Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность функции и формы государственного кредита

Сущность, функции и формы государственного кредита

Государственный кредитпредставляет собой совокупность экономических отношений по поводу мобилизации государством (в лице органов власти и управления) временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью выполнения своих функций (покрытия бюджетного дефицита, дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства). В некоторых случаях государство берет на себя ответственность за погашение займов, взятых юридическими и физическими лицами, в данном случае оно является гарантом.

Как одна из форм кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от иных форм. Например, его отличие от банковского кредита состоит в следующем:

1) если банковский кредит используется обычно для поддержания бесперебойности процесса производства, его расширения и эффективности, то государственный – для покрытия бюджетного дефицита;

2) при банковском кредите срок возврата денежных средств строго регламентирован, и в случае его нарушения применяются экономические санкции, государственный кредит не предполагает такой регламентации, и экономические санкции к государству-заемщику не применяются;

3) банковский кредит способен увеличивать или сокращать денежную массу, государственный кредит всегда является средством сокращения денег в обращении и др.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

· распределительную, посредством которой осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, а затем их использование;

· регулирующую,выражающуюся в активном воздействии на макроэкономические показатели общества (состояние денежного обращения, занятость, валютный курс и др.);

· контрольную,которая органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Внешним проявлением содержания экономических отношений, которые выражает кредит, является его форма. Государственный кредит может выступать в двух формах – товарной (например, сахарный, автомобильный и т. д.) и денежной. Наиболее распространенным видом денежной формы государственного кредита являются государственные займы.

Государственные займы – это займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта. При этом самым распространенным видом государственных ценных бумаг является облигация, которая представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. В Республике Беларусь наиболее широко используются государственные краткосрочные облигации (ГКО), государственные долгосрочные облигации (ГДО). Указанные облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди инвесторов (юридических лиц) на добровольной основе. Доход от данных облигаций представляет собой разницу между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

· по эмитентам– займы правительства и займы местных органов власти;

· по держателям– реализуемые только среди населения, только среди юридических лиц и универсальные (т. е. реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц);

· по месту размещения– внутренние и внешние;

· по срокам привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

· по способу выплаты (получения) дохода – процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом;

· по методам размещения – добровольные и принудительные и др.;

· по другим классификационным признакам.

Наряду с государственными займами в состав государственного кредита включаются государственные гарантии, бюджетные ссуды и кредиты.

Государственные гарантиипредставляют собой обязательства Республики Беларусь в качестве гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком-резидентом Республики Беларусь обязательств по заключенному этим резидентом договору займа (кредита). Государственные гарантии по внутренним и внешним займам (кредитам) предоставляются на платной основе Правительством Республики Беларусь по согласованию
с Президентом Республики Беларусь.

Бюджетная ссуда (заем) – это бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, которые являются резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций), индивидуальным предпринимателям на возвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

4.2. Содержание, виды и основы управления
государственным долгом

Государственным долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед юридическими и физическими лицами-резидентами, международными организациями, иностранными государствами и другими субъектами международного права.

Государственный долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный государственный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В Республике Беларусь государственный долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь – это общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Законом о бюджете страны на очередной финансовый год устанавливается определенный лимит (предельный размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к ВВП. По данным Министерства финансов Республики Беларусь внутренний государственный долг
в последние годы составляет примерно 4–6%.

Внешний государственный долг Республики Беларусь – это общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Для того, чтобы внешний государственный долг не повышался, ежегодно в законе о бюджете на очередной финансовый год устанавливается предельный размер внешнего долга. Внешний государственный долг Республики Беларусь составляет около 1 млрд долл. США. При этом основными кредиторами нашей страны являются Россия, США, Германия, Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.

Долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в следующих формах:

· кредитные соглашения (договоры), заключенные от имени Республики Беларусь в качестве заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашения (договоры), заключенные от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;

· государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

· договоры о предоставлении гарантий Правительством Республики Беларусь;

· займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

· договоры о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);

· договоры о получении бюджетных кредитов.

Основными причинами возникновения государственного долга являются низкая эффективность функционирования национальной экономики, приводящая к нехватке финансовых ресурсов в национальной валют; недостаточность финансовых ресурсов в иностранной валюте для расчетов с иностранными государствами и др.

Значимость государственного долга для страны предопределяет необходимость управления им, под которым понимаются мероприятия по выпуску, размещению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. При этом под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам. Под погашением – уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.

Управление государственным долгом Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством Республики Беларусь, которое в процессе управления использует различные методы регулирования государственного долга:

· аннулирование государственного долга – мера, при которой государство полностью отказывается по обязательствам внутренним, внешним или и тем и другим по выпущенным займам;

· рефинансирование – погашение старых государственных займов путем выпуска новых;

· новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством;

· унификация – объединение нескольких займов в один, когда несколько старых облигаций обмениваются на одну новую;

· конверсия – изменение доходности займов;

· консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных займов;

· отсрочка – в отличие от консолидации не только увеличиваются сроки, но и прекращается выплата дохода по облигациям.

Конверсия, консолидация и унификация осуществляются только
в отношении внутренних государственных займов.

В целом управление государственным долгом является важнейшим инструментом воздействия на социально-экономическое развитие того или иного государства.

Сущность, функции, виды и формы государственного кредита

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве:

В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы.

Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаг и организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

Во втором случае, органы власти кредитуют:

• нижестоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов;

• юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории;

• другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе (свтраны СНГ, Индия, Алжир и др.).

Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, так как это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.

Как экономическая категория, государственный кредит обслуживает формирование и использование государственных централизованных денежных фондов (рис. 7.6). Его специфическими чертами являются:

• возвратность и платность;

• на общегосударственном уровне не имеет целевого характера.

В отличие от банковского кредита, государственный предполагает непроизводительное использование — содержание политической надстройки.

Еще одно отличие состоит в том, что государство выплачивает доходы кредиторам из будущих бюджетных поступлений и ведет к образованию государственного долга и необходимости его обслуживать, иногда за счет недофинансирования учреждений, предоставляющих социальные услуги населению.

Читать еще:  Операции по кредитованию оборотного капитала это

Размер и структура государственного долга отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур.

Рис. 7.6. Субъекты государственного кредита

Особенности государственного кредита:

• обеспечением государственного кредита является все имущество, находящееся в собственности государства, или имущество данной территориальной единицы, а также ее доход;

• государственные займы не имеют целевого характера;

• государственные займы имеют заранее определенный срок, но не более 30 лет.

Государственный кредит выполняет следующие функции:

1) регулирующую — вступая в отношения кредита, государство воздействует на денежное обращение, производство, занятость, уровень ставок на рынке денег и капиталов и другое. Государство может проводить ту или иную финансовую политику: мобилизуя средства физических лиц, государство снижает их платежеспособный спрос; если за счет государственного кредита финансируются производственные затраты (инвестиции), то наличная денежная масса в обращении сокращается; в случае финансирования затрат на оплату труда работников бюджетной сферы денежная масса сокращается; если привлекаются накопления юридических лиц

и средства направляются на выплаты населению, то объем денежной массы в обращении возрастает; увеличение объемов государственных займов ведет к увеличению цены банковского кредита и соответственно, к снижению инвестиций в бизнес и другое;

2) фискальную — государственный кредит является вторым после налогов способом финансирования государственных расходов. В развитых странах за счет государственных займов финансируются затраты капитального характера и это имеет положительное значение. Объекты социально-культурной инфраструктуры (школы, вузы, больницы и др.) служат в течение 30-40 лет, следовательно, разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться;

3) перераспределительную — с помощью, которой осуществляется формирование централизованных фондов денежных средств государства и их использование на принципах срочности, возвратности и платности;

4) контрольную — тесно связанную с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств. Охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке (возвратность и возмездность). Осуществляется с помощью кредитных инструментов. Объект данной функции — целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Такое растяжение и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. Поколение, которое строит объект, и последующие несут аналогичное финансовое бремя за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются. При погашении же кредитов, налоги взимаются не только для выплаты займов, но и процентов по задолженности.

Таким образом, использование средств в системе государственного кредита может быть производительным (при этом налоги не увеличиваются) и не производительным (при этом источником погашения займов являются возрастающие налоги и новые займы).

Такой способ использования называется рефинансирование, т. е. старая задолженность погашается путем выпуска новых займов. При этом мо-

билизуемые государственным кредитом средства являются антиципированными взятыми вперед налогами (часть бюджетных средств отвлекается от производительного использования и обслуживает государственный долг). При обслуживании долга действует такое правило: чем больше величина долга, тем большая доля средств направляется на его обслуживание.

Внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

• заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг;

• обращение части вкладов населения в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг — сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др. В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ;

• государственные займы привлекают временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственные займы классифицируются по следующим признакам:

1) по субъектам заемных отношений:

• размещаемые центральными органами управления;

• размещаемые местными органами управления;

2) в зависимости от места размещения:

3) в зависимости от обращения на рынке:

• рыночные — свободно продаются и покупаются;

• не рыночные — не подлежат обращению на рынке ценных бумаг, а выпускаются для привлечения определенных инвесторов;

4) в зависимости от срока погашения:

• краткосрочные (до 1 года);

• среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

• долгосрочные (более 5 лет);

5) в зависимости от обеспечения долговых обязательств:

6) по характеру выплачиваемого дохода:

• с нулевым купоном;

7) в зависимости от метода определения дохода:

• с твердым доходом;

• с плавающим доходом;

8) в зависимости от обязательств заемщика в плане соблюдения сроков погашения займа:

• с правом досрочного погашения;

• без права досрочного погашения;

9) по способу погашения задолженности:

• погашение по частям;

10) по типу эмиссии:

• местных органов власти.

Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др. Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.

Государственная или муниципальная гарантия — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, органы местного самоуправления (гарант) дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательства получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.

Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте, и верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в иностранной валюте.

Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства. Законом о федеральном бюджете утверждаются гарантии, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу.

Таким образом, можно отметить, что фондовый рынок является одной из составляющих централизованной части финансовой системы страны, что определяет финансы фондового рынка в финансы государственного бюджета и не выделяет его в отдельное звено системы. Как известно, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на фондовом рынке.

Сущность функции и формы государственного кредита

18. Кредит: сущность, функции и виды

Кредит – это предоставление банком или иной кредитной организацией денежных средств заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.

Место и роль кредита в экономике отражаются в его функциях.

Перераспределительная функция – заключается в том, что ссуженная стоимость позволяет удовлетворить потребность в ресурсах одних субъектов экономических отношений за счет капитала других. Посредством кредита может перераспределяться как вновь созданная стоимость, так и ранее накопленное в государстве богатство.

Эмиссионная функция – заключается в создании кредитных средств обращения и замещении наличных денег. В процессе кредитования создаются платежные средства, т.е. в оборот наряду с деньгами в наличной форме входят также деньги в безналичной форме.

Контрольная функция – означает, что размещение, использование и возврат кредита контролируются кредитором. Контроль необходим при формировании кредитного портфеля кредитора, при использовании и возврате кредита, а также при оценке динамики процентной ставки.

Функция экономии издержек обращения – выражается в том, что при отсутствии необходимых средств для совершения той или иной операции кругооборот капитала замедляется, возрастают издержки производства и обращения. Кредит, разрешая проблему необходимых денежных средств, способствует ускорению оборачиваемости капитала и экономии издержек.

Функция ускорения концентрации и централизации капитала. Кредит способствует процессу превращения прибыли в капитал, часть которой аккумулируются в кредитных учреждениях и, достигнув значительных размеров, становится источником финансирования инвестиций и тем самым увеличения производства и капитала.

К основным принципам кредитования относятся:

возвратность кредита – следует понимать как необходимость своевременной обратной передачи занятых средств заемщиком. Возвратность означает исполнение возникшего заемного обязательства;

срочность кредита – отражает необходимость возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в соглашении сторон. Нарушение указанного в соглашении срока является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику, как экономических санкций, так и судебных;

платность кредита – означает, что абсолютное большинство кредитных сделок предполагают не только передачу по истечении срока занятой суммы , но и уплату определенного вознаграждения кредитору в той или иной форме. Денежная форма этого вознаграждения получила название процента.

В качестве субъектов кредитных отношений выступают кредитор и заемщик. Кредитор — сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду. Источниками средств могут стать как собственные накопления, так и ресурсы, позаимствованные у других хозяйствующих субъектов. Заемщик — сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду. В современных условиях помимо банков заемщиками выступают предприятия, население и государство. Традиционно банки при этом становятся коллективными заемщиками, поскольку занимают не для себя, а для других. Экономической категорией, представляющей собой цену ссуженной во временное пользование стоимости является ссудный процент. При начислении процентов за пользование ссуженной стоимостью используется способ простых и сложных процентов.

Простые проценты. Начисление процентов производится на первоначальный размер ссуженной стоимости. Этот способ используется, как правило, при краткосрочном кредитовании.

где S — наращенная сумма долга; P — первоначальный долг; n – срок ссуды; i — процентная ставка.

Сложные проценты. Начисление процентов производится на наращенную сумму. Данный способ применяется при долгосрочном кредитовании.

Читать еще:  Кредитование в японии

где S — наращенная сумма долга; P — первоначальный долг; n – срок ссуды; i — процентная ставка.

В рыночной экономике существует развитая система ставок процента. Особое место в ней занимает официальная ставка, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам – учетная ставка (ставка рефинансирования).

Формы и виды кредита

В зависимости от того, кто в кредитной сделке является кредитором, выделяют следующие формы кредита:

Коммерческий кредит — кредит, предоставляемый предприятиями друг другу. Основой возникновения коммерческого кредита является различная продолжительность производства и реализации товаров у разных товаропроизводителей. Складывается ситуация, когда одни предприятия уже имеют готовую продукцию для реализации, а другие — их потенциальные покупатели еще не продали свои товары, поэтому не могут оплатить чужой товар. Предельный размер возможного коммерческого кредита ограничивается величиной резервного капитала предприятия-кредитора. Кроме того, он носит краткосрочный характер. При наличии развитой кредитной системы коммерческий кредит переплетается с банковским, так как кредитор, имея вексель — обязательство заемщика, может его учесть в банке и получить банковский кредит.

Банковский кредит — э то такой кредит, при котором владельцы свободных денежных средств предоставляют их в ссуду заемщикам при посредничестве банков. Банковский кредит выступает всегда в денежной форме. По срокам банковский кредит подразделяется:

краткосрочный кредит — предоставляется на период до одного года и обслуживает, как правило, движение оборотных средств предприятия.

средне- и долгосрочный кредиты направлены на обеспечение потребностей в инвестициях, т.е. кредит обслуживает движение основного капитала. Срок представления таких ссуд три — пять и более лет.

Межбанковский кредит . Банки-кредиторы предоставляют в ссуду свободные ресурсы либо с целью поддержания своей доходности на необходимом уровне, либо для обеспечения развития корреспондентских отношений с другими банками. Межбанковские кредиты служат средством регулирования ликвидности банков.

Государственный кредит — это такая форма кредита, при которой в качестве кредитора или должника выступает государство. Причиной, которая заставляет государство заимствовать денежные средства на рынке ссудных капиталов, является дефицит государственного бюджета.

Потребительский кредит . Эта форма кредита связана с предоставлением торговыми фирмами и специализированными финансовыми компаниями рассрочки платежа населению при покупке товаров длительного пользования. Потребительский кредит предоставляется в товарной форме. Потребительский кредит может быть направлен на инвестиционные цели – приобретение жилья или улучшение жилищных условий (ипотечный кредит).

Международный кредит — это кредит, предоставляемый одними странами, их банками, юридическими и физическими лицами другим странам, их банкам, юридическим и физическим лицам на условиях срочности, возвратности и платности. По формам собственности все международные кредиты делятся на частные, государственные, смешанные. Международный кредит может выступать в форме коммерческой (фирменной) и финансовой форме.

Виды кредита — это более детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам. Кредиты классифицируются в зависимости от:

стадий воспроизводства, обслуживаемых кредитом. Кредит применяется для удовлетворения разнообразных потребностей заемщика, которые зарождаются не только в обмене, но и в других стадиях воспроизводства. Он используется для удовлетворения потребностей производства, распределения и потребления продукта;

отраслевой направленности. Кредит, обслуживающий потребности промышленных предприятий – промышленный кредит. Бывает также сельскохозяйственный, торговый кредит;

объектов кредитования. Объект выражает то, что противостоит кредиту. Чаще всего кредит используется для приобретения различных товаров и здесь кредиту противостоят различные товарно-материальные ценности. Однако объект кредитования может и не иметь материально-вещественной формы.

обеспеченности. В зависимости от обеспечения можно выделить кредиты с полным, неполным обеспечением и без обеспечения.

срока предоставления кредита. Как уже отмечалось, выделяют краткосрочные (обслуживают текущие потребности заемщика), среднесрочные и долгосрочные ссуды. Среднесрочные и долгосрочные кредиты обслуживают потребности, обусловленные необходимостью модернизации, расширения производства и т.п.;

платности. Здесь выделяют платный и бесплатный, дорогой и дешевый кредиты. За основу такого деления берется размер процентной ставки, установленный за пользование ссудой.

Государственный кредит

Понятие, сущность и функции государственного кредита

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.

Государственный кредит это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих следующие общественные отношения:

  • возникающие из государственных займов (кредитов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг; принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации гарантий по обязательствам третьих лиц; вытекающие из заключенных от имени Российской Федерации кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ, юридическим лицам бюджетных средств на возвратной, срочной, безвозмездной или возмездной основе;
  • складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.

Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, на длительные сроки (на пять, десять и даже 20 лет). В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита.

Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите, а именно:

  • добровольность;
  • возвратность;
  • платность;
  • срочность.

Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

К особенностям государственного кредита можно также отнести целевой характер использования (например, на покрытие дефицита бюджета) и то, что обеспечением государственного кредита служит имущество, находящееся в собственности государства.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

1. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С ее помощью идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Перераспределение осуществляется между федеральным и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональным бюджетами и т.д.

В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате. на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

3. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора, контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Государственные займы и их классификация

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Читать еще:  Механизм функционирования кредитной системы

В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования.

Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По субъектам эмиссии:

  • выпускаемые Правительством РФ;
  • выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления.

По субъекту — держателю ценных бумаг:

  • реализуемые среди населения;
  • реализуемые среди юридических лиц;
  • реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц.

По способу размещения делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
  • целевые (беспроцентные);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Сущность функции и формы государственного кредита

18. Кредит: сущность, функции и виды

Кредит – это предоставление банком или иной кредитной организацией денежных средств заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.

Место и роль кредита в экономике отражаются в его функциях.

Перераспределительная функция – заключается в том, что ссуженная стоимость позволяет удовлетворить потребность в ресурсах одних субъектов экономических отношений за счет капитала других. Посредством кредита может перераспределяться как вновь созданная стоимость, так и ранее накопленное в государстве богатство.

Эмиссионная функция – заключается в создании кредитных средств обращения и замещении наличных денег. В процессе кредитования создаются платежные средства, т.е. в оборот наряду с деньгами в наличной форме входят также деньги в безналичной форме.

Контрольная функция – означает, что размещение, использование и возврат кредита контролируются кредитором. Контроль необходим при формировании кредитного портфеля кредитора, при использовании и возврате кредита, а также при оценке динамики процентной ставки.

Функция экономии издержек обращения – выражается в том, что при отсутствии необходимых средств для совершения той или иной операции кругооборот капитала замедляется, возрастают издержки производства и обращения. Кредит, разрешая проблему необходимых денежных средств, способствует ускорению оборачиваемости капитала и экономии издержек.

Функция ускорения концентрации и централизации капитала. Кредит способствует процессу превращения прибыли в капитал, часть которой аккумулируются в кредитных учреждениях и, достигнув значительных размеров, становится источником финансирования инвестиций и тем самым увеличения производства и капитала.

К основным принципам кредитования относятся:

возвратность кредита – следует понимать как необходимость своевременной обратной передачи занятых средств заемщиком. Возвратность означает исполнение возникшего заемного обязательства;

срочность кредита – отражает необходимость возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в соглашении сторон. Нарушение указанного в соглашении срока является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику, как экономических санкций, так и судебных;

платность кредита – означает, что абсолютное большинство кредитных сделок предполагают не только передачу по истечении срока занятой суммы , но и уплату определенного вознаграждения кредитору в той или иной форме. Денежная форма этого вознаграждения получила название процента.

В качестве субъектов кредитных отношений выступают кредитор и заемщик. Кредитор — сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду. Источниками средств могут стать как собственные накопления, так и ресурсы, позаимствованные у других хозяйствующих субъектов. Заемщик — сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду. В современных условиях помимо банков заемщиками выступают предприятия, население и государство. Традиционно банки при этом становятся коллективными заемщиками, поскольку занимают не для себя, а для других. Экономической категорией, представляющей собой цену ссуженной во временное пользование стоимости является ссудный процент. При начислении процентов за пользование ссуженной стоимостью используется способ простых и сложных процентов.

Простые проценты. Начисление процентов производится на первоначальный размер ссуженной стоимости. Этот способ используется, как правило, при краткосрочном кредитовании.

где S — наращенная сумма долга; P — первоначальный долг; n – срок ссуды; i — процентная ставка.

Сложные проценты. Начисление процентов производится на наращенную сумму. Данный способ применяется при долгосрочном кредитовании.

где S — наращенная сумма долга; P — первоначальный долг; n – срок ссуды; i — процентная ставка.

В рыночной экономике существует развитая система ставок процента. Особое место в ней занимает официальная ставка, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам – учетная ставка (ставка рефинансирования).

Формы и виды кредита

В зависимости от того, кто в кредитной сделке является кредитором, выделяют следующие формы кредита:

Коммерческий кредит — кредит, предоставляемый предприятиями друг другу. Основой возникновения коммерческого кредита является различная продолжительность производства и реализации товаров у разных товаропроизводителей. Складывается ситуация, когда одни предприятия уже имеют готовую продукцию для реализации, а другие — их потенциальные покупатели еще не продали свои товары, поэтому не могут оплатить чужой товар. Предельный размер возможного коммерческого кредита ограничивается величиной резервного капитала предприятия-кредитора. Кроме того, он носит краткосрочный характер. При наличии развитой кредитной системы коммерческий кредит переплетается с банковским, так как кредитор, имея вексель — обязательство заемщика, может его учесть в банке и получить банковский кредит.

Банковский кредит — э то такой кредит, при котором владельцы свободных денежных средств предоставляют их в ссуду заемщикам при посредничестве банков. Банковский кредит выступает всегда в денежной форме. По срокам банковский кредит подразделяется:

краткосрочный кредит — предоставляется на период до одного года и обслуживает, как правило, движение оборотных средств предприятия.

средне- и долгосрочный кредиты направлены на обеспечение потребностей в инвестициях, т.е. кредит обслуживает движение основного капитала. Срок представления таких ссуд три — пять и более лет.

Межбанковский кредит . Банки-кредиторы предоставляют в ссуду свободные ресурсы либо с целью поддержания своей доходности на необходимом уровне, либо для обеспечения развития корреспондентских отношений с другими банками. Межбанковские кредиты служат средством регулирования ликвидности банков.

Государственный кредит — это такая форма кредита, при которой в качестве кредитора или должника выступает государство. Причиной, которая заставляет государство заимствовать денежные средства на рынке ссудных капиталов, является дефицит государственного бюджета.

Потребительский кредит . Эта форма кредита связана с предоставлением торговыми фирмами и специализированными финансовыми компаниями рассрочки платежа населению при покупке товаров длительного пользования. Потребительский кредит предоставляется в товарной форме. Потребительский кредит может быть направлен на инвестиционные цели – приобретение жилья или улучшение жилищных условий (ипотечный кредит).

Международный кредит — это кредит, предоставляемый одними странами, их банками, юридическими и физическими лицами другим странам, их банкам, юридическим и физическим лицам на условиях срочности, возвратности и платности. По формам собственности все международные кредиты делятся на частные, государственные, смешанные. Международный кредит может выступать в форме коммерческой (фирменной) и финансовой форме.

Виды кредита — это более детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам. Кредиты классифицируются в зависимости от:

стадий воспроизводства, обслуживаемых кредитом. Кредит применяется для удовлетворения разнообразных потребностей заемщика, которые зарождаются не только в обмене, но и в других стадиях воспроизводства. Он используется для удовлетворения потребностей производства, распределения и потребления продукта;

отраслевой направленности. Кредит, обслуживающий потребности промышленных предприятий – промышленный кредит. Бывает также сельскохозяйственный, торговый кредит;

объектов кредитования. Объект выражает то, что противостоит кредиту. Чаще всего кредит используется для приобретения различных товаров и здесь кредиту противостоят различные товарно-материальные ценности. Однако объект кредитования может и не иметь материально-вещественной формы.

обеспеченности. В зависимости от обеспечения можно выделить кредиты с полным, неполным обеспечением и без обеспечения.

срока предоставления кредита. Как уже отмечалось, выделяют краткосрочные (обслуживают текущие потребности заемщика), среднесрочные и долгосрочные ссуды. Среднесрочные и долгосрочные кредиты обслуживают потребности, обусловленные необходимостью модернизации, расширения производства и т.п.;

платности. Здесь выделяют платный и бесплатный, дорогой и дешевый кредиты. За основу такого деления берется размер процентной ставки, установленный за пользование ссудой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector