займы, размещаемые территориальными органами управлениями

2) По месту размещения:

a. Краткосрочные до года

b. Среднесрочные от 1-5 лет

c. Долгосрочные более 5 лет

4) По обеспеченности долговых обязательств:

a. Закладные, обеспеченные конкретным залогом (напр. зданиями администрации)

b. Без закладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа

5) По способу выплаты дохода различают:

a. Выигрышные облигации (когда доход получают только облигации, получившие статус выигрышные)

b. Процентные облигации (когда доходы получаются с конкретно-установленным процентом по все облигациям)

c. С нулевым купоном (т.е. продажа с дисконтом) – доход получается в виде разницы между ценой покупки облигации и ценой продажи облигации

6) В зависимости от метода определения дохода:

a. Долговые обязательства с твердым доходом

b. Долговые обязательства с плавающим доходом

7) В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:

a. Обязательства с правом долгосрочного погашения

b. Без права долгосрочного погашения

8) В зависимости от варианта погашения зад-ти различают:

a. Погашение единовременным платежом

b. Погашение частями

В соответствии с законом РФ «О государственном внутреннем долге РФ» от госуд внутреннего долга понимают долговые обязательства правительства РФ перед юрид и физич лицами.

По договору госзайма заемщиком выступают: РФ и субъекты РФ

В связи с этим различают:

· Госуд долг – это долговые обязательства правительства РФ

· Общегосударственный долг – это долговые обязательства РФ и органов управления низовыми звеньями входящими в состав гос-ва.

РФ не имеет ответственности по каким-либо то не было долговым обязательствам, если они не были гарантированы правительством РФ.

Обязательство гос-ва как гаранта выступают в форме условного госуд долга.

Когда гос-во берет на себя обязательство:

· Погашение кредитов, которые получают хозяйствующие субъекты

· По вкладам населения в банках

Имея многомиллиардный бюджет гос-во само может выступать как кредитор. Гос-во предоставляет кредиты в виде бюджетных ссуд жизненно-важным отраслям народного хоз-ва, а так же населению в виде ипотеки.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 68 | Нарушение авторских прав

7.2. Государство как заемщик, гарант и кредитор 7.2.1. Государство как заемщик

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги и другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, то заемщик может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый займ, и погасив старый.
Возможны два способа погашения задолженности: единовременно или частями. При погашении займа частями используются различные варианты:
— равными частями в течение определенного срока;
— возрастающими долями (например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить прибыль);
— снижающимися долями (когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов).
Государственные заимствования РФ – это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ, в которых государство выступает либо заемщиком, либо гарантом погашения займов другими заемщиками. В результате заемной деятельности образуется государственный долг – долговые обязательства Правительства РФ. Общегосударственный долг включает не только задолженность Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Долговые обязательства РФ могут существовать в следующих формах:
— кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
— государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
— договора о предоставлении государственных гарантий РФ, договора поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
— переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
— соглашения и договора, в т.ч. международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте в виде ценных бумаг, которые пользуются спросом на национальном фондовом рынке. Обязательства РФ, субъектов РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в ней же.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других стран, при размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов. Обязательства РФ и субъектов РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внешний долг, должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в ней.
Операции с госбумагами осуществляются на рынке государственных ценных бумаг, который входит в состав фондового рынка. Рынок государственных ценных бумаг позволяет решать следующие задачи:
— осуществлять заимствования временно свободных денежных средств в целях финансирования бюджетного дефицита;
— обеспечить проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
— осуществлять регулирование ликвидности коммерческих банков и финансовых институтов.
Право осуществлять государственные внешние заимствования и заключать договора о предоставлении государственных гарантий принадлежит Правительству РФ.
Государственные ценные бумаги:
— ГКО – краткосрочный заемный инструмент (на 3, 6 и 12 месяцев), доход инвестора складывается за счет разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки, реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала, погашение – по номиналу. Достоинства: надежность, высокая доходность и ликвидность;
— ОФЗ – купонные среднесрочные (от 1 до 2 лет) государственные бумаги с переменным или постоянным купоном;
— облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) – ценная бумага на предъявителя, которая предоставляет их владельцам право на получение дохода раз в квартал или раз в полгода в зависимости от выпуска.

Читать еще:  Закон о кредитных картах

Государство как гарант и кредитор

1.2. Государство как гарант и кредитор

Государство в кредитных отношениях может выступать не только как заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже – за счет средств фондов, формируемых на заемной основе), государство выступает как кредитор, а другая сторона – как заемщик.

В соответствии с характером операций (в их современном, развернутом виде) государственные кредитные отношения проявляются в форме государственных заимствований, государственных гарантий (гарантированных заимствований) и государственных кредитов.

Государственные заимствования были достаточно подробно описаны выше.

Теперь хотелось бы подробнее рассмотреть государственные гарантии и кредиты.

Следует различать государственные заимствования и государственные гарантии.

Гарантии могут предоставлять органы власти всех уровней другим лицам по их обязательствам перед третьими лицами. В частности, федеральные органы государственной власти могут выдавать гарантии по займам и кредитам, привлекаемым субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными хозяйствующими субъектами.

Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими организациями [9].

От имени Российской Федерации государственные гарантии предоставляет Правительство Российской Федерации. На всех переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации Правительство Российской Федерации представляет Минфин России или иной уполномоченный орган. Они же заключают соответствующие соглашения от имени Правительства Российской Федерации.

По каждому случаю предоставления государственной гарантии принимается постановление Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым Министерство финансов Российской Федерации заключает с эмитентом или кредитором гарантийное соглашение. В соглашении детально оговариваются все условия сделки, включая источники и порядок погашения обязательства и выплаты дохода по займу или кредиту.

Займы и кредиты, привлекаемые под государственные гарантии, называются гарантированными займами (кредитами). Предоставление государственных гарантий ведет к формированию государственного долга. Однако совсем не обязательно, что государство в полном объеме будет погашать гарантируемые им обязательства другого лица. Но даже в случае, когда заемщик исправно выполняет свои обязательства, государство имеет вполне реальные расходы, в частности, расходы по оформлению гарантии и резервированию средств по обеспечению гарантии.

Государство в полном объеме несет финансовое бремя по гарантированным им обязательствам в случаях, когда заемщик не может рассчитаться с кредиторами по объективным обстоятельствам или при недобросовестности заемщика.

Гарантированные займы имеют большое социально-экономическое значение, поскольку способствуют решению экономических и социальных проблем региона или предприятия, укрепляют доверие внутренних и внешних инвесторов к заемщику, содействуют организации движения финансовых потоков в желаемом направлении и привлечении внешних инвестиций в национальную экономику.

Использование гарантированных займов – это обычная практика для любого государства, в том числе и для Российской Федерации.

Согласно Бюджетному кодексу РФ письменная форма государственной гарантии является обязательной. В ней, в частности, указываются сведения о гаранте, включая наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта; обязательство, которое обеспечивается гарантией; сумма гарантии. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Гарант по своей гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному обязательству. Обязательство гаранта ограничивается суммой, на которую выдана гарантия. Если гаранту пришлось исполнять обязательство получателя гарантии, то он может потребовать от последнего возмещения суммы, уплаченной третьему лицу по гарантии.

В России созданы благоприятные условия для активного использования гарантированных займов и кредитов в связи с предоставлением права субъектам РФ, органам местного самоуправления, отдельным хозяйственным структурам проводить операции по заимствованию средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

Статья 115 Бюджетного кодекса РФ определяет государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого государство-гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами (полностью или частично).

Таким образом, содержание государственных гарантийных операций и трактовка этого явления в статье 115 Бюджетного кодекса РФ не дают оснований говорить, что, предоставляя гарантию другому лицу, государство само превращается в заемщика. Отнюдь, заемщиком, реальным получателем средств остается другое лицо. А государство-гарант приобретает только обязанность при известных обстоятельствах исполнить обязательство фактического заемщика перед кредитором.

Читать еще:  Кредит на покупку спецтехники

Вышесказанное означает, что государственные заимствования и государственные гарантии – явления разного свойства. Государственные заимствования проводит само государство с целью получения дополнительных финансовых средств, а государственные гарантии предоставляются другим лицам с целью облегчения или обеспечения им возможности проведения заимствований. Однако государственные гарантии включаются в состав государственного долга. Причем общая сумма гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте – в состав внешнего долга Российской Федерации.

Также необходимо отметить, что государство может выступать и в качестве кредитора.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Государственный кредит – одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе государственный бюджет перераспределяет часть национального дохода страны.

Статья 122 Бюджетного кодекса РФ характеризует государственный кредит следующим образом.

Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком – агентом Правительства Российской Федерации государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам, а также долговые требования юридических лиц – экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

Бюджетный кодекс выделяет государственный финансовый и экспортный кредиты.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика – импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашение6м между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком – агентом Правительства Российской Федерации и иностранным заемщиком – импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.

Также хотелось бы выделить такие понятия как бюджетный кредит и бюджетная ссуда.

Бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Как видно из определения, бюджетный кредит не ограничивается по срокам действия. А бюджетная ссуда предоставляется на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительство и залог имущества.

Государство как заемщик;

Государство получает кредит, если у него возник бюджетный дефицит или есть инвестиционные проекты, на которые отсутствуют средства. Бюджетный дефицит также считается обоснованным тогда, когда он возникает с капитальным строительством государства, т.е. это не текущие нужды, а нужды инвестиционного характера. Поэтому вся сумма государственного долга не должна превышать объем государственных капитальных вложений. Очень важно сопоставить эффективность капительных вложений с уровнем платы за кредит. Государство может получить кредит на внутреннем и на внешнем (международном) рынке. Основной способ заимствований на внутреннем рынке — выпуск государственных ценных бумаг с разными сроками гашения. Покупателями этих бумаг может быть население, предприятия, но основные держатели -коммерческие банки. Обычно государственные ценные бумаги не приносят большого дохода, но банки их приобретают, т.к. они надёжные и с их помощью решают свои проблемы ликвидности, т.к. их можно легко и быстро продать. На внешнем рынке государство может выпускать евро-облигации, может получать кредит у правительств других стран, но эти кредиты чаще всего связанны с поставками товаров. Правительство может получать кредиты у международных финансовых организаций: МВФ, МБРР (Международный банк реконструкции и развития), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития). МВФ предоставляет краткосрочные и среднесрочные кредиты..

Необходимость госкредита очевидна, т.к. уровень бюджета ограничен уровнем налогообложения, а у государства потребности не ограничены и государство добровольно берет кредит, т.е. это способ, дополняющий налогообложение с целью пополнить бюджетный фонд. Привлечение средств происходит на основе срочности, платности, возвратности. Выплаты кредита и процентов по нему за счет бюджетных средств того уровня, который взял этот кредит.

Читать еще:  Международное заимствование и кредитование

Государство в роли кредитора: из бюджета могут быть предоставлены кредиты правительствам других стран, отдельным очень важным отраслям. Но перечень отраслей, размер % ставки должны быть определены при принятии закона о бюджете. Могут быть предоставлены кредиты из вышестоящего бюджета в нижестоящий, они обычно предоставляются сроком до 1 года и их назначение в покрытии кассового разрывов, который может быть из-за неравномерности поступления доходов и осуществления расходов. Государство должно заботиться об обеспечении возвратности предоставленных кредитов.

В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды иностранным государствам, юридическим и физическим лицам. Выступая в качестве кредитора, государство направляет свои кредиты (в том числе и на льготных условиях) в те отрасли экономики, развитие которых по каким-либо причинам особо стимулируется правительством, или же в социально значимые отрасли, не имеющие достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала

Государство как гарант.

Госгарантии – косвенная форма госкредитования.

Госгарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Россия-гарант (ее субъект, МО) дает письменные обязательства отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами. Гарант несет полную ответственность дополнительно к ответственности должника. Гарантии могут предоставляться на конкурсной основе, срок гарантии = сроку обязательства, объем гарантии входит в состав госдолга.

Госгарантии являются средством стимулирования инвестиционной активности, расширяют возможности инвестиционного финансирования.

1. Выданные за счет средств Бюджета развития на конкурсной основе под инвестиционные проекты юр. лиц

2. Выдаются вышестоящими органами власти под эмиссию ценных бумаг нижестоящих

3. Государство гарантирует вклады населения в Сбербанк и в органы Госстраха, осуществленные до 1991 г.

Государство как гарант

Государственная гарантия– это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РФ или субъект РФ, является гарантом, т.е. дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

В РФ устанавливаются верхние пределы государственных гарантий РФ, предоставляемых в валюте РФ и иностранной валюте. Общая сумма гарантий РФ в национальной валюте включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте – в состав государственного внешнего долга. Гарантия не предоставляются при плохом финансовом состоянии получателя гаранта и при наличии задолженности по платежам в федеральный бюджет, либо государственные внебюджетные фонды. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Государство как кредитор

Государство может выступать в качестве кредитора, кредитуя как собственные организации и предприятия, так и правительства других стран. В результате такой деятельности выдаются внутренние кредиты и внешние кредиты.

1) бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе;

2) бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

а) бюджетные учреждения, которые имеют право получать кредит только из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

б) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

в) юридические лица, не относящиеся к категориям а) и б);

г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества и высоколиквидных ценных бумаг.

Бюджетный кредит предоставляется только тем юридическим лицам, у которых нет долгов перед бюджетами и фондами и при предоставлении следующих документов на конкурс:

1. Заключение федеральных органов исполнительной власти о невозможности изготовления на отечественных предприятиях оборудования, аналогичному к закупке по импорту, и о целесообразности закупки его по импорту.

2. Финансовые расчеты полного возврата заемных средств с указанием источников обеспечения погашения ссуды.

3. Подтверждение наличия у претендента собственных средств для осуществления авансовых платежей.

Предоставляется ссуда в размере до 40% стоимости выигравшего на конкурсе проекта, для социально-значимых проектов – 100%.

Государственные кредиты, предоставляемые РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям являются кредиты, по которым у последних возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются: суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранными государствами, размер их долга на конец финансового года, предельный объем государственных кредитов для других государств, программа предоставления кредитов иностранным государствам с перечнем сумм кредитов и указанием их получателей, и целей кредитования.

Исполнительным органам власти субъектов Федерации разрешено получать ссуды у коммерческих банков, выпускать займы на инвестиционные цели. Предельный объем долга субъекта РФ ограничен объемом доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Объем заемных средств, направляемых субъектом РФ в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета не должен превышать 30% объема доходов субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных заемных средств. Предельный объем расходов на обслуживание долга не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.

Внутренние займы территорий – это займы у юридических и физических лиц под субфедеральные ценные бумаги и займы у федерального бюджета.

Внешние займы могут осуществлять органы исполнительной власти г. Москва и Санкт-Петербург, Нижегородской области и ряда других административно-территориальных единиц

Субъекты федерации оформляют свои обязательства в виде облигационного займа (облигации субъектов федерации, евробондов, векселя)

Займы могут носить целевой и нецелевой характер. Целевые займы берутся для реализации инвестиционных проектов, а нецелевые займы идут на покрытие расходов или дефицита бюджета субъекта федерации.

Управление государственным кредитом и долгом

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector