Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая политика государства в современных условиях

Финансовая политика РФ в современных условиях

Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трех составных частей:

* выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

· стимулирует рост производства, рациональное размещение

· производительных сил по территории страны;

· повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;

· способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;

· Приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

К основным целям финансовой политики, можно отнести следующие:

— Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

— Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

— Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Финансовая политика делится на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Финансовая политика государства в современных условиях.

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых у него ресурсов. В ходе мобилизации денежных средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.

Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Финансово-бюджетная политика осуществляется в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию.

Финансово-бюджетная политика государства определяется ежегодно в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования, контрольно-счетных органов

Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования.

Финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровнях обеспечивается системой финансовых планов. В систему фин.планов входят:

-сводные фин.балансы, составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях управления.

Перспективное планирование на всех уровнях осуществляется в целях:

*обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;

*прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

*прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;

*определения возможности реализации различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержаться данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета.

Сводный финансовый баланс –это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный фин.баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Сводный фин.баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Минфина РФ на основе макроэкономических показателей.

Необходимость разработки территориальных сводных балансов обусловлено рядом факторов:

1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории по экономическому и социальному развитию;

2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий;

3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и использованного на данной территории. Это позволяет иметь более полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

Читать еще:  Дефляционная финансовая политика государства предполагает

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Для формирования и развития экономической структуры современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, которое осуществляется в пределах экономической политики, и составной частью которой является финансовая политика.

По мнению Г. Б. Поляка «финансовая политика – это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными стратегическими и текущими задачами данного субъекта» [4, с.111].

Ученый И. В. Левчук утверждал, что финансовая политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Государство является главным субъектом проводимой политики.

разработку научно — обоснованной концепции для развития финансов;

разрабатывает меры, которые направлены на достижение поставленных целей;

определяет основные направления их использования.

Единая государственная финансовая политика имеет сложную структуру и может быть представлена как совокупность бюджетной политики, налоговой политики, инвестиционной политики, социальной политики и таможенной политики.

Ее важнейшие составляющие изображены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Составляющие финансовой политики на уровне государства

Цель финансовой политики российского государства (и в частности субъекта Федерации) – это увеличение или же сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на основе этого обеспечение социальных нормативов уровня жизни страны, в том числе и на уровне регионов. Поэтому, при рассмотрении финансовой политики России, необходимо отметить тот факт, что её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые характерны для нашей страны. В первую очередь, это значительные по протяженности размеры страны. Это и послужило основной причиной расширения банковской структуры на территории государства.

Некоторые экономисты выделяют и другие цели про­ведения финансовой политики, такие, как: снижение темпов ин­фляции и сглажива­ние экономических циклов. Впрочем, можно заметить, что данные цели являются, по сути, производными от задачи финансовой политики, а именно, обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Главной задачей финансовой политики в период современ­ных преобразований в нашей стране состоит не только в материальном обеспечении этих преобразований, но и в пре­дотвращении социальной напряженности в обществе и максимальном смягчении трудностей перехода от одной системы отношений к другой.

Обозначение системного характера экономическо-политической деятельности на современном этапе ее становления, играет немало важную роль.

Значение компонентов финансовой политики довольно существенно. Основные составляющие проводимой в настоящее время в России финансовой политики — институты бюджетно-налогового направления. С помощью их можно обеспечить реализацию и контроль за функциями, которые выполняются государством в ходе проведения финансовой политики.

Финансовая политика, во многом для Российской Федерации носит решающий характер, поскольку в рамках ее мероприятий идет обеспечение формирования финансовой стабильности в стране, а так же эффективные условия для ведения бизнеса.

Одной из наиважнейших задач, решаемых в настоящее время правительственными структурами и министерством финансов, является создание необходимых условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов. Выполнение этой задачи, на текущий момент, стало главным направлением работы министерства. Это связанно с негативными тенденциями, которые наблюдаются в финансовой сфере во всем мире. Их влияние оставило отпечаток на экономических процессах, происходящих в России, так как на современном этапе грамотная политика имеет большее значение.

Роль финансовой политики значительно возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование страны, но так же и гарантировать ее развитие в условиях кризиса.

Единой бюджетной политики для всех предприятий, в условиях рыночной экономики, не существует. Основанием для принятия финансовой политики являются цели и задачи каждого отдельного предприятия. Процессы инфляции, система госу­дарственного налогообложения и таможенных пошлин, а так же фи­нансово-экономические кризисы оказывают значительное влияние на формирование бюджетной политики компании.

Помимо этого, на сегодняшний день, финансовая политика стала более ориентированной на привлечение инвестиций. В условиях финансового кризиса, множество компаний уходят с российского рынка, собственно, что наносит значительный ущерб экономике государства и затормаживает его развитие. Исходя из этого, правительство активно работает в данном направлении, формируя при этом необходимые условия для инвесторов.

При разработке финансовой политики предприятие акцентирует свое внимание на следующих направлениях:

анализ финансово-экономического состояния;

управление оборотными средствами;

выработка кредитной политики;

управление дебиторской и кредиторской задолженностя­ми;

управление издержками компании;

выбор дивидендной политики;

использование рыночных механизмов для привлечения финансов.

Задачи финансовой политики для каждого предприятия индивидуальны.

Ее принципы продемонстрированы на рисунке 2.

Рисунок 2 – Принципы финансовой политики организации

Финансовая политика, представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на использование финансовых отношений для выполнения государством своих функций, а так же оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

В настоящее время Российская Федерация идет по сложному пути реформ. Несомненно, проводимая правительством политика в области финансов неоднозначна. Поэтому, в современных условиях роль ее значительно выросла.

Современная финансовая политика обеспечивает силу экономики государства и уровень активизации, чтобы в дальнейшем совершенствовались экономические процессы страны.

Можно сделать вывод о том, что современное экономическое состояние России требует быстрого и правильного реагирования на кризисные ситуации.

Список используемых источников

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, глава 24.1/ в редакции Федерального закона от 04.06.2018 N 142-ФЗ

Читать еще:  Финансовые организации государственного сектора

Ермакова Е.А. , Семернина Ю.В. // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 44 . — С. 14-27

Моисеев. С. Политика поддержания финансовой стабильности / С. Моисеев //Вопросы экономики. — 2017. -№5 — С. 51-61

Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Г. Б. Поляка. Москва, «Юнити», 2017, — С. 80-87

Электронный каталог Научной библиотеки ВСГУТУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lib.esstu.ru/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=STAT5&P21DBN=STAT5&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2,%20%D0%AE.%20%D0%93

Груздева Е.В. Финансы инновационной компании // курс: «Финансы. Финансовая экономика» — 2015. — №3. – С. 22-24

Финансовая политика государства в современных условиях

Финансовая политика реализуется в реальной хозяйственной жизни через финансовый механизм. Последний представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами. Посредством финансового механизма происходит управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и денежных накоплений для выполнения государственных программ экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах действительности.

Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодоления возникающих диспропорций.

Финансовая политика начала периода самостоятельного развития Казахстана отличалась непоследовательностью и противоречивостью.

С одной стороны, на выбор политики оказывали влияние факторы дестабилизации в постсоветском пространстве и финансовые мероприятия вынужденно следовали проводимым в других странах, особенно в России. Это определялось общностью хозяйственных связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой общественно-экономической формации, что сопровождалась радикальной ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась так называемая «шоковая терапия» в целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных ограничений, государственной монополии на ключевые виды экономической деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального хозяйства.

С другой стороны, проводились поспешные, неподготовленные мероприятия, которые общество не воспринимало как объективно необходимые в Казахстане. В их числе волевые решения по экстренному преобразованию производственных отношений, стремление к централизации финансов, некорректный предел собственности в ходе разгосударствления и приватизации, игнорирование интересов субъектов сферы материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения и дополнения законодательства и нормативных актов. В данном случае отсутствовала обоснованная экономическая стратегия, а тактические мероприятия финансовой политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных причинно-следственными связями, в результате — устранение негативных явлений в одном звене вызывало их возникновение в другом.

Поэтому задачей финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по переводу экономики на траекторию экономического роста, стабилизации хозяйственной жизни на основе дальнейшей структурной перестройки национального хозяйства, развитию предпринимательской деятельности, реформированию собственности с оптимизацией доли государственной части, расширению и активизации внешнеэкономической деятельности финансированию социальных программ. Отрабатывается механизм интеграции экономики республики в мировое хозяйство. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения по мере вхождения в рыночные отношения от инфляции, безработицы, потери доходов.

В республике продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и механизма ее осуществления.

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

1) разработка научно-обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

2) формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;

3) практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

б) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Рубрикатор

Финансовая политика государства. Особенности финансовой политики государства в РФ в современных условиях

Финансовая политика это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством своих функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Как всякая область политики, финансовая политика имеет цели, задачи и избранные приоритеты, которые всегда находятся в рамках целей задач и приоритетов экономической политики.

Читать еще:  Государственная финансовая политика включает

Государство разрабатывает стратегию финансовой политики основные направления финансового развития на перспективу. Помимо стратегии государство определяет тактику финансовой политики, которая состоит в определении задач на предстоящий период, средства и пути их достижения.

Практическое воплощение финансовая политика получает через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

К основным направлениям финансовой политики государства относятся:1)бюджетная политика;2)налоговая политика;3)инвестиционная политика;4)амортизационная политика;5)политика в области государственного кредита;6)социальная и др.

Каждое из этих направлений имеет свои стратегические и тактические цели, задачи, приоритеты и специфический механизм реализации.

Основные направления финансовой политики государства В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. В основу финансовой политики на ближайшие годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2015 г. и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 20132015 годах».

Финансовая политика в 20112013 гг. направлена на восстановление макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетной системы страны от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита бюджетов, прежде всего федерального, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление. По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2011 г. ожидается в 10%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 1315% в 2010 г. и более 25% в 2013 г. Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 г. до уровня 4,55,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 78% годовых.

Основными целями финансовой политики в 20112013 гг. являются:

1) использование федерального бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;

2) разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций. Для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Необходимо постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.

3) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста. Так, в 2010 г. доля трудоспособного населения составит 62% от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста 22%. По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 г. численность трудоспособного населения сократится до 52%. а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.

4) повышение качества человеческого капитала. Приоритетными будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Продолжится реализация федеральных целевых программ, мероприятия которых направлены на решение вопросов по обеспечению необходимой медицинской помощью и лекарственными средствами населения Российской Федерации и реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье».

Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики. В результате демографической ситуации в течение 23 лет количество студентов в вузах сократится на 2030%. Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.

В условиях ухудшающейся демографической ситуации и прогнозируемого в связи с этим уменьшения числа школьников и студентов расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на образование, не только не сокращаются, а предусматриваются с ростом к 2010 г., что позволит перенаправить объемы бюджетных ассигнований на модернизацию и совершенствование профессионального образования.

5) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг. В среднесрочной перспективе сохраняется необходимость выделения ассигнований в форме межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, которые должны помочь регионам обеспечить на достойном и качественном уровне получение гражданами государственных и муниципальных услуг.

Экономический кризис продемонстрировал зависимость доходной части бюджетов многих субъектов РФ от динамики общеэкономической конъюнктуры. В связи с этим субъекты РФ должны формировать Резервные фонды субъектов РФ. С целью стимулирования органов государственной власти субъектов РФ к формированию таких фондов, субъектам РФ будет запрещено размещение бюджетных средств на банковские депозиты, за исключением средств Резервных фондов субъектов РФ.

6) реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector