Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая политика государства на современном этапе

Финансовая политика государства на современном этапе

В России в последние годы, отмечается интенсивное развитие финансового права, появились новые финансово-правовые институты, сформирована новая законодательная основа регулирования финансовых отношений.

Важную роль финансовая политика играет в развитии производительных сил и рациональном размещении их на территории всех регионов России, при этом она способствует стимулированию роста эффективности промышленности, обеспечению финансовыми ресурсами всех новых целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономического и социального развития страны.

Основной целью финансовой политики является повышение эффективности использования финансовых ресурсов, необходимых для дальнейшего развития общества и достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

На современном этапе одним из важных требованием к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении в жизнь. Это означает обязательное согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, с ориентацией их на выполнение главной задачи данного этапа развития. Не маловажным будет и обеспечение тесной взаимосвязи между финансовой, кредитной, политикой в области ценообразования и заработной платы, как составными частями общей экономической политики. [1].

Однако в настоящее время на пути проведения единой финансовой политики существуют проблемы структурно-организационного характера – это наличие межведомственных барьеров. Сейчас в России наряду с Министерством финансов РФ, функционируют в качестве самостоятельных органов управления финансами, такие структуры, как Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральной службе по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Все эти ведомства работают на реализацию единой цели, но такое количество структур приводит к снижению эффективности их совместной деятельности.

В новых условиях рыночной экономики активно используется механизм финансов, который функционирует в соответствии с задачами общества и государства осуществляется с помощью норм финансового права.

Нормы финансового права и бюджетная система Российской Федерации, обеспечивают финансирование всех экономических потребностей нашего государства, обороноспособность и развитие социальной сферы. При помощи норм финансового права работают государственные внебюджетные социальные фонды — Фонд государственного социального страхования и Пенсионный фонд, регулируется деятельность банков, осуществляется валютная и кредитно-денежная политика.

Важное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие налогообложение организаций и граждан, так налоги стали важным инструментом государственного регулирования экономики и главным источником бюджетных средств.

Новые процессы, происходящие в развитии местного самоуправления в нашем государстве, отразились также, и на структуре источников финансового права, так наряду с нормативными актами федерального уровня, в их состав, входят акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления применительно к их компетенциям.

На финансовое право и уровень его действенности, большое влияние оказывают противоречивость политических и социально-экономических процессов различные кризисные ситуации в современной России, кризисные ситуации всё это негативно отражается на экономике страны.

В целом российское финансовое право на современном этапе жизни общества соответствует новым условиям сегодняшнего дня именно это и определяет его важную роль в развитии производственного потенциала страны, и проведении экономических и социальных преобразований.

В настоящее время государственная финансовая политика России является одним из элементов макроэкономической политики страны и определяет перспективы развития всех секторов экономик.

Финансовая политика в зависимости от решаемых задач, фактора времени (периода) подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Говоря о стратегическом управлении финансами одной из ключевых составляющих является стратегия. Впервые это слово употреблялось в военном деле, «стратегия» произошло от греческого strategos — «искусство развертывания войск в бою», «искусство генерала». Позже это слово стало употребляться, как философский, политэкономический, а в XX веке и экономический термин.

На современном этапе в широком смысле это понятие обозначает долгосрочные меры или подходы по использованию финансов. Выбор и реализация стратегии составляют основную часть содержания стратегического управления финансами.

Профессор Гарвардского университета А.Д. Чандлер, автор книги «Стратегия и структура», дал следующее определение стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей». [2].

Профессор, доктор экономических наук А.М. Ковалёва, в своей работе «Финансы и статистика» считает что «стратегия – это постановка среднесрочных и долгосрочных целей, заключающихся в максимизации выгоды (прежде всего дохода и прибыли). Тактика предполагает краткосрочные, оперативные решения для реализации стратегической установки в конкретных условиях». [3].

Под финансовой стратегией понимается долговременный курс финансовой политики государства (постановка целей и средств их достижения) рассчитанный на перспективу на основе которого вырабатывается программа действий. Финансовая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией развития страны.

В процессе её разработки формируются концепции, и даётся прогноз основных тенденций развития финансов. В финансовой политике постановка долговременных целей и составление целевых программ необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития страны. Сущность выработки и реализации стратегии заключается в том, чтобы из многочисленных альтернатив выбрать именно нужное направление развития государства и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.

Финансовая тактика – направлена на оперативное решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перераспределения финансовых ресурсов в масштабе страны.

При сравнении финансовой стратегии и финансовой тактики последняя, как правило, отличается большей гибкостью это позволяет без потерь реагировать на изменения конъюнктуры рынка.

Взаимосвязь стратегии и тактики финансовой политики заключается в том, что стратегия создает оптимальные условия для решения тактических задач, как говорится стратегия определяет тактику. Тактика же, изменяя способы и формы организации финансовых связей, выявляет основные проблемы развития экономики и социальной сферы страны, что позволяет в более сжатые сроки с наименьшими затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

В последние время существенное влияние на тактику и стратегию финансовой политики в Российской Федерации оказала нестабильная обстановка в мире. Применение санкций со стороны США и Западных государств, являются прямым призывом к конфронтации на уровне государств и официальному объявлению новой геополитической и «экономической холодной войны» против Российской Федерации. Свою ставку США делают на провоцирование экономических и финансовых кризисов с целью выкачать, как можно больше средств из нашей экономики. Основная их задача разрушить наши фондовые рынки, «подсадить» Россию на свои кредитные ресурсы и обвалить нашу финансовую систему.

После введенных Госдепартаментом США, санкций против России, когда были заблокированы расчеты по картам международных платежных систем VISA и MasterCard семи российских банков остро встал вопрос о необходимости создания собственной национальной платежной системы.

Новая национальная платежная система должна быть создана и полностью быть независимой от всех иностранных валют. Без этого шага трудно будет поднять промышленность России. Пока в России не будет этого сделано, к сожалению, никаких позитивных изменений не произойдет.

В сложившейся ситуации нашему государству нужна новая финансовая и экономическая политика, интересам которых должны служить денежно-кредитная, валютно-финансовая, налоговая, и тарифная политика государства.

Для построения своей мощной и конкурентоспособной кредитно-финансовой системы наше государство должно полностью пересмотреть свою денежно-кредитную политику.

Пришло время вводить валютное регулирование и привлекать капиталы, которые будут способствовать техническому перевооружению страны.

Требованием времени выступает необходимость изменения и в налоговой политике, а именно развитие налогового стимулирования производств, возможность получения налоговых льгот для тех, кто в сложившихся условиях создает новые производства или производит модернизацию старого.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. [4].

Не менее остро нуждается в переменах и тарифная политика, которая реализуется в рамках антимонопольной деятельности и поддержки конкуренции на рынках. Новая тарифная политика создаст благоприятные условия для возвращения и сохранения бизнеса.

Проводимая государством финансовая политика должна учитывать современные тенденции развития экономики в мире, с учётом специфики сложившейся внутренней и международной обстановки, реальный экономический и финансовый потенциал страны, и именно от степени ее рациональности будут зависеть темпы развития агропромышленного, и других отраслей промышленности России.

Таким образом, в своей основе финансовая политика, является формой экономической политики, и её основное предназначение содействовать достижению поставленных целей социально-экономического развития страны. Достижение этих целей возможно лишь при эффективном распределении, перераспределении и использовании имеющихся финансовых ресурсов с учётом интересов всех субъектов финансовой системы государства.

Сегодня наша страна, располагает мощным экономическим и оборонным потенциалом и способна обеспечить достойный уровень и качество жизни населения.

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Для формирования и развития экономической структуры современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, которое осуществляется в пределах экономической политики, и составной частью которой является финансовая политика.

Читать еще:  Цель финансовой деятельности государства

По мнению Г. Б. Поляка «финансовая политика – это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными стратегическими и текущими задачами данного субъекта» [4, с.111].

Ученый И. В. Левчук утверждал, что финансовая политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Государство является главным субъектом проводимой политики.

разработку научно — обоснованной концепции для развития финансов;

разрабатывает меры, которые направлены на достижение поставленных целей;

определяет основные направления их использования.

Единая государственная финансовая политика имеет сложную структуру и может быть представлена как совокупность бюджетной политики, налоговой политики, инвестиционной политики, социальной политики и таможенной политики.

Ее важнейшие составляющие изображены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Составляющие финансовой политики на уровне государства

Цель финансовой политики российского государства (и в частности субъекта Федерации) – это увеличение или же сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на основе этого обеспечение социальных нормативов уровня жизни страны, в том числе и на уровне регионов. Поэтому, при рассмотрении финансовой политики России, необходимо отметить тот факт, что её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые характерны для нашей страны. В первую очередь, это значительные по протяженности размеры страны. Это и послужило основной причиной расширения банковской структуры на территории государства.

Некоторые экономисты выделяют и другие цели про­ведения финансовой политики, такие, как: снижение темпов ин­фляции и сглажива­ние экономических циклов. Впрочем, можно заметить, что данные цели являются, по сути, производными от задачи финансовой политики, а именно, обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Главной задачей финансовой политики в период современ­ных преобразований в нашей стране состоит не только в материальном обеспечении этих преобразований, но и в пре­дотвращении социальной напряженности в обществе и максимальном смягчении трудностей перехода от одной системы отношений к другой.

Обозначение системного характера экономическо-политической деятельности на современном этапе ее становления, играет немало важную роль.

Значение компонентов финансовой политики довольно существенно. Основные составляющие проводимой в настоящее время в России финансовой политики — институты бюджетно-налогового направления. С помощью их можно обеспечить реализацию и контроль за функциями, которые выполняются государством в ходе проведения финансовой политики.

Финансовая политика, во многом для Российской Федерации носит решающий характер, поскольку в рамках ее мероприятий идет обеспечение формирования финансовой стабильности в стране, а так же эффективные условия для ведения бизнеса.

Одной из наиважнейших задач, решаемых в настоящее время правительственными структурами и министерством финансов, является создание необходимых условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов. Выполнение этой задачи, на текущий момент, стало главным направлением работы министерства. Это связанно с негативными тенденциями, которые наблюдаются в финансовой сфере во всем мире. Их влияние оставило отпечаток на экономических процессах, происходящих в России, так как на современном этапе грамотная политика имеет большее значение.

Роль финансовой политики значительно возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование страны, но так же и гарантировать ее развитие в условиях кризиса.

Единой бюджетной политики для всех предприятий, в условиях рыночной экономики, не существует. Основанием для принятия финансовой политики являются цели и задачи каждого отдельного предприятия. Процессы инфляции, система госу­дарственного налогообложения и таможенных пошлин, а так же фи­нансово-экономические кризисы оказывают значительное влияние на формирование бюджетной политики компании.

Помимо этого, на сегодняшний день, финансовая политика стала более ориентированной на привлечение инвестиций. В условиях финансового кризиса, множество компаний уходят с российского рынка, собственно, что наносит значительный ущерб экономике государства и затормаживает его развитие. Исходя из этого, правительство активно работает в данном направлении, формируя при этом необходимые условия для инвесторов.

При разработке финансовой политики предприятие акцентирует свое внимание на следующих направлениях:

анализ финансово-экономического состояния;

управление оборотными средствами;

выработка кредитной политики;

управление дебиторской и кредиторской задолженностя­ми;

управление издержками компании;

выбор дивидендной политики;

использование рыночных механизмов для привлечения финансов.

Задачи финансовой политики для каждого предприятия индивидуальны.

Ее принципы продемонстрированы на рисунке 2.

Рисунок 2 – Принципы финансовой политики организации

Финансовая политика, представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на использование финансовых отношений для выполнения государством своих функций, а так же оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

В настоящее время Российская Федерация идет по сложному пути реформ. Несомненно, проводимая правительством политика в области финансов неоднозначна. Поэтому, в современных условиях роль ее значительно выросла.

Современная финансовая политика обеспечивает силу экономики государства и уровень активизации, чтобы в дальнейшем совершенствовались экономические процессы страны.

Можно сделать вывод о том, что современное экономическое состояние России требует быстрого и правильного реагирования на кризисные ситуации.

Список используемых источников

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, глава 24.1/ в редакции Федерального закона от 04.06.2018 N 142-ФЗ

Ермакова Е.А. , Семернина Ю.В. // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 44 . — С. 14-27

Моисеев. С. Политика поддержания финансовой стабильности / С. Моисеев //Вопросы экономики. — 2017. -№5 — С. 51-61

Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Г. Б. Поляка. Москва, «Юнити», 2017, — С. 80-87

Электронный каталог Научной библиотеки ВСГУТУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lib.esstu.ru/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=STAT5&P21DBN=STAT5&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2,%20%D0%AE.%20%D0%93

Груздева Е.В. Финансы инновационной компании // курс: «Финансы. Финансовая экономика» — 2015. — №3. – С. 22-24

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Для формирования и развития экономической структуры современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, которое осуществляется в пределах экономической политики, и составной частью которой является финансовая политика.

По мнению Г. Б. Поляка «финансовая политика – это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными стратегическими и текущими задачами данного субъекта» [4, с.111].

Ученый И. В. Левчук утверждал, что финансовая политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Государство является главным субъектом проводимой политики.

разработку научно — обоснованной концепции для развития финансов;

разрабатывает меры, которые направлены на достижение поставленных целей;

определяет основные направления их использования.

Единая государственная финансовая политика имеет сложную структуру и может быть представлена как совокупность бюджетной политики, налоговой политики, инвестиционной политики, социальной политики и таможенной политики.

Ее важнейшие составляющие изображены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Составляющие финансовой политики на уровне государства

Цель финансовой политики российского государства (и в частности субъекта Федерации) – это увеличение или же сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на основе этого обеспечение социальных нормативов уровня жизни страны, в том числе и на уровне регионов. Поэтому, при рассмотрении финансовой политики России, необходимо отметить тот факт, что её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые характерны для нашей страны. В первую очередь, это значительные по протяженности размеры страны. Это и послужило основной причиной расширения банковской структуры на территории государства.

Некоторые экономисты выделяют и другие цели про­ведения финансовой политики, такие, как: снижение темпов ин­фляции и сглажива­ние экономических циклов. Впрочем, можно заметить, что данные цели являются, по сути, производными от задачи финансовой политики, а именно, обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Главной задачей финансовой политики в период современ­ных преобразований в нашей стране состоит не только в материальном обеспечении этих преобразований, но и в пре­дотвращении социальной напряженности в обществе и максимальном смягчении трудностей перехода от одной системы отношений к другой.

Обозначение системного характера экономическо-политической деятельности на современном этапе ее становления, играет немало важную роль.

Значение компонентов финансовой политики довольно существенно. Основные составляющие проводимой в настоящее время в России финансовой политики — институты бюджетно-налогового направления. С помощью их можно обеспечить реализацию и контроль за функциями, которые выполняются государством в ходе проведения финансовой политики.

Финансовая политика, во многом для Российской Федерации носит решающий характер, поскольку в рамках ее мероприятий идет обеспечение формирования финансовой стабильности в стране, а так же эффективные условия для ведения бизнеса.

Одной из наиважнейших задач, решаемых в настоящее время правительственными структурами и министерством финансов, является создание необходимых условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов. Выполнение этой задачи, на текущий момент, стало главным направлением работы министерства. Это связанно с негативными тенденциями, которые наблюдаются в финансовой сфере во всем мире. Их влияние оставило отпечаток на экономических процессах, происходящих в России, так как на современном этапе грамотная политика имеет большее значение.

Читать еще:  Государственный финансовый контроль и надзор

Роль финансовой политики значительно возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование страны, но так же и гарантировать ее развитие в условиях кризиса.

Единой бюджетной политики для всех предприятий, в условиях рыночной экономики, не существует. Основанием для принятия финансовой политики являются цели и задачи каждого отдельного предприятия. Процессы инфляции, система госу­дарственного налогообложения и таможенных пошлин, а так же фи­нансово-экономические кризисы оказывают значительное влияние на формирование бюджетной политики компании.

Помимо этого, на сегодняшний день, финансовая политика стала более ориентированной на привлечение инвестиций. В условиях финансового кризиса, множество компаний уходят с российского рынка, собственно, что наносит значительный ущерб экономике государства и затормаживает его развитие. Исходя из этого, правительство активно работает в данном направлении, формируя при этом необходимые условия для инвесторов.

При разработке финансовой политики предприятие акцентирует свое внимание на следующих направлениях:

анализ финансово-экономического состояния;

управление оборотными средствами;

выработка кредитной политики;

управление дебиторской и кредиторской задолженностя­ми;

управление издержками компании;

выбор дивидендной политики;

использование рыночных механизмов для привлечения финансов.

Задачи финансовой политики для каждого предприятия индивидуальны.

Ее принципы продемонстрированы на рисунке 2.

Рисунок 2 – Принципы финансовой политики организации

Финансовая политика, представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на использование финансовых отношений для выполнения государством своих функций, а так же оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

В настоящее время Российская Федерация идет по сложному пути реформ. Несомненно, проводимая правительством политика в области финансов неоднозначна. Поэтому, в современных условиях роль ее значительно выросла.

Современная финансовая политика обеспечивает силу экономики государства и уровень активизации, чтобы в дальнейшем совершенствовались экономические процессы страны.

Можно сделать вывод о том, что современное экономическое состояние России требует быстрого и правильного реагирования на кризисные ситуации.

Список используемых источников

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, глава 24.1/ в редакции Федерального закона от 04.06.2018 N 142-ФЗ

Ермакова Е.А. , Семернина Ю.В. // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 44 . — С. 14-27

Моисеев. С. Политика поддержания финансовой стабильности / С. Моисеев //Вопросы экономики. — 2017. -№5 — С. 51-61

Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Г. Б. Поляка. Москва, «Юнити», 2017, — С. 80-87

Электронный каталог Научной библиотеки ВСГУТУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lib.esstu.ru/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=STAT5&P21DBN=STAT5&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2,%20%D0%AE.%20%D0%93

Груздева Е.В. Финансы инновационной компании // курс: «Финансы. Финансовая экономика» — 2015. — №3. – С. 22-24

Финансовая политика государства на современном этапе

В России в последние годы, отмечается интенсивное развитие финансового права, появились новые финансово-правовые институты, сформирована новая законодательная основа регулирования финансовых отношений.

Важную роль финансовая политика играет в развитии производительных сил и рациональном размещении их на территории всех регионов России, при этом она способствует стимулированию роста эффективности промышленности, обеспечению финансовыми ресурсами всех новых целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономического и социального развития страны.

Основной целью финансовой политики является повышение эффективности использования финансовых ресурсов, необходимых для дальнейшего развития общества и достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

На современном этапе одним из важных требованием к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении в жизнь. Это означает обязательное согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, с ориентацией их на выполнение главной задачи данного этапа развития. Не маловажным будет и обеспечение тесной взаимосвязи между финансовой, кредитной, политикой в области ценообразования и заработной платы, как составными частями общей экономической политики. [1].

Однако в настоящее время на пути проведения единой финансовой политики существуют проблемы структурно-организационного характера – это наличие межведомственных барьеров. Сейчас в России наряду с Министерством финансов РФ, функционируют в качестве самостоятельных органов управления финансами, такие структуры, как Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральной службе по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Все эти ведомства работают на реализацию единой цели, но такое количество структур приводит к снижению эффективности их совместной деятельности.

В новых условиях рыночной экономики активно используется механизм финансов, который функционирует в соответствии с задачами общества и государства осуществляется с помощью норм финансового права.

Нормы финансового права и бюджетная система Российской Федерации, обеспечивают финансирование всех экономических потребностей нашего государства, обороноспособность и развитие социальной сферы. При помощи норм финансового права работают государственные внебюджетные социальные фонды — Фонд государственного социального страхования и Пенсионный фонд, регулируется деятельность банков, осуществляется валютная и кредитно-денежная политика.

Важное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие налогообложение организаций и граждан, так налоги стали важным инструментом государственного регулирования экономики и главным источником бюджетных средств.

Новые процессы, происходящие в развитии местного самоуправления в нашем государстве, отразились также, и на структуре источников финансового права, так наряду с нормативными актами федерального уровня, в их состав, входят акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления применительно к их компетенциям.

На финансовое право и уровень его действенности, большое влияние оказывают противоречивость политических и социально-экономических процессов различные кризисные ситуации в современной России, кризисные ситуации всё это негативно отражается на экономике страны.

В целом российское финансовое право на современном этапе жизни общества соответствует новым условиям сегодняшнего дня именно это и определяет его важную роль в развитии производственного потенциала страны, и проведении экономических и социальных преобразований.

В настоящее время государственная финансовая политика России является одним из элементов макроэкономической политики страны и определяет перспективы развития всех секторов экономик.

Финансовая политика в зависимости от решаемых задач, фактора времени (периода) подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Говоря о стратегическом управлении финансами одной из ключевых составляющих является стратегия. Впервые это слово употреблялось в военном деле, «стратегия» произошло от греческого strategos — «искусство развертывания войск в бою», «искусство генерала». Позже это слово стало употребляться, как философский, политэкономический, а в XX веке и экономический термин.

На современном этапе в широком смысле это понятие обозначает долгосрочные меры или подходы по использованию финансов. Выбор и реализация стратегии составляют основную часть содержания стратегического управления финансами.

Профессор Гарвардского университета А.Д. Чандлер, автор книги «Стратегия и структура», дал следующее определение стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей». [2].

Профессор, доктор экономических наук А.М. Ковалёва, в своей работе «Финансы и статистика» считает что «стратегия – это постановка среднесрочных и долгосрочных целей, заключающихся в максимизации выгоды (прежде всего дохода и прибыли). Тактика предполагает краткосрочные, оперативные решения для реализации стратегической установки в конкретных условиях». [3].

Под финансовой стратегией понимается долговременный курс финансовой политики государства (постановка целей и средств их достижения) рассчитанный на перспективу на основе которого вырабатывается программа действий. Финансовая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией развития страны.

В процессе её разработки формируются концепции, и даётся прогноз основных тенденций развития финансов. В финансовой политике постановка долговременных целей и составление целевых программ необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития страны. Сущность выработки и реализации стратегии заключается в том, чтобы из многочисленных альтернатив выбрать именно нужное направление развития государства и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.

Финансовая тактика – направлена на оперативное решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перераспределения финансовых ресурсов в масштабе страны.

При сравнении финансовой стратегии и финансовой тактики последняя, как правило, отличается большей гибкостью это позволяет без потерь реагировать на изменения конъюнктуры рынка.

Взаимосвязь стратегии и тактики финансовой политики заключается в том, что стратегия создает оптимальные условия для решения тактических задач, как говорится стратегия определяет тактику. Тактика же, изменяя способы и формы организации финансовых связей, выявляет основные проблемы развития экономики и социальной сферы страны, что позволяет в более сжатые сроки с наименьшими затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

В последние время существенное влияние на тактику и стратегию финансовой политики в Российской Федерации оказала нестабильная обстановка в мире. Применение санкций со стороны США и Западных государств, являются прямым призывом к конфронтации на уровне государств и официальному объявлению новой геополитической и «экономической холодной войны» против Российской Федерации. Свою ставку США делают на провоцирование экономических и финансовых кризисов с целью выкачать, как можно больше средств из нашей экономики. Основная их задача разрушить наши фондовые рынки, «подсадить» Россию на свои кредитные ресурсы и обвалить нашу финансовую систему.

Читать еще:  Общегосударственный финансовый контроль осуществляют

После введенных Госдепартаментом США, санкций против России, когда были заблокированы расчеты по картам международных платежных систем VISA и MasterCard семи российских банков остро встал вопрос о необходимости создания собственной национальной платежной системы.

Новая национальная платежная система должна быть создана и полностью быть независимой от всех иностранных валют. Без этого шага трудно будет поднять промышленность России. Пока в России не будет этого сделано, к сожалению, никаких позитивных изменений не произойдет.

В сложившейся ситуации нашему государству нужна новая финансовая и экономическая политика, интересам которых должны служить денежно-кредитная, валютно-финансовая, налоговая, и тарифная политика государства.

Для построения своей мощной и конкурентоспособной кредитно-финансовой системы наше государство должно полностью пересмотреть свою денежно-кредитную политику.

Пришло время вводить валютное регулирование и привлекать капиталы, которые будут способствовать техническому перевооружению страны.

Требованием времени выступает необходимость изменения и в налоговой политике, а именно развитие налогового стимулирования производств, возможность получения налоговых льгот для тех, кто в сложившихся условиях создает новые производства или производит модернизацию старого.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. [4].

Не менее остро нуждается в переменах и тарифная политика, которая реализуется в рамках антимонопольной деятельности и поддержки конкуренции на рынках. Новая тарифная политика создаст благоприятные условия для возвращения и сохранения бизнеса.

Проводимая государством финансовая политика должна учитывать современные тенденции развития экономики в мире, с учётом специфики сложившейся внутренней и международной обстановки, реальный экономический и финансовый потенциал страны, и именно от степени ее рациональности будут зависеть темпы развития агропромышленного, и других отраслей промышленности России.

Таким образом, в своей основе финансовая политика, является формой экономической политики, и её основное предназначение содействовать достижению поставленных целей социально-экономического развития страны. Достижение этих целей возможно лишь при эффективном распределении, перераспределении и использовании имеющихся финансовых ресурсов с учётом интересов всех субъектов финансовой системы государства.

Сегодня наша страна, располагает мощным экономическим и оборонным потенциалом и способна обеспечить достойный уровень и качество жизни населения.

Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития

Финансовая политика — это особая сфера деятельности Президента и Правительства Российской Федерации, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов общества, их рациональное распределение и перераспределение, эффективное использование для финансового обеспечения реализации программы социально-экономического развития страны.

Современная финансовая политика — составная часть социально-экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются государственными органами исполнительной власти во главе с Президентом Российской Федерации и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также при разработке, принятии решения о бюджете муниципального образования и его реализации органами местного самоуправления на очередной финансовый год и плановый период.

Финансовая политика Российской Федерации определяется положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и ежегодными бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу».

Основные приоритеты развития России на долгосрочную перспективу. Основными направлениями социально-экономической политики Президента и Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются:

• последовательное повышение уровня жизни населения;

• снижение социального неравенства;

• сохранение культурных ценностей;

• обеспечение независимой и достойной России роли в мировом сообществе.

Для реализации этих целей в ближайшее десятилетие должны быть решены многие социальные, макроэкономические, структурноинвестиционные, конституционные, финансовые и другие задачи.

Первая задача. Преодоление послекризисного спада уровня жизни на основе соответствующего роста ВВП и эффективности производства, создание благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что в первую очередь требует сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки, повышения оплаты труда в соответствии с ростом его производительности, обеспечения эффективности уровня занятости трудоспособного населения.

Вторая задача. Создание условий для достижения роста производства преимущественно за счет интенсивных факторов, т.е. на основе модернизации и повышения эффективности экономики. Необходимые условия реализации этой задачи:

• защита прав собственности;

• наличие эффективной финансовой системы, способной перераспределять капитал;

• макроэкономическая стабильность, обеспечивающая низкие положительные процентные ставки и удержание низкой инфляции, на основе реструктуризации соответствующих отраслей и формирования рынков на их продукцию и услуги.

Важнейшим фактором повышения общей эффективности экономики является устранение диспропорций в системе относительных цен, снижение энергоемкости производства, сокращение косвенного субсидирования хозяйствующих субъектов государственными и муниципальными органами власти и домохозяйствами.

Третья задача. Нормализация функционирования и воспроизводства производственно-технологического аппарата. Необходимо расширение внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора и привлечения сбережений населения, а также создания благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций.

Четвертая задача. Формирование институциональной среды, которая стимулировала бы экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики.

Пятая задача. Неукоснительное выполнение государством своих финансовых обязательств и превращение бюджета в активный инструмент государственной экономической политики. В первую очередь это касается повышения эффективности расходования бюджетных средств, что особенно важно в условиях, когда увеличение непроцентных расходов затруднено в силу необходимости выполнения финансовых обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.

Шестая задача. Укрепление экономических основ федерализма, что подразумевает упрочение единого экономического пространства на основе приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством. Одновременно необходимо повышение экономической самостоятельности и ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе разграничения функций, полномочий, источников формирования финансовых ресурсов между федеральным и региональными уровнями. Необходимо также создание условий и стимулов для активизации участия регионов в выполнении общефедеральных и межрегиональных программ, сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на основе федеральной системы социальных стандартов и нормативов (с учетом региональной специфики).

Седьмая задача. Осуществление денежно-кредитной политики, направленной на поддержание возможно более низкого инфляционного фона, не подрывающей мотивации к сбережению и инвестированию; обеспечение предсказуемой динамики валютного курса, низких положительных процентных ставок, а также сбалансированного денежного предложения и спроса. Достижение реальных результатов по этим направлениям должно привести к сохранению положительных тенденций в экономике, снижению инфляции, нормализации денежного обращения, увеличению доходов бюджета и в конечном счете к стабилизации и повышению уровня жизни населения, снижению его дифференциации по доходам, в том числе и в региональном разрезе.

Основные приоритеты развития России на среднесрочную перспективу. Правительству Российской Федерации предстоит сконцентрировать свои усилия на следующих приоритетных направлениях социально-экономической политики:

• необходимо продолжить реформирование системы образования, в том числе дошкольного, совершенствование образовательных программ и стандартов, обеспечение ориентации на потребности рынка труда, реструктуризации сети образовательных организаций, совершенствование порядка финансирования образовательных учреждений с учетом перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрение образовательных кредитов, создание независимых систем контроля за качеством образования;

• повысить эффективность функционирования системы здравоохранения. Конкретизировать государственные гарантии в области здравоохранения, реорганизовать систему оказания медицинской помощи за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи в соответствии с имеющимися ресурсами, совершенствовать систему обязательного медицинского страхования, использовать новые организационно-правовые формы медицинских организаций, способствующих эффективному использованию имеющихся ресурсов;

• повысить эффективность программ в области социальной политики, борьбы с бедностью, уточнить существующие механизмы предоставления социальной помощи. Обеспечить координацию деятельности всех органов, предоставляющих жилищные субсидии и иные формы социальной помощи на основе совместного планирования и реализации программ помощи бедным, содействовать повышению трудовой мобильности;

• продолжить реализацию административной реформы и реформы государственной службы. Обеспечить осуществление судебной реформы и реформы правоохранительных органов;

• в инновационной сфере повысить роль научных исследований и разработок, использовать научный потенциал как один из основных источников устойчивого экономического роста. Создать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий;

• способствовать модернизации производственных мощностей, изменению структуры экономики в пользу обрабатывающих производств при активном участии бизнеса, устранив ограничения инфраструктурного и технологического характера. Развивать конкуренцию при сокращении нерыночного сектора в условиях создания и совершенствования финансовых рынков, малого бизнеса;

• для формирования рынка доступного жилья развивать институты ипотечного жилищного кредитования, повысить доступность социального жилья;

• способствовать развитию агропромышленного комплекса, повысить доступность кредитных ресурсов для производителей сельскохозяйственной продукции, развивать механизмы лизинга сельскохозяйственной техники, повысить эффективность информационного обеспечения;

• содействовать развитию российских регионов, созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации ресурсов экономического роста.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector