Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование финансового рынка в рф

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Финансовый рынок – система отношений, которая возникает в результате обмена экономических благ с использованием денег как актива-посредника.

Все действия на финансовом рынке неразрывно связаны с большим уровнем риска, а не только с получением прибыли. Для существования рынка в целом очень важна идеально работающая система макропруденциального регулирования бынков и систематизированных небанковских институтов. Резкая необходимость такой системы была выявлена странами группы G 20 в итоге кризиса 2008-2009 года [1]. Чтобы не допускать ошибок в системе, России необходимо вести регулярное слежение за практикой зарубежом, а также разработать, сформировать и внедрить собственные способы макропруденциального регулирования в рамках макропруденциальной политики, которые могли бы соответствовать российской специфике.

Что же включают в себя такие термины как «макропруденциальная политика» и «макропруденциальное регулирование»? Итак, макропруденциальная политика – это целый комплекс мер, направленных на минимизацию риска системного финансового кризиса, в случае которого очень большая часть участников финансового сектора становится неплатежеспособной или теряет свою ликвидность без поддержки органа денежно-кредитного регулирования. Введены следующие международные стандарты характеристик макропруденциальной политики:

– обязательность за устойчивость финансовой системы;

– ограничение возможности возникновения системных рисков;

– применение специфического набора инструментов;

– взаимная помощь всех институтов государственной политики.

К пруденциальным требованиям относятся различные нормы, соответствующие специфике участников финансового рынка:

– требования к капиталу;

– нормы резервирования на возможные потери по ссудам, по ценным бумагам;

– лимиты открытой валютной позиции;

– лимиты на маржинальные сделки и т.д.

При правильном построении макропруденциального регулирования очень важен мировой опыт. Он показывает, что унификация и централизация регулирования позволяют решить такие проблемы, как споры между различными регулирующими органами, низкая эффективность наблюдения над финансовыми группами, недостаточная открытость регулирования и надзора.

Регулирование рынка – это упорядочение действий всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных органами государственной власти.

Координация рынка охватывает: всех эмитентов, все виды деятельности, все виды операций.

Правовую основу функционирования финансового рынка составляют Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и соответствующие положения Гражданского кодекса РФ. Этапы регистрации и лицензирования, а также проверка деятельности посредников на финансовом рынке регламентируют Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об инвестиционных фондах», «О негосударственных пенсионных фондах» [2].

Процесс государственного регулирования включает в себя такие пункты, как:

1. Законодательная деятельность вместе с принятием нормативно-правовых документов, суть которых — регулирование процессов функционирования рынка.

2. Проведение лицензирования и наблюдения за деятельностью профессиональных участников, а также финансовых посредников рынка ЦБ.

3. Соблюдение антимонопольного законодательства.

4. Защита законных интересов и законных прав инвесторов, эмитентов и кредиторов.

Между несколькими министерствами и рядом ведомств разделены такие функции российского финансового рынка, как регулирующие и надзорные. В период с 1996 по 2004 г. основным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рынка ценных бумаг, формально являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), что было прописано в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг». Реально функции по регулированию и наблюдению за деятельностью финансовых посредников на финансовом рынке исполняли: по кредитным организациям — Банк России; по страховым организациям и отдельным профессиональным участникам рынка — Министерство финансов РФ, по негосударственным пенсионным фондам — Министерство труда РФ. В 2004 г. в результате административной реформы возникла новая система регулирования деятельности институтов финансового рынка [3].

На 2018 год государственное регулирование финансового рынка в РФ осуществляется следующими структурами:

1. Финансовая Служба по финансовым рынкам – это упраздненный федеральный орган, осуществляющий следующие функции:

– государственная регистрация ЦБ и выпуск отчетов по итогам выпуска ценных бумаг;

– обеспечение соблюдения законодательства РФ относительно снабжения информацией участников рынка ЦБ;

— управление участниками финансового рынка и осуществление надзора за ними.

2. Инспекция Негосударственного Пенсионного Фонда — акционерного общества, исключительной деятельностью которого является негосударственное пенсионное обеспечение – Федеральной Службы по труду и занятости:

Читать еще:  Что входит в состав государственных финансов

– мониторинг финансового состояния НПФ;

– разработка и принятие методических документов и нормативно-правовых актов, позволяющих заниматься регулированием деятельности НПФ.

3. Центробанк – одна из форм денежных властей, включающая следующие функции:

– утверждение правил по организации проведения расчетов и банковских операций, совершаемых на территории РФ;

– проведение лицензирования кредитных организаций;

– надзор за деятельностью различных кредитных организаций;

– регистрация ЦБ кредитных организаций;

– осуществление надзора и регулирования проведения валютных операций.

4. Федеральная Служба страхового надзора Министерства Финансов Российской Федерации:

– выдача страховым компаниям лицензий;

– мониторинг финансового состояния страховщиков;

– ведение методов и норм страховой деятельности.

Саморегулируемые организации имеют на российском рынке очень важное значение. ФСФР имеет разрешение на осуществление деятельности, как саморегулируемой организации следующим основным организациям: Национальной организации участников фондового рынка (НАУФОР), Национальной фондовой ассоциации (НФА), Профессиональной ассоциации регистраторов трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) и некоторым другим. Статус саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг позволяет этим организациям работать над разработкой отдельных стандартов и правил своей деятельности.

О полномочиях ФСФР можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В этом Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком [4].

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

По данным Центрального Банка за 2017 год количество кредитных и некредитных организаций, имеющих лицензию профессионального участника ранка ценных бумаг с начала на конец года уменьшилось на 68 единиц, эта информация наглядно представлена в таблице 1.

Основными причинами отзыва лицензий могли бы быть:

— собственная инициатива компаний;

— отзыв лицензии на осуществление банковских операций;

— низкая рентабельность бизнеса – основная причина.

Деятельность некоторых совместных компаний предполагает использование активов и прочих ресурсов участников, а не учреждение корпорации, товарищества или другой компании, или финансовой структуры, отдельной от самих участников. Каждый участник использует свои собственные основные средства и создает свои собственные запасы. Он также несет свои собственные расходы и обязательства, а также получает свое собственное финансирование, которое представляет собой его собственные обязательства. Деятельность совместной компании может осуществляться наемными работниками участника параллельно аналогичной деятельности его самого. Соглашение об учреждении совместной компании обычно предусматривает механизм, с помощью которого доходы от продаж совместного продукта и любые расходы, понесенные совместно, делятся между участниками.

Таблица 1 – Количество кредитных и некредитных организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг

Лекция 3. Государственное регулирование финансового рынка

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных органами государственной власти.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

· всех участников финансовых операций;

· все виды деятельности;

· все виды операций на финансовом рынке.

— государственное регулирование рынка, осуществляемое государствен-ными органами;

— регулирование со стороны профессиональных участников рынка или саморегулирование рынка;

— общественное регулирование или регулирование через обществен­ное мнение.

Цели регулирования финансового рынка:

* поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

* защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

* обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

* создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стиму­лы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

* в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начи­наний и нововведений;

Читать еще:  Финансовая политика государства представляет собой

* воздействие на рынок с целью достижения общественных целей.

Процесс регулирования финансового рынка включает три стадии (Рис. 10.3.)

Рис. 10.3. Регулирования финансового рынка

Основными принципами регулирования РЦБ являются:

— разделение подходов в регулировании отношений между эмитен­том и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием про­фессиональных участников рынка — с другой;

— выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);

— обеспечение конкуренции между участниками рынка;

— обеспечение гласности нормотворчества;

— соблюдение принципов преемственности российской системы регулиро-вания финансового рынка и учет опыта мирового рынка.

Регулирование финансового рынка осуществляется в форме государственного регулирования и саморегулирования (Рис. 10.4.).

Рис. 10.4. Механизмы регулирования финансового рынка

Государственное регулирование осуществляется в форме прямого регулирования и сводится к следующему:

идеологическая и законодательная функции (разработка концепция развития рынка, программ ее реализации, управление, формирование нормативного сопровождения);

концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели социально-экономического развития;

установление правил функционирования финансового рынка (требований к участникам операцион­ных и учетных стандартов);

контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (ре­гистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением право­вых и этических норм, применение санкций);

создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютно­го, фискального, налогового).

Структуру органов государственного регулирования финансового рынка составляют:

1) Высшие органы государственной власти:

2) Специальные институты финансового регулирования:

* Министерство финансов РФ регистрирует выпуск ценных бумаг корпораций, субъектов Федерации и органов местного самоуправле­ния, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаги и регу­лирует их обращение;

* Центральный банк РФ регистрирует выпуски ценных бумаг кредит­ных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осу­ществления кредитными организациями операций, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к опе­рациям;

* Антимонопольный комитет устанав­ливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их ис­полнением;

* Департамент страхового надзора регулирует деятельности на финансовом рынке страховых компаний и страхование финансовых активов.

Косвенное или экономичес­кое управление финансового рынка осуществляется через систему налогообложения, денежную полити­ку, государственные капиталы, государственную собственность и ресур­сы.

Основные направления косвенного регулирования:

* контроль за денежной массой в обращении и объемами предоставлен-ных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

* изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчисле­ний;

* гарантии правительства (по депозитам, займам частного сектора);

* внешнеэкономическая политика (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения) и

* внешнеполитическая деятельность – это развитие или свертывание политических контрактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия.

Саморегулирование, в наиболее общем понимании, это способность системы самостоятельно реагировать на воздействие внешней среды.

Механизм саморегулирования финансового рынка включает два аспекта:

рыночное саморегулирование – это самонастройка процессов финансового рынка под влиянием действия закона стоимости, закона цен, спроса и предложения;

административное саморегулирование посредство формирования саморегулирующих организаций.

Саморегулируемые организации — это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками финансового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий под­держки, что выражается в присвоении им государственного статуса са­морегулируемой организации.

В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка являют­ся организаторы биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников.

Профессиональные участники финансового рынка — это юридические лица, в том числе кредитные организации, физические лица, зарегистрированные в каче­стве предпринимателей, которые осуществляют различные виды деятельности, вступая в определенные эконо­мические отношения по поводу обращения финансовых активов. К ним относятся:

· Организаторы финансового рынка (биржи);

Видами профессиональной деятельности на фондовом рынке являются:

-деятельность по управлению ценными бумагами;

-деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);

— деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

Читать еще:  Аудит как вид негосударственного финансового контроля

-деятельность по организации торговли ценными бумагами.

Разновид­ностью организатора профессиональной деятельности является фондовая биржа. Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа организует куплю-продажу ценных бумаг, ее задачами является:

1. Предоставление места для рынка, т. е. места, где может происхо­дить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вто­ричная их перепродажа.

2. Выявление равновесной биржевой цены.

3. Аккумулирование временно свободных денежных средств и спо­собствование передаче прав собственности.

4. Обеспечение гласности, открытости биржевых торгов.

5. Создание механизма для беспрепятственного разрешения споров.

6. Обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в бирже­вом зале. Выполнение данной функции достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые котируются на ней. Это достигается тем, что к обращению на бирже допускаются только те ценные бумаги, которые прошли листинг, т. е. соответ­ствуют предъявляемым требованиям. Эти требования фондовая биржа вправе устанавливать самостоятельно.

7. Разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.

Выполнение функции достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые прошли листинг.

Листинг – это предпродажная проверка качества и надежности ценных бумаг, предлагаемых для включения в котировальный лист на фондовой бирже. Требования для проверки ценных бумаг фондовая биржа вправе устанавливать самостоятельно.

В российской практике оценка качества ценных бумаг базируется на:

• рейтинговой оценке ценных бумаг;

• расчете ключевых, стандартных в международной практике показателей качества ценных бумаг.

Расчет ключевых показателей качества увязывает оценку биз­неса эмитента и рыночную стоимость его ценных бумаг (на­пример, курсы ценных бумаг могут сопоставляться с прибыль­ностью эмитентов и выплаченными дивидендами, количе­ством продукции, производимой эмитентом (сырья, нефти и т.д.) на единицу рыночной стоимости ценной бумаги).

В конечном итоге, саморегулирование финансового рынка направленно на достижение высо­коликвидного рынка и предполагает установление квалификацион­ных и эстетических норм для его участников, их ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций.

Отправить по почте

Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»

Постановление Правительства Российской Федерации

от 29.03.2019 № 370

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 370 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»

Дата публикации: 02.04.2019

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»

Дата публикации: 30.07.2018

Приказ Минфина России

от 27.09.2019 № 936

Приказ Минфина России от 27.09.2019 № 936 «О внесении изменений в детальный план-график реализации государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» на 2019 год и на план.

Дата публикации: 27.09.2019

Приказ Минфина России

от 17.04.2019 № 177

Приказ Минфина России от 17.04.2019 № 177 «Об утверждении детального плана-графика государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» на 2019 год и на плановый п.

Дата публикации: 17.04.2019

Сведения о фактически достигнутых значениях показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» за 2016 год

Сведения о фактически достигнутых значениях показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» за 2016 год Отправить по электронной почте

Сведения о фактически достигнутых значениях показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» за 2016 год Поделиться в социальных сетях

Дата публикации: 23.11.2017

Дата изменения: 23.11.2017

Прикрепленный файл: xlsx, 28.92 кБ

СВЕДЕНИЯ О ДОСТИЖЕНИИ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ)
государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»

Контактная информация сотрудников Минфина России, отвечающих за сопровождение государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»:

Исахаев Ибрагим Гитинович, тел +7 (495) 983-38-88 *2565, эл. почта: Ibragim.Isakhaev@minfin.ru
Карпова Мария Георгиевна, тел +7 (495) 983-38-88 * 2555, эл. почта: Mariia.Karpova@minfin.ru
Дорохина Дарья Александровна, тел +7 (495) 983-38-88 * 2568, эл. почта: Dariia.Dorokhina@minfin.ru

Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт

109097, Москва, ул. Ильинка, д.9
+7 (495) 987-91-01

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector