Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государство как кредитор

Государство как кредитор

4. Государственный кредит

4.1. Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество в его собственности или в собственности территориальной единицы.

Основой государственного кредита является его возвратность и платность (внесенная сумма возвращается с процентами). Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные социально-экономической значимостью кредитуемого проекта (развитие малого бизнеса, стратегических и социально значимых производств, экспорта).

Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга, а кредиторы государства получают доход в виде процентов.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.

Возможны следующие варианты воздействия на денежное обращение:

1) абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц и используют для кредитования инвестиционных проектов юридических лиц;

2) объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, трансферты населению;

3) объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает у юридических лиц и направляет средства на выплаты населению.

В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышленности, конверсии производства, поддержки отечественных производителей.

В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать положительное или отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны. Контрольная функция государственного кредита осуществляется финансовыми структурами, кредитными институтами, государственными органами власти и управления. В законе о бюджете на соответствующий финансовый год устанавливаются предельные размеры внешнего и внутреннего долга и государственных гарантий.

4.2. Государство в качестве заемщика

РФ мобилизует заемные средства в основном двумя путями:

1) размещением долговых ценных бумаг;

2) получением кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.

В зависимости от места размещения различают внутренние и внешние займы.

По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. На территориальном уровне заимствование средств часто имеет целевую направленность, например строительство дороги или жилого массива.

По срокам: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1–5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

По обеспеченности: закладные (обеспечиваются конкретным имуществом) и беззакладные;

По характеру выплачиваемого дохода: процентные, с нулевым купоном (дисконтные, продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу), выигрышные.

По характеру дохода: с твердым и плавающим доходом.

По возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового.

По виду погашения: с единовременным погашением и с погашением по частям.

Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте и кредиторами по ним преимущественно выступают резиденты данного государства (физические и юридические лица).

По возможности обращения на рынке внутренние долговые обязательства делятся на:

1. рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (свободно продаются и покупаются). В 2005 г. Министерство финансов РФ разместило облигации федерального займа (ОФЗ) и государственные сберегательные облигации (ГСО).

2. нерыночные, выпущенные в счет финансирования задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.)

Субъекты РФ имеют право заимствовать средства из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. В основном выпускаются среднесрочные и краткосрочные субфедеральные ценные бумаги.

Внешние займы РФ можно разделить на 4 категории.

1) Задолженность перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства взаймы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в госструктурах (основная сумма долга РФ (50 млрд. долл.)). Эта задолженность приходится на Парижский клуб, который состоит из официальных представителей основных стран-кредиторов (около 2 десятков государств).

2) Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неформальной основе (более 600 коммерческих банков).

3) Задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг.

4) Долги международным валютно-финансовым организациям.

Внешние займы могут использоваться в трех формах:

1) финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики (финансовое размещение – самый эффективный способ);

2) финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в т. ч. обслуживание внешнего долга (бюджетное использование – самый неэффективный способ использования внешнего долга. Используется в РФ);

3) смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Основным методом регулирования внешнего долга РФ является его реструктуризация на приемлемых для России условиях – т. е. составление нового графика выплаты долга по сравнению с первоначальными схемами (замена коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые).

РФ размещает на международных рынках капиталов внешние облигационные займы в виде российских еврооблигаций. Выпуск еврооблигаций позволяет перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше (в худшем случае 25 % годовых), чем внутреннего.

Субъекты РФ не имеют права прибегать к внешним кредитам и займам. До кризиса 1998 года Москва, Санкт-Петербург и Нижегородская область успели разместить внешние валютные займы.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. В этом заключается экономическая сущность госдолга.

С юридической точки зрения государственный долг РФ – долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Внутренний долг – обязательства органов госуправления перед резидентами, внешний – перед нерезидентами.

По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Во всех оценках ситуации с государственными заимствованиями фигурирует бюджетная задолженность федерального правительства, хотя говоря о государственном долге, следовало бы включать задолженность региональных и муниципальных органов власти.

Читать еще:  Как взять кредит если есть просрочки

Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме и выпуска долговых обязательств. Погашение долга может осуществляться денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности, принятием задолженности другим органом. При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о: 1) замене обязательств по долгу другими обязательствами; 2) объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств (унификации); 3) изменении доходности займов; 4) увеличении срока действия займа (консолидации) Государство может отсрочить или аннулировать погашение займа.

4.3. Государство в качестве гаранта

Государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант (РФ или её субъект) дает письменное обязательство отвечать за исполнение должником обязательства перед третьими лицами. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность с должником по гарантированному им обязательству.

Государство в качестве гаранта:

А) гарантирует восстановление и обеспечение сохранности вкладов в Сбербанке, сделанных до 20.06.1991 г. и организациях государственного страхования по договорам личного страхования в период до 1.01.1992 г.;

Б) гарантирует гражданам доход и фиксированный набор основных потребительских товаров и услуг в рамках системы государственных минимальных социальных стандартов;

В) РФ может выступать гарантом по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований;

Г) юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться на конкурсной основе под высокоэффективные инвестиционные проекты.

4.4. Государство как кредитор

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

1) бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

3) другие юридические лица;

4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения возврата бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Субъекты РФ также предоставляют бюджетные кредиты.

Внешние кредиты – предоставленные иностранным государствам, ЮЛ, международным организациям. Долги третьих стран России – 140 млрд. долл. РФ предлагает им конверсию долга в собственность на территории этих стран, использование иностранной рабочей силы, экспортные поставки. Основные должники: Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Ирак, Афганистан, Эфиопия, Алжир, Ангола.

4.4. Государство как кредитор

4.4. Государство как кредитор

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

1) бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

3) другие юридические лица;

4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения возврата бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Бюджетный кредит — бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Субъекты РФ также предоставляют бюджетные кредиты.

Внешние кредиты — предоставленные иностранным государствам, ЮЛ, международным организациям. Долги третьих стран России — 140 млрд. долл. РФ предлагает им конверсию долга в собственность на территории этих стран, использование иностранной рабочей силы, экспортные поставки. Основные должники: Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Ирак, Афганистан, Эфиопия, Алжир, Ангола.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Государство

Государство Тотальный учет приведет к упрощению системы сбора налогов, сборов, алиментов. Они будут списываться автоматически. Неплательщиков не будет вообще. Прозрачность минимизирует коррупцию[85]. Какая бы материальная ценность ни была обнаружена у человека, можно

Налоги, государство. снова государство

Налоги, государство. снова государство Многих американцев с высокими доходами, как ОНБ, так и ПНБ, беспокоят действия федерального правительства. Частное лицо бессильно перед этой не зависящей от него силой. Доктор Юг указал, что боится действий государства в четырех

Часть III Экономический прогресс и роль государства Государство, защищающее правопорядок и предоставляющее блага, которые общество не может получить «на рынке», способствует благосостоянию всей страны, НО… Государство — затычка не для каждой бочки. Оно не может быть использовано для исправления всех

Часть III Экономический прогресс и роль государства Государство, защищающее правопорядок и предоставляющее блага, которые общество не может получить «на рынке», способствует благосостоянию всей страны, НО… Государство — затычка не для каждой бочки. Оно не может быть

ГОСУДАРСТВО

ГОСУДАРСТВО Функция государства — умиротворение общества и защита от внешних врагов.11. Государство является высшей инстанцией, принимающей решения о применении насилияЭта обязанность государства является его исключительной прерогативой и не может быть передана

Государство

Государство Я бы очень желал, чтобы установили премию не 500 франков, а 1 миллион франков с награждением еще крестами и лентами для выдачи их тому, кто дал бы хорошее, простое и вразумительное определение слова Государство.Какую громадную услугу оказал бы он

4. Собственность и государство

4. Собственность и государство Отчуждение частной собственности из общественной собственности, превращение её в собственность, которая стала определять личные интересы и поведение разных групп членов родоплеменного общества, согласно классикам марксизма является

4. Государство родовой знати и общественное государство

4. Государство родовой знати и общественное государство Противоборство между господствующим классом родовой знати и ещё сохраняющей большое влияние родоплеменной общественной властью оказалось главной внутренней причиной развития изначальной государственной власти

Государство и инновация

Государство и инновация С. Ч.: Для того чтобы появлялись инновации, необходимо растить, пестовать, воспитывать инноваторов. У нас уже давно никто их не воспитывает, не выращивает, никто даже не интересуется, как это сделать. Наверно, можно изменить миграционную политику:

Читать еще:  Кредит без подтверждения стажа работы

Люксембург – долгосрочный кредитор

Люксембург – долгосрочный кредитор Площадь государства Люксембург – 2,6 тыс. км2, население – 453 тыс. человек (2004 г.). Благодаря удачному географическому положению и низким налогам Люксембург стал своего рода финансовой столицей Евросоюза. Хотя по объему финансового

Глава 4. Государство

Глава 4. Государство Попробуйте перевести русское слово «государство» на другие языки, например на английский. Вряд ли у вас что-нибудь получится. Ведь «государство» — это не «state», потому что «state» — это некое территориальное образование. Это не «government», потому что

Государство как договор

Государство как договор Череда переделов собственности, которая продолжается в России с начала 1990-х годов, завязана на то, как устроена российская государственность и как в стране формировался общественный договор. В конце 1980-х — начале 1990-х общественного договора у нас

Кредитор как партнер

Кредитор как партнер «Безналичный» прием № 4: Возьмите на себя долговые обязательства продавцаВедя переговоры с продавцом, задайте такой вопрос: «Г-н Продавец, я понимаю, что это не мое дело, но, может быть, это помогло бы мне решить вашу проблему, если бы я знал, как вы

3. Государство

3. Государство Государство как агрессорГлавная задача либертарианства состоит в том, чтобы противостоять любым нарушениям прав собственности человека на самого себя и на законно приобретённое материальное достояние. Когда речь идёт о преступниках, в позиции

Государство как кредитор в отношениях государственного кредита

Если в государственном бюджете не хватает средств для финансирования своих расходов, то государство берет взаймы у других участников рынка. Если доходы превышают расходы, то государство само дает в долг. Такого ряда отношений государства называет государственный кредит.

Государственный кредит — это экономические отношения между государством, субъектов и муниципальном образованием с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другом стороны, в которых государство, субъекты и местные органы власти выступают в качестве кредитора, заемщика и гаранта. Чаще всего государство выступает в качестве заемщика, реже – как кредитор, так же может выступать в качестве гаранта, брать обязательства.

Государство как кредитор. Государственный муниципальный кредит предоставляется на условиях срочности, возвратности и платности (не всегда соблюдается) и имеет строгое целевое назначение и материальное обеспечение. В этом он похож на банковский.

1 одна из сторон – государство

2 предоставляется на покрытие дефицита бюджета

3 является более надежным для кредиторов ем банковский, так как обеспечивается всем имуществом государства.

4 погашение государственного кредита осуществляется за счет налогов и новых заимствований и выражается в формировании внутреннего и внешнего государственного долга.

1. Финансирование дефицита бюджета

2. Проведение государственной и региональной финансовой политики, направленной на стимулирование и развитие региональных экономик, выравнивание социально-экономической жизни населения

3. Подержание развития приоритетных для экономики сфер и отраслей

4. Финансовая помощь бюджетов других уровней.

1.Распределительная (главная). Происходит перераспределение денежных средств в соответствии с потребностью экономики и перераспределение средств в соответственную сферу.

— между федеральными региональными бюджетами

— между региональными и местными бюджетами

— между международными финансовыми институтами и федеральным бюджетом

— между иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным региональным бюджетом.

2. Регулирующая. Вступая в кредитные отношения, государство регулирует и воздействует на состояние денежного обращения, на уровень % ставок на рынке капитала и денег.

Государство проводит финансовую политику. Размещая займы (путем выпуска государственных ценных бумаг) сокращает количество денег в обращении, снижает платежеспособность спроса и подавляет инфляцию.

Влияние на % ставки: поскольку ставка рефинансирования – это % ставка, где используется средства на обслуживание государственного долга

На производство и занятость:

-через кредиты и гарантии поставок товаров отечественных производителей за рубеж.

-с помощью государственного кредита страхуется риск неплатежа экспортеров отечественных товаров.

Если объем привлекаемых средств через ценные бумаги превышает реальные потребности, то это уменьшает инвестиционный фонд страны и сокращает возможности вложения средств в реальный сектор.

3. Контрольная. Соответствующий контроль проводят уполномоченные органы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через формы контроля:

— мониторинг – движение денежных средств через казначейство или уполномоченные банки.

— проводится контроль за целевым использованием полученных средств.

— проверка соблюдений условий кредитного соглашения (через Счетную Палату).

Государство как кредитор выдает ссуды и кредиты нижестоящим организациям власти, юридическим лицам, а на федеральном уровне – выдает кредиты иностранным государствам и кредитным организациям. Выдает виде бюджетной ссуды, бюджетного кредита и кредитов иностранным государствам.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства которые представляются другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Бюджетный кредит выдается бюджету другого уровня или юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Выделяют:

-целевые бюджетные кредиты для финансирования отраслевых программ инвестиционного характера

— на конверсию оборудования промышленности

— на пополнение оборотных средств предприятий.

Способы обеспечения возврата: выделяются только под банковскую гарантию, под банковское поручительство, залог имущества (100% ).

Обязательны условием получения кредита является проверка финансового состояния получателя Счетной палатой или другими финансовыми организациями. За целевым использование бюджетных средств осуществляется государственный финансовый контроль с применением санкций:

1. При нецелевом использовании кредита взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования.

2. За несвоевременный возврат средств сокращается или прекращается все формы государственной поддержки.

Зарубежные кредиты – ссуды, выделенные за рубеж государством иностранным Центральны банкам.

Государственный кредит.

Государственным кредитом называется комплекс экономических взаимоотношений между государством от лица органов его власти и управления, с одной стороны, а также физ- и юрлицами — с другой стороны, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Гарантом государство будет при взятии им ответственности за погашение займов либо выполнение иных обязательств (которые брали физлица и юрлица) на себя.

Будучи заемщиком, государство имеет влияние на объем централизованных денежных фондов. Но не все кредитные отношения, в которых государство является гарантом, будут изменяться в этом направлении. Если задолжник вовремя и полностью выплачивает необходимые суммы, то гаранту (государству) нет необходимости тратить средства сверх одолженных. Однако в большинстве случаев государственные гарантии относятся к ненадежным заемщикам и становятся причиной дополнительных расходов из централизованных денежных фондов.

У государственного, банковского и коммерческого кредита есть сходства, но и есть отличие – у них разное обеспечение. У банковского либо коммерческого кредита в роли обеспечения зачастую берутся различные ценности. Когда берутся в кредит государственные деньги, для них обеспечением будет вся платежеспособность государства, все имущество, которое находится на его балансе.

Читать еще:  Кредит на сельское хозяйство

Можно выделить несколько причин обязательного присутствия государственного кредита в любом государстве:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, то есть разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Цели и задачи государственного кредита.

Не важно, какую форму имеет государственный кредит, он зачастую имеет добровольный характер. Исключением была ситуация, когда после ВОВ в СССР была введена обязательная подписка на государственные облигации, которые предназначались для сбора средств на восстановление народного хозяйства.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

  • нахождение финансовых ресурсов на финансирование государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • влияние на социальную и денежно-кредитную политику станы.

Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга. Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ – это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит» бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.

5.Государство как кредитор. Государство Россия начинает обнаруживать свою активность в качестве

середине 90х годов. Ранее предпочтение отдавалось безвозвратному бюджетному

финансированию. В настоящее время кредитные отношения рассматриваются как более

перспективные, позволяющие сэкономить государственные ресурсы.

деятельность России как кредитора свернута и ограничивается в основном странами, с

которыми имел связи бывший СССР.

На внутреннем рынке в качестве заемщиков выступают предприятия и организации –

юридические лица и органы исполнительной власти.

Кредиты предоставлялись в период структурной перестройки в соответствии с Указом

Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет

средств федерального бюджета» (08.07.1994 г. №1484). Ссуды выдавались на срок не

более текущего года и за плату. Имели целевой характер, контроль осуществлялся

Минфином РФ и его органами на местах – Казначейством и Контрольно-ревизионными

управлениями в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Порядок контроля за

целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки» (17.07.1995 г.).

Если выявлялись факты нарушений, то принимались меры по досрочному возврату сумм и

взысканию процентов за пользование ссудой.

Внешние займы представляют собой кредиты иностранным государствам и

международным организациям, по которым у последних возникают финансовые

обязательства перед Россией как кредитором. Размер государственных кредитов ежегодно

устанавливается в соответствии с законом (предельный размер – $400 млн. на 1999 г. без

учета стран СНГ), кредиты странам СНГ ограничиваются средствами, поступающими как

плата за кредит и его погашение (на 1999 г. – 500 млн. руб.). Однако ранее СССР выступал

как крупнейший кредитор. Остается непогашенная задолженность $140 млрд.. Долги стран

СНГ составляют $5,812 млрд. Возникли как результат неэквивалентной торговли (90%) в

1992 г. и первой половине 1993 г. Чтобы получить долги, предприятиям были

предоставлены технические кредиты, впоследствии переоформленные в государственные.

Размеры долгов по странам СНГ: Армения – 92 млн., Белоруссия – 470 млн., Узбекистан –

486 млн., Молдавия – 122, Украина – 2703,9 млн., Киргизия – 134, Казахстан – 1318, Грузия –

147 млн., Азербайджан – 81,5 млн. дол. США (по состоянию на март 1996 г.).

Осуществляется в соответствии с «Бюджетным Кодексом РФ», ФЗ и «О финансовых

основах местного самоуправления», принят 15.04.1992 г. №4807-1. По данному закону

исполнительные органы власти имеют право получать ссуды из иных бюджетов, у

коммерческих банков или выпускать инвестиционные займы. Предельный размер займов

ограничивается этим же законом. В мировой практике известны случаи банкротства

территориальных образований из-за неспособности погасить заем. (Нью-Йорк в середине

Уже известны многочисленные случаи обращения в Минфин РФ с проспектами

эмиссии займов местных органов власти и субъектов Федерации.

По срокам преобладают среднесрочные – 1-5 лет, и краткосрочные – 2-12 месяцев.

По целям заимствования:

• Инвестиционные – финансирование социально-экономических проектов, жилищного

строительства, развитие местной инфраструктуры.

• Социальные – финансирование социальных программ, экологических проблем.

• Бюджетные – для финансирования текущих расходов, погашения задолженности перед

предприятиями, покрытия кассовых разрывов.

Эмитируются: облигации со сроком погашения более одного года и краткосрочные долговые

обязательства, эмитируемые на срок до одного года. Последние делятся на долговые

обязательства типа ГКО, те дисконтные, ценные бумаги, выпускаемые в безналичной форме,

казначейские обязательства (сертификаты), краткосрочные конвертируемые долговые

обязательства и казначейские обязательства типа КО, выпускаемые Минфином. Гарантами

муниципальных займов являются сами эмитенты. Гарантируют свои выпуски своим

имуществом, бюджетом в целом, доходными своими статьями, доходами от реализации

проекта, строящимся жильем, золотом. Отдельные вышеназванные возможности в последние

годы федеральным законодательством ограничены.

1. Охарактеризуйте государственный кредит как экономическую категорию.

2. Какие основные функции выполняет государственный кредит?

3. Охарактеризуйте государственный кредит как инструмент регулирования

4. В каких формах может осуществляться государственный кредит?

5. Кратко изложите классификацию государственных займов.

6. Какие задачи решаются в процессе управления государственным долгом?

7. Каким образом Россия решает проблему погашения государственного долга?

8. Рассмотрите ситуацию: Россия как гарант, поручитель.

9. В каких формах органы власти территорий имеют право осуществлять займы?

10. В чем существенные отличия государственных гарантий от государственных

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector