Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный финансовый контроль осуществляется в целях

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

СТ 265 БК РФ

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Комментарий к Ст. 265 Бюджетного кодекса РФ

Комментируемая статья 265 БК России включена (как и следующие ст. ст. 266 — 273) в главу 26 «Основы государственного и муниципального финансового контроля» в раздел IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль», однако законодатель не дает определения финансового контроля. В юридической и экономической науках под финансовым контролем преимущественно понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово — хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Финансово — контрольная деятельность нацелена на выявление всех случаев нарушений финансовой дисциплины, под которой понимается установленный финансовым законодательством порядок образования, распределения и использования денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Необходимо также заметить, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Естественно, что возникающие при этом общественные отношения подлежат обязательному регулированию на соответствующем нормативно — правовом уровне, предпочтительнее — на законодательном. Четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности предполагает определение ее границ, методов и форм осуществления, установление правового статуса контрольных органов, объема их прав и обязанностей. Впрочем, финансовый контроль не следует сводить только к способу обеспечения законности в финансовой сфере. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном содействии контроля более рациональному использованию финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев финансовой системы. Этим целям служат укрепление режима экономного использования денежных средств и материальных ценностей в учреждениях и организациях, а также совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности.

Непосредственно комментируемая статья 265 БК РФ (пункт 1) устанавливает формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления. Под формами финансового контроля следует понимать отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Законодатель предусматривает следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля, и классифицируются по времени его осуществления.

Предварительный контроль проводится:

А) в ходе обсуждения и утверждения законов (решений) о бюджете;

Б) в ходе обсуждения и утверждения иных проектов законов (решений) по бюджетно — финансовым вопросам.

Это может позволить лоббирование узкокорпоративных интересов определенных групп, выявить еще на стадии проектов законов и решений дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств.

Текущий контроль осуществляется:

А) в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления;

Б) в ходе парламентских слушаний;

В) в связи с депутатскими запросами.

Иными словами, текущий контроль проводится в процессе исполнения бюджета.

Поэтому этой форме контроля присущи гибкость и оперативность. Ошибки, просчеты, попытки злоупотреблений, не выявленные на стадии предварительного контроля, могут быть обнаружены депутатами законодательных (представительных) органов в ходе текущего контроля.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Следует отметить, что в соответствии с Российским законодательством Федеральное Собрание РФ участвует в осуществлении финансового контроля во время рассмотрения проекта федерального бюджета, слушания отдельных вопросов, связанных с исполнением бюджета и утверждением (неутверждением) отчета о его исполнении.

Пункт 2 комментируемой статьи 265 БК устанавливает права законодательных (представительных) органов Российской Федерации, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления при осуществлении ими государственного и муниципального финансового контроля.

Во-первых, они имеют право на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета. Перечень таких документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета, приводится в статье 182 комментируемого Кодекса.

Читать еще:  Классификация государственных финансов

Во-вторых, они имеют право на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении. Согласно ст. 241 Бюджетного кодекса РФ порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.

В-третьих, это право на утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета.

Например, отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта РФ (ст. 5, п. 2, пп. «а» ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 08.02.2001) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В-четвертых, это право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

В целях непосредственного проведения финансового контроля Федеральным Собранием РФ образована Счетная палата РФ, а законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ создаются соответственно собственные контрольно — счетные палаты, деятельность которых регулируется законодательством субъектов РФ. Однако до настоящего времени сохраняется проблема координации действий в области финансово — бюджетного контроля между Счетной палатой РФ и аналогичными органами субъектов Российской Федерации, которая временно разрешается заключением между ними соглашений о совместных действиях в данной сфере.

Сохраняются и другие, не менее актуальные проблемы. Некоторые специалисты бьют тревогу по поводу того, что из года в год использование большей части бюджетных средств просто не контролируется, принимается как должное по отчетам. «Считается, в частности, — отмечается далее, — что Счетная палата ежегодно ревизует исполнение федерального бюджета. Фактически производит всего лишь изучение документации, имеющейся в Минфине. Еще хуже контролируются бюджеты субъектов Федерации. Требования Бюджетного кодекса в части обязательной ежегодной проверки дотируемых бюджетов по разным причинам не соблюдаются. Более чем в 20 республиках, краях и областях собственных контрольно — счетных органов вообще нет, причем преобладают в их числе территории депрессивные, дотационные, живущие за счет федеральной помощи» .

В-пятых, это право на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Пункт 3 комментируемой статьи 265 БК РФ обязывает органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля.

Вся необходимая информация должна предоставляться законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах компетенции исполнительных органов по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль

«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 11

Федеральным законом N 252-ФЗ внесены изменения в БК РФ и КоАП РФ, согласно которым с 04.08.2013 усилены меры по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. Являются ли автономные учреждения объектами такого контроля? Каковы методы его осуществления? Какие установлены виды бюджетных нарушений? Какова ответственность за их совершение?

Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Согласно вновь введенной ст. 266.1 БК РФ государственные (муниципальные) учреждения (в том числе и автономные) являются объектами такого контроля.

Какие виды государственного (муниципального) финансового контроля предусмотрены в БК РФ?

Статьей 265 БК РФ предусмотрены следующие виды государственного (финансового) контроля:

  • внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль — является контрольной деятельностью Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) контроля);
  • внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений — является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований);
  • предварительный контроль — осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • последующий контроль — осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

В чем заключаются полномочия органов государственного (муниципального) контроля?

Органы внешнего государственного (муниципального) контроля осуществляют контроль (ст. 268.1 БК РФ):

  • за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
  • за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
  • в других сферах, установленных Федеральными законами от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Органы Федерального казначейства (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) контролируют (ст. 269.1 БК РФ):

  • непревышение суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
  • соответствие содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
  • наличие документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.
Читать еще:  Государственная финансовая политика включает

Органы внешнего государственного (муниципального) контроля осуществляют контроль (ст. 268.1 БК РФ):

  • за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Какие методы применяются при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля?

Согласно вновь введенной ст. 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Под этими понятиями понимаются следующие действия:

  • проверка — это совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом;
  • ревизия — это комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Результаты ревизии оформляются актом;
  • обследование — это анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Результаты обследования оформляются заключением;
  • санкционирование операций — это совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При этом проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.

Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых, в частности, определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Под встречными проверками понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

Что понимается под бюджетным нарушением и какова ответственность?

Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса (в том числе автономные учреждения), совершившие действия (бездействие) в нарушение бюджетного законодательства РФ, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, несут ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Приведем в таблице виды нарушений бюджетного законодательства, установленные КоАП РФ, и меры ответственности за их совершение.

Статья 265 БК РФ. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Комментарии к ст. 265 БК РФ

В п. 1 ст. 265 комментируемой главы установлены формы финансового контроля, осуществляемые законодательными (представительными) органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Под формами финансового контроля следует понимать отдельные аспекты проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Законодатель предусматривает следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет расходов и доходов, законов о бюджете.

Текущий финансовый контроль проводится в ходе рассмотрения вопросов по исполнению бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе парламентских слушаний и в связи с поступлением депутатских запросов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом, то есть на стадии рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Пункт 2 ст. 265 комментируемой главы устанавливает права законодательных (представительных) органов при осуществлении ими государственного и муниципального финансового контроля.

Читать еще:  Что понимается под финансовой системой государства

1. Право на получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета. Перечень таких документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета, представлен в Бюджетном кодексе.

2. Право на получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов.

3. Право на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета. Так, пп. «а» п. 2 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» N 184-ФЗ от 06.10.1999 определяет, что законом субъекта Российской Федерации утверждается отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, представленный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

4. Право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов) для проведения внешнего аудита бюджетов. С целью проведения финансового контроля Федеральным Собранием РФ образована Счетная палата РФ, а законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ создаются собственные контрольные органы, деятельность которых регулируется законодательством субъектов РФ.

5. Право на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Пункт 3 ст. 265 комментируемой главы закрепляет обязанность органов исполнительной власти и местные администрации муниципальных образований предоставлять всю необходимую информацию для осуществления парламентского контроля. Указанная информация должна предоставляться законодательными (представительными) органами представительным органам местного самоуправления в пределах компетенции исполнительных органов по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Вопрос 1. Виды, формы, органы государственного (муниципального) финансового контроля, объекты контроля

Цель государственного (муниципального) финансового контроля — обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В зависимости от того, какие органы осуществляют контроль, государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, а по форме проведения – на предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами государственного (муниципального) финансового контроля субъектов РФ, местных администраций, Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований).

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

— финансовые органы в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

— государственные (муниципальные) учреждения;

— государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

— государственные корпорации и государственные компании;

— хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах;

— юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий;

— органы управления государственными внебюджетными фондами;

-юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

— кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— контроль над соблюдением бюджетного законодательства РоФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

— контроль над достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

— контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— контроль над не превышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

— контроль над соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

— контроль над наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— контроль над соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

— контроль над полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector