Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая система государства

Финансовая система государства

Финансы — совокупность всех экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децент­рализованных фондов денежных средств в стране. Финансы суть совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов. Основными субъектами, между которыми постоянно происходит движение денежных пото­ков, являются: государство и его институты, фирмы и население.

Финансовая система — это совокупность всех взаимосвязан­ных финансовых структурных элементов. Структура финансовой системы включает в себя:

а) совокупность бюджетов всех уровней (государства, адми­нистративных единиц, местных органов власти);

б) внебюджетные фонды (социального, имущественного, лич­ного страхования);

в) валютные резервы государства;

г) денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему определяют и как взаимосвязь финансов государства, хозяйственных

субъектов и населения.

Функционирование финансовой системы предполагает два этапа:

1. Составление планов по расходованию и получению дохо­дов.

2. Организация движения самих денежных потоков.

Когда финансовая система ориентирована на достижение оп­ределенных целей на уровне государства, то речь идет о государс­твенной финансовой политике. Последняя имеет два аспекта:

а) регулирование экономики с помощью доходов и расходов — фискальная политика;

б) регулирование бюджетных процессов (достижение бюд­жетного равновесия) — бюджетная политика.

Фискальная политика — это система регулирования экономи­ки посредством изменений государственных расходов и доходов. Она делится на два вида: дискреционная фискальная политика и автоматическая. Дискреционная политика представляет собой сознательное манипулирование государством налогами и расхо­дами (например, ставками налогов, размерами пособий) в целях выравнивания экономической конъюнктуры (активная фискальная политика). Автоматическая фискальная политика проводится ав­томатически с помощью встроенных стабилизаторов (прогрессив­ной ставки подоходного налога, пособий по безработице и т.д.), это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Государственный бюджет — это финансовая программа де­ятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяют­ся: на расходы по государственному управлению, на социально-экономические цели, на хозяйственную деятельность государства, осуществление им внешнеэкономической деятельности, укрепле­ние обороны и национальной безопасности.

В экономической литературе предлагается различная клас­сификация государственных расходов. Так, А. Пигу делит их на трансформационные и трансфертные. В первом случае потокам государственных средств противостоит услуга, выраженная в то­варе или труде (государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплата из бюджета заработной пла­ты)- Трансфертные расходы не предполагают встречную услугу и выступают как прямая передача средств (трансферт: субсидии, по­собия домашним хозяйствам, социальное обеспечение).

Другая классификация госрасходов связана с институциональ­ным направлением: за основу берется их распределение по минис­терствам, агентствам, ведомствам. Такая систематизация облегча­ет контроль за расходованием средств, но не позволяет судить об эффективности их использования.

На основе функционального принципа классификации расхо­ды группируются по целевому назначению (оборона, образование, промышленность и т.д.). Этот подход позволяет судить о приори­тетах экономической политики государства.

Расходы государства на хозяйственную деятельность приво­дят к мультипликационному росту чистого национального про­дукта. Мультипликатор государственных расходов определяется как отношение изменения ЧНП к изменению правительственных расходов.

Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений из так называемых, внебюджетных или целевых фондов.

В экономической литературе дается следующая классифика­ция государственных доходов:

— налоговые и неналоговые;

— обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, пе­риодические);

— от частного сектора и от государственного сектора.

В свою очередь, доходы, получаемые от государственного сектора, делятся на средства, полученные от национального госу­дарства и поступившие из-за рубежа (помощь, репарации). Госу­дарственные доходы от частного сектора обусловлены прямым и косвенным участием государства в рыночных процессах. Прямой вариант предполагает доходы от продажи товаров и услуг, произ­водимых государственными предприятиями. Косвенный — предус­матривает доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штра­фов и т.п.

Известны два принципа построения финансовой системы: а) демократический централизм; б) фискальный федерализм. При демократическом централизме местные органы не могут самосто­ятельно распределять денежные средства. При фискальном феде­рализме центральные и местные финансы строго разграничены, и местные власти самостоятельно определяют направления финан­совых расходов.

Налоги — это обязательные платежи физических и юридичес­ких лиц в государственный и местный бюджеты. Налоговая систе­ма—совокупность форм и методов сбора финансовых средств.

1. Система взимания налогов должна быть построена так, чтобы затраты государства на ее содержание, а также за­траты налогоплательщика, связанные с самой процедурой
выплаты, были максимально низкими.

2. Налоговое бремя не должно снижать экономическую ак­тивность налогоплательщика.

3. Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы в наибольшей степени способствовать реализации политики конъюнктуры и занятости.

4. Процесс налогообложения должен влиять на распределе­ние доходов в направлении обеспечения большей социаль­ной справедливости.

5. Комбинация налогов должна образовывать единую систе­му, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель.

6. При определении «налоговой платежеспособности» част­ных лиц следует требовать предъявления лишь минимума сведений, затрагивающих личную жизнь граждан.

Основные виды налогов можно классифицировать по следую­щим пяти признакам.

1. По объектам налогообложения различают: а) налог на до­ходы, б) налог на имущество, в) налог на расходы покупателей оп­ределенных товаров и услуг.

2. По способам взимания налоги делятся на прямые (взима­ются непосредственно с получателей доходов или владельцев иму­щества: подоходный налог, налог на собственность) и косвенные (включаются в цены определенных товаров и взимаются с потре­бителей этих товаров при их продаже — акцизы и таможенные пош­лины).

3. По способу определения размера различают три основ­ные системы налогов: а) пропорциональными считаются налоги с неизменной процентной ставкой, не зависящей от суммы дохода, расхода или стоимости имущества; б) прогрессивными называют
налоги, ставка которых растет по мере роста доходов; в) регрес­сивными называют налоги, ставка которых снижается по мере рос­та доходов.

4. По уровню бюджета, в который поступают налоговые сум­мы, выделяют общегосударственные и местные налоги.

5. По порядку использования различают общие налоги — пос­тупают в единую кассу государства, и целевые или специальные, имеющие определенное назначение.

Рост чистого объема налоговых поступлений в государствен­ный бюджет расширяет возможности государственного инвес­тирования и кредитования частного бизнеса и государственных предприятий. Это приводит к мультипликационному росту чистого национального продукта. Налоговый мультипликатор определяет­ся как отношение изменения ЧНП к изменению объема налоговых поступлений.

Однако государство не должно забывать о том, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы фирм отбивает у послед­них стимулы к капиталовложениям. Наглядно это отражает на гра­фике кривая Лаффера (рис. 3).

Рис. 3. Кривая Лаффера

Первоначально с ростом налоговых ставок растут поступления в бюджет. Однако в какой-то момент чрезмерные ставки налогов начинают тормозить развитие производства, а при стопроцентной ставке налогов предприниматели сворачивают свое производство в силу отсутствия какого-либо стимула, и поступления в бюджет совершенно прекращаются.

В Казахстане действуют следующие налоги, установленные Налоговым кодексом РК:

1. Корпоративный подоходный налог.

2. Индивидуальный подоходный налог.

3. Налог на добавленную стоимость.

5. Налоги и специальные платежи недропользователей.

6. Социальный налог.

7. Земельный налог.

8. Налог на транспортные средства,

9. Налог на имущество.

Кроме этих налогов в бюджет поступают 13 видов сборов, 9 различных плат, государственная пошлина и таможенные платежи.

Бюджетный процесс предполагает сбалансированное состоя­ние государственных доходов и расходов. Превышение государс­твенных расходов над доходами вызывает бюджетный дефицит по причинам:

а) возрастания роли государства в различных сферах жизни;

б) роста расходов на обеспечение национальной безопасности:

в) увеличения численности государственного аппарата;

г) колебаний хозяйственной конъюнктуры, периодических спадов и подъемов производства.

Способы погашения дефицита госбюджета:

1) дополнительная эмиссия денег;

2) увеличение налогов;

3) государственные займы, государственный кредит;

4) сокращение расходов.

В результате выпуска государственных займов и их размеще­ния государство привлекает временно свободные денежные средс­тва населения, банков, страховых и промышленных компаний. В результате образуется внутренний долг государства, погашаемый постепенно. В результате привлечения международного кредита образуется внешний долг государства.

Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:

1. Необходимость обслуживания внешнего долга приводит к существенному сокращению возможностей потребления для населения данной страны.

2. Долг приводит к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики.

3. Увеличение налогов для оплаты растущего государственно­го долга выступает в качестве антистимулятора экономи­ческой активности.

4. Государственный долг приводит к усилению неравенства в доходах.

Методические рекомендации к лекции

Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на составляющие экономической политики, ее содержание, основные приоритеты развития.

Выводы

Денежная система — форма организации денежного обраще­ния в каждой стране. Социальная политика- согласованная деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Основным субъектом, координирующим эту деятельность, является государство. Мировое хозяйство — система национальных хозяйств, связанных между собой международным разделением труда, торгово-экономи­ческими, финансовыми, научно-техническими, политическими и дру­гими международными отношениями.

Данное хозяйство включает в себя как развитые, так и развива­ющиеся страны. Формирование мирового хозяйства началось од­новременно с возникновением товарного обмена

Тема 13. РОЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Цель Рассмотреть роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста.

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Финансы. Финансовая система

Процесс денежного обращения можно рассматривать как цепь взаимодействий между субъектами экономики. Эти взаимодействия имеют экономическую природу в виде товарного обмена, обеспечивающего производство, потребление и государственное регулирование и опосредованного деньгами. Иначе говоря, субъекты экономики вступают между собой в определенные денежные отношения, суть которых состоит в распределении и перераспределении национального дохода. Процесс распределения происходит у субъектов экономики, производящих национальный продукт (предприятия – производители товаров и услуг), а перераспределение – у субъектов, получающих национальный доход (население, государство, торговые предприятия и т.п.). Совокупность такого рода отношений является особой экономической категорией и носит название финансов.

Финансы – это денежные отношения, возникающие в ходе распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием денежных доходов и накоплений у отдельных субъектов экономики для удовлетворения производственных, потребительских и государственных потребностей.

Читать еще:  Нормативно правовые акты финансового государственного регулирования

На схеме денежного обращения каждый поток представляет собой макроэлемент финансов. На микроуровне (уровне отдельных субъектов экономики) возникают частные потоки, объем и направление которых зависит от объемов и эффективности их деятельности или заданы нормативно. Очевидно, что в любом случае объем денежных средств, которыми располагает каждый субъект экономики, ограничен, а, следовательно, ограничены и возможности удовлетворения их потребностей. В этих условиях особое значение приобретает то, каким образом организованы денежные отношения, как на макро-, так и на микроуровне: качество организации финансов (помимо объемов денежных средств) прямо определяет степень удовлетворения потребностей субъектов экономики (эффективность использования денежных средств).

Способы организации финансов весьма многообразны и зависят от специфики деятельности конкретного субъекта. Однако в основе любого из этих способов лежит фондовый принцип. Суть этого принципа состоит в том, что в общем объеме денежных ресурсов субъекта экономики выделяются отдельные части, предназначенные для удовлетворения определенных потребностей – денежные фонды.

Формирование денежных фондов характерно для всех субъектов экономики, хотя их состав и структура могут существенно отличаться. Предприятия создают фонды заработной платы, фонды развития производства, фонды различных платежей, резервные фонды и др.; состав и объемы этих фондов в большинстве случаев определяются самим предприятием. Государство в законодательном порядке формирует бюджетный фонд и внутри него отдельные фонды – статьи бюджета, внебюджетные фонды и другие Население, распределяя свои доходы на различные нужды, фактически (в неформальном виде) создает собственные денежные фонды каждой семьи.

Использование фондовой формы позволяет внести в финансы каждого субъекта экономики высокую степень упорядоченности. Возникает возможность планомерно и целенаправленно решать поставленные задачи: наиболее эффективно использовать денежные ресурсы. Фондовая форма организации финансов не должна быть чрезмерно жесткой и категорически не допускать перераспределения средств между ними, как это было свойственно централизованной экономике. В случае необходимости, если нет законодательных ограничений, допустимо и необходимо оперативное регулирование объемов денежных фондов на уровне каждого субъекта.

Состав и структура денежных фондов определяется спецификой деятельности конкретного субъекта экономики, который таким образом формирует специфику его финансов. Используя такой подход можно выделить сферы финансов и их звенья, которые образуют финансовую систему.

Сферы финансов – это макроэлементы финансовой системы, выделенные по принципу назначения денежных фондов. Звенья финансов – это элементы более низкого уровня, которые отражают специфику формирования и расходования денежных фондов соответствующих субъектов.

Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансов, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают эффективное денежное обращение в экономической системе.

В сфере производства сосредоточены финансы предприятий, организаций и учреждений, т.е. субъектов экономики, которые имеют своей целью удовлетворение разнообразных общественных потребностей: в товарах и услугах, образовании и профессиональной подготовке, в защите отдельных социальных групп населения и духовных благах и т.п. (термин “производство” используется здесь в ином, нежели обычно, смысле).

В сфере государственного регулирования сосредоточены государственные финансы, т.е. денежные отношения, которые возникают при выполнении государством своих функций, для чего предназначены определенные денежные фонды. По способу формирования и использования эти фонды существенно отличаются друг от друга и образуют бюджетный и внебюджетные фонды, а также средства, полученные в ходе кредитных операций государства.

В сфере страхования сосредоточены финансы страховых организаций, целью которых является защита отдельных субъектов экономики в определенных случаях через их материальную (денежную) поддержку. Страховые случаи в этой сфере строго разделены и привязаны к отдельным целевым денежным фондам, которые образуют звенья системы страхования.

Разделение финансовой системы на сферы и звенья имеет классификационное и методическое значение. Следует ясно представлять, что в этой системе постоянно происходит горизонтальное взаимодействие между ее элементами, которое является фактором, обеспечивающим целостность системы, ее динамику и смысл ее функционирования. Так, например, существуют тесные и непрерывно возобновляемые связи между сферой государственного регулирования и производства в виде финансирования субъектов последней и обратные в виде налоговых и иных платежей. Связи между сферой страхования и сферой производства очевидны, но в то же время часть страхования (в основном социального и личного) осуществляется через внебюджетные фонды. Аналогичные связи существуют и внутри сфер финансов между их различными звеньями, например, взносы на деятельность общественных организаций коммерческими предприятиями, или пополнение бюджета и внебюджетных фондов за счет государственного кредита.

Главная цель финансовой системы (эффективное денежное обращение) достигается через реализацию в ней двух функций: распределительной и контрольной. Поскольку в самом определении финансов заложена идея распределения, то именно первая функция является главной.

Распределительная функция финансов заключается в том, что через эффективное денежное обращение каждый субъект экономики должен получить в свое распоряжение такую долю национального дохода, которая позволит ему нормально существовать и развиваться.

Реализация распределительной функции финансов предполагает одновременное решение следующих задач.

1. Обеспечение эффективной работы предприятий, т.е. покрытие ими издержек производства и создание нормальной прибыли через денежный валовой доход. Эта задача является первичной, т.к. именно предприятия создают национальный доход. Если финансовая система противоречит требованию эффективной работы предприятий (например, в результате действий государства по налогообложению), то исчезает сам объект распределения и финансовая система перестает существовать. Все остальные задачи распределения национального дохода могут быть решены только на основе решения данной.

2. Обеспечение нормального уровня реальных доходов населения. Эта задача имеет несколько инструментов решения, но главным из них является эффективная работа предприятий, которые за счет своего дохода (доли национального продукта) могут справедливо оплачивать труд своих работников и производить выплаты государству, обеспечивая, таким образом, доходы населения через трансфертные платежи государства. Кроме этого, уровень решения данной задачи зависит от того, насколько продуманной и соответствующей возможностям экономики является система государственной защиты населения, а также от того, насколько развита система страхования.

3. Обеспечение ликвидации временных затруднений, возникающих у предприятий и населения, путем их страховой защиты. Эта задача имеет в основе своего решения надежную и хорошо организованную систему страхования, располагающую значительными по объему страховыми фондами. Взносы в эти фонды представляют собой добровольные и обязательные выплаты предприятий и населения, т.е. долю той части национального дохода, которая попадает в их распоряжение. Следовательно, задача страховой защиты может быть решена только при достаточных размерах этой доли.

4. Обеспечение эффективного выполнения государством его функций и, таким образом, социальной и экономической стабильности. Основной решения этой задачи является четкое определение сферы деятельности государства, которая в нормальных условиях может быть достаточно узкой. Чем меньше денежных ресурсов транслируется через государственные органы, тем большая свобода действий остается предприятиям и населению. Реализуя эту свободу через рыночные механизмы, эти субъекты экономики осуществляют эффективное управление социально-экономическими процессами.

Все задачи, решаемые в рамках распределительной функции, имеют очевидный противоречивый характер, т.к. подразумевают распределение национального дохода, размер которого всегда ограничен. Это означает необходимость тщательного определения приоритетов задач распределения исходя из сложившейся экономической ситуации, которое может быть квалифицированно и объективно выполнено только на уровне государства, специальными государственными организациями.

Для реализации распределительной функции необходимо наличие объективной информации о фактическом состоянии и тенденциях изменения как экономики в целом, так и ее отдельных субъектов. Принципиальным требованием к этой информации является ее однородность: возможность интеграции данных в общих показателях и сравнимость этих показателей. Единственной формой информации, отвечающей этому требованию, являются стоимостные (денежные) измерители, которые возникают как следствие действия финансовой системы. Используя эту информацию, субъекты экономики любого уровня могут принимать эффективные решения по управлению, которые, в конечном счете, имеют финансовые последствия. Задачу предоставления в распоряжение субъектов такой информации решает контрольная функция финансов.

Финансовый контроль может быть двух видов:

– внутренний, который осуществляют сами субъекты экономики в отношении своей деятельности, определяя ее финансовые показатели и на их основе принимая решения. Этот вид является наиболее важным, т.к. прямо отвечает интересам субъекта;

– внешний, который осуществляют государственные органы, проверяя соответствие деятельности субъектов экономики нормативным требованиям. Этот вид контроля обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины: выполнение предприятиями и населением принятых ими обязательств в отношении государства и партнеров.

Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений.

1. Централизованные (общественные, публичные) финансы:

а) федеральные финансы;

б) региональные финансы;

в) местные (муниципальные) финансы.

2. Децентрализованные финансы:

а) финансы организаций (коммерческих и некоммерческих);

б) финансы граждан.

Наличие пяти сфер финансовых отношений определяется наличием пяти самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни – федерация, субъект федерации, муниципальное образование, организация, гражданин. Финансовые потоки охватывают все сферы финансовой системы. На макроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование государственного и муниципального бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственных фондов страхования, государственного кредита. Это потоки между государством и местным самоуправлением, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, а также между государствами. На микроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование фондов денежных средств организаций и граждан.

Государственные и местные финансы формируются за счет финансов организаций и финансов граждан и используются для регулирования экономических и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные финансы используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая часть финансовых средств. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение в стране.

Государственные финансы – это система отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств на федеральном (федеральные финансы) уровне и уровне субъектов федерации (региональные финансы). Государственные финансы на уровне субъектов федерации и муниципальные (местные) финансы образуют территориальные финансы.

Государственные и местные финансы объединены единой бюджетной системой Российской Федерации.

Читать еще:  Рефинансирование государственного долга это

Источник — Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.
Кустова Т. Н., Старкова Н. А. Финансы и кредит: Учебное пособие. РГАТА. – Рыбинск, 2007. – Ч.1. – 134 с.

Финансовая система государства

Наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система — это совокупность субъектов финансовых отношений и форм взаимодействия между ними.

Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

  • государственную бюджетную систему;
  • специальные государственные внебюджетные фонды;
  • государственный кредит;
  • финансы предприятий различных форм собственности;
  • финансовый рынок.

Состав бюджетной системы зависит от государственного устройства.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:

  • государственный бюджет;
  • местные бюджеты — бюджеты городов, сел, поселков и т.д.

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:

  • государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
  • бюджеты членов федерации (субъектов федерации — в РФ, штатов — в США, земель — в Германии и т.д.);
  • местные бюджеты.

Два первых уровня бюджетной системы федеративного государства относятся к государственным финансам. Конституция РФ определяет самостоятельность органов местного самоуправления, которая обеспечивается за счет собственных источников доходов, и не включает их в состав государственных финансов.

Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

Рисунок 2.1 — Финансовая система

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку именно в рамках предприятий происходит объединение факторов производства, создаются блага и услуги, новая стоимость и доходы владельцев экономических ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государства финансовыми ресурсами.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, с другой — процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и за счет общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с долговыми ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым парламентом Российской Федерации как закон. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культура и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды — средства федерального правительства и субъектов РФ, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме для финансирования определенных мероприятий, входящих в задачи этих фондов.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в качестве стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса.

Согласованность и развитие элементов финансовой системы достигается посредством ее регулирования.

Под регулированием финансовой системы понимается использование методов воздействия на ее элементы в соответствии с целями и задачами развития общества. Регулирование включает государственное регулирование и саморегулирование.

Государственное регулирование финансовой системы — совокупность методов финансового воздействия государства на экономику, направленных на решение приоритетных задач. В качестве таких методов государство использует налоги, бюджетные расходы, способы начисления амортизации, формы государственного кредита и др.

В механизме государственного регулирования важны как доходы, так и расходы государства. Формирование доходов влияет на собственную финансовую базу предприятий. Структура распределения расходов изменяет объем финансовых ресурсов предприятий, регулирует отраслевые и территориальные пропорции.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Саморегулирование характеризуется методами формирования собственных финансовых ресурсов предприятий. Эти методы выбираются и используются самими хозяйствующими субъектами в рамках заданных государством правовых норм. Саморегулирование используется для внутрихозяйственного перераспределения финансовых ресурсов и для их привлечения с финансового рынка.

Саморегулирование обеспечивается рыночным механизмом. Через систему цен импульсы передаются от потребления к производству, задавая параметры распределения и перераспределения ВНП. Монополия и степень развитости рынка ограничивают свободу перемещения экономических ресурсов. Оптимум в этом случае труднодостижим.

Сочетание централизованных и рыночных методов регулирования финансовой системы позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов. Но при этом безусловный приоритет принадлежит государству, которое не просто самостоятельно принимает определенные решения, но и формирует правовое поле, в пределах которого предприятие только и может быть свободно.

Вопрос 1. Финансовая система государства

В современных условиях понятие «финансы» определяется как система экономических отношений, которая связана с образованием и распределением денежных ресурсов. Условно в финансовой системе можно выделить: государственные финансы, финансы предприятий (хозяйствующих субъектов) и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы – это та часть финансовой системы общества, которая охватывает движение денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций.

Читать еще:  Основа финансовой деятельности государства в законах

Финансы предприятий – это денежные активы, которые образуются, распределяются и используются в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.

Финансы населения – это та часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Выделяют типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:

— государство – предприятие и наоборот;

— государство – население и наоборот;

— государство – государство и т. п.

Мы остановимся на рассмотрении государственных финансов.

Государственные финансы представляют сложную систему, которая включает четыре основных звена: государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации, муниципальные бюджеты, финансы государственных предприятий, а так же финансы внебюджетных специальных фондов.

Главным звеном этой системы является государственный бюджет (чемодан, мешок с деньгами). Вторым по значению звеном являются местные бюджеты, на их долю приходится от 30% до 50% всех ресурсов финансовой системы. Необходимо отметить, что эти бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Финансы государственных предприятий – это закрепленные за предприятиями основные и оборотные фонды. Предприятия несут затраты на производство и реализацию продукции, получают прибыль, финансируют капитальные вложения. Четвертое звено государственной финансовой системы – внебюджетные специальные фонды, подразделяющиеся на два вида: социальные и экономические.

Государственный бюджет – план доходов и расходов государства (финансовый план) на текущий год и имеет силу закона. Бюджет России утверждается Федеральным собранием. Государственный бюджет в РФ включает три уровня: консолидированный бюджет, федеральный бюджет и бюджеты территорий.

Основными функциями государственного бюджета являются:

1. перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта;

2. государственное регулирование и стимулирование экономики;

3. финансовое обеспечение социальной политики.

Консолидированный бюджет объединяет федеральный и территориальные бюджеты (субъектов РФ). Он не подлежит утверждению, используется для расчетов и анализа. Федеральный бюджет – это центральный бюджет, утверждаемый Государственной Думой.

Бюджеты территорий – основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, утверждаемый высшим законодательным органом административно-территориальных образований.

Организация бюджета предполагает бюджетное устройство и бюджетный процесс. Бюджетное устройство – это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Государственная бюджетная система России включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 56 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, окружные и местные бюджеты.

Бюджетный процесс – это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В России бюджетный процесс охватывает четыре стадии:

1. составление проекта бюджета;

2. рассмотрение и утверждение бюджета;

4. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Основное внимание при анализе бюджетных проблем уделяется рассмотрению двух основных частей бюджета – доходной и расходной частей бюджета.

К методам образования бюджетных доходов относятся налоги, займы и эмиссия денег.

Главным методом формирования доходной части бюджета всех уровней являются налоги (около 90% доходной части). Вторым по значению источником доходов бюджета являются государственные займы. И самый неэффективный и непопулярный метод – это эмиссия денег, так как усиливает инфляционные процессы и сопутствующие им негативные социально-экономические последствия (1991 – 1996 годы в России).

Расходная часть бюджета – это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.

В России расходная часть государственного бюджета подразделяется на следующие группы:

1. финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство,

строительство и др.);

2. финансирование социально-культурного развития и науки;

3. расходы на национальную оборону;

4. содержание правоохранительных органов, органов власти и управления;

5. расходы на внешнеэкономическую деятельность;

6. создание резервных фондов;

7. расходы по обслуживанию государственного долга;

8. прочие расходы.

Расходы бюджетов субъектов федерации не повторяют расходов федерального бюджета.

В странах с социально-рыночной экономикой первое место в бюджетных расходах занимают затраты на финансирование социально-культурного развития. В российском бюджете расходы на социальные цели составляют около 30% всех затрат.

Важным аспектом использования средств бюджета является финансовый контроль. В России финансовый контроль осуществляют Государственная Дума и Совет Федерации.

Высшим специальным органом финансового контроля является Счетная палата, которая подотчетна Федеральному собранию. Счетная палата проводит экспертизу бюджета, контролирует его исполнение. Важная роль в системе финансового контроля принадлежит Казначейству, которое представляет собой единую централизованную систему (Главное управление и территориальные органы). Казначейство подчиняется Министерству финансов, которое организует и контролирует исполнение бюджета и внебюджетных фондов на всех уровнях экономической системы.

Государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства.

Оптимальный вариант, когда расходы равны доходам. На протяжении многих лет расходная часть государственного бюджета России превышала доходную часть. Сумму, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, называют бюджетным дефицитом или дефицитом бюджета.

Среди причин бюджетного дефицита можно назвать следующие причины:

1. спад производства;

2. массовый выпуск «пустых» денег;

3. многочисленные социальные программы;

4. огромный оборот «теневого» капитала и др.

Дефицита можно покрыть следующими способами: продавать ценные государственные бумаги; занимать у внебюджетных фондов; получать кредиты у банков; дополнительная эмиссия денег.

Регулирование бюджета является бюджетной политикой государства. Отметим некоторые цели бюджетной политики:

1. приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами – будут отменены не финансируемые или частично финансируемые обязательства;

2. ресурсы бюджета направлять на решение ключевых социально-экономических задач;

3. обеспечение без дефицитности бюджета;

4. четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами;

5. обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития экономики. Финансовая политика – мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

Финансовая политика складывается из взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Остановимся на рассмотрении фискальной политики.

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 1626 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Понятие финансовой системы государства и ее структура

Многоуровневый термин «финансы» выполняет основопологающую роль в определении такого понятия, как финансовая система. Исторической категорией в действительности являются финансы. С целью приведения в жизнь своих амбиций и корректного функционирования, государство сильно зависимо от финансовых средств. В связи с приходом докапиталистического мирового строя, само понятие натурального обмена кануло в лету. Государственная казна стала наполняться при помощи различного, в своих проявлениях, сбора повинности и натуральных поступлений.

Важные факты

С исчезновением феодальной формы правления и с расцветом капиталистических производств, государственные формы расчета начали приобретать все большее значение, натуральные сборы начали значительно сокращаться. Расширяя свою сферу влияния товаро — денежные отношения, значительно усилили все эти процессы. Начался значительный рост и усложнение функционирования государства. Распределения финансирования в ранних эпохах государственных формаций, имело ярко выраженный обобщенный характер, монарх распоряжался финансами страны полностью на свое усмотрение. Государственные бюджеты, финансы и кредиты возникли с появлением такого понятия, как государственная казна.

Жизнедеятельность государства все больше стала зависеть от финансового оборота, регулирующего стоимостные показатели. Образовывать, распределять и использовать фонды денежных средств, распределяя и перераспределяя национальный доход, и есть сама сущность финансовых экономических отношений.

Многогранность финансовых сторон становится важнейшим фактором регулирования государственной деятельности в самых разных ее направлениях. В структуру финансовой системы страны входят непосредственно государственный бюджет, и множество экономических структур различных субъектов предпринимательской деятельности.

Государственную финансовую систему в эпоху ее поглощения домонополистическим строем ярко характеризовали, помимо общего бюджета страны, различные местные финансы. В процессе формирования фондов денежных средств, они давали государству возможность для самостоятельного регулирования своей деятельности. Но в процессе экономического развития и усовершенствования производственных мощностей, неизбежно, изменениям свое структуры подвергается и финансовая система. Появляются новые финансовые звенья, они развиваются и становятся самостоятельными.

Современная финансовая система

На современном этапе экономически развитыми странами выделяется четыре этапа формирования финансовой системы. В эти звенья входят: государственные бюджеты, явления местных фондов, наличие специальных внебюджетных фондов, а также финансовые средства предприятий страны. И государственному бюджету здесь уделена ведущая роль. Уровень его материального содержания, делает его главным источником распределения денежных средств страны. На его долю приходится чуть менее половины всего денежного государственного дохода. Его регуляторная деятельность курирует важнейшие политические и социальные расходы страны. Государственный бюджет выступает связующим звеном таких экономических понятий как: расход, внутренний займ и налог.

Последние как раз и есть основными источниками доходов, наполняющими государственную казну. На их долю приходится практически две трети всего денежного дохода бюджета страны. Во всех экономически развитых странах мира основные налоги закреплены за государственным бюджетом. В их число входят акцизы, таможенные сборы, НДС, а также подоходный налог физических лиц. Военная сфера, вмешательства в различные внутренние экономические процессы, социальный сектор, обеспечение работы государственного аппарата, кредиторство и субсидирование других стран, все эти статьи прописываются в структуру расходов бюджета страны.

Другие финансовые звенья также тесно связаны с государственным бюджетом в силу его особого положения. Оказание им помощи, являет его основной задачей в условиях современных экономических отношений. Таким образом, обеспечивается нормальное функционирование небольших разрозненных финансовых звеньев, которые при помощи кредитов и субсидий продолжают выполнять возложенные на себя функции.

Само понятие финансовой системы, с учетом вышеизложенного, является крайне обширным и многогранным. Каждое звено этой длинной и сложной цепи играет очень важную роль в процессе распределения и перераспределения денежных средств внутри финансовых отношений государства. Они включают в себя всевозможные сферы деятельности, которые обеспечивают жизнедеятельность страны. Если выражаться по-другому, то распределения всех денежных средств между государством и его предприятиями, и есть финансовая система страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector