Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отличительный признак государственного кредита

Сущность государственного кредита;

Глава 16. Государственный кредит

Вопросы для самоконтроля

1. Определение налога и налоговой системы

2. Назвать принципы налогообложения

3. Перечислите элементы налога

4. Какие признаки имеют налоги?

5. Права и обязанности налогоплательщиков

6. Дать характеристику федеральных, региональных, местных налогов

7. Характеристика функций налогов

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит.

При осуществлении госкредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Признаки государственного кредита:

1) взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы.

2) они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита;

3) источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета;

4) государственный кредит, связанный с функционированием политической надстройки и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества.

Таким образом, государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства и характеризуется следующими особенностями:

1) формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций – это одна сторона государственно-кредитных отношений;

2) второй их стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных поступлений.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных фондов.

Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требует постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом – уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться и возможности привлечения средств предприятий и организаций в сферу государственного кредита.

Виды государственного кредита.Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранными государствами – все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита.

В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга:

-капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам,

-текущий – составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга – внутреннего и внешнего.

Читать еще:  Гражданская форма кредита

Тема 8 «Государственный кредит»

251. Основное отличие государственного кредита от банковского кредита состоит:

— в цене на денежные ресурсы;

+ в характере залога;

— в порядке возврата денежных средств.

252. Если доход по займу извлекается в виде разницы между номиналом и ценой покупки, этот государственный займ называется:

+ с нулевым купоном.

253. Выдача государством гарантий:

— ведет к увеличению государственного долга;

— ведет к сокращению государственного долга;

+ увеличивает государственный долг в случае, если заемщик своевременно не рассчитался по своим обязательствам;

— сокращает государственный долг в случае, если заемщик своевременно рассчитался по своим обязательствам.

254. Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:

+ финансирование бюджетного дефицита;

— кассовое исполнение бюджета;

— формирование резервов центрального банка.

255. Конверсия – это метод управления государственным долгом, который означает:

— погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

— решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

+ изменение доходности займа;

— превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.

256. Управление государственным долгом – это:

+ совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам к погашению займов

— погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов

— решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

257. Погашение основной задолженности и процентов за счет средств от размещения новых займов называется:

258. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа:

— возможно только по срокам выплаты

— возможно только по размеру процентных платежей

+ бюджетным кодексом не допускается.

259. Главным отличительным признаком государственного кредита является:

— обязательное участие государства;

— необходимость покрытия бюджетного дефицита.

260. Государственный кредит НЕ выполняет функцию:

261. Форма государственного кредита, при которой привлечение средств происходит путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг – это:

262. Займы, не имеющие вторичного обращения – это:

— выпускаемые центральным правительством;

— с нулевым купоном.

263. В зависимости от обеспечения долговых обязательств займы делятся на:

— рыночные и нерыночные;

+ закладные и беззакладные;

— выигрышные и процентные;

— с твердым или плавающим доходом.

264. Рыночным методом покрытия дефицита бюджета является:

+ выпуск ценных бумаг;

265. Рыночные государственные займы:

+ свободно обращаются на рынке

— не могут свободно менять своих владельцев

— гарантируют доходность выше рыночной.

266. Если доход государственного займа определяется на момент выпуска в обращение, этот займ называется:

— с нулевым купоном;

+ с твердым доходом;

267. Погашение основной задолженности и процентов за счет средств от размещения новых займов называется:

268. Нерыночные госзаймы:

— свободно обращаются на рынке

+ не могут свободно менять своих владельцев

— гарантируют доходность выше рыночной.

269. Государственный долг не может привести к банкротству государства, так как государство всегда имеет возможность:

— не погашать долг;

— увеличить денежную массу в обращении;

+ все ответы неверные.

270. Сумма превышения доходов государственного бюджета над его расходами называется:

271. Сумма превышения расходов государственного бюджета над его доходами носит название:

272. Наиболее полно характеризует понятие внешний государственный долг следующее определение:

— сумма превышения расходов государства над его доходами;

— сумма кредитов государства, взятых в иностранной валюте;

+ задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, организациям и правительствам.

273. Рефинансирование государственного долга – это:

— изменение доходности займа;

+ погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

— превращение части имеющейся задолженности в новую, с более длительным сроком погашения.

274. Отличие государственного кредита от банковского является то, что он НЕ носит:

275. Совокупность всех выпущенных и не погашенных на определенный момент долговых обязательств государства и процентов по ним составляет:

— текущий государственный долг;

+ капитальный государственный долг;

— внутренний государственный долг;

— внешний государственный долг.

276. Сумма расходов по выплате процентов по всем долговым обязательствам в отчетном периоде и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил, составляет:

+ текущий государственный долг;

— капитальный государственный долг;

— внутренний государственный долг;

— внешний государственный долг.

277. Активное функциональное назначение государственного долга проявляется в отношениях, где государство выступает в качестве:

278. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов, взятых физическими и юридическими лицами, оно является:

279. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета НЕ могут быть:

+ кредиты Банка России;

— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

— кредиты иностранных банков, предоставленные в иностранной валюте.

280. Виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, а также условия их выпуска и обращения определяются:

Читать еще:  Сдать в трейд ин кредитный автомобиль

+ органами государственной власти субъекта РФ;

— федеральными органами государственной власти;

— федеральными органами государственной власти по представлению органов государственной власти субъекта РФ.

281. Процедура унификации в рамках управления государственным долгом означает:

— погашение долга за счет вновь привлеченных средств;

— изменение доходности займа;

— продление срока погашения долга;

+ объединение нескольких долгов в один;

— отказ государства от выплаты долга.

282. Основным источником погашения государственных займов в условиях стабильной экономики выступают:

— средства внебюджетных фондов;

В отношениях государственного кредита государство может выступать в

+все ответы верные

Рефинансирование государственного долга это:

+процедура погашения части государственного долга за счет вновь привлеченных средств

сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени

денежные фонды, формируемые на централизованном уровне и используемые для финансирования конкретных общественных потребностей

Снижение курса национальной валюты:

снижает бремя внешней задолженности;

+повышает бремя внешней задолженности

никак не влияет на сумму внешнего долга страны

Выделите неверное утверждение:

+основным источником погашения государственных займов выступают средства внебюджетных фондов

государственный долг не может привести к банкротству государства, так как государство всегда имеет возможность не погашать долг

государственный кредит является составной частью финансовой системы РФ

Займы, не имеющие вторичного обращения, называются

Отличия государственного кредита от банковского

ТЕМА 6. Государственный кредит

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Деятельность государства как заемщика средств в количественном отношении является преобладающей.

Деятельность государства как кредитора – в количественной отношении значительно ниже.

Деятельность государства как гаранта проявляется в тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Государственный кредит является формой дополнительноймобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство разрабатывает две программы:

1. Программа государственных внешних заимствований;

2. Программа государственных внутренних заимствований.

Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства осуществляют Министерство финансов и Казначейство совместно с ЦБ РФ. Так, в рамках Министерства финансов РФ созданы два департамента:

-Департамент управления государственным внутренним долгом;

-Департамент управления государственным внешним долгом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Министерства финансов РФ ведут Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.

Министерство финансов выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ.

Государственные заимствования (с соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ст.89) — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Существуют следующие формы долговых обязательств:

кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми институтами в пользу указанных кредиторов;

выпуск ценных бумаг от имени РФ;

договора и соглашения о получении РФ банковских ссуд и банковских кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;

договора о предоставлении государственных гарантий РФ;

соглашения и договора, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями:

1. Эмиссия и размещение ценных бумаг.

2. Получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Отличия государственного кредита от банковского

ТЕМА 6. Государственный кредит

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Деятельность государства как заемщика средств в количественном отношении является преобладающей.

Деятельность государства как кредитора – в количественной отношении значительно ниже.

Деятельность государства как гаранта проявляется в тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Государственный кредит является формой дополнительноймобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу.

Читать еще:  Порядок выдачи кредита физическому лицу

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство разрабатывает две программы:

1. Программа государственных внешних заимствований;

2. Программа государственных внутренних заимствований.

Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства осуществляют Министерство финансов и Казначейство совместно с ЦБ РФ. Так, в рамках Министерства финансов РФ созданы два департамента:

-Департамент управления государственным внутренним долгом;

-Департамент управления государственным внешним долгом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Министерства финансов РФ ведут Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.

Министерство финансов выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ.

Государственные заимствования (с соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ст.89) — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Существуют следующие формы долговых обязательств:

кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми институтами в пользу указанных кредиторов;

выпуск ценных бумаг от имени РФ;

договора и соглашения о получении РФ банковских ссуд и банковских кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;

договора о предоставлении государственных гарантий РФ;

соглашения и договора, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями:

1. Эмиссия и размещение ценных бумаг.

2. Получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Государственный кредит, его особенности по сравнению с традиционными видами банковского кредита

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 4613 раз

Библиографическое описание:

Мальцева, Т. С. Государственный кредит, его особенности по сравнению с традиционными видами банковского кредита / Т. С. Мальцева. — Текст : непосредственный, электронный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1585/ (дата обращения: 10.04.2020).

В статье рассмотрены понятие государственного кредита, его формы и сравнение с банковским кредитом. Предоставлены данные в динамике по внутреннему и внешнему долгу Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, государственный внутренний долг.

Кредит обслуживает довольно большое множество видов внешнеэкономических связей — внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и так далее. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, обычно, одновременно выступают и в виде должников, и в виде кредиторов, привлекая и предоставляя нужные кредиты. Всем известно, что существует огромное количество различных форм кредитования, но наиболее популярными формами кредитования считаются коммерческие и банковские. Вместе с коммерческими и банковскими формами кредитования преобладает и государственный. И несмотря на присутствие довольного широкого списка форм кредитования, всё же государственный кредит является далеко немаловажной формой кредитования.

Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон (кредитором или заёмщиком) является государство, а другой — физические и юридические лица [1]. Как экономическая (финансовая) категория, государственный кредит осуществляет три функции:

1. Распределительная функция, с помощью которой идёт процесс формирования и развития централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности;

2. Регулирующая функция, суть которой состоит в том, что государство влияет на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заёмщиков;

3. Контрольная функция, при помощи которой контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов [2].

В России оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства традиционно исполняет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком РФ.

Государственный кредит имеет две формы. Во-первых, это сберегательное дело. Во-вторых, это государственные займы. Различия государственного кредита от традиционных форм кредитования можно показать за счёт сравнения государственного кредита от банковского, т.к. банковский кредит является как таковой базовой формой кредитования.

Банковский кредит — это кредит, представляемый банками в денежной форме. Банковский кредит имеет строго целевой и срочный характер. Отличие государственного кредита от банковского кредита представлено в таблице 1.

Различия государственного кредита от банковского

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector