Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международные клубы кредиторов

EREPORT.RU

мировая экономика

Парижский клуб кредиторов. Миссия и цели. Страны участники

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран — Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба — проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед странами Парижского клуба, и наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Основные принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны- заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

  • ограничение роста денежной массы,
  • сокращение дефицита государственного бюджета,
  • контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации),
  • устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,
  • ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны- должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Читать еще:  Какие кредиты относятся к нестандартным кредитам

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ

Введение

Заимствования средств извне в нынешнее время стали прочной составляющей мировой экономики. Кредитование позволяет быстро получить необходимые денежные средства в условиях кризиса. Для развивающихся стран заимствования один из основных источников финансовых ресурсов. В качестве кредиторов государственного правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица и международные финансовые институты. Но всем известно, что кредиты выдаются на условиях срочности и платности. Не все государства могу изыскать деньги для выплат, подобные трудности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (в основном развивающиеся страны).

Со временем возникла необходимость в организациях, ведущих переговоры со странами-должниками, у которых в свою очередь возникли проблемы с обслуживанием и погашением своих обязательств по внешнему долгу. Одной из таких организаций и является Лондонский клуб кредиторов. В рамках этого клуба страны, испытывающие сложности с погашением внешних обязательств , проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Он не является международной организацией. Его «членский состав» нестабилен, и он не имеет официального мандата. Клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.

На сегодняшний день практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов в качестве заёмщика или кредитора. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах. Ведущими участниками международных кредитных отношений являются Лондонский и Парижский клубы кредиторов. Эти организации ведут обширную деятельность со странами всего мира, но обе они нацелены на помощь странам, столкнувшимся с серьезными финансовыми проблемами.

В настоящее время состояние экономики страны характеризуется не только основными макроэкономическими показателя ми, но и размерами внешнего долга, поэтому при анализе экономике стоит учитывать и этот не маловажный фактор. «…Внешний государственный долг России на 1 октября 2014 года составил 53,7 млрд. долларов…»- сообщил Минфин РФ.

Содержание

1. Причины создания Лондонского клуба кредиторов;

2. Сущность и функции клуба;

3.Принципы работы: процесс пересмотра погашения коммерческого долга;

5. Список литературы.

1. История возникновения Лондонского клуба кредиторов.

Лондонский клуб кредиторов — неофициальная организация зарубежных коммерческих банков, созданная для ведения переговоров со странами-должниками, у которых сложились проблемы с обслуживанием и погашением обязательств по внешнему долгу. Предмет переговоров с Лондонским клубом — не покрытые государственными гарантиями долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году из-за проблем с платежами у государства Заир, а к середине 80-х годов клуб подписал более 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности со многими развивающимися странами. Лондонский клуб работает в тесном контакте с Парижским клубом, «Большой восьмеркой» и другими международными финансовыми организациями. В 1981-1983 годах подписано 14 соглашений на 10 миллиардов долларов. После глобального долгового кризиса в 1982 году большинство стран должников обратилось в Лондонский клуб с просьбой о пересмотре сроков погашения их обязательств. Тогда было подписано 47 соглашений на 130 млрд. долларов.

В 1994-1996 годах Лондонский клуб провел реструктуризацию внешнего долга Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся стран, таких как Бразилия и Габон.

2. Сущность и функции клуба.

Соглашения о реструктуризации долгов частным коммерческими банками под предводительством Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

1)Положение об общем доступе. При уплате долга неприемлема дискриминация кого-либо из кредиторов;

2)Положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеж и залог, зависящие от фактического риска банков.

3)Положение об обязательной подписке. В случае досрочного погашения долга, средства распределяются между кредиторами поровну.

Лондонского клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят свободный характер. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Формальные рамки пересмотра сроков погашения долга отсутствуют. Поэтому в Лондонском клубе коммерческие банки, которые несут самые большие риски в отношении страны-задолжника, образуют комитет руководства — Банковский консультативный комитет (БКК). Он создается для защиты интересов коммерческих банков, дающих займы той или иной стране.

В состав БКК входили(-ят) следующие банки:

Германия: Deutshe Bank AG, Frankfurt (председатель БКК), Dresdner Bank, Commerzbank AG

Италия: Banca Nazionale del Lavoro S.p.a., Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale

США: Bank of America NA, JP Morgan

Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi (сопредседательБКК), Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank of Japan

Франция: Credit Lyonnais SA (сопредседательБКК), Banque Nationale de Paris SA

Австрия: Bank Austria AG, Creditanstalt-Bankverein

Лондонский клуб обычно не пересматривает процентные платежи. Взамен коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Но в последние годы банки очень редко предоставляют дополнительные средства большей часть должников. В современных соглашениях содержится набор альтернативных финансовых решений, который состоит из путей уменьшения долга. Лондонский клуб может пересмотреть сроки погашения даже без подписи страны-должника с МВФ соглашения о резервных кредитах. Лондонский клуб предпочитает, чтобы время стабилизации потоков погашения долга составляло свыше 2-3 лет.

Так же в рамках Лондонского клуба осуществляется выдача межбанковских кредитов. Он занимается долговыми обязательствами перед частными коммерческими банками, кредиты которых не имеют гарантий или страхования.

3.Процесс пересмотра погашения коммерческого долга.

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в шесть этапов.

1)Должник объявляет мораторий на платежи.

2)Должник составляет Информационный меморандум.

3)Кредиторы формируют Банковский консультативный комитет.

4)Стороны созывают совещание по изучению положения.

5)Согласование основных условий.

6)Заключение соглашения о пересмотре долга.

4.Заключение

Деятельность Лондонского клуба кредиторов весьма эффективна, а в некоторых случаях незаменима – например, случаи возникновения проблем с погашением кредита у развивающихся стран. Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам. Так же Лондонский клуб имеет следующие функции :

• процесс пересмотра погашения коммерческого долга;

• определение этапов реструктуризации долга.

Таким образом, Лондонский клуб являются важным звеном между заёмщиками и кредиторами. Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Однако взамен он требуют проведения различных мер направленных на экономические преобразования, не всегда идущих на пользу страны.

1.Данные с сайта Министерства финансов РФ. http://info.minfin.ru/

2. Данные о внешнем долге стран мира. http://betafinance.ru/

Результаты проверки реферата преподавателем

Читать еще:  Экономическая основа кредита

Оцениваемая компонента реферата и/или работы над ним

Оценочное заключение преподавателя

а) Соответствие содержания реферата его теме

б) Полнота и глубина раскрытия темы реферата

в) Степень самостоятельности студента при подготовке реферата

г) Степень соблюдения общих требований:

— к оформлению рефератов

— к оформлению списка источников информации, использованных при написании реферата

д) Уровень понимания студентом отражённого в реферате материала, проявленный при собеседовании

е) Уровень коммуникативных навыков, продемонстрированный студентом при выступлении

Реферат принят с оценкой (отлично, хорошо, удовлетворительно)

Международное публичное право

Международные клубы кредиторов

Парижский клуб — межгосударственный механизм, созданный для выработки многосторонних договоренностей государствами-кредиторами по отношению к государствам-должникам с целью пересмотра условий погашения задолженности. Клуб не имеет статуса международной организации.

Парижский клуб формально не имеет устава, правил приема и закрепленных структур. Однако его деятельность определяется правилами, которыми члены Клуба руководствуются при принятии решений. К этим правилам относятся, например, следующие:

  • рассмотрение обращений государств-должников только в случае, если невыплата ими долга в срок является неизбежной;
  • строго индивидуальный подход к каждому государству-должнику;
  • обусловленность пересмотра порядка погашения долга;
  • равномерное распределение потерь от пересмотра долговых обязательств между всеми государствами-кредиторами.

Основные задачи Клуба — недопущение объявления государством- должником одностороннего моратория на выплату задолженности, возвращение такого государства в общую систему международного кредитования, а также равномерное распределение между кредиторами бремени реорганизации долга.

Членами Клуба являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония.

В России ведущим ведомством в работе с Парижским клубом является Министерство финансов Российской Федерации. Являясь государством — продолжателем бывшего СССР, Россия взяла на себя всю ответственность и права по внешним долгам Советского Союза. Данный принцип положен в основу Декларации о признании Российской Федерацией задолженности зарубежным кредиторам бывшего СССР. Принцип получил закрепление в двусторонних соглашениях с большинством государств бывшего СССР, а также в соглашении о реструктуризации внешней задолженности России, заключенном с государствами — кредиторами Парижского клуба.

17 сентября 1997 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Парижским клубом, ознаменовавший полноформатное подключение России к деятельности самого влиятельного Клуба международных кредиторов в качестве государства-кредитора. Залогом полноправного присоединения России к деятельности Парижского клуба стала всеобъемлющая реструктуризация внешнего долга бывшего СССР, которая была завершена в 1997 г. Членство России в Парижском клубе в качестве кредитора позволяет практически реализовать значительные внешние активы России, многие из которых считались «безнадежными».

21 августа 2006 г. Российская Федерация досрочно расплатилась с Парижским клубом государств-кредиторов. Окончательная выплата Россией долгов бывшего СССР перед иностранными государствами составила беспрецедентные 21,6 млрд долл. США. Досрочное погашение долгов создало следующие преимущества для России:

  • возможность оформить свои права на советскую собственность за рубежом;
  • повышение кредитного рейтинга государства, а также укрепление его репутации надежного заемщика, позволяющей российским компаниям брать кредиты на международном рынке под более низкие проценты;
  • экономия на процентах — 12 млрд долл. США и снижение внешнего государственного долга до 9% ВВП.

Лондонский клуб представляет собой многосторонний механизм, не являющийся международной организацией, созданный с целью выработки договоренностей со странами-должниками по выплате внешнего долга и погашения межбанковской задолженности. Лондонский клуб объединяет 600 коммерческих банков — кредиторов ведущих стран мира, его возглавляют представители «Дойче банк» (Германия).

Основные принципы деятельности Лондонского клуба схожи с принципам и, которыми руководствуется Парижский клуб, и заключаются в следующем:

  • строго индивидуальный подход к каждой стране-должнику;
  • обусловленность пересмотра погашения долга;
  • равномерное распределение потерь от пересмотра долговых обязательств между всеми членами.

К задолженности России перед Лондонским клубом относятся как займы бывшего СССР, так и гарантированные государством заимствования Внешэкономбанка. Переговоры о пересмотре проблемы российской коммерческой задолженности начались в 1991 г. и стали весьма результативными. Решающим фактором в деле сближения позиций сторон явилось заявление Правительства России 1994 г. о порядке урегулирования межбанковского долга в качестве коммерческой задолженности. К 1997 г. у России в Клубе насчитывалось около 420 кредиторов, большей частью европейских государств. Значительная часть требований по реструктуризированным кредитам, порядка одной трети, принадлежит банкам и инвестиционным фондам США, которые не склонны поддерживать идею пересмотра условий и сроков погашения российской задолженности.

К 2005 г. общее количество кредиторов увеличилось до 1000, что значительно осложняет достижение единого подхода в работе с российской задолженностью. Подписание соглашения о реструктуризации российской коммерческой задолженности 11 февраля 2000 г. стало положительным сигналом изменения в общей позиции международных финансовых кругов по отношению к России. В соответствии с соглашением параметры урегулирования предусматривают списание 36,5% основной суммы долга и 33,0% облигаций Внешэкономбанка. Оставшаяся сумма должна конвертироваться в еврооблигации, под гарантии российского правительства, с отсрочкой погашения в 30 лет с семилетним льготным периодом.

С 1997 г. Россия осуществляет урегулирование задолженности перед странами-кредиторами, включая государства Центральной и Восточной Европы. В соответствии с распоряжением Правительства России 1994 г., во взаимоотношениях с государствами — членами бывшего СЭВ преобладающая часть выплат производится в форме товарных поставок.

С 2002 г. Россия начала погашение коммерческой задолженности, обменивая долговые требования на ценные бумаги. В декабре 2006 г. Министерство финансов РФ объявило о завершении второго этапа обмена коммерческой задолженности на ценные бумаги на сумму 1 млрд долл. США, что составляет 99,97% всей суммы долга бывшего СССР перед коммерческими кредиторами.

Discovered

О финансах и не только…

Лондонский клуб кредиторов

Лондонский клуб кредиторов – неформальное объединение частных кредиторов, созданное для урегулирования долгов перед участниками. По своим целям и задачам сравним с Парижским клубом кредиторов. Однако, Лондонский клуб – это объединение частных инвесторов, чаще всего банков, а Парижский – объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. То есть Лондонский клуб кредиторов специализируется на урегулировании займов, выданных частными кредиторами государствам-должникам.

Лондонский клуб кредиторов – неформальная международная организация, объединяющая банки, предоставившие кредиты правительствам отдельных стран или отдельным юридическим лицам этих стран, испытывающим трудности с их возвращением. Место пребывания – Лондон. Лондонский клуб кредиторов сформирован в конце 70-х годов из-за неспособности ряда стран отвечать по своим обязательствам. Первое заседание Лондонского клуба кредиторов состоялось в 1976 г. для урегулирования проблем задолженности Заира.

Лондонский клуб кредиторов включает ведущие индустриально развитые страны. Основу организационной структуры Лондонского клуба кредиторов составляет Банковский Консультационный Комитет (БКК) из представителей наиболее крупных банков Лондонского клуба кредиторов. БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности.

На регулярных заседаниях Лондонского клуба кредиторов принимаются решения по урегулированию проблем непогашения задолженности. На этих заседаниях заключаются соглашения со странами-должниками. Как правило, они включают в себя, с одной стороны, такие меры, как реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов, а с другой – жесткие меры по обеспечению возврата кредитов: установление графика выплат задолженности, немедленная уплата части задолженности и т.д.

Процедура решения долговых проблем стран обычно следующая. Так как страна может иметь невыполненные обязательства перед десятками банков, то от имени кредиторов создается так называемый Банковский консультационный комитет, куда входят не более 15 банков, которым она должна больше всего. Этот комитет ведет переговоры о реструктуризации долга. Соглашение считается достигнутым только тогда, когда учтены интересы всех банков, задолженность перед которыми составляет 90-95% от общей суммы. Лишь после этого может быть подписан официальный договор.

Как правило, Лондонский клуб кредиторов идет на отсрочку выплат на два-три года. При этом проценты по займам чаще всего не пересматриваются. По результатам соглашения должник может получить дополнительный кредит для обслуживания текущего долга.

Читать еще:  Государство как кредитор заемщик и гарант

Российский долг, унаследованный от СССР, был реструктуризирован Лондонским клубом кредиторов в 1997 году. В Банковский консультационный комитет входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank. По договоренности основная задолженность была переоформлена в реструктуризированные кредиты Principal Notes (инструменты PRINs), а обязательства по процентам — в процентные облигации Interest Arrears Notes (инструменты IANs). В 2009 году этот долг был полностью погашен.

Россия и международные клубы кредиторов

Говоря о внешних пассивах России можно выделить три основные группы кредиторов: официальные кредиторы (Парижский клуб и внеклубные), коммерческие банки (Лондонский клуб) и коммерческие фирмы. Совокупный долг этим трем клубам составляет почти 70 млрд долл. без процентов.

Парижский клуб. К первой группе относятся кредиты, предоставленные иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованные правительственными страховыми организациями. Сам Парижский клуб, полноправным членом которого с сентября 1997 г. является Россия, объединяет около двух десятков стран — крупнейших мировых кредиторов. Двойственное положение нашей страны заключается в том, что мы выступаем здесь в качестве должника одних стран (50 млрд долл.) и одновременно кредитора других. Из суммарного долга 51 страны России в 112 млрд долл. почти половина приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5 крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Йемен нам не платит уже около 10 лет, как, впрочем, и другим своим кредиторам. На нашу страну приходится 80% (6,5 млрд долл.) всей его задолженности. Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает нам, хоть и маленькую, надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он определяется двумя факторами — уровнем развития страны и долей военных поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%.

Сам факт вступления России в Парижский клуб — явление для нас и для Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального курса — 60 коп. за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможность проводить в отношении стран-должников разработанную им программу. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погашении задолженности.

Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники не считают обязательным платить по ним. Тем более, что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях (например, если коэффициент пересчета долгов Вьетнама, Монголии и Кубы установить как 1:1, то сумма может превысить 50 млрд).

У стран, не поддерживающих отношения с Парижским клубом, долги более крупные. Единственным исправным плательщиком в последнее время остается лишь Индия, погашающая до 1 млрд долл ежегодно.

Лондонский клуб. Во вторую группу попадают межбанковские кредиты, предоставленные ВЭБу в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (учет векселей). Лондонский клуб объединяет более 600 коммерческих банков. В отличие от Парижского он занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Именно на данном рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции. Они заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резкому сбросу долгов.

После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени — 108 млрд долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Союза. Но, как быстро выяснилось, только Россия могла обслуживать свои обязательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашей стране в то время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечило доверие к нам потенциальных западных инвесторов.

В 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде было решено, что должником перед Лондонским клубом будет выступать ВЭБ. В 1995 г. во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета клуба подписали меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР на сумму 32,3 млрд долл. (основной долг — 24 млрд долл. и проценты — 8,3 млрд долл.) сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты по льготной ставке. Решено было реструктурировать весь долг вне зависимости от даты погашения и сделать разбивку по невыплаченным процентам: отдельно за 1991-1992 гг., за 1993-1995 гг., за 1996 и 1997 гг. Наконец, в конце 2005 года Россия подписала с Лондонским клубом и само соглашение о реструктуризации задолженности.

Россия в списке должников клуба, который кстати кредитовал в основном развивающиеся и коммунистические страны, занимает четвертое место — после Бразилии, Мексики и Аргентины. Вообще, основные методы решения долговых проблем у клуба следующие: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых (ролл-оверных) кредитов. В последние годы Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, Бразилии, Габона и др. Польше и Болгарии, например, клуб просто списал значительную часть долгов, поскольку объем задолженности этих стран превышал уровень в 600% годового экспорта (критической считается отметка в 300%). Россия реструктурировала свой долг одной из последних. К настоящему моменту проблемы долга коммерческим банкам в глобальном международном понимании как таковой не существует — около 30 стран реструктурировали долги на общую сумму почти 250 млрд долл. После долгих колебаний было решено, что для России более перспективно все же не списание задолженности (оно возможно только один раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику), а ее реструктуризация. На количество реструктуризаций вообще никаких ограничений нет — их можно проводить бесконечно, так и не приступая к выплате основной части долга.

Коммерческая задолженность. Наиболее сложной с точки зрения урегулирования до последнего время оставалась третья группа долгов — коммерческая торговая задолженность (4 млрд долл.). Российское правительство признало эту группу задолженности позже всех — в октябре 1999 г. Из-за того, что реально переговоры начались в декабре 2001 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в полной неопределенности относительно реальности погашения им задолженности. Поскольку требования западной системы бухгалтерского учета не допускали «провисания» в течение такого длительного периода на балансе фирм просроченных обязательств, это вынуждало фирмы продавать задолженность по бросовым ценам (15-20% от номинала) или искать пути решения своих проблем в российском правительстве. Правительственная комиссия составляла списки первоочередных платежей и принимала решения о расходовании активов бывшего Союза, не учтенных в доходной части бюджета вообще или учтенных по официальному курсу рубля еще Госбанка СССР с пересчетом в рубли по текущему валютному курсу. В результате зачастую происходили сделки типа Debt for Debt, но в рублях, при помощи российских коммерческих банков. В настоящее время торговые операции с данной категорией задолженности разрешены при следующем условии: после выверки ВЭБа возможна только переуступка прав требования без изменения держателя в реестре ВЭБа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector