Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление государственным кредитом

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ

Управление государственным кредитом может рассматривать­ся в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управ­ление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направ­ления и цели воздействия на денежное обращение, кредит производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на совре­менном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления как одна из наиболее актуальных задач.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действии, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регули­рованию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

Ø минимизация стоимости долга для заемщика;

Ø недопущение переполнения рынка заемными обязательства­ми государства и резкого колебания их курса.

Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью. Номинальная стоимость облигаций — это цена, обоз­наченная на ценной бумаге и удостоверяющая, что она представляет определенный капитал, используемый ее эмитентом. Эта сумма включа­ется в долг территориальной единицы, выпустившей долговые обязательства, и выплачивается держателям в момент их погашения.

Курсом называется рыночная цена ценной бумаги, т.е. та цена, по которой она покупается и продается на фондовом рынке. Под воздействием многочисленных факторов курс отклоняется вверх вниз от номинала. Резкие колебания курса свидетельствуют о нестабильности рынка и могут привести к его нарушению.

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возла­гается совместно на Министерство финансов и НБУ.

Обеспечением государственного долга Украины служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Украины. Долго­вые обязательства Украины могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов других долговых обязательств, гарантированных пра­вительством.

Управление государственным долгом должно обеспечивать:

Ø эффективное использование мобзованных средств и кон­троль за целевым использованием выделенных кредитов;

Ø обеспечение своевременного возврата кредитов;

Ø максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Управление государственным кредитом;

Классификация государственных заимствований

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые государственными (в т.ч. федеральные и субъектов федерации) и муниципальными органами управления.

2. По месту валюте — внутренние (в национальной валюте) и внешние (в иностранной валюте).

3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на рынке. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации могут выпускаться для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом государства или муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации, их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются в дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердымилиплавающим доходом.

Осуществление государственных и муниципальных заимствований в РФ

Государственные займы осуществляются в соответствии с программами государственных заимствований (ст. 108 – внешние заимствования, ст. 110 – внутренние), утверждаемыми на очередной финансовый год. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, исполнительными органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

-минимизация стоимости долга для заемщика;

-недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

-эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

-обеспечение своевременного возврата кредитов;

-максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Роль государственного кредита.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.

В периоды бюджетного дефицита государственные заимствования помогают финансировать расходы государства, они влияют на предложение денег на экономике, которое непосредственно определяет величину процентных ставок. Величина процентных ставок, в свою очередь, оказывают сильнейшее воздействие на динамику инвестиций и валютный курс. Кроме того, современные теории инфляции отдают важную роль в объяснении ее темпов именно долговой политике государства, и, прежде всего, политике управления внутренним долгом. Последнее весьма актуально для России, поскольку в настоящий момент она столкнулась с двойной проблемой: сдерживания роста курса рубля и снижения инфляции.

4. Государственный долг: понятие и виды.

Выпуск займов образует государственный долг.

Государственный долг как финансовую категорию следует рассматривать в двух аспектах: 1) активном, когда государство играет роль кредитора, и 2) пассивном, когда оно выступает заемщиком.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов имеет следствием увеличение государственной задолженности. Под государственным долгом (или задолженностью) понимается вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных наймов с начисленными процентами, которые должны быть выплачены.

Государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты.

Читать еще:  Понятие страны кредитора и страны должника

Согласно ст. 6 БК РФ государственный или муниципальный долг — обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием;

Ст. 97 БК РФ устанавливает, что к государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

В общегосударственный долг (совокупный национальный долг) включается государственный долг (долг центрального правительства) (внутренний и внешний), задолженность местных органов власти, государственных корпораций, предприятий и прочие долги. Иными словами совокупный национальный долг включает государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами.

Основным видом общегосударственного долга является долг центрального (федерального) правительства.

Управление государственным кредитом

Сущность управления государственным кредитом

Итак, рассмотрим определение, которое исходит из сущности рассматриваемой темы.

Управление государственным кредитом —направление финансовой и управленческой деятельности различных государственных органов на разных уровнях (государственный, региональный, муниципальный), которое основано на обеспечении функционирования в аспекте кредитозаемщика, займодателя, а также предоставления государственной гарантии, то есть выступлении в качестве гаранта.

Итак, сущность проявляется в комплексе действий, в начале которых положены следующие направления:

  • обслуживание государственных (региональных, местных) долговых денежных обязательств;
  • выплата, погашение государственных (региональных, местных) долговых денежных обязательств;
  • выпуск различных долговых ценных бумаг (векселя, облигации);
  • использование займов у кредитных учреждений государственными (региональными, муниципальными) учреждениями;
  • оказание поддержки вторичному рынку ценных долговых бумаг и обязательств;
  • контроль, а также регулирование на совокупном кредитном рынке в аспекте выдачи и возврата кредитных средств.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Главные положения

Важно, что контролировать, осуществлять регулирование деятельности в администрировании государственным кредитом на макроэкономическом уровне вправе следующие структуры:

  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов РФ.

Данные структуры рассчитывают суммарное количество бюджетного дефицита, характеристики долговых обязательств, составляют концепции кредитной политики Российской Федерации.

На других уровнях власти рассматриваемая деятельность по администрированию кредитом осуществляют Администрации в пределах своих полномочиях, согласно Уставу и нормативным документам.

Обычно в сфере администрирования государственного кредита принято решать следующие задачи:

  • аналитические работы по минимизации стоимости долговых средств;
  • рациональное и обоснованное расходование привлеченных кредитных денежных средств;
  • принятие антикоррупционных мер;
  • внедрение строгой системы контроля, мониторинга и учета государственных кредитных средств;
  • стимулирование и увеличение инвестиционных займов;
  • мониторинг объемов займов;
  • установление главных направлений и целей кредитной политики;
  • принятие всех необходимых мер и правомерных экономических, маркетинговых методов для обеспечения возврата заемных средств в установленные сроки.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Схема объектов, субъектов и предметов управления государственным долгом представлена на рисунке 1 ниже.

Сейчас на многим уровнях власти складывается ситуация, когда существует дефицит денежных средств, поэтому в таких условиях органы власти обязаны применять различные методы для того, чтобы регулировать долговые обязательства.

Рассмотрим основные способы и методики:

  • реструктуризация долга.
  • отсрочка погашения займа;
  • рефинансирование;
  • конверсия;
  • консолидация;
  • унификация займа;
  • обмен облигаций;
  • долги замещаются собственностью, экспортом.

Цели управления

Такое управление необходимо для реализации нижеперечисленных целей:

  • финансовое обеспечениесоциально-экономических, политических целей, которые осуществляются путем реализации программно — целевого метода;
  • финансовое снабжение экономического роста, стабильности, конкурентоспособности;
  • снабжение деятельности политической структуры ;
  • обеспечение национальной безопасности страны;
  • финансирование дефицита денежных средств.

Очень важно грамотное, эффективное управление, а также отслеживание уровня кредитных обязательств и прогнозирование возможностей возврата заемных средств.Так, контроль за дефицитом бюджета и администрирование государственным кредитом обеспечивает суверенность стране, региону или муниципальному образованию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Управление государственным кредитом

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Государственный кредит — это во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет свои источники доходов.
У них особое назначение и порядок использования. Таким образом, государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.
Субъектами кредитных отношений являются государство, с одной стороны (чаще всего выступает в роли заемщика), и юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации, с другой стороны.
Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными средствами. В условиях рынка неизбежно растут расходы, и посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.
Государственный кредит выполняет следующие функции:

  1. распределительная — проявляется в перераспределении финансовых ресурсов на особых принципах срочности, возвратности и целевого назначения;
  2. регулирующая — имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая осуществляется через поддержку

и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов, выделение же бюджетных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств, а порой и дефицита. Социальная сторона государственного кредита связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы;
3) функция учета и контроля проявляется в целевом и рациональном использовании средств, привлекаемых и выдаваемых государством.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке кредита и финансов, но функционирует тем не менее как специфическая часть финансовой системы.
Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, т. е. это делает его элементом финансов. В то же время сам процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме — привлечении денежных средств на временной и, как правило, возмездной основе.

2. Государственный долг, содержание и основные формы

Под государственным долгом или займом понимают долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты происхождения долга его делят на внутренний и внешний. Под внутренним государственным долгом понимают обязательства, выраженные в валюте РФ, а под внешним — в иностранной валюте.
Российские долговые обязательства могут существовать в следующих формах:
1) кредитного соглашения или договоров, заключенных от лица РФ в пользу указанных кредиторов;
54

  1. государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  2. договоров о предоставлении государственных гарантий РФ,
Читать еще:  Прекращение обязательств по кредитному договору

договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения
обязательств третьими лицами.
Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще прибегают субъекты федерации и муниципальные образования.
Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись ЦБ РФ, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ. В то же время согласно новому Закону о ЦБ РФ он теперь не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Государственные ценные бумаги — это обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им. В экономически развитых странах они являются основным источником формирования государственного долга.
Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и др. Наиболее распространены облигации.
Казначейские ноты — среднесрочные рыночные ценные бумаги.
Они выпускаются Минфином или специальными государственными финансовыми органами.
Государственные ценные бумаги — это важнейший финансовый инструмент рыночной экономики. Их роль принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально они использовались для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными расходами.
Постепенно их выпуск стал приобретать экономическую направленность. И они начинают играть существенную роль в государственном регулировании национальной экономики и денежного обращения.
Они есть наиболее цивилизованный рыночный способ формирования государственного долга.
Посредством государственных ценных бумаг проводится кредитно-денежная политика, осуществляется воздействие на мак-55

роэкономические процессы. С помощью операций на рынке ценных бумаг ЦБ регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы в коммерческих банках, ЦБ выкупает у них государственные ценные бумаги, и наоборот: при излишней денежной массе и возрастании остатков на счетах ЦБ «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, чтобы «связать» излишнюю денежную массу.
Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, поэтому их еще рассматривают в качестве барометров изменений в экономической жизни страны.
Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.
Под государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РФ и ее субъекты или муниципальные образования, выступая гарантом, дают письменное обязательство отвечать за исполнение лицом (получателем гарантии) своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично.
Гарант в этом случае несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству, а обязательство его перед третьим лицом ограничивается лишь суммой, на которую выдана гарантия.
Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав государственного долга соответствующего уровня как вид долгового обязательства. В зависимости от валюты, в которой предоставляются гарантии, они включаются в состав внутреннего или внешнего долга.
Государственные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе после проверки финансового состояния получателя.
Специфика этой формы финансовых отношений заключается в том, что предоставленные гарантии ведут к росту потенциального или скрытого долга.

3. Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом — совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением го-
56

сударственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин и ЦБ РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.
В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга.
Рефинансирование — это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия — изменение доходности займов.
Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.
Унификация займов — объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.
Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.
57

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.
Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Управление государственным кредитом

Лекция

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

1. Социально-экономическая сущность государственного кредита

2. Управление государственным кредитом

3. Государственный долг: содержание и основные формы

Социально-экономическая сущность государственного кредита

Государственный кредит — это особая и во многом обособленная часть финансовой системы Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования.

Государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации.

Государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные гарантии традиционно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов бюджетных средств

Читать еще:  Основы кредитования физических лиц

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — и несет признаки как тех, так и других.

От финансов кредит, в том числе и государственный, отличается тем, что в основе его лежат иные принципы организации:

— привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной (в отличие, например, от налогов и обязательных платежей);

— движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;

— государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;

— существование кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;

— кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;

— государственный кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

За счет позаимствованных средств государство может финансировать текущие или капитальные расходы. Для сохранения платежеспособности государства краткосрочные займы могут направляться только на покрытие кассовых разрывов, тогда как среднесрочные и долгосрочные позволяют финансировать капитальные расходы.

-Государственный кредит служит одним из факторов улучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, «связывать» временно свободные денежные средства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов.

-Государственного кредита исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.

Регулирующая функция государственного кредита.

Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны — экономическую и социальную.

Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов.

Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики.

Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности.

Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории:

(1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

(2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность привлечения ресурсов;

(3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:

(а) представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства;

(б) позволяет равномерно и в известной мере справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями;

(в) позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику;

(г) выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

Расширение границ государственного кредита должно осуществляться па основе развития рынка долговых обязательств, стимулирования инвестиционной активности юридических и физических лиц, формирования эффективной системы управления долгом.

Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита

Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей — обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Как одно из направлений финансовой политики управление государственным кредитом находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

В узком смысле под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий,

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

(а) минимизация стоимости долга для заемщика;

(б) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;

(в) усиление инвестиционного характера займов,

(г) регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;

(д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;

(е) определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

(г) максимальное решение задач, определенных финансовой политикой, например снижение темпов инфляции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector