Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы государственного финансирования

Понятие и формы правового регулирования финансирования и кредитования в предпринимательской деятельности

Содержание:

Что касается финансирования и кредитования предпринимательской деятельности, то они представляют собой определенные способы, которые служат для обеспечения финансовыми средствами предпринимательской деятельности.

Финансирование – представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление финансовых средств в различных формах для того чтобы осуществить какую-либо деятельность. Также стоит отметить, что финансирование отличается от кредитования конкретными принципами безвозвратности и безвозмездности, которые в свою очередь, предусматривают предоставление необходимых средств на специальных условиях возвратности, и возмездности (также достаточно часто говорят платности).

Режим правового характера инвестирования отличается от финансирования, в основном тем, что инвестор в свое время приобретает право собственности на объект определенной инвестиционной деятельности. В процессе финансирования право собственности у субъекта, который в свою очередь, предоставил средства денежного характера, не возникает. Помимо этого, в роли инвестиций могут выступать любые материальные и нематериальные ценности, само же финансирование осуществляется денежными средствами. Также важно сказать, что можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная, в большинстве случаев, ориентирована на получение прибыли), а также по субъектам данной деятельности. Классификацию различных видов финансирования вполне можно провести по ряду конкретных оснований. Таким образом, в зависимости от определенного источника финансирования, под которым в свою очередь, необходимо понимать источник получения денежных средств, финансирование подразделяется на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое.

Формы, а также понятия государственного финансирования предпринимательской деятельности

Важно, что в условиях рынка хозяйствования государство берет на себя конкретную обязанность осуществлять финансирование приоритетных государственных программ развития промышленности, а также сельского хозяйства, средств передвижения, различных средств связи, и, конечно обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры.

Источником финансирования государственного характера выступают определенные средства федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования обычно носит достаточно строгий целевой характер.

Расходование конкретных средств не по своему целевому назначению вполне может служить конкретным основанием для использования мер ответственности. Для того чтобы обеспечить возможности контроля за целевым применением средств государственного порядка они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета «Целевые финансирование, а также поступления». Учет бухгалтерского характера предоставленных средств из бюджета осуществляется в соответствии со специальным приказом Минфина России от 16 октября.2000 года № 92н «Об утверждении конкретного Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000». Для организаций, которые занимаются выполнением различных государственных заказов за счет средств федерального бюджета, предусмотрена определенная обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому заказу государственного типа.

Финансирование государства

Финансирование государства осуществляется в форме:

  • предоставления каких-либо средств бюджетного характера на оплату различных товаров, услуг, а также работ, которые обычно выполняются физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;
  • предоставления дотаций, субсидий, субвенций физическим и, что самое главное юридическим лицам, а также бюджетам иных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • предоставления ассигнований бюджетного порядка казенным предприятиям на выполнение какого-либо плана-заказа в ситуации недостаточности для этого их собственных средств.

Экономические, а также правовые принципы общего порядка финансирования государственных нужд устанавливаются специальными Федеральными законами от 1994 года 13 декабря № 60-ФЗ «О поставках той или иной продукции для федеральных нужд государственного порядка», от 1994 года 2 декабря № 53-ФЗ «О поставках, а также закупках различной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 2012 года 29 декабря № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 1994 года 29 декабря № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», от 2013 года 5 апреля № 44-ФЗ «О системе конкретной направленности в сфере закупок товаров, различных работ, услуг для того чтобы осуществлять обеспечение государственных и муниципальных нужд» и иными документами.

С целью организации работы по выполнению различных целевых программ и удовлетворению каких-либо других государственных нужд определяются заказчики государственной направленности, которые в свое время и становятся главными распорядителями средств из бюджета. Программы целевого порядка, а также государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации. Для того чтобы выполнить целевые программы и для обеспечения государственных нужд заключаются специальные контракты государственного характера. Совокупность заключенных контрактов государственного порядка представляет собой конкретный государственный заказ.

Целевые программы

Утвержденные программы целевого порядка и другие государственные нужды финансируются за счет определенных средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и, конечно, привлекаемых для того чтобы выполнять различные программы внебюджетных источников: взносов участников осуществляющих реализацию программ, целевых отчислений от конкретных организаций, и их прибыли, заинтересованных в осуществлении программ, средств фондов внебюджетного порядка, и иных поступлений.

Перечень межгосударственных, а также различных программ федерального целевого порядка, принимаемых к процессу финансирования из федерального бюджета, представляется самим Правительством Российской Федерации на утверждение Федеральному Собранию в составе бюджета федерального характера на очередной финансовый год. Финансирование каких-либо закупок товаров, различных работ и, конечно, услуг различного порядка для государственных нужд осуществляется в пределах конкретных средств, которые предусматриваются на эти цели в федеральном бюджете, при этом учитывая реальное поступление в бюджет ресурсов финансового характера. Сам процесс финансирования осуществляется Минфином России в ходе перечисления из федерального казначейства определенных средств денежного характера государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений. Что же касается актов платежного порядка, то они в свою очередь, принимаются к исполнению только в ситуации наличия специального письменного подтверждения факта поставки товаров для государственных нужд государственному заказчику или факта выполнения конкретных услуг, а также работ..

Средства, которые в свое время были получены из бюджета обязаны использоваться основными распорядителями в строгом порядке по конкретному назначению. Средства, которые в свою очередь, направлены не по целевому назначению, засчитываются Минфином России в счет текущего процесса финансирования и в дальнейшем никаким образом не компенсируются. Контроль осуществляемый за строго целевым расходованием отмеченных средств осуществляется Минфином России.

Помимо непосредственного финансирования каких-либо государственных нужд, с целью экономического стимулирования граждан, которые выступают в роли поставщиков, изготовителей и, конечно, подрядчиков в соответствии с законодательством Российской Федерации им могут предоставляться:

  • определенные льготы по налогу на конкретную прибыль;
  • долгосрочные, а также текущие кредитные услуги на специальных льготных условиях;
  • средства валютной направленности, оставляемые на условиях льготного порядка в их распоряжении в ходе реализации продукции на экспорт.

Размеры, а также виды и порядок в котором осуществляется процесс предоставления финансовых льгот устанавливаются соответствующими органами власти при утверждении конкретной программы целевого характера или перечня иных государственных нужд.

Помощь финансовой направленности и поддержка со стороны государства вполне может заключаться в финансировании определенных затрат организаций или же определенных отраслей в целом путем предоставления специальных дотаций, субсидий, субвенции.

Дотациями являются средства бюджетного характера, которые в свое время предоставляются бюджету совершенно иного уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и, что наиболее важно безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субсидиями называются средства бюджета, которые обычно предоставляют бюджету другого уровня какой-либо бюджетной системы Российской Федерации, а также определенному физическому или, что наиболее важно юридическому лицу на конкретных условиях долевого финансирования целевых расходов.

Читать еще:  Организация государственного финансового контроля в рф

Что касается субвенций – это средства бюджетной направленности, которые в свое время предоставляются бюджету совершенно иного уровня системы бюджетного характера Российской Федерации или какому-либо юридическому лицу на безвозмездной и, что самое главное безвозвратной основе для осуществления определенных операций направленных на целевые расходы.

Порядок в процессе которого осуществляется финансирование расходов на государственную поддержку финансовой направленности закупки и доставки продукции в районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов был утвержден специальным приказом Минфина России от 2000 года 15 мая № 49н «Об утверждении конкретного Порядка финансирования за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации расходов на государственную финансовую поддержку доставки, а также закупки продукции в районы Севера с достаточно ограниченными сроками завоза грузов».

Основы правовой направленности финансирования каких-либо предприятий казенного порядка закреплены в специальном постановлении Правительства Российской Федерации 2007 года 15 декабря № 872 «О создании и, конечно, контролировании деятельности федеральных казенных предприятий». В большинстве случаев, финансирование деятельности предприятий казенной направленности осуществляется за конкретный счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). В ситуации их недостаточности такому предприятию из федерального бюджета выделяются специальные средства для реализации плана его развития (в том числе на осуществление государственных программ инвестиционной направленности, выполнение различных исследовательно-научных и конструкторско-опытных работ), содержание объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Средства, которые были указаны для финансирования определенных предприятий казенного характера предусматриваются в бюджете федеральной направленности отдельной строкой. Решение о выделении конкретному предприятию специальных средств из бюджета федерального характера принимается Правительством Российской Федерации по представлению Минэкономразвития России и Минфина России. Выделение предприятию средств из бюджета осуществляется только после того, как предоставляются уполномоченным органом отмеченным министерствам сведений о расходовании средств бюджетного характера и, конечно, общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий временной промежуток. Не применение каким-либо казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Что же касается предприятий, то они в свою очередь, представляют специальному уполномоченному органу отчет о целевом применении выделенных бюджетных ассигнований.

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Правовое регулирование рекламы в предпринимательском обороте

Правовые основы государственного финансирования и кредитования;

Финансирование и кредитование представляют собой виды обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.
Финансирование это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездности (платности).
Кредитование, как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства. Вместе с тем кредит выступает как относительно самостоятельное звено в финансовой системе, имеет особые методы перераспределения временно свободных денежных средств с целью восполнения разрыва в производственном процессе. Кредитные правоотношения можно рассматривать как часть, подсистему финансовых правоотношений.
Правовой режим инвестирования отличается от финансирования тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Инвестициями могут быть любые материальные и нематериальные ценности, финансирование же осуществляется денежными средствами.
Виды финансирования:
— государственное – за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ;
— муниципальное – за счет средств муниципального бюджета;
— самофинансирование – за счет собственных средств хозяйствующего субъекта;
— благотворительное – за счет взносов частных собственников.
Формы государственного финансирования:
— предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;
— предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
— предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям в случае недостаточности собственных средств на выполнение плана-заказа.
Одним из наиболее важных направлений государственного финансирования является обеспечение денежными средствами государственных нужд.
Государственные нужды – это потребности РФ, субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны.
Государственный контракт – это договор, заключенный органом государственной власти или государственным заказчиком от имени РФ, субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд.
Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ.
Дотации– это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов (например, на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования).
Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (например, программы по развитию животноводства).
Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления им определенных целевых расходов.
Финансирование казенных предприятий регулируется Постановлением Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».
Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития завода, с его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). При их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета на реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке); содержание объектов социальной инфраструктуры; компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.
Указанные средства на финансирование заводов предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.
Решение о выделении заводу средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа. Выделение заводу бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом, указанным министерствам сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности завода за предыдущий период.

Не использованные заводом по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Порядок осуществления государственного кредитования
Заемщиками государственных средств на возвратной основе могут быть коммерческие и некоммерческие российские юридические лица, за исключением организаций с иностранными инвестициями. Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.
Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом.
Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным и муниципальным унитарным предприятием, бюджетные кредиты предоставляются на основании договора на условиях возвратности, срочности, возмездности и обеспеченности.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя.
Правовые основы банковского кредитования закреплены в Конституции РФ (ст. 71), ГК РФ (ст.819-821 «Кредитный договор»). По кредитному договору банк обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Нормативно-правовыми актами предписано осуществлять банковское кредитование на принципах возвратности, возмездности, срочности и резервности. Кроме того, договор может быть заключен на принципах целевого предоставления кредита и при наличии обеспечения.
Действующее законодательство предусматривает также товарный и коммерческий кредит. Договор товарного кредита представляет собой обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (ст.822 ГК РФ). К нему применяются правила о кредитном договоре.
Коммерческое кредитование предусматривает предоставление субъектами предпринимательской деятельности кредита в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг (ст. 823 ГК РФ). Таким образом, действующее законодательство в качестве коммерческого кредита рассматривает кредит, предоставляемый не по самостоятельному заемному обязательству, а во исполнение договоров на реализацию товаров, выполнения работ или оказание услуг. К данному кредиту применяются правила о займе и кредите (гл.42 ГК РФ).

Читать еще:  Механизм управления государственными финансами

Государственное финансирование и кредитование предпринимательской деятельности

Обеспечение ПД необходимыми финансовыми ресурсами возможно в следующих правовых формах:

  • Финансирование;
  • Кредитование;
  • Самофинансирование (основной ее источник – чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль с валовой прибыли организации, и направляемая на различные цели);
  • Использование добровольных взносов от иных субъектов;

Система бюджетного финансирования – использование бюджетных средств осуществляется в основном в рамках приоритетных государственных программ развития промышленности, с/х, транспорта и т.д.бюджетное финансирование ПД необходимо субъектам на начальном этапе развития, а также тем, чья деятельность является заведомо убыточной.

Финансирование – безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций, учреждений для осуществления их уставной деятельности.

Финансирование ПД – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления ПД.

Отличия финансирования от инвестирования:

  • Инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает.
  • Целью инвестиционной деятельности является получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Целью финансирования является обеспечение нормального функционирования субъекта ПД.
  • В качестве инвестиций могут выступать материальны и нематериальные объекты, не изъятые из гражданского оборота. Финансирование осуществляется только денежными средствами.

В зависимости от источника финансирования:

  • Государственное финансирование – за счет средств федерального бюджета;
  • Муниципальное финансирование – за счет средств муниципального бюджета;
  • Самофинансирование – за счет собственных средств хозяйствующего субъекта;
  • Благотворительное финансирование – за счет взносов частных собственников;

Бюджетное финансирование ПД носит целевой характер и осуществляется в следующих формах:

  • Предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическим лицами по государственными и муниципальным контрактам;
  • Предоставление субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается (статья 78 БК РФ):

  • из федерального бюджета – в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и ФЗ;
  • из бюджетов субъектов РФ – в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, ФЗ, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ;
  • из местных бюджетов – в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, ФЗ, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов МСУ.

Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ю/л или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

Бюджетное кредитование ПД – предоставление бюджетных средств в собственность ю/л н возмездной и возвратной основе.

Возможности федерального бюджета по предоставлению организациям бюджетного кредита как одной из форм расходов федерального бюджета могут быть оценены исходя из положения, установленного Указом Президента РФ от 08.07.1994 №1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета», согласно которому Правительству РФ поручено предусматривать при разработке проектов федерального бюджета на последующие годы направление до 4% совокупных расходов федерального бюджета на предоставление краткосрочной финансовой поддержки предприятиям.

Отличительными признаками бюджетного кредитования являются:

  • льготный характер (например, возможность продления в некоторых случаях срока возврата бюджетных средств);
  • целевое предоставление средств (при утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов);
  • порядок его осуществления (государственные средства выделяются в пределах финансового года равными долями и, как правило, в пределах средств, поступающих от возврата ранее выделенных кредитов);

Кредиты, предоставляемые ю/л за счет средств бюджетов, можно подразделить на два вида:

1. бюджетные кредиты, предоставляемые ю/л, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (статья 76 БК РФ);

2.бюджетные кредиты, предоставляемые государственным и муниципальным унитарным предприятиям (статья 77 БК РФ);

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредитамогут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, предоставляемых в размере не менее 100 % кредита (статья 76 БК РФ).

Возмездность договора бюджетного кредитованиязаключается в уплате заемщиком процентов за пользование бюджетными средствами. Не допускается предоставление бюджетных кредитов ю/л, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, на условиях безвозмездности.

Вопрос №50. Правовые основы государственного финансирования предпринимательской деятельности.

Финансирование –это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездности. Правовой режим инвестирования отличается от финансирования главным образом тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Финансирование осуществляется денежными средствами.

В зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на государственное, муниципальное, самофинансирование, банковское, благотворительное.

Читать еще:  Состав финансовой политики государства

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основным принципом финансового обеспечения хозяйственной деятельности в рыночных условиях является переход на самофинансирование организациями своих потребностей. В условиях рынка государство берет на себя обязанность финансового обеспечения приоритетных государственных программ развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Финансируются отрасли и предприятия, деятельность которых удовлетворяет социальные потребности, нужды населения, обеспечивает оборону и безопасность. Так, из федерального бюджета финансируется конверсия оборонных отраслей промышленности, осуществляется государственная поддержка атомной энергетики.

Источниками государственного финансирования служат средства федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Соответственно, основными нормативными актами, определяющими порядок государственного финансирования являются бюджетный кодекс и законы о бюджете на соответствующий год.

Рассматриваемый вид финансирования имеет строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя финансирования и может служить основанием для применения мер ответственности.

В соответствии с БК РФ расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие. Капительные – обеспечение государственного финансирования инновационной и инвестиционной деятельности. Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов госвласти, ОМС и бюджетных учреждений, оказание господдержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование.

Государственное финансирование осуществляется в следующих основных формах:

-предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

-предоставление субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

Основы государственных финансов

Понятие государственных финансов

Важной сферой финансовой системы страны, которая обеспечивает ее денежными средствами для осуществления, политических, экономических и социальных функций, называется государственными финансами.

С экономической точки зрения финансы государства – это совокупность экономических отношений по распределению и перераспределению стоимости общественного продукта и части национального богатства страны.

Для функционирования в условиях рынка и товарно-денежных отношений государство остро нуждается в финансовых фондах, которые представляют собой доходы (налоговые и иные поступления в государственный бюджет) или расходы (инвестиции, госзакупки, выплаты и т.д.).

Предпосылками образования государственных финансов являются:

  • денежное хозяйство;
  • система формирования общественных потребностей;
  • система распределения затрат на общественные потребности применение в экономике;
  • развитых форм денег.

Финансовые средства, которые находятся в распоряжении государства, вкладываются на расширение производства товаров/услуг, на удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей общества, а также на нужды обороны страны и на управление.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Субъектами денежных отношений выступают:

  1. государство;
  2. предприятия;
  3. организации;
  4. учреждения;
  5. различные объединения;
  6. физические лица.

Для выполнения государством своих основных функций финансовая система мобилизуют имеющиеся денежные ресурсы, к которым относятся:

  • оказание государственных услуг общего назначения (функционирование органов госвласти, оборона, общественный порядок, защита прав собственности и прав граждан);
  • обеспечение законодательной базы (разработка и реализация законов);
  • распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебными ветвями власти, между федеральными, региональными и локальными органами власти (предупреждение коррупции и формирования теневого сектора экономики).

Функции государственных финансов

Для обеспечения успешного социально-экономического и политического развития государство выполняет следующие функции:

  • выработка, принятие и реализация законодательных актов, которые формируют институциональные основы рыночного хозяйства;
  • сохранение макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
  • финансирование основных социальных услуг, помощь слабо защищенным группам населения;
  • управление процессом интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
  • организация мероприятий по охране окружающей среды.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В общем виде данные функции имеют решающее значение и их можно представить в следующем виде:

Рисунок 1. Функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения экономики госфинансы выполняют пять основных функций:

Рисунок 2. Функции государственных финансов с точки зрения экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Планирование – это функция, которая обеспечивает постановку целей и путей их достижения на основе распределения полномочий и ответственности между государством, органами госвласти и органами муниципального управления. Сущность этой функции заключается в формировании бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.

Функция организации включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определение порядка их составления и выполнения и распределение обязанностей структурных подразделений финансовых органов власти. Данная функция Реализуется в рамках процесса построения системы контроля и координации распределения бюджетов и денежных ресурсов внутри страны.

Функция мотивации или стимулирования тесно связана с мероприятиями по достижению поставленных целей. При реализации этой функции учитываются факторы, влияющие на финансовую деятельность государства и потребности в денежных ресурсах.

Контроль – это функция госфинансов, которая способствует реализации целей. Ими являются разработка ном и нормативов как эталона оценки результатов. Осуществляется сравнительный анализ полученных результатов с установленными целями и при необходимости вносятся корректировки.

Функция распределения состоит в распространении национального продукта для обеспечения потребности государства. Также формируются источники для финансирования общественного сектора экономики, сбалансирование бюджетов в рамках единой бюджетной системы.

Структура государственных финансов

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Кроме этого они считаются необходимым звеном, так как создают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики.

Государство – это уникальная структура, обладающая возможностями контроля и перераспределения ресурсов. Это придет госфинансам особое положение и перекладывает обязательства на государственную систему финансирования.

Структура государственных финансов определяется двумя факторами: структура органов госвласти и выделение в составе госфинансов фондов бюджетных и внебюджетных средств.

В общем виде структура государственных финансов выглядит следующим образом:

Рисунок 3. Структура государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения структуры госвласти выделяют федеральные финансы и финансы органов местного самоуправления. Соответствующая системе государственного управления вышеуказанная структура может преобразовываться, учитывая функционирующую систему госрегулирования.

Также в состав структуры могут входить финансы субъектов страны или регионов. Если регионы отсутствуют, как в унитарных государствах, то все финансовые процессы осуществляются на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Именно федеральные финансы являются важным элементов в структуре госфинансов, так как уровне страны и оказывается воздействие на экономику посредством инфляции, налогов, кредитов и т.д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector