Tishanskiysdk.ru

Про кризис и деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель финансовой деятельности государства

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Финансовая деятельность любого государства представляет собой про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распре­деления и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определи­ли необходимость существования денег, кредита, других экономических кате­горий, что является вторым условием существования финансовой деятельнос­ти (см. схему 1).

В процессе осуществления финансовой деятельности государство реша­ет в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом — финансовым планом обес­печить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стиму­лировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансо­вого контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределе­ния и использования денежных ресурсов (см. схему 2).

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разно­образных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собира­ния и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финан­совой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

1) методы собирания фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи­заций и учреждений в бюджет;

б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды заня­тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру­гих ценных бумаг;

г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-

д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние (см. схему 4).

Ко второй группе — методам распределения фондов денежных средств относятся:

а) финансирование плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом, к которым относятся на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институ­тов (групп экономических отношений) образует финансовую систему (см. схему 7):

1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему госу­дарственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости на­селения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и дру­гие), государственный кредит. —

2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объеди­няет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу при­влечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: соци­альное, личное, имущественное, страхование ответственности, предприни­мательских рисков, перестрахование.

5. Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства

Схема 2. Задачи финансовой деятельности государства

Схема 3. Методы финансовой деятельности

Схема 4. Методы мобилизации фондов денежных средств

Схема 5. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств

Схема 6. Понятие финансов

Схема 7. Финансовая система государства

Навигация

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи.

Понятие финансов, их функции и роль.

Финансы– совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства или предприятия, а также система их формирования, распределения, контролирования и использования.

Финансы как экономическая категория – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства и местного самоуправления.

Финансы как правовая категория – совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций.

Функция финансов – обеспечение материальной основы существования и функционирования гос-ва.

Распределительная функция финансов направлена на формирование различных фондов денежных средств.

Контрольная функция финансов направлена на контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Финансовые отношения.

Экономические отношения достаточно многообразны. Для их описания и анализа наука использует специальные категории. Финансы — экономическая категория, характеризующая определенную группу однородных экономических отношений, что позволяет выделить их из множества других экономических категорий. Их отличительные способности заключаются в том, что финансы и финансовые отношения возникают на стадии распределения. Общественное воспроизводство состоит из 4 стадий: производство, распределение, обмен, потребление, и финансовые отношения протекают в денежной форме, однако, финансы — это обособившаяся часть денежных отношений и они непосредственно не связаны с товарным производством и обращением.

Возникновение финансовых отношений происходит в результате распределения стоимости в ее денежной форме, в связи с чем появляются различные формы денежных доходов и накоплений. Распределение стоимости предполагает факт реализации стоимости, в противном случае не происходит смена натуральной формы стоимости на денежную, а значит, и не возникает предпосылок для возникновения финансовых отношений, поскольку финансовые отношения протекают в денежной форме.

финансовые отношения легче всего поддаются государственному регулированию, так как составляющие их сущность элементы имеют количественную определенность, выражающуюся через конкретные измерители. Реализация присущих финансам функций распределительной и контрольной происходит в процессе финансовой деятельности государства, его органов, которые при финансовом планировании и контроле за выполнением финансовых планов исходят из закрепленных в законодательстве финансово-правовых норм.

Финансы в силу своей универсальности способны не только быть двигателем общественного прогресса, но и тормоза на его пути. Совершенствование любой области общественных отношений предполагает в первую очередь внесение соответствующих изменений в нормативную базу, регулирующую эти отношения.

Государство призвано упорядочить широкую гамму общественных отношений и прежде всего в области экономики, частью которой, являются финансы. В самом общем плане финансовая деятельность — деятельность по управлению финансовыми отношениями и финансовой системой.

Понятие и элементы финансовой системы.

Финансовая система как совокупность финансовых учреждений страны — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РБ, которое обеспечивает проведение единой гос. политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Читать еще:  Место страхования в финансовой системе государства

Финансовая система РБ призвана обеспечивать воспроизводство и развитие народного хозяйства республики. Она состоит из определенных элементов (звеньев), взаимосвязанных между собой, и выполняет общие для них задачи, определяемые финансовой политикой.

Самые общие цели, стоящие перед финансовой системой, конкретизируются, как правило, в прогнозах экономического и социального развития, законе о бюджете республики на новый финансовый год, основных направлениях денежно-кредитной политики.

Вторая составляющая финансовой системы — элементы (звенья). Финансовая система РБ состоит из следующих звеньев:

— финансы местного самоуправления и управления;

-государственный кредит, понимаемый в активной и пассивной форме;

Указанные звенья имеют свою структуру, поэтому их можно рассматривать как подсистемы единой финансовой системы РБ.

Финансы РБ включают консолидированный бюджет РБ и консолидированный бюджет сектора государственного управления.

Республиканские финансы включают республиканский бюджет, государственные внебюджетные фонды.

Финансы местного управления и самоуправления включают местные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды.

Корпоративные финансы включают финансы субъектов хозяйствования всех форм собственности, в том числе ресурсы банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Государственный кредит, понимаемый в активной и пассивной форме – это совокупность финансовых ресурсов, по поводу которых возникают долговые обязательства.

Страхование представлено фондами денежных средств, аккумулируемых и используемых для целей страхования.

Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов), обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Государство призвано упорядочить широкую гамму общественных отношений и прежде всего в области экономики, частью которой, являются финансы. финансовая деятельность — деятельность по управлению финансовыми отношениями и финансовой системой.

Финансовая деятельность определяется и вытекает из финансовой политики государства, сконцентрированных в ней целей и задач, являющихся целевыми установками для всех звеньев финансовой системы.

финансовая деятельность носит межотраслевой и межтерриториальный характер, а по мере глобализации и конвергенции национальных экономических систем и международный финансовый характер. Образующиеся в сфере материального производства финансовые ресурсы, став объектом распределения, попадают в распоряжение государственных и территориальных органов управления, субъектов хозяйствования и бюджетных учреждений.

Межотраслевое и межтерриториальное распределение факторов производства, в том числе капитала, подчинено интересам прогресса национальных и мировой экономики в целом. Национальный доход, приобретающий форму финансовых ресурсов, может быть использован не только в пределах государства, где он был создан, но и в интересах развития экономики и социальной сферы других государств. Поэтому финансовая деятельность все в большей мере становится интернациональным явлением.

Деятельность государства в области финансов в качестве отправной точки имеет создание правовых и институциональных основ в виде финансового законодательства и органов, осуществляющих управление финансовой системой государства. В настоящее время в РБ в результате государственного строительства сложилась достаточная нормативная база, регулирующая разноаспектные финансовые отношения, и система органов, как на республиканском, так и на территориальном уровне, способных обеспечивать в целом бескризисное функционирование финансовой систем белорусского государства.

В организационно-правовом аспекте финансовая деятельность проявляется в деятельности государственных органов и органов управления территориями, отраслями и предприятиями. между ними четко разграничены полномочия по участию в такой деятельности.

Конспект лекции 2 Финансовая деятельность государства и муниципальных образований

В процессе финансовой деятельности государства и муни-ципальных образований решаются следующие задачи <схема №7):

планомерное формирование и распределение денежных фондов в соответствии с целями государства и муниципальных образований;

экономическое стимулирование общественного производства в целях его развития и интенсификации;

контроль за законным и целесообразным использованием денежных ресурсов.

Функции финансовой деятельности государства и муни-ципальных образований <схема № 8) - это основные направления этой деятельности.

К функциям финансовой деятельности относятся:

образование государственных и муниципальных денежных фондов;

распределение государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

использование государственных и муниципальных фи-нансовых ресурсов;

государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;

эмиссия денежных знаков.

Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований (схема № 9), используемые в ходе этой деятельности и направленные на достижение ее целей, включают:

нормы бухгалтерского учета;

операционно-технические и коммуникативно-транспортные средства.

Способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований (схема № 10) — это конкретные пути, методы достижения целей финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Способы финансовой деятельности подразделяются на:

общие — те, которые используются при осуществлении

всех или почти всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

специальные — те, которые используются в процессе

реализации отдельных функций финансовой деятельности.

Общие способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований:

командно-волевой (императивный) заключается в том,

что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности действуют по принципу «команда — исполнение»;

рекомендательный состоит в поступлении не команд, а

рекомендаций субъектам финансовой деятельности, которые не обязательны, но наиболее приемлемы для исполнения ими;

коллегиальный заключается в совместном решении во

просов уполномоченными субъектами финансовой деятельности на паритетных началах.

Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований применяются в процессе реализации функций:

образования денежных фондов;

использования денежных средств;

распределения финансовых ресурсов.

В процессе осуществления функции образования денежных фондов применяются следующие специальные методы:

обязательных платежей — проявляется через установле

ние налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды;

добровольных платежей — проявляется через реализацию

государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, добровольных пожертвований в пользу государства и т.

финансовых изъятий — проявляется в изъятии государст

вом свободного остатка прибыли казенного предприятия;

штрафной — выражается в установлении и применении

штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово -правовых норм.

В процессе реализации функции использования денежных средств применяются следующие специальные методы:

безвозвратного финансирования — безвозвратное и без

возмездное выделение денежных средств;

возвратного финансирования — выделение денежных

средств на началах возвратности и возмездности.

В процессе осуществления функции распределения финан- совыхресурсов применяются методы:

процентных отчислений от регулирующих доходов —

выделение субъектам РФ и муниципальным образованием отчислений (в %) от федеральных и региональных налогов и иных платежей;

субвенций — выделение денежных средств из бюджета

вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели;

дотаций — выделение финансовых ресурсов без целевого

трансфертов — предполагает оказание соответствующим

субъектам РФ финансовой помощи из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, для чего в рамках соответствующего бюджета создается фонд финансовой поддержки.

Схема № 6. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Схема № 7. Задачи финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Схема № 8. Функции финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Схема № 9. Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Схема № 10. Способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Цель финансовой деятельности государства

Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства.

Содержание категории «финансовая деятельность государства» раскрывается в науке финансового права. Несмотря на некоторые отличия в определении финансовой деятельности государства, которые содержатся в юридической литературе. Финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для финансового обеспечения деятельности органов государства, безопасности и обороны страны, социаль­но-экономического развития общества.

Читать еще:  Основы государственного финансирования

Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, которая включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб).

Таким образом, финансовая деятельность осуществляется органами государства всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного управления и самоуправления осуществляется органами местного управления и самоуправления в пределах их компетенции.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую.

Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами. Основными из них являются:

1. Принцип законности, который заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Принцип гласности, проявляющийся в процедуре доведения до граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

3. Принцип плановости, означающий, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления, основанная на ст. 121 Конституции Республики Беларусь[1], согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Вышеперечисленные принципы находят отражение и закрепление в законодательстве, регулирующем разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного управления и самоуправления.

В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие задачи:

1) мобилизации денежных средств:

  • учет возможности получения средств;
  • увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;
  • учет и возможности налогоплательщиков;
  • установление особого порядка взимания налогов и сборов;
  • изыскание иных средств мобилизации денег;

2) распределение и использование денежных средств:

  • учет объектов использования денежных средств и их нужд;
  • определение размера каждой потребности;
  • определение размеров и сроков использования денежных средств;
  • определение правового положения распределителей бюджетных средств;
  • строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;
  • обеспечение сохранности денежных средств;
  • выявление резервов расходования денежных средств.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств.

Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежей является доминирующим, реализуется через механизмы налогообложения, отчисления во внебюджетные фонды, обязательное страхование и т. д. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. п. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: финансовой политики, экономических отношений, потребности государства в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования. Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности.

Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые – это формы, имеющие локальный характер, т. е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур(например, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства и т. д). Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в финансовой сфере

Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за выполнением финансовых обязательств перед государством.

Субъекты финансовой деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы местного самоуправления[2]. Естественно, что основная задача по мобилизации и расходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственные органы всех ветвей власти.

Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью.

Субъекты, принимающие участие в мобилизации денежных средств в доход государства:

1. Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти. Они руководят бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).

2. Органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами в соответствующей административно-территориальных образованиях, устанавливает местные налоги и сборы и др. Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Так, помимо того, что они утверждают местные бюджеты, они обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, государственных страховых фондов.

3. Государственные органы специальной компетенции занимают особое место в мобилизации денежных средств. Такими органами являются: а) Министерство финансов; б) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; в) Национальный банк Республики Беларусь.

4. Все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они также могут быть заемщиками по государственному кредиту.

5. Граждане как налогоплательщики также могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.

Следовательно, есть субъекты финансовой деятельности, которые являются только участники расходования (использования) денежных средств. Как правило, такими субъектами выступают государственные учреждения образования (школы, лицеи, гимназии, университеты), здравоохранения (поликлиники, больницы) и многие другие так называемые бюджетные организации и учреждения. Они могут быть участниками мобилизации только в том случае, если им будет разрешено заниматься определенным видом предпринимательской деятельности.

Читать еще:  Что понимается под финансовой системой государства

[1] НРПА. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

[2] Финансовое право: учебник. М.: Юристъ, 1996; Соколова, Э.Д. Понятия и принципы финансовой деятельности государства / Э.Д. Соколов // Государство и право. 2007. № 5. С. 96.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, особенности

Финансовая деятельность государства — это осущест­вление им функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию денежных фондов (финан­совых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований , осу­ществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодатель­ством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функции по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию муниципальных (мест­ных) денежных фондов в целях реализации социально-экономичес­ких задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурса­ми деятельности органов местного самоуправления. Особенностью муниципальной финансо­вой деятельности является обеспечение финан­совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен­ных местным сообществом, и делегированных полномочий государства.

Финансовую деятельность государства нужно рассматривать с двух сторон:

  1. как особый вид экономической деятельности;
  2. как разновидность государственного управления.

Финансовая деятельность государства как особый вид экономической деятельности

Признаки, характеризующие финансовую деятельность государства как особый вид экономической деятельности:

  • выпуск денежных знаков (эмиссия);
  • организация и регулирование денежного обраще­ния в стране;
  • осуществление расчетов.

Деньги выполняют роль измерителя стоимости товаров и услуг, являются всеобщим эквивалентом, помогающим быстро и эффективно обменивать один товар на другой, способству­ют нормальной работе хозяйственных механизмов в сфере как госу­дарственного, так и частного бизнеса, в наиболее удобной форме по­могают гражданам удовлетворять свои потребности.

В процессе осущест­вления финансовой деятельности государство собирает (мобилизу­ет) денежные средства, распределяет мобилизуемые денежные средства (перераспределяет) и создает бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные фонды. Это очень существенный признак финансовой деятельности государства. При этом государство использует различные ме­тоды: установление налогов и сборов, добровольное привлечение де­нежных средств населения посредством государственного кредита, лотереи и т.д.

В рассматриваемом плане огромное значение для функциони­рования государства имеет создание федерального бюджета как цен­трализованного фонда Российской Федерации, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного зна­чения (оборона, иностранные дела), а также для перераспределения финансовых средств между субъектами Российской Федерации в це­лях выравнивания условий их социально-экономического развития.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает создание основных го­сударственных внебюджетных фондов, к числу которых относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды. Финансовые фонды дисциплинируют государство, обязы­вают должностных лиц использовать денежные средства законно и на цели, указанные в законе. Создание денежных фондов в процессе мобилизации денежных средств, их распределения и перераспреде­ления представляет собой основное направление в финансовой дея­тельности государства.

В процессе финансовой деятельности государство расходует де­нежные средства. Из федерального бюджета госу­дарство осуществляет расходы на армию и оборону; из Пенсионно­го фонда РФ выплачивает пенсии гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные городами и селами в результате стихийных бедствий, и т.д.

Расходуя денежные средства, государство:

  • применяет бюджетное финансирование, т.е. целевой, безвоз­мездный, безвозвратный отпуск государственных денежных средств;
  • применяет банковское кредитование, т.е. выдачу возвратных ссуд, за пользование которыми граждане и юридические лица уплачивают проценты;
  • выплачивает страховые возмещения и т.д.

Таким образом, финансовую деятельность государства обра­зуют прежде всего такие ее виды, как эмиссионная, налоговая, бюджетная, расходная деятельность. Однако панорама финан­совой деятельности государства показывает и другие ее состав­ные части (виды): валютную, кредитную, страховую, финансово-контрольную и др.

Финансовая деятельность государства как разновидность управлен­ческой деятельности

Финансовая деятельность государства представ­ляет собой «специальную отрасль государственного управления». В этом качестве финансовая деятельность государства является:

  • властной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти;
  • государственно-плановой, осуществляемой в рамках точно определенного времени (квартала, года);
  • координирующей;
  • контролирующей.

Управленческий характер финансовой деятельности проявляется в том, что она осуществляется на основе правовых управленческих ре­шений как представительных, так и исполнительных органов власти. В иерархии таких решений ведущее место принадлежит актам пред­ставительных органов, в первую очередь федеральным законам и за­конам субъектов Федерации о бюджетах, налогах и т.д.

Наибольшую часть управленческих решений в области финан­совой деятельности государства составляют акты органов исполни­тельной власти, и это естественно, потому что преимущественно эти органы осуществляют финансовую деятельность (Минфин России, налоговые службы). При этом в каждом конкретном случае осущест­вление финансовой деятельности представляет собой иерархическую связь двух субъектов: один из них командует, реализует направляю­щее, координирующее, контролирующее воздействие, а другой субъ­ект подпадает под его власть. Наиболее заметно такое воздействие в налоговом правоотношении (налоговый орган — налогоплатель­щик), в бюджетно-процессуальном правоотношении (законодатель­ный орган — орган исполнительной власти).

Финансовая деятельность представляет собой управленческую деятельность координирующего характера , в процессе осуществление которой устанавливается в зависимости от обстоятельств целе­сообразное соотношение расходной части с доходной частью бюдже­тов различных уровней путем бюджетного регулирования: процент­ных отчислений от налогов в те или иные бюджеты, предоставления дотаций, субвенций и субсидий и т.д. Однако координацию как управленческое воздействие по согласованию действий различных финансовых органов вряд ли можно ограничить только бюджетной сферой. Она распространяется на эмиссионную, налоговую, валют­ную и другие сферы финансовой деятельности государства.

Планирование имманентно присуще финансовой деятельности как деятельности управленческой. Например, исполнение бюдже­та как по доходам, так и по расходам осуществляется строго по пла­ну: каждый доход и каждый расход бюджета предусмотрены зако­ном и реализуются в установленное законом время. Иначе говоря, финансовая деятельность любой государственной организации осу­ществляется не произвольно, а на основе какого-либо финансово-планового акта: сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, баланса доходов и расходов предприятия, кассового плана и т.д.

Таким образом, финансовая деятельность государства представ­ляет собой плановый процесс мобилизации денежных средств, соз­дания финансовых фондов, расходования денежных средств для эф­фективного выполнения государством своих задач и функций.

Составной частью финансовой деятельности государства как управленческой категории является финансово-контрольная дея­тельность , которую осуществляют компетентные органы государ­ства (Минфин России, Счетная палата РФ) в процессе мобилизации денеж­ных средств в государственные финансовые фонды и их использова­ния в интересах общества и государства.

Государственный финансовый контроль распространяется как на государственные и муниципальные финансовые структуры, так и на частную предпринимательскую деятельность. Так, органы го­сударственной власти Российской Федерации и органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации осуществляют кон­троль за соблюдением органами местного самоуправления налогово­го и бюджетного законодательства.

Итак, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государствен­ные и муниципальные фонды, использованию их в интересах обще­ства и государства, причем эта деятельность осуществляется на осно­ве управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильностью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур.

Есть еще один признак финансовой деятельности государства, о котором следует сказать отдельно: эта деятельность осуществляется на строго правовой основе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector