Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слияние кредитных организаций

Формы реорганизации кредитной организации:

2. Слияние. При слиянии двух и более кредитных организаций создается новое юридическое лицо. К этой создаваемой в форме слияния кредитной организации в соответствии с передаточным актом переходят все права и обязанности сливаемых лиц.

В территориальное учреждение ЦБ РФ по месту ее предполагаемого нахождения уполномоченные лица представляют все документы, необходимые при создании кредитной организации.

— протоколы общих собраний участников реорганизуемых кредитных организаций, на которых было принято решение о реорганизации в форме слияния и утверждены передаточные акты — в трех экземплярах;

— передаточные акты реорганизуемых кредитных организаций в трех экземплярах;

— договор о слиянии, в котором определяются его порядок и условия, а также порядок конвертации акций (долей) каждой кредитной организации в акции и (или) иные ценные бумаги (доли) нового юридического лица — в трех экземплярах;

— балансы кредитных организаций на дату принятия решения о слиянии в двух экземплярах;

— заключение Федеральной антимонопольной службы о соблюдении антимонопольных правил.

Если участниками создаваемой кредитной организации становятся участники реорганизованных кредитных организаций и их доли (вклады) в абсолютном выражении остаются неизменными либо уменьшаются, дополнительной проверки правомерности оплаты их долей и правомерности их участия в уставном капитале не требуется. Учредительным собранием создаваемой кредитной организации является в таком случае совместное общее собрание участников реорганизуемых кредитных организаций.

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение направляет в ЦБ РФ (Департамент лицензирования) заключение о возможности реорганизации кредитных организаций, содержащее оценку бизнес-плана, информацию о финансовом положении реорганизуемых кредитных организаций, о видах лицензий, на основании которых они действуют, а также мнение территориального учреждения по вопросу о реорганизации кредитных организаций.

На их основании ЦБ РФ принимает решение о государственной регистрации созданной в результате слияния кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций. Об этом решении сообщается в соответствующее территориальное управление ЦБ РФ. В реестр кредитных организаций (филиалов), который ведется в территориальном учреждении ЦБ РФ, вносится запись о создании новой кредитной организации и запись о прекращении деятельности реорганизованных юридических лиц (с указанием правопреемника и формы реорганизации).

3. Присоединение. Когда к одной кредитной организации присоединяется другая (несколько других), к ней переходят права и обязанности присоединенного лица в соответствии с передаточным актом. Новое юридическое лицо таким образом не создается, но присоединяемый банк (небанковская кредитная организация) прекращает свое существование.

При этом в соответствующее территориальное учреждение ЦБ РФ представляются следующие документы:

— ходатайство о принятии решения о государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы кредитной организации в связи с присоединением к ней другой кредитной организации, включающее информацию об уведомлении кредиторов (в соответствии со ст.

— протоколы общих собраний участников реорганизуемых кредитных организаций, на которых было принято решение об их реорганизации в форме присоединения, об утверждении договора о присоединении и об утверждении передаточного акта (три экземпляра протокола общего собрания участников каждой реорганизуемой кредитной организации);

— передаточный акт в трех экземплярах;

— протокол совместного общего собрания участников, принявшего изменения и дополнения в учредительные документы кредитной организации, к которой осуществляется присоединение, а также решение о конвертации акций (долей) присоединяемой кредитной организации в акции и (или) иные ценные бумаги (доли) присоединяющей — в трех экземплярах. В протоколе должны содержаться фамилия, имя и отчество уполномоченного лица, которому предоставлено право подписания ходатайства о согласовании изменений и дополнений в учредительные документы кредитной организации;

— договор о присоединении, в котором определяется его порядок и условия, а также порядок конвертации акций (долей) в трех экземплярах;

— текст изменений и дополнений в учредительные документы присоединяющей кредитной организации в трех экземплярах. В учредительные документы также вносится положение о переходе прав и обязанностей присоединяемой кредитной организации к присоединяющей;

— список участников кредитной организации, к которой осуществляется присоединение, с учетом участников присоединяемой кредитной организации (в электронном виде);

— баланс присоединяемой кредитной организации на дату принятия решения о присоединении в двух экземплярах;

— заключение Федеральной антимонопольной службы о соблюдении антимонопольных правил;

— бизнес-план кредитной организации, утвержденный решением совместного общего собрания участников;

— заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации, составленное по формам, утвержденным Правительством РФ в трех экземплярах.

По результатам рассмотрения этих документов территориальное учреждение направляет в ЦБ РФ (Департамент лицензирования) заключение о возможности реорганизации кредитных организаций, содержащее оценку бизнес-плана, информацию о финансовом положении присоединяющей к присоединяемой (присоединяемых) кредитных организаций, о видах лицензий ЦБ РФ, на основании которых они действуют.

ЦБ РФ после принятия решения о государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы присоединяющей кредитной организации, направляет в регистрирующий налоговый орган по одному экземпляру документов, предусмотренных ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц с сопроводительным письмом. Не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи ЦБ РФ вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций запись о прекращении деятельности присоединенной кредитной организации (с указанием правопреемника и формы реорганизации).

О принятом решении уведомляется и соответствующее территориальное управление ЦБ РФ, которое также вносит в свой реестр необходимую запись.

4. Разделение. При разделении кредитной организации на две (и более) новых организаций ее права и обязанности переходят к вновь возникшим в соответствии с разделительным балансом. Вместо прекращающей свое существование организации возникает (создается) две или более новых.

Для регистрации создаваемых в результате разделения кредитных организаций в территориальное учреждение ЦБ РФ по месту их предполагаемого нахождения наряду с обычными документами, необходимыми для регистрации нового банка (небанковской кредитной организации), представляются также:

— протокол общего собрания участников кредитной организации, на котором было принято решение о реорганизации в форме разделения и утвержден разделительный баланс в трех экземплярах;

— разделительный баланс в двух экземплярах;

— баланс реорганизуемой кредитной организации на дату принятия решения о разделении в двух экземплярах.

При принятии положительного решения о государственной регистрации созданных в результате разделения кредитных организаций и выдачи им лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ:

— в течение трех рабочих дней направляет в регистрирующий налоговый орган один экземпляр документов, предусмотренных ст. 14 Закона о государственной регистрации юридических лиц, с сопроводительным письмом;

— не позднее трех рабочих дней со дня получения от этого налогового органа информации о внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих записей вносит запись о государственной регистрации созданных и запись о прекращении деятельности реорганизованной кредитной организации в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

— направляет в территориальное учреждение ЦБ РФ оригинал свидетельства уполномоченного регистрирующего органа о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации, два экземпляра свидетельства о государственной регистрации, два экземпляра учредительных документов и два экземпляра лицензии каждой созданной кредитной организации.

В реестр, который ведется в территориальном учреждении

ЦБ РФ, также вносится необходимая запись.

5. Выделение. При выделении из состава кредитной организации одной или нескольких новых кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Для регистрации новой кредитной организации в территориальное учреждение ЦБ РФ по месту ее предполагаемого нахождения наряду с обычными для регистрации документами необходимо подать:

— протокол общего собрания участников кредитной организации, на котором было принято решение о реорганизации в форме выделения, о создании новой кредитной организации и утвержден разделительный баланс в трех экземплярах;

— разделительный баланс кредитной организации в трех экземплярах;

— изменения и дополнения в учредительные документы реорганизуемой кредитной организации, содержащие информацию о реорганизации в форме выделения и об уставном капитале кредитной организации, уменьшенном в результате реорганизации, в четырех экземплярах.

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение ЦБ РФ направляет в Департамент лицензирования заключение о возможности такой реорганизации.

При принятии положительного решения ЦБ РФ и регистрирующий налоговый орган, и соответствующее территориальное учреждение ЦБ РФ совершают те же действия, что и при реорганизации в форме разделения.

6. Преобразование. При преобразовании кредитной организации юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида с изменением организационно-правовой формы к вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Преобразование кредитной организации может осуществляться следующими способами:

— преобразование кредитной организации, существующее в форме акционерного общества, в общество с ограниченной ответственностью, и наоборот;

— преобразование кредитной организации, существующее в форме акционерного общества, в общество с дополнительной ответственностью, и наоборот;

— преобразование кредитной организации, существующее в форме общества с ограниченной ответственностью, в общество с дополнительной ответственностью, и наоборот.

Читать еще:  Понятие и правовая природа кредитного договора

Изменение типа акционерного общества (например, закрытого на открытый) реорганизацией не является.

К кредитной организации, возникающей в результате преобразования, не предъявляются требования ЦБ РФ по минимальному размеру уставного капитала (применяемые к вновь создаваемой кредитной организации), а также требования о получении предварительного согласия ЦБ РФ на приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации и об уведомлении ЦБ РФ в случае приобретения более 5% долей (акций) кредитной организации при условии, что приобретение указанных долей было согласовано ранее и эти доли (акции) остаются неизменными или уменьшаются.

При регистрации кредитной организации, возникшей в результате преобразования, в дополнение к обычным представляются следующие документы:

— передаточный акт в трех экземплярах;

— две копии опубликованного в печати баланса преобразуемой кредитной организации с указанием наименования печатного органа, номера и даты публикации.

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение ЦБ РФ направляет в ЦБ РФ (Департамент лицензирования) заключение, содержащее оценку бизнесплана, информацию о реорганизации кредитной организации, о ее финансовом положении, о видах лицензий ЦБ РФ, на основании которых она действует. При принятии положительного решения действует процедура, аналогичная описанной выше.

1. В чем заключаются особенности правового статуса Центрального банка РФ?

2. Каковы цели деятельности и функции Центрального банка

3. В чем особенности организационной структуры Центрального банка РФ?

4. Какие функции осуществляет Совет директоров ЦБ РФ?

5. В каких организационно-правовых формах могут создаваться кредитные организации?

6. Какие банковские операции и сделки предусмотрены в Законе о банках?

7. Перечислите основания отказа в государственной регистрации кредитной организации. Каков порядок обжалования такого отказа?

8. Какие полномочия предоставляет банкам генеральная лицензия?

9. Какие правовые основания предусмотрены Законом о банках для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций?

10. Раскройте особенности ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация).

2. Реорганизация кредитных организаций в форме слияния (присоединения)

2. Реорганизация кредитных организаций в форме слияния (присоединения)

Каждая из реорганизуемых кредитных организаций (за исключением акционерных обществ) в течение пяти рабочих дней после принятия органом управления, уполномоченным ее учредительными документами, решения о проведении общего собрания участников кредитной организации с включением в его повестку дня вопроса о реорганизации, информирует об этом территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитной организации. Информация о предстоящей реорганизации, направленная в территориальные учреждения Банка России, является конфиденциальной и не подлежит разглашению служащими Банка России третьим лицам. Территориальное учреждение Банка России вправе провести проверку деятельности таких реорганизуемых кредитных организаций (реорганизуемой кредитной организации).

На основании ст. 74 Закона о Банке России Банк России имеет право ввести запрет на осуществление реорганизации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций.

Общие собрания участников реорганизуемых кредитных организаций проводятся в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами самих кредитных организаций. После проведения общих собраний участников проводится учредительное собрание, т. е. совместное общее собрание участников реорганизуемых кредитных организаций.

Каждая из реорганизуемых кредитных организаций не позднее 20 календарных дней после проведения общего собрания участников реорганизуемой кредитной организации, на котором было принято решение о реорганизации, направляет письменное уведомление о принятом решении в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения реорганизуемой кредитной организации, а также в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения «Кредитной организации» [77] (в случае если она будет располагаться на территории, не подведомственной территориальному учреждению Банка России по месту нахождения реорганизуемой кредитной организации) с приложением заверенной кредитной организацией копии протокола общего собрания участников, на котором было принято решение о реорганизации кредитной организации. Информация о предстоящей реорганизации, направленная в территориальные учреждения Банка России, является конфиденциальной и не подлежит разглашению служащими Банка России третьим лицам.

Совместное общее собрание участников реорганизуемых кредитных организаций в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью проводится в соответствии с законодательством РФ и регламентом проведения, утвержденным совместным общим собранием участников реорганизуемых кредитных организаций.

В соответствии со ст. 52 и 53 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» протоколом совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций, представляемым в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения «Кредитной организации», удостоверяется:

– утверждение регламента проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций;

– утверждение учредительных документов «Кредитной организации» (при реорганизации в форме слияния) или изменений в учредительные документы (учредительных документов в новой редакции) «Кредитной организации» (при реорганизации в форме присоединения), а также положений о филиалах «Кредитной организации», открываемых на основе реорганизуемых в форме слияния кредитных организаций (их филиалов) (при реорганизации в форме слияния) или на основе присоединяемых кредитных организаций (их филиалов) (при реорганизации в форме присоединения);

– утверждение бизнес-плана «Кредитной организации» (в случаях, предусмотренных нормативным актом Банка России);

– избрание совета директоров (наблюдательного совета) «Кредитной организации»;

– избрание (утверждение) единоличного исполнительного органа, его заместителей и членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера «Кредитной организации».

Договор о слиянии или присоединении должен содержать положения, предусмотренные ст. 16 или 17 Федерального закона «Об акционерных обществах», либо Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В договоре о слиянии или присоединении может содержаться подтверждение об открытии филиалов «Кредитной организации», открываемых на основе реорганизуемых в форме слияния кредитных организаций (их филиалов) (при реорганизации в форме слияния) или на основе присоединяемых кредитных организаций (их филиалов) (при реорганизации в форме присоединения).

Для государственной регистрации создаваемой в результате слияния кредитной организации в территориальное учреждение Банка России по ее предполагаемому местонахождению представляются следующие документы:

– документы для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренные Инструкцией Банка России № 109-И;

– протоколы общих собраний участников реорганизуемых кредитных организаций, в которых зафиксированы решения об их реорганизации, утверждении передаточных актов, а также решения по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

– передаточные акты реорганизуемых кредитных организаций;

– договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации (обмена) акций (долей) каждой реорганизуемой кредитной организации в (на) акции (доли) создаваемой в результате слияния кредитной организации, и т. д.;

– балансы реорганизуемых кредитных организаций на дату принятия решения о слиянии;

– заключение федерального антимонопольного органа (в установленных в соответствии с федеральными законами случаях);

– документы, предусмотренные Положением Банка России № 230-П, а также Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При создании кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью учредительный договор не представляется.

Если участниками кредитной организации, создаваемой в результате слияния, становятся участники реорганизованных кредитных организаций и их доли в абсолютном выражении остаются неизменными либо уменьшаются, не требуется дополнительной проверки правомерности участия в уставном капитале создаваемой кредитной организации и оплаты (приобретения) ее акций (долей). При этом документы, которые представляются для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренные Инструкцией Банка России № 109-И, в территориальное учреждение Банка России не представляются.

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение Банка России направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России заключение, содержащее информацию о финансовом состоянии реорганизуемых кредитных организаций, о видах лицензий, на основании которых они действуют, мнение территориального учреждения Банка России о возможности реорганизации кредитных организаций, а также иные сведения. В свою очередь, Банк России по результатам рассмотрения представленных документов принимает решение о государственной регистрации создаваемой в результате слияния кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций. После принятия решения Банком России необходимые документы направляются в уполномоченный регистрирующий орган.

Для государственной регистрации изменений в учредительные документы кредитной организации и получения новой лицензии на осуществление банковских операций (в случае, если кредитная организация ходатайствует о выдаче ей новой лицензии на осуществление банковских операций) в течение 30 календарных дней с даты проведения общего собрания акционеров последней из реорганизуемых кредитных организаций в форме акционерного общества, на котором было принято решение о реорганизации (совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью), в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения «Кредитной организации» направляются:

– документы, предусмотренные Инструкцией Банка России № 109-И, а также ходатайство кредитной организации о выдаче ей новой лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя Банка России;

Читать еще:  Специальные кредитные предложения

– бизнес-план кредитной организации;

– положения о филиалах кредитной организации, открываемых на основе присоединяемой(ых) кредитной(ых) организации(ий) и ее(их) филиала(ов);

– уведомления об открытии филиалов кредитной организации, открываемых на основе присоединяемой(ых) кредитной(ых) организации(ий) и ее(их) филиала(ов);

– аудиторские заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности реорганизуемых кредитных организаций;

– документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию изменений в учредительные документы кредитной организации.

Если «Кредитная организация» ходатайствует о выдаче ей новой лицензии на осуществление банковских операций и составление бизнес-плана не требуется, в ходатайстве на имя руководителя Банка России должны содержаться сведения о перечне банковских операций (видах лицензий, на основании которых действуют реорганизуемые кредитные организации), которые фактически осуществляют реорганизуемые кредитные организации и которые предполагает осуществлять кредитная организация, а также о ее структуре управления.

По результатам рассмотрения представленных документов Банк России принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы присоединяющей кредитной организации, и направляет необходимые документы в уполномоченный регистрирующий орган.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

​«Совкомбанк» присоединяет «РосЕвроБанк»

Во вторник, 13 марта, аукционеры двух банков договорились о слиянии под одним брендом. «Совкомбанк» докупит уREG Holding 35% «РосЕвроБанка» и увеличит свою долю в активах кредитной организации до 80%. Таким образом, после завершения сделки объединенная компания будет оцениваться в 1 трлн рублей и займет третье место среди частных банков России (первые два занимают «Альфа-банк» и «Московский кредитный банк»).

Сделка по поглощению с участием двух частных банков выделяется в условиях настоящего положения рынка, где слияния в последнее время происходят только под надзором Центробанка и по причине санации. По такому поводу мы решили вспомнить последние сделки по поглощению между негосударственными банками, которые были продиктованы именно рыночными решениями.

ФК «Открытие» и «Номос-банк»

Приобретение долей «Номос-банка» происходило в несколько сложных и запутанных этапов.В 2012 году за 19,9% акций финансовая группа «Открытие» заплатила не деньгами, а обменяла их на пакет ценных бумаг «Уралкалия».

Через год ФАС дал разрешение на покупку еще 24,17% акций. Параллельно «Номос» выкупил контрольный пакет банка «Открытие». Таким образом, корпорация реструктурировала свой бизнес.

И летом 2014-го ФК «Открытие» увеличила свою долю в «Номос-банке» до 75% и переименовала кредитную организацию в банк «Финансовая корпорация «Открытие». Позже, в состав новой структуры корпорация включила все свои остальные покупки.

ФК «Открытие» и «Петрокоммерц»

В 2013 году ИФД «КапиталЪ» продал 95% акций банка «Петрокоммерц» финансовой корпорации «Открытие». По условиям сделки холдинг сохранил за собой миноритарную долю и вошел в состав акционеров кредитной организации.

Покупка «опорного банка» компании «Лукойл» позволила «Открытию» обойти «Альфа-банк» по объемам банковского бизнеса. На тот момент активы финансовой группы равнялись 1,56 трлн рублей, а структура Фридмана оценивалась в 1,48 трлн рублей.

Два года «Петрокоммерц» работал как отдельный бизнес, но к марту 2015-го корпорация выкупила остаток акций у «КапиталЪ» и бывшие отделения банка стали обслуживать клиентов под брендом «Открытие».

«Совкомбанк» и Ge Money Bank

100% акций подконтрольной General Electric кредитной организации «Совкомбанку» удалось выкупить за 229 млн долларов. Полностью сделку удалось закрыть лишь в феврале 2014 года. До продажи Ge Money Bank, управляемый голландской «дочкой» DRB Holdings BV, специализировался на выдаче потребительских кредитов и оформлении моментальных кредитных карт Visa.

В 2015-ом «Совкомбанк» приобрел дочернюю банковскую сетьиндийского ICICI Bank. А в августе 2016 года владелец «Северстали» Алексей Мордашев уступил свой «Меткомбанк». По некоторым данным, стоимость сделки равнялась капиталу одного банка.

Последней покупкой перед слиянием с «РосЕвроБанком» стала «дочка» турецкой финкорпорации Garanti Bankasi — «Гаранти банк — Москва». Полный пакет акций обошелся «Совкомбанку» всего в 40 млн долларов.

«Восточный экспресс» и «Юниаструм банк»

Изначально это слияние задумывалось как начало формирования опорной кредитной платформы для малого и среднего бизнеса. К объединенным «Восточному экспрессу» и «Юниаструм банку» должны были присоединиться МСП Банк и «Кредит Европа банк» Однако эта идея не нашла поддержки властей.

Сделка по слиянию была безденежной и обошлась только передачей акционерам «Юниаструма» 40% акций банка «Восточный».

В 2017 году бренд «Юниаструм» прекратил свое существование и был присоединен к партнеру по сделке. Однако у объединенное организации были проблемы с основным капиталом и осенью прошлого года рейтинговое агентство Fitch сообщило, что «Восточный экспресс» оказался на грани дефолта.

«Бинбанк» и «Уралприватбанк»

Подконтрольный миллиардеру Микаилу Шишханову «Бинбанк» в 2015 году закрыл сделку по приобретению екатеринбургского «Уралприватбанка» у компаний, аффилированных с бывшими владельцами банковской группы «Рост». Сумма сделки не была разглашена, но за счет сети уральского кредитора «Бинбанк» рассчитывал расширить розничный бизнес в регионах.

Стоит отметить, что по данным рейтинга Thomson Reuters, в 2017 году финансовый сектор стал вторым по объему сделок слияний и поглощений (M&A). На финансовую отрасль пришлось 26% от всего рынка. ОднакоThomson Reuters учитывал и сделки по передаче частных банков на оздоровление Фонду консолидации банковского сектора, куда отправились «ФК Открытие», банки группы Бин и «Промсвязьбанк».

Как заметил аналитик «Райффайзенбанка» Денис Порывай в комментарии для Forbes, учитывать в статистике M&A санируемые банки — некорректно, поскольку это не рыночные сделки, а вынужденная мера регулятора.

Для того, чтобы в финансовом сегменте России вновь активировались реальные сделки, ЦБ должен анонсировать окончание расчистки банковского сектора и заверить, что к оставшимся банкам нет претензий, считает аналитик.

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите участок текста.

Минфин предложил засекретить слияния банков

Министерство финансов предлагает разрешить Банку России не публиковать информацию о реорганизации, если сам банк или его руководство находится под иностранными санкциями. Ведомство подготовило соответствующий проект постановления правительства и вынесло его на обсуждение.

О чем может не сообщать ЦБ

Под реорганизацией банков в российском законодательстве подразумевается пять случаев:

  • слияние (упразднение одного или более банков и создание на их месте нового юридического лица);
  • присоединение (упразднение одного или нескольких банков, которые входят в состав другого банка);
  • разделение (создание нескольких новых банков с ликвидацией старого юрлица);
  • выделение (создание одного или нескольких новых банков при сохранении прежней кредитной организации);
  • преобразование (переход формы собственности из ООО в АО и наоборот).

По закону о банках и банковской деятельности уведомление о запуске реорганизации направляется в ЦБ в течение трех рабочих дней с момента решения, и потом в течение суток регулятор публикует это уведомление у себя на сайте.

С начала 2019 года на сайте ЦБ вывешено три подобных уведомления: о присоединении Социнвестбанка к банку «Дом.РФ», о присоединении Балтийского банка к Альфа-банку и о присоединении банка «ДельтаКредит» к Росбанку.

При каких условиях реорганизация банка может замалчиваться

С декабря 2018 года правительство вправе определять случаи, когда публикация уведомления на сайте ЦБ не осуществляется. Именно на основе этого положения авторы проекта постановления рекомендуют ЦБ не сообщать о реорганизации банков, если под зарубежными санкциями находятся:

  • сам банк;
  • члены совета директоров и наблюдательного совета;
  • директор и его заместители;
  • главный бухгалтер и его заместители;
  • глава филиала банка;
  • главный бухгалтер филиала;
  • акционеры банка;
  • лица со значительным влиянием в банке (компании и люди, которым принадлежит 20% и более прав голоса).

В обосновании проекта постановления указано, что зарубежные санкции могут привести к убыткам для российских физических и юридических лиц и цель предложенной меры — снизить этот негативный эффект.

Помогут ли эти меры избежать проблем

Эта инициатива — очередная попытка защитить российских физических и юридических лиц от попадания под вторичные санкции США, считает директор французского подразделения британской консалтинговой фирмы Aperio Intelligence Джордж Волошин. «Ключевым понятием здесь является реорганизация кредитной организации, то есть ее объединение с другой кредитной организацией либо дробление или смена юридической формы и перерегистрация в качестве нового юрлица. Во всех этих случаях контрагенты и, соответственно, бенефициары проводимой реорганизации (новые акционеры или соакционеры) могут рассматриваться как лица, проводящие существенные транзакции (significant transactions) с находящимися в санкционных списках людьми или структурами», — указывает он.

«Применительно к действующим бенефициарам критерий значительного влияния как минимального порога применимости предлагаемых мер по изъятию информации из публичного поля, на мой взгляд, не случаен», — рассуждает Волошин. По его мнению, именно так российское правительство интерпретирует наступление условия существенности в рамках американского санкционного законодательства, грозящее вторичными санкциями.

В начале апреля правительство утвердило перечень мер по защите российских компаний от иностранных ограничений. Выпуская ценные бумаги, компании или банки вправе не указывать практически никакой информации, если они или их топ-менеджмент уже находятся под санкциями, либо если они имеют отношение к выполнению гособоронзаказа.

Читать еще:  Купить золото в кредит онлайн

Даже если предлагаемая Минфином норма об отсутствии публикаций на сайте ЦБ вступит в силу, у банка по закону сохраняется обязанность сообщить о факте реорганизации на собственном сайте и уведомить кредиторов. Правда, на это ему отводится месяц, тогда как на уведомление ЦБ — всего три дня. Норма об уведомлении кредиторов касается лишь ситуации со слиянием, присоединением и преобразованием, но не с разделением и выделением.

Публиковать данные о реорганизации необходимо, чтобы уведомить кредиторов, но по закону это можно делать не только сообщением на сайте, но и двумя другими способами, поясняет партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. Во-первых, это уведомление кредиторов по почте с одновременной публикацией в «Вестнике государственной регистрации». Во-вторых, это две публикации — в «Вестнике» и в региональном издании по месту работы филиала банка. По мнению Александрова, нет смысла избавлять только ЦБ от обязательной публикации данных, так что в дальнейшем можно ждать аналогичных рекомендаций уже в отношении самих банков.

Объединения кредитных организаций

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации деятельности, развитие национальной и международной связи, удовлетворение научных, информационных, профессиональных и иных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Подобным союзам и ассоциациям запрещается осуществление банковской деятельности. Союзы и ассоциации создаются в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях и в месячный срок после их регистрации необходимо уведомить Банк России о их создании.

Банковская группа

Это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно существенное влияние на решение принимаемые органами управления другой либо других кредитных организаций.

Банковский холдинг

Банковским холдингом признается, не являющееся юридическим лицом, объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга) имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решение, принимаемое органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Банковская группа – это объединение только кредитных организаций, а банковский холдинг – это объединение юридических лиц в котором есть банковская организация.

При создании подобных объединений необходимо уведомлять Банк России.

Под существенным влиянием применительно к банковской группе и банковскому холдинге понимается возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы или банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Порядок регистрации и лицензирования

Порядок создания кредитной организации установлен Законом о Банках и банковской деятельностью, инструкцией ЦБ РФ и законом о регистрации юридических лиц.

Для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций должны изначально согласовать наименование кредитной организации. Для этого подается соответствующий запрос в ЦБ РФ с указанием предполагаемого наименования кредитной организации. ЦБ РФ согласовывает данное наименование в случае если оно никем не используется и резервирует его за заявителем на один год. Учредители банка не позднее чем через месяц после подписания и утверждения учредительных документов направляют пакет необходимых документов в территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения:

1. Заявление о регистрации и выдаче лицензии

2. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за регистрацию

3. Учредительные документы

4. Анкеты кандидатов на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, его заместителей

5. Документ, подтверждающий право собственности одного из учредителей на здание или помещение, в котором будет располагаться кредитная организация и обязательства о предоставлении его в аренду или субаренду в случае регистрации кредитной организации, если указанное здание не будет вноситься в уставный капитал кредитной организации. Кредитная организация может располагаться в здании или помещении, не принадлежащем учредителям, в этом случае должны быть предоставлены документы подтверждающие право собственности на указанное здание, помещении, договор аренды, обязательство арендатора о предоставлении его в субаренду в случае регистрации кредитной организации и согласие арендодателя о предоставлении здания либо помещения в субаренду.

6. Предоставляются документы, подтверждающие соответствие здания либо помещения охране пожарной и тревожной безопасности, также подтверждение части помещений требований кассового узла.

7. Лицензионный сбор в размере 0,1 от размера уставного капитала кредитной организации

8. Копии документов о государственной регистрации и учредительных документов учредителей юридических лиц, которые должны быть нотариально заверены.

9. Аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибыли и убытках за последние 3 года, подтвержденные налоговыми органами.

10. Также необходим документ, подтверждающий выполнение учредителями своих обязательств перед бюджетами всех уровней.

11. Список учредителей кредитной организации на бумажном и электронном носителе

12. Заключение ФАС о согласовании вопроса создания кредитной организации и о соблюдении антимонопольных правил

13. В отношении кандидатов на должности руководителей, бухгалтеров должны быть предоставлены документы о наличии профессионального образования (юридическое или экономическое), документ, подтверждающий стаж работы, документ об отсутствии судимости

14. Опись документов

Требования к уставному капиталу кредитной организации:

Минимальный размер уставного капитала должен быть не менее 180 млн. рублей

Уставный капитал должен быть сформирован в 100% объеме к моменту государственной регистрации. Документы рассматриваются 4 месяца в территориальном отделении и 2 месяца в главном управлении ЦБ РФ. Общий срок рассмотрения документов – 6 месяцев.

После принятия решения о регистрации Банком России необходимые документы направляются в налоговый орган по месту нахождения кредитной организации, налоговый орган вносит соответствующую запись в реестр юридических лиц после чего направляет все сведения обратно в ЦБ РФ.

ЦБ РФ направляет уведомление заявителю о том, что кредитная организация зарегистрирована, ей открыт корреспондентский счет, на который необходимо произвести оплату 100% уставного капитала в течение 30 дней с момента получения уведомления. После подтверждения оплаты 100% размера уставного капитала заявителю выдается лицензия на осуществление банковских операций, после чего банк может осуществлять свою деятельность.

ЦБ РФ

Является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба России и со своим наименованием. Представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и иные организации, в том числе подразделения безопасности и российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Национальные банки республик в составе России являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют право принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения совета директоров банковские гарантии поручительства, вексельные и другие обязательства.

Уставный капитал Центробанка является федеральной собственностью и составляет 3 млрд. рублей. Иное имущество принадлежащее Центробанку также является федеральной собственностью. Центробанк осуществляет функции по владению, пользованию, распоряжению имуществом самостоятельно. Изъятие и обременение данного имущества без согласия Центробанка не допускается. Исключение возможно только на основании федерального закона. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства.

Цели деятельности Центробанка:

1. Защита и обеспечение устойчивости рубля

2. Развитие и укрепление банковской системы РФ

3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы

1. Совместно с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику

2. Монопольное осуществляет эмиссию наличных денег и организует налично-денежное обращение

3. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

4. Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ

5. Устанавливает правила осуществления банковских операций

6. Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

7. Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами РФ

8. Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций

9. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп

10. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями

11. Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с действующим законодательством

12. Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ

13. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю

14. Участвует в разработке прогноза платежного баланса РФ

15. Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельность по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешения валютным биржам на организацию проведения операций с валютой.

16. Проводит анализ и прогнозирование экономики России

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector