Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструменты системы управления государственным кредитом

Управление государственным кредитом;

Классификация государственных заимствований

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые государственными (в т.ч. федеральные и субъектов федерации) и муниципальными органами управления.

2. По месту валюте — внутренние (в национальной валюте) и внешние (в иностранной валюте).

3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на рынке. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации могут выпускаться для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом государства или муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации, их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются в дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердымилиплавающим доходом.

Осуществление государственных и муниципальных заимствований в РФ

Государственные займы осуществляются в соответствии с программами государственных заимствований (ст. 108 – внешние заимствования, ст. 110 – внутренние), утверждаемыми на очередной финансовый год. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, исполнительными органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

-минимизация стоимости долга для заемщика;

-недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

-эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

-обеспечение своевременного возврата кредитов;

-максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Роль государственного кредита.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.

В периоды бюджетного дефицита государственные заимствования помогают финансировать расходы государства, они влияют на предложение денег на экономике, которое непосредственно определяет величину процентных ставок. Величина процентных ставок, в свою очередь, оказывают сильнейшее воздействие на динамику инвестиций и валютный курс. Кроме того, современные теории инфляции отдают важную роль в объяснении ее темпов именно долговой политике государства, и, прежде всего, политике управления внутренним долгом. Последнее весьма актуально для России, поскольку в настоящий момент она столкнулась с двойной проблемой: сдерживания роста курса рубля и снижения инфляции.

4. Государственный долг: понятие и виды.

Выпуск займов образует государственный долг.

Государственный долг как финансовую категорию следует рассматривать в двух аспектах: 1) активном, когда государство играет роль кредитора, и 2) пассивном, когда оно выступает заемщиком.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов имеет следствием увеличение государственной задолженности. Под государственным долгом (или задолженностью) понимается вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных наймов с начисленными процентами, которые должны быть выплачены.

Государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты.

Согласно ст. 6 БК РФ государственный или муниципальный долг — обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием;

Ст. 97 БК РФ устанавливает, что к государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

В общегосударственный долг (совокупный национальный долг) включается государственный долг (долг центрального правительства) (внутренний и внешний), задолженность местных органов власти, государственных корпораций, предприятий и прочие долги. Иными словами совокупный национальный долг включает государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами.

Основным видом общегосударственного долга является долг центрального (федерального) правительства.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ

Управление государственным кредитом может рассматривать­ся в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управ­ление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направ­ления и цели воздействия на денежное обращение, кредит производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на совре­менном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления как одна из наиболее актуальных задач.

Читать еще:  Операции по кредитованию оборотного капитала это

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действии, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регули­рованию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

Ø минимизация стоимости долга для заемщика;

Ø недопущение переполнения рынка заемными обязательства­ми государства и резкого колебания их курса.

Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью. Номинальная стоимость облигаций — это цена, обоз­наченная на ценной бумаге и удостоверяющая, что она представляет определенный капитал, используемый ее эмитентом. Эта сумма включа­ется в долг территориальной единицы, выпустившей долговые обязательства, и выплачивается держателям в момент их погашения.

Курсом называется рыночная цена ценной бумаги, т.е. та цена, по которой она покупается и продается на фондовом рынке. Под воздействием многочисленных факторов курс отклоняется вверх вниз от номинала. Резкие колебания курса свидетельствуют о нестабильности рынка и могут привести к его нарушению.

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возла­гается совместно на Министерство финансов и НБУ.

Обеспечением государственного долга Украины служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Украины. Долго­вые обязательства Украины могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов других долговых обязательств, гарантированных пра­вительством.

Управление государственным долгом должно обеспечивать:

Ø эффективное использование мобзованных средств и кон­троль за целевым использованием выделенных кредитов;

Ø обеспечение своевременного возврата кредитов;

Ø максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Виды инструментов управления государственным долгом

Содержание:

Особенности инструментов

Проводя управление государственным долгом и кредитом, государственные органы власти применяют большой спектр способов (инструментов).

В число инструментов и методов, которые используются в управлении государственным долгом, входят в качестве наиболее распространенных: реструктуризация долга, конверсия, рефинансирование, пролонгация, консолидация, унификация. Их совокупность связана с тем, что они взаимосвязаны с изменением долговых обязательств страны.

Реструктуризация представляет собой прекращение долговых обязательств, имеющее в основе соглашения. Долговые обязательства составляют долг страны, а реструктуризация включает замену указанных долговых обязательств на другие долговые обязательства, которые предусматривают иные условия обслуживания и погашения.

Реструктуризировать долг можно посредством частичного списания (сокращения) сумм основного долга.

До того, как был введен в действие современный БК РФ, широко применялись несколько инструментов управления: аннулирование, отсрочка, конверсия, консолидация, пролонгация, унификация.

Пролонгация включает продление срока действия обязательств с целью облегчить выплату долга.

Конверсия и консолидация

Конверсия государственного долга представляет собой изменение доходности займа государства с помощью уменьшения (роста) доходной процентной ставки, выплата которой происходит страной своим кредиторам. Рассматривается несколько видов конверсии:

  • факультативная (кредиторы вправе дать отказ или согласие на новые условия);
  • обязательная (кредитор может принимать новые условия или получать обратно вносимые суммы);
  • принудительная, предполагающая одностороннее изменение условий займа.

Конверсию займов государства используют, когда у страны нет достаточного количества финансовых ресурсов для того, чтобы погасить госдолг.

Консолидация представляет собой изменение в сроках действия ранее выпущенных займов. Она производится для того, чтобы легально отсрочить платеж.

Многие исследователи включают в понятие консолидации объединение нескольких займов в единственный (более долговременный) займ, включающий изменение заемного процента. В более широком понимании конверсия рассматривается в качестве изменения базовых договорных условий займа.

В соответствии с решением государственных органов как конверсия, так и консолидация способны сочетаться с унификацией, которая представляет собой объединение обращающихся займов в один, выпускаемый займ. Основная особенность этой операции заключается в том, что ее проводят в один момент с изменением процентной ставки (ставки конверсии) и (или) срока обращения (консолидации).

Современные инструменты управления и их использование

Кроме применения рассмотренных выше инструментов государство для того, чтобы погасить накопившуюся часть задолженности при недостаточном количестве средств централизованного денежного фонда, использованию подлежит метод рефинансирования. Он заключается в выпуске новых займов для покрытия долговых обязательств, которые были выпущены ранее.

Финансовой наукой также выделяются несколько других инструментов, в частности обмен облигаций в регрессивном соотношении (приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации), отсрочка погашения займов, аннулирование долга государства.

Отсрочку погашения займа проводят в случае, когда последующее активное развитие операций. касающихся выпуска новых займов, не является эффективным для страны. Аннулирование представляет собой отказ государства от обязательств по долгам.

В современных условиях экономического развития не всегда используются названные инструменты, так как это способно нанести ущерб репутации государства в качестве заемщика.

Среди новых инструментов, которые активно используются страной в области управления государственными долгами, можно выделить свопы в виде операций, касающихся обмена обязательствами для их улучшения. Также сюда можно включить фьючерсы и опционы в форме сделок купли-продажи ценных бумаг, включающих отсрочку исполнения на биржевом и внебиржевом рынках.

Своп в качестве инструмента регулирования внешней задолженности с помощью обмена долга на соответствующие активы широко используется в международной практике с 1980-х гг. На сегодня мировая практика рассматривает определенные виды свопов в соответствии с активами:

  • операция своп в виде обмена долга на наличность;
  • сделка своп как обмен долга на экспорт;
  • своп как обмен долга на акции (собственность);
  • своп как обмен долга на долг.

Замечание 2

На сегодняшний день так и нет устоявшегося нормативного, в первую очередь, законодательного, закрепления в российском праве рассматриваемых инструментов. Поэтому широкого использования они еще не смогли получить.

Управление государственным кредитом

Сущность управления государственным кредитом

Итак, рассмотрим определение, которое исходит из сущности рассматриваемой темы.

Управление государственным кредитом —направление финансовой и управленческой деятельности различных государственных органов на разных уровнях (государственный, региональный, муниципальный), которое основано на обеспечении функционирования в аспекте кредитозаемщика, займодателя, а также предоставления государственной гарантии, то есть выступлении в качестве гаранта.

Итак, сущность проявляется в комплексе действий, в начале которых положены следующие направления:

  • обслуживание государственных (региональных, местных) долговых денежных обязательств;
  • выплата, погашение государственных (региональных, местных) долговых денежных обязательств;
  • выпуск различных долговых ценных бумаг (векселя, облигации);
  • использование займов у кредитных учреждений государственными (региональными, муниципальными) учреждениями;
  • оказание поддержки вторичному рынку ценных долговых бумаг и обязательств;
  • контроль, а также регулирование на совокупном кредитном рынке в аспекте выдачи и возврата кредитных средств.
Читать еще:  Какие кредиты относятся к стандартным кредитам

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Главные положения

Важно, что контролировать, осуществлять регулирование деятельности в администрировании государственным кредитом на макроэкономическом уровне вправе следующие структуры:

  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов РФ.

Данные структуры рассчитывают суммарное количество бюджетного дефицита, характеристики долговых обязательств, составляют концепции кредитной политики Российской Федерации.

На других уровнях власти рассматриваемая деятельность по администрированию кредитом осуществляют Администрации в пределах своих полномочиях, согласно Уставу и нормативным документам.

Обычно в сфере администрирования государственного кредита принято решать следующие задачи:

  • аналитические работы по минимизации стоимости долговых средств;
  • рациональное и обоснованное расходование привлеченных кредитных денежных средств;
  • принятие антикоррупционных мер;
  • внедрение строгой системы контроля, мониторинга и учета государственных кредитных средств;
  • стимулирование и увеличение инвестиционных займов;
  • мониторинг объемов займов;
  • установление главных направлений и целей кредитной политики;
  • принятие всех необходимых мер и правомерных экономических, маркетинговых методов для обеспечения возврата заемных средств в установленные сроки.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Схема объектов, субъектов и предметов управления государственным долгом представлена на рисунке 1 ниже.

Сейчас на многим уровнях власти складывается ситуация, когда существует дефицит денежных средств, поэтому в таких условиях органы власти обязаны применять различные методы для того, чтобы регулировать долговые обязательства.

Рассмотрим основные способы и методики:

  • реструктуризация долга.
  • отсрочка погашения займа;
  • рефинансирование;
  • конверсия;
  • консолидация;
  • унификация займа;
  • обмен облигаций;
  • долги замещаются собственностью, экспортом.

Цели управления

Такое управление необходимо для реализации нижеперечисленных целей:

  • финансовое обеспечениесоциально-экономических, политических целей, которые осуществляются путем реализации программно — целевого метода;
  • финансовое снабжение экономического роста, стабильности, конкурентоспособности;
  • снабжение деятельности политической структуры ;
  • обеспечение национальной безопасности страны;
  • финансирование дефицита денежных средств.

Очень важно грамотное, эффективное управление, а также отслеживание уровня кредитных обязательств и прогнозирование возможностей возврата заемных средств.Так, контроль за дефицитом бюджета и администрирование государственным кредитом обеспечивает суверенность стране, региону или муниципальному образованию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

5.3. Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита.

Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей — обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России.

Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система управления государственным кредитом в России:

— минимизация стоимости долга для заемщика;

— эффективное использование привлеченных средств;

— создание соответствующей системы учета и контроля;

— усиление инвестиционного характера займов;

— регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;

— привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;

— определение приоритетов кредитной политики государства;

— обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ.

С точки зрения инвестора наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т.п.

Рефинансирование — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

В ряде случаев правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Читать еще:  Страхование риска непогашения кредита это

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Основная задача управления государственным долгом России — изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся обстоятельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задолженности как наиболее гибких и адекватных современному состоянию и кредитным возможностям России.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т.п. Наиболее приемлемыми для России могут быть следующие варианты.

Долг в обмен на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддерживать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическую, алюминиевую, авиационную промышленность и др.), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам, и могут способствовать росту экономики в целом.

Долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.

Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов — держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой практике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум через год).

Долг в обмен на наличные предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк), и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Реструктуризация долга. Этот способ регулирования задолженности весьма распространен в современных условиях. Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Российское законодательство, в частности БК РФ, предусматривает ряд организационных методов управления государственным долгом. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации или от ее имени Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти.

В настоящее время определяются предельные объемы долга и заимствований различных бюджетных уровней. Так, предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

В качестве инструмента управления долгом предлагаются программы внешних и внутренних заимствований, предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов, с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема займов или предоставленных кредитов.

В стране вводится единая система учета и регистрации государственных заимствований. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине России.

Обязанность по ведению государственных книг внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга Российской Федерации) возложена на Минфин России. Все названные инструменты и методы призваны обеспечить эффективное управление государственным долгом Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания для обсуждения

1. Определите экономическое содержание категории «государственный кредит» и перечислите его функции.

2. Сравните государственный кредит с другими формами кредита. Ответ аргументируйте.

3. Назовите формы государственных и муниципальных заимствований.

4. Как субъекты РФ участвуют в кредитных отношениях?

5. В каких формах субъекты РФ могут заимствовать средства?

6. Охарактеризуйте основные инструменты управления государственным долгом.

7. Перечислите способы выплаты доходов по государственным долговым обязательствам. Ответ аргументируйте.

8. Классифицируйте государственные займы в зависимости от места их размещения.

9. Проведите сравнительный анализ альтернативных вариантов покрытия бюджетного дефицита за счет государственных заимствований и кредитно-денежной эмиссии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector