Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность финансовой политики государства

Сущность финансовой политики, ее осуществление, активизация и реализация

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие общества.
Таким образом, финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.
Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Сущность любой экономической категории, в том числе и финансовой политики, проявляется в ее функциях. Финансовая политика выполняет 2 функции – фискальную и экономическую.
Фискальная функция заключается в увеличении формирующейся доходной база государства и рациональном ее использовании.
Экономическая функция сводится к регулированию механизма перераспределения национального дохода между территориями и отраслями хозяйствования.
Сущность данной политики заключается:

  1. в том, что она порождается экономическими отношениями (общество не свободно в выборе финансовой политики и исходит из своих возможностей и условий объективной реальности);
  2. она направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач (активное государственное влияние на общественное производство);
  3. она воздействует на экономику и социальное развитие общества. Отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития данного общества.

Финансовая политика осуществляется в результате разработки финансовой стратегии и финансовой тактики.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.
В процессе ее разработки прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы их использования и организации; решается вопрос концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработана и приняты экономической политикой. Финансовая тактика более гибка, чем финансовая стратегия, т. к. она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.
Финансовая тактика – это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии.
Финансовая тактика и финансовая политика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития.
Тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи стратегии.
При активации финансовой политики финансы используются в общественном производстве в направлении обеспечения экономических интересов и стимулов.
Финансовые стимулы – это экономические рычаги, действия которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования.
Финансовые стимулы группируются следующим образом:
— финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство.
В этой связи важно правильно разрабатывать целевые программы и обеспечивать их достаточными ресурсами. При выборе основных направлений инвестирования средств необходимо большое внимание уделить показателям финансоемкости и финансоотдачи. Они являются критериями выработки целевых программ.
Финансоемкость – это количество финансовых ресурсов, требуемых на выполнение той или иной программы.
Финансоотдача – это количество прибыли, получаемой на вложенные ресурсы.
Основной задачей является снижение финансоемкости и финансоотдачи.
Финансовая политика реализуется через финансовый механизм.
Финансовый механизм – это совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы.
Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков:
— финансовые методы;
— правовое обеспечение;
— финансовые рычаги;
— нормативное обеспечение;
— информационное обеспечение.
Т. о., финансовая политика является:
1) экономической категорией, базирующейся на полной и достоверной информации и преследующая целью увеличение объема и эффективности использования финансовых ресурсов (финансоемкость, финансоотдача);
2) разрабатывается органами исполнительной власти, рассматривается и принимается органами законодательной (или представительной) власти;
3) осуществляется в результате разработки стратегических и тактических решений на основе научного подхода;
4) реализуется через финансовый механизм посредством финансовых методов и рычагов;
5) обеспечивает управление всей финансовой системой.

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ;

СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая политика государства – это деятельность государства по использованию финансов для укрепления своего потенциала (экономического, политического, военного, экологического, социального).

Финансовая политикапредставляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирования финансовой системы для достижения конкретных целей сохранения и развития отраслей народнохозяйственного комплекса и индивидуальных предпринимателей.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

— выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

— определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трёх основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегиями. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевыхпрограмм в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика — направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путём своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий, т.е. финансовая политика должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.

Учёт особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики — финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. [2]

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий. *

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики. [14]

Читать еще:  Финансовая деятельность государства это

Более структурированным выглядит определение данного вопроса у марксистов, видящих под финансовой политики в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее, стройность рассуждений, по-моему, мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазного государства.

Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).

Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов.

Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов.[1] Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.

Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой политики в повышении производства, отмечает что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.[2]

Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым.[3]Он исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.

Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М. К. Шереметьев в своей работе “Финансы СССР”.[4] Автор дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых процессов, происходящих внутри экономики страны.

Итак, советские экономисты определяли финансовую политику, прежде всего как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства, концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы народного хозяйства.

Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения

Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

Финансовая политика, ее сущность, виды, значение

Финансовая политика является важной составной частью экономической политики государства.

Финансовая политика государства – это совокупность распределительно – перераспределительных мероприятий, осуществляемых государствомчерез финансовую систему относительно организации и использования финансовых отношений с целью обеспечения роста ВВПстраны и повышения благосостояния всех членов общества

В зависимости от уровня экономической системы выделяют:

— финансовую политику государства (макроуровень);

— финансовую политику субъектов хозяйствования (микроуровень);

— финансовую политику международных организаций и финансовых институтов (уровень мирового хозяйства).

Следовательно, финансовую политику можно рассматривать как целенаправленную деятельность государства и других субъектов хозяйствования в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели.

Главная цель финансовой политикисостоитв повышении уровня общественного благосостояния путем оптимального распределения ВВП между отраслями национальной экономики, социальными группами населения, территориями. Для этого необходимо обеспечиватьусточивый рост экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных единиц различных форм собственности.

Финансовая политика способствуетобеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.

Сущность финансовой политики проявляетсяв объединенииконкретных целей и соответствующих средств, с помощью которых решаются поставленные задачи.

Цели финансовой политики обусловлены потребностями экономического развития и достижением высокого уровня индивидуального и общественного благосостояния.

Финансовая политика всегда имеет конкретную направленность, а ее реализация – это всегда компромисс между определенными потребностями и реальными возможностями.

При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики. Принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельно взятом государстве, в определенные периоды могут изменяться.

Первый принцип финансовой политикиможно сформулировать как постоянное содействие развитию производства, поддержка предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения.

Вторым принципом финансовой политикигосударства является мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий.

Третий принцип финансовой политики– влияние с помощью финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, запрещение технологий, которые угрожают здоровью граждан.

Главныепринципы и направления финансовой политики на практике отражаются в:

— системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов;

— перераспределении финансовых ресурсов между отдельными слоями населения, отраслями, регионами;

— структуре доходов и расходов бюджетов.

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на будущий конкретный период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегияориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических и социальных стратегий государства. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, определяются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая тактиканаправлена на решение задач определенного этапа развитию государства с помощью перегруппировки финансовых ресурсов и связанна с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия и тактика тесно взаимосвязаны между собой. В качестве финансовой стратегииследует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамический рост ВВП, формирование и развитие эффективного финансового рынка, создание благоприятного инвестиционного климата в стране. Такие цели можно достичь через сокращение дефицита бюджета, уменьшения инфляции, укрепление курса гривны, т.е. финансовую тактику.

Главными условиями результативности финансовой политики являются:

учет действия объективных экономических законов развития обществапри разработке финансовой политики;

— учетспецифики конкретных исторических условий каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего и международного положения, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

— тщательное изучение предыдущего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;

учет множества факторовпри выработке концепции финансовой политики;

наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее применение математического моделирования и электронно-вычислительной техники и пр.

Основная задача финансовой политики государства– обеспечение реализации государственных программ необходимыми финансовыми ресурсами.

Таким образом,государственная финансовая политика способствует решению следующих стратегических задач:

· формированию максимально возможного объема финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства;

Читать еще:  Государственный финансовый контроль

· обеспечениюрационального распределения финансовых ресурсов между отраслями, сферами экономики ирегионами;

· концентрации финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

· созданию эффективной системы управления финансами государства и других субъектов экономических отношений.

Основными составными частями финансовой политики государства являются:

1. Бюджетная политика деятельность государственных органов власти и управления относительно формирования, исполнения и регулирования государственного бюджета с целью обеспечения социально-экономического развития государства.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

· источников формирования доходов государственного и местных бюджетов;

· приоритетных направлений расходов бюджета;

· допустимых пределов несбалансированности бюджета;

· источников финансирования бюджетного дефицита;

· принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы

2. Налоговая политикакак неотъемлемая часть финансовой политики реализует интересы государства. Ее главное назначение заключается в изъятии части валового внутреннего продукта на общегосударственные потребности, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет.

3. Денежно-кредитная политика, под которой понимают комплекс действий, с помощью которых правительство влияет на обеспечение стабильности денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности расчетов в экономике страны и в разных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их прибыльности.Составными частями денежно-кредитной политики являются: эмиссионная, ценовая, валютная и кредитная.

Кроме перечисленных выше, финансовая политика включает также как самостоятельные составляющиетаможенную политику, долговую политику, инвестиционную политику, а также определенные направления государственной деятельности в отрасли страхования, социальной сфере, сфере финансового рынка и др.

Кроме государства, любой другой субъект хозяйствования (предприятие, учреждение, организация) также разрабатывает и осуществляет свою финансовую политику, придерживаясь требований действующего законодательства.

Финансовая политика субъектов хозяйствования – система мероприятий, форм и методов, используемых для финансового обеспечения их деятельности и достижения поставленных задач.

Главные задачи финансовой политики субъектов хозяйствования:

· обеспечение финансовой устойчивости;

· оптимизация денежного обращения и поддержка постоянной платежеспособности;

· максимизация чистой прибыли;

· минимизация финансовых рисков.

Составные части финансовой политики субъекта хозяйствования:

· политика формирования капитала;

· политика в сфере управления рисками;

Финансовая политика домохозяйств –деятельность гражданина или его семьи, основанная на создании и использовании фондов финансовых ресурсов с целью удовлетворения личных потребностей.Финансовая политика таких субъектов состоит в формировании доходов от заработной платы, продажи и сдачи в аренду имущества, в виде бесплатных услуг от государства, а также осуществление расходов на покупку продуктов пиания, оплату услуг, покупку ценных бумаг и др.

Международные организации и финансовые институты также разрабатывают и реализуют свою финансовую политику в сфере международного сотрудничества. Финансовая политика в сфере международных финансовсвязана с построением финансовых отношений государства с международными организациями и финансовыми институтами путем участия государства как в формировании доходов международных организаций, так и в получении государством средств от этих субъектов на финансирование проектов и программ в форме кредитов.

Сущность финансовой политики государства. Взаимосвязь финансов и финансовой политики

Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества. Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию и тактику финансовой политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансы – объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений, в процессе распределения и перераспределения валовой добавленной стоимости по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Финансовая политика – форма сознательной деятельности людей, оформленной законодательно в законах, постановлениях и других нормативных актах. Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк на основе действующего законодательства разрабатывают и конструкции, регламентирующие деятельность людей по реализации финансовой политики. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы, что непосредственно связано с финансами.

Составные части финансовой политики: бюджетная политика, налоговая политика, ценовая политика, денежно-кредитная политика

Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В пределах общей финансовой политики принято вы­делять ее составные части: налоговую, бюджетную и де­нежно-кредитную политику. Налоговая политикасостоит в изъятии части доходов физических и юридических лиц для передачи в бюджет и перераспределения на общегосударственные нужды, это неотъемлемая часть финансовой политики, реализующая интересы государства.

Свое назначение налоги выполняют в едином бюд­жетном процессе, неся фискальную и стимулирующую функции. Фискальная функцияреализуется посредством изъя­тия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функциявыражается через эконо­мические рычаги воздействия на усиление мотивов к тру­ду, экономному расходованию финансовых ресурсов, фи­нансовой поддержке рыночных реформ; она также влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдер­живая его развитие.Бюджетная политиказаключается в формировании централизованного фонда денежных средств, который ис­пользуется для выполнения функций государства в целях удовлетворения общегосударственных потребностей. Она базируется на стратегических программах развития эко­номики, социальной сферы и обеспечения безопасности страны, закладывающих основные параметры и темпы развития отдельных отраслей и сфер, а также источники их финансирования. Денежно-кредитная политика— одна из важных частей финансовой политики государства. Денеж­но-кредитные отношения выступают в качестве основного элемента процесса воспроизводства. Экономическое раз­витие любой страны зависит от организации денежного об­ращения, которое характеризуется движением денег, об­служивающих производство и реализацию товаров, услуг, работ и расчеты в хозяйстве. С развитием общества про­исходит количественный рост объема денежного обраще­ния, усиливаются его связи с кредитной системой.

17) Сущность и содержание финансового планирования: принципы финансового планирования; система финансовых планов

Финансовое планирование является составной частью экономического и социального планирования. Это обусловлено особенностями, товарного производства предполагающего движение валового внутреннего продукта в натурально-вещественной и стоимостной форме. План – документ, в котором отражаются цели, приоритеты, ресурсы и источники их обеспечения. Планирование – разработка планов. Финансовое планирование – научный процесс обоснования на определенный период порядка и сроков движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность государства, хозяйствующего субъекта или отдельные финансовые операции. Финансовые планы могут быть классифицированы по различным признакам: 1) В зависимости от объекта планирования: централизованные и децентрализованные. Под централизованным планированием используются следующие показатели: размер дохода консолидированного бюджета, размер расходов бюджета; размер дефицита бюджета и источники его покрытия; размеры бюджетных фондов, внебюджетных фондов (ФСЗН); размер госдолга, размеры межбюджетных трансфертов. В рамках децентрализованного планирования исп. след. показатели: чистая прибыль (фонд накопления, потребления, резервный); рентабельность (прибыль/затраты); размер амортизационного фонда, размеры и направления инвестирования, объёмы кредитования. В зависимости от сроков планирования: краткосрочные (менее 1 года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет).

Содержание и необходимость финансового контроля. Виды, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль – целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных формы и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию. Целью финансового контроля является содействие формированию научно-обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма. Существуют различия финансового контроля на: макро и микро уровне. Финансовый контроль на макро уровне – контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Субъектами контроля на этом уровне выступают законодательные органы власти и государственные органы управления. Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений, объединений всех форм собственности. Существует различное деление контроля на виды. Выделяется государственный финансовый контроль и негосударственный. В свою очередь негосударственный финансовый контроль подразделяется на: внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). В ряде случаев выделяются общественный контроль, над которым понимается финансовый контроль со стороны профсоюзов общественных организаций партий. Существуют различные формы финансового контроля. В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственных и финансовых операций. Он имеет целью предупредить незаконные действия должностных лиц, предотвратить нарушение законов, постановлений и распоряжений государственных органов. Текущий контроль проводится на предприятиях, в хозяйственных организациях, бюджетных учреждениях, в финансовых и кредитных органах, в министерствах, ведомствах, управлениях, отделах в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций. Последующий контроль проводится после совершения хозяйственно-финансовых операций. Он позволяет выявить нарушения, которые не были установлены предварительным и текущим контролем. Финансовый контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка; обследование; экономический анализ; ревизия.

Содержание и принципы организации финансов предприятия

Основным звеном нац. экономики являются предприятия. Финансы предприятия – совокупность эк. отношений, связанных с денежными отношениями по поводу распределения части выручки, в результате чего формируются фонды ден. средств предприятия для простого и расширенного воспроизводства. Выполняет 2 функции: распределительная и контрольная. Распределительная реализуется при распределении выручки, прибыли, остающийся в распределении предприятия. Контрольная – в контроле за формированием доходов, своевременной уплаты налогов в бюджет и рациональном использовании расходов. Базируются на след. принципах: 1) Финансовая юр. самостоятельность; 2) Хоз. расчёт (доходы > расходов); 3) Экономическая ответственность за выполнение обязательств перед партнёрами, гос-вом, наёмными работниками. Собственность может быть государственная и частная. В целом предприятия различных форм собственности основаны на одних и тех же принципах фин. организации. Тем не менее различия в организационно-правовом статусе пр-тия определяют особенности фин. механизма, хар-р имущественной ответственности. Прежде всего относится к источникам формирования уставного фонда, распределения прибыли, взаимоотношений с бюджетом. Для унитарных предприятий характерна единичная форма собственности. В случаи гос. формы собственности – КУП и РУП – учредительный фонд создаётся гос-вом, прибыль распределяется гос-вом. Произв. кооперативы – уставный фонд формируется членами кооперативов(не менее 5). Прибыль – в соответствии с трудовым участием, если иное не предусмотрено трудовым договором. Товарищество – коммерч. организ. предполагающая коллективную форму собственности. Бывают полные и коммандитные, где полное = коммандитное + вкладчик. Прибыль – пропорционально паевым взносам, если ное не предусмотрено договором. Общества: ООО, ОДО, ОАО, ЗАО. Уставный фонд разделен на вклады/акции (кроме ОДО) — где учредители несут ответственность за действие общества, в пределах тех сумм, которые они внесли или купленных акций. Для ОДО – дополнительная ответственность для учредителей в пределах оговоренных сумм. Для акционерных обществ в гос-ве определён мин размер уставного фонда: для ЗАО – 100баз. величин; для ОАО – 400баз. величин.

Читать еще:  Финансовая деятельность государства

Сущность и содержание финансовой политики

Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.

Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).

Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

Финансовая политика – деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трех составных частей:

• выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

• определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

• осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач – бюджет страны, принимаемый на очередной год.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

• стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;

• повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;

• способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;

• приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать: экономические и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов.

Финансовая политика царской России

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность.

Исходными принципами в концепции финансовой политики можно назвать следующие: преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизация денежных средств.

Принцип преемственности базировался на уважении к традициям, к тому, что было создано предшественниками, как в области теории финансов, так и на практике.

Принцип осторожности не позволял вносить серьезные изменения в финансовую политику даже в экстремальных условиях, например в период войн, революций. Все делалось для того, чтобы не разрушить финансовую систему, созданную в России к началу XX в. с величайшим трудом и напряжением. Этот принцип полностью соответствовал духу России, ее боязни реформ, ее консерватизму. Кроме определенной пользы данный принцип приносил и очевидный вред, выраженный в сдерживании экономического развития.

Принцип бюджетного равновесия. Бюджет России позволял осуществлять минимально необходимые расходы, которые поддерживали сложившуюся систему экономических отношений. Доходы бюджета на каждый новый финансовый год исчислялись в намеренно заниженных размерах. Разница между реальными и намечаемыми доходами составляла бюджетные остатки, которые, накапливаясь, образовывали так называемую «свободную наличность государственного казначейства» и служили показателем благополучия российских финансов.

Принцип устойчивости денежной системы. Реализация его осуществлялась через соответствие бумажной денежной массы золотому запасу. Выпуск не обеспеченных золотом кредитных билетов был строго ограничен.

Принцип централизации денежных средств. В государственный бюджет России поступало до 85% всех денежных средств, тогда как в Англии – 54%, Пруссии – 68%. В результате такой финансовой политики в России к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация, обеспечивающая ее экономический рост на коротком отрезке времени.

Финансовая политика в СССР

Строительство социалистических финансов началось только после окончания Гражданской войны. Экономические условия были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Основными задачами данного периода стали, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства, даже с участием капиталистических элементов, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.

Поэтому новая финансовая политика строилась уже на совершенно иных принципах. Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства.

Государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием.

Основным общегосударственным фондом является государственный бюджет, главные источники поступлений – налоги. Такая финансовая политика обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. Главными производителями сельскохозяйственной продукции стали колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации. Налоговая реформа 1930–1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет.

Через государственный бюджет страны достигалась очень высокая степень концентрации и централизации ресурсов. За годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) расходы государственного бюджета СССР составили 1146,8 млрд руб., из которых 582,4 млрд руб. было направлено на покрытие военных расходов (50,8%). В расходной части бюджета наибольшая доля средств на оборону была достигнута в 1943 г. – 59,5%. Это можно считать пределом военных расходов, так как денежные средства кроме обороны необходимы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, на прочие цели. В первые послевоенные десятилетия высокий уровень концентрации и централизации ресурсов в бюджете страны сохранялся.

Государство в 1980-е гг. осуществляет ряд мероприятий, связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, оставляя в неизменном виде налоговую систему. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов – государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества и т.п. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика была неустойчива, часто изменялась под влиянием текущего момента.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector