Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизм управления государственными финансами

GLOBFIN.RU

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ФИНАНСЫ и ИНВЕСТИЦИИ

Управление государственными финансами

Общее понятие об управлении финансами

Управление финансами представляет собой действия государства, связанные с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические процессы.

Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика является частью экономической политики государства. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс страны. Так, до конца 20-х гг. в основе экономической и финансовой политики зарубежных государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Под влиянием мирового экономического кризиса, развития государственных монополий в 30—60-е гг. в основу экономической и финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Они исходили из необходимости стимулирования экономического роста, его регулирования путем широкого использования государственного вмешательства. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами использовала звенья финансовой системы в качестве инструмента государственно-монополистического регулирования экономи­ки, социальных отношений. Бюджетная и налоговая политика была направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных противоречий.

С конца 70-х гг. в основу экономической и финансовой поли­тики Великобритании, США и некоторых других стран была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклас­сическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в концепции «экономика предложения», одним из главных положений которой является ограничение экономической роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно социальную область. В числе других мероп­риятий этой концепции — реприватизация части государственной собственности; усиление рыночного механизма конкуренции: перенесение центра тяжести в экономической сфере на проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности.

В финансовом отношении неоконсервативное направление исходит из необходимости сокращения объема перераспределе­ния национального дохода через финансовую систему; снижения размера социальных расходов, в частности, на просвещение и здравоохранение; стимулирование роста сбережений. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения, особенно на крупный капитал, и уменьшения степени прогрессивности обложения. Выдвигается необходимость борьбы с бюджетным дефицитом, который является одним из побудителей инфляции.

В то же время в ряде стран (Франция, Испания, Швеция) сохраняется экономическая концепция дирижизма, основанная на взглядах посткейнсианства. Они исходили из необходимости усиления государственного вмешательства в экономику и таким образом ее приспособления к новым условиям хозяйствования.

Основными составляющими финансовой политики являются:

  • налоговая, главное назначение которой состоит в изъятии части валового национального продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет;
  • бюджетная политика связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием в соответствии с выполняемыми функциями государства;
  • денежно-кредитная политика направлена на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, т.к. основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Деятельность частных предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, поэтому их денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Государство же осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. Иными словами, происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы — реализация финансовой политики. Как уже было сказано выше, в зависимости от экономической политики государство или устанавливает, или ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это — отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и на государственных предприятиях.

Органы управления государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют специальные органы с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи. Органы управления можно условно разделить на две группы: а) органы общего (или законодательного) управления финансами; б) органы оперативного управления финансами.

Управление государственными финансами в экономически развитых государствах регулируется законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и др.

В зависимости от государственного устройства и политической системы такими законодательными органами являются, например, Парламент в Великобритании и во Франции, Конгресс в США, Бундестаг в ФРГ и т.п.

Организация оперативного управления финансами осуществляется через государственный финансовый аппарат, состав и структура которого также определяются в соответствии с госу­дарственным устройством страны. Они проводят в жизнь финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу и контролю.

Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы. В их задачи входит планирование финансовых ресурсов, распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам, управление кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами, планирование структуры капитала фирмы, ведение бухгалтерского учета, вопросы дальнейшего развития предприятия и т.п.

Управление финансами в экономически развитых государствах, как правило, осуществляется несколькими государственными органами. В США это — министерство финансов (казначейство). В его функции входит разработка финансовой и налоговой политики, эмиссия денежных знаков и чеканка мо­нет, вопросы внутренних займов и управление государствен­ным долгом, контроль за исполнением финансового законодательства и денежного обращения, сбор внутренних доходов. По­мимо этого, управлением финансами занимается Административно-бюджетное управление при президенте. Оно составляет расходную часть федерального бюджета и разрабатывает финансовые программы, организует оперативный контроль по уп­равлению бюджетом и является ведущим органом исполнительной власти.

Управлением исполнения бюджета занимается министерство финансов, которое проводит сбор внутренних доходов, а также таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию, которые заняты сбором соответственно таможенных доходов и доходов от обложения перечисленных товаров.

В Великобритании управление финансами осуществляет ряд органов. Основным является казначейство, которое занимается вопросами разработки, составления и исполнения государственного бюджета, налоговой политики, финансово-экономического прогнозирования, международных финансовых отношений, контролем за расходованием финансовых средств государственными предприятиями. Управление таможенных пошлин и акцизов ведает вопросами акцизных и таможенных сборов, следит за исполнением законодательства в этой области. Управление внутренних доходов осуществляет контроль за выполнением законодательства, регулирующего взимание прямых налогов.

Управлением государственным долгом занимается Банк Англии. В его компетенцию входит выпуск займов, погашение капитальной суммы займов, операции по текущей задолженности.

В ФРГ управление финансами в основном возложено на федеральное министерство финансов. Оно разрабатывает основы финансовой, налоговой, валютной и кредитной политики, составляет проект бюджета и среднесрочного финансового плана, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, а также занимается распределением ресурсов между звеньями бюджетной системы. В управлении финансами участвуют федеральное ведомство по финансам и федеральное управление государственным долгом, подчиненные федеральному министерству финансов. Первое ведомство занимается на­логовой проверкой предприятий, налогообложением иностранных капиталовложений, проблемами устранения двойного налогообложения; второе — операциями по выпуску и погаше­нию займов и финансированием бюджетного дефицита.

Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входят: разработка государственного бюджета и контроль за его ис­полнением, кассовое обслуживание бюджета; сбор налогов, пошлин и прочих поступлений; контроль за финансовыми операциями; осуществление связи государства с предприятиями в качестве акционера, кредитора или гаранта; общественный учет и контроль. Вышеназванные функции распределены между соответствующими главными управлениями.

В Италии главными органами, осуществляющими управление финансами являются:

  • казначейство, на которое возложены вопросы государственных расходов и финансовый контроль;
  • министерство финансов, занимающееся сбором доходов;
  • министерство бюджета и планирования, составляющее государственный бюджет и координирующие финансовые ресурсы;
  • министерство внутренних дел, ведающее местными финансами.

Государственный финансовый механизм

Финансовый механизм — это совокупность форм и видов отношений, методов и условий расчетов, планирования, прогнозирования. Этот комплекс используется в процессе формирования денежных ресурсов, образования и использования целевых фондов.

Общая характеристика

Финансовый механизм — это инструмент воздействия на социально-экономическую сферу. Он используется при проведении единой бюджетной политике на местном, региональном и федеральном уровнях, а также в сфере деятельности хозяйствующих субъектов. Воздействие этого института на социально-экономические отношения осуществляется, с одной стороны, посредством нацеленности разных его элементов на реализацию конкретных задач, достижение реальных результатов. С другой стороны, его влияние осуществляется через денежные ресурсы, которые формируются в ходе деятельности субъектов и направляются на удовлетворение общественных потребностей.

Читать еще:  Схемы финансовой политики государства

Финансовый механизм и его структура

Внутреннее устройство института достаточно сложное. Это обуславливается огромным разнообразием форм и видов бюджетных отношений. Система финансового механизма представлена в двух категориях. Они отражают экономическое содержание отношений. Финансовый механизм государства состоит из:

  1. Методов распределения национальной прибыли.
  2. Способов формирования бюджетных фондов на территориальном и федеральном уровнях.
  3. Методов образования социальных внебюджетных фондов.
  4. Финансового прогнозирования и планирования.
  5. Видов платежей в казну и прочие фонды.
  6. Финансового контроля.

Последующее разделение обуславливается спецификой методов распределения и перераспределения национального дохода и стоимости ВВП. Элементы финансового механизма хозяйствующих субъектов представлены в следующем виде:

  1. Правовое обеспечение.
  2. Финансовые методы.
  3. Нормативная база.
  4. Финансовые рычаги.
  5. Информационное обеспечение.

Финансовый механизм включает в себя также следующие звенья: мобилизацию, стимулирование, инвестирование и пр. Функционирование института осуществляется за счет суммы ресурсов, которые выделяются на решение конкретных задач, способов их формирования, каналами и формами движения средств, условий, в которых они выделяются и впоследствии используются.

Специфика компонентов

Финансовый механизм, цель которого — привести в движение денежные потоки, влияет на общественное производство посредством инвестирования и регулирования. Чем совершеннее социально-экономическая сфера, тем существеннее роль этого института. Инвестирование (обеспечение) реализуется кредитованием, самофинансированием и безвозвратной передачей средств. Основной задачей при использовании компонентов института выступает установление оптимального соотношения между ними. Оно определяется в соответствии с тем уровнем развития, на котором находится конкретное общество.

Юридический аспект

Бюджетная политика выступает в качестве основы, на которой создается конкретный финансовый механизм. Развитие института при этом невозможно без установления определенных норм и правил. Они отражаются в бюджетном законодательстве страны. Использование норм позволяет сформулировать единые правила, по которым осуществляется установление отношений и связей в сфере денежного обращения. Законодательство обеспечивает, кроме этого, защиту экономических интересов хозяйствующих субъектов, граждан, власти. Следование законодательным предписаниям способствует установлению бюджетной дисциплины. В результате формируется эффективный государственный финансовый механизм.

Методы

Финансовый механизм является многозвеньевым институтом. Внутри него существуют определенные способы влияния денежных отношений на процесс хозяйствования, образование и использование средств. Они именуются финансовыми методами. Их действие осуществляется по двум направлениям: в области управления перемещения денежных ресурсов и в сфере коммерческих рыночных отношений. Последние связаны с соизмерением результатов и затрат, материальным стимулированием и конкретной ответственностью за эффективность использования фондов.

Рычаги

Эти инструменты используются при применении финансовых методов. К рычагам, в частности, относят:

  • Доходы (прибыль).
  • Целевые денежные фонды.
  • Амортизационные отчисления.
  • Финансовые санкции.
  • Вклады в капитал.
  • Паевые взносы.
  • Процентные ставки по облигациям, депозитам, ссудам.
  • Дивиденды.
  • Портфельные инвестиции.
  • Дисконт.
  • Котировку валютного курса и так далее.

Формы обеспечения

Как выше было сказано, финансовый механизм становится более эффективным при наличии определенной правовой базы. В рамках деятельности предприятия она включает в себя приказы, распоряжения, постановления, циркулярные письма, прочие локальные акты административного аппарата хозяйствующего субъекта. Все эти документы принимаются в соответствии с законодательными положениями. В этой связи не будет преувеличением сказать, что финансовый механизм любого предприятия функционирует в первую очередь в соответствии с федеральными правовыми актами.

Нормативное обеспечение предполагает использование определенных показателей и параметров. В частности, к ним относят налоговые и тарифные ставки, амортизационные нормы, нормативы оборотных средств. Однако указанных форм обеспечения недостаточно для того, чтобы финансовый механизм любого субъекта функционировал эффективно. Немаловажное значение в сфере денежного обращения имеет и информационная поддержка. Она предполагает обмен разного рода данными коммерческого, производственного, технологического, экономического и прочего характера. К ним, например, относится информация о финансовом положении конкурентов и партнеров, их платежеспособности, о курсах валют и рыночных ценах, процентах на валютных, фондовых, товарных торговых международных площадках и так далее.

Формирование отношений

Финансовый механизм является инструментом, с помощью которого между субъектами хозяйствования устанавливаются определенные связи. Вместе с этим он обеспечивает формирование взаимодействий и внутри предприятий, а также в рамках аграрно-промышленных объединений, холдингов, торгово-закупочных организаций. Функционирование механизма обеспечивает установление связей компаний с финансово-кредитным сектором, инвестиционными институтами, вышестоящими организациями, а также страховыми фирмами и государством.

Отношения внутри предприятия

Они складываются между административным аппаратом и структурными подразделениями, между отделами, работниками и руководством. В акционерных обществах к участникам прибавляется и совет директоров. Между тем следует сказать, что, несмотря на то, что данные связи устанавливаются внутри предприятия, они находятся под влиянием государственного механизма. Это в первую очередь проявляется в законодательных требованиях, установленных для всех хозяйствующих субъектов. В соответствии с ними выбираются методы и формы реализации отношений. Они ориентированы на:

  1. Установление и последующее соблюдение правил доведения финансовых заданий до структурных подразделений.
  2. Обеспечение контроля выполнения плана.
  3. Оценку финансовой и хозяйственной деятельности структурных подразделений
  4. Установление и применение стимулов, ориентированных на повышение финансового результата.

Изменения института

Компоненты финансового механизма корректируются в зависимости от условий социально-экономического развития страны. Их изменения предопределяют количественное и качественное воздействие на сферу хозяйствования. Первое выражается через пропорции и объем мобилизации органами власти и экономическими субъектами денежных ресурсов и их распределения между уровнями финансовой системы государства. Качественное влияние касается применения таких способов формирования и направлений дальнейшего использования средств, методов организации отношений, которые позволили бы рассматривать их в качестве стимулов для конкретного предприятия и всей экономики в целом. К регулирующим компонентам можно отнести:

  1. Установление предельной величины бюджетного дефицита.
  2. Снижение налогового бремени.
  3. Условия предоставления госкредитов организациям.
  4. Правила применения финансовых санкций и так далее.

Гибкость института

Реализация финансовой политики на практике невозможна без научно-обоснованного и оперативного регулятора. Компоненты института не могут быть статичными. Они должны изменяться в соответствии с динамикой отношений в области денежного оборота страны. Достаточно четко эти изменения отмечаются в тех государствах, которые находятся на переходной стадии и недавно стали использовать рыночные механизмы. В таких странах используются инновационные подходы формирования денежных отношений.

Перспективы

Финансовый механизм в РФ претерпел кардинальные изменения. Это было обусловлено упомянутым выше переходом к новым рыночным отношениям. Изменения механизма в первую очередь отразились в переводе на налоговую основу взаимосвязей между государственным сектором и частными, приватизированными компаниями. Новыми стали и межбюджетные отношения. С формированием фондового рынка претерпел изменения порядок перераспределения финансов хозяйствующими субъектами на основе эмиссии ценных бумаг и их реализации и покупки. Из госбюджета были выведены средства соцстрахования. Сформировались внебюджетные госфонды. Несмотря на все эти нововведения, процесс преобразований в России все еще продолжается.

Специфика реформирования

Ведущую роль в преобразовательных процессах принадлежит изменениям финансового механизма страны. Это обуславливается тем, что денежная масса определяет качество и вектор результатов, на которые, собственно, направлены все реформы. Как показывает практика многих развитых стран, преобразование финансовой системы является приоритетной задачей. В соответствии с этим на первом месте находится блок бюджетного прогнозирования и планирования. Денежная политика — второй по уровню важности компонент. Она направлена преимущественно на решение оперативных и тактических задач, которые стоят в рамках традиционного бюджета. Между тем задачи и цели финансового механизма и политики государства должны соответствовать планированию на долгосрочный период и увязываться с ним.

Заключение

В современных условиях становления государственного финансового механизма актуальной является разработка методологии совершенствования подходов к управлению бюджетом. Здесь во внимание необходимо принимать результаты оценки расходов. На их основании можно выработать наиболее эффективные методы управления затратной частью бюджета, обеспечить социально-экономическую стабильность. Частью общего механизма управления финансами выступают автоматизированные системы. Их функционирование основывается на экономико-математических методах и работе ЭВТ. Преобразования в финансовом секторе расширяет возможности использования автоматических систем. Они внедряются на всех уровнях управления. При этом автоматические системы создаются не параллельно, а выступают как неотъемлемый компонент финансового механизма. Это, несомненно, способствует более качественному и эффективному функционированию института.

Управление государственными финансами

Система управления государственными финансами

В общем смысле государственные финансы представляют собой денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта. Именно они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

Затрагивая одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства, они способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Функционирование государственных финансов нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы, как и любая организованная система, требуют определенного управленческого воздействия извне с целью направления развития системы государственных финансов в нужное русло.

Под управлением как таковым принято понимать некую совокупность методов и приемов целенаправленного воздействия на объект управления с целью получения определенных результатов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Применительно к сфере государственных финансов управление представляет собой процесс воздействия на финансовые отношения, а также соответствующие им виды финансовых ресурсов с помощью специальных методов и приемов в целях обеспечения реализации функций государственной власти.

Читать еще:  По экономической сути общегосударственные финансы это

В основе управления государственными финансами лежит ряд принципов, в общем виде представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Принципы управления финансами государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Система управления финансами государства нацелена на обеспечение сбалансированности интересов институциональных единиц, отсутствие дефицита госбюджета и устойчивость национальной валюты, которая, кстати сказать, является основополагающим элементом финансовых отношений. Как бы там ни было, основополагающей целью управления финансами государства выступает непосредственно реализация положений финансовой политики, проводимой правительством страны.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Ответственность за управление финансами на государственном уровне несут специально уполномоченные органы государственной власти. Условно они могут быть разделены на две большие группы:

  • органы законодательного управления;
  • органы оперативного управления.

В первом случае речь идет о законодательном регулировании финансовой сферы, утверждении государственного бюджета и отчета о его исполнении и пр. Во втором случае управление осуществляет посредством государственного финансового аппарата, который непосредственно реализует финансовую политику.

Целостная совокупность организационных структур, которые в той или иной мере осуществляют управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Элементы и методы управления государственными финансами

Процесса управления государственными финансами состоит из ряда функциональных элементов (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Базовые элементы управления государственными финансами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основополагающую роль в управлении финансами государства играет финансовое планирование и прогнозирование. В первом случае речь идет о разработке плановых показателей на грядущий период (как правило, год), во втором – о прогнозировании и оценке возможных вариантов макроэкономического развития.

Оперативное управление основано на разработке комплекса мер, которые направлены на достижение максимального эффекта при минимуме затрат. В его основе лежит глубокая аналитическая проработка текущей финансовой ситуации и соответствующее ей перераспределение финансовых ресурсов. В значительной степени именно благодаря оперативному управлению обеспечивается стабильность национальной экономики страны и финансовая поддержка населения.

Финансовый контроль следует понимать в качестве деятельности органов государственной власти, связанной со сбором и анализом информации о текущем (фактическом) финансовом состоянии экономики, а также оценкой эффективности принятых управленческих решений. В основе финансового контроля лежат:

  • сопоставление фактических и ранее запланированных финансовых показателей;
  • проверка целевого и адресного характера использования финансовых ресурсов;
  • оценка правомерности действия государственных органов, принимающих участие в распределении финансовых средств.

Что касается конкретных форм и методов управления финансами государства, то определяющая роль здесь отводится финансовому планированию, прогнозированию, программированию, регулированию, контролю, принятию адекватного законодательства в финансовой сфере, обоснованию системы прогрессивных методов мобилизации и эффективному использованию финансовых ресурсов.

Финансовая политика государства

Управление государственными финансами непосредственно связано с действиями органов государственной власти по проведению и реализации финансовой политики.

Финансовая политика – совокупность мероприятий, которые направлены на аккумуляцию финансовых ресурсов государства, их перераспределение и использования в целях обеспечения реализации основных функций аппарата государственной власти.

Финансовая политика представляет собой составную часть общеэкономической политики государства. В ее основе лежит действующее финансовое законодательство.

Финансовая политика в зависимости от характера решаемых задач и длительности периода осуществления делится на два вида: финансовая стратегия и финансовая тактика. В первом случае речь идет об ориентации государственных планов на долгосрочную перспективу, а во втором – о решении задач конкретного (текущего) периода.

Основные задачи финансовой политики представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Задачи финансовой политики государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными элементами финансовой политики государства выступают бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, ценовая, таможенная политика, политика в сфере международных заимствований и пр. Ее реализация осуществляется на основе финансового механизма, который включает в себя различные формы, виды и методы организации финансовых отношений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Система управления государственными финансами

Сущность управления государственными и муниципальными финансами

оптимизации управление государственные финансы

Управление финансами — набор стимулов и наказаний для стремительного решения поставленных задач казенной политики.

Объектом управления выступает система финансов через регулирование совокупности финансовых отношений. В настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов РФ, практически, не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую, даже, по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. Кроме того, противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов и формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются наличием ряда макро-экономических проблем, резкими различиями в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, неопределенностью бюджетного статуса муниципальных образований. Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований. С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

В последнее время много говорится о смене курса реформ, а точнее — об адекватных подходах к финансовой стратегии развития общества. Но речь идет не об отказе от основ рыночной экономики — в моделях рыночной экономики всегда присутствуют характерные национально-государственные черты и отличительные особенности. Современная ситуация в Российской Федерации ярко свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.

Главными проблемами в области государственных и муниципальных финансов являются: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; совершенствование налоговой системы; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; совершенствование бюджетного федерализма; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики, укрепление финансового контроля и др.

Система управления государственными финансами

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:

— зависимость от конечной цели;

— макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

— соответствие интересам всех членов общества;

— использование экономических законов;

учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Цель управления финансами — обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

Система управления финансами представлена на рис. 1. В результате реализации финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

Президент РФ определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.

Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.

4. Министерство финансов РФ (Минфин России) — центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

5. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Рис. 1. Система управления государственными финансами РФ

6. Система Банка России является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

7. Счетная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Финансовое планирование — это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

Читать еще:  Финансовая деятельность государства понятие принципы

— особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

— отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем. В настоящее время особое внимание уделяется среднесрочному финансовому планированию (на два-три года) в качестве основы для разработки годовых и перспективных бюджетов.

Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средне- (5—10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, оно предназначено для выработки концепции финансовой политики на определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, их источников формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает:

— построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

— непосредственную экспертную оценку.

Финансовое программирование — метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

— для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;

— повышения эффективности расходования государственных средств;

— прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических (ресурсных) факторов. При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели. Программирование как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики активно используется в современной практике финансового планирования.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Непосредственным предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег. Финансовый контроль способствует:

— сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

— обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;

— обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

— эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

— максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней.

Таким образом, финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового).

Финансовый механизм в системе управления финансами

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.09.2013 2013-09-19

Статья просмотрена: 4601 раз

Библиографическое описание:

Шаринова, Г. А. Финансовый механизм в системе управления финансами / Г. А. Шаринова, М. П. Емельяненко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 410-411. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7822/ (дата обращения: 09.04.2020).

В статье рассматривается сущность финансового механизма, его функции.

Ключевые слова:финансовый механизм, управление финансами, финансовые методы.

В настоящее время общество для управления финансовыми отношениями используют различные экономические, а также организационно-правовые методы. Государство законодательно устанавливает способы организации финансовых отношений. Также государство определяет методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый механизм.

Финансовый механизм — часть хозяйственного механизма, которая представлена видами и формами организации финансовых отношений, условиями и методами исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения.

Для организации финансового механизма применяется целая система мер, которая направлена на разумное сочетание труда, а также средств производства. Эта сводиться, прежде всего, к объединению людей, коллективов, которые общими усилиями реализуют функциональную программу на основе каких-то правил и процедур. К таким процедурам относятся: создание органов управления финансами, построение структуры аппарата управления, разработка методик, инструкций, норм, нормативов.

Как термин «финансовый механизм» давно и прочно вошел в научную и учебную литературу. Вместе с тем большинство исследователей пишет о неэффективности практически действующего в России финансового механизма. В некоторых работах [2С.81;6С.173] констатируется даже организационный кризис или же полное отсутствие финансового (и как его части — налогового) механизма в стране.

Существенно меньшее единодушие наблюдается при обсуждении вопросов о сущности, причинах неэффективности и направлениях совершенствования финансового механизма.

В литературе рыночного периода многие ученые рассматривают категорию «финансовый механизм» и структуру его построения. Через их подходы рассматривается проблема выделения финансового механизма как отдельной категории в условиях рынка.

Так, Левочкин С. В. полагает, что финансовый механизм реализует политику государства, является реальностью и требует детального изучения и освоения. Ковалюк О. М. в свою очередь считает, что финансовое управление экономикой и ее финансовый механизм реализуют себя посредством совокупности управленческих функций, основными из которых являются прогнозирование, планирование, стимулирование, координация, организация, регулирование и контроль [5 С.25].

Довольно сложна и структура финансового механизма. По мнению И. Т. Балабанова, в нее входят пять взаимосвязанных элементов:

— информационное обеспечение [1 С.90].

Первое, что бросается в глаза при сопоставлении точек зрения разных авторов — это колоссальный разнобой в определениях данного явления. Очень трудно отыскать работы, в которых давались бы схожие определения или утверждалось сколько-нибудь общепринятое понимание финансового механизма.

Сущность финансового механизма может быть наиболее глубоко раскрыта с позиции признания двойственного характера его природы. С одной стороны, финансовый механизм объективен, так как его основой являются финансы, а сам финансовый механизм строится в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Объективный характер финансового механизма проявляется в том, что он выступает активным инструментом воздействия финансов на процессы воспроизводства: производства, распределения, обмена, потребления. С другой стороны, финансовый механизм, субъективен, поскольку разрабатывается государством для реализации выдвинутых финансовой политикой целей и поставленных ею задач на том или ином этапе экономического развития [4 С.16].

Финансовый механизм управления коммерческим предприятием — составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений.

В настоящее время современная экономическая литература не дает полного представления о методологии в области финансовых инструментов акционерных обществ, необходимого для практической деятельности предприятия [7 С.93].

Финансовый механизм коммерческого предприятия должен способствовать наиболее полной эффективной реализации финансами своих функций, их взаимодействию.

Как инструмент воздействия можно выделить в финансовом механизме такие функции как: организационная и стимулирующая. Организационную функцию мы можем применять в использования как рыночных, так и государственных регуляторов. А стимулирующая функция используется с системой льгот и финансовых стимулов. Взаимосвязь организационной и стимулирующей функции определяет результат функций финансового механизма предприятия.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма.

Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативными и правовыми документами [3 С.64].

Главная цель финансового механизма состоит в создании устойчивых и достаточных финансовых ресурсов для нормального функционирования экономики, а в связи с тем, что рыночная экономика развивается циклично, подъемы сменяются депрессиями, кризисами, финансовый механизм должен быть чрезвычайно гибким и подвижным. В этом случае он может не только быстро и легко адаптироваться к новой рыночной конъюнктуре, но и оказывать плодотворное влияние на организацию производства.

1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие, М.: Финансы и статистика, 2004г. С. 512

2. Березкин Ю. М. Проблемы и способы организации финансов, Иркутск: ИГЭА, 2006г. С.248

3. Грязнова А. Г. Финансы: Учебник, М.: Финансы и статистика, 2012г. С.496

4. Колчина Н. В., Поляк Г. Б., Павлова Л. П. Финансы предприятий: Учебник, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г. С.447

5. Москаленко В. П., Шипунова О. В. Развитие финансово-экономического механизма на предприятии: Курс лекций, Сумы: ВВП «Мрія-1» ЛТД, УАБС, 2003г. С.104

6. Попов С. В. Организация хозяйства в России, Омск: Курьер, 2000г. С.288

7. Шаринова Г. А. Вестник КГУ. Статья «Финансовый механизм — активный элемент в системе управления финансами», № 1 (17) 2013г. С.131

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector