Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Россия как кредитор

Кредиторы России;

Введение

В прошедшем десятилетии Россия систематически прибегала к масштабным внешним заимствованиям. К началу 2001 года внешний долг – суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам – составил примерно 147 млрд. долларов. С середины 90-х годов этот процесс дополнился экспансией внутреннего долга.

Девальвация рубля в 1998 году мгновенно утяжелила относительное бремя внешнего долга в несколько раз, так что к 2000 году оно составило 95% ВВП, что почти вдвое превышает критическую отметку, установленную международными финансовыми организациями на уровне 50%. В результате Россия оказалась одним из крупнейших должников в мире, и перед ней со всей остротой встала проблема обслуживания и погашения своих долгов.Государственный долг- это неотъемлемая часть экономики каждой страны. Одной из проблем российской экономики стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками.

Поэтому не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности, но и нельзя забывать о ней. Так как внешний долг выходит далеко за рамки внутриэкономических задолжностей нашего правительства и показывает развитие нашей страны. Привлечение средств за рубежом и обслуживание внешней задолженности является составной частью внешнеэкономических отношений стран. Заёмные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга, изымает средства из национальной экономики. К тому же надо отметить, что большая часть внешнего долга России — это наследство СССР, а именно, бездарной экономической политики правительств Рыжкова-Павлова в 1985-1990 гг. Поэтому внешний долг всегда оказывал, и будет оказывать огромное влияние на всю экономику страны.

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6-% займы 1817-18гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

Внешние долги России — в преобладающей части наследие бывшего Советского Союза. На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане.

В свою очередь, СССР сам предоставлял внешние кредиты многим зарубежным государствам (список должников включает более 50 стран), исходя, главным образом, из политических привязанностей и военно-стратегических соображений. Важнейшая особенность советских кредитов загранице: они предоставлялись в товарной форме (поставки оборудования, топлива, большого количества вооружений), на очень льготных условиях (на 10 — 15 лет из 2,5 — 4% годовых) с погашением в большинстве случаев тоже в товарной форме продукцией местного производства. Таким образом, названные сферы функционирования Советского Союза как международного должника и международного кредитора были жестко разделены, из-за чего результаты предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически не могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным кредитам.

Круг западных кредиторов России достаточно велик — в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.

Нынешние российские долги Западу включают четыре категории. Первая и самая большая — задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба — особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран международных кредиторов.

Вторая группа — это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий.

Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг, четвертую группу — долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).

Нынешний внешний долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ — Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга. Первоначально названный долг составлял около 8 млрд. дол., после проведенных погашении он несколько уменьшился.

Россия как кредитор

В свое время Советский Союз щедро кредитовал развивающиеся страны, и сейчас сумма этих кредитов составляет около 69 миллиардов долларов. Кто они, должники России, есть ли у нас шанс получить свои деньги обратно, каковы схемы зачетов и возвратов, какую часть средств мы должны списать в соответствии с международными договоренностями?
Список стран довольно большой, хотя есть крупные, есть мелкие должники. Его возглавляет Ирак с суммой долга более 9 миллиардов, который накопился в основном в советский период времени в первую очередь из-за поставок оружия Ираку. Причем крупнейшие наши должники находятся преимущественно вне стран СНГ, среди них такие страны, как Китай — почти 1,5 миллиарда долларов, Корейская Народно-Демократическая Республика — больше 4 миллиардов долларов.
Помимо этих стран должником России является так же Индия, с долгом на общую сумму около миллиарда долларов.
А также такие страны, как Вьетнам, Алжир. Причем это уже не только старые долги, в большинстве случаев (и по Китаю, и по Индии, и по Вьетнаму) это новые долги, поскольку кредитные линии открывались для строительства объектов в этих странах, прежде всего энергетических. И здесь, поэтому надо делить на долги старые и долги новые, потому что и возможность возврата их совершенно разная. Сумма долгов по странам СНГ на общем фоне в 69 миллиардов смотрится достаточно скромно, это примерно 3,5 миллиарда долларов, и, безусловно, эти страны не главные должники России сегодня.
В 2007 году, вышел законопроект, где были перечислены страны, которым правительство должно было списать долг, из-за их нестабильного экономического положения. Это Республика Бенин, Республика Бурунди, Гвинея-Бисау, Замбия, Конго, Мадагаскар, Мозамбик — беднейшие страны Африки. Сумма порядка 1 миллиарда долларов по этим странам была оговорена в проекте. В принципе в рамках переговоров с «восьмеркой» речь шла о списании со стороны России долгов подобным странам на сумму порядка 11 млрд. долларов. И очевидным образом это уже не экономическая, а политическая акция, когда Россия в рамках «восьмерки» пытается выступать как еще одна великая держава и тем самым демонстрировать, что мы тоже можем что-то кому-то давать.
Откуда же появлялись такие долги? Это преимущественно правительственные долги, особенно, что касается долгов советских. Поскольку в подавляющем большинстве случаев схема была довольно простая: у нас закупали либо оружие, технику, либо речь шла о строительстве крупных промышленных объектов — строительстве силами тогда советских, сейчас российских предприятий, — и под реализацию соответствующих договоренностей правительство выделяло кредит, который в ту страну, как правило, не уходил, из этих денег оплачивалась работа соответствующих наших предприятий здесь, но эта сумма подлежала возврату. В большинстве случаев постепенно эти кредиты списывались, и в советское время достаточно активно. И большинство тех стран, которым мы можем списывать долги, это страны, которые 20 лет назад мы называли странами социалистической ориентации, которые просто-напросто под такую вывеску, под свои определенные проекты получали деньги в Советском Союзе и фактически под конец их не отдавали. Поэтому значительная часть этих долгов, и особенно тех, которые мы списываем сегодня, это долги, как правило, невозвратные. Хотя было много схем, начиная с 1990-х годов, продавать эти долги, торговать ими где-то и так далее. Но шансов получить их назад практически не было. Конечно, страны развиваются — это не только Китай, это Индия, тот же Вьетнам, — они могут отдавать долги, но они тоже пытаются, понимая сложность этой ситуации, в которой России сложно давить на них, они пытаются предлагать свои схемы, в частности, возврата этих долгов поставками товарных ресурсов. Допустим, тот же Китай охотно предлагает свои различные товары, тот же «китайский ширпотреб». С той же Индией, переговоры велись и ведутся о поставках продовольствия из Индии. На самом деле это фактически вариант бартера, это не есть в прямом виде возврат долга.
Но на самом деле иногда лучше получить что-то, чем не получить ничего. Хотя, с другой стороны, эти товары, попадая на российский рынок, должны будут продаваться, и они будут создавать неизбежно конкуренцию продукции отечественных производителей. И здесь тоже есть вопрос, что нам лучше: все-таки подождать до тех пор, пока эти страны смогут вернуть нам деньги, — пусть это будет не сейчас, а через несколько лет, но это будут живые деньги, которые можно будет накопить в том же Стабилизационном фонде, допустим, и использовать на благо будущих поколений, — либо же мы получим сейчас реально не полную сумму, а такой вот товарный эквивалент, который будет оказывать давление на наш потребительский рынок.

8. Международное кредитование и финанси­рование России.

Рассмотрим виды финансовых потоков в Россию. Среди них большой удельный вес занимают кредиты международных финан­совых институтов (МВФ, ВБ и ЕБРР)

Прямые инвестиции — это долгосрочные вложения, при осуще­ствлении которых инвестор преследует стратегические цели. Для России, где много лет продолжается инвестиционный кризис, этот вид ресурсов наиболее предпочтителен. Однако прямое ин­вестирование не всегда ведет к росту капиталовложений и увеличе­нию национального богатства. Оно может осуществляться путем перераспределения собственности (особенно при приватизации) без последующего инвестирования в компанию, что имело место в России.

Читать еще:  Фактором определяющим необходимость кредита является

Портфельные инвестиции в долевые ценные бумаги. В России к портфельным инвестициям в акции относится долевое участие инвестора, не превышающее 10% акционерного капитала компа­нии. Для привлечения портфельных инвесторов необходимо нали­чие акционерных компаний открытого типа и фондового рынка. Поэтому портфельное инвестирование в российскую экономику началось позже прямого. Фондовый рынок корпоративных ценных бумаг стал формироваться с началом приватизации в 1993 г. Зарубежные инвестиционные фонды вплоть до финансового кризи­са 1998 г. проявили активность на российском рынке и способ­ствовали его формированию и развитию.

Эмиссия долговых обязательств.Иностранные инвестиции в долговые ценные бумаги привлекают путем эмиссии на мировом рынке и привлечения нерезидентов на внутренний рынок. В России эти способы мобилизации ресурсов в большой степени исполь­зовались государственными институтами и в меньшей степени компаниями. Последние отдавали явное предпочтение долевым ценным бумагам, которые не сопряжены с ростом задолженности.

Банковские кредиты.Приток внешних финансовых ресурсов в СССР происходил главным образом за счет синдицированных кредитов международных банков и экспортных кредитов.Синдици́рованный креди́т (англ. syndicated loan) — кредит, предоставляемый заёмщику по меньшей мере двумя кредиторами (синдикатом кредиторов), участвующими в данной сделке в определённых долях в рамках, как правило, единого кредитного соглашения.

Банки не без основания рассматривали СССР как надежного должника. Однако после серьезных нарушений в обслуживании внешнего долга в 1991-1992 гг. банки резко снизили объемы своего креди­тования. Нетто-приток банковских кредитов в 1994 г. оказался близким к нулю, а в 1995 г. имел отрицательное значение.

Однако с 1996 г. банковское кредитование стало быстро возрож­даться. Этому способствовало укрепление международных позиций российских банков. Около 100 банков прошли международный аудит, примерно 40 из них получили рейтинги международных агентств. Если иностранные инвестиции в компании привлекались преимущественно в форме прямых или портфельных инвестиций в акции, то для банков источником увеличения их ресурсов явились кредиты международных банков. На 1 декабря 1997 г. отношение иностранных пассивов к активам-нетто банковской системы России, достигнув максимального уровня, составило 14%, т.е. на уровне стран ЮВА накануне кризиса. У некоторых московских банков, на которые приходилось 90% внешних кредитов, этот показатель был выше среднего (у СБС-АГРО — 38%, Империала — 28%). На 1 января 1998 г. в общем объеме привлеченных российскими бан­ками межбанковских кредитов доля нерезидентов достигла 60%.

Поток среднесрочных и долгосрочных банковских ресурсов возобновился как в форме синдицированных (консорциальных) кредитов, так и экспортных кредитов. В советские времена прави­тельство широко прибегало к привлечению синдицированных кре­дитов, в результате чего по ним образовался долг в размере 28 млрд долл. Однако российские центральные власти к таким креди­там практически не прибегали, предпочитая отмеченные выше иные формы внешнего заимствования. К тому же, как показывает мировой опыт, и сами международные банки стараются не иметь дела с заемщиками, которые нарушали графики обслуживания долга. Поэтому в России основными получателями синдицирован­ных банковских кредитов стали коммерческие банки, а также некоторые крупные компании и отдельные регионы. Существенное преимущество синдицированного кредита заключается в том, что он предоставляется в несвязанной форме и обычно при отсутствии гарантий.

Россия как кредитор

Актуальность курсовой работы, заключается в том, что международный государственный кредит, являясь одной из многочисленных форм кредита, относится к числу важнейших категорий экономической науки, международный государственный кредит активно изучается практически всеми разделами экономической науки. Подобный большой интерес к международному государственному кредиту и международным кредитным отношениям обусловлен уникальной ролью, которую играет это экономическое явление в хозяйственном обороте, в государстве, в мировой экономике и в жизни человеческого общества в целом. Финансовое положение России на международном рынке определяется состоянием ее платежного баланса, соответствием внешних доходов и расходов. Платежный ба¬ланс включает баланс по текущим операциям и баланс движения капитала. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Ежегодно в законах о федеральном бюджете устанавливаются предельные размеры государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых кредитов. Заимствование и кредиты осу¬ществляются на основе международных договоров Правительством РФ или по уполномочию Правительства РФ. Формально Россию можно считать страной-кредитором, так как причитающиеся ей суммы от государств-должников превышают объем долга самой России. В то же время, если учесть, что возврат значительной части задолженности других стран перед Россией достаточно проблематичен, фактически Россия является нетто-должником. Все это в целом определяет тему настоящего исследования. Цель курсовой работы – показать Россию как кредитора и заемщика на мировом финансовом рынке. Задачи курсовой работы: — раскрыть понятие международного кредита, его роль в современной системе финансового рынка; — показать сущность, принципы и функции международного кредита; — исследовать формы международного кредитования; — показать Российскую Федерацию как заемщика на внешнем рынке; — исследовать положение РФ как кредитора на внешнем рынке.

Итак, по результатам настоящего исследования можно сделать следующие выводы. Под Международным кредитом подразумевает – кредит, предоставляемый одними странами (в лице Министерства финансов), их банками, юридическими и физическими лицами другим государствам, их банкам, юридическим и физическим лицам зарубежного государства на условиях срочности, платности возвратности, как и любого другого вида кредита. Международная форма кредита нужна для обслуживания движения ссудного капитала между разными государствами. В зависимости от состава и целей заключаемых кредитных сделок международные кредиты делятся на следующие группы: — международные политические и межправительственные кредиты; — межгосударственные кредиты на коммерческой основе; — международные фирменные кредиты. Участниками политических и межправительственных кредитных сделок являются официальны е институты, отражающие финансовые аспекты деятельности государств или международные межправительственные организации (правительство в лице Минфина, Центральный банк, МВФ, МБРР, Парижский клуб кредиторов). Отличительная черта этих кредитов – скрытый характер получения прибыли кредитором. Основной целью для кредитора является расширение рынка сбыта собственных товаров и принуждение стран-кредиторов к принятию политических условий, укрепляющих экономическое и геополитическое положение кредитора в мире. Заемщик привлекает такие кредиты в случае собственной экономической или политической слабости. Непосредственной целью привлечения такого кредита может быть: — покрытие товарного голода вследствие негативных природных или макроэкономических условий; — решение задач по повышению безопасности и обороне государства; — невозможность обслуживания внешних долгов и иных обязательств государства; — наличие дефицита платежного баланса страны и др. Широкое распространение частного банковского кредитования правительств других стран привело к объединению кредиторов в Лондонский клуб кредиторов для проведения согласованной политики с целью взыскания кредитов и процентов по ним. Исследование показало что Россию можно характеризовать как и страну кредитор, и как страну заемщик. В 90-х годах внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. На 1.01.1996 г. сумма задолженности по старым советским контрактам составляла 159 млрд. долл. Но вернуть их было трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов.иВ последнее время сформировалась новая группа стран, получающих кредиты у России – страны СНГ. Их задолженность к 2014 г. составила 5 млрд. долл. Широкое привлечение финансовых ресурсов сначала СССР, затем Российской Федерацией началось во второй половине восьмидесятых годов. К 1991 году общий объем займов увеличился в 3 раза. К 2000 г. Россия занимала 5е место по величине внешнего долга (после США, Германии, Бразилии и Мексики). На 1 января 2014 величина государственного долга составила 621,7 млр.долларов. Многие отмечают, что в России внешней кредитной политике уделяют значительно меньше внимания, чем валютной политике, но в России даже не смотря на успешное снижение суверенного долга, долга перед Парижским клубом, совокупный внешний долг составляет более пятисот миллиардов долларов. На начало 2013 года две трети этой суммы должен был частный сектор, соответственно одну треть — государство. Новой тенденцией во внешнем долге стало увеличение доли долга в рублях – до двадцати шести процентов совокупного долга. При этом рублевый долг частного сектора (34,1 процента) почти в три раза больше аналогичного долга госсектора (12,3%). Так же следует сфокусировать внимание на проблеме совершенствования политики России как международного государства- кредитора. Это связано с тем, что РФ кредитует более пятидесяти стран, а объем ее внешних долговых требований (30-50 млрд.долларов) почти сопоставим с внешним государственным долгом России. Для улучшения эффективности деятельности РФ как международного заемщика и как международного кредитора следует: – обосновать концепцию внешней кредитной политики страны, которая должна быть ориентирована на увеличении роли международных кредитных отношений Российской Федерации в инновационном развитии экономики государства; – разработать институциональную структуру менеджмента внешними заимствованиями, долгами и внешне долговыми активами. Это особенно необходимо для закрепления госнадзора, государственного контроля и урегулирования международных кредитных отношений Российской Федерации. Уроки мирового финансового кризиса и современные вызовы, международные экономические проблемы еще раз подчеркивают важность, актуальность темы ограничения, лимитирования использования внешних кредитов при осуществления сделок по слиянию и поглощению компаний в РФ и за границей страны, для покупки импортных активов, для возможности рефинансирования банковского кредита, который был использован для приобретения ценных бумаг различных корпорации и компаний. Объектом же регулирования следует стать очень рискованные операции по секьюритизации долгов, если они основываются на выпуске корпоративных ценных бумаг, которые обеспеченны иностранными займами. Риск не погашения этого кредита займа увеличивается в условиях неопределенности реализации этих ценных бумаг; – учитывая мировую практику, следует увеличить роль торгового, коммерческого кредита в виде предоставления странам-экспортерам отсрочки платежей импортером с включением стоимость кредита цену продукта. Для поддержания российского отечественного экспорта и инвестиций за рубеж целесообразно так же предоставлять «кредиты покупателю»; – поднять профессиональный уровень подготовки международных кредитных договоров, особенно при определении специальных особенных условий внешних займов и предоставления кредитов В государственных управляющих документах следует большее внимания давать оценке итогов и прогнозированию функционирования России как международного заемщика и кредитора с точки зрения стимулирования экономического развития России по инновационному пути развития. В настоящее время созрела необходимость разработки и утверждения внешней кредитной и финансовой политики РФ с учетом их взаимной связи, необходимость создания соответствующей ей институциональной структуры с целью достижения управляемости международными кредитными, финансовыми отношениями РФ в национальных государственных интересах.

Читать еще:  Коэффициент совокупного кредитного риска

Россия как кредитор

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК КРЕДИТОР

Лодыгин Сергей Николаевич

студент 3 курса, юридического факультета ВятГГУ. г. Киров

В финансовой системе государства особое место занимает такой ее элемент, как кредит, который подразделяется на два основных вида — государственный и банковский. Само слово «кредит» произошло от латинского creditum — «верить». В Толковом словаре В. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, дача и прием денег или товаров на счет, на срок». В современном русском языке термин кредитсохранил свое основное содержание и определяется как предоставление кредитором на определенный срок денежных средств или товара заемщику на условиях возвратности и возмездности.

Государственный кредит является одновременно экономической и правовой категорией. Как экономическая категориягосударственный кредит — это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и граждан. Государственный кредит как правовая категорияпредставляет собой урегулированные нормами права отношения по привлечению и использованию государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях пополнения доходной части бюджета.

Таким образом, государственный кредит — это отношения не по предоставлению государством денежных средств, а по их привлечению, когда государство выступает в качестве заемщика (должника).Исходя из специфики данных отношений, государственный кредит сформировался как самостоятельный финансово-правовой институт и состоит из однородных обособленных финансовых отношений, регулируемых определенной группой правовых норм [1].

Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. Однако с развитием рыночной экономики государственный кредит стал также использоваться и для регулирования денежного обращения. Поэтому роль государственного кредита достаточно многогранна.

Ученые считали, что политика использования кредита должна быть осторожной, с тенденцией к наиболее быстрому погашению государственных долгов, а не к росту числа и сумм заимствований.

Современная отечественная наука отмечает как позитивные стороны государственных заимствований (пополнение доходов бюджета не за счет эмиссии денежных знаков, рост количества которых является причиной инфляционных процессов; получение дополнительных средств для покрытия дефицита бюджета, других чрезвычайных расходов), так и негативные (формирование государственного долга, рост непроизводительных расходов, поскольку помимо возврата денежных средств кредитору государство или муниципальное образование-заемщик должны вернуть проценты или иной доход за предоставление денежных средств).

За последние годы использование государственного кредита стало одним из факторов улучшения денежного обращения. Часть наличных денежных средств хранится у населения и не участвует в обороте, поэтому государство, привлекая эти средства, не только включает их в национальный хозяйственный оборот, но и тем самым повышает устойчивость внутренней валюты.

Финансовая деятельность государства необходима для материального обеспечения государственных мероприятий. Однако между потребностями государства в финансовых ресурсах и их реальным поступлением в государственную казну возникают определенные противоречия. Особую актуальность поиск дополнительных денежных средств приобретает в условиях дефицита бюджета. Одним из основных инструментов, регулирующих баланс доходов и расходов государства, выступает государственный кредит. По значимости для финансового равновесия государственной казны кредит можно сравнить с налогами.

В некоторых ситуациях органы государственной власти нуждаются в дополнительных денежных средствах для финансирования инвестиционных или капиталоемких социально-экономических программ, а также для сглаживания колебаний при поступлении налоговых платежей или для погашения ранее размещенных займов.

Необходимость разрешать возникающий финансовый дисбаланс и обусловливает использование государством временно свободных денежных средств. В качестве потенциально значимого источника мобилизации дополнительных доходов государственных бюджетов выступают кредитные ресурсы, привлеченные из внешних или внутренних источников. По оценкам экспертов, в России величина денежных сбережений населения составляет достаточно большую сумму, основная часть которой находится в налично-денежной форме на руках у населения. В целях повышения эффективности финансовой деятельности государства эти деньги необходимо привлечь в национальную экономику. Следовательно, государственный кредит является важнейшим инструментом финансово-правовой политики [2].

Кредит можно рассматривать в двух аспектах: экономическом и правовом.

Как экономическая категория кредит является важнейшим элементом финансов и представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения государством или размещения государством денежных средств, а также отношений, связанных с предоставлением государственных гарантий.

Государственный кредит представляет одну из форм кредитных отношений в экономике, опосредующих движение ссудного капитала. Объектом государственного кредита является процесс передачи в ссуду временно свободных денежных средств [3].

Финансовые отношения, складывающиеся в сфере кредитной деятельности государства, объективно требуют универсального регулятора, которым является право. Общественные отношения, связанные с движением кредитных ресурсов, затрагивают интересы не только государства, но и частных субъектов, являющихся контрагентами органов публичной власти. Специфика отношений государственного кредита обусловливает, как правило, наличие императивных, государственно-властных методов регулирования, однако допускаются и диспозитивные подходы. Поэтому правовые нормы, регулирующие государственные кредитные отношения, содержатся в различных отраслях права и образуют комплексный правовой институт.

Государственный кредит имеет конституционные основы. Важное значение для правового регулирования кредитных отношений имеют положения п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, относящего кредитное регулирование к исключительной компетенции Российской Федерации; ч. 4 ст. 75, согласно которой государственные займы выпускаются на основе федерального закона и размещаются на добровольной основе; ч. 3 ст. 104 предусматривает обязательное наличие заключения Правительства РФ по законопроектам о выпуске государственных займов и об изменении финансовых обязательств государства. Особую значимость в кредитной деятельности государства имеет положение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающее возможность ограничения федеральным законом прав (в том числе и имущественных) человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Основываясь на указанной норме, Конституционный Суд РФ в определении от 15 декабря 2000 г. № 251—0 указал, что реализация прав и законных интересов отдельных граждан (групп граждан) не должна оказывать чрезмерно негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех. Это особенно актуально в условиях недостаточности бюджетных средств для решения многих социальных проблем. Следовательно, именно в рамках законодательства и только в форме федерального закона может быть найден баланс между правами и законными интересами лиц, состоящих в имущественных отношениях с государством в качестве кредиторов, и всех иных лиц [4].

Значительная часть отношений по поводу государственного и муниципального кредита урегулирована нормами БК РФ, гл. 14 которого определяет сущность и формы государственного долга, способы управления государственным долгом и порядок его обслуживания, предельно допустимый объем, порядок предоставления государственных гарантий; гл. 15 регулирует отношения в сфере государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, а также отношения по поводу долга иностранных государств перед Российской Федерацией.

Нормы, регулирующие отношения в сфере государственного кредита, содержатся в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Так, законом о бюджете определяются конкретные цели, на которые в текущем финансовом году могут предоставляться государственные кредиты, порядок и лимиты предоставления государственных кредитов, а также ограничения по субъектам использования бюджетных денежных средств. По окончании финансового года к отчету об исполнении бюджета обязательно прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год устанавливается верхний предел размера государственного внутреннего долга.

Вопросы налогообложения операций с государственными ценными бумагами отражены в НК РФ.

Отношения по поводу государственного кредита, складывающиеся в процессе финансовой деятельности субъектов РФ, регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами соответствующего региона.

Вопросы государственной кредитной деятельности имеют нормативное закрепление в нормах международного права. В частности, действуют соглашения между Российской Федерацией и государствами — участниками Содружества Независимых Государств об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР.

Основное место в регулировании отношений государственного кредита занимают нормы финансового права. Финансово-правовое регулирование отношений в области государственного кредита находится в постоянном движении, обусловленном сложностью и политической обостренностью процессов заимствования денежных средств для публичных потребностей, а также временным предоставлением государственных средств иным лицам. Основная задача механизма финансово-правового регулирования кредитных отношений заключается в создании оптимального правового режима отношений с участием государства по поводу использования временно свободных денежных средств.

В юридическом аспекте государственный кредит выступает самостоятельным элементом финансовой компетенции государства. Он осуществляется за счет привлеченных и собственных денежных средств на свой риск, средства размещаются на законодательно определенных условиях.

Список литературы:

  1. Адрамова М.А, Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 1997 г.
  2. Вострикова Л.Г. Финансовое право. / Юстицинформ. 2007
  3. Грачева Е.Ю. Финансовое право / Проспект. Москва 2006
  4. Запольский С.В. Финансовое право. / Волтерс Клувер. Москва 2011
  5. Крохин Ю.А. Финансовое право России. / Норма. Москва. 2008
  6. Мальцев В.А. Финансовое право. / Академия. 2008
  7. Поляков В.П. Московлина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. М.: Инфра — М.: 1995 г.
  8. Финансовое право / Авт. колл.; отв. ред. Е.М. Ашмарина, С.О. Шохин. М.: ЭЛИТ, 2009

Может ли кредитор быть бедным? Пример России показывает, что может

Впервые за пятилетие активы государства превысили обязательства, возникшие в результате разного рода заимствований. Что это значит для простых граждан России и когда закончится ограбление страны, которое ЦБ и Минфин называют «чистым кредитованием остального мира»?

Впервые за пятилетие активы государства превысили обязательства, возникшие в результате разного рода заимствований. Что это значит для простых граждан России и когда закончится ограбление страны, которое ЦБ и Минфин называют «чистым кредитованием остального мира»?

Это прекрасно – уничтожать слова.
Джордж Оруэлл. Роман «1984».

Российское государство превратилось в чистого кредитора

Принято считать, что кредиты выдают те, у кого есть избытки. А получают кредиты те, у кого возникают нехватки. Всегда ли это так?

Поводом для размышлений на эту тему стала новость о том, что чистый государственный долг России стал отрицательным впервые после введения первых санкций за присоединение Крыма и падения цен на нефть пять лет назад. Об этом свидетельствуют последние данные Минфина и ЦБ. А их до широкой аудитории как сенсацию довели российские СМИ.

Читать еще:  Собственные средства кредитной организации

Чистый долг означает превышение обязательств над активами. Так вот, впервые за пятилетие активы государства превысили обязательства, возникшие в результате разного рода заимствований. Ещё в начале нынешнего года внутренняя и внешняя задолженность федерального правительства составляла 12,59 трлн руб., а активы были равны 11,27 трлн руб. Получается, что величина чистого государственного долга равнялась 1,32 трлн долл. А вот картинка на 1 августа 2019 года (трлн руб.): внутренняя и внешняя задолженность – 13,84; активы – 14,15; чистый долг – минус 0,31.

Эксперты агентства РБК также рассчитали – показатель чистого долга расширенного правительства (учитывающий не только показатели федерального правительства, но также региональных властей и внебюджетных федеральных фондов) ушёл в минус уже в июне нынешнего года (минус 0,72 трлн руб.). А в августе показатели расширенного правительства были следующими (трлн руб.): внутренняя и внешняя задолженность – 16,2; активы – 17,6; чистый долг – минус 1,36.

Если переводить с птичьего языка финансистов на более понятный, то федеральное правительство перестало быть должником, превратившись в чистого кредитора. Равно как и расширенное правительство в ещё большей мере стало выступать в качестве чистого кредитора. У последнего чистый кредит составил 1,36 трлн руб. Если в начале текущего года долги расширенного правительства превышали его активы (средства на счетах) на сумму, эквивалентную 1,5% ВВП (прогнозная величина валового внутреннего продукта на 2019 год – по оценке Минэкономразвития), то уже на 1 августа расширенное правительство выступало в качестве чистого кредитора при величине чистого кредита, равной 1,25% ВВП.

В такой ситуации не очень понятно, зачем правительство России прибегает к таким методам изыскания средств на национальные проекты и решение социальных проблем, как повышение ставок действующих налогов, введение новых сборов, повышение пенсионного возраста и другим «фискальным экзекуциям» российских физических и юридических лиц.

Фото: HANK50 / Shutterstock.com

У расширенного правительства гигантские средства на счетах в казначействе, Центробанке, коммерческих банках, и оно при этом ищет всё новые и новые деньги. Для чего? Чтобы увеличить показатель чистого кредитования? Невольно закрадываются сомнения, что власть реально пытается решать социально-экономические проблемы. Может быть, она старается «накормить» деньгами банковскую систему? Может быть, чиновники хотят получать и «распиливать» проценты, которые начисляются на избыточные остатки казённых средств на банковских счетах? Все подобные финансовые «аномалии» попахивают какой-то коррупционной «химией». В этом должны разбираться Счётная палата, прокуратура и следственные органы.

Россия уже давно превратилась в «чистого кредитора остального мира»

Но это мы говорим о проблеме соотношения активов и обязательств на уровне лишь одного сектора экономики, называемого «сектором государственного управления». А если посмотреть на всю российскую экономику?

Соотношение всех активов и обязательств российской экономики в контексте мировой экономики называется международной инвестиционной позицией (МИП) Российской Федерации. Расчет МИП осуществляет Центробанк России на основе стандартной методологии Международного валютного фонда. Ниже я даю укрупнённую картину МИП России на несколько дат за период 2017–2019 гг.

Табл. 1. Международная инвестиционная позиция России (млрд долл.)

Источник: данные Банка России.

Активы – сумма требований, возникших в результате вывоза из России за рубеж капитала в разных формах – в виде прямых и портфельных инвестиций, банковских и товарных кредитов, приобретения государственных и корпоративных облигаций иностранных эмитентов и т.п.

Обязательства имеют тот же состав, что и активы, только это уже требования нерезидентов, а для России зеркальным отражением требований иностранных инвесторов будут обязательства перед нерезидентами.

Чистая международная инвестиционная позиция (чистая МИП) – превышение активов над обязательствами. Если же обязательства превышают активы, тогда чистая МИП имеет отрицательное значение.

Примечательно, что на протяжении всех лет существования Российской Федерации чистая МИП всегда имела положительное значение. Т.е. Россия устойчиво (хронически) выступала и выступает чистым кредитором остального мира. Как видно из табл.1, за период с 1 января 2017 года по 1 апреля 2019 года, т.е. всего за 9 кварталов чистая МИП России увеличилась с 211,09 млрд долл. до 370,81 млрд долл., т.е. в 1,76 раза.

Интересная получается картина. Страна имеет стагнирующую экономику, инвестиции в основные фонды в лучшем случае не растут, сами основные фонды промышленности и других отраслей экономики амортизируются и стареют, у населения уже в течение пяти лет реальные располагаемые доходы падают, а Россия наращивает чистое кредитование других стран (на языке Центробанка – «остального мира»).

При этом заметим, что масштабы присутствия иностранного капитала в российской экономике практически не увеличились: за 9 кварталов обязательства перед нерезидентами выросли всего на 8,66 млрд долл. А вот зарубежные активы российских экспортёров капитала выросли на 168,38 млрд долл.

Итак, валовая утечка капитала из страны за 9 кварталов составила 168,38 млрд долл., а чистая — 159,72 млрд долл. Если взять средний курс рубля, равный 63 руб. за 1 доллар США, то получается, что чистая утечка капитала из страны за 9 кварталов составила более 10 трлн руб. В расчёте на год получается без малого 4,5 трлн руб.

Фото: Svetlana Lukienko / Shutterstock.com

Замечу, что реальная чистая утечка капитала из России намного больше. Хотя бы потому, что статистика Банка России по МИП отражает лишь те зарубежные активы, которые формируются в результате легального оттока капитала. А масштабы нелегального вывоза капитала, осуществляемого по разным контрабандным схемам, сопоставимы с легальным вывозом.

Чистая утечка капитала из России была и остаётся имманентной чертой российской экономики. В этом своём заключении я отнюдь не оригинален. Вот, например, расчёты трансграничных потоков капитала, сделанные группой экономистов под руководством академика В.В. Ивантера («Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста в России»: монография / Под науч. ред. акад. В.В. Ивантера. М.: Научный консультант. 2017). Расчёты охватывают период с середины 1990-х годов по середину текущего десятилетия, и представленные в них цифры даны в виде относительных показателей.

Вот основные позиции притока капитала в Россию за 1995-2015 гг. в сравнении с валовым внутренним продуктом российской экономики (% ВВП):

  • Прямые инвестиции полученные — 2,2
  • Иностранные кредиты и займы российским предприятиям — 1,5
  • Иностранные кредиты и займы российским банкам — 0,3
  • Прирост наличной иностранной валюты – 0,1

Итого приток иностранного капитала в российскую экономику по отношению к ВВП за период 1995-2015 гг. составил 4,1%.

А вот основные позиции оттока капитала из России за тот же период (% ВВП):

  • Вывоз капитала банками – 1,1
  • Вывоз капитала предприятиями нефинансового сектора экономики – 3,4
  • Торговые кредиты и авансы – 0,3
  • Зарубежные портфельные инвестиции – 0,2
  • Теневой вывоз капитала – 2,5.

Итого вывод капитала из России за рубеж по отношению к российскому ВВП за 1995-2015 гг. составил 7,5 %.

Таким образом, Россия в указанный период времени была чистым кредитором остального мира. Чистый отток капитала за указанный период составил, таким образом, 3,4%. В абсолютном выражении это гигантская сумма. Так, в 2018 году, по данным Росстата, ВВП страны составил 103,6 трлн руб. А 3,4% от этой суммы составляет более 3,5 трлн руб. Но сегодня относительный уровень чистого оттока капитала уже существенно больше той средней величины, которую наши экономисты рассчитали для периода 1995-2015 гг.

Новояз либералов: ограбление России отныне считать «чистым кредитованием остального мира»

Экономические санкции Запада в последние годы привели к тому, что иностранные инвестиции в российскую экономику перестали расти, «заморозились» на одном уровне. А бегство частного капитала из страны, наоборот, активизировалось. Чистый отток частного капитала из страны в последние годы составил (млрд долл.): 2016 г. — 15,4; 2017 г. – 31,3; 2018 г. – 60,7. В этом году эксперты прогнозируют, что этот показатель может достичь 100 млрд долл. (хотя ЦБ в начале года давал оптимистическую цифру 20 млр. долл.).

Но отток частного капитала не даёт ещё всей картины. Надо учесть участие в трансграничном движении капитала сектора государственного управления. А он сегодня осуществляет громадное чистое кредитование остального мира. Я имею в виду наращивание международных резервов РФ.

Валютные резервы РФ на 1 января 2019 года равнялись 371,73 млрд долл. На середину года (1 июля) они уже выросли до 407,62 млрд долл. Прирост за полгода составил 35,89 млрд долл. Если предположить, что во втором полугодии прирост будет таким же, что в расчёте на весь 2019 год, получается прирост в размере 70-72 млрд. долл. Итого чистое кредитование Россией остального мира по итогам этого года может составить 170 млрд долл. В пересчёте на рубли (возьмём курс 65 рублей за доллар) получим более 11 трлн рублей. Для справки: расходная часть федерального бюджета РФ на этот год запланирована в размере 18 трлн руб.

Вот вам «золотой клондайк», за счёт которого можно было и экономику оживить, и реальные доходы населения повышать, и провести настоящую пенсионную реформу (не пенсионный возраст увеличивать, а пенсии увеличить раза в два). Для этого надо лишь ввести ограничения на свободное блуждание капитала через российскую границу.

Фото: newroadboy / Shutterstock.com

Но наши денежные власти (Центробанк и Минфин) даже упоминания о том, что России следует поставить заслон на пути вывода капитала из страны, пугаются как чёрт пугается ладана. И это лишний раз доказывает, что слово «наши» следует ставить в кавычки. Они совсем не «наши», ибо обслуживают интересы «хозяев денег».

А чтобы эффективнее обслуживать эти интересы, они занимаются и переделкой русского языка. На их птичьем языке (новоязе) вывод из страны финансовых ресурсов на многие триллионы рублей каждый год называется «чистым кредитованием остального мира». В переводе на русский язык это называется ограблением России в интересах «хозяев денег». Слова русского языка уничтожаются, на их смену приходит слова птичьего языка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector