Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Планирование государственных финансов

Планирование государственных финансов;

Тема 7. Планирование доходов и расходов государства

7.1. Планирование государственных финансов

7.2. Бюджетные доходы и расходы

7.3. Планирование межбюджетных отношений

7.4. Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета

Потребление материальных и трудовых ресурсов и прочих ресурсов в процессе воспроизводства обусловлено движением денежных средств, образованием доходов и расходов субъектов хозяйствования. Обращение денежных средств обеспечивает финансовая система страны, включающая государственные финансы, финансы предприятий, организаций, страхование, кредитование. Государственные финансы необходимы для выполнения государством организаторско-хозяйственных функций. В структуре государственных финансов выделяются федеральные финансы, финансы субъектов РФ, местные финансы, а также бюджеты разных уровней управления, внебюджетные фонды, финансы госпредприятий, государственный кредит.

Финансовые ресурсы, которыми располагает государство для обеспечения различных потребностей, образует государственные доходы, а их использование на те же цели — государственные расходы. Основная часть доходов и расходов государства отражается в его бюджете, который представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государства и местного самоуправления.

Социально-экономическое развитие страны в огромной степени зависит от степени рационального планирования государственных финансов. Финансовое планирование охватывает все стадии создания, распределения, перераспределения и использования денежных доходов и накоплений. Оно включает определение объема денежных средств и их источников, выявление резервов роста доходов, экономии расходов, установление оптимальных пропорций между централизованными и децентрализованными фондами и других показателей.

Потребность в финансовых ресурсах определяется затратами на развитие производства, оборону, реализацию социально-культурных программ и обеспечение других общегосударственных нужд. Источником финансовых ресурсов выступает часть общественного продукта в форме денежных накоплений, амортизационных отчислений, доходов от внешнеэкономической деятельности, а также налоги, сборы, добровольные взносы, денежные сбережения населения.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны.

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты.

Федеральные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов этих субъектов РФ, а местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Они предназначены для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

При разработке бюджета на очередной год разрабатывается сводный финансовый план на три года, из которых:

первый год — это год, на который составляется бюджет;

следующие два года — плановый период, в течение которого ожидаются результаты заявленной экономической политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается на основе прогнозов развития и целевых программ. Он позволяет полнее учитывать все финансовые ресурсы, определяя их объем и направления использования. Между сводным финансовым балансом и федеральным бюджетом существует тесная связь, если сводный финансовый баланс отражает требования финансовой политики, то бюджет обеспечивает проведение ее в жизнь.

Бюджетная система основывается на следующих принципах:

единство бюджетной системы Российской Федерации;

разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

полнота отражения доходов и расходов бюджетов;

эффективность использования бюджетных средств;

общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;

адресность и целевой характер бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает общность правовой базы, денежного обращения, форм соответствующей документации, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения учета средств бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы предполагает полное или частичное закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти.

Принцип самостоятельности бюджетов включает право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов бюджетов каждого уровня; определять направления расходования средств, источники финансирования дефицита бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов означает, что все доходы и расходы подлежат в обязательном порядке и в полном объеме отражению в бюджетах, в государственных внебюджетных фондах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств предполагает достижение заданных результатов с наименьшим объемом бюджетных средств.

Принцип общего или совокупного покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

Принцип гласности предполагает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей на финансирование определенных целей.

В основе финансового планирования лежит бюджетный процесс. Он представляет собой регламентируемую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.

Составление бюджетов на очередной год основывается на:

• бюджетном послании Президента РФ;

• прогнозе социально-экономического развития страны;

• основных направлениях бюджетной и налоговой политики;

• прогнозе свободного финансового баланса;

• плане развития государственного и муниципального сектора экономики.

Формирование федерального бюджета осуществляется в два этапа.

На первом этапе разрабатывается прогноз функционирования экономики страны на очередной год.

На втором этапе федеральными органами исполнительной власти распределяются предельные объемы бюджетного финансирования, формируется перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовываются объемы их финансирования.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета, а также другие документы:

• основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год;

• прогноз сводного финансового баланса по территории РФ;

• прогноз консолидированного бюджета;

• расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

• проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета;

• поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на предстоящий год.

Рассмотрение Государственной Думой проекта федерального бюджета включает четыре чтения.

В первом чтении Государственная Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, программу внешних заимствований и предоставления кредитов.

Кроме того, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета:

Читать еще:  Финансовая система государства

• доходы по группам, подгруппам и статьям;

• распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

• размеры несбалансированности бюджета и источники покрытия дефицита;

• общий объем расходов.

Результатом обсуждения является принятие проекта федерального бюджета в первом чтении и утверждение его основных характеристик.

В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума может:

• передать его в согласительную комиссию;

• вернуть в Правительство РФ на доработку;

• поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении. Утверждается также размер федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств.

В третьем чтении Государственная Дума обсуждает расходы бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам, а также перечень защищенных статей, программу внешних заимствований.

В четвертом чтении рассматриваются поправки к закону, а также поквартальное распределение доходов, расходов, дефицита бюджета.

Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В ситуации, когда закон о федеральном бюджете на очередной год отклоняется Президентом РФ, он передается для преодоления разногласий в согласительную комиссию.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Парламента, то он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию в течение семи дней.

1 Финансовое планирование и прогнозирование в управлении государственными финансами

Финансовое планирование и прогнозирование в управлении государственными финансами

1. Финансовое планирование государственных финансов

2. Прогнозирование государственных финансов

3. Программирование государственных финансов

1. Финансовое планирование государственных финансов

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выра­жается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, ко­торые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором от­ражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образо­вания и использования, структура доходов и расходов.

Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РК, Фонда социального страхования РК, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости на­селения РК. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных средств друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.

Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества. Для учета потребностей всех хозяйствующих субъектов страховой фонд формируется и используется в плановом порядке. В походной части плана отражаются взносы предприятий, организа­ций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюд­жетного направления), в расходной — возмещение убытков от сти­хийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансиро­ванности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов — БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Республики. Эти документы разрабатываются Ми­нистерством экономики РК при активном участии Министерства финансов РК и других подразделений финансовой системы. В ба­лансе отражается формирование и использование ресурсов, плани­руемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, стра­хового фонда, кредитного фонда, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позво­ляет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов РК, местных администраций; эффективно и обос­нованно перераспределить средства между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансовый баланс объединяет в единую сис­тему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного и кредитного планов и других финансовых планов.

Показатели финансовых планов являются исходным материа­лом для анализа финансового положения государства, информа­ционной основой (базой) перспективного планирования. Систе­ма финансовых планов позволяет выявить объективные взаимо­связи и долговременные тенденции изменения структуры источ­ников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.

2.Прогнозирование государственных финансов

Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансово­го положения государства, обоснование показателей финансовых пла­нов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосроч­ными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реаль­но возможного объема финансовых ресурсов, источников формиро­вания и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные вариан­ты развития и совершенствования системы финансов, формы и ме­тоды реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различ­ных методов:

— построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

— метод непосредственной экспертной оценки.

Составление финансовых планов осуществляется по этапам.

На первом этапе планирования проводится экономический анализ вы­полнения финансовых показателей за отчетный период. Анализ финансо­вых показателей проводится во взаимной увязке с производственными дан­ными. Сопоставление плановых поступлений и расходов с фактическими в сочетании с производственными показателями позволяет вскрыть причины неполной аккумуляции средств, определить степень эффективности их ис­пользования, выявлять внутрихозяйственные резервы.

На втором этапе производятся расчеты конкретных видов доходов и расходов на планируемый период по основным группам доходов и рас­ходов на основе показателей планов и программ социального и экономи­ческого развития.

На третьем этапе отдельные задания, статьи увязываются в единое целое, балансируются. Если предусмотренные мероприятия и плановые задания не согласуются с денежными ресурсами, изыскивают источники увеличения доходов и накоплений, определяются пути более эффективного их использования, а в некоторых случаях — прямое сокращение отдельных видов расходов.

3. Программирование государственных финансов

Финансовое программирование — метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого зало­жены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

— установление приоритетов государственных расходов по на­правлениям;

— повышение эффективности расходования государственных средств;

— прекращение финансирования в соответствии с выбором аль­тернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономи­ческих факторов (ресурсных). При этом учитываются не только мас­штабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры име­ющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели. Программирование, как важный ме­тод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области фи­нансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования.

Финансовое программирование используется в развитых странах с 1960-х годов. Суть его заключается в составлении 5-летних «сколь­зящих» планов расходов. Каждый год план корректируется на осно­ве ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. Пока­затели при этом передвигаются (скользят) по 5-летней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели 1-го пред­стоящего года являются директивными (обязательными), а после­дующих 4-х лет — ориентировочными.

Читать еще:  Финансовая политика государства в современных условиях

В настоящее время в Республике Казахстан используются целе­вые комплексные программы, представляющие систему научно-ис­следовательских, организационно-хозяйственных и других мероп­риятий, направленных на достижение производственных целей, сба­лансированности по ресурсам и исполнителям.

Отправить по почте

Планирование финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений

Приказ Минфина России

от 07.02.2020 № 17н

Приказ Минфина России 17н от 07.02.2020 «О внесении изменений в приложение к Требованиям к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деяте.

Зарегистрирован в Минюсте России от 06.03.2020 № 57685

Дата публикации: 10.03.2020

Пример формирования обоснований (расчетов) плановых показателей по выплатам

Дата публикации: 14.11.2019

Пример формирования обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного учреждения, государственного (муниципального) автономного учреждения

Дата публикации: 14.11.2019

Постановление Правительства Российской Федерации

от 09.07.2019 № 873

Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 № 873 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 и признании утратившими силу некоторых положений постановления Правит.

Дата публикации: 23.07.2019

Приказ Минфина России

от 30.10.2018 № 221н

Приказ Минфина России от 30.10.2018 № 221н «О внесении изменений в пункт 8.1 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Министерства финансов Российск.

Дата публикации: 27.11.2018

Приказ Минфина России

от 18.09.2018 № 196н

Приказ Минфина России от 18.09.2018 № 196н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечен.

Дата публикации: 22.10.2018

Приказ Минфина России

от 31.08.2018 № 186н

Приказ Минфина России от 31.08.2018 № 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»

Дата публикации: 16.10.2018

Приказ Минфина России

от 06.06.2018 № 128н

Приказ Минфина России от 06.06.2018 № 128н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2016 г. № 198н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюдж.

Дата публикации: 27.07.2018

Постановление Правительства Российской Федерации

от 19.07.2018 № 849

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.07.2018 № 849 «О внесении изменений в Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреж.

Дата публикации: 20.07.2018

Приказ Минфина России

от 12.12.2017 № 224н

Приказ Минфина России от 12.12.2017 № 224н «О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 20.

Финансовое планирование и прогнозирование

В государстве на всех уровнях управления существует объективная необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов, достижения сбалансированности и пропорциональности функционирования и развития всего народного хозяйства.

Сбалансированность (пропорциональность) — такое состояние хозяйства страны, при котором обеспечивается его устойчивое, динамическое поступательное развитие в соответствии с общественной стратегией и общественными приоритетами.

Важнейшей функцией государственного и муниципального регулирования рыночной экономики является разработка и реализация стратегии социально-экономического развития с помощью прогнозирования, планирования и программирования.

Планирование — это осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности.

Финансовое планирование — это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства и муниципалитета, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность

— рациональное соотношение между величиной доходов до уплаты налогов и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, муниципалитетам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.[17]

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на по-

казателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Главными объектами финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в планах свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующем финансовом плане. Относительная обособленность отдельных звеньев финансов предопределяет необходимость разработки единой объединенной системы финансовых планов, отражающих особенности форм и методов образования и использования денежных фондов, а также отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам, в которых отражается движение бюджетных фондов, формы и методы их образования и использования, структура доходов и расходов.

Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц.

Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан. Для учета потребностей всех хозяйствующих субъектов страховой фонд формируется и используется в плановом порядке. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной — возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов — БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Эти документы разрабатываются Министерством экономического развития РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других подразделений финансовой системы. В балансе отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, кредитного фонда, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан.

Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов федерации, местных администраций; эффективно и обоснованно перераспределить средства между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансовый баланс объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного и кредитного планов и других финансовых планов.

Непосредственно взаимосвязанным со сводным финансовым балансом является другой синтетический баланс — баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме:

• доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

• пенсии и пособия;

• доходы от обмена товарами между группами населения;

• оплата товаров и услуг;

• налоги и добровольные взносы;

• сбережения во вкладах и займах.

Баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам федерации Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов финансовой системы.

Читать еще:  Понятие финансовой политики государства

Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.

Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (510 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. 23

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:

• построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

• метод непосредственной экспертной оценки.

Финансовое программирование — метод финансового

планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

• установление приоритетов государственных расходов по направлениям;

• повышение эффективности-расходования государственных средств;

• прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели. Программирование, как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования.

Планирование государственных финансов

Особенности планирования государственных финансов

Государство располагает финансовыми ресурсами для обеспечения различных потребностей, что является государственными доходами. Использование денежных средств на те же цели составляет государственные расходы. Основная часть доходов и расходов представлена в государственном бюджете. Это форма образования и расходования фонда денежных средств для финансирования функций государства и органов местного самоуправления.

Рациональное планирование государственных финансов влияет на уровень социально-экономического развития страны. Планирование госфинансов содержит все этапы создания, распределения, перераспределения и применения денежных доходов и накоплений.

В основе планирования государственных финансов лежит бюджетный процесс. Это регламентируемая деятельность органов госвласти, муниципалитетов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федеральных и региональных бюджетов.

Основные задачи планирования государственных финансов:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. расчет размера финансовых ресурсов по источникам их получения;
  2. определение объема и направлений использования финансов;
  3. согласованность материальных и финансовых ресурсов;
  4. формирование условий для эффективного управления финансами.

Выделяют несколько видов планирования госфинансов: по срокам: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное; по целевой ориентации и инструментарию: стратегическое и оперативное.

Методы государственного финансового планирования:

  1. метод экстраполяции (используется для отражения динамики показателей финансового плана);
  2. нормативный метод (применяются различные нормы и нормативы);
  3. метод математического моделирования (имитация экономических явлений в форме финансовых моделей);
  4. балансовый метод (согласование размеров финансовых средств с источниками их формирования);
  5. бюджетирование (ориентация на результат).

Планирование государственного бюджета страны

Основным планом государства является бюджет. Он играет важную экономическую, политическую и социальную роль в процессе воспроизводства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственный бюджет – это ключевой плановый и контрольный инструмент, который позволяет государству перераспределять больше третьей части национального дохода и больше половины своих денежных средств.

Бюджет государства является справочным документом, который показывает сумму привлеченных и перераспределенных ресурсов, т.е. доходов и расходов за год (с 1 января по 31 декабря). Данные денежные средства используются правительством страны в интересах развития экономики и решения социальных проблем в обществе. Через госбюджет осуществляется реализация внутренней и внешней политики станы.

Рисунок 1. Источники получения доходов и направления расходов государственного бюджета. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Государственный бюджет РФ состоит из:

  • федерального бюджета;
  • регионального бюджета (бюджеты субъектов);
  • местного бюджета (бюджеты муниципалитетов)

Бюджетное планирование – это составляющий элемент управления бюджетом и процесс составления планов. Суть его состоит в определении объемов и источников формирования и направлений применения фонда финансовых средств государства.

Планирование федерального бюджета включает в себя два этапа. На первой стадии разрабатывается прогноз функционирования экономики на следующий год. Далее федеральные органы исполнительной власти распределяют государственные финансы. На этом этапе создается список целевых программ, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета и согласовываются объемы вложений денежных средств.

Проект государственного бюджета рассматривается Государственной думой в рамках четырех чтений.

В первом чтении Госдума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития России на предстоящий год, направления налоговой и бюджетной политики, программу кредитования субъектов РФ и иностранных государств. Также рассматриваются основные источники получения доходов в бюджет.

Второе чтение проекта федерального бюджета предусматривает рассмотрение расходной его части в общем плане, а также утверждается объем фонда финансовой помощи субъектов РФ.

В рамках третьего чтения Государственная дума рассматривается расходы бюджета по подразделам, уровням, видам целевых программ и т.д.

Заключительное четвертое чтение – это изучение поправок в бюджет, распределение по кварталам доходов, расходов и дефицита бюджета.

Бюджетное прогнозирование как этап процесса планирования госфинасов

При осуществлении планирования государственных финансов особое значение придется информации, которая обрисует картину в будущем. Процесс получения подобных данных называется прогнозирование.

Прогноз развития бюджета – это совокупность вероятных оценок возможных средств развития его доходов и расходов.

Целью бюджетного прогнозирования является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета и внесение предложение по его укреплению. Результаты прогнозирования — это ключевое условие для принятия эффективных решений в рамках финансовой политики государства.

При разработке финансово-бюджетных прогнозов применяют различные методы:

  • метод экстраполяции (составление перспективы на основе практики за предыдущий период);
  • метод экспертных оценок (прогноз, строящийся на базе обоснованных оценок компетентных специалистов в отдельных отраслях науки и народного хозяйства).

Первый метод подходит для прогнозирования только некоторых статей расходов и доходов госбюджета, которые имеют более или менее стабильный характер. Второй метод при своей его популярности имеет один недостаток – присутствие субъективизма в оставлении оценок экспертами.

На практике оба метода могут применяться одновременно. Но более надежным способом считается построение многошаговых корреляционных моделей, которые предусматривают описание зависимости прогнозных бюджетных показателей от нескольких переменных. Такими переменными или факторами могут быть развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector