Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методами формирования государственных финансов являются

Методы формирования государственных доходов.

Для производства общественных благ и регулирования хозяйства государству нужны деньги. Где взять эти деньги? Существует несколько источников дохода, которые формируют бюджет правительства.

Первейший и основной из них — налоги — обязательные платежи государству физических и юридических лиц. Подавляющую часть в государственных доходах занимают: подоходный налог, налог на прибыль, имущественные и социальные налоги. Различают налоги прямые и косвенные: прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества, а косвенные включаются в цену продукции (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы). Налог — самый простой метод формирования государственных доходов, но увеличение налогового бремени отрицательно сказывается на развитии экономики и приводит к увеличению недовольства со стороны населения.

Кроме налогов у государства могут быть еще и другие источники дохода, которые связаны с его участием тем или иным образом в рыночной деятельности.

1. Государство может владеть фирмами и получать прибыль от их деятельности. Например, если в государственной собственности находятся фабрики по производству спичек, то вся прибыль этих фабрик будет поступать в бюджет. Государство может установить государственную монополию (или регалию) на производство какого-либо блага и получать прибыль путем беспрепятственного повышения цены. Например, государство может владеть предприятиями, производящими спиртные напитки, и получать монопольную прибыль от продажи этого блага по высоким ценам.

2. Государство может объявить себя собственником всех природных ресурсов и взимать плату за их использование. Таким образом, рента будет не доходом какого-то частного владельца, а источником наполнения бюджета. Поскольку собственность на ресурсы не является священным правом отдельного лица, рента за использование природных ресурсов является вполне уместным видом дохода.

3. Государство может продавать государственное имущество, чтобы получить за это деньги. Сдавая государственную собственность в аренду, государство также получает определенный доход, который извлекается ровно столько времени, сколько данная собственность предоставляется в аренду. Если у государства есть запасы каких-либо драгоценностей (золота, драгоценных камней, произведений искусства) или ценных бумаг, оно тоже может продать их для получения денег. Указанный метод является высокорентабельным и прибыльным, но при его использовании экономика страны подвергается излишнему риску. Кроме того, государство способно продавать в частную собственность природные ресурсы (например, землю), которые принадлежат всему обществу.

К источникам дохода государственного бюджета можно отнести:

— неналоговые поступления, представляющие собой внебюджетный способ изъятия (например, при конфискации имущества в соответствии с судебным решением);

— кредит (государственные внутренние и внешние займы). Кредит — достаточно быстрый способ получения денежных ресурсов и не вызывает особого недовольства со стороны населения. Негативные последствия такого способа получения финансовых ресурсов в распоряжение государства проявляются не сразу. Любая форма долга государства приводит к увеличению потребности в денежных ресурсах в будущем.

Государственные финансы, их функции и структура

Финансы и финансовая система.

ТЕМА 6. ГОСБЮДЖЕТ И НАЛОГИ

Основные понятия и категории

Роль «ночного сторожа»; «laissez faire – laissez passer». Общественные блага. Внешние эффекты. Государственное воздействие на экономику. «Кейнсианская революция». Эффективный спрос. Огосударствление экономики. Неоконсервативное направление. Эффективное предложение. Экономические функции государства. Система государственного регулирования экономики. Формы и методы (экономические и административные), возможности и границы государственного регулирования экономики.

6.1 Финансы и финансовая система. Государственные финансы, их функции и структура.

6.2 Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема сбалансированности госбюджета в современной экономической теории и практике. Государственный долг. Управление государственным долгом.

6.3 Налоги и их виды. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные, прогрессивные налоги. Налоговая система и ее особенности в современной России. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

6.4 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: цели, виды, инструменты. Политика встроенных стабилизаторов экономики (автоматическая). Дискреционная фискальная политика. Особенности фискальной политики в современной России.

Финансыхарактеризуют процессы создания, распределения и использования фондов денежных средств. Отношения, возникающие между экономическими агентами в процессе движения этих фондов денежных средств, называются финансовыми. Финансовые отношения очень многообразны и включают:

1. отношения государства с предприятиями и организациями (обязательные платежи, налоги, ассигнования из бюджета, дотации, субсидии и т.п.);

2. отношения между самими предприятиями и организациями (финансовые расчеты между поставщиками и потребителями, штрафные санкции, неустойки, вознаграждения и пр.);

3. отношения государства с населением (налоговые платежи, социальные выплаты и льготы, государственные займы и пр.);

4. отношения между государствами (внешние займы, кредиты, экономическая помощь).

В процессе формирования, распределения и использования финансов складывается следующая финансовая система:

1) финансы частных предприятий, организаций, различных фондов, которые необходимы им для организации своей деятельности;

2) государственные финансы, которые формируются путем перераспределения государством национального дохода страны в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления своих функций.

Читать еще:  Объекты управления государственными финансами

Функции государственных финансов:

обеспечение существования государстваи выполнение им своих функций в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов;

распределительная функциязаключается в воздействии государства на формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, на фонды накопления и потребления и т.п., т.е. на перераспределение национального дохода;

стимулирующая функцияреализуется посредством воздействия государства через финансовую систему на социально-экономическое развитие страны с целью ускорения НТП, проведения структурной перестройки экономики, повышения или сдерживания хозяйственной активности;

контрольная функцияосуществляется по двум направлениям:

а) для анализа деятельности государственных предприятий и служб;

б) для проверки выполнения финансовых обязательств частным сектором (государственные ревизоры, государственные налоговые службы) в формах контроля:

— за правильностью уплаты налогов;

— за формами использования льготного налогообложения;

— за сроками поступлений налогов.

Структура государственных финансов:

1. Бюджеты разных уровней (консолидированный бюджет):

– бюджеты субъектов РФ;

– местные бюджеты разного уровня (районные, городские).

2. Специальные государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.

Бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды государства называются бюджетом расширенного правительстваи представляет собой бюджетную систему страны.

3. Финансы государственных предприятий и организаций.

Источники формирования государственных доходов:

внутренние– это национальный доход страны, в процессе перераспределения поступающий в бюджеты и специальные государственные внебюджетные фонды, а также национальное богатство страны (продажа золото-валютного запаса, государственных предприятий или определенного пакета их акций и т.п.), созданные внутри страны;

— внешние– это национальный доход других государств (внешние займы) или национальное богатство других стран (финансовое ограбление, обычно во время войн).

Методы формирования государственных доходов:

1) основной – взимание налогов(80–90 % государственных доходов);

2) государственные займы;

3) эмиссия бумажных денег(сеньораж). Эмиссия используется, когда на рынке ссудного капитала складывается неблагоприятная ситуация для выпуска новых займов. Эмиссия – крайний и нежелательный способ формирования государственных доходов, т.к. приводит к инфляции спроса.

Государственные расходысвязаны с осуществлением государством своих политических и экономических функций.

Структура государственных расходов:

1) государственный бюджет (70 % расходов государства);

2) местные бюджеты. Основная часть их расходов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством;

3) специальные внебюджетные фонды осуществляют расходы по социальному, медицинскому, пенсионному страхованию и пр.;

4) финансы государственных предприятий:

а) текущие расходы;

6.2 Государственный бюджет: доходы и расходы.

Методами формирования государственных финансов являются

24 Финансовые ресурсы государства, источники и методы их формирования

Финансовые ресурсы — совокупность средств, находящихся в распоряжении государства и субъектов ‘ведения хозяйства. Они характеризуют финансовое состояние экономики и одновременно являются источником ее развития, формируются с за счет различных видов денежных доходов, поступлений, отчислений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Структура д ержавних финансовых ресурсов изображена на рис 212.18.

. Рис 218. Структура государственных финансовых ресурсов

На рис 219 отражены функции финансовой деятельности государства, в процессе выполнения которых образуются централизованные финансовые ресурсы

Методы финансовой деятельности государства, с помощью которых она достигает своей цели, характеризует рис 220

. Рис 219. Финансовая деятельность государства и его функции

Следует отметить, что финансовые ресурсы, которые существуют в государстве, накапливаются на трех уровнях экономической системы. Фонды финансовых ресурсов накапливаются, прежде всего на микроуровне, то есть в пределах домашних хозяйств. В этом случае источником их формирования могут быть как ресурсы сферы государственных финансов, так и ресурсы предпринимательства есть финансовые ресурсы на микроуровне накапливаются как в результате в ванию. ВВП, так и в результате их перераспределения. На этом уровне финансовые ресурсы имеют вид накоплений, депозитов и вкладов в банковскую системтему.

На мезоуровне финансовые ресурсы накапливаются в субъект ведения предпринимательской деятельности и является непосредственным результатом распределения нового созданного. ВВП Финансовые ресурсы предприятий имеют форму фондов и к капитала предприв.

На макроуровне финансовые ресурсы государства является следствием распределения, перераспределения и централизации. ВВП и имеют форму бюджетных и внебюджетных фондов финансовых ресурсов

Государственные финансы состоят, во-первых, с собственно государственных финансов (или федеральных финансов, как их часто называют в странах с федеративным территориальному устройству), во-вторых, региональные (областные их) финансов, в-третьих, местных (муниципальных) финансов. Основой этих трех видов государственных финансов соответствующие бюджеты: государственный, региональный, местный, которые являются денежным фондом формирования и исполь зования денежных ресурсов соответствующих уровней управления государственными структурами.

. Рис 220. Методы формирования централизованных финансовых ресурсов государства

Основными источниками формирования денежных доходов государства являются: налоги (от дохода, благ и услуг, капитала, земли, имущества или других не движения); различного рода сборы (сборы за визы, сборы за различные разрешения и подписи, лицензионные сборы и т др.); так называемые неналоговые источники (субсидии, ссуды путем выпуска и реализации облигаций, доходов от лотереи и доходов от государственной предпринимательской дея ности т.д.о).

Читать еще:  Государственная финансовая политика это

По формам происхождения финансовые ресурсы государства разделяют на ресурсы накопления (прибыль, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления) и ресурсы вторичного распределения и перерозпод делу (прямые и косвенные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, прирост долгосрочных вкладов и т п). Между распределением финансовых ресурсов по источникам формирования является обратная зависимость. Чем би льшая часть ресурсов в государстве образуется как ресурсы накопления, тем меньшая часть их образуется в результате распределения и перераспределения. Однако эта зависимость не является прямой. Основным фактором являются темпы н акопичення амортизационных отчислений. Если амортизационные отчисления только отображают простое воспроизводство стоимости основных фондов, то количество ресурсов накопления в государстве в целом будет незначительнозначною.

Основным источником ресурсов распределения налоги и прибыль. Прибыль прямым образом зависит от количества амортизационных отчислений. Чем меньше являются амортизационные отчисления, тем больше прибыль и под приложение с подоходку.

Обеспечение финансово-денежными ресурсами выполнение функций государства здийсняеться путем использования методов:

1) методы формирования денежных фондов (налоги, сборы, платежи др.);

2) методы распределения (бюджетное финансирование, субсидии, дотации, субвенции, государственный кредит);

3) их использовать

Разнообразие методов обусловлена ??субъектами, с которыми у государства формируются отношения, а также конкретными условиями образования и распределения денежных средств. Методы финансовой деятельности — это совокупность пр рийомив и способов, с помощью которых уполномоченные государством органы от своего имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средствв.

Первую группу методов финансовой деятельности составляют методы формирования финансовых ресурсов, среди которых выделяют обязательные и добровольные методы мобилизации финансовых ресурсов

Обязательный метод мобилизации является ведущим, его сущность заключается в принудительном и безвозмездной изъятии части денежных средств у их владельцев в пользу государства и реализует безусловные императивные о бов вязки по выполнению, а также гарантии этого исполнения распространенный из видов обязательных платежей — налог. Кроме налогов, к такому методу относятся различные государственные сборы. Вместе с обязательных методом применяется и добровольный метод мобилизации финансовых ресурсов, заключается преимущественно в диспозитивных способах обеспечения финансовых поступлений и механизмов кредитования. Этот метод перед дусматривающая брак императива (повеления) со стороны государства при осуществлении платежей и реализуется путем проведения государственных лотерей, выпуска государством облигаций, других ценных бумаг, добровольных жертву ний физических и юридических лиц тощтощо.

Вторая группа — методы распределения денежных ресурсов. В процессе распределения государственных денежных средств используются два главных метода: метод финансирования (безвозвратный, безвозмездный, целевой, плановый в отпуск денежных средств из централизованного фонда, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов) и метод кредитования (выделение средств на принципах целевого назначения, платности, повор откости через определенный срок).

Методы финансирования делятся на подвиды в зависимости от определенных признаков, например, цели использования, источников их образования, организационно-правовых режимов, объекта и субъектов и т.д.

Так, если финансовые ресурсы выделяются из. Государственного бюджета, то это бюджетное финансирование; при выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств, финансирование приобретает характер ктер ведомственного; в условиях финансирования из целевых фондов будет иметь место финансирование из целевых фонде.

зависимости от субъекта, получает денежные ресурсы, и условий получения выделяют дотации, субсидии и субвенции

Третья группа методов финансовой деятельности составляют методы использования финансовых ресурсов. К этой группе относятся метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств; метод опре значение порядка использования средств; метод установления компетентными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств; метод планирования, метод финансового контроля и ин.

Использование методов финансовой деятельности государства определяется содержанием и характером общественных отношений, которые регулируются государством

Экономика, составными частями которой являются трудовой, научный, технико-производственный и природно-ресурсный потенциал, формируется как единый хозяйственный механизм, в основном, финансовой системой

Без постоянного финансового питания составных частей экономической системы наступает их недееспособность с соответствующими негативными последствиями. Поэтому финансовая система выступает фактором интеграции всех элемент тов экономической системы, залогом их высокоэффективного функционирования и аккумулятором денежных ресурсов для осуществления повторного цикла производства на этом же или высшем уровне. Для осуществления своих х функций интегрирования экономики финансовая система должна удовлетворять интересы всех субъектов объектов производства, поддерживая на должном уровне дееспособности все свои структурные и динамические параметрри.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Основы государственных финансов

Понятие государственных финансов

Важной сферой финансовой системы страны, которая обеспечивает ее денежными средствами для осуществления, политических, экономических и социальных функций, называется государственными финансами.

Читать еще:  Что понимается под финансовой системой государства

С экономической точки зрения финансы государства – это совокупность экономических отношений по распределению и перераспределению стоимости общественного продукта и части национального богатства страны.

Для функционирования в условиях рынка и товарно-денежных отношений государство остро нуждается в финансовых фондах, которые представляют собой доходы (налоговые и иные поступления в государственный бюджет) или расходы (инвестиции, госзакупки, выплаты и т.д.).

Предпосылками образования государственных финансов являются:

  • денежное хозяйство;
  • система формирования общественных потребностей;
  • система распределения затрат на общественные потребности применение в экономике;
  • развитых форм денег.

Финансовые средства, которые находятся в распоряжении государства, вкладываются на расширение производства товаров/услуг, на удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей общества, а также на нужды обороны страны и на управление.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Субъектами денежных отношений выступают:

  1. государство;
  2. предприятия;
  3. организации;
  4. учреждения;
  5. различные объединения;
  6. физические лица.

Для выполнения государством своих основных функций финансовая система мобилизуют имеющиеся денежные ресурсы, к которым относятся:

  • оказание государственных услуг общего назначения (функционирование органов госвласти, оборона, общественный порядок, защита прав собственности и прав граждан);
  • обеспечение законодательной базы (разработка и реализация законов);
  • распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебными ветвями власти, между федеральными, региональными и локальными органами власти (предупреждение коррупции и формирования теневого сектора экономики).

Функции государственных финансов

Для обеспечения успешного социально-экономического и политического развития государство выполняет следующие функции:

  • выработка, принятие и реализация законодательных актов, которые формируют институциональные основы рыночного хозяйства;
  • сохранение макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
  • финансирование основных социальных услуг, помощь слабо защищенным группам населения;
  • управление процессом интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
  • организация мероприятий по охране окружающей среды.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В общем виде данные функции имеют решающее значение и их можно представить в следующем виде:

Рисунок 1. Функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения экономики госфинансы выполняют пять основных функций:

Рисунок 2. Функции государственных финансов с точки зрения экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Планирование – это функция, которая обеспечивает постановку целей и путей их достижения на основе распределения полномочий и ответственности между государством, органами госвласти и органами муниципального управления. Сущность этой функции заключается в формировании бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.

Функция организации включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определение порядка их составления и выполнения и распределение обязанностей структурных подразделений финансовых органов власти. Данная функция Реализуется в рамках процесса построения системы контроля и координации распределения бюджетов и денежных ресурсов внутри страны.

Функция мотивации или стимулирования тесно связана с мероприятиями по достижению поставленных целей. При реализации этой функции учитываются факторы, влияющие на финансовую деятельность государства и потребности в денежных ресурсах.

Контроль – это функция госфинансов, которая способствует реализации целей. Ими являются разработка ном и нормативов как эталона оценки результатов. Осуществляется сравнительный анализ полученных результатов с установленными целями и при необходимости вносятся корректировки.

Функция распределения состоит в распространении национального продукта для обеспечения потребности государства. Также формируются источники для финансирования общественного сектора экономики, сбалансирование бюджетов в рамках единой бюджетной системы.

Структура государственных финансов

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Кроме этого они считаются необходимым звеном, так как создают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики.

Государство – это уникальная структура, обладающая возможностями контроля и перераспределения ресурсов. Это придет госфинансам особое положение и перекладывает обязательства на государственную систему финансирования.

Структура государственных финансов определяется двумя факторами: структура органов госвласти и выделение в составе госфинансов фондов бюджетных и внебюджетных средств.

В общем виде структура государственных финансов выглядит следующим образом:

Рисунок 3. Структура государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения структуры госвласти выделяют федеральные финансы и финансы органов местного самоуправления. Соответствующая системе государственного управления вышеуказанная структура может преобразовываться, учитывая функционирующую систему госрегулирования.

Также в состав структуры могут входить финансы субъектов страны или регионов. Если регионы отсутствуют, как в унитарных государствах, то все финансовые процессы осуществляются на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Именно федеральные финансы являются важным элементов в структуре госфинансов, так как уровне страны и оказывается воздействие на экономику посредством инфляции, налогов, кредитов и т.д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector