Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансирование государственного бюджета

Государственные финансы и государственный бюджет. Принципы бюджетно-финансовой политики

ТЕМА 13. Государственные финансы и бюджетно-финансовая политика

Основные понятия

Эффект процентной ставки

Эффект чистого экспорта

Равновесный уровень производства

Предельная склонность к потреблению

Предельная склонность к сбережению

Государственные финансы и государственный бюджет. В современной смешанной экономике рыночный механизм дополняется активным государственным регулированием. Решение общенациональных экономических проблем может быть обеспечено лишь в том случае, если у государства есть собственные финансовые рычаги. Финансы — это система денежных ресурсов правительства, фирм, местных органов власти и общественных организаций. Отношения по поводу образования, распределения и использования денежных фондов называют финансовыми отношениями.

Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и внебюджетные денежные фонды, которые находятся в ведении государства (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования). Ведущим звеном финансовой системы является бюджет государства. Государственный бюджет — это финансовый план правительства, сопоставляющий ожидаемые доходы с необходимыми расходами.

При формировании государственного бюджета необходимо выполнять два основных принципа:

1) соблюдать баланс доходов и расходов.

2) поддерживать баланс финансовых интересов центрального правительства и местных властей.

Структура доходов и расходов государственного бюджета. Государственные бюджеты утверждаются парламентами, т.е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. В любой стране мира представление парламенту государственного бюджета является крупнейшим политическим событием. Никакие другие документы — программы, заявления, обещания — не раскрывают настоящих намерений правительства так, как это способен сделать бюджет.

Доходы государственного бюджета формируются с помощью сложной системы налогов. Структура доходов принципиально одинакова во всех странах со смешанной экономикой (рис. 13-1).

Рис. 13-1. Основные источники доходов госбюджета

Направления использования собранных центральным правительством средств в государствах со смешанной экономикой также сходны (рис. 13-2).

Рис. 13-2. Основные направления расходов госбюджета

При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы превышают расходы, разница называется положительным сальдо бюджета. Если, напротив, бюджетные расходы больше доходов, то разницу называют отрицательным сальдо (или дефицитом), а сам бюджет — дефицитным.

Бюджетный дефицит. Государство постоянно должно контролировать соотношение своих доходов и расходов. Если образуется и растет бюджетный дефицит, это может быть сигналом «заболевания» экономики. Причины возникновения дефицита таковы:

1) циклический спад производства, который влечет за собой снижение доходов и, соответственно, уменьшает налоговые сборы. Дефицит, вызванный такими причинами, называется циклическим.

2) изменения в фискальной политике и политике текущих расходов бюджета. Если налоги остаются на одном и том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (например, в период предвыборной кампании возрастают расходы на социальные нужды), то образуется структурный дефицит.

Механизм покрытия бюджетного дефицита включает в себя следующие элементы:

• выпуск дополнительных денег в обращение для покрытия государственных расходов;

• заем недостающих средств через размещение государственных ценных бумаг (выпуск краткосрочных векселей и долгосрочных облигаций).

К активной форме дефицита относят те расходы, которые стимулируют социально — экономическое развитие страны: ускоряют научно — технического прогресса, активизируют предпринимательство и т. п. К пассивной форме дефицита относят расходы на социальную сферу, в том числе на увеличение пенсий и пособий, на образование, здравоохранение, управление, оборону, содержание служб безопасности и т. д.

Бездефицитность бюджета сама по себе не. означает еще «здоровья» экономики. Главное — определить, по каким причинам возникает дефицит и стимулирует ли он инвестиции.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Основные концепции регулирования бюджетного дефицита. Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансированным. Эта концепция, однако, уязвима. Допустим, в экономике наметился спад. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо сочетать обе эти меры. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса, а значит, дальнейший спад в экономике. Такое направление бюджетной политики может решать только текущие экономические задачи, но не способно решать перспективные. В России правительство Е. Гайдара проводило бюджетную политику, базирующуюся практически на первой концепции. Но ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. В период спада правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, тем самым стимулируя совокупный спрос и подъем экономики. В период подъема правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада.

Эта концепция имеет один очень существенный недостаток: она не учитывает, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача — это обеспечение макроэкономической стабильности. Она может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Стабильность экономики связана с действием следующих факторов :

1. Механизм налоговой системы автоматически увеличивает поступления в бюджет по мере экономического роста, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост. Следовательно, дефицит бюджета должен постепенно сокращаться.

2. Правительство имеет практически неограниченную возможность финансировать дефицит бюджета.

3. Процветающая экономика сглаживает негативные последствия бюджетного дефицита. Богатая нация может более легко выдержать бремя дефицита, чем бедная нация.

Следует отметить, что именно вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики развитых государств. Практически все они живут в условиях дефицитных бюджетов. Однако есть границы бюджетного дефицита, за которыми резко возрастают отрицательные последствия для экономики. Считается, что неопасная величина бюджетного дефицита не превышает 2 % внп.

Проблемы, вызванные бюджетным дефицитом. Рост государственного долга — одно из наиболее опасных последствий бюджетного дефицита. Чтобы покрывать дефицит бюджета, правительство прибегает к займам у населения, выпуская государственные облигации. Накопленные таким образом заемные средства образуют государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Читать еще:  Органы государственного финансового контроля субъектов рф

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот долг ложится на экономику страны более тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в определенный срок с процентами и, как правило, в твердой валюте, если товары неконкурентоспособны. Кроме того, кредитор ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляются кредиты. Например, кредиты Международного валютного фонда предоставляются России с условием, что правительство России должно неукоснительно сокращать дефицит государственного бюджета, не считаясь с тем, какие опасные последствия для экономики России будет иметь такая жесткая финансовая политика.

Внутренний государственный долг — это долг государства своему населению. Он приводит прежде всего к перераспределению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами. В США, например, 1/3 всех процентов по государственным займам получают 5 % американцев с наивысшими доходами.

Рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия:

1. Выплата процентов по государственному долгу приводит к усилению неравенства доходов и росту темпов инфляции. Можно, конечно, выплачивать проценты держателям облигаций и за счет увеличения налогов, но это, в свою очередь, снижает объемы инвестиций. Выпуская займы, государство берет с кредитного рынка огромные денежные суммы, что ведет к удорожанию кредита для частного бизнеса. Это тормозит развитие экономики.

2. Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (при выплате про центов и сумм основного долга). Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

3. Рост государственного долга усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне, в перспективах экономического и социального развития. Внешний долг России в середине 90-х годов оценивается суммой более 120 млрд. долл.

Борьба с бюджетным дефицитом. В ситуациях, когда дефицит государственного бюджета и государственный долгприобретают особо крупные масштабы (с такой ситуацией столкнулась в настоящее время Россия), правительство вынуждено выбирать на определенный период времени первый концептуальный подход к проблеме бюджетного дефицита. Для этого должны быть использованы следующие мероприятия:

1)сокращение государственных расходов, прежде всего на оборону;

2) сокращение дотаций из бюджета;

3) сокращение социальных программ;

4) сокращение аппарата управления и расходов на его содержание;

5) создание негосударственных внебюджетных фондов.

Взаимоотношения федерального бюджета и местных бюджетов. Принципы построения государственного бюджета зависят от формы государственного устройства. Так, бюджетная система унитарных государств строится из двух звеньев: правительственного бюджета и бюджетов местных органов власти (городов, графств, дистриктов и т.д.). Бюджетная система федеративных государств, (например, США и России) строится по принципу фискального федерализма. Она включает третье звено — бюджеты административных образований, из которых состоит сама федерация (штатов, земель, провинций, областей, республик и т.д.).

В настоящее время Россия и большинство стран СНГ переходят к построению своих бюджетов в соответствии с упомянутым принципом фискального федерализма. Проведение этого принципа в жизнь предполагает:

1) экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней, раздельное формирование их на нормативной основе, утверждение и исполнение;

2) создание целевых бюджетных фондов для реализации общих республиканских, межрегиональных программ;

3) наличие системы субвенций, носящих строго целевой характер. Субвенции выдаются для погашения расходов, если собственные доходы региона слишком низки.

Осуществление принципа фискального федерализма предполагает четкое разграничение функций между различными уровнями властных структур. Например, центральное правительство осуществляет расходы, касающиеся нации в целом (расходы на оборону, внешнюю политику), а местные органы власти самостоятельно финансируют школы, охрану общественного порядка, уборку улиц и т.д.

Между правительством и местными (республиканскими, автономными и т. д.) властями часто идет борьба по бюджетно-финансовым проблемам. Каждый участник конфликта стремится забрать себе максимальную долю доходов и минимизировать свое участие в расходах. Чтобы не доводить это противоборство до сепаратистского «бунта», следует соблюдать два принципа фискального федерализма:

1) собственные (независимые от воли Центра) доходы местных властей должны быть пропорциональны объему их властных полномочий;

2) если расходы местных властей объективно велики, то они должны покрываться целевыми субвенциями, которые выделяет федеральное правительство.

Для реализации этих принципов необходимо правильно и четко разграничить доходы разных властей. В одних случаях используют метод разграничения налоговых источников. Например, в США налог на добавленную стоимость целиком идет в местные бюджеты, а таможенные пошлины — только в федеральный бюджет. Чаще, однако, применяют метод долевого участия в доходах. Например, в ФРГ доходы от налога на прибыль делят поровну между федеральным и местным бюджетами.

ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет

Государственный бюджет – это совокупность денежных средств, которые поступают в распоряжение Правительства и расходуются им по законодательно установленным направлениям.

Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год.

Проект бюджета принимается ежегодно Государственной Думой.

По окончании финансового года Правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Части госбюджета:

  • доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства;
  • расходная часть – показывает, на какие цели используются денежные средства.

Счётная палата – это парламентский орган финансового контроля РФ.

Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны.

Функции госбюджета:

  • регулирующая (регулирует денежные потоки государства);
  • контролирующая (легально контролирует действия правительства);
  • информационная ( содержит информацию о намерениях правительства);
  • направляющая (определяет параметры экономической деятельности, задаёт рамки возможных действий правительства).

Уровни бюджетной системы РФ:

  • федеральный бюджет,
  • бюджеты субъектов РФ ( региональные бюджеты),
  • бюджеты муниципальных образований ( местные бюджеты).

Источники госбюджета:

  • налоги,
  • государственные займы,
  • доходы от предпринимательской деятельности государства
  • пошлины и неналоговые средства,
  • походы от внешнеэкономической деятельности.

Направления расходов госбюджета РФ:

  • оборона
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  • содержание органов власти
  • оплата труда работников бюджетной сферы
  • развитие национальной экономки
  • ЖКХ
  • охрана окружающей среды
  • образование
  • культура
  • СМИ
  • здравоохранение
  • спорт
  • социальная политика
  • межбюджетные трансферты
  • выплата государственного долга
Читать еще:  Методами формирования государственных финансов являются

Дефицит госбюджета — это превышение расходов над доходами.

Пути преодоления дефицита госбюджета:

  • внутренние займы
  • внешние займы
  • денежная эмиссия
  • продуманная политика государства

Профицит госбюджета – это превышение доходов над расходами.

Сбалансированный госбюджет — в нём равное соотношение расходов и доходов.

Факторы, влияющие на состояние госбюджета:

  • состояние налоговых поступлений
  • государственные расходы
  • политика государства
  • фаза экономического цикла в стране

Внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджета страны, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь

В них направляются денежные средства, имеющие целевое назначение.

Социальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд
  • Фонд социального и обязательного медицинского страхования
  • Федеральная служба по труду и занятости

Экономические внебюджетные фонды:

  • Фонд развития промышленности
  • финансовые фонды поддержки отраслей
  • инвестиционные фонды и др.

Государственный долг.

Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.

Виды государственного долга:

  • внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)

Внутренний государственный долг включает в себя:

  • рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
  • нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
  • внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)

Виды государственного долга по срокам его выплаты:

  • краткосрочный ( до 1 года)
  • среднесрочный ( до 5 лет)
  • долгосрочный ( свыше 5 лет)

Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

6.4. Финансовая система. Государственный бюджет. Государственный долг

6.4. Финансовая система. Государственный бюджет. Государственный долг

Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему. Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой.

Финансы выполняют ряд функций:

аккумулирующая состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства;

регулирующая – в стимулировании деятельности хозяйственных субъектов;

распределительная – в формировании денежных средств и их использовании через бюджет, соцстрах и т. д.;

контрольная – в обеспечении правильности взимания налогов и их использования по назначению.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, сводятся к следующим группам.

1. Между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций. На их основе формируется централизованный доход государства.

2. Между фирмами. Они складываются на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.

3. Между фирмами и банками по поводу получения и использования кредита.

4. Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.

5. Между государством и общественными организациями.

6. Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т. д. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т. п.

В финансах различают три составные части:

1. Финансы населения.

2. Финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов, т. е. децентрализованные финансы.

3. Общегосударственные, т. е. централизованные финансы.

Финансы населения состоят из доходной части, образованной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами и сбережениями населения.

Децентрализованные финансы (финансы хозяйственных субъектов) находятся в распоряжении фирм, объединений и организаций.

Централизованные (государственные) финансы – это главная часть всей финансовой системы. Они включают в себя государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, государственный бюджет.

Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.

Бюджет – это смета (баланс) доходов и расходов.

Доходные статьи бюджета: налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и др.

Расходные статьи бюджета: финансирование экономики, социально-культурные программы, НИОК и НТ программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.

В организации финансовой системы существуют два принципа.

Первый называется демократическим централизмом и присущ административно-командной системе (в прошлом – СССР и странам Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания центральных финансовых органов.

Второй принцип называется фискальным федерализмом. Он утвердился в странах с развитой рыночной экономикой и предполагает, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Местные органы власти из своего бюджета финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы и т. д.

Различают 3 состояния госбюджета:

Нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;

Дефицитное, когда расходы превышают доходы;

Профицитное, если доходы превышают расходы.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика. Меры по снижению бюджетного дефицита:

2. Переход от финансирования к кредитованию.

3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов на управление государством.

5. Изменение системы налогообложения.

6. Повышение роли местных бюджетов.

Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

1) выпуск госзаймов;

2) ужесточение налогообложения;

3) производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Читать еще:  Финансовые институты государства

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод: бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.

Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.

Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт. Дефолт – это банкротство государства-должника. Примером дефолта в новейшей российской истории является прекращение оплаты государством своих обязательств по ГКО в августе 1998 г.

Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение могут подорвать действие экономических стимулов развития производства.

3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать взаймы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к росту сокращения капиталовложений внутри страны.

4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Что такое государственный бюджет. Федеральный бюджет России: доходы и расходы

Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени. В бюджете указаны источники поступления доходов и направления расходования денег.

Госбюджет включает в себя финансовые сметы всех ведомств, государственных служб, правительственных программ etc.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части.

Основные статьи доходов госбюджета: налоги и сборы, внутренние и внешние займы, доходы госпредприятий, доходы от продажи государственного имущества, эмиссия денег.

Основные статьи расходов: социальные нужды, оборона и безопасность, развитие инфраструктуры, обслуживание государственного долга.

Источники доходов госбюджета

Государственные займы: внутренние и международные

Доходы от государственного имущества, от приватизации

Содержание аппарата управления

Бюджетный дефицит и бюджетный профицит

Бюджетная политика государства определяет соотношение между доходами и расходами.

Если доходы и расходы равны, то у государства сбалансированный бюджет .

Если расходы больше доходов, это называется дефицит бюджета .

Если доходы больше расходов, то имеет место профицит бюджета .

Меры борьбы с бюджетным дефицитом

Для борьбы с нехваткой денег в бюджете государство может:

Урезать государственные расходы. Урезание запланированных бюджетом расходов называется секвестр .

Выпустить государственные ценные бумаги. При этом увеличится государственный долг.

Выпустить дополнительную наличность. При этом эмиссия денег приведет к росту инфляции.

Федеральный бюджет России и региональные бюджеты

Россия — федеративное государство, поэтому в бюджетную систему РФ входят бюджеты разных уровней:

Региональные бюджеты — бюджеты субъектов РФ.

Местные бюджеты — бюджеты муниципальных образований.

Федеральный и региональные бюджеты вместе образуют консолидированный бюджет Российской Федерации .

Бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (№145-ФЗ).

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ

Федеральный бюджет РФ ежегодно составляет правительство, а затем утверждает Госдума.

Правительство представляет проект бюджета на следующий год на рассмотрение не позднее 1 октября текущего года. Он принимается Думой в виде закона — в трех чтениях. Затем, как и любой федеральный закон, бюджет утверждает Совет Федерации и подписывает президент.

Федеральный бюджет исполняется по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита начиная с 1 января. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство РФ. В процессе исполнения бюджет может быть частично пересмотрен. По окончании года правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ. Большая часть этих поступлений — налог на добычу полезных ископаемых, сообщает Федеральная налоговая служба.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector