Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая безопасность государства

Финансовая безопасность государства

События последних двух лет, связанные с обострением отношений России и Запада, падением цен на энергоносители, замедлением темпов роста мировой экономики, изменением общеэкономической конъюнктуры, поставили перед страной задачу адаптации к складывающимся условиям хозяйствования и защиты национальных интересов в тех сферах, которые в новых реалиях проявили себя как наиболее уязвимые. Вышесказанное во многом предопределило необходимость обновления стратегии национальной безопасности страны.

С подписанием Указа Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г. вступила в силу новая Стратегия национальной безопасности РФ, в наибольшей степени, чем предыдущая ее версия, соответствующая сегодняшним условиям. В обновленной стратегии гораздо больше внимания уделяется вопросам экономической безопасности, что в условиях применяемых в отношении России ограничительных мер и упавших цен на нефть вполне очевидно.

Согласно этому документу, в числе стратегических целей обеспечения национальной безопасности перечислены развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Среди главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики отмечены незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений [11]. Таким образом, можно констатировать, что значимость существующих проблем в финансовой сфере создает реальные угрозы экономической и национальной безопасности государства.

Целью исследования является определение роли финансовой безопасности в системе обеспечения национальной безопасности государства в целом.

Материалы и методы исследования

Исследование опирается на нормативно-правовые акты РФ, данные официальной статистики, экспертные оценки и труды отечественных экономистов. В работе применяются следующие методы: анализе, синтезе, установление причинно-следственных связей, единства исторического и логического, сравнение.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того, чтобы более корректно определить эти угрозы финансовой сферы экономических отношений, поясним, что понимается под финансовой безопасностью страны, которая является одной из подсистем экономической безопасности (рисунок).

В научной литературе можно встретить множество подходов к толкованию категории «финансовая безопасность». Так, по мнению Г. Вечканова, под финансовой безопасностью можно понимать такое состояние бюджетной, денежно-кредитной, банковской, валютной систем страны, страхового и фондового рынков, которое устойчиво ко внешним и внутренним угрозам [13].

В финансово-кредитном словаре указывается, что это исследуемое понятие включает комплекс мер, методов и средств по защите финансово-экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, а также финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне [12].

В.К. Сенчагов дефенирует финансовую безопасность как обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере [10].

Финансовая безопасность в структуре национальной безопасности государства

Финансовая безопасность может быть рассмотрена как состояние защищенности финансово-экономических интересов государства и заключается в способности органов государственной власти обеспечить политическими, правовыми, экономическими и организационными методами и средствами безопасное функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности, где обращаются финансы [3].

Несмотря на многообразие авторских трактовок категории «финансовая безопасность государства», практически во всех указывается, что оно охватывает существующие звенья финансовой системы страны, а само состояние защищенности финансовой сферы обеспечивается с помощью использования финансово-экономического и административного инструментария.

Даже до наступления кризисных явлений в России специалисты отмечали, что изъяны финансовой системы нашего государства являются тормозом для развития экономики. Финансовая сфера экономических отношений по своей природе наиболее чувствительная ко всем изменениям, в сегодняшних условиях ощутив на себе воздействие внешних шоков, и на этот раз проявила свои слабые места, вскрыв таящиеся в себе угрозы всей национальной безопасности страны. Кратко охарактеризуем в отдельности состояние тех структурных блоков финансовой безопасности государства, которые выделены на рисунке.

1. Безопасность бюджетно-налоговой системы

Сырьевая модель российской экономики предопределяет зависимость благосостояния страны от цен на энергоносители. Так, 47 % доходов федерального бюджета в 2015 г. (и почти четверть доходов консолидированного бюджета страны) приходились на нефтегазовые доходы. При этом начиная с 2010 г. они не направлялись на пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а в полном объеме шли на обеспечение расходной части бюджета страны [8]. В условиях отрицательной динамики цен на нефть возникла необходимость отказа от среднесрочного бюджетного планирования и возврат к однолетнему, пересмотра заложенной в бюджет цены на нефть, а также необходимости изыскания 250 млрд руб. на реализацию антикризисного плана в 2016 г., из которых правительство может аккумулировать лишь половину, а оставшаяся часть может быть получена за счет «заморозки» пенсионных накоплений и введения режима секвестра расходов бюджета [2].

Бюджетно-налоговая сфера России характеризуется также тем, что у нас непосильная для бизнеса налоговая нагрузка (50,7 % по оценкам Всемирного Банка, 54,1 % – по итогам исследований консалтинговой компании Pricewaterhouse Coopers (PwC), 30 % – по мнению аналитиков ФНС России). С данной точки зрения страна уступает другим странам как место для ведения бизнеса и формирует демотивационные стимулы к размещению на ее территории отечественного и иностранного (не спекулятивного) капитала. Все это также способствует увеличению доли теневой экономики. Даже Росстат фиксирует рост неформальной занятости и сокращение числа малых предприятий за 2014–2015 гг. По официальным заявлениям Минфина РФ в 2013 г. теневая экономика (без учета криминального сектора) составила 15–20 % ВВП страны. По мнению специалистов, в России развитию теневой экономики способствует также несовершенство институтов права, конкуренции и защиты собственности [6].

2. Безопасность кредитно-банковской системы

В России низкодиверсифицированная финансовая структура, что говорит об отстающем финансовом развитии. Слабость национальной банковской системы России проявляется также в незначительной роли российских кредитных организаций на мировом рынке (менее 1 % всех банковских активов). Доля финансовых услуг в добавленной стоимости России является низкой (4,9 % в 2013 г., 5,4 % в 2014 г.) в сравнении с большинством развитых стран, отражает ее развивающийся характер. Россия находится в значительно худшей позиции, чем другие динамично развивающиеся страны (в частности БРИКС) в части финансирования развития реальной экономики, демонстрируя тем самым сравнительно худшие условия для финансирования экономического роста [7]. Российская кредитно-банковская система, всегда неспособная обеспечивать реальный сектор экономики «длинными» деньгами, в условиях действовавшего почти 2 года запрета на кредитование крупнейших коммерческих банков на срок свыше 30 дней стала лишена возможности даже рефинансировать свои долги. В результате этого чистый отток капитала из страны достиг в 2014 г. рекордного значения в 151 млрд дол (56 млрд дол в 2015 г.). Масштабный отзыв лицензий за предшествующий год у коммерческих банков, нацеленный, с одной стороны, на поддержание надежности и устойчивости банковской системы, с другой стороны, вызвал опасения вкладчиков и способствовал изъятию депозитов и переливу их из мелких и средних в крупнейшие банки страны.

Таким образом, российская банковская система столкнулась с проблемой дефицита средств для проведения кредитных операций. На фоне сохраняющейся высокой цены денег (ключевая ставка 11 % с 03.08.2015 г. по настоящее время), невозможности заимствования иностранного капитала, возросших опасений отечественных вкладчиков кредитно-банковская система практически лишила российскую экономику привлекаемых средств для развития и текущего финансирования.

3. Безопасность валютно-денежной системы

Относительная стабильность национальной валюты до 2014 г. была обусловлена искусственной закрепленностью курса рубля. После перехода к свободному плаванию волатильность рубля возросла. При упавшей экспортной выручке (из-за снизившихся доходов от продажи сырья) спрос на валюту продолжал расти (в том числе из-за необходимости обслуживания корпоративного внешнего долга и психологического аспекта в поведении резидентов). По мнению ряда исследователей, зависимость российского бизнеса от иностранных кредитов и рост корпоративных внешних заимствований сформировались среди прочего в результате политики органов государственной власти РФ относительно использования Стабилизационного фонда, средства которого не направлялись на развитие отечественной экономики, а размещались в финансовых инструментах иностранных государств [4].

Инфляция в 2014 г. впервые за предшествующие 6 лет даже по официальным данным стала измеряться двузначным числом (11,36 %), в 2015 г. составила 12,9 %. Происходящее на фоне этого снижение реальных доходов населения и доли валового накопления в ВВП (с 24,9 % в 2011 г. до 20,3 % в 2014 г.) также не способствует выходу из затянувшейся рецессии [11]. Имеется тенденция сокращения доли населения, делающего сбережения (только 28 % российских семей регулярно откладывают некоторую сумму) [1].

Помимо прочего, в России по сравнению с развитыми странами велика доля наличных денег в денежной массе (25 % в 2011 г. и 20 % в 2015 г.). Уровень монетизации российской экономики составил в 2015 г. 46 % ВВП, что является недостаточным для ее развития (этот показатель для развитых стран должен быть не менее 60 % ВВП, к примеру, в Китае он близок к 200 %). Недостаточная «финансовая глубина» экономики затрудняет перераспределительные процессы в обществе и не способствует стимулированию накоплений и инвестиций.

Читать еще:  Цель финансовой деятельности государства

4. Безопасность фондового рынка

Этот параметр напрямую связан с волатильностью, которую демонстрируют фондовые рынки, мгновенно реагирующие на изменения, происходящие в обществе и экономике. «Силовая смена власти и крупнейший в новом веке вооруженный конфликт на сопредельной территории, санкции, введенные против России со стороны США и ЕС, снижение цен на нефть, отток капитала, слабые экономические показатели – все это оказало угнетающее воздействие на финансовые рынки. Эмитенты и инвесторы утратили средне- и долгосрочные ориентиры», – такую характеристику российскому фондовому рынку дают эксперты НАУФОР [9].

Таким образом, вышесказанное подтверждает, что в сложившихся условиях всем звеньям финансовой системы страны присущи не только потенциальные, но и реальные угрозы безопасности данной системы. Преодоление возникших угроз финансовой безопасности и приведение финансовой системы страны в приемлемое состояние приобретают на сегодняшний день ключевое значение как для экономики страны, так и для ее национальной безопасности в целом. Несомненно, что повышенные системные и политические риски будут накладывать отпечаток и на финансовую составляющую безопасности государства, однако достижение независимости финансовой системы от внешних структур может способствовать ее стабильности и снизить уровень существующих угроз.

Финансовая безопасность государства, как составляющая экономической системы

Вопрос финансовой безопасности уже давно привлекает внимание многих ученых. Такие ведущие ученые, как Л. Абалкин, В. Амитан, В. Гейц, Г. Пастернак-Таранущенко и другие в своих работах систематически отражают различные аспекты обеспечения финансовой безопасности государства. Комплексно к решению данной проблемы подошли А. Барановский, Н. Ермошенко, А. Сухоруков, О. Ладюк и ряд других ученых.

Финансовая безопасность государства является важной составляющей системы экономической безопасности на макроуровне. Под экономической безопасностью мы понимаем такое состояние экономическое системы, которое характеризуется сбалансированностью и устойчивостью к негативному влиянию каких-либо угроз, способностью обеспечивать на основе собственных экономических интересов свое устойчивое и эффективное развитие. Особенностью экономической безопасности государства является то, что без социальной стабильности она практически невозможна. Поэтому при формировании системы финансовой безопасности государства социальному аспекту следует придавать особое значение [1].

Под финансовой безопасностью государства понимают защищенность интересов государства в финансовой сфере, или такое состояние бюджетной, налоговой и денежно-кредитной систем, которое гарантирует способность государства эффективно формировать, сберегать от чрезмерного обесценения и рационально использовать финансовые ресурсы страны для обеспечения социально-экономического развития и обслуживания финансовых обязательств [1]. Именно от состояния финансовой безопасности зависит уровень развития реального сектора экономики, производственная, и все другие элементы и виды безопасности [2].

Устойчивость финансовой системы государства определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, оптимизацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, размером валютных резервов, развитием отечественного финансового рынка, состоянием внешней и внутренней задолженности, величиной дефицита платежного баланса, инвестиционным климатом и др. [2].

Уровень финансовой безопасности страны обусловлен и степенью развития рынка капиталов, на которых оборачиваются акции в большом количестве реально функционирующих субъектов хозяйствования. Влияют на него мера открытости внутреннего рынка; разлад финансовых инструментов; склонность населения к операциям с фондовыми ценностями; концентрация интеллектуальных ресурсов, задействованных в развитии финансового рынка [2].

Однако необходимо сделать одно существенное дополнение. Финансовая безопасность страны в целом, определяется, прежде всего, эффективностью бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики. При этом следует учитывать степень влияния государства на каждую из сфер финансовой системы. Публичные финансы можно рассматривать как объект прямого управления со стороны государства. Государство также должно создавать все условия для устойчивого финансового состояния хозяйственных систем реального сектора экономики, в сфере международных финансов с учетом интеграции страны и, конечно же, в сфере финансового рынка. Поэтому для того, чтобы определить потенциал обеспечения финансовой безопасности государства необходимо понимать те противоречия, которые присущи финансовой системе страны в целом и особенности их проявления в каждой из сфер финансовых отношений [1].

Таким образом, государство может эффективно осуществлять функции финансового контроля и финансового регулирования социально-экономического развития страны на основе мониторинга: 1) структуры доходов и расходов по отношению к ВВП, соответствующей избранной модели финансовых отношений; 2) индикаторов финансовой безопасности отдельно каждой из сфер финансовых отношений и финансовой системы в целом. При этом необходимо отметить, что условия обеспечения финансовой безопасности государства специфичны для каждой из сфер финансовой системы, а возможности государства по управлению финансовой системой в целом ограничены, так как не все функции управления могут быть задействованы по отношению к каждой из сфер финансовой системы [1].

1. Хорошева А.С. Условия обеспечения финансовой безопасности государства / А.С. Хорошева // Финансы, учет, банки. – №14. – 2008. – С.90-96

2. Ткаченко В.Г. Об особенностях финансовой безопасности Украины в условиях рыночных трансформационных процессов / В.Г. Ткаченко // Міжнародний науково-виробничий журнал «Економіка АПК». – №6. – 2009. – С.8-14

3. Никитина М.Г. Теоретико-методологические основы концепции экономической безопасности региона / Никитина М.Г., Рудницкий А.О., Деренуца А.С.// Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». – №2. – 2011. – С. 140-148

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

студент 5 курса, кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

студент 5 курса, кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

доцент кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается место финансовой безопасности РФ в системе экономической безопасности страны, рассматривается сущность и содержание финансовой безопасности, её угрозы и факторы, на нее влияющие, анализируются показатели-индикаторы финансовой безопасности, а также мероприятия по укреплению финансовой безопасности РФ.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, угрозы, стратегия, факторы, индикаторы, укрепление, контроль.

В современной России имеются различные причины, вследствие которых возникает большинство разнообразных угроз экономической безопасности. Каждая из угроз может представлять собой огромную опасность для государства.

Финансовая безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности и имеет при этом собственный механизм реализации, отличный от других видов экономической безопасности. Кроме того, финансовая безопасность неотделима от процессов обеспечения других видов экономической и национальной безопасности. Она выступает объединяющей основой при создании условий экономической безопасности [1].

Развитая инфраструктура, мощь и национальная безопасность государства зависят в первую очередь от экономической стабильности и уровня финансовой безопасности государства. Следовательно, тему данной статьи можно признать весьма актуальной в настоящее время.

Под финансовой безопасностью можно понимать текущее состояние финансовой системы государства, благодаря которому обеспечивается эффективная защита экономических интересов населения страны, а также успешное развитие национальной экономики в целом [4].

В целом, финансовую безопасность можно определить как подсистему экономической и национальной безопасности, которая выполняет конкретные функции управления. К функциональному уровню финансовой безопасности относятся: безопасность фондового рынка, бюджетно-налоговой, кредитно-банковской и валютно-денежной систем, внебюджетные фонды (рисунок 1).

Рисунок 1. Функциональный и организационно-обеспечивающий уровни финансовой безопасности в РФ

В системе финансовой безопасности также присутствует организационно-обеспечивающий уровень, который предполагает обеспечение оптимальных условий развития финансовой системы, распределение финансовых потоков и других денежных активов на государственном и региональном уровне, а также меры по снижению угроз финансовой безопасности в целом [2].

Факторы финансовой безопасности, создающие угрозу реализации кредитно-денежных и финансово-экономических потребностей общества, можно поделить на внутренние и внешние. Как понятно из названия, внутренние угрозы образуются в какой-либо отрасли жизнедеятельности, либо в хозяйствующем субъекте напрямую. Чаще всего данный тип угроз образуется из-за неправильно организованной финансово-денежной политики государства, ошибок и недочетов органов бюджетно-налоговой системы, уровня коррупции и иных форм экономических преступлений. Внешние угрозы финансовой безопасности определяются более широким и глобальным спектром интересов общества, к которым можно отнести интернационализацию и глобализацию мировой экономики. Как известно, данные процессы оказывают существенное влияние на круговорот экономических и хозяйственных связей в мире, на экономическую ситуацию, сложившуюся в современном обществе в целом [6].

Экономический анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности проводится ежегодно и очень важен с точки зрения их предотвращения и обоснования. Такой анализ, прежде всего, предполагает использование системы пороговых значений экономических показателей на федеральном и региональном уровне, а также уровне хозяйствующих субъектов (табл. 1) [3, с. 187].

Таблица 1.

Значения индикаторов финансовой безопасности РФ

Назначение индикатора-показателя

Пороговое значение, %

Значение показателя в РФ в 2018 году, %

1. Уровень инфляции, %

2. Коэффициенты монетизации экономики, %

3. Капитализация финансового рынка к ВВП

4. Внешний долг к ВВП, %

К основным показателям-индикаторам следует отнести:

1. Уровень инфляции (10-15%), отклонение показателя которого может привести к кредитной ликвидности.

2. Коэффициенты монетизации экономики (40-50%), низкий уровень которых может стать причиной падения потребительского спроса.

3. Капитализация финансово рынка (100%) – одна из немногих причин формирования финансовых «пирамид» и проведения всевозможных денежных махинаций.

4. Внешний долг к ВВП (20-25%), рост которого усиливает риски и угрозы финансовой безопасности в целом [1].

Данная система индикаторов финансовой безопасности определяет возможности будущих рисков и потерь, а также способствует формированию мер их предупреждения, что дает возможность на повышение уровня стабильности, устойчивости и эффективности уровня экономической безопасности государства в целом [4].

Читать еще:  Субъекты государственного финансового контроля

Для поддержания и укрепления финансовой безопасности страны в настоящее время принято разрабатывать стратегию безопасности.

Разработка стратегии экономической безопасности в России в условиях санкций, недостаточного роста ВВП, неэффективного государственного управления и других факторов, угрожающих российской экономике, актуальна в настоящее время.

Ввиду этого, Владимир Путин в мае 2017 года подписал указ о стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

В указе Президент поручил Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок разработать меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации новой стратегии. Кабинету министров поручено оценить состояние экономической безопасности, обеспечить мониторинг ситуации и раз в год докладывать Президенту страны о мерах по ее укреплению. Стратегия экономической безопасности должна корректироваться каждые шесть лет.

Стратегия предусматривает решение и предотвращение кризисных процессов во всех направлениях (производство, наука, финансы), формирование политики на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Также стратегия помогает решить проблемы и на национальном уровне в услових санкций.

По мнению российских экономистов, исследование и изучение финансовой безопасности России позволяет выявить новые аспекты и методы для совершенствования финансовой безопасности страны.

Изучениями в данном направлении занимался ряд ученых-экономистов.

Так, Л. В. Афанасьева рассматривала структурную декомпозицию бюджетно-налоговой безопасности государства. В своей работе она указала, что именно в этой области недостаточно теоретических и методологических исследований как отечественных, так и зарубежных.

Консультант Совета Федерации РФ, член рабочей группы по проблемам наукоградов, член-корреспондент Академии проблем качества, полковник М. Арсентьев рассмотрел вопрос об обеспечении экономической безопасности России органами ФСБ. В своей работе он указал, что именно экономика России сейчас является наиболее слабым звеном с позиции национальной безопас-ности [3].

Для поддержания достаточного уровня финансовой безопасности на современном этапе развития общества в России используются следующие пути улучшения системы финансовой и экономической безопасности: установление ограничений на участие иностранных организаций в капитале российских организаций; хозяйственные ограничения, касающиеся непосредственно отрасли производства, в которой функционирует организация; условия использования элементов деловой политики и другое [5].

Для обеспечения и выполнения всех вышеуказанных мероприятий необходимо сформировать, принять и обеспечить выполнение Финансовой доктрины, основной целью которой будет являться создание независимой финансово-банковской системы, поддержка благоприятного уровня инвестиционной активности и обеспечение экономической безопасности государства.

Наше государство имеет уникальные возможности, способные решить все вышеперечисленные задачи и цели, так как имеет огромные национальные богатства для создания и формирования нормативно-правовой базы и инфраструктуры национальной экономики в целом.

Весьма существенную роль в системе обеспечения финансовой безопасности играет финансовый контроль.

Поэтому, чтобы иметь положительные результаты в системе финансовой безопасности, необходимо ужесточить контроль над финансами, в первую очередь со стороны государства [2].

Поскольку существуют в наше время множественные факты финансового мошенничества и финансового терроризма, необходимо ужесточить ответственность в уголовном кодексе за мошенничество, мошенничество в отношении кредитных учреждений, ввести четкое понятие финансового терроризма, увеличить срок исковой давности по привлечению к уголовной ответственно-сти по этим преступлениям. Именно кредитные учреждения составляют одну из основных цепочек финансовой структуры России.

Государству необходимо контролировать и регулировать финансовую систему от случаев финансовых атак со стороны зарубежных стран, захвата криминальными структурами производственных и финансовых институтов внутри страны, их проникновение в различные структуры власти [6].

Для повышения финансовой безопасности России необходим дополнительный комплекс мер, направленных на минимизацию негативных тенденций, снижение финансовых рисков, а также обеспечение мероприятий, направленных на повышение финансовой безопасности в целях устойчивого развития экономики России.

Список литературы:

  1. Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е Финансовая безопасность в системе региональной экономической безопасности / Т.И. Безденежных // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2019. — № 3 (117). — С. 32-38.
  2. Жилкина Ю.В. Финансовая система и обеспечение экономической безопасности России в условиях санкций / Ю.В. Жилкина // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2018. — № 3 (50). — С. 33-42.
  3. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Зенцова К.С., Новикова Е.И. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности / Г.Е. Крохичева // Kant. — 2016. — № 3 (20). — С. 107-111.
  4. Курносова В.В., Чебан М.А., Жулина М.Д. Финансовая безопасность и ее место в системе экономической безопасности России / В.В. Курносова // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 277-280.
  5. Подколзина И.М., Литвинова Ю.Г. Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России / И.М. Подколзина // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2019. — С. 179-181.
  6. Субботина Е.П. Финансовая безопасность как форма экономической безопасности в современной России / Е.П. Субботина // В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. Материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор С.В. Нечаева. — 2018. — С. 149-150.

Вопрос 3. Финансовая безопасность: сущность, структура и основные направления развития;

Финансовая безопасность является частью экономического благосостояния и основой национальной безопасности государ­ства, а также приоритетным направлением государственной по­литики, так как охватывает широкий спектр национальных, эко­номических и социальных факторов.

Современной отечественной экономической наукой сформу­лировано достаточно большое количество определений понятия «финансовая безопасность». Одни ученые определяют финансо­вую безопасность как комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне и корпора­тивных структур на микроуровне, другие — как состояние фи­нансовой системы государства, обеспечивающее функциониро­вание экономики, выраженное опосредованно через систему по­казателей, характеризующих уровень ее безопасности.

Наиболее удачное определение, по нашему мнению, дано канди­датом экономических наук М. А Скворцовой. Под финансовой без­опасностью подразумевается состояние и готовность финансовой си­стемы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточ­ных для поддержания необходимого уровня экономической без­опасности страны.

Как элемент экономической безопасности страны ее финансо­вая безопасность имеет сложную структуру, которая включает в себя:

•безопасность корпоративных финансов;

•безопасность сферы страхования;

•финансовую безопасность населения.

Что касается угроз финансовой безопасности России, то, при­держиваясь основных подходов теории безопасности, их можно в основном подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы порождаются неадекватной финансово-эко­номической политикой, элементарными просчетами органов влас­ти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклоне­ниями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономиче­ские преступления и т.д.) в управлении финансовой системой госу­дарства.

В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. В ка­честве основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:

•стремительное развитие процесса транснационализации эко­номических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией)’,

•постоянное увеличение огромной массы капиталов, подвиж­ность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных орга­низаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная эко­номическая интеграция, включая ее финансовую и валютную со­ставляющие);

•растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;

•высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рын­ков на базе новейших информационных технологий;

•многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;

. беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внеш­ней политики государств, которое все больше зависит от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная фи­нансовая система уже не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны). Происходит их вза­имопроникновение и формирование, по мере того как глобаль­ные рынки переносят последствия внутренней политики своей страны на экономики других стран;

. усиление конкуренции и трений между государствами в эко­номической и иных сферах, использование мощных стратегий за­воевания мирового экономического пространства;

•чрезмерная зависимость национальных экономик (в частно­сти, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спе­кулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрез­вычайно уязвимыми;

•глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовойсистемы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, не­способность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особую ак­туальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.

По мнению ведущих экономистов, государственная стратегия финансовой безопасности России должна включать как минимум:

•определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иных общ­ностей народов России);

•определение критериев и параметров (количественных и ка­чественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности;

•разработку механизмов и мер идентификации угроз финансо­вой безопасности России и их носителей;

•характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);

•установление основных субъектов угроз, механизмов их функ­ционирования, критериев их воздействия на национальную эко­номическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;

•разработку методологии прогнозирования, выявления и пред­отвращения возникновения факторов, определяющих появление угроз финансовой безопасности, проведения исследований по вы­явлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

• организацию адекватной системы органов государственного финансового контроля (ГФК), соответствующей определенным геофинансовым зонам;

•формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализую­щих или смягчающих воздействие негативных факторов;

Читать еще:  Финансовая политика государства в современных условиях

•определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.

В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органа­ми мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по пред-

отвращению возникновения каких-либо финансовых обяза­тельств, не подкрепленных правовыми или этическими норма­ми). При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызван­ных финансовых кризисов, механизмы защиты от различных финансовых рисков, несогласующихся со стратегией государ­ственного развития инвестиций, механизмы обеспечения по­добающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т.д.

Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов Рос­сии принципиально необходим в государственном управлении. При этом в современных условиях следует принять во внимание следу­ющие пути совершенствования системы финансовой безопасно­сти России:

•установление пределов иностранного участия в капитале оте­чественных организаций;

•отраслевые ограничения (ограничение или запрещение до­ступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития госу­дарства);

•меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничитель­ную деловую политику, искажающую условия конкуренции;

•требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;

•разработка действенных систем контроля привлечения и ис­пользования средств иностранных заимствований.

В заключение подводя краткий итог, необходимо отметить, что процесс обеспечения экономической безопасности государства сложен и многогранен. Достижение необходимого ее уровня не­возможно путем решения частных задач, а требует достаточно углубленного, а главное, системного подхода.

В настоящее время в нашем государстве отсутствует высокий уровень защищенности национальной экономики, но при усло­вии изменения взглядов руководства страны на данную пробле­му, учитывая огромный экономический потенциал России, су­ществующая негативная ситуация может измениться в положи­тельную сторону.

Контрольные вопросы

1.Что такое экономическая безопасность?

2.Назовите объект экономической безопасности государства.

3.Кто является субъектами экономической безопасности государства?

4.Дайте определение категорий «вызов», «опасность», «угроза».

5.Опишите классификацию угроз экономической безопасности госу­дарства.

6.Назовите основные критерии экономической безопасности госу­дарства.

7.Дайте определение понятия «энергетическая безопасность государ­ства».

8.Назовите основные факторы, характеризующие состояние энерге­тической безопасности государства.

9.Перечислите принципы обеспечения энергетической безопасности государства.

10.Дайте определение понятия «финансовая безопасность государ­ства».

11.Назовите основные элементы финансовой безопасности государ­ства.

12.Назовите опасности, имеющие международный уровень. Каковы их причины?

13.В чем заключаются геополитические интересы государства?

14.Перечислите геополитические факторы национальной безопасности России.

15.Каково значение и место РФ в СНГ? Чем оно обусловлено?

16.Каково значение и место РФ в мировом сообществе? Чем оно обусловлено?

17.Охарактеризуйте явление глобализации. Как оно влияет на систему международных отношений?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [Л. А. Михай­лов и др.] ; под ред. Л. А. Михайлова. — СПб., 2005.

Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [С. В. Белов и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова. — М., 2005.

Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [С. В. Белов и др.] ; под общ. ред. С.В.Белова. — М., 1999.

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени : учеб, пособие / [Ю.Л.Варшамов и др.]. — СПб., 1999.

Безопасность и охрана труда : учеб, пособие / под ред. О. Н. Русака. — СПб., 2001.

Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: словарь-спра­вочник / под ред. В. Ф. Пилипенко. — М., 2005.

Введение в демографию / под ред. В.А.Ионцева, А.А.Саградова. — М., 2002.

Власова Л. М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комп­лекс проблем безопасности : учеб, пособие / [Л.М.Власова и др.]. — М., 2004.

Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стра­тегия / А. В. Возжеников. — М., 2000.

Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защи­та от них / В.М.Губанов, Л.А.Михайлов, В.П.Соломин. — М., 2006.

Демографическая модернизация России, 1900 — 2000 / под ред. А.Г.Вишневского. — М., 2006.

Дзлиев М.И. Основы обеспечения безопасности России / М.И.Дзли-ев, А.Д.Урсул. — М., 2003.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Ю.Микрюков. — Ростов н/Д., 2006.

Основы экономической безопасности / под ред. Е. А. Олейникова. — М., 1997.

Партыка Л. Т. Информационная безопасность : учеб, пособие / Л.Т.Партыка, И.И.Иванов. — М., 2005.

Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализа­ция, самосохранение и развитие / В. К. Сенчагов. — М., 2002.

Экономическая безопасность России: общий курс : учебник / под ред. В.К.Сенчагова. — М., 2005.

Экономическая и национальная безопасность / под ред. Л. П. Гонча-ренко. — М., 2007.

Ярочкин В. И. Информационная безопасность : учеб, для студ. вузов / В.И.Ярочкин. — М., 2005.

Роль финансовой системы государства в национальной безопасности страны

Финансовая система – это взаимосвязь финансов, находящихся под управлением государства, населения и различных хозяйственных субъектов.

Национальная безопасность страны — это состояние, подразумевающее защищенность государства от внешних и внутренних угроз.

Сущность финансовой безопасности государства

В структуре финансовой системы наибольшее влияние на безопасность страны оказывает совокупность бюджетно-налоговых, кредитно-банковских и валютно-денежных элементов. Собственно говоря, эффективная система финансовой безопасности опирается на комплексный мониторинг, представляющий собой многоуровневую и полномасштабную систему анализа динамики ключевых финансово-экономических процессов государства.

Динамика финансовой деятельности находится под воздействием комплекса факторов внутренней и внешней среды предприятий. По мнению исследователей, в рыночной экономике на финансовую несостоятельность предприятия на 30% влияют внешние факторы, а на 70% – внутренние. Однако, для российских предприятий основной финансовый негатив в большей степени обусловлен внешней средой (экономические кризисы, инфляционные колебания, кризис банковского сектора и пр.).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Финансовая безопасность как система состоит из конкретных характеристик финансового инструментария, характеризующих отношения собственности, которые в совокупности формируют движения капитала и его распределение в рамках финансовой системы страны.

Элементы финансового механизма национальной безопасности:

  1. Корпоративные финансы: финансы юридических лиц различных организационно – правовых форм.
  2. Финансы домовладений и домашних хозяйств.
  3. Финансы некоммерческого сектора экономики
  4. Финансы государственных учреждений.

Объект, предмет, цели и задачи финансовой безопасности государства

Объект системы обеспечения финансовой безопасности страны – системы национальных финансов, которая включает в себя все явления и механизмы, направляющие деятельность компетентных государственных органов на защиты от негативных, сдерживающих ее развитие факторов.

Субъект системы финансовой безопасности – государство, представляющее собой совокупность исполнительной, судебной и законодательной ветвей власти. В качестве субъекта можно также назвать и собственно финансовую систему, состоящую из различных институтов, регионов, населения, мирового сообщества и первичных звеньев экономики.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Предмет финансовой безопасности — деятельность разного рода субъектов, реализующих совокупность принципов защиты и конкретных действий для стабильного экономического развития, минимизации рисков. Через концепцию и стратегию финансовой безопасности обеспечивается достижение обозначенных целей в структуре национальной безопасности государства. Среди основных целей данного процесса – выявить те тенденции и факторы, которые воздействуют на экономику страны. Кроме того, подобную работу проводят для устранения отрицательных факторов, сдерживающих развитие рациональных подходов к распределению национальных ресурсов.

Элементы финансовой системы государства, обеспечивающие национальную безопасность

Основными элементами, обеспечивающими гармоничность развития системы финансовой безопасности современного государства, являются:

  1. Безопасность системы банковских операций, благодаря которой обеспечивается устойчивость и защищенность финансовой системы от неблагоприятных факторов.
  2. Защищенность элементов, составляющих небанковскую сферу. Этот уровень представлен страховым, фондовым рынком, которые призваны удовлетворять общественные потребности в соответствующих услугах.
  3. Безопасность системы долговых обязательств (сфера управления задолженностью на внутреннем и внешнем уровне). Ключевым параметром данного элемента является стоимость обслуживания долга, оптимальность соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, собственными и заемными источниками финансирования.
  4. Защищенность бюджетной системы. Здесь национальная безопасность должна обеспечиваться действиями, направленными на поддержание платежеспособности страны и финансовой устойчивости. Благодаря этому все звенья финансовой системы выполняют те функции, которые на них возложены.
  5. Безопасность сферы валютных операций. Здесь идет речь о процессах курсообразования, благодаря которым общество доверяет национальной валюте, создавая тем самым условия для планомерного развития экономики государства в целом. В конечном итоге это делает рынок все более привлекательным для внешних инвестиций.
  6. Защищенность денежно-кредитных отношений, обеспечивающая каждый субъект экономики доступными кредитными ресурсами по выгодным условиям.

Перечисленные элементы и их слаженная работа – неотъемлемое условие стабильного экономического роста. При наличии проблем в любой из сфер финансовой системы будут страдать и другие ее составляющие, поэтому крайне необходимо обеспечивать системный подход в управлении национальной безопасностью.

Под механизмом обеспечения финансовой безопасности государства понимается система, закрепленная на уровне законодательством и включающая в себя ряд органы, институты, которые осуществляют целенаправленные действия для создания благоприятной почвы для развития национальной экономики. Функционирования данного механизма обеспечивается несколькими составляющими. На правовом уровне механизма разрабатываются законодательные акты и нормативная база, которая выступает регулятором финансовых отношений на всех уровнях. На институциональном уровне обеспечивается качество выполнения установленных принципов и нормативов. На инструментальном уровне субъекты финансовой системы производят те действия, которые в конечном итоге направлены на достижение цели, связанной с обеспечением национальной безопасности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector