Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
345 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая система государства кратко

Тема 2. Финансовая система государства и ее структура;

Финансовая система – совокупность сфер функционирования финансо­вых отношений и обслуживающих их финансовых учреждений (форма органи­зации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта).

Финансовая система организованная совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов де­нежных средств госу­дарства и предприятий.

В финансовую систему включают следующие сферы:

I. Централизованные финансы (государственные)

II. Децентрализованные финансы (финансы предприятий, организаций, учреждений; финансы страхования, финансы домашних хозяйств).

Структура финансовой системы Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура финансовой системы России

Первая сфера, где необходимы финансы — государство. Система, с помо­щью которой государство аккумулирует и расходует средства, называется государ­ственные финансы (Publik Finance).

Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие мобилизует средства (Corporate Finance). Также к сфере децентрализованных финансов относят прочие финансы (в том числе финансы страхования, кото­рые могут быть частично отнесены к централизованным финансам (в части обязательного страхования), а частью — к децентрализованным (в части коммер­ческих страховых компаний, существующих как хозяйствующие субъекты)).

Таким образом, финансы, которые аккумулирует государство, называются центра­лизованными. Они формируются за счет налогов, дохо­дов от внешнеэкономи­ческой деятельности, таможенных по­шлин и т. д. Финансы, которые оста­ются в распоряжении пред­приятий и домашних хозяйств называются децентрализованными.Они формируются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения.

1. Децентрализованные финансы — это совокупность экономических отно­шений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринима­телей, физических лиц, предназначенных для обеспечения про­цесса расширенного воспроизводства. Они являются основой финансовой сис­темы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формиру­ется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллекти­вов становится прибыль. От состояния децентрализованных фондов зависит общее положение страны. Финансы домашних хозяйств недавно включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюд­жета и его использованию имеют важное значение по регулированию платеже­спо­собного спроса страны. Чем выше доходы общества, тем выше его спрос на про­изводимые материальные ценности и устойчивее экономическое положение предприятий.

Различают следующие звенья децентрализованных финансов:

1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммер­ческую деятельность;

3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов).

2. Централизованная сфера (государственные финансы)— денежные отношения по по­воду распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ре­сурсов государства и его предприятий и использованием госу­дарственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворе­ние социально – культурных потребностей общества, нужд обороны и управ­ления.

Государственные финансы включают в себя:

1) Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отно­шениями, возникающими у государства с юридическими и физическими ли­цами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образова­нием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного для фи­нансирования народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обо­роны и государственного управления. Действующая бюджетная система со­стоит из 3-х звеньев:

— бюджеты субъектов РФ;

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими до­ходами и расходами не включается в вышестоящий. Для целей планирования составляется консолидированный бюджет — статистический, сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

2) Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и ис­пользования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования неко­торых общественных потребностей и комплексно используемых на основе ор­ганизационной самостоятельности фондов.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

а) обязательные платежи (специальные целевые налоги и страховые взносы, установленные законодательством);

б) бюджетные средства;

в) доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

г) добровольные взносы физических и юридических лиц;

д) прочие источники.

Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в пол­ном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших со­циальных мероприятий.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое значение — расширить соци­альные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей соци­альной инфраструктуры.

Таким образом, в состав государственных финансов России по функциональному на­значению входят:

— бюджеты субъектов РФ;

— государственные внебюджетные фонды.

3) Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у госу­дарства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией вре­менно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

Формы государственного кредита:

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль – 1) в обеспече­нии определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; 2) в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами, сферами производства (производственной, непроизводственной), слоями населения.

4) Страхование — специфическая сфера, под которой понимается – совокуп­ность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участ­никами по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхо­вого фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесен­ного субъектам хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Страхование имеет свои звенья:

1) Социальное страхование;

2) Личное страхование;

3) Имущественное страхование;

4) Страхование ответственности;

5) Страхование предпринимательских рисков.

Таким образом, через финансовую систему государство воздействует на формирова­ние централизованных и децентрализованных денежных фондов, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Вопрос 1. Финансовая система государства

В современных условиях понятие «финансы» определяется как система экономических отношений, которая связана с образованием и распределением денежных ресурсов. Условно в финансовой системе можно выделить: государственные финансы, финансы предприятий (хозяйствующих субъектов) и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы – это та часть финансовой системы общества, которая охватывает движение денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций.

Финансы предприятий – это денежные активы, которые образуются, распределяются и используются в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.

Финансы населения – это та часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Выделяют типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:

— государство – предприятие и наоборот;

— государство – население и наоборот;

— государство – государство и т. п.

Мы остановимся на рассмотрении государственных финансов.

Государственные финансы представляют сложную систему, которая включает четыре основных звена: государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации, муниципальные бюджеты, финансы государственных предприятий, а так же финансы внебюджетных специальных фондов.

Главным звеном этой системы является государственный бюджет (чемодан, мешок с деньгами). Вторым по значению звеном являются местные бюджеты, на их долю приходится от 30% до 50% всех ресурсов финансовой системы. Необходимо отметить, что эти бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Финансы государственных предприятий – это закрепленные за предприятиями основные и оборотные фонды. Предприятия несут затраты на производство и реализацию продукции, получают прибыль, финансируют капитальные вложения. Четвертое звено государственной финансовой системы – внебюджетные специальные фонды, подразделяющиеся на два вида: социальные и экономические.

Читать еще:  Управление финансами на уровне государственных субъектов

Государственный бюджет – план доходов и расходов государства (финансовый план) на текущий год и имеет силу закона. Бюджет России утверждается Федеральным собранием. Государственный бюджет в РФ включает три уровня: консолидированный бюджет, федеральный бюджет и бюджеты территорий.

Основными функциями государственного бюджета являются:

1. перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта;

2. государственное регулирование и стимулирование экономики;

3. финансовое обеспечение социальной политики.

Консолидированный бюджет объединяет федеральный и территориальные бюджеты (субъектов РФ). Он не подлежит утверждению, используется для расчетов и анализа. Федеральный бюджет – это центральный бюджет, утверждаемый Государственной Думой.

Бюджеты территорий – основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, утверждаемый высшим законодательным органом административно-территориальных образований.

Организация бюджета предполагает бюджетное устройство и бюджетный процесс. Бюджетное устройство – это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Государственная бюджетная система России включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 56 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, окружные и местные бюджеты.

Бюджетный процесс – это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В России бюджетный процесс охватывает четыре стадии:

1. составление проекта бюджета;

2. рассмотрение и утверждение бюджета;

4. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Основное внимание при анализе бюджетных проблем уделяется рассмотрению двух основных частей бюджета – доходной и расходной частей бюджета.

К методам образования бюджетных доходов относятся налоги, займы и эмиссия денег.

Главным методом формирования доходной части бюджета всех уровней являются налоги (около 90% доходной части). Вторым по значению источником доходов бюджета являются государственные займы. И самый неэффективный и непопулярный метод – это эмиссия денег, так как усиливает инфляционные процессы и сопутствующие им негативные социально-экономические последствия (1991 – 1996 годы в России).

Расходная часть бюджета – это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.

В России расходная часть государственного бюджета подразделяется на следующие группы:

1. финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство,

строительство и др.);

2. финансирование социально-культурного развития и науки;

3. расходы на национальную оборону;

4. содержание правоохранительных органов, органов власти и управления;

5. расходы на внешнеэкономическую деятельность;

6. создание резервных фондов;

7. расходы по обслуживанию государственного долга;

8. прочие расходы.

Расходы бюджетов субъектов федерации не повторяют расходов федерального бюджета.

В странах с социально-рыночной экономикой первое место в бюджетных расходах занимают затраты на финансирование социально-культурного развития. В российском бюджете расходы на социальные цели составляют около 30% всех затрат.

Важным аспектом использования средств бюджета является финансовый контроль. В России финансовый контроль осуществляют Государственная Дума и Совет Федерации.

Высшим специальным органом финансового контроля является Счетная палата, которая подотчетна Федеральному собранию. Счетная палата проводит экспертизу бюджета, контролирует его исполнение. Важная роль в системе финансового контроля принадлежит Казначейству, которое представляет собой единую централизованную систему (Главное управление и территориальные органы). Казначейство подчиняется Министерству финансов, которое организует и контролирует исполнение бюджета и внебюджетных фондов на всех уровнях экономической системы.

Государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства.

Оптимальный вариант, когда расходы равны доходам. На протяжении многих лет расходная часть государственного бюджета России превышала доходную часть. Сумму, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, называют бюджетным дефицитом или дефицитом бюджета.

Среди причин бюджетного дефицита можно назвать следующие причины:

1. спад производства;

2. массовый выпуск «пустых» денег;

3. многочисленные социальные программы;

4. огромный оборот «теневого» капитала и др.

Дефицита можно покрыть следующими способами: продавать ценные государственные бумаги; занимать у внебюджетных фондов; получать кредиты у банков; дополнительная эмиссия денег.

Регулирование бюджета является бюджетной политикой государства. Отметим некоторые цели бюджетной политики:

1. приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами – будут отменены не финансируемые или частично финансируемые обязательства;

2. ресурсы бюджета направлять на решение ключевых социально-экономических задач;

3. обеспечение без дефицитности бюджета;

4. четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами;

5. обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития экономики. Финансовая политика – мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

Финансовая политика складывается из взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Остановимся на рассмотрении фискальной политики.

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 1627 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Финансовая система государства

Финансы — совокупность всех экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децент­рализованных фондов денежных средств в стране. Финансы суть совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов. Основными субъектами, между которыми постоянно происходит движение денежных пото­ков, являются: государство и его институты, фирмы и население.

Финансовая система — это совокупность всех взаимосвязан­ных финансовых структурных элементов. Структура финансовой системы включает в себя:

а) совокупность бюджетов всех уровней (государства, адми­нистративных единиц, местных органов власти);

б) внебюджетные фонды (социального, имущественного, лич­ного страхования);

в) валютные резервы государства;

г) денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему определяют и как взаимосвязь финансов государства, хозяйственных

субъектов и населения.

Функционирование финансовой системы предполагает два этапа:

1. Составление планов по расходованию и получению дохо­дов.

2. Организация движения самих денежных потоков.

Когда финансовая система ориентирована на достижение оп­ределенных целей на уровне государства, то речь идет о государс­твенной финансовой политике. Последняя имеет два аспекта:

а) регулирование экономики с помощью доходов и расходов — фискальная политика;

б) регулирование бюджетных процессов (достижение бюд­жетного равновесия) — бюджетная политика.

Фискальная политика — это система регулирования экономи­ки посредством изменений государственных расходов и доходов. Она делится на два вида: дискреционная фискальная политика и автоматическая. Дискреционная политика представляет собой сознательное манипулирование государством налогами и расхо­дами (например, ставками налогов, размерами пособий) в целях выравнивания экономической конъюнктуры (активная фискальная политика). Автоматическая фискальная политика проводится ав­томатически с помощью встроенных стабилизаторов (прогрессив­ной ставки подоходного налога, пособий по безработице и т.д.), это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Государственный бюджет — это финансовая программа де­ятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяют­ся: на расходы по государственному управлению, на социально-экономические цели, на хозяйственную деятельность государства, осуществление им внешнеэкономической деятельности, укрепле­ние обороны и национальной безопасности.

Читать еще:  Органы государственного финансового контроля субъектов рф

В экономической литературе предлагается различная клас­сификация государственных расходов. Так, А. Пигу делит их на трансформационные и трансфертные. В первом случае потокам государственных средств противостоит услуга, выраженная в то­варе или труде (государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплата из бюджета заработной пла­ты)- Трансфертные расходы не предполагают встречную услугу и выступают как прямая передача средств (трансферт: субсидии, по­собия домашним хозяйствам, социальное обеспечение).

Другая классификация госрасходов связана с институциональ­ным направлением: за основу берется их распределение по минис­терствам, агентствам, ведомствам. Такая систематизация облегча­ет контроль за расходованием средств, но не позволяет судить об эффективности их использования.

На основе функционального принципа классификации расхо­ды группируются по целевому назначению (оборона, образование, промышленность и т.д.). Этот подход позволяет судить о приори­тетах экономической политики государства.

Расходы государства на хозяйственную деятельность приво­дят к мультипликационному росту чистого национального про­дукта. Мультипликатор государственных расходов определяется как отношение изменения ЧНП к изменению правительственных расходов.

Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений из так называемых, внебюджетных или целевых фондов.

В экономической литературе дается следующая классифика­ция государственных доходов:

— налоговые и неналоговые;

— обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, пе­риодические);

— от частного сектора и от государственного сектора.

В свою очередь, доходы, получаемые от государственного сектора, делятся на средства, полученные от национального госу­дарства и поступившие из-за рубежа (помощь, репарации). Госу­дарственные доходы от частного сектора обусловлены прямым и косвенным участием государства в рыночных процессах. Прямой вариант предполагает доходы от продажи товаров и услуг, произ­водимых государственными предприятиями. Косвенный — предус­матривает доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штра­фов и т.п.

Известны два принципа построения финансовой системы: а) демократический централизм; б) фискальный федерализм. При демократическом централизме местные органы не могут самосто­ятельно распределять денежные средства. При фискальном феде­рализме центральные и местные финансы строго разграничены, и местные власти самостоятельно определяют направления финан­совых расходов.

Налоги — это обязательные платежи физических и юридичес­ких лиц в государственный и местный бюджеты. Налоговая систе­ма—совокупность форм и методов сбора финансовых средств.

1. Система взимания налогов должна быть построена так, чтобы затраты государства на ее содержание, а также за­траты налогоплательщика, связанные с самой процедурой
выплаты, были максимально низкими.

2. Налоговое бремя не должно снижать экономическую ак­тивность налогоплательщика.

3. Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы в наибольшей степени способствовать реализации политики конъюнктуры и занятости.

4. Процесс налогообложения должен влиять на распределе­ние доходов в направлении обеспечения большей социаль­ной справедливости.

5. Комбинация налогов должна образовывать единую систе­му, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель.

6. При определении «налоговой платежеспособности» част­ных лиц следует требовать предъявления лишь минимума сведений, затрагивающих личную жизнь граждан.

Основные виды налогов можно классифицировать по следую­щим пяти признакам.

1. По объектам налогообложения различают: а) налог на до­ходы, б) налог на имущество, в) налог на расходы покупателей оп­ределенных товаров и услуг.

2. По способам взимания налоги делятся на прямые (взима­ются непосредственно с получателей доходов или владельцев иму­щества: подоходный налог, налог на собственность) и косвенные (включаются в цены определенных товаров и взимаются с потре­бителей этих товаров при их продаже — акцизы и таможенные пош­лины).

3. По способу определения размера различают три основ­ные системы налогов: а) пропорциональными считаются налоги с неизменной процентной ставкой, не зависящей от суммы дохода, расхода или стоимости имущества; б) прогрессивными называют
налоги, ставка которых растет по мере роста доходов; в) регрес­сивными называют налоги, ставка которых снижается по мере рос­та доходов.

4. По уровню бюджета, в который поступают налоговые сум­мы, выделяют общегосударственные и местные налоги.

5. По порядку использования различают общие налоги — пос­тупают в единую кассу государства, и целевые или специальные, имеющие определенное назначение.

Рост чистого объема налоговых поступлений в государствен­ный бюджет расширяет возможности государственного инвес­тирования и кредитования частного бизнеса и государственных предприятий. Это приводит к мультипликационному росту чистого национального продукта. Налоговый мультипликатор определяет­ся как отношение изменения ЧНП к изменению объема налоговых поступлений.

Однако государство не должно забывать о том, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы фирм отбивает у послед­них стимулы к капиталовложениям. Наглядно это отражает на гра­фике кривая Лаффера (рис. 3).

Рис. 3. Кривая Лаффера

Первоначально с ростом налоговых ставок растут поступления в бюджет. Однако в какой-то момент чрезмерные ставки налогов начинают тормозить развитие производства, а при стопроцентной ставке налогов предприниматели сворачивают свое производство в силу отсутствия какого-либо стимула, и поступления в бюджет совершенно прекращаются.

В Казахстане действуют следующие налоги, установленные Налоговым кодексом РК:

1. Корпоративный подоходный налог.

2. Индивидуальный подоходный налог.

3. Налог на добавленную стоимость.

5. Налоги и специальные платежи недропользователей.

6. Социальный налог.

7. Земельный налог.

8. Налог на транспортные средства,

9. Налог на имущество.

Кроме этих налогов в бюджет поступают 13 видов сборов, 9 различных плат, государственная пошлина и таможенные платежи.

Бюджетный процесс предполагает сбалансированное состоя­ние государственных доходов и расходов. Превышение государс­твенных расходов над доходами вызывает бюджетный дефицит по причинам:

а) возрастания роли государства в различных сферах жизни;

б) роста расходов на обеспечение национальной безопасности:

в) увеличения численности государственного аппарата;

г) колебаний хозяйственной конъюнктуры, периодических спадов и подъемов производства.

Способы погашения дефицита госбюджета:

1) дополнительная эмиссия денег;

2) увеличение налогов;

3) государственные займы, государственный кредит;

4) сокращение расходов.

В результате выпуска государственных займов и их размеще­ния государство привлекает временно свободные денежные средс­тва населения, банков, страховых и промышленных компаний. В результате образуется внутренний долг государства, погашаемый постепенно. В результате привлечения международного кредита образуется внешний долг государства.

Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:

1. Необходимость обслуживания внешнего долга приводит к существенному сокращению возможностей потребления для населения данной страны.

2. Долг приводит к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики.

3. Увеличение налогов для оплаты растущего государственно­го долга выступает в качестве антистимулятора экономи­ческой активности.

4. Государственный долг приводит к усилению неравенства в доходах.

Методические рекомендации к лекции

Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на составляющие экономической политики, ее содержание, основные приоритеты развития.

Выводы

Денежная система — форма организации денежного обраще­ния в каждой стране. Социальная политика- согласованная деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Основным субъектом, координирующим эту деятельность, является государство. Мировое хозяйство — система национальных хозяйств, связанных между собой международным разделением труда, торгово-экономи­ческими, финансовыми, научно-техническими, политическими и дру­гими международными отношениями.

Данное хозяйство включает в себя как развитые, так и развива­ющиеся страны. Формирование мирового хозяйства началось од­новременно с возникновением товарного обмена

Читать еще:  Методами формирования государственных финансов являются

Тема 13. РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Цель Рассмотреть роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста.

ЛЕКЦИЯ № 2 Финансовая система

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы – это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы – местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Финансовая система государства кратко

Разнообразие финансов обусловило возможность объединения их в различные однородные и взаимосвязанные между собой группы, получившие в литературе название «финансовые институты». Взаимозависимость и взаимообусловленность финансовых институтов позволяют объединить их в понятие «финансовая система».

Финансовая система рассматривается в двух аспектах:

1) как совокупность финансовых институтов, т. е. совокупность различных групп денежных отношений, однородных по методам и формам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного управления и самоуправления, субъектов хозяйствования;

2) как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. В экономической литературе в связи с этим используется понятие «финансовый аппарат». В данном случае органы, осуществляющие финансовую деятельность в государстве, подразделяют на две группы: а) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач; б) органы, для которых финансовая деятельность является основной (например, Министерство финансов Республики Беларусь).

Финансовая система как совокупность финансовых институтов состоит из следующих звеньев:

  • бюджетная система, включающая в себя государственный (республиканский) и местные бюджеты, а также государственные целевые бюджетные фонды;
  • внебюджетные государственные целевые фонды, к числу которых относятся Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, инновационные фонды и ряд других фондов, которые имеют конкретное целевое назначение. Средства данных фондов образуются за счет обязательных платежей и отчислений физических и юридических лиц;
  • финансы предприятий различных форм собственности, являющиеся основой всей финансовой системы в связи с тем, что напрямую связаны с процессом материального производства, создающего национальный доход, который распределяется и перераспределяется за счет финансовой системы;
  • имущественное и личное страхование, направленное на возмещение материального ущерба от различных несчастных случаев и стихийных бедствий физическим и юридическим лицам. Средства данных фондов образуются за счет взносов физических и юридических лиц, а также государственного бюджета;
  • кредит государственный и банковский. Государственный кредит представляет собой отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц самим государством, которое в конкретной ситуации выступает в роли заемщика этих средств. Суть банковского кредита состоит в предоставлении банками временно свободных средств на принципах платности и возвратности юридическим лицам на социальные и производственные нужды, а также физическим лицам на их различные потребности.

Каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, не повторяющиеся в других институтах данной системы. Однако каждое звено взаимодействует с другими институтами и может интегрироваться с ними, что является признаком целостности финансовой системы.

Конституция Республики Беларусь (далее — конституция) регламентирует основные положения финансовой системы государства. Она определяет финансово-кредитную систему и финансовые средства субъектов финансовой деятельности.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на территории государства проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

На основе Конституции определяется бюджетная система и порядок формирования доходной и расходной частей бюджетов, образуются различные внебюджетные фонды.

Большое значение придается вопросам исполнения бюджетов всех уровней и составления отчетов об их исполнении. Конституция устанавливает основу банковской системы Республики Беларусь, определяя ее как двухуровневую. Важным моментом в деятельности Национального банка Республики Беларусь является его конституционное исключительное право эмиссии денег.

Всем этим проблемам посвящен раздел VII Конституции Республики Беларусь. Однако этим разделом не ограничиваются конституционные основы финансовой деятельности Республики Беларусь.

Многие статьи других разделов Конституции Республики Беларусь являются основополагающими началами той или иной сферы финансовой деятельности. Так, ч. 3 ст. 7 обязывает своевременно доводить до сведения нормативно-правовые акты государственных органов, в том числе и в отношении налогового законодательства. Статья 56 Конституции Республики Беларусь возлагает на граждан обязанность участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

Системный анализ норм Конституции Республики Беларусь дает основания полагать, что и ряд других ее статей прямо или косвенно регулирую общественные отношения, связанные с финансовой деятельностью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×